Императоры несколько раз устраивали карательные походы против павликиан. В середине IX века во время регентства Феодоры и правления Василия I было уничтожено около ста тысяч сторонников этого вероучения. Несмотря на репрессии, павликиане продолжали существовать до падения Византийской империи и даже после него, распространившись на Запад под именем богомилов, альбигойцев и катаров. В отличие от павликиан, мессалиане или евхиты («молящиеся», на еврейском и греческом) были чисто монашеской сектой, возникшей еще в IV веке, то есть у самых истоков монашеского движения. Евхиты считали самым главным молитву как единственный способ спасения души, все остальное для них было вторично. По их учению, каждый человек рождался со злым демоном внутри и избавиться от него можно было только постоянной и усердной молитвой. Тогда демон уйдет, а на его место явится Святой Дух, который наполнит благодатью душу и тело человека. После этого человек уже не подвластен злу, ему не нужны ни таинства, ни аскетические подвиги, он просто живет в радостном единстве со Святым Духом. Евхиты проводили время в праздности, питались только милостыней, полагая, что труд отвлекает их от духовной жизни, и устраивали экстатические пляски, воплощавшие их мистическое соединение с Божеством. Они не старались афишировать свою веру и тайно существовали в монастырях под разными именами: энтузиастов, корефов, лампициан, адельфиан, маркионистов и т. д. Во всех этих ересях, включая монтанистов и павликиан, было много сходного по настроению и взглядам: их оторванность от всего земного, апокалиптичность, крайний аскетизм, отвращение к материи и плоти (в том числе к любым внешним проявлениям религиозности – обрядам, церемониям, иконам, церковной иерархии), склонность к мистицизму и экстазу, нетерпимость, граничащая с фанатизмом, и в то же время подкупающая честность и простота. Люди такого склада существовали во все века, порождаемые ими течения сопровождали христианство как подземная река, то уходя вглубь, то снова пробиваясь на поверхность. Всегда в той или иной мере растворенные в ортодоксальной Церкви, они готовили в ней особую среду, благоприятную для иконоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

690 Так было признано болгарское царство. Тюрки по расе и языку, болгары сумели, как раньше их авары, явиться тем ферментом, который объединил в государственный союз раздробленные славянские племена, жившие в условиях родового быта, – «кийждо с родом своим», по выражению нашего летописца. Открытые в недавнее время надписи в раскопках Абобы-Плиски, как назывался древнейший, основанный болгарами, город на реке Камчии, носившей тогда имя Тича, с наглядностью подтверждают тюркский характер народа. Повелитель орды носил титул хана – κνας, с эпитетом βηγη, который лишь по догадке объясняется в смысле «великий», «могучий». Ближайшие его люди носили титулы – тархан, богатор, боила и жупан. 691 Этот последний титул указывает на смешение болгар со славянами и по времени, вероятно, позднее двух первых. Литературный памятник, открытый А. Поповым : «Именник болгарских царей», дает непреложное свидетельство о том, что цари болгар вели свой род от Аттилы и в частности от его сына Ирнаха, которого видел некогда в ставке Аттилы Приск (448 г.) и тогда же узнал предсказание о нем кудесников, что его потомство восстановит славу Аттилы, которая померкнет после его смерти. 692 Тот же памятник дает свидетельство о смешении болгар со славянами еще раньше их переселения за Дунай, а также и о том, что у них был свой счет годов по циклам, воспринятый тюрками от китайцев. 693 Водворение болгар за Дунаем было последним крупным событием внешней истории Византии в правление Константина. На восточной границе было тихо со времени заключения мира с Муавией. Старания Муавии обеспечить преемство власти своему сыну Йазиду увенчались успехом, и Йазид после смерти отца (апрель 680 года) занял его место. 694 Правление его продолжалось три года; он скончался, не достигнув сорокалетнего возраста (10 ноября 683 г.). Византийское предание не сохранило никаких свидетельств о расширении халифата за счет империи во время правления Йазида; но арабские историки относят к этому времени возвращение в Африку Укбы, отозванного Муавией.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Так как войска направлялись назад в столицу, то болгары сами переправились через Дунай и стали занимать уцелевшие в Скифии имперские города. Не встречая, по-видимому, никакого сопротивления, они дошли до приморского города Одисса (Варна), который издавна имел значение центра военного управления провинции Скифии, и утвердили в нем свою власть. В Скифию и Нижнюю Мезию давно проникали славяне и уже при Юстиниане они утверждались здесь на постоянное жительство. С тех пор прошло много времени, и вся эта страна была по характеру населения славянской землей. Феофан дает имя «семи племен» славянскому населению области, занятой болгарами, и называет по имени одно племя – северяне, Σεβερεις, которое как бы противополагалось тем семи. Утвердившись в Одиссе и заняв восточные проходы на Балканах, болгары распространили свою власть на запад по течению Дуная до тех местностей, которые признавали над собой власть аварского хана. Кочевой народ, каким были тогда болгары, нуждался в охране своих границ привязанным к земле оседлым народом и, по свидетельству Феофана, болгары поселились к востоку от проходов северян, а к западу и по границе с аварами поселились другие, не названные по имени у Феофана, племена. Так из набега кочевого народа возникло новое государство. Феофан в своей записи об этом событии сводит все дело в один год, 679: но одно случайное свидетельство позволяет утверждать, что военные действия и утраты империи продолжались и в 681 году. Один сирийский пресвитер, по имени Сергий, выступавший защитником монофелитства на заседании 9 августа 681 года, признавал в неудачах «текущего года» на войне с болгарами кару Господа Бога за отступничество от истины христианского вероучения. 689 Военные неудачи побудили императора примириться с совершившейся утратой областей, находившихся в слабой зависимости от центра государства. Он признал за болгарами право на захваченные ими территории, заключил с Аспарухом мирный договор и обязался платить ежегодные поминки, издавно обычные в империи в сношениях с пограничными варварами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Соглашаясь с Бруксом в этом вопросе, мы позволили себе высказать следующее соображение. – Возможно, что пребывание Фадалы в Эксаполе, отмеченное Феофаном два раза, под 667 и 668 годом, является раздвоением одного и того же события. В таком случае поездку Андрея к Муавии следует отнести к 667 году, поход Йазида в Халкидон к 668 году и отвоевание Амория к зиме 668–669 гг. Констант был убит, вероятно, в сентябре 668 года, и Константин справил свой консулат поздней осенью. Зимой в те времена не вели морских предприятий. К тому же вслед за воцарением Константина разыгрался бунт анатоликов, который отнесен Феофаном ко времени после возвращения Константина в столицу. Так как подавление претендентства Мизизия произошло через семь месяцев после убийства Константа, т. е. в апреле месяце 669 года, то дело обошлось, очевидно, без личного участия в нем Константина. 653 Убийство Константа в Сиракузах и подавление мятежа на Сицилии дали повод арабам сделать морской набег на этот остров и вторжение в Африку. О последнем сохранил свидетельство Феофан под первым годом правления Константина. По его словам, в этом набеге было уведено в плен 80 тысяч человек. 654 Обильные свидетельства арабских историков о военных успехах в Африке в это время сплетают целый клубок легенд вокруг имени вождя Укбы ибн Нафи, которому приписывается создание нового плацдарма в Кайруване в 670 году. Укба действовал в Африке до 675 года, когда он был отозван Муавией и вернулся назад только при его преемнике Йазиде в 682 году. 655 Что касается набега на Сицилию, то свидетельство об этом событии сохранено в Хронике пап. Арабы напали на Сиракузы. Население бежало в горы, оставив на произвол судьбы свой город. Арабам досталась огромная добыча и в том числе много бронзовых позолоченных статуй, увезенных Константом из Рима во время посещения в 663 году. 656 Свидетельства арабских историков подтверждают это сообщение. Статуи были доставлены Муавии из Александрии в Дамаск. Он препроводил их в Куфу и приказал отослать для продажи в далекую Индию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

111 Речь идет не об известном городе в Южной Италии (совр. Реджио ди Калабрия), но о городе во Фракии в 12 милях к западу от Константинополя. 112 Катехумения – место, где проводилось наставление «оглашенных», т. е. собирающихся принять крещение. 118 Судя по этим словам, указанные события происходят в пятнадцатом индикте (с 1 сенгября 656 г. до 1 сентября 607 г.), т. е. как раз накануне избрания папы Виталиана (607–672). Угроза патрикиев была очень реальной, и, видимо, поэтому новый папа установил внешне дружественные отношения с Константинополем, воздержавшись от осуждения «Типоса». Когда император Констант II, проведший последние годы своей жизни на Западе, прибыл в Рим (663), то был с пышностью встречен Виталианом. Но после смерти этого императора папа Виталиан стал энергично выступать против монофелитства (см.: De Vries W. Orient et Occident. Les Structures ecclesiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecumeniques. P., 1974, c. 196–197). 120 Если верить этому сообщению «Жития», то оно показывает, сколь великое значение придавало византийское правительство отречению от православия Максима Исповедника и его учеников – суд над ними производит сам император. 121 После Виталиана папами были еще Адеодат (672–676) и Дон (676–678); лишь после них римскую кафедру занял Агафон (678–681). Он и получил послание нового императора Константина IV Погоната (668–680), который решил покончить с церковными смутами и пойти на мировую с Римом. Получив послание Константина IV, папа Агафон созвал два собора подряд в Риме (691 и 680), которые единодушно высказывались в пользу православного диофелитства (см.: Kreuzer G. Die Honoriusfrage in Mittelalter und in der Neuzeit, c. 74–81). 122 После смерти Константа войско провозгласило императором армянина Мидии, но он пробыл на троне только семь месяцев. 123 Шестой вселенский собор, о котором здесь идет речь, проходил в Константинополе с 7.11.680 по 16.9.681 г. 126 Точное место последней ссылки и кончины Максима Исповедника установить трудно. Так, К. Коколидзс, например, считал, что «под Лазикой, Мингрелией и Аланией Жития препод. Максима разумеется одна и та же территория, именно – восточное, точнее северо-восточное побережье Черного моря, окаймляемое с юга и востока рекой Рионом, а с северо-востока главным Кавказским хребтом. Конкретным местом заточения Максима Исповедника грузинский ученый считает крепость Мури около реки Цхенис-Цкали, на пограничной точке между Лечхумом, Мингрелией и Сванетией (см.: Кекелидзе К. Сведения грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике. – Отдельный оттиск из Трудов Киевской Духовной Академии. Киев, 1912, с. 23–34). А Бриллиантов предполагает, что «Схимарис» греческого «Жития Максима Исповедника » тождествен «Ухимерию», упоминаемому у Прокопия Ксефийского, и находится где-то в районе Мури (см.: Бриллиантов А. О месте кончины к погребения Св. Максима Исповедника. Пг., 1918, с. 7–62).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Заручившись поддержкой болгар, Юстиниан отправился отвоевывать Константинополь. Ночью он с сотней бойцов пробрался в город через разрушенный водопровод, отворил ворота армии и захватил столицу. Началась вакханалия жестокости и мести. Юстиниан приказала привести к себе Леонтия и Тиберия, растоптал их ногами и приказал обезглавить. Мертвые головы он потом еще несколько дней попирал ногами, наслаждаясь зрелищами на ипподроме. Патриарха Каллиника ослепили и отправили в ссылку, брата Тиберия и еще множество людей убили и повесили на стенах Константинополя. В своих казнях император проявлял своеобразный черный юмор: например, назначал людей на высокие посты, а когда они с радостью уходили, посылал за ними убийц. Не забыл император и про негостеприимный Херсонес. Он устроил против него карательный поход, приказав солдатам истребить всех жителей города. Приказ был выполнен наполовину: большинство взрослых убили, знатных лиц зажарили на деревянных вертелах или утопили в море, но детей и подростков пощадили. Равенна, в свое время выступившая против воли императора, тоже была наказана: знатных равеннцев схватили во время официального приема, отвезли в Константинополь и казнили, а епископу Равенны Феликсу выжгли глаза. С Римом Юстиниан подружился из политических соображений. Он пригласил к себе римского папу Константина, принял его почтительно и попросил утвердить решения Пятошестого собора. После долгих уговоров был достигнут компромисс: папа принял правила частично, одобрив все, что «не противоречило православной вере, добрым нравам и декретам Рима». Рим, ждавший от Юстиниана ужасов и казней, вздохнул с облечением и объявил его «православным и христианнейшим императором». А «христианнейший император» посчитал разгром Херсонеса неудовлетворительным и снарядил новую экспедицию, приказав сровнять с землей город и все окрестности и не оставить в них ничего живого. Но чаша жестокостей уже превысила меру, и войско отказалось выполнять приказ. Юстиниан в это время находился в Малой Азии. В его отсутствие восставшие захватили Константинополь, вывели шестилетнего сына басилевса из церкви, где он пытался найти защиту, и прилюдно на площади зарезали. Армия покинула Юстиниана, и он погиб от руки какого – то солдата, присягнувшего новому императору Филиппику Вардану. Так закончилось правление династии Ираклидов. Реванш монофелитства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Армия Ираклия стояла недалеко, в северной части Сирии, но у империи не хватало ни денег, ни сил, чтобы справиться с новым нашествием. С огромным трудом Ираклию удалось оттеснить арабов на юг за Мертвое море, но это был кратковременный успех. Через год халиф Абу Бакр захватил Дамаск. Ираклий успел собраться с силами и бросил армию против мусульман, но во время битвы арабская часть его войска, состоявшая из христиан – монофизитов, перешла на сторону врага. Ромеи были разгромлены, и Ираклий бежал из Антиохии в Константинополь, оставив Сирию арабам. Спустя еще три года халиф Омар взял Иерусалим. Переговоры о сдаче города вел сам Софроний: патриарх был епископом, полководцем и дипломатом в одном лице. Он договорился с Омаром об условиях существования христиан в мусульманском государстве. Согласно этим правилам, христиане сохраняли за собой свои храмы, но должны были убрать с них кресты и колокола, а также держать их открытыми для мусульман в любое время дня и ночи. Новые храмы строить запрещалось. Христиане не имели права проповедовать свою веру и обязывались не мешать своим родным, если те захотят принять ислам . Они должны были внешне отличаться от мусульман («Пусть не одеваются, как мусульмане, и не покрывают своей головы, как правоверные. Пусть не говорят тем же языком, не называются теми же именами, не имеют на своих печатях арабских надписей»), не брать их в слуги и всюду уступать им место. Кроме того, они не могли ездить верхом и иметь оружие. Завоевание Сирии и Палестины далось мусульманам без особого труда. Византийская власть с ее религиозным диктатом так надоела сирийцам, что они благосклонно встречали арабов, казавшихся им более терпимыми, чем греки. Летописец Михаил Сириянин с негодованием вспоминал гонения византийцев на яковитов: «Вот за это Бог отмщений, видя злобу ромеев, которые повсюду, где властвовали, жестоко грабили церкви и монастыри и нас судили без милости, привел с юга сынов Исмаила, чтобы нас через них освободить». Так же быстро и легко пало Персидское царство, просуществовавшее больше тысячи лет (со времен Кира Великого, 539 год до н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отправив войска против императора Фоки, шах Хосров не стал их отзывать и после того, как узнал о его смерти и воцарении Ираклия. Военная кампания шла успешно, и отменять ее не имело смысла. Персы быстро завоевали Антиохию и Александрию, два крупных оплота христианства. В 614 году пал Иерусалим; патриарха Захарию взяли в плен, а великую святыню христиан, Крест Господень, увезли в Персию. Еще через год был захвачен Египет, затем Киренаика и Ливия. В 617 году персы заняли Халкидон – чтобы атаковать столицу Византии, им оставалось переправиться через Босфор. Одновременно с севера наступали авары, которые в 619 году достигли окрестностей Константинополя. Положение было настолько отчаянным, что Ираклий решил оставить город и бежать в Карфаген, откуда он был родом. Однако патриарх Сергий удержал его от этого шага и потребовал дать перед народом клятву, что столица навсегда останется в Константинополе. Ираклий, собравшись с духом, занялся организацией сопротивления. Нуждаясь в деньгах (казна была совершенно пуста), он занял средства у богатых граждан, переплавил в монеты церковную утварь и откупился от аваров. Затем Ираклий занялся созданием армии и сумел создать боеспособное, дисциплинированное и крепкое духом войско, которое весной следующего года отправилось завоевывать Персию. Император не только возглавлял войска, но и сам сражался в первых рядах бойцов. В решающей битве у города Мосула он лично убил трех персидских военачальников, потерял лошадь и проявил исключительную храбрость. Его мужеством восхищались даже персы. За четыре года Ираклий отвоевал все потерянные территории, освободил Сирию, Палестину и Египет и вернул Крест Господень в Иерусалим. После окончания кампании он с триумфом вернулся в Константинополь, где народ встретил его пением и оливковыми ветвями. Торжествующий император не знал, что на пороге стоял новый враг, противостоять которому Византия будет уже не в силах. Это были арабы и провозглашенная ими новая религия – ислам . Погромы После захвата Иерусалима персами в 614 году по городу прокатились погромы, устроенные иудеями против христиан. Они специально выкупали христианских пленников у персов, чтобы подвергать их изощренным пыткам. Когда Ираклий отвоевал город, иудеи стали умолять императора защитить их от мести христиан. Ираклий дал клятву, что сохранит им неприкосновенность, но вскоре понял, что не сможет удержать разгневанный народ, и разрешил провести еврейские погромы. После этого иудеев выселили за пределы города, запретив им даже приближаться к Иерусалиму. В палестинских монастырях до самой смерти Ираклия отмаливали грех клятвопреступления и даже устроили для этого специальный недельный пост. Еретические церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У «анатоликов», как теперь впервые в нашем предании названы полки южных областей Малой Азии, началось по этому поводу брожение, и к императору явились из Хрисополя (Скутари) депутаты от армии с требованием приобщить к участию в верховной власти отстраненных от нее братьев. Божественный элемент в понятии императорской власти, действовавший в течение веков до того времени, когда империя стала христианской державой, сохранял и позднее свое значение в обрядах, обычаях и самой форме обиходных выражений. Латинское слово sacer, применявшееся к особе императора и всему непосредственно от него исходившему и его касающемуся (sacra constitutio, sacra vesmís u moмy подобное), передавалось греческим словом ϑεος, божественный, божеский: ϑεα χερ, ϑεον κρτος. Это смешение божественного с человеческим нашло свое выражение в форме требования, как оно было предъявлено анатоликами молодому императору. Депутаты заявляли: «Мы веруем в Троицу, троих и увенчаем». Успокоив солдат при посредстве Феодора из Колонеи, Константин принужден был уступить и признал за братьями титул августов. Но затем, пригласив к себе представителей от анатоликов, повесил их в предместье Сиках, а братьям урезал носы. 643 Звание августов они носили и в последующие годы, и имена их, как соправителей, выставлялись на официальных актах, как то засвидетельствовано протоколами заседаний Вселенского собора 680–681 года. Но в самом конце 681 года Константин лишил своих искалеченных братьев их сана. 644 Михаил Сириец сохранил свидетельство, что это дело обсуждалось в заседании синклита, и лишь один из числа высших сановников, по имени Лев, протестовал, за что и подвергся жестокой каре: ему был урезан нос и он был отправлен в ссылку. 645 Положение восточных областей империи в ту пору, когда Константин находился на западе, было весьма тяжко. Муавия, упрочив свое положение в халифате, направил опять грабительские инстинкты арабов на империю. В хронике Феофана под 663 годом записано о      вторжении арабов в Малую Азию и уводе в плен множества людей; под 665 – о вторжении под начальством вождя Абдаррахмана, сына Халида, «меча Божия», причем арабы остались на зимовку в пределах империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

663 Скудные сведения арабских источников об этой морской войне против столицы ничем существенным не пополняют краткого сообщения Феофана. Ожесточенная война с империей, которую с такой настойчивостью вел Муавия в течение многих лет, была парализована мятежным движением против господства арабов в Сирии, которое нашло свой центр в горах Ливана. Местные горцы, пользуясь удобствами своего положения, стали предпринимать грабительские походы с одной стороны в Палестину, с другой – до Евфрата. К мятежным горцам стали стекаться недовольные арабским игом туземцы и беглые рабы. Арабы называли их мардаитами, что значит разбойники, и это слово получило как бы этнический характер. 664 Состарившийся Муавия был в ту пору озабочен обеспечением преемства своему сыну Йазиду и, после неудачи продолжительной войны под стенами Константинополя, склонился к мысли заключить мир с императором. В ответ на его предложение из Константинополя был отправлен в Дамаск патриций Иоанн Пицигавд. Муавия принял его с большим почетом в собрании своих эмиров и корейшитов. Переговоры привели к заключению мира на тридцать лет на условии уплаты арабами ежегодно 3 тысяч золотых монет, 50 пленников и 50 благородных коней. Договор был облечен в письменную форму по старым обычаям, соблюдавшимся в сношениях с персами, в двух экземплярах на каждом языке, с обменом подлинниками и клятвенным обещанием с обеих сторон. Муавия отправил через посла щедрые подарки императору. Весть о счастливом окончании осады Константинополя и заключении мира с арабами огласилась далеко на запад и «цари, экзархи и кастальды» посылали императору свои приветствия с дарами и просьбой держать их в любви. «И настала великая беспечальность на востоке и на западе». 665 Хотя раскол с Римом и западом был устранен уступчивой политикой папы Виталиана, но запрет споров о единой и двух волях во Христе не являлся гарантией церковного мира на Востоке. Страстная борьба Максима против монофелитства не прошла бесследно для Востока, и он имел своих приверженцев в рядах многочисленного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010