VII. Рисунки на антиминсах На сохранявшихся до настоящего времени антиминсах XII, XIV–XVII веков находится изображение креста Господня. Оно «служило знамением, что на антиминсах священнодействуются страдания Христовы, и что они изображают погребение Христово» (Сим. Солунск. Нов. Скриж., ч. 3, гл. 8, § 10). Антиминсы, имея назначение – находиться на престоле – содержали тоже изображение, какое было в древности на верхней стороне одежды престола. В Менологии X века, Императора Василия, находится несколько рисунков престола, облеченного священною одеждою 110 . На них, на верхней стороне одежды, изображен четыреконечный крест. Верхняя сторона одежды иногда изображена из одинаковой материи с боковыми её сторонами, иногда из особой, имеющей свой рисунок. Но в том и другом случае изображены углы около креста, составляющие собою четыреугольник, в средине которого находится крест. Если бы углы были ближе к изображению креста, а не у самых краев престола, то они были бы подобны нашивным углам, бывшим на антиминсах, о которых сказали выше. Но их нельзя признать за антиминсные углы потому, что между углами изображены кружечки, которые составляют один рисунок вместе с углами и показывают, что эти углы не суть углы антиминса для пришития его к престолу, а служат только украшением верхней одежды престола. На одном же рисунке Менология находится такое изображение креста с углами, кроме верхней стороны престола, на боковой стороне его одежды (30-го января) 111 . Изображение на древних антиминсах креста было неодно образно даже в одно и то же время и в одном и том же месте России. На антиминсах был изображаем крест и осмиконечный, и шестиконечный 112 и четыреконечный. При этих крестах рисовали то копие и трость с губою, то – и подножие с несколькими ступенями, то, вместо подножия – гору Голгофу, то под Голгофою Адамову главу. И около креста писали не всегда одну и ту же надпись. Укажем на антиминсы с такими рисунками, описанные более ясно и определенно. Изображение осмиконечного креста без копия и трости и без подножия находится на антиминсах, хранящихся в Тверском кафедральном соборе 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

хс, а над следущею – слова: ни ка (Iconographie chremienne, раг Didron. 1843, pag. 396). На кресте, находящемся на ящичке для мощей, принадлежавшем Теодолинде, жене Ломбардского короля († 625), изображен распятый Господь Иисус Христос, одетый в длинную одежду. Над головою Господа надпись: ic хс. (Marmigny. Diction. des anmign. снгет. pag. 191, Crucifix). Преподобный Сергий Радонежский дал крест в напутствие своему ученику Павлу Обнорскому, отправлявшемуся, около 1399 года, в дремучие леса северной России искать себе нового жилища для пустынножительства. На этом кресте вверху находится надпись: ic. хс. (Извест. Имп. Арх. Общ. 1861 г., т. 3, вып. 2, стр. 142). В складнях византийской работы на слоновой кости, приписываемых к XI-мy веку, на вершине креста написано: ic хр Ο ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΤΗΣ ΔΟΞΗΣ, т. е. Иисус Христос Царь славы (Христ. древн. Прохорова, 1864, 1). На медном литом кресте преподобн. Варлаама Хутынского, умершего в 1193 г., хранящемся в Хутынском монастыре, надпись такова: " Царь Славы Icь Хс. Нка.», а внизу под Голгофою: «лоб». (Извест. Имп. Археол. Общ.,т. 1, вып. 4, стр. 209, статья Архим. Макария). 131 Наши мнимые старообрядцы, не желая иметь изображение креста Господня с титлом, и в тоже время уважая только осми – или шестиконечный крест, противоречат сами себе. Они не желают титла, которое было на кресте Господа над головою Его, и в тоже время препираются за титло, за те два конца креста, которые, по их же словам, изображают дщицу с титлом. Впрочем, и между ними находятся такие, которые почитают крест с титлом. Так, когда поморяне стали отвергать титло, как латинскую ересь; Федосеевцы, споря с ними из за титла, принимали его, как согласное с Евангелием. (Полное историч. известие о древн. стригольн. и новых раскольниках Прот. А. Иоанова, Спб. изд. 4, 1831, стр. 156 и след. Сн. в Труд. Киевск. Д. Акад. 1866 г. июнь. О Семене Денисове, стр. 193). 132 В Апостоле, изданном в Москве 1564 года, приложено было и гравированное изображение св. Евангелиста Луки. Такое изображение было также в Апостоле, изданном в Львове в 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

173 Форма креста, на котором был распят Спаситель, до настоящая временя точно не определена археологами. У западных христиан почти исключительно и повсеместно крест имеет четырехконечною форму. Наши старообрядцы признают правильной восьмиконечную форму креста. Православная Церковь одинаково допускает обе эти формы, а также и шестиконечную (см. ниже, 4-я седм. Вел. поста и Вел. пят.). 174 Св. царица Елена большую часть животворящего древа креста Господня оставила в Иерусалиме (где эта часть впоследствии, по сооружении храма Воскресения Христова, и была поставлена в серебряном ковчеге для поклонения верным), а другую, вместе с гвоздями, найденными в св. гробе, послала сыну своему Константину в Константинополь. Часть крестного древа, находившаяся в Иерусалимском храме Воскресения, ежегодно, в праздник Пасхи, в память первоначального обретения, была торжественно воздвигаема и предлагаема для поклонения народу, стекавшемуся во множестве на этот праздник из разных стран. Для многих единственной и самой высшей наградой за труд пути из отдаленных стран служили частицы животворящего древа, которая они, облагая златом и сребром, носили на груди, так что еще св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что в его время, хотя «святое древо креста и было видимо» в храме, но «розданное отсюда по частям целой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную». Св. Русь тоже не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня (см. 12 окт.), которые благоговейно и хранятся в разнять местах нашего отечества (см. ниже, о монастырях, и сн. Ц. Вед. 1907, 19, 1908, 20). 175 Сначала император понес было крест, облачившись в порфиру и во все царственные знаки; но у врат храма был остановлен невидимой силой. Уже на другой день, он, по внушению патриарха, получившего откровение Божье чрез Ангела, что великолепие несообразно с уничижением, в каком Господь шел Своим крестным путем, сняв с себя знаки царского величия, беспрепятственно внес св. крест в храм. 176 Имея в виду конец уборки хлеба, народ говорит: «пришло Здвижение – хлеб с поля сдвинулся», и кроме названия «Здвижения» называет этот праздник «Вдвижением». Это народное название праздника объясняется или простым желанием применить к этому празднику обстоятельства своего быта, или же, вернее, прямым незнанием истории праздника, почему раскрытие ее с церковной кафедры должно быть признано существенно важным. К этому же празднику народ приурочивает перелет птиц и говорит, что они улетают в какие-то неведомые страны, называемые ирьем, или вырьем, соединяя с этим названием нелепое представление о теплых странах, на что пастырям Церкви тоже следует обратить внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кроме того, на форму изображений Креста влияли конкретные исторические и иные внешние обстоятельства. Например, в периоды гонений древние христиане вынуждены были применять аллегорические изображения, понятные лишь посвященным (якорь, посох и т.п.). Сказывается и функциональное назначение изображений Креста. На куполах храмов кресты могут отличаться по форме от, скажем, нательных, напрестольных или надмогильных. Духовным и символическим содержанием, историей различных видов крестов занимается православная ставрография . Форм христианских крестов очень много, в том числе получивших свои названия. Приведем неполный их перечень: Т-образный (антониевский), буквенный, якореобразный, монограммный (доконстантиновский, константиновский и послеконстантиновский), посох пастыря, Андреевский, солнцеобразный, круглый (нахлебный), катакомбный (знамение победы), патриарший, четырехконечный, шестиконечный (Русский православный), осьмиконечный православный, седмиконечный, терновый венец, виноградная лоза, лепестковый, греческий, накупольный с полумесяцем, георгиевский (мальтийский), просфорный (константиновский), старопечатный (плетеный), схимнический (Голгофа), гамматический (свастика) и т.п. Все эти формы православное вероучение воспринимает как по духовной сути своей равночестные друг другу, хотя имеющие те или иные традиционные местные предпочтения. Преподобный Феодор Студит говорил, что «крест всякой формы есть истинный крест». Все зависит от присвоенного конкретному кресту значения (в Православной Церкви или вне Ее). Тем не менее, наиболее соответствует исторической форме Креста восьмиконечный крест. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Короткая верхняя горизонтальная перекладина означает титл или надпись, сделанную Пилатом: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). Короткая нижняя наклонная перекладина отмечает подножие, а также указывает своим восходящим концом на раскаявшегося разбойника – пример всем христианам, и нисходящим концом – на погибшего в грехах подонка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раскольники обвиняют православную Церковь в том, что она изменила символ веры , а именно в 8 члене читаем: (верую) и в Духа Святаго Господа животворящаго, а не так, как было напечатано в прежних книгах: (верую) и в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго; в 7-м члене Прав. Церковь читает: Его же царствию не будет конца, а в старых книгах говорится: несть конца; есть и некоторые другие еще меньшие разночтения. Правда, разночтение раскольников не изменяет смысла читаемого, но и такой разнице лучше бы не быть, так как вселенскими соборами запрещено прибавлять или убавлять в символе веры хотя одно слово. Поэтому-то те произвольные вставки, которые были внесены в старопечатные книги и которые теперь остаются любимыми у раскольников, и внушили патриарху Никону сделать самое тщательное сравнение русского текста символа с текстами древнейшими греческими и русскими. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что будто она изменила имя Спасителя, т. е. стала писать Иисус вместо Исус; говорят даже, что под именем Иисуса правосл. Церковь молится какому-то иному богу, а не Сыну Божию, Спасителю нашему; но это – богохульство! Имя Иисус есть точное начертание имени Господа и всегда писалось так, как полное начертание; начертание же Исус есть сокращенное, а еще более сокращенное – Иис., Ис. Таким образом раскольники говорят, сами не зная что, Прав. Церковь верует в Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго, как и читаем в символе веры . Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она изменила перстосложение при крестном знамении, т. е. повелела креститься тремя первыми перстами, а священникам благословлять именословно, т. е. складывать пальцы так, чтобы они изображали буквы имени Спасителя Ис. Хс., а не двумя перстами, как крестятся и благословляют любители мнимой старины. Такое или иное сложение перстов не имеет существенного значения в деле веры, если не заключает в себе какой-либо мысли. Это только обряд, и его всегда Церковь может изменить по своему усмотрению. Но русская Церковь и не изменяла в строгом смысле перстосложения, а только восстановила его в его первоначальном виде, в каком оно употреблялось и в русской и в греческой Церкви издревле. Обычай креститься и благословлять двумя перстами внесен в печатные книги только незадолго до патриарха Никона без всяких на то оснований. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она почитает четырехконечный крест, а крест восьмиконечный отринула. Неправда: Прав. Церковь почитает вообще крест Христов, как бы он ни изображался: четырехконечный ли, восьмиконечный или шестиконечный. Да и сами раскольники, отвергающие неизвестно почему четырехконечный крест, в противоречие себе полагают на себе крестное знамение четырехконечным крестом. Раскольники обвиняют Прав. Церковь в том, что она стала употреблять при литургии 5 просфор, вместо прежних 7-ми. Для таинства нужна собственно одна просфора, из которой вынимается агнец; число же других просфор не имеет существенного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Никифор восхитил императорское достоинство 30 октября 802 года, а умер 25 июня 811 года. На изображениях двух сохранившихся от него монет кресты — вида четвероконечного. Михаил Рангаби провозглашен императором в октябре 811 года; 22 июня 813 года он удалился в монастырь и постригся в монахи. На его державе, которую держит в руке представленное на монете изображение его, крест четвероконечный. Михаил Бальба сделался императором по убиении императора Льва Армянина, в 813 году, и умер в октябре 829 года. На диадемах и под буквою М, встречающейся несколько раз на монетах, сохранившихся от этого императора, — кресты четвероконечные. На одной державе встречается и шестиконечный крест; в руках также видны на трех кружках кресты шестиконечные опять по той же причине, как и на монетах Льва Исаврянина. Василий Македонянин провозглашен императором и коронован 26 мая 866 года, умер 1 марта 886 года. На снимках с его монет — кресты все четвероконечные. На одной из них, например, представлен император Василий с окладистой бородою, в шапочке с крестом; в правой руке он держит книгу, а в левой — державу с крестом; кругом монеты надпись: DN Basilius PF PERPETUUS. Длинные четвероконечные кресты видны в руках у двух императоров; виден здесь в трех монетах и шестиконечный, или двойной, крест; на одной из них держат двойной крест Константин Порфирородный и мать его императрица Зоя; это на одной стороне монеты, а на другой — надпись, перед которою стоит четвероконечный крестик. Об изображениях креста на монетах императора Иоанна Цимисхия Иоанн Цимисхий вступил на престол в 969 году, а умер 4 декабря 975 года. На 7-й фигуре, изображающей одну сторону монеты этого императора, представлен шестиконечный крест такого вида: На 10-й фигуре, на одной стороне монеты, представлен четвероконечный крест с надписью: IC ХС HIKA; на другой стороне той же монеты — Иисус Христос в венце, в котором виден четвероконечный крест; кругом надпись: EMMANOYHL. 16-я фигура представляет также изображение четвероконечного креста с надписью: IC ХС NIKA.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нет ничего удивительного в том, что дух крестоборчества увлек пустосвятов в кромешную, тьму диких богохульств. Идолопоклонство перед стариною превратило их самих в новых язычников. Они не захотели понять, что Православная вера держится не стариною, а вечно живым Духом Божиим, для Которого ,,тысяча лет яко день вчерашний». Св. Церковь излагала свои решения не для того, чтобы отдавать предпочтение старине или новизне, а единственно с целью положительно указать верующим, что именно они должны признавать за истинное, как основанное на божественном Откровении, и на что должны смотреть, как на исходящее от собственных обыкновений человечества. Соответственно этому и еретические мнения отвергались и осуждались Св. Церковью не потому, что они были новы или стары, а единственно потому, что они были ложны, т. е. не согласны с духом Божественной истины. Уяснить эту истину – вот в чем назначение Св. Церкви, а не в исповедании старины или новизны, как думают раскольники. И сам Господь принес в мир меч разумения, отделяющий жизненное от одряхлевшего и обыденное от вечного ( Мт. 10:34–36 ). И нам Господь возвестил, что всякий просвещенный светом Вечной Истины должен поступать подобно хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мт. 13:52 ), т. е. определяет цену всему при свете Божественной Истины. Поэтому, если хотели раскольники устроиться, так сказать, отдельным от Св. Церкви хозяйством, то им следовало бы в таком случае хорошенько пересмотреть и определить, чем именно их сокровищница богаче церковной, а не кричать безрассудно, что старина, происшедшая от людей есть воплощение Божией Истины. Сама Св. Церковь подает им в этом пример. У нас и восьмиконечный Крест почитается наравне с четвероконечным и даже шестиконечным и почитается только как образное напоминание о чудесном спасении мира вольными крестными страданиями Распятого Господа. Крест для нас святыня, но не Бог . Об этом и Св. Иоанн Дамаскин говорит: – „Кланяемся образу честного и животворящего Креста, аще и из иныя вещи будет; но образ и воспоминание о Христе, яко Христов Символ почитаем: рече бо своим учеником Господь: – Тогда явится знамение сына человеческаго на небеси» ( Мт. 24:30 ) „еже есть Крест честный» (см. кн. 4 о вере Дамаскина гл. 12). Но какой именно при кончине мира Крест, – четвероконечный или восьмиконечный, о том мы не знаем, но исповедуем, что все это в свое время сбудется. „Небо и земля мимо идут, словеса же Христова не мимо идут» ( Мт. 25:35 ). „У Бога не останется бессильным никакое слово, „возвещено миру через Небесного Благовестника Архангела Гавриила. Вот каков взгляд Св. Церкви на изображение Креста. Раскольники же веруют только восьми концам и веществу, как Богу, поклоняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

3) Православная Церковь установила вынимать из 3-й просфоры 9 частиц, а из 4-й и 5-й – неограниченное число, но этого до п. Никона не было. 364 Отв. В Стрятинском Служебнике 1604 года, Киевских – 1620, 1629 и 1639 гг. и некоторых других указано вынимать из 5-й просфоры 9 частиц, а о вынутии несколько частиц из 6 и 7-й просфоры говорится и в патриарших Служебниках (см. напр. Служ. 1647 г). 3) О трехсоставности креста Христова; возражения Старообрядцы учат, что истинный и животворящий крест есть крест трехсоставный или восьмиконечный, с изображением распятия, титлой и подножием; четвероконечный же крест, без изображения распятия, есть лишь ветхозаветная сень, образ креста Христова и в древности почитаем не был, а введен в употребление и почитание латинянами, от которых перенял его патр. Никон и ввел в России. Такое учение было высказано сначала первыми расколоучителями (Никитой, Лазарем, Аввакумом, Аврамием и др.) и в Соловецкой челобитной, а затем подробно раскрыто в Поморских и Керженских ответах. 365 На первых порах его держались все старообрядцы, но затем среди них начались споры о титле и формах креста, кончившиеся разделением между ними. Несогласия по этим вопросам не прекратились между старообрядцами и по настоящее время, почему одни из них поклоняются восьмиконечному кресту с титлой I. Н. Ц. I., а другие (филипповцы) не поклоняются; некоторые почитают кресты, сделанные лишь из рябинового дерева (рябиновцы) и при том, без изображения распятия, иные (дьяконовцы и австрийцы-окружники), воздавая преимущественное поклонение восьмиконечному кресту, считают, однако, достойным почитания в четвероконечный. «Когда идет речь и решается вопрос о приемлемых формах креста, говорит проф. Голубинский, то должно отличать: во 1-х, кресты или изображения крестов, на которых нет изображения распятого Спасителя или распятия», от крестов или их изображений, на которых находится изображение распятого Спасителя или распятия; во 2-х, самые кресты от изображения на них распятого Спасителя или распятия, так как изображение это обыкновенно делается на вторичном кресте, изображенном на тех крестах. «Распятым Спаситель изображался, как и до сих пор изображается, у греков и у нас на восьмиконечном кресте». Но что касается самых крестов, то они были и четвероконечными, и шестиконечными, и восьмиконечными, и семиконечными. 366

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

На стр. 125 в «Проскомидии Литургиамъ» в круге, где представлено положение св. хлеба и частей святых на св. дискосе, в средине, — крест шестиконечный (без титлы). Пред последованием Литургии св. Златоуста, в большом виде, во весь лист (?) изображен этот святитель в архиерейском облачении (без митры, в венце). На омофоре представлены три большие (на правой и левой рамс и на персях) четвероконечных креста: На стр. 79 Литургии св. Златоустого напечатано оглавление: «О раздроблении св. Агнца», — с боков этой строки изображены киноварью две руки, держащие крест четвероконечный. Далее, полагать св. части на дискосе повелевается крестообразно: «IC убо полагай на внешней стране св. дискоса; ХС же от долу; а от св. потира " HI " , КА же от левой страны». Пред Литургией Василия Великого также в большом виде, во весь лист, изображен этот святитель в крещатой ризе и омофоре. Кресты на ризе все четвероконечные, как это обыкновенно делается на полиставрионе; на омофоре — также. Пред Литургией Преждеосвященных Даров изображен крест средней величины (далеко не в листе) с титлою и подножием. На верхней дощечке титла — IHЦI, а с боков этой дощечки поодаль стоят слова Ц и С; потом, пониже дощечки, но поближе к ней — буквы IC — ХС. Это над большою поперечною частию креста; под этим поперечником весьма близко к продольной части креста слова: HI — КА. В «Лumypriapiohe си ест служебникъ» Петра Могилы, напечатанном во Львове в 1637 году, на заглавном листе, по бокам, изображены святители — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов в святительских одеждах; на омофорах у всех у них кресты четвероконечные, числом: у первого — четыре (два на конце омофора и два на раменах), у второго — пять (три на нижнем конце и два на раменах), у третьего — три; кроме того, четвероконечные кресты находятся также на архиерейских шапках у свв. Василия и Иоанна Златоустого. Пред последованием Литургии Златоустого этот святитель изображен на отдельном листе в большом виде и в архиерейском облачении (без митры, но в венце). На омофорах его изображены три большие, также четвероконечные креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вадим. Видеопаспорт 2ncd. Родился в январе 2016 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). -  С.56; Рома . Видеопаспорт 3001. Родился в апреле 2016 года  (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.56; Куда обращаться будущим родителям  Вадима и Ромы. – С.57. Вопросы усыновителей: Как стать наставником ребенку из детского дома? Общественный деятель Александр Гезалов считает, что прежде чем стать наставником, нужно хорошо все взвесить. Фото Натальи Чилиевич//Фома. - - ноябрь   2018. – С.57. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Вопросы усыновителей »). Что сделала моя бабушка, когда ее обокрали . Фрагмент из книги Татьяны Подосинниковой « Много лет радости » (Издательство «Поломник», 2017 г.), которая посвящена истории ее семьи. Фото Екатерины Соловьевой//Фома. - — ноябрь 2018. - С.58-59. - (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.60-89. Николай Бердяев: жизнь в поиске Богообщения . [Николай Бердяев (1874-1948) — номинант Нобелевской премии по литературе, «философ свободы», эмигрант, религиозный мыслитель, один из самых читаемых  философов ХХ века. О том, как мыслитель относился к Церкви, каким был его философский путь, почему русский коммунизм он воспринимал как религиозное явление, «Фома» поговорил с кандидатом философских наук, заместителем декана философского факультета МГУ Алексеем Козыревым ]. Беседовал Тихон Сысоев . Фото с сайта sias.ru. Ил.: Николай Бердяев. Портрет. Графика; Николай Бердяев с женой и друзьями. 1910-е годы; Пароход «Oberburgermeister Haken», на котором Н. А. Бердяев с семьей отплыл из Петрограда 29 сентября 1922 года; Православный храм Трех святителей в Париже, прихожанином которого Бердяев был в 1931-1948 годах; Н. А. Бердяев среди участников съезда Русского студенческого христианского движения. Конец 1920-х годов. Докум. фото//Фома. - — ноябрь 2018. - С.60-69. - (раздел « Культура »). Школа «Фомы». Суть вещей: Крест Ефросинии Полоцкой. Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Ефросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке .

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010