10 Не будут они испытывать ни голода, ни жажды, не поразит их зной или солнце, но Милующий их утешит их.  . Прокимен (псалом 109), глас 4: Ты Иерей во век,/по чину Мелхиседекову.  Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. На вечерне Прокимен (псалом 110), глас 4: Начало премудрости/страх Господень.  Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим: в совете правых и сонме велия дела Господня. Чтение Бытия  3–16] 3 Сказал Господь Иакову: «Возвращайся в дом отца твоего и к роду твоему, и Я буду с тобой». 4 Иаков же, послав, призвал Лию и Рахиль на поле со стадами 5 и сказал им: «Вижу я по лицу вашего отца, что он не так относится ко мне, как вчера и позавчера; Бог же отца моего был со мной. 6 И сами вы знаете, что я изо всех своих сил служил отцу вашему. 7 Отец же ваш обманул меня и изменил плату мою на десять ягнят, но Бог отца моего не дал ему нанести мне вред. 8 Если он скажет так: “Пёстрые будут твоей платой”, то все овцы будут рождаться пёстрыми, а если скажет: “Твоей платой будут белые”, то все овцы будут рождаться белыми. 9 И отнял Бог весь домашний скот у отца вашего и дал его мне. 10 И было так, что когда настало время спаривания у скота, я увидел глазами своими во сне: и вот, козлы и бараны покрывали овец и коз, и беловатые, и пестрые и пепельно-пятнистые. 11 И сказал мне ангел Божий во сне: “Иаков, Иаков!” Я же сказал: “Что?” 12 И сказал он: “Посмотри глазами своими, что покрывают овец и коз козлы и бараны и беловатые, и пёстрые и пепельно-пятнистые: ибо Я увидел, как поступает с тобой Лаван. 13 Я — Бог, Которого ты видел на месте Божием, там, где ты возлил елей мне на памятник и принес мне обет. Итак, сейчас встань и выйди из этой земли и отправляйся в землю рождения твоего, и Я буду с тобой”». 14 И, ответив, Лия и Рахиль сказали ему: «Есть ли у нас еще часть и наследство в доме отца нашего? 15 Разве не считает он нас уже чужими? Ведь он продал нас и поедом поел серебро наше. 16 Всё богатство и слава, которые Бог отнял у отца нашего, будут принадлежать нам и детям нашим. Итак, делай сейчас то, что сказал тебе Бог твой».

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви. О статье я не буду высказываться подробно, замечу следующее. 1. Я слышал другие, положительные, мнения о Минее митр. Сергия, от тех, кто знаком со священниками, по ним служившим. 2. Ссылка по Элладе поднимает важный вопрос - будет ли что-то в Церкви работать механически: вот поменяем язык, и храм наполнится - или все же язык - это больше об осмысленности богослужения, до которого все равно нужна предварительная миссионерская работа. 3. Высказывание митр. Петра надо рассматривать в контексте борьбы с обновленческим расколом, а не делать из него каноническую норму на века. 4. У меня вызывает подозрение журнал, в котором мирянин дерзает осуждать клирика (в последнем абзаце), и худшей рекламы " борцам с обновленцами " не придумать, тем более, что высказывания о. игумена (по ссылке) как раз здравые. Дорогой о. Владимир, мне понравилось, что Вы писали в одном из постингов по поводу предыдущих статей, поэтому я решился Вам ответить. Говоря же о том, что вопрос языка для меня связан с вопросом любви, я имел ввиду, что готов потерпеть любое мнение по этому вопросу и ограничить собственную свободу, дарованную Христом (Гал. 5:1), - лишь бы не послужить преткновением для других (1 Кор. 11:8-13). Надеюсь, этот ответ является исчерпывающим, и мы сможем избежать пустых споров (Тит. 3:9). С уважением, Владимир Стрелов Кирилл 09 октября 2014г. 18:50 Выдуманная история про неприятие народом редакции Триоди 1912 года уже разоблачена: http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=179296 Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков.

http://bogoslov.ru/article/1140324

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. … 1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении недели предлагается наставление об охранении христианской свободы. Некоторые из образованных коринфских христиан, рассуждая, что идолы суть ничто и что приносимые им в жертву «брашна» не составляют никакого осквернения для вкушающих их, как и всякая обыкновенная пища, спокойно, без смущения совести, входили в идольские капища и ели идоложертвенное мясо. Апостол Павел, не отрицая свободы христиан употреблять в пищу идоложертвенное мясо, считает, однако, необходимым указать пределы этой свободы. Предположим, говорит он, что идоложертвенное есть ничто иное, как обыкновенная пища, которую мы можем употреблять, как употребляем всякие другие яства. Но, во-первых, употребление этой пищи совершенно излишне и не имеет никакой нравственной заслуги пред Богом, так как « пища не приближает нас к Богу .» Поэтому, « едим ли мы » идоложертвенное, мы « ничего не приобретаем, не едим ли », мы « ничего не теряем » в очах Божьих (ст.8). Во-вторых, бывают случаи, когда вещь, сама по себе позволительная и безвредная, может сделаться положительно опасной для нашей нравственности, коль скоро она служит поводом к соблазну для других. В этих случаях долг христианского благоразумия и любви требует воздерживаться от таких вещей. Нет сомнения, что христиане имеют свободу употреблять всякую незапрещенную законом пищу без разбора, следовательно и идоложертвенную; однако же, « берегитесь », заповедует апостол, « чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном » для людей « немощных » (ст.9), малосведущих и малоразвитых. Они не рассуждают о том, что в мире нет ни идола, ни идоложертвенного, и потому соблазняются вкушением идоложертвенных мяс. « Ибо если кто-нибудь » из этих немощных « увидит, что ты, имея знание » о несуществовании идолов, « сидишь за столом в капище » и ешь идоложертвенное, то « совесть его, как » человека « немощного », не обладающего твоим знанием и не понимающего, почему ты это делаешь, « не расположит ли и его есть идоложертвенное », и не утвердит ли его в той мысли, что идолы суть боги, перед которыми нужно благоговеть (ст.10)? Таким образом, твоя свобода есть идоложертвенные брашна, как простую пищу, делается виной погибели твоего ближнего: « и от знания твоего » о ничтожестве идолов « погибнет немощный брат твой, за которого умер Иисус Христос » (ст.11). « А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете » в то же время « против » самого Иисуса Христа (ст.12).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

11 И сказал ему: “До этого места дойдёшь и не перейдёшь, но в тебе разобьются волны твои”. 12 Или при тебе Я составил свет утренний? Денница узнала свой порядок, 13 чтобы охватить края земли, стряхнуть нечестивых с неё. 14 Или ты, взяв глину из земли, создал животное и поставил его говорящего на земле? 15 Отнял ли ты у нечестивых свет? И руку гордых сокрушил ли? 16 Приходил ли ты к источникам моря? По путям бездны ходил ли? 17 Отворяются ли пред тобою со страхом врата смерти, а привратники ада, увидев тебя, убоялись ли? 18 Узнал ли ты широту поднебесной? Поведай же Мне: какова она? 19 В какой земле обитает свет, и где место тьмы? 20 Введёшь ли Меня в пределы их? Да и знаешь ли пути к ним? 21 Из этого я узнал бы, что ты тогда рождён и число лет твоих велико. 22 Входил ли ты в хранилища снега и видел ли хранилища града? 23 Хранятся ли они у тебя на время врагов, на день войны и битвы?» 1 И отвечал Иов и сказал Господу: 2 «Знаю, что Ты всё можешь, ничего нет невозможного для Тебя. 3 Кто утаит от Тебя замысел свой? Воздерживаясь от слов, думает ли он скрыть их от Тебя? Кто же возвестит мне, чего я не знал, великое и чудное, чего я не ведал? 4 Но послушай меня, Господи, и я буду говорить; спрошу Тебя, а Ты меня научи. 5 Прежде я слышал о Тебе ушами, а ныне око моё узрело Тебя». Чтение пророчества Исаии 4–11] 4 Господь даёт Мне язык наставления, чтобы Я знал, как надо говорить слово, каждое утро Он направляет, направляет Моё ухо, чтобы Я слушал. 5 И наставление Господне открывает Мои уши, и Я не противлюсь и не противоречу. 6 Спину Мою Я предал на раны и щёки Мои на пощёчины, лица же Моего не отвращал от постыдных оплеваний. 7 И Господь, Господь был помощником Мне, поэтому Я не стыдился, но держал лицо Своё, как твёрдый камень, и знал, что не останусь в стыде, 8 ибо близок Оправдывающий Меня. Кто захочет состязаться со Мной? Пусть предстанет передо Мной. И кто хочет судиться со Мной? Пусть подойдёт ко Мне. 9 Вот Господь, Господь поможет Мне, кто уничтожит Меня? Вот, все вы, как одежда, обветшаете, и как бы моль поест вас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении Пятой Недели Четыредесятницы изображается слава первосвященнического служения Иисуса Христа, которая открывается: 1) из особенных обстоятельств, отличающих это служение (ст.11–12) и 2) из божественной силы принесенной Спасителем жертвы (ст.13–14). 1. Первосвященническое служение Спасителя отличается совершенно особенными обстоятельствами, которые ставят его несравненно выше служения Аарона и всех прочих ветхозаветных первосвященников. « Христос », говорит апостол, « Первосвященник будущих благ » (ст.11). Пока Он не приходил на землю, Он не был первосвященником, но, придя в мир и вочеловечившись, Он сделался « Первосвященник будущих благ », т. е. все блага, какие только были обещаны в Ветхом Завете и посему « будущие », через Него и Его посредничество действительно дарованы и сообщаются всем верующим в Него уже здесь на земле, хотя в полной мере сообщатся в будущей жизни. Таким образом, блага, даруемые нам Первосвященником Христом, частью уже исполнились, a частью составляют еще предмет надежды христиан, но в том и другом случае дарует их один Иисус Христос. Первое особенное обстоятельство и преимущество первосвященнического служения Иисуса Христа заключается в том, что Он пришел « с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения » (ст.11). Иудейский первосвященник, в великий день примирения, входил из святилища, через завесу, во святое святых, куда мог входить только он один и только однажды в год, именно в указанный день. Там он предстоял лицу Бога, о благодатном присутствии Которого свидетельствовали херувимы, осенявшие кивот завета.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

11 Он привяжет к виноградной лозе жеребёнка своего и к плющу — детёныша ослицы своей, омоет в вине одежду свою и в крови винограда — одеяние своё. 12 Глаза его сверкают от вина, и зубы его — белей молока. Чтение пророчества Софонии  14–19] Так говорит Господь: 14 Ликуй, дочь Сиона, радостно проповедуй, дочь Иерусалима, веселись и радуйся от всего сердца твоего, дочь Иерусалима! 15 Господь простил неправды твои, избавил тебя от руки врагов твоих, воцарится Господь среди тебя, и не увидишь больше зла. 16 В то время скажет Господь Иерусалиму: «Дерзай, Сион, да не слабеют руки твои! 17 Господь Бог твой среди тебя: Сильный спасёт тебя, пошлёт тебе веселье, и обновит к тебе любовь Свою, и возвеселится о тебе радостью, как в день праздника. 18 И соберу сокрушённых твоих; горе тем, кто будет поносить его! 19 Вот что», говорит Господь, «Я сотворю с тобой ради Меня в то время: спасу притеснённое, и отверженное приму, и сделаю их славными и именитыми на всей земле. Чтение пророчества Захарии  9–15а] Так говорит Господь: 9 Ликуй, дочь Сиона, проповедуй, дочь Иерусалима, вот Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, Он кроток и восседает на подъяремной и юном осле. 10 И истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и истребит бранный лук, и богатство и мир будут среди народов, и будет Он обладать водами от моря до моря и от рек до концов земли. 11 И Ты кровью Завета Твоего освободил узников Твоих из рва безводного. 12 И вы, узники собрания, будете сидеть в укреплениях, и за один день странствия твоего Я вдвое воздам тебе. 13 Ибо Я, как лук, натянул Себе тебя, Иуда, наполнил его Ефремом, и подниму детей твоих, Сион, на детей эллинов, и возьму тебя, как меч ратоборца. 14 И Господь явится над ними, и вылетит, как молния, стрела Его, и Господь Бог Вседержитель вострубит трубой и пойдёт в шуме гнева Своего. 15 Господь Вседержитель защитит их. 1 И было в тридцатый год, в четвёртый месяц, в пятый день месяца: я был среди пленников при реке Ховар, и отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

129 обнищав, πτωχεσας. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор. 8:9 ). Господь Иисус Христос сказал о Себе книжнику: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ). 134 На Тайной вечере мы видим Господа Иисуса Христа угощающим Апостолов в качестве Хозяина: Он принимает их, как Своих гостей, и устрояет им трапезу в горнице (на «горнем месте»). Странствие, ξενα – гостеприимство. 135 высокими ум ы , τας ψηλας φρεσ, т. е. не с высокими умами, а с высокими, возвышенными чувствами. 136 возшедша слова от Слова, παναβεβηκτα λγον κ το Λγου. В этом ирмосе, как и в следующем за ним тропаре, греческое слово логос (λγος – «слово») употреблено в двух различных значениях: 1) слово, учение и 2) Слово, Сын Божий. Ср: «В начале бе Слово» ( Ин. 1:1 ) и: «Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте... пасху, которою утверждается ум тех, которым Я преподаю таинство безквасным словом (учением) истины» (1-й тропарь 9-й песни Канона на Св. Великий четверток). В нашем ирмосе в первом случае слово означает «слово», то есть учение Христово, во втором –Слово, то есть Самого Иисуса Христа. Возш е дша, παναβεβηκτα; παναβεβηκς – не только восшедший на высоту, но уже на ней находящийся (perf.), т. е. высокий. В словаре Pape’s: Bei Sext. Emp. ist τ παναβεβηκς das Darüberstehende, wozu man weiter hinaufgeht. Здесь возш е дшее слово означает высокое учение, заключающееся в беседе Господа Иисуса Христа на Тайной вечере. 138 стек а ется прочее (τ λοιπν) соб о рище. Какое это прочее? Здесь τ λοιπν – наречие и означает «наконец». 140 безм е рное (νεκαστος) долготерпение; νεκαστος – неизобразимый, не имеющий подобия, беспримерный. Это прилагательное в других местах переводится на слав. язык как бесприкладный. 145 не (терплю) прочее; по-греч.: οκτι – λοιπν, т. е. уже более (долее) – не; наконец – не. Ср. прим. 57. 148 Столп злобы богопрот и вныя, στλην κακας ντιθου. ντθεος не значит богопротивный, а, напротив, – богоподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

12), или в паперти иерусалимского храма, как таком месте, куда собиралось множество народа и где они удобнее могли проповедовать и творить чудеса, во имя Распятого и Воскресшего Господа. Благоговение к великим чудотворцам было так велико, что “ из посторонних ,” окружавших их людей, “ никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ,” воздавая им должное уважение и хвалу (ст. 13). Сила знамений и чудес, совершаемых руками апостолов, производила громадное впечатление на народ и обращала его ко Христу. “ так что ,” говорит священный историк, “ присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин ” (ст. 14). Обширный притвор храма Соломонова оказывался тесным для вмещения всех, искавших чудесного исцеления у апостолов. Народ принужден был “ выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях ,” чтобы хотя тень апостола Петра, когда он будет проходить, осенила кого-либо из больных (ст. 15). Так исполнялись над апостолами слова, сказанные Господом: “ верующий в Меня ” — говорил Он — “ дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ” (Иоан. 14:12). Христос исцелил кровоточивую и недужных в стране Геннисаретской не тенью своей, но краем ризы (Мат. 9:20; 14:36 ); а Петр врачевал недужных одной тенью своей. Весть о необыкновенных знамениях проповедников Христовой веры распространилась за пределы Иерусалима. “ Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все ” (ст. 16). Таковы были знамения и чудеса, совершаемые апостольскими руками. 2. Проповедники веры Христовой пользовались особенным Божьим покровительством. В то время, когда апостолы своей проповедью о Воскресшем Спасителе и чудесами обращали толпы верующих ко Христу, “ первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти ” к апостолам (ст. 17). Предубежденные против бедных рыбарей и зараженные до костей и мозгов саддукейским лжеучением, отрицавшим воскресение мертвых, эти люди не дали себе никакого труда, чтобы ознакомиться с проповедью апостолов и их чудесами.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

12 Когда ты будешь возделывать землю, она не будет более давать тебе силы своей: будешь стонать и дрожать от страха на земле». 13 И сказал Каин Господу: «Вина моя больше, чем можно простить мне. 14 Если изгонишь меня ныне с лика земли, и я скроюсь от лица Твоего и буду стонать и дрожать от страха на земле, то всякий, кто встретит меня, убьёт меня». 15 И сказал ему Господь Бог: «Не так: всякому, кто убьёт Каина, всемеро будет отомщено». И отметил Господь Бог знаком Каина, чтобы не убил его никакой встречный.  Прокимен (псалом 28), глас 7: Господь крепость людем Своим даст,/Господь благословит люди Своя миром.  Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни. Чтение книги Притч  1–15] 1 Сын мой! Внимай премудрости моей и к моим словам обрати ухо твоё, 2 чтобы сохранить добрую мысль, уста мои заповедают тебе знание. 3 Не внимай негодной женщине, ибо мёд каплет с губ жены-блудницы, которая на время умащает твою гортань, 4 после же найдёшь её горче желчи и острее обоюдоострого меча, 5 ибо ноги безумия низводят пользующихся ею со смертью во ад, стопы её не твёрды, 6 ибо не ходят по путям жизни, обманчивы тропы её и неразумны. 7 Итак, сын мой, ныне слушай меня и не пренебрегай моими словами. 8 Держи дальше от неё путь твой, не приближайся к дверям домов её, 9 чтобы не отдала имущество твоё другим и твою жизнь безжалостным, 10 чтобы не наполнились силой твоей чужие, и плоды трудов твоих не перешли в чужие дома. 11 И раскаешься при конце своем, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: 12 «Зачем я возненавидел наставление и сердце моё уклонилось от обличений, 13 не слушал голоса моего наставника и не обращал к моему учителю ухо моё? 14 Едва не подверг себя всякой беде среди народного собрания и общества». 15 Сын мой! Пей воду из своих сосудов и из источника своих колодцев. Среда второй седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 6: Вышний Боже, на небесех Живый, Создавый всякое дыхание, спаси ны: на Тя бо уповахом, Спасе наш.  Слава, и ныне: и повторяем тот же.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

12. Речь о кенозисе — добровольном самоумалении Сына Божия через принятие Им человеческой природы. 13. В современной греческой печатной Триоди здесь — 2-е лицо («приносишь»), но рукописи подтверждают в данном случае правоту церковнославянского перевода. 14. Утверждение прп. Космы, что, подавая апостолам Свои Тело и Кровь на Тайной Вечере, Христос уже фактически принес Себя в жертву за человечество (ибо кровь отделяется от тела при заклании жертвы, а вкушение жертвенного мяса происходит после жертвоприношения), крайне важно догматически, в том числе для учения о Евхаристии как Жертве. 15. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26:26). 16. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все…» (Мф. 26:27). 17. φρων, что противопоставляется «радости» (εφροσνη) в предыдущем тропаре. 18. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне…»  (Ин. 15:4). 19. Ирмос 4-й песни традиционно отсылает к содержанию 4-й библейской песни: «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Уразумел я дела Твои и ужаснулся…» (Авв. 3:1-19). 20. Ср.: «сияние Его как свет будет, сила в руках Его, и Он положил мощную любовь силы Своей…» (Авв. 3:4).  21. Здесь и в последующих тропарях — λασμν, в Септуагинте этим словом переведено еврейское обозначение жертвы за грех, а в более широком смысле оно указывает на храмовые священнодействия, очищающие от греха. 22. μολν — скрытая отсылка к героической фразе μολν λαβ («Приди и возьми» — ответ спартанского царя Леонида на предложение персов сложить оружие). 23. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» (Лк. 22:15). 24. «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие…» (Лк. 22:18 и параллельные места). 25. Λγον — здесь, судя по контексту, в значении «смысл», «понимание». 26. В церковнославянском переводе все три тропаря оканчиваются одинаково, но в оригинале есть разница).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010