Древняя восточная церковь точно также возвышала свой авторитетный голос в пользу Августина. И она так же, как и западная, ни разу не высказывалась за осуждение его личности и его взглядов. Осуждая ересь Пелагия, Целестия и Юлиана, при том в самых решительных выражениях, третий, пятый и шестой вселенские соборы в то же время не осуждают епископа иппонского и не набрасывают даже малейшей тени подозрения на его личность и убеждения. Напротив, пятый вселенский собор, разбирая заблуждения еретиков, в качестве руководства прочитал несколько больших отрывков из сочинений Августина и одобрил заключающийся в них мысли 20 . Шестой вселенский собор на десятом заседаний точно также обращался к авторитету Августина и наряду с другими свидетельствами приводил выдержку из противопелагианского «против Юлиана» 21 . А пятый вселенский собор на третьем заседании, указывая на древних христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианской истины, в числе авторитетных имен упомянул и имя Августина, выражаясь буквально так: «мы следуем во всем св. отцам и учителям церкви – Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову , Григорию нисскому , Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу. Принимаем все, что они изложили о правой вере и в осуждение еретиков 22 . Шестой вселенский собор из уст Мансвета, епископа медиоланского, точно также выслушал свидетельство об авторитете Августина, как св. отца и учителя церкви, в следующих выражениях: «со всяким уважением приемлем, содержим, защищаем предания св. апостолов и достопочтеннейших отцов;… приемлем также православных отцов, которые…оставили нам спасительные учения, как то: учение досточтимой памяти Григория, епископа города Назианза, Василия, епископа каппадокийского, Кирилла, предстоятеля александрийского, Афанасия, первосвященника той же александрийской церкви, Иоанна, предстоятеля константинопольского, Илария епископа пиктавийского, славного всякою мудростью Августина, епископа иппонийского, досточтимого венца христова – исповедника Амвросия, предстоятеля медиоланской церкви, и также ученейшего и просвещеннейшего пресвитера Иеронима 23 . Таким образом на пятом и шестом вселенских соборах был подтвержден и засвидетельствован, между прочими громкими именами, также авторитет Августина, как св. отца и учителя церкви. А на седьмом вселенском соборе папа римский Адриан в особом послании на имя императора Константина, приводя свидетельство из творений Августина, выразился об иппонском богослове, как «славнейшем отце и прекрасном учителе» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Римские делегаты 10 сентября 680 года прибыли в Константинополь, где с почетом были приняты, и вскоре затем принимали участие в торжественной процессии во Влахернский храм Богородицы. Константинопольским патриархом в то время был уже не Феодор, решительный противник римской церкви, а Георгий, монофелитствующий, но настроенный примирительно. В самый день прибытия делегатов император дал на имя Георгия константинопольского сакру, которою поручал ему созвать митрополитов и епископов на вселенский собор, и известить об этом Макария антиохийского, патриарха титулярного, проживавшего в Константинополе. Александрийская и иерусалимская кафедры в это время вдовствовали (первая с 653, вторая с (638) года), тем не менее, и эти кафедры имели на соборе своих представителей в лице пресвитера Петра, местоблюстителя александрийского престола, и пресвитера (апокрисиария пресвитера Феодора, местоблюстителя иерусалимского престола) Георгия. Таким образом, сверх ожиданий императора, состоялся шестой вселенский собор, имевший 18 заседаний с 7 ноября 680 по 16 сентября 681 года (εν τ σεκρτ του θεου παλατου, τ ουτω λεγομν Τρολλ, или, как говорит Анастасий Библиотекарь) in basilica, quae Trullus appellatur, intra palatium. Шестой вселенский собор 7 ноября собор был открыт под председательством императора. Император присутствовал на 1–11 и 18 заседаниях; на 12–17 заседания император, отвлекаемый государственными делами, прислал вместо себя уполномоченных. Число отцов не на всех заседаниях собора было одинаково: в 1-м заседании присутствовало 43 епископа; под 18-м подписались 174, а Феофан доводит их число даже до 289. По левую сторону императора сидели викарии папы, пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн (которые поэтому и подписывались выше патриарха константинопольского), затем делегаты римского собора и апокрисиарий иерусалимский (и еще немногие лица); по правую – сановники и все прочие отцы собора. Вселенский собор замечателен тем, что о давлении государственной власти на отцов его не могло быть и речи. Император заявил, что он созывает собор не ради каких-либо задних политических целей, но единственно для выяснения истины, и эти слова были сказаны совершенно искренно. Как он понимал свое участие в делах собора, это он выразил в своей подписи под соборным ορος’ом. Отцы собора подписывались по обычной форме: «определивши подписал – ορσας υπγραψα», а император после всех их подписал: «мы прочли и согласились с этим – νγνωμεν κα συννεσαμεν». Отцам собора была предоставлена полнейшая свобода слова, как православным, так и защитникам монофелитства. Рассуждения велись со всей научной осмотрительностью: каждый шаг был проверяем документально: учения вселенских соборов и патристические места сверялись по лучшим рукописям константинопольской хартофилакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

На двух последних заседаниях собор издал 30 правил, т.е. на этих заседаниях издано было 28 правил, а 29 и 30 правила изложены были на четвертом заседании собора, а теперь лишь присоединены к остальным. В Кормчей, Книге правил, Пидалионе и Indreptarea - одинаковое число халкидонских правил. В западных канонических сборниках приводится только 27 правил этого собора. Последние два (29 и 30) не приводятся, по всей вероятности, потому, что изданы не совсем определенно в форме правил; а 28-е не приводится потому, что против него протестовали на этом соборе римские легаты, усматривая в нем унижение примата римского епископа 5. Трулльский, вселенский пято-шестой собор. Собор, известный под общим именем трулльского, состоялся, как мы сказали, с целью дополнить относительно правил пятый и шестой вселенские соборы, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которыя бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановит силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в церкви. Так как отцы VI вселенского собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым (Πενθεκτη, Quini-Sexta), a так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил в том самом отделении царских палат, где были заседания этого последнего собора, то и правила, им изданные, называются правилами шестого вселенского собора трулльского. По приглашению императора Юстиниана II собрались отцы на собор в Константинополь в 691 году. Время соборных заседаний падает на 1 сентября 691 г. по 31 августа 692 года. Было на нем 227 отцев; след. 53-мя более, нежели в 681 году. Лично присутствовали: патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский; представителями римского папы были назначенные им легаты, в числе коих главный был Василий, архиепископ гортинский. После приветствия императору собор сразу начал свои занятия и издал 102 правила. Правила эти приняты во все восточные канонические сборники. В Кормчей они составляют 18 главу; в Indreptarea они соединены в 98 правил,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

С тех пор как, благодаря первому христианскому императору, составился первый вселенский собор, и постановления этого собора, утвержденные императором, были приняты в руководство всей христианской церковью, к отдельным соборным постановлениям стали прилагать название канонов 672 . Последующие за никейским вселенские соборы, константинопольский 381 г., ефесский 431 г. и халкидонский 451 г., кроме установления догматов вероучения, постановляли также правила для регулирования внешнего церковного порядка. Хотя три названные собора были признаны не так быстро и согласно христианской церковью 673 , как первый вселенский собор в Никее 325 г., но и постановления этих соборов постепенно включались в канонические сборники. Император Юстиниан окончательно придал канонам четырех вселенских соборов значение общеобязательной церковной нормы, предписав почитать догматы , установленные на четырех соборах, как священное писание, каноны же соблюдать наравне с императорскими законами 674 . Следующий вселенский собор 553 г. состоявшийся при Юстиниане, равно как шестой собор, собиравшийся в 680 г. при Константине Погонате, занимались исключительно догматическими вопросами, устанавливая церковные догматы против монофизитов и монофелитов, и никаких дисциплинарных канонов после себя не оставили. Так как, однако, не только после халкидонского собора, последнего из четырех вселенских соборов, оставивших после себя каноны, но и после императора Юстиниана, оставившего после себя обширное церковное законодательство, прошло много времени, в течение которого движение церковной жизни должно было вызвать потребность в регулировании церковного порядка нормами, приспособленными к обнаружившимся потребностям жизни; то в 692 г. был созван императором Юстинианом II Ринотметом собор, местом заседаний которого послужила одна из зал императорского дворца в Константинополе. Так как эта зала была устроена так, что имела вид свода (τρολλον), то собор 692 г. называется обыкновенно трулльским. Он же нередко назывался пято-шестым (πενθκτη, quinisexta), в виду того, что пятый и шестой вселенский соборы не составляли дисциплинарных канонов, а собор 692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Хронологическая таблица к истории Христианской Церкви... Годы — 34Сошествие Святого Духа 45Первое путешествие Апостола Павла 50Апостольский Собор в Иерусалиме 51Второе путешествие Апостола Павла 54Третье путешествие Апостола Павла 64–68Гонение на христиан при Нероне 68Кончина Апостолов Петра и Павла 70Разрушение Иерусалима Титом 81–96Гонение при Домициане Ок. 105Кончина Апостола Иоанна 249–251Гонение при Деции 301–311Гонение при Диоклетиане 312Указ о свободе христианского вероисповедания 323Победа Константина над Ликинием 325Первый Вселенский Собор 381Второй Вселенский Собор 431Третий Вселенский Собор 451Четвертый Вселенский Собор 496Крещение Клодвига, короля франков 553Пятый Вселенский Собор 589Обращение вестготов к Православию 597Начало обращения англосаксов 680Шестой Вселенский Собор 692Пято-шестой Трулльский Собор 715–755Апостольские труды Бонифация в Германии 717–842Иконоборчество 787Седьмой Вселенский Собор 857Появление лжеисидоровских декреталий 863Крещение болгарского царя Бориса. Кирилл и Мефодий у моравов. Перевод славянской Библии 867Окружное послание Фотия о заблуждении латинян 867Крещение Аскольда и Дира 894Крещение богемского князя Боривоя 957Крещение русской княгини Ольги 966Крещение Мечислава, короля польского 988Крещение святого Владимира 1054Отделение Церкви Западной от Восточной при Михаиле Керулларии 1299Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир 1325Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву 1354–1461Время постепенного разделения Русской митрополии 1439Флорентийский Собор 1517Начало реформации Лютера 1566–1568Святой митрополит Филипп II 1589Учреждение патриаршества в России 1594Начало Богоявленского училища в Киеве 1596Начало унии в Литве 1642–1647Митрополит Петр (Могила) 1667Начало раскола старообрядцев 1679Открытие училища в Москве при типографском доме 1721Учреждение Святейшего Синода 1808Штаты для духовных училищ 1839Конец унии Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Ибо узаконено на оном, чтоб двум братом родным двух сестр двоюродных не понимать, и напротив того двум же двоюродным братьям двух родных сестер не понимать же, слития ради имен: ибо в таком случае родные братья – и братья, и свояки, а сестры – сестры же и сношеницы будут. Также и нисходящее от них родство помешается; ибо с одной стороны десцеденты в ближайшем будут степени, а с другой дальше. Так, например, что ежели две родные сестры выйдут за двух двоюродных братьев, то дети их по матерям будут между собою в четвертой, а по отцам в шестой степени. Коих ради причин собор оный отнюдь запретил там быть сопряжению, где слияние имен будет, хотя бы не только до шестой, но и до седьмой степени родство оное нисходило. Во утверждение же себе и Василия великого приводит правило глаголющее: в нихже сродства (а по иным переводам – имена сродства или свойства) смешаются, в таковых брак беззаконен. А правила таковые Василия великого 6-м названным вселенским, иже в Трулле, собором утверждены. А понеже и Лодыженский с Шафировою не инако могли бы брачитися, как родный с сестрою своею брат с двоюродными братом и сестрою, ибо (как выше показано) Лодыженского сестра родная имеется в замужестве за двоюродным Шафировой братом князь Василием Долгоруковым; почему хотя Лодыженскому Шафирова и в шестой степени выходит, но за объявленное слитие имен и помешание в нисходящей линии понять ему тое Шафировы в супружество, за силу выше объявленного собора и правила святого Василия великого , не можно: ибо там Лодыженской зятю своему князю Долгорукову будет шурин и зять, шурин по сестре, зять по жене, которая князю Долгорукову есть сестра двоюродная; также и князь Долгоруков Лодыженскому будет зять и шурин, зять по сестре родной его Лодыженского, а шурин по жене его же, которая ему, князю Долгорукову, сестра двоюродная. Подобно и в десцедентах степени помешаются: ибо Лодыженскому по Шафировой (ежели она будет ему женою) десцеденты Шафировой фамилии будут ближайшие степенью, а по сестре родной теж самые далшии; подобно ж и князю Долгорукову по жене Лодыженского фамилии десцеденты будут в ближайшей степени, нежели по сестре двоюродной, которая из фамилии Шафировой имела бы выйти за Николая Лодыженского, родного его князя Долгорукова шурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Так как второй собор учит, что Дух Святой есть Бог, Господь, Дух животворящий; то я отвергаю Македония и всех единомысленных ему, а с ними и богоненавистного, безумного Аполлинария. Так как третий собор учит, что един Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог наш от Отца родившийся и что Он на последок дней, нашего ради спасения, воплотился от святой Богородицы и Приснодевы Марии; то я отрицаюсь в моем исповедании Нестория, воздававшего божеское поклонение человечеству, а равно и двух его сообщников, то есть Диодора и Феодора и всех, покровительствовавших их странному баснословию; так как они представляют во Христе двойственность лиц. Так как четвертый собор учит, что един из Святой Троицы, Христос Бог наш, но воплощении, состоит из двух естеств; то я анафематствую Евтихия, Диоскора и все их множество, а равно и пораженного Богом Севера и Юлиана галикарнасского, баснословившего, будто Иисус Христос воспринял тело нетленное. Так как пятый собор, как меч духовный, отсек накопившияся с давних времен неосновательные ереси и изобличил изобретателей их: Оригена , Дидима и Евагрия; то и я отвергаю эти бредни, как еретические и баснословные. Так как шестой собор учит, что во Христе как два естества, из которых Он состоит, так и два хотения и два действия, по тому и другому естеству, – то есть божескому и человеческому; то и я подвергаю анафеме Кира, Сергия, Гонория, Пирра, Павла и всех единомысленных с ними; а их учение я возненавидел, как содомский виноград и как гоморрскую виноградную ветвь с горькими плодами. Самый же шестой Святой собор принимаю со всеми его божественными догматами и канонами, в которых говорится: «На некоторых честных иконах изображается, перстом предтечевым показуемый, агнец, который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемлемую яко исполнение закона. Сего ради дабы искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившегося искупления мира» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

собор из двухсот восьмидесяти девяти епископов в Константинополе и провозглашенные на предшествовавших святых и вселенских пяти соборах догматы подтвердил и на этом святом и подлинейшем шестом вселенском соборе решил установить благочестивый догмат (Русск: положил чтить благочестивое учение?) о двух волях и действиях, – на коем (соборе) председательствовали как сам всеблагочестивейший царь Константин, так и благочестивые иерархи. Г. стр. 481: «Этот Константин, уразумев заблуждение отца своего и ересь его, созвал епископов, и в Константинополе составился шестой собор 168 святых отцов, которые исповедали Господа Иисуса Христа, Спаса и Избавителя нашего, в двух естествах. двух волях и действиях». Следующее затем в Г рассуждение, коим оканчивается грузинское житие (стр. 481–484), не имеет соответствия в доселе известных греческих житиях. 3892 Th: πισκπων σπθ’ (289) ν Κωνσταντινουπλει τ τε προκεκυρωμνα ν τας προλαβοσαις γαις κα οκουμενικας πντε συνδοις πεβεβαωσε δγματα κα τ τν δο θελημτων κα νεργειν... собор из двухсот восьмидесяти девяти епископов в Константинополе и провозглашенные на предшествовавших святых и вселенских пяти соборах догматы подтвердил и на этом святом и подлинейшем шестом вселенском соборе решил установить благочестивый догмат (Русск: положил чтить благочестивое учение?) о двух волях и действиях, – на коем (соборе) председательствовали как сам всеблагочестивейший царь Константин, так и благочестивые иерархи. Г. стр. 481: «Этот Константин, уразумев заблуждение отца своего и ересь его, созвал епископов, и в Константинополе составился шестой собор 168 святых отцов, которые исповедали Господа Иисуса Христа, Спаса и Избавителя нашего, в двух естествах. двух волях и действиях». Следующее затем в Г рассуждение, коим оканчивается грузинское житие (стр. 481–484), не имеет соответствия в доселе известных греческих житиях. 3898 «Невменяемость» – выражает: не ставить, не вменять себе ничего в достоинство, в добродетель, в заслугу, в подвиг – не приписывать себе ничего хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Das Kirchenrecht Т. 1:532). Таким образом, если и есть, в моём изложении, какая ни будь ошибка, то неточность терминологии и притом самая микроскопическая по своему значению. Затем г. Суворов находит промах в моей фразе: дела клириков относятся к делам смешанной подсудности, и неизвестно почему. В тексте моей книги объяснено, какие именно дела клириков относятся к делам смешанной подсудности, – это именно дела уголовные. В прежнее время в решении этих дел принимала участие как церковная, так и светская судебная власть. И с этой стороны уголовные дела клириков находятся в аналогии с делами смешанной подсудности, касающимися мирян. Не знаю, отчего было г. Суворову не вникнуть в дело? Ещё г. Суворов видит промах с моей стороны в том «будто шестой вселенский собор был в Трулле в 691 году и составил 102 правила». Прежде всего, приведу текст своего изложения, чтобы поправить переиначенное с задней целью чтение в рецензии. В моей книге сказано: «Вселенских соборов признаётся в Православной церкви семь, из них: Никейский составил 20 правил. Константинопольский второй 553 года не оставил правил, Константинопольский в Трулле – 691 года составил 102 правила». Сказанное в моей книге справедливо. Берём, например, Книгу правил и читаем, прежде всего, в оглавлении: Правила соборов вселенских: Правила четвёртого Халкидонского 451 года, О пятом соборе Константинопольском 553 года, Правила шестого собора Трулльского 691 года. Затем в тексте читаем: святые отцы пятого вселенского собора особенных правил, относящихся к благочинию церковному, не составили. А затем идут: Правила святого вселенского шестого собора, Константинопольского, иже в Трулле царских палат (точный перевод с параллельного греческого текста). То же самое говорится и в печатной славянской Кормчей. Возражение г. Суворова, конечно, имеет своей подкладкой тот факт, что шестой вселенский собор 680 года не оставил правил, подобно пятому, и что Трулльский собор 691 года был особый собор, отличный от шестого собора 680 года. Но общеизвестно, что правила Трулльского собора 691 года издревле, со слов самих отцов этого собора, были признаны восточной церковью за дополнение к пятому и шестому вселенским соборам, не оставившим правил, и потому называются у толковников церковных правил, Зонары и Вальсамона, правилами пято-шестого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Дева-мученица Иулия, За Христа Владыку распятая, Призывала силу Божию, Силу Древа Всечестнаго. Из шести жестоких ран Кровью землю обагрила; На Владыку уповала, Свою веру не скрывала. И Христос ее не утаил, Всему ясно объявил, В Царстве горнего бессмертия Поселил в чертоге праведных. Испустила душу Иулия: Словно голубь белокрылый, Взмыв из уст ее правдивых, На высоты воспарил. Люди это наблюдали, Громогласно восклицали: «Горе судиям неправым, Кровь невинную пролившим!» 3. Святые 15 000 мучеников . Были обезглавлены в Персии за веру Христову. 4. Св. мученик Афиноген . Составитель вечернего песнопения «Свете тихий» . Скончался за Христа в огне и удостоился вечной славы в Царстве Божием. 5. Воспоминание шести Вселенских Соборов . Сие общее воспоминание первых шести Вселенских Соборов совершается на неделе с 13 по 19 июля. Рассуждение Вселенские Соборы суть величайшие арены борьбы Православия с ересями. Под сей датой Церковь творит общее воспоминание первых шести Соборов. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 году (в нем участвовало 318 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 29 мая и в седьмое воскресенье по Пасхе. Сей Собор опроверг ересь Ария против Бога Сына. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году (в нем участвовало 150 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 22 мая. Сей Собор опроверг ересь Македония против Бога Духа Святого. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году (в нем участвовало 200 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 9 сентября. Сей Собор опроверг ересь Нестория против Пресвятой Богородицы. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году (в нем участвовало 630 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 16 июля. Сей Собор опроверг монофизитскую ересь. Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году (в нем участвовало 160 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 25 июля. Сей Собор опроверг ересь Оригена [и Феодора Мопсуестийского. – Пер.]. Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680–681 и в 691 годах (в нем участвовало 170 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 23 января. Сей Собор опроверг монофелитскую ересь. Седьмой же Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году (в нем участвовало 367 святых отцов), вспоминается не в этот день, а 11 октября [однако празднование , согласно уставу, бывает в Неделю предыдущую или приидущую , то есть в предыдущее либо в последующее воскресенье. – Пер.]. Сей Собор опроверг иконоборческую ересь. На всех Вселенских Соборах действием Святого Духа осуждены все [в ту пору существовавшие. – Пер.] ереси и навсегда утверждена православная вера 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010