Есть примеры, как человек, который замечательно двигался в олимпиадном движении и отлично начинал на младших курсах, подломился где-то курсе на четвертом — потому что вышел на спортивный принцип «выше, дальше, сильнее». — Олимпиада — это спорт? — Конечно, это спорт. Это как быстрые шахматы. На олимпиаде нет возможности сделать открытие, потому что время ограничено. Нельзя судить по одной задаче — тогда победителями будут все, кто ее решил, а проигравшими — все остальные. Так не бывает. Поэтому дается несколько задач, чтобы были какие-то варианты. А времени немного. Поэтому там побеждает тот, кто умеет «играть в быстрые шахматы». Математика как наука — это «медленные шахматы». Верная примета ученого — способность думать над задачей много времени. Если человек еще в школьном возрасте не плюнул на задачу после вечера раздумий, если в школе он способен держать ее в голове неделю, а в раннем студенчестве — жить с ней месяц, то это профессиональный математик. — Месяц думать над одной задачей? — Да. При этом он не то что не спит и не ест, а живет — отвлекается, ходит в кино. Но задача у него в голове варится и варится. Он сделает все, чтобы узнать ее решение. Это гарантированный профессиональный математик. А были ли у него какие-то успехи в олимпиадах — об этом просто никто не вспомнит. Беда многих людей, выходящих на высокий, международный уровень олимпиад — это то, что результат им нужно показать за четыре часа, например. Их так ориентируют: твое время — это четыре часа, а потом, даже если ты до чего-то додумался, это уже никому не нужно. Потом очень трудно перестроиться на способность носить в себе задачу долго. Я знаю много ребят, которые сознательно отказываются: «Нет, я не могу сутками и месяцами». А для профессионального взрослого математика нормально и полгода, и год. Это основное занятие, ты живешь в мире математики, а в остальном мире ты присутствуешь. Конечно, это способность тех, кто это любит и хочет так жить. Много маленьких детей, которых на олимпиаде задела задача — и хорошо, что их вообще что-то задело и они потом разобрались.

http://pravmir.ru/rebenok-nenavidit-mate...

При этом, считает Ольга Васильева, дети не должны испытывать никаких перегрузок. Школьное расписание должно составляться так, чтобы не вынуждать детей высиживать по восемь уроков в день, оставлять им время на выполнение домашних заданий, занятия спортом и другую внеурочную деятельность. Кстати, в школьных планах есть так называемая внеурочная деятельность - обязательные 10 часов бесплатных занятий после уроков. По мнению министра, это должны быть занятия спортом, техническим творчеством, музыкой, литературой и шахматами. О шахматах Ольга Васильева в последнее время говорит часто. Оказывается, есть статистика: у детей, которые играют в шахматы, в среднем на 40 процентов выше успеваемость ( правда, может быть, наоборот, шахматами интересуются самые способные? - profiok.com ). Шахматы хороши не только тем, что развивают ребёнка, но ещё и тем, что не требуют ни больших финансовых вложений, ни организационных мероприятий. Есть разработанные методики, и любой учитель может освоить шахматы сам и научить этому детей. Особо нужно сказать о том, что с 1 сентября в российские школы возвращается курс астрономии в объёме 35 часов. Возвращается, по выражению Ольги Васильевой, «триумфально». Действительно, ситуация была парадоксальной: в стране, десятилетиями лидирующей в освоении космоса, в школах не изучали астрономию. Несмотря на то, что с этого года предмет станет обязательным, его введение проводится достаточно мягко: например, школы могут сами решать, с какого полугодия включать астрономию в расписание и в каком классе её изучать - в десятом или в одиннадцатом. Всероссийские проверочные работы по астрономии начнутся с 2019 года, ЕГЭ пока не планируется вообще. Новое качество ЕГЭ По поводу ЕГЭ можно часто слышать недовольство, но если внимательнее посмотреть на данные опросов , то можно заметить, что среди противников экзамена - в основном, представители старшего поколения. Молодёжь давно уже то ли привыкла, то ли смирилась, а в сознании совсем юных школьников ЕГЭ существовал едва ли не всегда.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/07/oy...

Одного пациента мне мало. – Теперь я больше не сочиняю стихов. Они были частью тюремной жизни. Я сочинял стихи, потому что их легче запомнить. Это был способ общения, и все. А теперь, когда у меня есть сколько угодно бумаги и ручка, я не могу написать ни строки. Ну и плевать. Зато я живу. – Ты зовешь это жизнью? Вам даже нельзя прогуляться в город. – Я никогда не любил гулять. Всегда был лентяем. Вошел отец Ривас. – Где Пабло и Диего? – спросил он. – На посту, – сказал Акуино. – Ты их сам послал. – Марта, захвати одного из них и ступай в город. Может, это наша последняя возможность. Купи как можно больше продуктов. Чтобы хватило на три дня. И чтобы их нетрудно было нести. – Отчего ты встревожился? – спросил Акуино. – Ты узнал плохие новости? – Меня беспокоит вертолет… и слепой старик тоже. Ультиматум истекает в воскресенье вечером, а полиция может быть здесь задолго до этого. – И что тогда? – спросил доктор Пларр. – Мы его убьем и попытаемся скрыться. Надо запастись провизией. Придется обходить города стороной. – Ты играешь в шахматы, Эдуардо? – спросил Акуино. – Да. А что? – У меня есть карманные шахматы. – Давай их скорей сюда, сыграем. Они уселись на земляном полу по обе стороны крохотной доски; расставляя фигурки, доктор Пларр сказал: – Я играл почти каждую неделю в «Боливаре» с одним стариком по фамилии Хэмфрис. Мы играли с ним и в тот вечер, когда вы дали такую промашку. – Хороший шахматист? – В тот вечер он меня обыграл. Акуино играл небрежно, торопился делать ходы, а когда доктор Пларр задумывался, напевал себе под нос. – Помолчи, – попросил его доктор Пларр. – Ха-ха. Прижал я тебя, а? – Напротив. Шах. – С этим мы живо справимся. – Опять шах. И мат. Доктор Пларр выиграл подряд две партии. – Ты для меня слишком сильный игрок, – сказал Акуино. – Лучше бы мне сразиться с сеньором Фортнумом. – Никогда не видел, чтобы он играл в шахматы. – Вы с ним большие друзья? – В некотором роде. – И с его женой тоже? Акуино понизил голос: – Этот младенец, о котором он все время говорит, – он твой? – Мне до смерти надоели разговоры об этом младенце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Помощник. Почему вы думаете? Мажордом. Во-первых, встретятся всего два главных министра — первый и финансов, а во-вторых, они будут делать вид, что играют в шахматы, а не заседают. Всем известно, что это значит. Кусты, наверное, так и кишат любопытными. Помощник. А вдруг любопытные подслушают то, что говорят господа министры? Мажордом. Любопытные ничего не узнают. Помощник. Почему? Мажордом. Потому, что господа министры понимают друг друга с полуслова. Много ты поймешь ид полуслов! (Внезапно склоняется в низком поклоне.) Они идут. Я так давно служу при дворе, что моя поясница сгибается сама собой при приближении высоких особ. Я их еще не вижу и не слышу, а уже кланяюсь. Поэтому-то я и главный. Понял? Кланяйся же!.. Ниже. Мажордом сгибается до земли. Помощник за ним. С двух сторон сцены, справа и слева, одновременно выходят два министра — первый министр и Министр финансов. Первый — небольшого роста, человек с брюшком, плешью, румяный, ему за пятьдесят. Министр финансов — иссохший, длинный, с ужасом озирающийся, хромает на обе ноги. Его ведут под руки два рослых Лакея. Министры одновременно подходят к столу, одновременно садятся и сразу принимаются играть в шахматы. Лакеи, приведшие министра финансов, усадив его, бесшумно удаляются. Мажордом и его помощник остаются на сцене. Стоят навытяжку. Первый министр. Здоровье? Министр финансов. Отвра. Первый министр. Дела? Министр финансов. Очень пло. Первый министр. Почему? Министр финансов. Конкуре. Играют молча в шахматы. Мажордом (шепотом). Видишь, я говорил тебе. что они понимают друг друга с полуслова. Первый министр. Слыхали о принцессе? Министр финансов. Да, мне докла. Первый министр. Этот приезжий Ученый похитил ее сердце. Министр финансов. Похитил?! Подождите… Лакей! Нет, не вы… Мой лакей! Входит один из лакеев, приведших министра. Лакей! Вы все двери заперли, когда мы уходили? Лакей. Все, ваше превосходительство. Министр финансов. И железную? Лакей. Так точно. Министр финансов. И медную? Лакей. Так точно. Министр финансов.

http://pravmir.ru/ten/

Помощник. А что с ним? Мажордом. Он самый богатый делец в стране. Соперники страшно ненавидят его. И вот один из них в прошлом году пошел на преступление. Он решился отравить господина министра финансов. Помощник. Какой ужас! Мажордом. Не огорчайся прежде времени. Господин министр финансов вовремя узнал об этом и скупил все яды, какие есть в стране. Помощник. Какое счастье! Мажордом. Не радуйся прежде времени. Тогда преступник пришел к господину министру финансов и дал необычайно высокую цену за яды. И господин министр поступил вполне естественно. Министр ведь реальный политик. Он подсчитал прибыль и продал негодяю весь запас своих зелий. И негодяй отравил министра. Вся семья его превосходительства изволила скончаться в страшных мучениях. И сам он с тех пор еле жив, но заработал он на этом двести процентов чистых. Дело есть дело. Понял? Помощник. Да, теперь понял. Мажордом. Ну, то-то. Итак, все готово? Кресла. Шахматы. Сегодня тут состоится особенно важное совещание. Помощник. Почему вы думаете? Мажордом. Во-первых, встретятся всего два главных министра – первый и финансов, а во-вторых, они будут делать вид, что играют в шахматы, а не заседают. Всем известно, что это значит. Кусты, наверное, так и кишат любопытными. Помощник. А вдруг любопытные подслушают то, что говорят господа министры? Мажордом. Любопытные ничего не узнают. Помощник. Почему? Мажордом. Потому, что господа министры понимают друг друга с полуслова. Много ты поймешь из полуслов! (Внезапно склоняется в низком поклоне.) Они идут. Я так давно служу при дворе, что моя поясница сгибается сама собой при приближении высоких особ. Я их еще не вижу и не слышу, а уже кланяюсь. Поэтому-то я и главный. Понял? Кланяйся же!.. Ниже. Мажордом сгибается до земли. Помощник за ним. С двух сторон сцены, справа и слева, одновременно выходят два министра – первый министр и министр финансов . Первый – небольшого роста человек с брюшком, плешью, румяный, ему за пятьдесят. Министр финансов – иссохший, длинный, с ужасом озирающийся, хромает на обе ноги. Его ведут под руки два рослых лакея . Министры одновременно подходят к столу, одновременно садятся и сразу принимаются играть в шахматы. Лакеи, приведшие министра финансов, усадив его, бесшумно удаляются. Мажордом и его помощник остаются на сцене. Стоят навытяжку.

http://azbyka.ru/fiction/ten-evgenij-shv...

Герцог вытащил из кармана большой кружевной платок и приложил его к глазам. — Так мало надежды, Алиса, так мало надежды, что я увижу тебя живой, — сказал он и всхлипнул. — Правда, они тебя почему-то боятся. — Я тоже так думаю, — согласилась с ним бабушка Марианна. — И потому, Алисочка, будь вдвойне осторожна! У тебя появились опасные и бессердечные враги, но зато стало больше верных друзей, которые на тебя надеются! — Да, мы на тебя надеемся, — сказал герцог. Бабушка подошла к Алисе и обняла ее. От бабушки пахло ванилью и душистым мылом. Она поцеловала Алису в щечку. — Как жаль, — сказала она, — что мне уже больше ста лет. А то бы я составила тебе компанию. Но помни, что сердцем я всегда с тобой. — Спасибо, — сказала Алиса. — Я помню об этом. Глава 8. Пассажирка У калитки в сад стояла запряженная гнедой лошадью небольшая повозка, покрашенная в желтый цвет, с откидывающимся черным верхом. Ганс помог Алисе забраться внутрь, затем влез сам. Таксист сидел на козлах. Когда пассажиры устроились, он повернул вниз ручку счетчика. — На вокзал? — спросил он. — Поезжай прямо, — ответил конспиратор Ганс, — по дороге скажу. — Мне-то что, — сказал шофер, — но в городе многие говорят, что приехали детишки из параллельного мира и герцог намерен с их помощью отвоевать свой замок Кросскан у графа Дракулы. Правду ли говорят или врут? — Прямо, прямо и поторапливайся! — приказал Ганс. — И еще люди говорят, — продолжал возница, — что вчера граф Дракула, который побаивается этих детей из параллельного мира, насылал на них целую стаю драконов. В городе народу побили видимо-невидимо. — Откуда нам такие вещи знать? — ответил Ганс. — Мы с племянницей герцога вчера весь день в шахматы играли. Правда, Луизочка? — Да, — поняла Алиса. — Мы весь день в шахматы играли. — С девчонкой? В шахматы? — удивился таксист. — Такого быть не может! Сейчас же проверю. Он прикрикнул на лошадь, та остановилась, и таксист вытащил из-под своего сиденья шахматную доску. Только сейчас, когда он обернулся к ней, Алиса его разглядела.

http://azbyka.ru/fiction/deti-dinozavrov...

3. Развлечения В Основной редакции мы находим две статьи о запретных для священнослужителей развлечениях: «Не пел лы еси песней мирьскых? Не играл лы еси в шахматы, или в лики, или в гусли?» 1181 Запрет играть в шахматы и в кости присутствует уже в древнейших Кормчих вв. (Ефремовской, Новгородской). 1182 Обратим внимание, что в одной статье объединена игра на музыкальных инструментах (игра на гуслях) и собственно игра (игра в шахматы и кости). В поздней редакции, вошедшей в состав печатного требника, к перечню игр добавлена «зернь». Ещё одна статья косвенно свидетельствует о том, что священники не всегда были чужды мирским развлечениям: «Не кощунял лы еси в пиру или на свадбе?». В ряде средневековых поучений упоминается о том, что священник, венчавший молодых и приглашённый на свадьбу, должен вести себя пристойно и уходить при начале «игрищ», например, в «Поучении новопоставленному священнику», известном с XIII в.: «Аще будут на браце ли в пиру позоры, отходи преже видения». 1183 В редакции вопросника конца XVI в. добавлен запрет посещать питейные заведения: «Не слагался ли пира творити с некими? И в корчме не пивал ли еси и не ядал ли?». Во многих статьях Основной редакции причиной различных грехов (неисполнения или дурного исполнения священнических обязанностей) называется пьянство. В вопроснике для дьяконов середины XVI в. ряд статей также говорит о развлечениях; как и в вопросниках для священников, упоминаются игры, пиры, песни. К неподобающим развлечениям относится охота: «Не ловил ли еси заицов или иных которых?» 1184 В Главе 13, посвящённой пищевым запретам, мы говорили о причинах осуждения охоты. Однако для дьяконов и священнослужителей убийство живой твари было вообще под запретом. Так, в вопроснике для священников находим статью: «Не заклал ли еси скота или птице какови-любо?». 4. Доходы В середине в. появляется также украинский исповедный вопросник для священников Св-101/102с. 1188 Для этого текста характерно сочетание вопросов с толкованиями и наставлениями, объясняющими те или иные требования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Вторая операция не принесла облегчения. Отец оказался окончательно прикован к постели и угасал. Моя мама почти всё время проводила с ним в больнице, а затем настояла, чтобы его желание вернуться домой и провести последние дни в родной обстановке было исполнено. Лежачий больной требовал постоянного ухода, днём и ночью. Заниматься ещё и мною маме было некогда, и меня отправили на полное попечение бабушки Веры и дедушки Васи на дачу, а потом, когда начался учебный год, я поехал к ним в Новые Черемушки. Оттуда они по очереди провожали меня в школу и потом встречали после уроков, так как нужно было ехать на метро, а потом на троллейбусе, и меня считали ещё маленьким, чтобы отпускать в такое ежедневное путешествие одного. 14 сентября 1981 года папа умер, но и после этого, в связи с различными семейными обстоятельствами я стал проводить с Василием Яковлевичем и Верой Макариевной больше времени, чем прежде, и это способствовало дальнейшему сближению. Бабушка Вера естественно очень переживала за свою дочь и зятя, потом страдала из-за неурядиц, постигших нашу семью после смерти моего отца. Василий Яковлевич, хотя нас и не связывали кровные узы, воспринимал наши несчастья и проблемы не менее остро. Он от всего сердца старался поддержать маму и помочь ей в моём воспитании. Наряду с ремеслом, кулинарным искусством, садоводством и огородничеством у В.Я. Чугунова было еще несколько увлечений и важных для него дел, к которым я в той или иной степени приобщился. Например, он серьезно занимался игрой в шахматы, изучал теорию, приобретал журнал «Шахматы в СССР», следил за чемпионатами и прочими шахматными состязаниями. Со мной он играл, иногда нарочно поддаваясь, чтобы из 10 партий хотя бы одну я «выиграл». На самом деле, конечно, выиграть у него я бы не смог. Возможно, у меня имелся шанс научиться неплохо играть, но увы, после кончины В.Я. Чугунова я забросил шахматы. Тем не менее, благодаря Василию Яковлевичу мною была усвоена привычка всегда просчитывать ситуации не на один-два, а хотя бы на несколько ходов вперёд.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/17/...

Докинз:— Да, разумеется, это абсолютная правда. Эквивалентом шахматных правил выступает естественный отбор, процесс случайных мутаций, случайных изменений в генетическом коде, за которыми следует неслучайный естественный отбор. И именно благодаря неслучайному процессу естественного отбора, фильтрующему результаты случайных мутаций, и возникают живые существа. То есть нижние уровни подчиняются исключительно законам физики, а сложность – это сложность того же рода, как игра в шахматы, игра в шахматы с компьютером. Компьютеры – это просто машины, внутри которых, подчиняясь законам физики, на огромной скорости движутся электроны, а на это уже накладываются следующие уровни сложности, то же программное обеспечение, благодаря которому можно играть в шахматы, делать таблицы или что угодно еще. Уильямс:— И вот тут у меня возникает один вопрос. Вы говорите о том, что дарвиновский отбор полностью объясняет, как мы здесь появились и зачем мы здесь появились. Теория Дарвина вряд ли поможет найти ответ на вопрос о возникновении сознания. С точки зрения и философии, и науки, это огромная сфера, в объяснении которой я пока не вижу, чтобы наука сильно продвинулась. И это та самая вещь, которая не позволяет мне просто сказать, что законы физики все объясняют, и точка – это вопрос о том, как появилось сознание. Как объяснить то самое первое лицо, от которого мы сегодня ведем дискуссию? Докинз:— Да, я согласен, что здесь много загадочного. Будучи материалистом, я придерживаюсь того взгляда, что сознание – это нечто, что возникает из мозга, внутри мозга. Никто не понимает, как именно, и я полагаю, объяснение этому еще предстоит найти, и, я думаю, нейробиология совместно с компьютерными науками рано или поздно его найдут. Но вот что я хочу сказать: когда мы сталкиваемся с научной проблемой, вроде возникновения сознания, и признаем, что «мы пока не понимаем Х» — в нашем случае это сознание – нужно оставаться агностиками, как сказал сэр Энтони. А бросаться тут же к «раз я этого не понимаю, значит, тут не обошлось без Бога» не стоит.

http://pravmir.ru/ateist-dokinz-disput-w...

Физики просили показать антигравитационное устройство. Новая система передвижения заинтересовала их. Но коврик был утерян. Астрофизики и астрономы бомбардировали школу телеграммами о расчетах энергии сверхзвезд. Биологи не понимали, почему странное существо, похожее на корову, то неудержимо растет, то вновь уменьшается. Электроник растерялся: одно дело – отвечать на уроке, демонстрировать Таратару домашние опыты, а другое – научно обосновывать изобретения, давать в конечном итоге советы человечеству. И какие советы – о будущем! О полетах к звездам, об энергии для кораблей, о новых условиях жизни… Как ни серьезен был замысел проекта «Космический корабль «Земля», не могли же его авторы построить настоящий антигравитационный корабль! Ответы на все важные вопросы о будущем требовали бесконечных, расчетов, перебора огромного числа вариантов. Ни одна в мире машина не решила бы такие задачи и за миллион лет. А люди не могли ждать. Ответы в виде формул, математические модели будущего – вот что хотел предложить Электроник. Для этого надо было уметь играть в шахматы как человек. Шахматная игра, в которой пробовал свои силы Электроник, позволяла ему не перебирать все варианты, а находить новые пути осмысления информации, самые короткие решения. Чемпионаты мира по шахматам среди компьютеров проводились не раз. В них было все, что и полагается международным состязаниям: участники, судьи, болельщики, награды победителям. Больше всех переживали ученые, которые составляли программу для своих машин. Сами игроки, которые находились в разных концах планеты, не волновались, делая очередной ход, и не испытывали вообще никаких чувств по поводу своей победы или поражения. Зато они анализировали ошибки и учились играть все лучше. Но никогда еще машина не выигрывала у знаменитого шахматиста. Пока машина перебирала варианты, опытный игрок делал неожиданный ход, и компьютер не мог предвидеть все его последствия. Силы их были неравными. Однажды Электроник признался Громову: – Учитель, вы помните, как я сказал вам, что решаю самую трудную для себя задачу, и вы предложили сыграть в шахматы. Я сдался через несколько ходов, но я задумался. Спасибо за подсказку! Шахматы помогают мне понять творческий процесс. Может быть, я научусь играть, как человек…

http://azbyka.ru/fiction/vse-prikljuchen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010