Возражение старообрядца Что же касательно о. П. приводит в оправдание того же собора 1667 г. о. П. «еще Апостольское предание – не пустить епископу своей жены, но шестой вселенский собор правилом 12, на лучшее устрояя, епископу повелевает ктому не жить со своей женой, невосхотевшего же епископа пустить свою жену изврещи повелевает». Замечание: Здесь опять нет никакого сходства, во-первых, потому, что это апостольское предание, еже епископам иметь жен, шестой всел. собор не признал преданием еретическим, во-вторых, как 6 всел. собор запретил иметь епископам жен, то с того время и по сие св. церковь ни под каким видом сего не допускает, но у вас со времени патриарха Никона все творится напротив, в одно и то же время и запрещают, и разрешают, и благословляют. Поэтому и выше приведенные примеры о. П. не могут служить к оправданию собора 1667 года. Мой ответ Шестой вселенский собор правилом 21 отменил установленный апостольским правилом обычай – жить епископам со своими женами, и положил запрещение на преслушников этого постановления: отсюда я заключил, что если бы двуперстное сложение даже было и апостольским обрядовым повелением, и тогда бы церковь это обрядовое, не догматическое предание, ради однообразия, как празднование Пасхи, или ради лучшего устроения, как не жить епископам со своими женами, могла изменить, нимало не подпадая упреку в нарушении православия. Старообрядец замечает теперь, что собор вселенский шестой хотя на лучшее изменил утвержденное апостольским правилом обыкновение, повелевая не жить епископам с своими женами, но не опорочил происхождения того обычая. Ответствую достопочтенному старообрядцу: обычай жить епископам со своими женами (как и празднование Пасхи) несомненное и всем ведомое апостольское предание, утвержденное апостольскими правилами; а что касается происхождения Феодоритова слова, которое собор 1667 г. приписал суемудренным и сокровенным еретикам, то (как мы и выше сказали) и по сие время старообрядцы не указали еще достоверного его происхождения, хотя оно служит главным утверждением двуперстия: потому несправедливо зазирать собор за указанное мнение его о происхождении Феодоритова слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Первый Вселенский Собор 325 г. издал свой орос 77 в виде Никейского Символа Веры . Этот Символ составлен на основе крещального 78 символа Кесарийской (или Иерусалимской) Церкви, в который была внесена формулировка о единосущии Сына с Отцом. Символ пользовался вселенским авторитетом, как точное выражение веры, на последующих Вселенских Соборах до Четвертого включительно. Текст Никео-Константинопольского Символа является результатом переработки более поздних (после 370 г.) крещальных символов, возможно, антиохио-иерусалимских 79 . Впервые в соборных документах данный Символ встречается в актах Четвертого Вселенского Собора 451 г., который провозгласил Константинопольский Собор 381 г. Вторым Вселенским и назвал этот Символ «верою 150 отцов», т.е. фактически признал его памятником последнего 80 . Вместе с Никейским Символом указанный Символ был объявлен непогрешимой формулой веры. К концу V в. Константинопольский Символ повсеместно на Востоке признавался полным и окончательным выражением христианской веры и вытеснил Никейский и все прочие крещальные и соборные символы из литургической практики Церкви. Шестой Вселенский Собор 680 г. подтвердил непреложный характер так называемого Никео-Цареградского Символа веры 81 . Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем 82 . Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, (12-ти) святых отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане) 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Нравоучение христианское превосходно раскрыто и объяснено у отцов Церкви 114 ; сверх того, для искоренения худых нравов и обычаев, многие правила постановлены на Соборах. Так запрещены христианам обычаи язычников, их клятвы, суеверие и волшебство (Шестой Вселенский Собор), их празднества и зрелища (Карфагенский Собор). Предписано хранение постов, установленных Церковию (Гангрский Собор). Постановлено причащаться Святых Таин, не вкушая пищи (Анкирский Собор), в чистоте душевной и телесной (Карфагенский Собор). Положены строгие правила против человекоубийства, отравы младенца в утробе (Шестой Вселенский Собо); против святокупства (Четвертый Вселенский Собор), мздоимства духовных (Седьмой Вселенский Собор), против лихоимства ростовщиков (Сардикийский Собор) и других пороков. Запрещено вступать в брак в близком родстве – до 4-й степ. Включительно (Шестой Вселенский Собор), и проч. История ересей § 28. В области чистого учения апостольского в сем периоде весьма часто возрастали семена ересей – плод мудрований человеческих и страстей. Всего больше терпела Церковь от ариан, македониан, монофизитов, монофелитов и пелагиан. I. Арий, возбужденный завистию к сверстнику своему епископу Александрийскому, учил противно ему, отвергая вечность Сына Божия, и произвел самое опасное разделение в Церкви. Осужденный Соборами, он успел однако преклонить к себе благоволение Константина Великого и довел Святого Афанасия до заточения, † 336. После Константина, соборы тщетно старались восстановить мир Церкви. Константий гнал православных; Юлиан дал всем свободу; Валент был арианин. Наконец Феодосий повелел держаться одной Никейской веры, а последующие императоры изгнали ариан из империи. Тогда арианство распространилось у готфов, вандалов, бургундов, лонгобардов, и уже в 7-м веке истребилось. Ариане разделялись на ариан чистых, или аномеев (νμοιοι) 115 , и полуариан, которые сына Божия называли подобным по существу Отцу (μοιοσιος), а не единосущным (μοσιος). II. Македоний полуариан, за ересь выгнанный из Константинополя, в заточении распространял новую ересь отрицая Божество Святого Духа. Последователи его (духоборцы) при Валенте были гонимы самими арианами. Осуженные на 2-м Вселенском Соборе, они изгнаны из столицы и после более не упоминаются 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. Шестой Вселенский Собор Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Итак, допущение разнообразия, возможность и законность изменений или исправлений, при отсутствии всякого зазора и при взаимном согласии, хот взгляд древней церкви на все то, что до существа веры не относится. Приведем тому и примеры: 1) В первые века христианства, по 5 правилу Св. апостол, епископы имели быть и женатые, – шестой же вселенский собор, «прилагая попечение о преуспевании людей на лучшее, 12 правилом постановил: епископу не жить с женою». Толковники Вальсамон и Зонаро, поясняют, что Св. Апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископскаго сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 прав. Св. Апост. и толков. Вальсамона). – Шестой же вселенский собор 12 правилом изменяет, отменяет, апостольское постановление и узаконополагает иное: «под угрозою извержения из сана – воспрещает епископам жить с женою», и это он установил «не к превращению апостольскаго предания, – но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее». (12 правило VI собора). 4 Видите, апостольский закона изменяет собор – и ничего. 2) 26 пр. Св. Апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак; а Анкирский собор 10 правилом разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой же вселенский собор 6 правилом снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Один собор (малый) отменяет апостольский закон, – а другой собор снова подтверждает апостольское правило, отменяя соборное постановление. Старый обряд – обычай, ведущий начало от апостолов, изменяет собор поместный на новый обряд, обычай.... Потом паки разрешается старый обычай. – Матфей же Властарь говорит: «на 10 правило Анкирскаго собора не обращай совсем внимания» (Синтагма, буква «г.», гл. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

50 «И реформаторы, как иностранные, так и английские, – говорит еп. Г. Броун, – и, вероятно, богословы Английской церкви вообще (in general) более решительно принимали первые четыре собора, чем пятый и шестой, хотя причиной этому могло служить то, что пятый и шестой рассматривались как дополнительные только к двум предшествующим, и, следовательно, как виртуально заключающиеся уже в них». (An Exposition of the Thirty-nine Articles, p. 484). – «Некоторые из наших богословов, как Hooker и Andrewes, – говорит Вильям Пальмер,– по-видимому, признают только четыре вселенских собора; но их должно понимать в том смысле, что они говорят только о главных и важнейших соборах, которые виртуально заключают другие, потому что пятый и шестой соборы были лишь «супплементарными к третьему и четвертому и, собственно говоря, не осуждали никакой новой ереси» (А Treatise on the Church of Christ: designed chiefly for the use of students in Theology, Vol. II (London. 1842), p. 128). – В настоящее время «ни один церковник, – говорит автор артикля о «Седьмом всел. Соборе» в The Church Quarterly Review, Vol. XLI1, p. 453, – не откажется принять пятый... и шестой» вселенские соборы. 51 Так, напр., автор артикля: «The Seventh Oecumenical Council» в The Church Quarterly Review, Vol. XLII, p. 448 sq. доказывает, что этот собор is really oecumenical (p. 454). – Американский богослов Henry R. Percival указывает на the profoundly learned Richard Field’a, английского богослова конца XVI – нач. XVII в., который признавал семь вселенских соборов, и сам в свою очередь со всею решительностью защищает вселенский характер II Никейского собора (The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church [New York. 1901], p. 523 sq.). Однако, это лишь одинокие голоса. Подавляющее большинство английских богословов против VII всел. собора. Главное затруднение признать его в качестве вселенского состоит в том, что в таком случае, как заявляет Rev. John Mason Neale, «было бы трудно освободить (Английскую) церковь от обвинения в ереси». Однако, автор вышеназванного артикля в The Church Quarterly Review (Vol. XLII, p. 454), который приводит эти слова, не разделяет таких опасений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Таков был, например, св. Ириней, епископ Лионский (см о сем у Барон. лето 193). Далее: по правилу, приписываемому апостолам Петру и Павлу, следовало пять дней делать, а субботу и неделю праздновать. Но такое постановление было отменено 29 правилом поместного Лаодикийского собора (Кормч., л. 27:28). В первые века, по 5 правилу св. апостол, епископы могли быть и женатые; шестой вселенский собор заповедал епископу не жить с женой (правило 12, Кормч. 180 об.). Неокесарийский собор 15 правилом установил быть в городе по семи дьяконов, как писано в Деяниях апостольских, – «аще град и велик есть», шестой вселенский собор 16 правилом отменил это постановление на том основании, что в Деяниях говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам. При этом толковник означенного правила от имени собора выразился об отцах Неокесарийского собора «не добре разумеша того собора отцы» (Кормч., л. 56 об. и 182). Четвёртый вселенский собор, в правиле 29 назвал святотатцем того, кто низводит епископа на пресвитерство, между тем шестой вселенский собор правилом 20 повелевает, что, если епископ станет учить в ином граде, то да престанет от епископства и пресвитерское действует. Толковник же этого правила, имея в виду 29 правило халкидонского собора, замечает, что должно руководствоваться этим правилом, а не правилом 6 собора. Церковь так и приняла, епископ на пресвитерство никогда не может быть низведён (Кормч., л. 105 и 184). Наконец, по словам толковника 11 правила Лаодикийского собора, были в древних церквах такие обычаи, которые не только изменены впоследствии правилами, но и без особой отмены «от времени забвени быша, инии же отнюд просташа» (Кормч., л. 74 об. См. также 29 и 59 правила VI всел. соб., 21 правило антиох. соб. Снес. 52 правило св. апост. и Сардик. соб. правило 1, по Кормч. см. Карфаг. соб. правило 3 в Кормчей). Раскольники говорят, что это было давно, во времена вселенских соборов; теперь же должно уже строго следовать только тому, что установлено. Но « церковь никогда же стареет, но присно юнеется»; она всегда есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ); права церкви не могут со временем уменьшиться, какие она имела тысячу лет назад, такие имеет и теперь и будет иметь всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Сразу по окончании собора пришла весть о смерти папы Агафона. Новый папа, Лев Второй целиком одобрил решения Шестого Вселенского собора, осудив в числе прочих и папу Гонория. Отношение собора к папе Мартину и Максиму Исповеднику Шестой Вселенский собор явился очень плодотворным и успешным. Однако небольшой тенью на его достоинство ложится тот факт, что на соборе среди еретиков не упоминались имена императоров Ираклия и Константа, а также ничего не говорилось о пострадавших от этих еретичествующих императоров папе Мартине и Максиме Исповеднике. Собор не стал затрагивать то, что могло бы огорчить императорскую власть. Император Юстиниан Второй. Попытка восстановления монофелитства при императоре Филлипике в 712 г. «Пято-шестой», или Трулльский, собор 691–692 г. прошел во время правления сына Константина Погоната Юстиниана Второго. Юстиниан Второй отличался бездумностью и жестокостью. Он переселял жителей целых местностей, затевал ненужные войны и постройки. Например, желая снести церковь Богоматери, находящуюся напротив дворца, и построить на ее месте фонтан, он заставил патриарха прочитать молитву на ее разрушение. Патриарх закончил эту молитву словами: «Слава Богу терпящему всегда, ныне и присно…». С 695 по 705 г. Юстиниан был лишен престола в результате бунта, тогда же ему был отсечен нос, почему он и вошел в историю под именем Ринотмита. Юстиниан был сослан в Херсонес, куда когда-то ссылались Климент Римский , Тимофей Элур и папа Мартин. Херсонесцы были недовольны ссыльным, поэтому Юстиниан бежал от них сначала к хазарскому кагану, а потом к болгарам. Вернувшись на трон, он отомстил своим врагам и повелел убить всех жителей Херсонеса, а сам город разрушить. Херсонесцы выдвинули тогда другого императора, сановника Вардана, дав ему имя Филиппик. Так была пресечена династия Ираклидов. При этом новом императоре произойдет рецидив монофелитства. Филиппик, воцарившись в 711 г., уже в 712 г. собрал в Константинополе собор, на котором анафематствовал Шестой собор и утвердил монофелитство. В 713 г. Филиппик был низвергнут. А собор 715–716 г. окончательно проклянет монофелитство. Созыв Трулльского собора

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

81–96. Гонение при Домициане. Ок. 105. Кончина Ап. Иоанна. 249–251. Гонение при Деции. 301–311. Гонение при Диоклетиане. 312. Указ о свободе христианского вероисповедания. 323. Победа Константина над Ликинием. 325. Первый Вселенский собор. 381. Второй Вселенский собор. 431. Третий Вселенский собор. 451. Четвертый Вселенский собор. 496. Крещение Клодвига, короля франков. 553. Пятый Вселенский собор. 589. Обращение вестготов к православию. 597. Начало обращения Англосаксов. 680. Шестой Вселенский собор. 692. Пято-шестой Трульский собор. 715–755. Апостольские труды Бонифация в Германии. 716–842. Иконоборство. 787. Седьмой Вселенский собор. 857. Появление лже-исидоровских декреталий. 863. Крещение Болгарского царя Бориса. Кирилл и Мефодий у моравов. Перевод Славянской Библии. 867. Окружное послание Фотия о заблуждениях Латинян. 867. Крещение Аскольда и Дира. 894. Крещение Богемского князя Боривоя. 957. Крещение русской княгини Ольги. 966. Крещение Мечислава, короля Польского. 988. Крещение св. Владимира. 1054. Отделение церкви западной от восточной при Михаиле Керулларии. 1299. Перенесение митр. кафедры из Киева во Владимир. 1325. Перенесение митр. кафедры из Владимира в Москву. 1354–1461. Время постепенного разделения Русской митрополии. 1439. Флорентийский Собор. 1517. Начало реформации Лютера. 1566–1568. Св. митрополит Филипп II. 1589. Учреждение патриаршества в России. 1594. Начало Богоявленского училища в Киеве. 1696. Начало унии в Литве. 1642–1647. Митрополит Петр Могила . 1667. Начало раскола старообрядцев. 1679. Открытие училища в Москве при типографском доме. 1721. Учреждение Св. Синода. 1808. Штаты для духовных училищ. 1839. Конец унии. 1 В эти-то дни Апостолы восполнили первоначальное свое число 12, избрав, по жребию, Матвея на место Иуды Искариотского. 2 Между крещеными самарянами находился некто Симон волхв. Увидев, что через возложение рук Апостольских дается Дух Святой, он принес им денег и сказал: «дайте и мне сию власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр отвечал ему: «да погибнет с тобою серебро, твое, поскольку ты помыслил за деньги получить дар Божий. Нет тебе в сей части и жребия». По имени этого волхва и всякое приобретение священных должностей за деньги стало называться симонией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680–681 гг. и был собран против ереси монофелитов . Монофелитство возникло как компромиссный вариант: византийский император попытался таким образом склонить православных жителей империи к некоторой уступке многочисленным монофизитам, чтобы достичь внутреннего мира. Монофелиты утверждали, что у Господа Иисуса Христа две природы, но одна воля – божественная. Самым выдающимся защитником учения о двух волях во Христе был преп. Максим Исповедник . Еще до созыва Шестого Вселенского Собора, на котором монофелитство было осуждено, он пострадал за верность православному учению: ему отсекли язык и правую руку. Шестой Собор определил признавать в Иисусе Христе две воли – Божественную и человеческую, сообразно двум природам. Спустя 10 лет (в 691 г.) этот Собор вторично собрался для дополнения решений предыдущих Соборов, относящихся к правилам благочестия. Этот Собор получил название Пято-Шестого или Трулльского (он был собран в зале со сводами – труллами). Пято-Шестой Собор принял для руководства Церкви 85 апостольских правил, правила Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Позднее к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Эти правила легли в основу церковного управления. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 году и был собран против ереси иконоборчества . Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась при императоре Льве Исавре (717–741). Иконоборцы считали, что почитание святых икон является идолопоклонством. Император, при поддержке некоторых епископов, запретил почитать иконы и приказал выносить иконы из храмов и частных домов для уничтожения. Всех, кто оказывал сопротивление воинам, сжигавшим иконы, заключали под стражу и казнили. Одним из самых активных защитников почитания икон стал преп. Иоанн Дамаскин . В наказание за написанные им послания в защиту икон ему отрубили правую руку. Житие этого святого рассказывает о чуде: после молитвы св. Иоанна перед иконой Богородицы отрубленная рука соединилась с телом .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010