Но в церковной истории Лев III остался как одни из самых гнусных императоров, рядом с которым можно поставить разве что Диоклетиана. Он назывался Церковью «зловредным зверем», «христоборцем», «мучителем» и «демонским слугой». Исаврия, горная область в Малой Азии, откуда происходил его род, всегда считалась дикой и была известна своими разбойниками. Там издавна существовали иконоборческие секты, поэтому отрицание икон было для Льва вполне понятно. Похожих взглядов в то время придерживались и многие православные епископы. Даже эфесский митрополит Фома и помощник патриарха Германа Анастасий выступали против поклонения «рукотворным вещам». Понемногу и Лев пришел к выводу, что борьба с иконами – его священный долг. В 726 году в Средиземном море произошло извержение вулкана, напугавшее византийцев своей силой, и Лев Исавр использовал это как повод, заявив, что народ прогневал Бога своим иконопочитанием. Он издал указ, предписывавший убрать иконы из церквей, и для примера послал чиновника Ювина убрать скульптурный образ Христа Поручителя с Халкопратийских врат в Константинополе (по легенде, его воздвиг один византийский купец, которого Иисус избавил от крупного долга, лично явившись его поручителем). Сразу же произошло первое столкновение с иконопочитателями. Собравшиеся на площади женщины просили Ювина не трогать образ, но тот, не слушая их, поднялся по лестнице и начал рубить фигуру Христа топором. Тогда разгневанные женщины опрокинули лестницу, схватили прутья и засекли Ювина до смерти. Вместе с ним погибло и несколько солдат. Император приказал схватить бунтовщиц и казнил девять человек, а на воротах вместо изображения Христа поставил простой крест с надписью: «Не терпя, чтобы Христос изображался в безгласном и бездыханном образе из землевидного материала, запрещенного в Писании, Лев с сыном юным Константином начертывает на вратах трисолнечный образ Креста – похвалу верных». После указа Льва в провинции начались волнения. В Греции власть захватил узурпатор Косма, но был разбит преданными Льву войсками. В Италии, все еще политически зависевшей от Византии, Лев попытался устранить строптивого папу Григория II и поставить на его место другого, лояльного императору, но эта попытка провалилась. Против его преемника Григория III, проводившего ту же политику иконопочитания, Лев послал сильный флот, но тот погиб в море, разбросанный бурей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 658 году Констант сделал попытку привести в непосредственную зависимость от империи славян, заселивших Македонию. Его поход имел своим последствием покорение нескольких племен, которые признали над собой его власть и стали давать свои контингенты в его армию для действий против арабов. Но славяне оказались ненадежными солдатами и переходили на сторону врага, как записал это под 665 годом Феофан. 686 Тяжкая борьба с арабами, завершившаяся их попыткой овладеть Константинополем, когда империи приходилось бороться за самое свое существование, сосредоточивала на себе в течение многих лет все заботы императора, и византийский двор не имел возможности предпринимать что-либо в защиту уцелевшего и крайне скудного достояния в областях, лежавших к западу от столицы. Старые города и культурные центры, как Сардика, Филиппополь, Адрианополь, тяжко пострадавшие от нашествий аварского хана в первые десятилетия VII века, лежали в развалинах или, быть может, влачили жалкое существование, будучи отрезаны от столицы новым славянским населением, не стоявшим ни в каких отношениях зависимости от имперской администрации. Эти старые епископские кафедры не имели своих представителей на соборе 680–681 года, и митрополией провинции Эмимонта являлся приморский город, Мисембрия вместо Адрианополя, который в ту пору, вероятно, вовсе не имел епископа. Заключение мира с Муавией облегчило общее состояние государства и дало возможность имп. Константину организовать большой поход в область низовий Дуная. Поводом к этому послужило появление с недавнего времени большой болгарской орды в низовьях Дуная, которая угрожала опасностью уцелевшим среди нового славянского населения старым культурным центрам в Нижней Мезии и Скифии. Повелителем этой орды был Аспарух, которого наше предание единогласно называет сыном некогда союзного империи хана Кубрата, отвоевавшего своим соплеменникам свободу от аваров. 687 Эта новая опасность с севера была вызвана завоевательным движением на запад, которое около того времени начали союзники Ираклия хазары.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Феофан не сообщает, где именно зимовали арабы, но дает интересное сведение о том, что состоявшие в войсках императора славяне перешли к арабам, ушли с ними в Сирию и были поселены на территории города Селевкобола в бывшей провинции Вторая Сирия. 646 Под 666 и 667 годами Феофан занес краткие заметки о вторжении арабов под начальством вождя Бусура, причем отметил и территорию, которая подверглась разграблению во втором походе, а именно: Эксаполь. Это имя обозначало восточную половину Вифинии, выделенную при Феодосии II в особую провинцию Гонориаду. Другой арабский вождь, по имени Фадалб, остался на зимовку в этой области. 647 Скудные сведения, сохраненные Феофаном, существенно восполняет относительно вторжения Абдаррахмана один, безымянный для нас, сирийский летописец, который был современником Муавии. Он относит это событие к 22 году правления Константа, а не к 23, как у Феофана. По его рассказу Абдаррахман потерпел вначале неудачу. Желая овладеть одним городом, расположенным на острове озера (которому он дает имя Asqdrin), Абдаррахман послал отряд своего войска на лодках. Когда арабы вышли на берег и привязали на берегу лодки, население города угнало лодки, а высадивший на берег отряд был загнан в болото и перебит, и стоявшие на берегу главные силы арабов не могли оказать помощи избиваемым соплеменникам. На дальнейшем пути Абдаррахман вступил в переговоры с жителями города Амория во Фригии и занял его без сопротивления. Оставив гарнизон в Амории, Абдаррахман подступил к сильной крепости Силус и, пользуясь услугами одного механика из Пафлагонии, принялся строить осадную башню. Удачным выстрелом из метательного орудия башня была разбита и арабы отступили с большими потерями. Дальнейшие предприятия Абдаррахмана также были весьма удачны. Он захватил города Пессинунт, Пергам и Смирну. К взятым арабами городам летописец присоединяет крепость Хиос, т. е., очевидно, разумеет остров этого имени. Но так как Абдаррахман действовал на суше, то захват острова, если он осуществился, был делом другого вождя, командовавшего флотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Владея степями западного побережья Каспийского моря и Дербентским проходом, который некогда охранялся персами, хазары стали распространять свое владычество на своих западных соседей. Старший сын Кубрата Байан, или Батбайан, как называют его византийцы, признал над собой власть хазар и стал их данником. Хазары подчинили себе морское побережье и проникали дальше на берега Черного моря. Нашествие хазар вызвало бегство на запад тех болгарских улусов, которые не желали подчиниться чужой власти, и ставший в их главе Аспарух водворился с целой ордой в местностях к северу от низовьев Дуная, которые тогда носили славянское имя Угол (Ογλος). Появление этой орды, угрожавшей северным границам империи, вызвало тревогу в столице, и император снарядил большой поход в 679 году. Из малоазиатских областей, которые были теперь безопасны от арабского нашествия, вызваны были конные полки, а в Константинополе был снаряжен большой флот. Конные войска были направлены через Фракию на север, а император сделал поход морем. Высадка произошла, по-видимому, в местности к северу от устья Дуная, а направлявшиеся через Фракию войска были переправлены через Дунай и соединились с десантом. Появление больших военных сил на территории кочевок болгар заставило их укрыться в болотистые местности, столь обильные на левом берегу нижнего Дуная и в его дельте. 688 Топкие болота, окружавшие укрепленный лагерь болгар, явились неодолимой преградой для действия против них со стороны армии, совершенно незнакомой с условиями территории. Среди наступившего бездействия император захворал подагрой и, поручив ведение войны подначальным вождям, уехал со своей свитой на пяти кораблях в Месемврию, чтобы принять курс лечения на здешних минеральных водах. В конных полках, прибывших в Азию, прошел слух, что император бежал, и они отступили к берегам Дуная. Следившие за действиями противника болгары вышли из своего укрепленного лагеря и стали преследовать отступавших. Переправа через Дунай императорских войск под напорам болгар совершилась с большими потерями в их составе.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

657 Бедствия Сицилии и Африки не вызывали возмездия из центра империи, так как именно в это время Муавия расширял, свои военные предприятия против империи. Не ограничиваясь ежегодными нашествиями на территорию Малой Азии, Муавия развивал свои морские силы. В 670 году Фадалá занял полуостров Кизик на Пропонтиде, который мог служить базой для морских предприятий против Константинополя. 658 В 672 году с сирийского побережья вышли три флота. Один под начальством Мухаммада, сына Абдаллы, обойдя Малую Азию, занял город Смирну и остался на зиму в ее гавани. Другой, под начальством Каиса, овладел побережьем Киликии и Ликии, а третий под начальством Али имел назначение помогать двум первым. 659 В Константинополе готовились к предстоящей опасности и сооружали военные суда. Один сирийский грек по имени Каллиник, бежавший в Константинополь, сделал великое изобретение, которое в течение долгих лет оставалось секретом для неприятеля. 660 То был взрывчатый состав, который метали из особых трубок на большое расстояние. Орудия для этого огненного состава назывались сифонами. Ими снабжались построенные во множестве новые суда, которые имели свою стоянку в гавани Кесария, составлявшей часть порта Софиан. 661 Владея полуостровом Кизиком в Пропонтиде, арабы приступили с весны 673 года к осуществлению смелого плана Муавии сокрушить империю в ее центре. Огромный флот подступил к Константинополю и выстроился по всему протяжению стен города со стороны Пропонтиды. Битвы на море шли все лето, а к осени арабский флот отошел: на зимовку в Кизик. Весной следующего года арабский флот опять подступил к столице, и в непрерывных битвах прошло все лето. Одновременно с тем арабы продолжали свои завоевания в Эгейском море, и зиму 674–675 года Фадалá и Абдалла, сын умершего Каиса, провели на острове Крит. Осада Константинополя продолжалась до 677 года, когда арабы, «посрамленные помощью Бога и Богоматери, потеряв огромное число людей и испытав множество потерь, обратили тыл с большой печалью» (Феофан). 662 Вблизи мыса Силлея в Памфилии арабский флот страшно пострадал от бури, а сухопутное войско было разбито в Ликии имперскими войсками под начальством вождей Флора, Петроны и Киприана, причем, по счету Феофана, потери арабов дошли до 30 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Нумизматический материал от царствования Константина IV находится в соответствии с тем, что Юстиниан не был соправителем своего отца. Пока братья Константина считались соправителями, их изображения чеканились на оборотной стороне монет, а после того на монетах оставалось изображение одного Константина. Во всем известном доселе нумизматическом материале нет ни одного случая, где был бы присоединен к отцу Юстиниан. Отрицая соправительство Юстиниана на основании того, как он сам считал годы своего правления, не могу оставить без возражения суждение по этому вопросу акад. Латышева . В своей новой работе «Неизданные греческие агиографические тексты» ( Зап. Имп. Акад. Наук . VIII сер., Ист. Фил. отд., т. XII, 2), акад. Латышев коснулся вопроса о соправительстве Юстиниана и, признав его за достоверный факт, воспользовался им для датировки Жития Льва, епископа города Катаны в Сицилии. В Московской рукописи, по которой г. Латышев издал это Житие, одно рассказанное в нем событие датировано так: «Εκρτει δ τηνικατα τ σκπτρα »Ρωμαων Κωνσταντνος ò ευσεβστατος σν’ Ιουστινιαν τ ν υος Κνσταντος, κγονος δε " Ηρακλεου (p. 18, 22–23). Последствием этого события было обращение к императору со стороны префекта Лукия, и само послание, приведенное полностью в тексте Жития, имеет такое начало:      Τος ϑεοστεσιν Ατοκρτορσι νικητας τροπαιοχοις, τς οικουμνης δεσπταις κα ιλοχριστοις βασιλεουσιν υν Κωνσταντν κα ’ Ιουστινιαν Λοκιος παρχος, λχιστος δολος τς μετερας μεγαλειτητος ν ειρνη βαϑεα χαρειν (с. 17, ρ. 18, 24– 26). Это свидетельство было бы очень интересно, если бы вопрос об этой редакции Жития еп. Льва можно было разрешить так, как попытался сделать г. Латышев . Но то противоречие, в котором он оказался с самим собой из-за свидетельства о соправительстве тем, что предположил смерть еп. Льва раньше 680 года, т, е. до мнимого соправительства Юстиниана, лишает убедительности его предположение об отношении редакций Жития, так как само письмо оказывается выдумкой. Могу указать также и на то, что мотив чудесного путешествия по морю с помощью дьявола известен Агнеллу , автору жизнеописаний равеннских епископов ( Lib. Pont. Eccl. Raven ., с. 131–132, p. 363–365) и трактован гораздо проще, как историческое событие времени правления еп. Дамиана (692–708). Это обстоятельство решает вопрос не в пользу гипотезы акад. Латышева .

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. К оглавлению Так же как и сам образ, учение Церкви о нем не является позднейшим придатком к христианскому учению, оно непосредственно вытекает из учения о спасении и коренится в христианском мировоззрении. Оно изначала присуще христианству во всей полноте, так же как и все другие аспекты учения Церкви. Однако, так же как и в отношении других аспектов своего учения, Церковь раскрывала и формулировала учение об образе постепенно, в ответ на нападки, на непонимания, на лжеучения, возникавшие на ее историческом пути. Здесь было то же, что, например, в учении о двух природах Христа, Божественной и человеческой. Истина эта скорее конкретно, непосредственно переживалась первыми христианами, чем теоретически формулировалась. Догматическое же учение о ней было установлено Церковью в ответ на ереси и лжеучения. То же было и в отношении учения об образе. Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было формулировано Пято-Шестым (Трулльским) Собором в ответ на практическую необходимость. Каноны этого Собора, касающиеся искусства, не являются «уступкой верующим», как думают некоторые представители современной науки. Тем более нельзя сказать, что касаются они только одного сюжета . Как мы увидим, здесь находит свое соборное выражение именно отношение к образу святых Отцов предыдущих времен, то есть само Предание Церкви. Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Так же как Шестой Вселенский Собор, Пято-Шестой происходил в зале (in Trullo) императорского дворца. Отсюда его наименование — «Трулльский». Пятый Собор, осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой, осудивший монофелитство, занимались лишь догматическими вопросами. Целый же ряд канонических вопросов дисциплинарного порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, который обычно называется просто Шестым Вселенским Собором. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства. «В зрелую пшеницу истины замешались кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости». Эти слова из послания Отцов Собора императору Юстиниану II имеют, как мы увидим, непосредственное отношение к нашему сюжету.

http://sedmitza.ru/lib/text/440335/

Память 4-го Вселенского собора празднуется 16/29 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Пятый Вселенский Собор. Пятый Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 553-ом году и был собран против трех учителей Сирийской Церкви. Эти три учителя писали еретические сочинения. Собор осудил одного из них как еретика, а двух других только их сочинения которые были еретические. Память 5-го Вселенского собора празднуется 25 июня/8 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Шестой Вселенский Собор. Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680-ом году и был собран против Монофелитов. Монофелиты утверждали что у Господа Иисуса Христа два естества, но одно действие и одна воля. На этом соборе было осуждено учение Монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, и по этим двум естествам две воли. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор состоялся через одиннадцать лет. Собор дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы и поэтому называется Пято-Шестым. Собор принял в руководство для Церкви восемьдесят пять правил апостольских, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Потом к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления и находятся в книге которая по русски называется «Кормчая», а по гречески «Номоканон». Как было сказано выше, Память Святых 6-ти Вселенских Соборов празднуется в воскресенье 16/29 октября: или в ближайшее воскресенье. Седьмой Вселенский Собор. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787-ом году и был собран против иконоборцев. Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Так как он хотел привлечь магометан - которые не имели икон - к христианству, то он начал постепенно гонение на икон и иконопочитателей. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЯТО-ШЕСТОЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Трулльский собор был созван императором Юстинианом II в 691 году в Константинополе . Пятый и Шестой Вселенские соборы не выносили никаких определений, сосредоточившись на догматических нуждах Церкви и борьбе с ересями . Между тем в Церкви усиливался упадок дисциплины и благочестия. Новый Собор замысливался как дополнение к предыдущим Соборам, призванным унифицировать и дополнить церковные нормы. Собор был собран в той же зале, что и VI Вселенский собор , представляя с наглядностью как бы его продолжение, и с тем же вселенским значением. Для заседаний его отведена была та же зала со сводами, так называемыми " труллами " , и всему собору официально в документах присвоили название Трулльского. A задача восполнения им канонами двух вселенских соборов — V и VI — обозначена прибавкой к его названию: " Пято-Шестой — πενθεκτη " (Quinsextus). Результатом деятельности Трулльского собора стали 102 канонических правила, принятые на нем (некоторые из этих канонов повторяют правила предыдущих Вселенских соборов). Они составили основу для развития Православного канонического права . Православная Церковь объединила Трулльский собор с VI Вселенским Собором , рассматривая его как продолжение VI Собора. Поэтому 102 канона Трульского Собора иногда называются Правилами VI Вселенского Собора. Римско-Католическая Церковь , признавая Шестой Собор - Вселенским, не признала постановлений Трулльского собора, и по необходимости рассматривает его как отдельный собор. 102 канона Трулльского собора откровенно рисуют широкую картину непорядков церковных и нравственных и стремятся все их устранить, напоминая этим задачи наших русских соборов: Владимирского 1274 г. и Московского 1551 г. Каноны Трулльского собора и Римская церковь Многие из канонов были полемически направлены против Римской Церкви или, вообще, были ей чужды. Например, в каноне 2 утверждается авторитет 85 правил апостольских и других восточных соборов, которые римская церковь не считала для себя обязательными. У римлян употреблялось собрание 50 апостольских правил Дионисия Малого , но обязательными они не считались. Канон 36 возобновлял знаменитое 28-е правило Халкидонского собора , не принятое Римом. Канон 13 шел против целибата духовенства. Канон 55 шел против римского поста в субботу. И другие каноны: 16-й о семи диаконах, 52-й о литургии преждеосвященных, 57-й о даче молока и меда в уста новокрещенному — все это было против обычаев Римской Церкви, иногда так открыто и называемой.

http://drevo-info.ru/articles/223.html

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил сочинения трёх учителей сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского за их несторианские и евтихианские заблуждения. Из них лично был осужден только не раскаявшийся Феодор Мопсуэстийский, двое же остальных были помилованы, так как отреклись от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью . Собор повторно осудил Нестория и Евтихия, а также анафематствовал ряд положений оригенизма (учение о переселении душ, апокатастасисе и проч.). Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, 12-ти святых Отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане). Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем. 2. Вероопределения Поместных Соборов Из Поместных Соборов, проходивших в период Вселенских Соборов, в догматическом отношении наибольший интерес представляют два. Первый – это Карфагенский Поместный Собор 419 г., на котором были приняты правила, рассматривающие учение о каноне Священного Писания , первородном грехе, благодати и др. Второй – Пято-Шестой, или так называемый Трулльский Собор 691–692 гг. Результатом деятельности Трулльского Собора стали 102 канонических правила, которые составили основу Православного канонического права. На Соборе были утверждены догматические тексты, которые содержатся в правилах святых Апостолов, в правилах святых Отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Православная Церковь рассматривает Трулльский Собор как продолжение Шестого Вселенского Собора. Поэтому каноны Трулльского Собора часто называются Правилами Шестого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010