зде же сила Христова креста не от чувственного, якоже тамо, Фараона избави и избавляет, но от мысленного Фараона, глаголю диавола и бесов его... Ну, слышателю, рассуди: которая земля лучше, – Иерихон ли во обетование, или небо? временное житие, или вечное? Аще ли вечного жития не хощешь, но нынешнего, яко жидовин в обетовании, ищешь: и ты держися четвероконечного креста, да с ними же в пекл пойдеши, в огнь неугасимый. Помянешь тогда, наши нынешние речи» (V, 273–5). Таково было учение Аввакума о виде креста. При сравнительной подробности, с какою было изложено, оно, однако же, не решало всех тех недоумений, какие могли зародиться в голове раскольника. Прежде всего пустозерский расколоучитель трактовал не о всех видах креста. Так, например, у него не было ответа о кресте шестиконечном, хотя и с этою формою креста раскольники могли встречаться очень часто. Потом, уверение, что лишь осьмиконечный крест есть истинный крест Христов, опровергалось теми памятниками древности, из которых легко можно было видеть, что и четвероконечный крест употреблялся равночестно с осьмиконечным, не говоря уже о письменных свидетельствах в этом роде. Далее, толкование о семиконечном кресте должно было разрушиться при первой справке со старопечатным Потребником, на котором оно основывалось, потому что в первом же московском издании Потребника, которое раскольники особенно уважали – филаретовском, водружальный крест был изображен в виде осьмиконечного и с надписями «царь славы Ис. Хс. ника», как и на кресте на антиминсе, и против последнего не имел только «копия» и «трости». 435 А особенно странным и противоречивым являлось суждение Аввакума о кресте четвероконечном. Если этот крест есть символ латинства и его еретичества, то зачем и как он «держится» в православной церкви? И почему здесь в одном случае он зело потребен и – «по преданию святых отец» – служит к благоукрашению священных предметов, а в другом – «мерзок и непотребен и подобает его изринути?» И в представлении о латинской церкви получалась путаница: символом римского костела должен был сделаться собственно крест Петров, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Э. Артемьева-Скворцова Первая книга о православной вере Предисловие Предлагаемая книга представляет собой пособие по Закону Божию. При ее подготовке составители стремились не просто дать детям знания по Закону Божию, но и, насколько это возможно для детского понимания, передать полное и цельное православное мировоззрение. Поэтому книга содержит не только последовательное изложение повествований из Священной Истории, но и указания на взаимную связь Ветхого и Нового Заветов, на связь излагаемых событий с современным богослужением, молитвами, таинствами и с христианской жизнью. Сделано это в форме понятной и на доступном для детей языке. Особенностью книги является попытка научить детей не только читать и изучать книгу, но и самим работать над ней. Для этой цели в конце каждой главы помещены вопросы и задания для самостоятельной работы. Книга составлена для детей от 8 до 12 лет, но хочется думать, что она также будет полезна и интересна взрослым. Часть 1. Крестное знамение Крест – это знак Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю пострадать за людей и был распят на кресте, чтобы спасти нас от грехов и смерти. Изображение креста состоит из двух перекладин, одной вертикальной и одной горизонтальной. Такой крест называется четырехконечным. Если крест изображен с небольшой перекладиной наверху, обыкновенно с надписью И.Н.Ц.И. (Иисус Назорей Царь Иудейский), он называется шестиконечным. У русских православных христиан крест очень часто имеет внизу и вторую небольшую, вкось поставленную, перекладину. Она изображает подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Как правило, только такой крест, называемый восьмиконечным, изображается на православных иконах. Люди ставят или свои буквы, или какой-нибудь знак на вещи, которые они хотят отметить. Когда хотят показать, что вещь посвящена Спасителю, ее отмечают крестом. Крест ставится на церкви, на Евангелии, на церковных одеждах священника; крест носит на груди и сам священник. Все христиане носят свой крестильный крест, потому что все они посвящены Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы хотим сказать о кресте преподобного Авраамия Ростовского, основателя монастыря его имени, современника Владимира Мономаха (1113—1125). Мощи Авраамия обретены при внуке Мономаха, великом князе Всеволоде (1176 — 1212) . На этот крест ссылаются и мнимые старообрядцы в доказательство того, что на кресте не должно писать титлы Пилатовой — I Н Ц I. Вот что они говорят по этому поводу: «Апостол Христов и евангелист Иоанн Богослов даде жезл с распятием преподобному Авраамию Ростовскому Чудотворцу, имже повеле сокрушити Влеса идола, творяща многи напасти мимоходящим людям, еже и бысть, на нем же распятии несть Пилатово написание. Имать же воображено: IC ХС HIKA. Сие же распятие в монастыре преподобного Авраамия имеется, о дании же жезла и о сокрушении идола в житии Авраамове написано». На это мы прежде всего должны сказать, что ссылка их не совсем справедлива: в житии Авраамия сказано, что св. Иоанн Богослов дал преподобному жезл не с Распятием, а — простой, обыкновенный жезл, или палку, без Распятия, что можно видеть между прочим на самом этом жезле, который, кажется, будучи взят из монастыря Иоанном IV, и теперь, говорят, находится в Московской Оружейной палате. Старообрядцы смешивают жезл с крестом Авраамия, что не одно и то же. О надписи мы не спорим, но и об ней должны сказать, что она не совсем в том виде, в каком находят ее старообрядцы: на изображении креста видно только три буквы: HIK, а слов: IC ХС —  нет; есть только два слова: ца, идущие вдоль креста. Что же касается формы креста и формы разных меньших изображений, сделанных в нем, то самый крестшестиконечный; два поперечника его, из коих один короче, а другой длиннее, находятся в большом расстоянии друг от друга, так что, если бы разрезать крест в средине между двумя поперечниками, то вышло бы два правильных креста — и, по всей вероятности, потому он представляет из себя два соединенных креста, а не один. В верхнем конце креста и отчасти в верхнем поперечнике представлена фигура четвероконечного креста, не большого, но широкого в средине и оконечностях; в этом изображении креста находится другое, шестиконечное; пониже его начертан опять крестик —  четвероконечный; при нем начертаны буквы еще ниже, в поперечнике, представлен восьмиконечный крест с титлою и прямым подножием. Но титла представлена не вделанною в крест, а прилаженною ко кресту сверху, как табличка для надписи; в ней опять маленький четвероконечный крестик. Подножие также не вделано в крест, как средний поперечник креста, а сверху приложено или прибито к нему. В верхнем конце креста и в концах верхнего поперечника изображены архангелы — Михаил, Гавриил и еще один без имени, с благоговением созерцающие Таинство Искупительной Жертвы; в концах другого поперечника, по правую сторону, — Матерь Божия, а по левую — св. Иоанн Богослов, состраждущие Распятому; под нижним концом крестораспятия представлена Адамова глава.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Потом иеромонах Неофит сделал 14 вопросов, а Андрей Денисов столько же ответов, на 26 листах. Один утверждал, что нужно служить литургию на пяти просфорах; а другой доказывал, что де надобно служить литургию на семи просфорах. По правде сказать спорили, и сами не зная о чем. Ибо в каком служебнике в старом или в новоисправленном нашли, что служат божественную литургию на семи, или на пяти просфорах? Еще не напечатана и не написана такая книга, в которой бы велено было служить на семи или на пяти просфорах; и нет на свете такой Церкви, где бы так служили. Но как по старопечатным служебникам, так и по ново-исправленным служат ли в старообрядческих Церквях, или и в православных божественную литургию, (по вся дни святого Иоанна Златоустог о, а в Великий пост по воскресным дням Василия великого ), всегда служат и все на одном агнце или на одной просфоре, но и то не на целой. А на проскомидии, которая бывает прежде литургии, и имеет свой отпуст, число просфор, как в древних, так равно и в ново-исправленных не показано, только менее пяти не приносится; а больше, сколько потребуется, иногда бывает по 500 и до 1000. Но не на всех просфорах, ни на 5-ти, ни на 7-ми, ни на тысяче литургия не служится, а только вынимаются одни малые частицы, то о здравии живых, то за упокой умерших. Это каждый может видеть своими очами. О чем же здесь так много спорили иеромонах о. Неофит и Андрей Денисов? У Андрея же Денисова и одной просфоры никогда не приносится, потому что божественная литургия у них не служится; ибо у них, беспоповцев, нет ни Церкви, ни престола, ни жертвенника, ни священства. Что же он так упорно отстаивал? видно, и сам не понимал, о чем спорил. Сбылись при сем словеса самого Господа: слепец слепца аще ведет, оба в яму впадут. Потом 6 вопросов Неофитовых, и столько же ответов Андрея Денисова об осмиконечном кресте, на 26 листах. Ужели и поныне может быть поддерживаем спор об этом предмете? Да разве святая Православная Греко-Российская церковь отвергает какой крест? Она все кресты, осмиконечный ли, или шестиконечный, или четвероконечный, равно почитает и покланяется. Крест почитается не ради концов, но за то, что на кресте был распят Сын Божий, Господь наш Иисус Христос . Притом ни в старых книгах, нигде никакой хулы на четвероконечный крест не положено, так равно и в ново-исправленных на осмиконечный крест хуления нигде не видится; но как на Церквах, так равно и в Церквах, и повсюду чествуется крест осмиконечный. Да и Андрей Денисов четвероконечный крест не отвергает, потому что он четвероконечным крестом себя ограждает, поэтому он себя четвероконечным крестом освящает. 9. Опровержение о Царе Алексее Михайловиче и о Никоне патриархе

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В июле 1990 года в Полоцк из Жировичского монастыря прибыли первые четырнадцать сестер. Помню, когда мы приехали, в сестринских корпусах еще жили миряне. Один полностью был заселен, а в другом уже были свободные комнаты, которые мы и заняли. Постепенно жильцам предоставляли квартиры в городе, и таким образом через некоторое время территория монастыря была полностью освобождена. Перед сестрами стояла непростая задача — возродить древнюю Спасскую обитель, которую сегодня именуют колыбелью Православия на Белой Руси. На территории монастыря начались ремонтно-реставрационные работы, и вскоре были восстановлены Свято-­Евфросиниевский храм, Крестовоздвиженский собор и реконструирована колокольня. — И стали воссоздаваться утраченные полоцкие святыни. Как, например, крест преподобной Евфросинии. — В сентябре 1992 года в Полоцке проходили торжества, посвященные 1000-летию Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. В ходе юбилейных торжеств было решено воссоздать Евфросиниевский крест, который был изготовлен по благословению преподобной Евфросинии в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Это был шестиконечный напрестольный крест-ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и гробницы Пресвятой Богородицы, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Выполненный в древней византийской технике перегородчатой эмали, крест имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. Идея воссоздать крест принадлежала митрополиту Филарету (Вахромееву; в 1989-2013 гг. Патриаршему экзарху всея Беларуси). Он дал задание своим сотрудникам разыскать материалы о кресте. К этой работе были подключены московские ученые — известные историки-­археологи Татьяна Ивановна Макарова и Леонид Васильевич Алексеев. Позже, по благословению владыки Филарета, уже к практической работе подключился брестский художник-эмальер Николай Петрович Кузьмич. Татьяна Ивановна и Леонид Васильевич познакомили его со всеми известными публикациями о кресте преподобной Евфросинии, они вместе ездили в архив Российской академии наук, где были обнаружены фотонегативы на стекле, сделанные в XIX веке фотографом Н. Чистяковым. Для дальнейшей работы с этих негативов были сделаны фотографии, причем увеличенные до такого размера, чтобы иметь возможность рассмотреть фрагменты креста.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Около северо-восточного угла Покровской церкви бывшего Покровского монастыря в Боголюбове лежит снятый с своего фундамента древний четвероконечный крест, высеченный из белого камня: этот крест, по преданию, устроен еще во дни великого князя Андрея Боголюбского . В новгородском Софийском соборе есть воздвизальный крест, пожертвованный святой Софии Новгородским архиепископом Антонием (1212–1229), крест шестиконечный, но на нем по самой средине положена под стеклом часть Животворящего Древа в виде четвероконечного креста . В Хутынском монастыре сохраняется медный литой крест преподобного Варлаама Хутынского (1193) — осмиконечный. Ко всему этому не можем не присовокупить, что в Новгородской Софийской библиотеке есть харатейное Евангелие, писанное в XII–XIII вв. попином Максимом, в конце Евангелия изображены красками во весь рост святой Пантелеимон и святая Екатерина; у последней в руках четвероконечный крест, а к ней от ног до пояса наклонен другой большой крест — осмиконечный . Еще в императорской Публичной библиотеке, на обороте первого листа одного из харатейных Апостолов XIII в. (в четв., 5) изображена пятиглавая церковь и кресты на главах четвероконечные. Мощи и другие подобные предметы благоговейного чествования христиан находились в России уже не в малом количестве. В кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, кроме частиц Крови Христовой и Животворящего Древа, заключены частицы от Гроба Господня и от Гроба Пресвятой Богородицы и частицы мощей святого первомученика Стефана, святого Димитрия Солунского и святого Пантелеимона. Великий князь Всеволод (1212) получил из города Солуня срачицу своего ангела — святого Димитрия Солунского — и положил ее в своем придворном Димитриевском соборе . Один сановитый новгородец, Добрыня Адренкович (впоследствии архиепископ Антоний), принес с собою из Константинополя в 1211 г. «Гроб Господень»: может быть, часть от камня Гроба Господня. К великому князю Константину Всеволодовичу принесены в 1218 г. из Константинополя каким-то епископом Полоцким «часть от Страстей Господних» (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари. Крест на Руси “патриарший”, или на Западе “лоренский” Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого “патриаршего креста”, подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием “лоренского”. Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века. Крест четырехконечный, или латинский “immissa” В учебнике “Храм Божий и церковные службы” сообщается, что “сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия” (СП, 1912, стр. 46). На Западе наиболее употребительным ныне является крест “иммисса”, который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) “крыж латински” или “рымски”, что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. “И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его” (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

Около северо-восточного угла Покровской церкви бывшего Покровского монастыря в Боголюбове лежит снятый с своего фундамента древний четвероконечный крест, высеченный из белого камня: этот крест, по преданию, устроен еще во дни великого князя Андрея Боголюбского. В новгородском Софийском соборе есть воздвизальный крест, пожертвованный святой Софии Новгородским архиепископом Антонием (1212 – 1229), крест шестиконечный, но на нем по самой средине положена под стеклом часть Животворящего Древа в виде четвероконечного креста. В Хутынском монастыре сохраняется медный литой крест преподобного Варлаама Хутынского (1193) – осмиконечный. Ко всему этому не можем не присовокупить, что в Новгородской Софийской библиотеке есть харатейное Евангелие, писанное в XII – XIII вв. полином Максимом, в конце Евангелия изображены красками во весь рост святой Пантелеймон и святая Екатерина; у последней в руках четвероконечный крест, а к ней от ног до пояса наклонен другой большой крест – осмиконечный. Еще в императорской Публичной библиотеке, на обороте первого листа одного из харатейных Апостолов XIII в. (в четв., 5) изображена пятиГлавая церковь и кресты на Главах четвероконечные.    Мощи и другие подобные предметы благоговейного чествования христиан находились в России уже не в малом количестве. В кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, кроме частиц Крови Христовой и Животворящего Древа, заключены частицы от Гроба Господня и от Гроба Пресвятой Богородицы и частицы мощей святого первомученика Стефана, святого Димитрия Солунского и святого Пантелеймона. Великий князь Всеволод (1212) получил из города Солуня срачицу своего ангела – святого Димитрия Солунского – и положил ее в своем придворном Димитриевском соборе. Один сановитый новгородец, Добрыня Адренкович (впоследствии архиепископ Антоний), принес с собою из Константинополя в 1211 г. “Гроб Господень”: может быть, часть от камня Гроба Господня. К великому князю Константину Всеволодовичу принесены в 1218 г. из Константинополя каким-то епископом Полоцким “часть от Страстей Господних” (т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тот крест, на котором пострадал Господь Иисус Христос , не сохранился до нас в целости. Несомненно, что крест Господа был четырехконечный. А если была на кресте Господа подставка под ногами Его и если она, а также и доска над головою Господа, были шире дерева креста, выдавались своими концами, то крест мог быть и осьмиконечный. В Православной Церкви употребляется крест и четырехконечный, и шестиконечный, и осьмиконечный. Спасительная сила изображенного креста зависит не от концов креста, не от того, сколько концов имеет крест, а от Господа Спасителя, распятого на кресте. На престоле, знаменующем гроб Господень, ставится ковчег , иначе – кивот, дарохранительница, в котором полагаются Святые Дары – Тело Христа Спасителя, напитанное Кровью, которые сохраняются для больных, а в Великом посту – для преждеосвященных литургий. Ковчег делается наподобие гроба Господня, или пещеры, в которой был погребен Спаситель мира, и называется «гробницею». На престоле хранится и с в. миро . За престолом или на престоле поставляются светильники для изображения света Христова, просвещающего мир. В некоторых местах устраивается над престолом сень , балдахин, иначе называемый киворий. Сень над престолом образует как бы небо, распростертое над землею, на которой приносится жертва за грехи мира. За престолом устраивается горнее место , то есть возвышение, на котором стоит седалище (кафедра, трон) епископа, во время службы изображающего Господа славы. В северной части алтаря устраивается предложение , иначе сказать, стол для приготовления Даров. Он называется предложением, потому что на нем полагаются Дары, предложенные для совершения литургии, предложение также называется жертвенником , потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Во время проскомидии на жертвеннике воспоминаются рождение и страдание Спасителя, посему жертвенник изображает Вифлеем, или точнее – ясли, в которых был положен Господь Иисус по рождении, и Голгофу, на которой Он испил чашу страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чьи же это останки? — Может быть, они из гробницы супруги великого князя Симеона Иоанновича, или сына Димитрия Донского — Иоанна (в иночестве Иоасафа), или Марии (в иночестве Фетинии), которая, по указанию летописи, в 1399 году 31 марта положена была в монастыре у Спаса в Москве, но в 1473 году «обретена в теле невредима ничем, толико риза истле». Как бы то ни было, глубокая древность этого параманда и пояса не подлежит сомнению. А для нас этого и довольно. Параманд этот доказывает, что в четырнадцатом или в пятнадцатом столетии наши праотцы употребляли четвероконечный крест как истинный крест Христов и даже самое Распятие изображали на четвероконечном кресте без титлы и подножия. г) В Успенском соборе хранятся три низанные крупным жемчугом по алтабасу воздуха с крестами восьмиконечными, в кои вставлены 47 золотых запал с драгоценными каменьями, также пелена аналойная из чешуйчатого алтабаса, по коему травы и цветы низаны жемчугом и украшены 48 золотыми запалами с каменьями. В средине выложен жемчугом четвероконечный крест. Надпись свидетельствует, что эта пелена сделана по болярине Илье Морозове. Из этого описания древнемосковских памятников креста и его изображений видно, что в древнейшие времена употреблялся большею частью четвероконечный и только весьма редко шестиконечный крест, из коих последний, по нашему мнению, есть двойной крест, а не один, как это мы видели при рассматривании греческих изображений креста, и что только во времена позднейшие стал употребляться крест восьмиконечный. Значит, оба вида креста равно были в употреблении и равно уважались. Как же мнимые старообрядцы не почитают теперь креста четвероконечного? III. О древнейших изображениях креста, заимствованных из «Собрания государственных грамот и договоров» В этом собрании, на печатях великокняжеских и архиерейских, также пред началом весьма многих договорных грамот и пред архиерейскими надписями, мы видим почти везде изображения крестов четвероконечных. Шестиконечные встречаются не более как раза два или три; восьмиконечные же — и того реже, именно — всего один раз, на большой государственной печати царя Иоанна Васильевича. Весьма замечательно, что на последней, сверх обыкновения, в первый раз встречается разом два восьмиконечных креста — на царской короне и выше ее, за ободком, между гербами городов, с надписью: «древо даруетъ древнее достояше». Один из них, верхний, — со всеми принадлежностями, какие хотят непременно видеть при кресте мнимые старообрядцы: с копием, тростию, ступеньками и обыкновенными словосокращениями: ЦРЬ СЛА IC ХС HIKA КО TP МЛ РБ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010