Не гнушались ранние христиане даже языческой мифологией: один из их излюбленных образов – Орфей, который настолько проникновенно играл на свирели, что его заслушивались дикие звери. Орфей напоминал первым христианам Христа. Свирель – учение Христово, а хищные звери – звероподобные люди с пороками, грехами и страстями. Учение Христово и Божия благодать укрощают зверообразный нрав греховного человека. Встречалось изображение виноградной лозы, которая до сих пор украшает Царские врата. Иногда ее можно увидеть на обложке Библии, потому что Христос сказал о Себе: Я есмь Истинная Виноградная Лоза ( Ин.15:1 ). Изображение рыбы является шифром в прямом смысле слова. Если взять первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель», получается XΘYΣ (ΙΗΣΟYΣ ΧΡΙΣΤΟΣ YΙΟΣ ΤΟY ΘΕΟY ΣΩΤΗΡΟΣ). Слово «Ихтис» порусски означает – «Рыба». Сохранились изображения Богоматери с Младенцем на коленях, обычно в окружении волхвов, относящиеся ко II–IV векам. Так в изображениях появляется сюжет. Со II столетия в катакомбах встречаются изображения Христа и самарянки. Это – уже не символика, а иллюстрация евангельских сюжетов. Кроме древнехристианских символов существовало, конечно же, и распятие. В основном кресты были без Христа, их форма была различной, поэтому споры о том, какой крест «правильный»: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, — догматического значения не имеют. Впервые крест с изображением Христа появляется в V веке – на дверях храма святой Сабины в Риме. Вплоть до XIX столетия Христос на Кресте – всегда живой и торжествующий, не провисающий на руках. И сейчас в католических храмах распятый Христос – непременный атрибут, в то время как икон может почти и не быть. В X веке Христос впервые изображается на кресте мертвым; со временем этот образ становится практически повсеместным. Появилась некая фигуральность, неодухотворенность изображения. На древних изображениях ноги Христа прибиты к кресту двумя гвоздями, и только с XIII столетия на Западе появляются изображения, на которых они скрещены и пробиты одним гвоздем.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Другой же преступник, по всей вероятности, не смог злословить Человека, страдавшего так же, как и он сам. Видимо, и сердце его было не так сильно ожесточено — он увидел во Христе не просто бродячего религиозного проповедника, каких было довольно много в то время в Палестине. Распятый по правую сторону от Господа человек в последние часы своей жизни решился признать в Иисусе Мессию — Того, Кого ждали уже много сотен лет. И он попросил Господа вспомнить его в Своем Царстве. Происходит поистине удивительный диалог двух людей, находящихся на границе между жизнью и смертью. Разбойник признает (исповедует) Иисуса Мессией, а Иисус отвечает ему, что сегодня же он будет с Ним в раю. Вопрос о причине появления на православном кресте наклоненной нижней перекладины восходит к древнейшей традиции символического изображения основ христианского учения. Здесь подножие креста становится весами душевного состояния человека. Злословие одного разбойника перетянуло эту перекладину вниз, вера другого устремила ее вверх. Такое учение Церкви подтверждается литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню, где один разбойник назван «низводимым во ад тяготою хуления», а другой своим покаянием был возведен «к познанию богословия». В Западной Церкви повсеместно распространилось изображение четырехконечного креста, на Руси же наибольшее распространение получили шестиконечная и восьмиконечная формы. Любая из них исторически достоверно изображает крест Христов, но несет несколько различную смысловую нагрузку. Рисунок azbyka.ru Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/pochemu-pravoslavnyij-kre...

Самые последние и тяжелые часы земной жизни Спасителя начались с момента распятия. Смерть на кресте вообще во всем древнем мире считалась рабской, позорной и, в тоже время, самой жестокой и мучительной. Пригвожденный ко кресту умирал медленно сразу от нескольких причин. Он испытывал страшную жажду, терял сознание и снова приходил в себя, страдал от боли, но главное, постепенно задыхался. Именно задыхался, так как вес его собственного тела, в частности грудная клетка, постепенно сдавливал легкие и сердце, которому жизненно необходим кислород. Даже в обычном состоянии человек от нехватки кислорода чувствует себя плохо и быстро утомляется, что же тогда говорить о висящем несколько часов на кресте. В шестом часу дня(по-нашему около полудня) Господа пригвоздили к кресту, который Он принес на Голгофу на Своих плечах. По преданию Церкви, это был шестиконечный крест, где вертикальную линию пересекает две поперечных, одна из них – нижняя – косая. Верхняя (и самая длинная) перекладина была непосредственной частью креста, именно к ней и прибили руки Спасителя. Нижняя косая перекладина представляла собой подпорку для ног. К ней распинатели прибили обе стопы Господа. Христос на кресте. Франциско де Сурбаран, 1627 Руки и ноги Христа прибили к древу железными гвоздями, тем самым сбылось пророчество, которое предсказал царь-псалмопевец Давид: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17). Вместе с Господом были распяты и двое разбойников, и в этом также сбылось еще одно пророчество: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Божественная любовь Спасителя к людям проявилась в самом начале Его крестных мук, ведь когда Его распинали, Он уже простил распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). На крест Господа по приказу Пилата прибили дощечку с надписью на трех языках — еврейском, латинском и греческом – «Иисус Назорей Царь Иудейский». Многим из Синедриона она не понравилась, так как провозглашала Христа Царем, однако Пилат не позволил поменять текст, настояв: «Что я написал, то написал».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Антиминсный рисунок 13-й сохранился в ризнице Александро-Невской лавры от 1790 года 186 ; он имеет ту особенность, что изображенный на нем шестиконечный крест образуется из доски с титлом: i. н. ц. i. В пресечении креста, под тптлом, вбиты четыре гвоздя, на которых висит терновый венец. На верху н внизу поперечной части креста находится надпись: iuc. хс. ни. ка. Спаситель лежит с правою рукою распростертою и левою положенною несколько ниже груди. У него в сиянии надпись: ωΟν. Ангелы, взирающие на гроб, стоят без рипид и свечей. Из дел Св. Синода видно, что этот антиминсный рисунок был нарисован Синодальным живописцем Алексеем Антроповым 187 в 1775 году, и вырезан был сперва на деревянной, грушевой доске, а потом на меди. Московская типографская контора донесла, 1777 года июня 19-го, Св. Синоду, что типографский резчик вырезал доску грушевого дерева, для печатания антиминсов, с куншта (рисунка), нарисованного, по приказанию Св. Синода, живописцем, находящимся при нем, Алексеем Антроповым, и представленного в ноябре 1775 года. Оттиснутые на бумаге с грушевой доски образцы оказались сходными с рисунком, нарисованным Антроповым. Затем, к вырезанию, с рисунка грушевой доски, такого же рисунка на красной меди, для печатания антиминсов, отысканы желающие – Московский второй гильдии купец Иван Иванов Квасников и дворовый человек, вотчины Алексея Никитина Кожина, Григорий Евдокимов Ухватов. Из них Квасников обязался вырезать за восемьдесят рублей, с прибавкою по шестнадцати рублей за каждый пуд меди, сколько б её не оказалось нужным для вырезания. А Ухватов принимал на свой счет красную медь и просил за всю работу сто двадцать рублей. Типографская контора, представив Св. Синоду оттиск с антиминсной грушевой доски на рассмотрение, полагала своим мнением отдать работу – вырезание на меди – Квасникову, по неотысканию в Москве других, которые бы взяли меньшую цену, надеясь, что Квасников «вырежет в самой точности, по обязанности своей, против данного ему формуляра». 1777 года октября 4-го дня Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

т. е. на просфоре, из которой изъят Агнец, должна быть та самая печать, какая доселе употребляется в церкви православной, a никак не та, какой требуют глаголемые старообрядцы: ибо в печати с осьмиконечнын крестом, главою Адама и известными надписями, по разделении Агнца указанным в иосифовском Служебнике способом, никак не может быть того расположения слов хс. ни. ка., какое сим Служебником требуется; напротив слова хс. ни. ка. будут находиться на верхних двух частях, нижние же две части должны остаться с раздвоенной главою Адама, неполными изображениями трости и копия и находящимися вокруг их подписями, как может убедиться каждый, разделив изображение такой печати крестообразно на четыре части. Эта печать заимствована из книги (Соборный Свиток), изданной самими старообрядцами за границей. В древлеписьменных же и древлепечатных, немосковскаго издания, Служебниках, мы находим свидетельства, что в древности на просфорах употреблялись печати с изображением крестов различной формы, – и четырехконечных, и шестиконечных, и осмиконечных. Так а) в древлеписьменных Служебниках XVI в. библиотеки С.-Петерб. дух. академии 575 и 844) в чине проскомидии, против изложения действий над Агнцем, для поназания на просфору десной от печати и левой стороны, на поле сделаны изображения четырехконечных крестов. б) В древлепечатном Служебнике Гедеона Балабана, в Служебниках киевских 1620, 1629 и 1639 гг., виленском 1638 г. и дельском 1646 г. напечатаны изображения дискоса, для указания, как располагать Агнец и прочие частицы: здесь на том месте, где должен находиться Агнец, изображены шестиконечные кресты. Вот точный снимок с дискоса, находящегося в гедеоновом Служебнике, на стр. 26: в) Наконец в Служебнике библиотеки С.-Петерб. дух. академии 542, л. 28 на обор.) изображен осмиконечный крест и вокруг него написано: блюдися иерею аще будет Агнец не обращен, т. е. напоминается иерею, чтобы он, в том случае, если Агнец вынут из теплой просфоры и посему допереноса с жертвенника на престол лежал на дискосе обращенный печатью вниз, пред переносом не забыл обратить его печатью вверху. Здесь хотя и сделано изображение креста осмиконечного, но изображения адамовой главы, как и на двух других крестах, не имеется, между тем как на печатях, исключительно требуемых старообрядцами к употреблению, необходимо должно находиться и изображение адамовой главын6 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Антиминсы с рисунком 17-й находятся в ризнице Александро-Невской лавры 1844 года. Рисунок имеет ту особенность, что вверху его изображен Бог Отец, благословляющий обеими руками. Несколько ниже – Дух Святый, в виде голубя, затем нарисованы облака. От креста видна одна вертикальная часть. Иисус Христос лежит во гробе с несколько отпавшею вниз левою рукою. Правую Его руку держит Матерь Божия, стоящая у креста. У ног Господа возле Никодима стоят Мария Клеопова и Мария Иаковля; последняя, преклонив колена, держит сосуд с миром. Антиминсы с рисунком 18-й находятся в ризнице Александро-Невской лавре 1857 – 1862 годов. Рисунок имеет то особенное, что аттрибуты страданий Господа изображены довольно мелко. Они занимают в рисунке пространство, в сравнении с прежними, третью долю. Вверху рисунка изображен Господь Саваоф, благословляющий обеими руками. От Него из облаков спускаются лучи. Затем Св. Дух, в виде голубя, который летит головою вверх, с распростертыми крыльями, таким образом, что на рисунке видны голова, грудь и ноги голубя. По ту и другую сторону облаков, в которых изображен Св. Дух, находится по три херувима двукрылых, летящих разнообразно, по два вверху и по одному внизу. Под облаками шестиконечный крест. Доска на кресте, с надписью i. н. ц. i., составляет два конца креста. Господь лежит во гробе с руками на груди, около лица его надпись: ωΟΗ. В 1854-м году Хозяйственное Управление при Св. Синоде поручило художнику Семечкину составить рисунок антиминса. Сделанный им рисунок антиминса был рассмотрен и исправлен академиком Солнцевым. Вырезку на меди принял на себя академик Афонасьев. (Дело архива Св. Синода, 1854 года июня 21-го, 106). Св. Синод, в 1855-м г. мая 29-го, по рассмотрении выгравированного академиком Афонасьевым рисунка для св. антиминса, признал необходимым сделать в нем изменения, именно: 1) между надписью: «сей антиминс», где написано: «Бог»; изобразить в облаках лице Бога Отца, а под ним, над крестом, – исходящего от Него Св. Духа, в виде голубя (по примеру антиминсов, изданных в 1807 году и др.); затем изображение Св. Духа, помещенное с левой стороны креста, снять, а изображение ангела сделать без ораря. 2) При Евангелисте Иоанне, лицо Св. Прохора снять, а Евангелиста изобразить как прочие, с одним символом орла. 3) Места (вверху и снизу антиминса), в коих помещены извещения об издании и освящении антиминса, расширить еще на одну строку, дабы можно было приписать: в первом – имя храма, в который антиминс будет выдан, а во втором – имя Преосвященного священнодействовавшего. 4) Боковые бордюры сделать несколько поуже, дабы они не казались стесняющими вид антиминса. 5) На правой стороне креста, где два херувима, изобразить также трех херувимов, как и на левой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(Дело арх. Св. Синода, 1773 г. августа 14-го, 24). Была ли вылита доска из гарта или из олова – неизвестно. Медною же доскою производилось печатание антиминсов и в 1815 году. Ибо в Святейшем Синоде 21-го июня 1815 года было докладывано, что вырезанная в 1783 году местная антиминсная доска сделалась, от употребления с того времени, негодною для печатания антиминсов, а за поправление её, как служащий при Академии Наук гравер Матфей Федоров, так и никто другой не соглашается взять менее двухсот рублей; посему Св. Синод приказал: отдать означенную антиминсную доску для поправления граверу Федорову, обязав его подпискою, по исправлении её, представить оттиснутый экземпляр Св. Синоду. (Дело арх. Св. Синода 1815 г. 21-го июня, 44). Антиминсы с рисунком 14-й хранятся в ризнице Александро-Невской лавры, 1786 года 188 . К особенностям этого рисунка принадлежат: 1) шестиконечный крест, на котором прибита дощечка для титла как бы сзади креста или внутрь его; и самое титло написано на вертикальном столбе креста. 2) Евангелист Иоанн нарисован вверху антиминса, не на правой, а на левой стороне, т. е. у той, где глава Спасителя. Он как бы начинает ряд Евангелистов (как в Евангелиях апракос). 3) Терновый венец висит па лестнице. 4) Каймы для надписей и для кругов, где нарисованы Евангелисты, состоят из круглых и прямых линий, без всяких украшений. Не принадлежат ли антиминсы с этим рисунком к печатанным в С.-Петербурге с 1783 года? В журнале Св. Правительствующего Синода августа 11-го дня 1783 года сказано, что синодальный член, преосвященный Гавриил, Архиепископ Новгородский и С.-Петербургский, словесно объявил, что он, за неимением в Синодальной типографии для печатания антиминсной доски, по поручению Св. Синода, подрядил гравера Академии Наук Никиту Челнокова 189 вырезать доску на меди грыдоровальным художеством с куншта, опробованного Св. Синодом, ценою, с медью художника, за восемьдесят пять рублей. Св. Синод приказал эту антиминсную медную доску, когда она будет сделана и освидетельствована, принять архивариусу Николаю Чернявскому, и записать в приходную книгу типографским вещам, а о выдаче граверу Челнокову за нее из типографской суммы денег – восьмидесяти пяти рублей, доложить особо, по принятии и свидетельству той доски (Дело арх. Св. Синода, 1783 г. августа 11-го, Рисунок для этого антиминса, вырезанного на меди Челноковым, можно думать, рисовал живописец Алексей Антропов; ибо в журнале Св. Синода 1776 года января 25-го записано о приказании Синодальному живописцу Алексею Антропову, вместо оставленного им в Москве антиминсного рисунка, написать здесь новый такой же и представить для рассмотрения Св. Синоду. О чем ему тогда и объявлено 190 . (Дело арх. Св. Синода, 1776 г. января 25-го,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

376 . Возражения. 1) Крест Христов один – восьмиконечный, а православные почитают два креста: восьмиконечный и четвероконечный; значит, они почитают Христов крест и не Христов. Отв. «Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела до ног или сокращенная, напр.. поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лицо, как, напр., на образе нерукотворенном, всегда есть одна икона единого Христа и равно почитается: так и крест Христов, полный ли он или сокращенный, каков есть четвероконечный и равноконечный, всегда есть один крест единого Христа и равно почитается в православной Церкви» (м. Филар. Бес. к глагол. стар., 43–44 стр.). Притом же, если православные, почитая кресты восьмиконечный и четвероконечный, почитают два различных креста, то и старообрядцы, почитающие восьмиконечный и шестиконечный крест, почитают тоже два креста, а крест Христов – один. Но признать шестиконечный за не Христов нельзя, так как св. евангелисты свидетельствуют, что Спаситель нес на Себе на место распятия крест без дщицы (шестиконечный), пригвожден был к этому кресту и этот крест оросил честною Своею кровию; титла же была положена после распятия ( Мф. 27:31–37 ; Лк. 23:26, 33, 38 ; Ин. 19:16–19 ). 2) Четвероконечный крест – крыж (польское слово-крест) латинский, который в России до патр. Никона не почитался. а) Действительно, у латинян преимущественно употребляется четвероконечный крест, 377 но это тот же крест Господень, а не иной какой-либо. В статье «О фрязех и прочих латинех», помещавшейся в рукописных Кормчих, указываются многие латинские ереси, но о кресте говорится, что латиняне в церкви имеют и почитают крест Господень и покланяются ему (обвин. 24). Эта статья напечатана была в «Соборном изложении» п. Филарета (иноч. Потребн., печ. в 1639 г., при п. Иоасафе, л. 241, тоже в Потребн., печ. при п. Иосифе в 1651 г., л. 584 об.), в Кирил. кн. (л. 260 об.) и в Кормчей (гл. 48, л. 401 и 402 об.). Значит, при патрр. Филарете, Иоасафе и Иосифе о латинянах не думали, что они почитают не истинный Христов крест, б) В доказательство того, что четвероконечный крест не почитался в России, старообрядцы ссылаются на рассказ Никоновой летописи о прибытии папского легата Антония в Москву, с царевною Софьей. 378 Здесь говорится, что когда легат входил в Москву, а пред ним несли крест, данный папою для большей почести, то митр. Филипп запретил это. Действительно, митр. Филипп воспротивился несению креста пред панским легатом, но не ради уничижения четвероконечного креста, а из-за нежелания допустить ту честь, которую легат хотел доставить себе и своей церкви несением пред собою креста. «Не бывало в нашей земле, говорили некоторые русские того времена, чтобы кто воздавал такие почести латинской вере. Был один Исидор митр. и тот погиб» (Никон. лет. VI, 49–50).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Антиминс века с св. мощами и четырьмя наугольниками с лицевой стороны, подобно другим квадратный, величиною в 1 / 4 аршина. Среди антиминса изображён киноварью шестиконечный крест с тростью и копием на одном основании. Вокруг креста квадратом обвод в две красные линии; а по сторонам его надпись киноварью: црь сла хс ни ка, копие трость. Повыше креста на зашитых мощах написано также киноварью: мощи. По краям антиминса обведено двумя красными линиями. Между этими и внутренними линиями четкая надпись полууставом: Остася олтарь га ба и спса нашего ха въ церкв, стыя прпбномчницы евдокии сщена бысть црковь в лЕто/з.рле. е Июня в и день на память стаго Великомчнка феодора стратилата. При державе блговерного i хртолюбивого царя и великого кнзя михаила феодоровича всея росии. и при пастве, великого гдна прщенного киприана митрополита, великого новаграда и великих лук: n:. Придел во имя преподобномученницы Евдокии, упоминаемый в надписи на антиминсе, издавна находится в Николо-Дворищском соборе. Он освящён был митрополитом Киприаном (1627–1635) в первый год вступления его на Новгородскую кафедру. (Там же, стр. 90, 91). Антиминс XV-ro века, из холстины более плотной, с четырьмя наугольниками на лицевой стороне и со св. мощами, зашитыми не вверху, а с правой стороны. Среди антиминса начертан чернилами шестиконечный крест с обычною надписью слов по сторонам его: ЦРЬ СЛЫ, ХЪ, НИ КА. По краям антиминса уставная надпись в верхи, стороны: Л S , Ц ΕГ СЩИНЪ ОЛТА; далее с правой стороны: РЬ СЕИ СТЫХЪ АПЛЪ BI АРХИЕПИО; с нижней стороны: МЪ ЕФЕМЬЕМЪ МЦА ОКТЯБРЯ S; с левой стороны: НА ПАМЯ СВТА АПЛА Из надписи сеи видно, что антиминс освящен святителем Евфимием в 1454 году к церкви XII Апостол, в которой был найден и которая построена была освящавшим ее Архиепископом в 1433 году. (Там же, стр. 91, 92). 130 На Афоне найден шестиконечный крест, сделанный на белой мраморной доске и вложенный в стену крещальни. Крест относят к первым векам христианства. На нем над верхнею поперечною перекладиною находятся слова: ic.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Светлана Ивлева 14 февраля 2015, 00:30 Катя, нужно повышать свой кругозор, есть литература о формах креста, самое подробное издание- альбом " Крест в России " . Если Вам не понятно то, что Вы не знаете, не стоит от этого думать, что есть что-то неправильное в храме. Прежде чем критиковать,ложно видеть отступление от догмы, самой стоит разобраться подробно. Слово " дизайн " по отношению ко кресту звучит совсем неуместно. Православный крест не обязательно должен быть восьмиконечным. Если обратимся к истории русского искусства, то увидим: кресты древние Корсунские, преп.Савватия Соловецкого четырехконечные, кресты преп.Авраамия Ростовского,св.Антония Новгородского 13 века шестиконечные, кресты резные типа " процветшего " с крестами внутри-Людогощинский 14в.Кийский крест, заканчивающийся вверху малой горизонтальной планкой- семиконечный как и чудотворный из г.Дмитрова кон.14-нач.15вв. Киликийский крест 16 в. из Спасо-Прилуцкого м-ря имеет обратное направление нижней планки. Тип Петровского креста (когда основное перекрестие ближе к низу в воспоминание крестной смерти ап.Петра вниз головой) в Георгиевском соборе Старой Ладоги 13в. Средокрестие часто украшается лучами, " сиянием " как кресты 17в.на Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Катя 11 февраля 2015, 18:31 (продолжение) Аналогичная ситуация с перстосложением на иконах Спасителя и Святых, с положением крыльев Ангелов (правое должно быть поверх левого, а не наоборот). Удивляет также «разноцветье» при изображении бесов, на старинных иконах они красного цвета. Поясните, пожалуйста, является ли иконами изображения всадника, поражающего дракона, на российских монетах номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек? Если является, то почему Церковь не призывает благоговейно относиться к иконам на монетах? Благодарю за ответы! Катя 11 февраля 2015, 18:30 Спасибо за тему! Помогите, пожалуйста, разобраться вот в каком вопросе: Крест, его изображение, неразрывно связан с Евангелием. Православный крест должен быть восьмиконечным. Но во многих храмах встречаются его изображения на иконах или сам Крест (изваяние, включая Кресты на куполах) и с семью лучами (верхушки нет), и шестиконечные (надписи «Царь Иудейский» нет). Есть и другие виды отступлений от Евангельского изображения: многие новодельные паникадила «украшаются» крестами с обратным положением наклонной планки распятия с изображением волнистых линий (червей или каббалистических символов?) вместо распятого Спасителя; Алтарь Храма Христа Спасителя венчает изображение сайентологического креста (четырехконечный крест с четырьмя лучами, исходящими из перекрестия, то есть зачеркнутый Крест) с полумесяцем внизу. Встречаются также изображения кельтского креста (в основном – среди напрестольных Крестов). Патриарх неоднократно благословлял паству Крестом непонятного «дизайна». Поясните, пожалуйста, при каких условиях допускаются отступления от Евангелия при изображении Креста.

http://pravoslavie.ru/77060.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010