В нашей церкви антиминс сделался необходимою принадлежностью всякого престола, кажется, с 1655 г., когда на соборе Московском определено было полагать антиминсы с положением мощей и на освященных самим Епископом престолах. 1064 С этого времени вошло в обычай и дары освящать на антиминсе, а не на илитоне, как было прежде в обычае на Руси. Еще Патриарх Никон приказал напечатать более 15000 антиминсов со свящ. изображениями, и, вложив в них частицы св. мощей, разослал по всем церквам. Такое распоряжение сделал Никон против неправильного обычая на Руси освящать св. церкви без положения под престол мощей; частицы мощей только вшивали в антиминс. Между тем как сказано 1065 в старых потребниках, в русских и греческих служебниках о том, чтобы под престол класть 3 части св. мощей и служить на антиминсах, которые стали полагать под покровы. Д) О напрестольном кресте упоминает св. Златоуст, 1070 говоря: «смотри на порфире крест, на оружии крест, на святой трапезе крест, всюду крест, яснее солнца сияет». Известно тоже, что Хозрой, царь Персидский, прислал в числе других вещей в Константинопольскую церковь и золотой крест с тем, чтобы он был на престоле. 1071 О форме креста, 1072 в нашей русской церкви, с известного времени, много спорили ревнители старины, указывая, в защиту правоты своего учения, на многие неправильные, ложные и вымышленные аргументы. Но мы скажем, что обретенное древо креста святою Еленою было не осмиконечное: иначе не было бы причины св. Елене прибегать к распознаванию посредством чудотворного знамения, так как он был сходен с найденными вместе двумя крестами. Вот почему русская Православная церковь , по примеру своей матери, греческой церкви, с самого начала распространения в ней св. веры, всегда чествовала одинаково два вида креста: осмиконечный и четвероконечный. Осмиконечный крест образовался из четвероконечного креста, на котором распят был Господь наш, с прибавлением одного подножия, 1073 коим была земля, и исповедания Его Пилатом за царя Иудейского. Русские памятники свидетельствуют, что в России всегда одинаково чтили четвероконечный, шестиконечный и осмиконечный крест, и ни что не говорит, чтобы оказывали здесь какое-либо предпочтение последнему пред первыми, потому что в виде креста различной формы чтился собственно крест Христов. Только с 15-го века стали оспаривать и давать преимущественное значение осмиконечной форме креста, а мнимые ревнители старины приводят в доказательство своего неправого учения ложную аргументацию. Московский собор в 1667 г. опровергнул учение поборников мнимой старины, основываясь на многих примерах как древних рукописей, так и здравого рассуждения. Истина, действительно, была на стороне Московского собора. По последним изысканиям ученых оказывается, что в древних рукописях сохранились многие памятники креста. Так, 1) по словам бытописца, в 1069 г. «обретеся крест честный Владимиром у св. Софии». Он представляется четвероконечным. 1074

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В каком виде употреблялся тогда у нас святой крест, свидетельствуют сохранившиеся памятники. В Никольской часовне, принадлежащей к новгородскому Софийскому собору, вделаны в стену два каменные четвероконечные креста, из которых один, как гласит надпись, поставлен в 1244 г. Симеоном, иноком Аркажского монастыря , а другой, судя по начертанию букв на нем, может быть относим, по крайней мере, к XIV в. При входе в новгородский Софийский собор на западной стене с наружной стороны, близ корсунских врат находится большой каменный крест с раскрашенными барельефами, вставленный в стену по повелению владыки Алексия (1359–1389): самый этот крест четвероконечный, но на нем посредине помещен небольшой крест с распятием осьмиконечный . В новгородской церкви Флора и Лавра хранится деревянный резной крест осьмиконечный, сделанный в 1359 г. В руках новгородского святителя Моисея († 1362) найден при открытии мощей его (1686) также деревянный резной крест осьмиконечный, находящийся ныне в Сковородском монастыре . В Павло-Обнорском вологодском монастыре в возглавии мощей преподобного Павла Обнорского лежит большой осьмиконечный крест — тот самый, который дал в напутствие этому ученику своему, отправлявшемуся в дремучие леса Северной России для пустынножительства, преподобный Сергий Радонежский. В Кирилло-Белоезерском монастыре доселе чтутся три деревянные осьмиконечные креста, устроенные руками самого преподобного Кирилла († 1427) . На омофоре Новгородского святителя Моисея — кресты четвероконечные. На окладе рукописного Евангелия великого князя Симеона Иоанновича Гордого 1344 г. — крест осьмиконечный. На окладе другого Евангелия XIV в. в руках одного святого — четвероконечный крест, а другого — шестиконечный . В пергаменном Евангелии Воскресенского новоиерусалимского монастыря XIV в. на первом листе вверху заставки изображены три четвероконечные креста. В пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белоезерского кресты нарисованы четвероконечные и осьмиконечные, а в Псалтири, Каноннике и Лествице его 138, 141] — четвероконечные и шестиконечные. На артосной серебряной панагии 1436 г., хранящейся в новгородском Софийском соборе,— кресты два осьмиконечные, а один шестиконечный .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Антиминс, освящен в 1667 г.  А этот антиминс младше на 100 лет. Из подписи видно, что он освящен в 1667 году, при Государе Алексее Михайловиче Романове. Отметим еще одну интересную вещь: на антиминсе – четырехконечный греческий крест. За эти 100 лет произошел старообрядческий раскол. Одним из пунктов веры старообрядцев было то, что православный крест должен быть только шестиконечный (состоящий из трех перекладин). Патриарх же Никон приказал на просфорах и антиминсах по примеру Греческой Церкви устраивать четырехконечный, созданный из двух перекладин. Старообрядцы как могли сопротивлялись этому, мотивируя, что «двусоставный» крест – это латинский, еретический. Они словно забыли, что на древних иконах и на старинных облачениях помещены именно четырехконечные кресты. Про это противостояние протопоп Аввакум пишет так: «Кобель борзой святый антимис с престола сорвал, на нем же животворящий и спасительный крест Христов трисоставный … Почто новыи учители изменили и истощили крест Христов? О них же Павел апостол, плача, глаголет: враги их быти креста Христова, яко испразднили и истощили крест Христов, же истинныей совершенный образ его изменили … А иже учинив его на просвирах… таковый мерзок есть, изринути его подобает. Явно убо обманул диявол русских бедных людей, явно идут в пагубу. … Римскую блудницу возлюбивше: четвероконечный и широкоперый крыж латинский паче истиннаго креста почитают … Мы же, вернии, сие блядское мудрование римскаго костела и выблядков его поляков, еще же и наших руских никониян, за вся их нововводныя коби и еретическая мудрования по святых отец отлучаем и анафеме предаем». Примечательно, что сам Аввакум знает, что четырехконечный крест – это древний крест. Вопреки всякой (и, прежде всего, своей) логике он пишет «Держим же и четвероконечный … на ризах и на стихирарях, и на патрахилях, и пеленах, и на поручнях». На фотографии – антиминс «нового образца». Антиминсы, представленные на следующих фотографиях, находятся в Церковно-Археологическом музее Санкт-Петербургской Духовной Академии (закрытый фонд). Здесь хранится более сотни старинных антиминсов. Эта коллекция была собрана митрополитом Ленинградским Антонием (Мельниковым) (1924–1986). Мы представляем некоторые из антиминсов, относящиеся к разным эпохам церковной жизни в России. Уникальную съемку специально для этого фотопроекта я провел по благословению ректора Духовной Академии епископа Гатчинского Амвросия.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Прежде всего церковь строится отдельно от домов, и место вокруг церкви загораживают или, по-славянски, ограждают. Оттого это место называется оградой. Храм строится не для обыкновенной житейской нужды, а для молитвы, потому он и выделяется из ряда простых домов. Церковь низом своим похожа на обыкновенный дом, а отличается от него только верхом. Поэтому церковью, или вернее храмом, называется дом, куда христиане собираются молиться Богу. Вы помните, что Церковью Христовой называются все христиане, общество христиан. Христианское общество собирается на молитву в отдельный дом или храм, потому и сам храм называется церковью. Посмотрите, чем отличается верх церкви от верха обыкновенного дома? Крест на церкви ставится потому, что в нее собираются на молитву верующие в Христа, а Христос спас всех людей Своей смертью на кресте. Обратите внимание на сам крест и сосчитайте, сколько у него концов. Всего концов на церковном кресте восемь. Поэтому такой крест называется восьмиконечным. А эти восемь концов составляются так: продольная сторона, перекладина, на которой были прибиты гвоздями руки Спасителя; нижняя перекладина, где были прибиты ноги Его; и верхняя дощечка, на которой Пилат сделал надпись. Припомните, какую? Крест иногда делается без верхней дощечки и тогда он называется шестиконечным. Бывают кресты без обеих - верхней и нижней - перекладин, только с одной средней; тогда будет крест четырехконечный. На церкви обыкновенно ставится крест восьмиконечный, но христиане одинаково почитают крест восьми-, шести- и четырехконечный. Ниже креста сделан шар. Называется этот шар главою или куполом. Он делается для красы[ 2 ]. Куполов на церкви бывает неодинаковое число: на маленьких церквах - один, два, три, а на больших их делается много. Рядом с церковью или вместе с ней строится колокольня. На ней вешают колокола. Весом колокола бывают разные. Большие колокола бывают по 3-4 тысячи пудов[ 3 ]. В Москве есть Царь-колокол, он весит 10 тысяч пудов. Когда его стали поднимать, то он упал, и у него отбился край. Царь-колокол и теперь лежит с отбитым краем. Зачем существуют колокола вы, конечно, знаете, а вешают их на высоких колокольнях для того, чтобы звук разносился дальше. Когда начинают строить церковь, когда поднимают кресты или колокола, тогда служится молебен, а на нем читаются особые молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но если с двуперстием соединяется православная мысль о Св. Троице и Сыне Божием, то оно должно быть признано православным. Такой взгляд на двуперстие выразила наша церковь еще на соборах 1666–1667 г. Признав троеперстие правильным обрядом, заповедав принять в церковное употребление и предав не покоряющихся этому определению строгому осуждению, отцы означенных соборов не произнесли никакого порицания на двуперстие, и не запретили безусловно употреблять его. Такой же точно взгляд на двуперстие выразила Православная Церковь и в учреждении единоверия, дозволив единоверцам употреблять его, как обряд, который сам по себе не заключает ничего неправославного и который может быть допущен к употреблению, если употребляется не в порицание троеперстия. Между тем раскольники признают одно двуперстие и хулят троеперстие. О четвероконечном кресте. Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четвероконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Раскольники же утверждают, что истинным и животворящим крестом Христовым называется лишь крест 8-ми-конечный, т. е. состоящий из прямого дерева, поперечного дерева, подножия и дощечки с титлой. Четвероконечный же крест не есть истинный Христов, а еретический, латинский. Но такое учение раскольников совершено несогласно с учением, отцов Церкви, которые ясно свидетельствуют, что четвероконечный крест есть истинный крест Христов. Так, преп. Ефрем Сирин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четвероконечный. Несправедливо раскольники утверждают, что Христос был распят на кресте восьмиконечном, так как известно, что дощечка с надписью И. Н. Ц. И. была положена Пилатом после момента распятия. Значит, Спаситель был распят на кресте шестиконечном. Против раскольнического мнения о четвероконечном кресте свидетельствуют и вещественные памятники. Так, в Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный четвероконечный крест преп. Марка Пещерника (11 века). На Успенском соборе во Владимире (на Клязьме), построенном в 1158–1160 г.г., крест четвероконечный, а внутри собора есть фресковые изображения креста восьмиконечного, шестиконечного и 2-х четвероконечных. Затем, сами же раскольники, когда молятся, изображают на себе крест четвероконечный. Под печатью и изображением четвероконечного креста совершаются все таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латински» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» — творение святого Григория Синаита — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие» (песн. 1), «Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту» (песн. 4). Начиная с III-ro века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим. Крест «папский»   Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название «папского креста». На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Крест шестиконечный «Русский православный» Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия» . Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

в Кир. кн., л. 175). Св. Ефрем Сирин , в слове 102, похваляя крест, поучает знамение его полагать на дверях и все уды животворящим крестом утверждать, без него ничего не начинать и не оканчивать. Далее, о сем же самом кресте, который полагаем на членах тела, он говорит: «Сей бысть водружен на месте лобном». В Книге правил Матвеевых (в библ. Каз. акад. две рукописи первой половины XVII в.) читается: «Креста убо образу, от двой древ совокупляюще, покланяемся»; при этом на поле начертан крест четырёхконечный (Состав 5, гл. 6. Снес. Деян. 7о всел. соб.). Вследствие такого безразличия и отождествления видов креста (восьмиконечного, шестиконечного и четырёхконечного), и православная церковь наравне с крестом четверочастным воспевает и крест четырёхконечный. «Кресте всечестный, четырёхконечная сила, апостолом благолепие» (Псалт. следов., кан. кресту, песнь 1). И в вещественных памятниках древности христианской, и в частности – русской, встречаются разные виды креста; таким образом, четырёхконечные кресты встречаются и в памятниках письменности, и в древних храмах, и на главах храмов. Указания на это собраны в «Выписках» Озерского и особенно в книге «Истинно-древняя... Христова церковь » м. Григория, а также в журнале «Христианские древности» Прохорова за 1882 г. кн. 1. После положительных указаний почитания креста четырёхконечного раскольники, в уничтожение оного, настойчиво заявляют: а) что это – латинский крест и б) что в России он почитаем не был. а. Правда, что у латин почти исключительно употребляется крест четырёхконечный; но это – не иной какой-либо крест, а тот же Господень крест. В статье «О Фрязех и прочих латинех», в которой перечисляются латинские ереси, прямо говорится, что латиняне почитают и в церкви имеют Господень крест, и ему поклоняются (обв. 4). Эта статья была напечатана в России при «Соборном изложении» п. Филарета (Потребн. Иосиф., л. 582 и далее), в книге Кирилловой (л. 257 об.) и в Кормчей (гл. 48). Это показывает, что и в великой России не думали, будто бы латиняне чтут иной, не Христов крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Таким образом, один и тот же крест научает мнимых старообрядцев, что о форме креста не должно быть никакого спора и между тою и другою формою не должно делать различия относительно почитания, а должно почитать всякий крест одинаково, будет ли он восьмиконечный, шестиконечный, четвероконечный или даже какой-либо другой формы, и почитать как Крест Господень, потому что мы не чтим и не должны чтить никакого другого креста — не Господнего: собственно за нас пострадал на Кресте только один Господь, и никто другой, а потому и крест есть только один, и хотя он представляется часто в различных видах, но все эти виды принадлежат одному Кресту Господню: нет особенного креста русского, греческого, римского и пр., а все бесчисленное множество крестов, какого бы вида они не были, изображают один крестКрест Господень. V. О древнейшем памятнике креста, упоминаемом в февральской книжке «Христианского чтения» за 1854 год В ризнице Александро-Невской Лавры хранится корона, или шапочка, св. благоверного великого князя Александра Невского. По форме своей она походит на нынешнюю скуфью; сшита она из малинового бархата; по всем четырем сторонам, от низа до верха, обложена золотым позументом; в самом верху ее, из того же позумента, сделано небольшое яблоко, и на нем утвержден серебряный, позолоченный четвероконечный крест. Корона со всеми принадлежностями, исключая опушки внизу и подбоя из голубой китайки, сделанных не столь давно, принадлежит, несомненно, глубокой древности, являясь собственностью св. благоверного князя: за это ручается и ее форма, и очевидная для тех, кто се видел, древность. Е. О памятниках креста и изображений его, заимствованных из древнейших старописных и древних старопечатных до Никона патриарха книг I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгах Здесь мы скажем а) об изображении креста киноварью и чернилами в начале греческого рукописного Евангелия XII века и Апостола XIII века, принадлежащих к памятникам отечественной древности, и б) о древнейших памятниках креста, представленных в снимках в Степенной Лицевой книге благоверных князей (за 887 — 1379 годы) старинного письма и из этой книги заимствованных в рукописную же книгу, писанную в 1723 году и принадлежавшую архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Варсонофию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По обеим сторонам трапезы, из которых только одна — правая — сохранилась, а левая осыпалась, стоят два ангела в белых одеждах, осеняющие трапезу золотыми рипидами. На уцелевшей части трапезы видны дискос и крест. Позади ангелов на одной стороне представлены Спаситель и шесть апостолов, которым Он преподает Святой Хлеб, а на другой — также Спаситель и еще шесть апостолов, которым Он преподает Святую Чашу. Вверху над первою стороною начертаны по-славянски черною мозаикою слова: Приимите и ядите... над последнею: Пийте от Нея вси... Пред трапезою поставлена низменная ограда из осьми столбиков, разделенная отверстием для царских врат на две половины и, без сомнения, напоминающая собою древний иконостас. В ряд с Тайною вечерею на обеих алтарных стенах изображены мозаикой восемь ликов святых апостолов, по четыре на каждой, от которых, впрочем, на правой стороне уцелели только части ног, а на левой — один полный лик и три неполные. В ряд с этими апостольскими ликами под восточною аркою начертаны мозаические изображения, довольно поврежденные: на правом столпе — святого великомученика Димитрия, а на левом — святого архидиакона Стефана в белом стихаре и ораре, в руках с кадильницею и фимиамницею . Святой крест употреблялся у нас тогда, как и прежде, во всех своих видах. Кресты в руках святых, изображенных в Святославовом Изборнике 1073 г., суть четвероконечные (л. 3). Крест преподобного Марка гробокопателя (конец XI в.), доселе хранящийся в его пещере и видимый всеми богомольцами, есть крест четвероконечный . Кресты, напаленные свечою на своде недавно найденной в Киеве пещеры, в которой, как полагают, подвизались какие-то иноки Феофил и Иоанн (конец XI или XII в.), суть четвероконечные и осьмиконечные . Крест, начертанный в известном Сборнике Слов святого Григория Богослова (XI в.) в конце последнего Слова — шестиконечный . Крест из Животворящего Древа, присланный в начале XII в. великому князю Владимиру Мономаху из Константинополя и доныне хранящийся в московском Благовещенском соборе,— осьмиконечный; крест, начертанный в числе других священных изображений на окладе Евангелия, писанного в начале XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Христиане поклоняются Кресту, молитвенно почитая распятого на нем Христа Спасителя. Это почитание выражается в помещении священных изображений креста в храмах и в домах христиан, в ношении нательных крестов, в совершении верующими крестного знамения и в принятии священнического благословения в виде осенения знаком креста. Многие церковные священнодействия совершаются посредством крестного знамения: евхаристическое преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, освящение воды и др. Крест всегда находится на престоле в алтаре. Купола православных церквей венчаются крестами. Архитектура многих православных храмов имеет в своей основе знак креста. Прославлению Креста Господня посвящены некоторые богослужения: 14/27 сентября –– праздник Воздвижения Креста Господня, 3е воскресенье Великого поста («Неделя Крестопоклонная») и 1/14 августа — Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня; каждую среду и пятницу и во все дни Страстной седмицы за богослужением читаются каноны, посвященные Кресту Христову. Почитая Крест Христов и поклоняясь ему, христиане — как и в случае почитания икон, — обращаются не собственно ко Кресту, а к распятому на нем Богочеловеку, испрашивая спасительной благодати совершенного Господом Иисусом Христом Искупления. В Православной Церкви Крест Христов изображается по-разному. Кресты бывают четырехконечные, шестиконечные и восьмиконечные. В русской традиции широкое распространение имеет восьмиконечный крест. Кроме двух перекладин, у него есть верхняя, короткая, горизонтальная планка, символизирующая дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая была помещена на Кресте Спасителя ( Ин 19:19 ), и диагональная, нижняя, поперечина, обозначающая подставку для ног распинаемых. Крест может иметь полумесяц в основании (такие кресты часто встречаются на куполах — древний символ царской власти. Традиция помещать полумесяц в основание креста сложилась в византийскую эпоху.. Так называемый процветший крест (с изображением растений) является символом Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010