12. Окружное послание, §11//Там же. С.145-147. 13. Базельский собор (1431-1449) проводил политику ограничения папской власти, что привело к резкому конфликту собора с папой Евгением IV и отлучению последнего от церкви как еретика; однако в конечном счете Евгению удалось одержать верх над собором (в частности, благодаря успешному, как тогда казалось, завершению Флорентийского собора и принятию греко-римской унии) и подавить его попытку стать постоянно заседающим органом, своего рода церковным парламентом. 14. Главными вероучительными разногласиями между православными и латинянами были признаны: 1) проблема Filoque - учение об исхождении Святого Духа (от Отца через Сына у греков и от Отца и Сына у латинян); 2) учение о чистилище; 3) вопрос о первенстве папы; 4) практика совершения таинства Евхаристии - на квасном хлебе у православных и пресном (опресноки) у латинян; 5) вопрос о моменте пресуществления в Евхаристии (момент призывания на св. дары Св. Духа у православных и момент произнесения слов " приимите, ядите " у латинян). 15. Источник цитаты не установлен. 16. История Флорентийского собора. М., 1847. С.173. 17. Изъяснение церковного последования//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.3. СПб., 1857. С.251-252. 18. Т.е. четырехконечный крест, горизонтальная часть которого несколько смещена вверх относительно середины вертикального бруса креста - так называемый crux immissa vel capitata. Именно эта форма креста преобладает на католическом Западе, тогда как Русская Церковь допускает также восьмиконечную и шестиконечную формы. Латинский крест также отличается от православного тем, что " на нем ноги Спасителя, положенные одна на другую, прибиты одним гвоздем, а не двумя, и что руки Спасителя не протянуты прямо, но Он висит на них, несколько или значительно опустившись книзу " (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.2, 1-й полутом. М., 1900. С.452); по латинскому обычаю такой крест несли на длинном древке. Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской Церкви вследствие ее многовековой полемики со старообрядцами, отвергающими как ересь крест четырехконечный ( " латынский крыж " ) и признающими единственно правильным " осьмиконечный " крест. О том, что и для католической церкви вопрос о форме креста небезразличен, свидетельствует история создания храма св. Петра в Ватикане: вначале собор представлял собой в плане сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом, но позже по требованию духовенства архитектор Мадерна превратил греческий крест в латинский, удлинив западную часть собора на три пролета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Липовка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Фамильный храм Бехтеевых во имя преп. Сергия Радонежского, после 1917 года был разграблен, долгое время использовался как зернохранилище, а потом был попросту заброшен. В настоящее время храм находится на реставрации, но до завершения ее понадобится много средств и времени… До наших дней на главном куполе храма сохранился крест с венцом и полумесяцем. Существует предание, будто бы однажды пришли в этот храм венчаться родные брат с сестрой. Но таинство не состоялось, потому как налетел внезапно сильный ветер и забросил один из венцов прямо на купольный крест, где он и поныне находится. Крест на главном куполе существенно покосился. Этот крест – подлинное произведение искусства. Конструкция его включает верхний восьмиконечный православный крест меньшего размера, который переходит в нижний четырехконечный большой крест, в свою очередь украшенный по бокам семью малыми крестами. Всё это покоится на полумесяце, на концах которого расположены две шестиконечные звезды. Еще четыре звезды помещены между перекладинами большого креста. Уцелели также несколько херувимов из металла в подкупольном пространстве снаружи храма. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4603 Данные 1905 год: " Село Липовка отстоит от Орла в 200 верстах, от Ельца в 35 верстах. Приход села Липовки находится при течении двух рек Дона и Липовка; от ж.д. ст. «Дон» село находится в 12 верстах. В состав прихода входит село и деревни Александровки (Писаревки), Васильевки, Варваровки, хутора «Хорошего» (Большая гора) и Николаевки. Количество прихожан обоего пола 2114. Храм каменный, трехпрестольный, главный во имя преп. Сергия, Радонежского Чудотворца, приделы во имя Священомученика  Никиты Елискова Мирского (? Прим. модератора: " Елискова Мирского " копируется от сайта к сайту) и во имя Всех Святых. Недалеко от церкви стоит часовня на месте когда-то сгоревшего храма. Время постройки ныне существующего храма неизвестно. Причт 3 членный. Церковной земли 35 десятин. Имеются школы – земская и грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=11769

Каменьнаволок (карел. Kiviniemi) — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Располагается на северо-западном берегу озера Шотозеро. В деревне находится памятник архитектуры середины XIX века — часовня Николая Чудотворца с поклонным крестом. Численность населения в 1905 году составляла 78 человек. М.А. Пресняков " Озеро Шотозеро " . Каменьнаволок. 1999. Часовня расположена в самом начале деревни, если ехать со стороны деревни Соддер, на территории деревенского кладбища, в самом центре густого ельника. А совсем рядом - старинный поклонный крест начала 19 в. под навесом. Не каждый разглядит эти памятники с дороги. Но именно здесь находится основной въезд в деревню. Строение было поставлено в середине XIX в. Часовня представляет собой традиционную для того времени постройку клетского типа. Основное здание состоит из молельного помещения, сеней и небольшого крыльца. Над пространством сеней возвышается колокольня. Само здание целиком деревянное, внутри и снаружи обшито тесом. На колокольню ведет лестница из сеней. В нескольких метрах от здания часовни находится поклонный шестиконечный крест. Установлен на деревянной площадке, крытой резной кровлей. Часовня всегда открыта для паломников, за ней пристально присматривают местные жители. Возможно, именно из-за сохраненной православной веры, точнее, из-за людей, живущих в вере в этих местах - часовня не была разграблена до основания - часть родных икон, хоть и в очень плохом состоянии (уже не пригодны для реставрации) украшают часовню и напоминают о силе и глубине христианской веры в этих местах. Часовня с крестом входят в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Пряжинского муниципального района. Каменьнаволок - одна из старинных деревень, которые стоят по берегам водоемов, входящих в бассейн реки Шуя (в верхнем течении - Суойоки и Тарасйоки). Расположена на берегу живописного озера Шотозеро в Пряжинском районе Республики Карелия. Как и все деревни по берегам озера Шотозера - основный промысел местных жителей во все времена - рыбалка. В деревне находятся три архитектурных памятника - усадьба Филиппова, часовня Николая Чудотворца и старинный поклонный крест. Усадьба Филиппова находится на самом берегу озера, обнесена забором и состоит из дома, большого амбара и бани. Построена была местными жителями - братьями Филипповыми. В настоящее время это обычный частный дом. Часовня и поклонный крест являются одними из интереснейших памятников православной архитектуры и христианского наследия.

http://sobory.ru/article/?object=11242

«Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки» (гл. 39). Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания. Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия» (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: «повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть». Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари. Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский»   Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого «патриаршего креста», подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лоренского». Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века. Крест четырехконечный, или латинский «immissa»   В учебнике «Храм Божий и церковные службы» сообщается, что «сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия» (СП., 1912, стр. 46).

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

Возьмем поклонение кресту Христову. И православные и старообрядцы чтут благоговейно крест Христов, как орудие, нашего искупления; но для православных безразлична форма креста Христова; для них одинаковое священное значение имеет крест осьмиконечный, шестиконечный, четырехконечный, даже трехконечный. Дело не во внешнем составе креста, а в том, что на кресте плотию нас ради распят Сын Божий. Не так смотрит на крест большая часть старообрядцев: они почитают истинным и спасительным только поклонение кресту восьмиконечному, а крест четырехконечный порицают, хотя сами осеняют себя четырехконечным крестом. Предпочтение креста осьмиконечного, якобы единого спасительного, четвероконечному, дает справедливый повод к обвинению их в том мнении, будто Христос спас нас не распятием на кресте, а рогами креста. Как это оскорбительно для чистой веры в силу креста Христова! – Ревнители креста осьмиконечного и порицатели четвероконечного думают, что они стоят за веру, на самом же деле они стоят за суеверие. Возьмем крестное знамение. Оно с одинаковым благоговением употребляется православными и старообрядцами, ибо с ним соединяется исповедание веры в искупительную силу крестной смерти Христовой. Но православные и старообрядцы не одинаково совершают крестное знамение, – одни крестятся тремя перстами, другие двумя. Троеперстием выражается вера в Св. Троицу. Мы для того соединяем исповедание этой веры с крестным знамением, чтобы видно было, почему мы почитаем спасительною крестную смерть Христову: она спасительна для нас потому, что претерпел ее не простой человек, а Единородный Сын Божий, одно из лиц Св. Троицы. Но старообрядцы крестятся двуперстно в знак того, что Христос, пострадавший на кресте, имеет два естества – Божеское и человеческое. Ради этого значения двуперстия, Церковь разрешает употребление его ревнителям старого обряда, лишь бы они не порицали троеперстия, и из-за разности в обряде не хулили Церковь . К сожалению не так смотрят на сие дело старообрядцы-раскольники. Самые тяжкие хулы они изрыгают на троеперстие, не обращая внимания на знаменование этого обряда, на соединяемую с ним веру в Св. Троицу. Их не вразумляет снисхождение православной Церкви к употреблению двуперстия. Они не удовлетворяются этим снисхождением а требуют, чтобы Церковь вместе с ними похулила троеперстие и сделала для своих чад обязательным двуперстие. Ревность поистине неразумная! Пристрастие к излюбленному обряду ослепило их до того, что они стоят за него, как за догмат, забывая что обряд не догмат, и что если Церковь отменила для чад своих двуперстие, отменила отнюдь не потому, что восстала против догмата, в нем выражаемого, а единственно потому, что под предлогом догмата раскольники кощунственно сделали этот обряд знамением своей вражды к Церкви. Кроме вражды тут есть и грубое суеверие. Стоя горою за двуперстие, они думают, что стоят за веру, за которую никто их не осуждает, тогда как в сущности они стоят за суеверие, ибо в пальцах полагают спасительную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По законам бульварной прессы Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 сентября. – Сретение Владимирской иконы. – Золотой крест на Афоне. – Теракты и панихиды. – Сектантский омут. – Церковь против наркомании. – Несостоявшаяся исповедь Толстого. - Усекновение главы Иоанна Предтечи. – Фальсификации и манипуляции. – Хронические болезни СМИ. – «Мирская жизнь». – Материалистические поиски души. – Святые Александр Невский и Даниил Московский. Прошлая неделя для православных верующих началась с праздника – Сретения иконы Владимирской Божией Матери. В этот день богослужение в московском Сретенском монастыре возглавил предстоятель Японской православной церкви митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро), сообщает агентство «Регионы России» . «В престольный праздник обители ему сослужили епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), а также представители духовенства из Японской, Грузинской и Русской Церквей. На богослужении пел хор Сретенского монастыря, причем некоторые песнопения исполнялись по-японски... После богослужения Митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью, в которой подчеркнул, что «мы братья и сестры во Христе, хотя и принадлежим к разным государствам и национальностям». В этот же день агентство «Благовест-Инфо» сообщает о «русском священнике», по инициативе которого был позолочен трехметровый золотой крест на вершине Святой горы Афон». «Шестиконечный железный крест был установлен в 1882 году русскими на самой вершине Афона - на высоте 2033 метров над уровнем моря. За сто двадцать лет он весь покрылся ржавчиной». Золочение креста было осуществлено клириком Московской епархии Русской Православной Церкви протоиереем Сергием Конобасом и двумя его прихожанами - кандидатом медицинских наук Дмитрием Балалыкиным и юристом Игорем Аккуратовым. После Божественной литургии в Преображенском храме на вершине Афона «в течение четырех часов совершалось золочение креста: сначала с помощью кислоты была удалена вся ржавчина, потом крест был трижды покрыт жидким золотом и наконец - покрыт защитным слоем эпоксидного лака».

http://pravoslavie.ru/4848.html

„Но мы такого свидетельства никогда не читали и ни от кого еще кроме тебя, о. архимандрит, не слыхали о крестном древе“ возразил один из грамотеев. Незнанию вашему рассказанной мною сейчас повести о происхождении крестного древа я нисколько не удивляюсь; и вообще о сем мало кто из русских православных знает: так как Крестный монастырь находится далеко за пределами России, и в нем, само собою разумеется, не многие бывают. Если вы хотите убедиться в справедливости сейчас высказанной мною повести о крестном древе, то пусть кто-нибудь из вас отправится в Иерусалим, близь которого находится Крестный монастырь, и там проверит все высказанное мною. „Где-ж нам туда ходить? Ну пусть крест по твоему был сделан не из певга, кедра и кипариса, а из другого древа, но все-таки он должен быть восьмиконечный крест потому, что Христос распятие претерпел не на четвероконечном и не на шестиконечном, а на восьмиконечном, а ваша церковь чтит как один, так и другой и третий наравне, и по этому у ней стало три креста. Вот это-то больше и смущает нас“, проговорил старообрядец. Если вы хотите, друзья мои, подробнее знать, почему с древних времен (а не от времени только, по вашему мнению Никона патриарха ) почитается православною церковью наравне четвероконечный крест с восьмиконечным а также не пренебрегается и шестиконечный, если последний где-нибудь случится встретить: то я, пожалуй, сейчас постараюсь вам объяснить на основании древних несомненных исторических свидетельств. Слушайте же со вниманием. „Ну доказывай от писания, мы будем слушать“, кто-то проговорил из предстоящих собеседников. Хотя святою церковью почитается крест Христов и от времен Апостольских, но ею никогда не было делано такого узаконения, чтобы крест всегда был предлагаем для поклонения верующим только один восьмиконечный; посему она и допускает верующих поклоняться кресту, будет ли он сделан с восемью, с четырьмя и шестью концами. Делаются же кресты мастерами по заказу духовных и не редко мирских лиц в трех видах, именно с восемью, четырьмя и шестью концами, основываясь на разных исторических свидетельствах о кресте, и вот именно на каких.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Разговор третий Старообрядец. Скажите, ради какого возвождения к лучшему, или ради какого однообразия сделано изменение в печатании просфор? Почему вместо креста осмиконечного повелено печатать просфоры крестом четвероконечным? Была ли в сем изменении какая-нибудь потребность? Православный. Во-первых, необходимо знать, что крест, как осмиконечный, так же точно и четвероконечный, должен быть почитаем одинаковой честью ради распеншегося на нем Господа, подобно тому, как и икону Спасителя, написанную во весь рост и изображенную только до пояса, и даже только одну главу (нерукотворенный образ), мы почитаем одинаково ради воображенного на ней лица Господня. А что крест, как осмиконечный, так равно и шестиконечный и четырехконечный, должно почитать одинаково, это доказывается святоотеческими свидетельствами. Так, о кресте шестиконечном в церковной песне на праздник Воздвижения свидетельствуется: «Ты ми покров державен буди тричастный кресте Христов: верою покланяюся тебе и славлю тя». Тричастный крест имеет только три части, или древа, а потому концов имеет только шесть, то есть не имеет или титла, или подножия. Несмотря на то, что в нем единого древа недостает, Церковь покланяется ему и славит его, и нарицает крестом Христовым. А что крест четвероконечный должно так же почитать, как осмиконечный и шестиконечный, это доказывается всеми тайнодействиями, которые совершаются именно четвероконечным крестом: таинство Святого Миропомазания, таинство Елеосвящения над больными, освящение воды в таинстве Крещения, – все сии священнодействия совершаются воображением креста четвероконечного. Если бы Св. Церковь не исповедовала его равно честным кресту осмиконечному и животворящим, то не установила бы и совершать под его печатью оживотворяющие душу и тело человека Святые таинства. В тайнодействии Святого Крещения, когда священник ограждает воду знамением четвероконечного креста, он глаголет ко Христу: «да сокрушатся под воображением креста Твоего вся сопротивные силы». Итак, он ясно исповедует сей крест крестом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но из числа этих, равно как и всех других, крестов, употреблявшихся тогда в наших храмах, ни один не уцелел, потому что крест, найденный в развалинах Десятинной церкви, мог относиться и к последующему времени . Одно только достоверно, что тогда употреблялся у нас по преимуществу крест четвероконечный. На монетах самого великого князя Владимира он изображен иногда в короне, увенчанной четвероконечным крестом и с таким же крестом в правой руке ; на одной из двух краснокаменных (шиферных) гробниц, открытых внутри Десятинного храма, в которой, вероятно, покоились останки или самого святого Владимира, или супруги его Анны, начертаны восемь крестов, и все четвероконечные. Все кресты на мраморной гробнице Ярославовой также четвероконечные. Крест, поставленный посредине трапезы на мозаической картине, изображающей Тайную вечерю, в Киево-Софийском соборе — четвероконечный; большая часть крестов в руках Богоматери, мучеников и мучениц на фресках и мозаических изображениях того же собора — четвероконечные. Большая часть, но не все, потому что в руках некоторых угодников Божиих на тех же фресках встречаем кресты пятиконечные, шестиконечные и осьмиконечные; и медный крест от жезла, которым, по преданию, святой Авраамий Ростовский поразил идола Велеса,— шестиконечный: знак, что тогда православные чтили крест и в таких видах! При этом не можем не заметить, что древние изображения Киево-Софийского собора сохранили нам ясные примеры и того, какое перстосложение употреблялось у нас с самого начала для крестного знамения или, частнее, для преподания благословения. Здесь видим не только на фресках, но и на мозаических иконах не подверженных изменению святителей, благословляющих чрез перстосложение так называемое именословное или весьма близко подходящее к именословному. Иначе и не могло быть, потому что и на мозаических иконах константинопольского Софийского собора, послужившего для нашего образцом, которые ныне сделались известными в верных копиях, одни — пророки, апостолы, святители (святой пророк Аввакум, святой апостол Павел, святой Дионисий Ареопагит, святой Анфим, святой Григорий, просветитель Армении, и святой Николай Чудотворец) — изображены с перстосложением строго именословным, а другие — немногие (пророки Иеремия и Иона и святой Григорий Богослов) — с перстосложением, близко подходящим к именословному, и нет ни одного, у которого бы большой палец был соединен с двумя последними так, как хотят того наши мнимые старообрядцы .

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

До построения церкви в дворцовом корпусе, Знаменская церковь была единственною в Царском селе. Сюда стекались для молитвы Высочайшие особы, посещавшие Царское село и проживавшие здесь в летнее время, сюда приходили и все православные жители города. Церковь была в придворном ведомстве, а потому Богослужение в ней и требы для горожан отправлял придворный причт. Это право принадлежало причту даже и по освящении церкви во дворце, имевшей придворный штат. В 1805 году Знаменская церковь, по Высочайшему повелению, передана в епархиальное ведомство и в нее назначен епархиальный причт. В 1846 г., с постройкою городского Екатерининского собора, туда был причислен Знаменский причт, а церковь Знаменская, как не нужная для города была приписана к дворцовой церкви, под именем «Малой Придворной царскосельской церкви»; с этого времени придворный причт совершает все Богослужения и христианские требы только в малой, Знаменской церкви, исключая дней от Великого Четверга до дня св. Пасхи включительно, когда Богослужение совершается и в большой дворцовой церкви. В Знаменской церкви достопримечательны: 1) напрестольный, сребропозлащенный крест, древний, имеющий четыре конца, каждый в виде трех полукругов, соединенных между собою. Длина его 6½ вер., ширина 4 вершка. В кресте находятся мощи св. апостолов Андрея и Варфоломея, Тихона и Антипы Чудотворца, князей Владимира и Александра Невского, великомученицы Александры и Марины, великомученика Никиты и Христофора, преподобного Михаила Малеина и Пимена великого . Крест принадлежал Петру Великому, от него перешел к Елизавете Петровне, а ею пожертвован сюда пред освящением церкви; 2) напрестольный, сребропозлащенный, изящной работы, шестиконечный крест, употребляемый при торжественных случаях. Он пожертвован коммерции советником Николаем Андреевичем Харичковым, прежним старостою; 3) евангелие изящной работы, массивное, дар того же Харичкова 15-го июня 1863 г. Оно покрыто толстыми, сребропозлащенными досками, с такими же изображениями, украшено эмалью, бисером и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010