Был один случай, грозивший нарушить эту сосредоточенность, к которому именно я и веду свою речь. К числу юных подростков первого курса принадлежал упомянутый уже мною Александр Иванович Филимонов. Он был веселого нрава, вертлявый и юркий и большой хохотун и гримасник. За эти качества Новак отличил его своим благосклонным вниманием и позволил ему садиться рядом с собою на лекциях Щедритского, в тех видах, чтобы Филимонов успел вовремя разбудить его и не дать ему ткнуться носом об стол. Это очень забавляло Филимонова, и он, как юла, вертелся на своем месте: то взглянет на профессора, то шепнет на ухо Новаку или дотронется до его локтя, как кошка лапкою, то обернется к товарищам и начнет подмигивать: да взгляните же, дескать, как мой соседушка сладко почивает. Однажды случилось Щедритскому застать этого забавного кривляку врасплох. – «Эй ты, востроглазый, коль сам балбесничаешь, так не мешай же другому слушать мою лекцию! Перестань егозить, не то выгоню вон!» Назову вам еще одного из представителей университетской старины. Это был Михаил Трофимович Каченовский. Некогда знаменитый ученый и журналист, не щадивший своею едкою критикою ни Шлёцера, ни Карамзина, ни даже самого Пушкина, в наше время отживал или, точнее сказать, совсем отжил свой век, и, будучи ректором университета после злосчастного, как вам известно, Болдырева, читал нам на четвертом курсе вместе с третьим историю литературы славянских наречий по немецкому учебнику Шафарика. Он был тогда уже глухой и почти слепой: вдаль кое-как видел, но читать мог только в очках, которые, помогая ему вблизи, застилали перед ним в тумане все окружающее, и чтобы увидеть нас с кафедры, он должен был снимать с носа свои очки, что производил он довольно медленно, осторожно вытаскивая их из-за ушей. Таким образом мы, сидя на лавках перед самою кафедрою, были для него отделены как бы темною завесою. Всякий раз Каченовский приносил с собою Шафариков учебник, разлагал его на кафедре и старческим дряблым голосом, с передышкою, подстрочно переводил немецкую речь на русские слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

При этом тропарники большинства ранних серб. списков Иерусалимского устава 1-3-й четв. XIV в. (Никодимов типик 1319 г. (погиб в пожаре в 1941; см.: Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004-2007. 1-2), Романов типик 1331 г. ( Р. Романов типик//ЗбМСД. 1956. Св. 13/14. С. 47-59), Ковинский 1-й пол. XIV в. (Белград. Архив САНУ. 294), Хлудовский 1356-1371 гг. (ГИМ. Хлуд. 122), Шафариков 60-х гг. XIV в. (Прага. Народный музей. IX F 23), Севастьяновский ок. 1372 г. (РГБ. Ф. 270. II, 27/М. 1458) и др.) эти песнопения не содержат; наиболее ранний пример включения памяти И. Р. в Устав церковный представляет т. н. Симеонов типик 3-й четв. XIV в. (Загреб. Б-ка нац. ун-та, R 4068; см.: Mo š in V. irilski rukopisi i pisma Nacionalne sveuilišne biblioteke u Zagrebu//Radovi Staroslovenskog insmimuma. Zagreb, 1964. Knj. 5. S. 19). Вместе с тырновской редакцией стишного Пролога во 2-й пол. XIV в. в Сербии получает распространение и проложное Житие И. Р. Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах 3-й четв. (Черногория. Монастырь Николяц. 34; см.: Петков Г. Бугарска пролошка жumuja у српским рукописима стиховног пролога//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175) и посл. четв. (Македония. Прилеп. ц. Благовещения. М-3; см.: Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195, 206. 97) XIV в. Свидетельством роста почитания И. Р. в Сербии во 2-й пол. XIV - нач. XV в. (не позже 20-х гг. XV в., возможно, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы (см.: Сръбска средновековна «слава» на балкански и южнослав. светци//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 88-89). Вероятно, в это же время в серб. книжность проникает и пространное Житие И. Р. в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению патриарха Сербского Никона дьяком Андреем в 1425 г. (София. ЦИАМ. 182). В 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/149401.html

454 Грамота призренскому монастырю в Гласнике XV: 264, 269, 306, 311. Грамота иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в Памятниках 35. О времени её Шафарик: Monumenta illyrica. Pragæ 1839. Майков стр. 28, 238. Троношская летопись о Душане: «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 8. 455 «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstwie, w Praze 1851. По исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г.; законник 1349 г. оканчивался 136 статьёю; остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36): очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо. 457 Известие в Гласнике VI, 42. Законник утверждён в мае 1349 г. (Прим. 51). Но в том же 1349 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения (Аврамовича Памят. 12 Григоровича стр. 49, 50). По древнему уставу «сент. 3 пристависе прьвы патриархь Иоанникие» (Гласник XI, 193). Итак, блаж. Иоанникий скончался сент. 3, 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около восьми лет; а в сербских поздних заметках (Гласник VI, 42; XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чём говорит Дюканж. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр общ. XIII, 174. 458 Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника разсмотрены при пособии грамот Крестичем, в Гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в Чтен. общ. ист. 1846 г. и в Гласнике II, 97–155.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

173 . Все города по земле царевой да живут во всем по законам, как было при первых царях; а если имеют суд, да судятся пред городскими начальниками и пред церковным клиросом; если кто из волости будет иметь тяжбу с горожанином, да тягается перед городскими начальниками и пред церковным клиросом по закону. 195 . Что касается до глобы 383 на церковных людях, когда судятся перед церковию и перед городским начальником (кефалием), ту глобу, которую присудят, да берет церковь , как пишется в хризовулах, и глобу да берут на церковных людях, как узаконил господин царь своим законом в государстве, и да поставят церковные люди глобарей, кои будут собирать глобу и отдавать церкви, а царь и городские начальники (кефалии) да не берут ничего. 196 . И святители и игумены да не взимают с своих людей ни с кого мзды; а если будет обличен, что взял, да извержется из сана. А если «владалец церковный» будет обличен, что взял мзду, да накажется торговою казнью (да се распе – да растянется), а если монах который возьмет мзду, да будет бит и прогнан. 197 . И жены да не садятся в церкви, кроме царицы и ее старшей невестки (наследницы). 198 . И без благословения святителей да не постригаются (в монашество) ни мужи, ни жены. Для всякого человека (должен быть обязателен) закон церковный. По изданию Законника Раичеву (Истории славенских народов часть IV, прибавл. III, 2 изд. стр. 254–84) читаются еще некоторые статьи, относящиеся к делам церковным (22, 93, 96, 97, 100, 101); но так как их нет в изданиях Шафариковом и Миклошичевом, то мы полагаем, что у Раича подлинный текст Законника перемешан с позднейшими вставками. В актах, напечатанных в Monumenta Serbica Миклошича, между высшими церковными чиновниками упоминается «протопопа дворский». В грамоте Стефана Первовенчанного, данной Жичскому монастырю, читается: «что се прилага (ет кралевство ми) сией црькви, симь да нема протопопа дворьски никоере (никоея) области, но что доходи (ть) или от попов или от влахь или земльна поповска бирь, что доходи от попов, половина да се узима сией црькви....

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 297). Но в том же 1449 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения. (Аврамовича памят. 12 Григоровича стр. 49. 50). До древнему уставу «сент. 3 престависе прь вы патриархь Иоанникие». (Гласник XI, 193). Итак блаж. Иоанникий скончался сент. 3-го 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около семи лет, а в сербских поздних заметках (гласник VI, 42. XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дю-Канж. Мощи св. Иоанникия покоятся в Печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174. 309 Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника рассмотрены при пособии грамот Крестичем, в гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в чтен. общ. ист. 1846 г. в гласнике 11, 97–155. 311 Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батяковщины, т. е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т. е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник. 312 Так по изданию Шафарика ст. 13–16. 36. 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменен. Грамота 1348 г. Призренскому монастырю: „быть только игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским). Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братищ если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

59) Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника рассмотрены при пособии грамат Крестичем, в Гласнике XI, 204-261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в Чтен. общ. ист. 1846 г. и в Гласнике II, 97-155. их для двукратного и троекратного вразумления. Если не послушаются, отлучить от церкви. 6. Совращающих православного христианина в латинство патриарх и митрополит с епископами убеждают наставлениями и св. писанием, дабы возвратились к православной вере и чистому христианству. Если кто не покорится и не захочет возвратиться в православие, того подвергать наказанию, как предписано в законе св. отцев. Благочестивый царь будет выгонять всякую ересь из своих пределов. Кто не захочет обратиться, отбирать у него все имение и передавать тем, которые покорятся православной вере. Иноверческих еретических попов, отвращающих людей от православия, ловить и отсылать в рудники и заточение. Еретические храмы освящать и передавать православным священникам; пусть наставляют в них – заблудившихся обращаться к св. вере. 7. Великая церковь поставит протопопов по городам, местечкам и селам, чтобы умножались христиане, обращаясь из латинской ереси, где кто совратился. Выдать духовную заповедь, чтобы каждое воскресенье учили тех в храме и чтобы каждый христианин соблюдал православный, истый закон, переданный апостолами и св. отцами. 8. Если латинский поп совратит христианина в латинскую веру, подвергать его наказанию, по закону св. отцев. 9. Если полуверец возьмет за себя христианку: он, хищник, должен обратиться в христианство (православие); если же не обратится, жена, дети и дом отбираются, а его отсылают в заточение. 10. Если же еретик живет с христианкою тайно, прогнать его и кто такого укрывать будет, подвергать его наказанию. 11. Святители поставляют духовников по всем областям, по городам и селам и те духовники пусть будут духовниками, которые получили от своих архиереев благословение на духовенство, чтобы вязать и разрешать; их должен слушать каждый, по церковному закону; а те духовники, которые не поставлены в духовников, должны быть прогнаны, - пусть церковь накажет их по закону60).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Прокимен Триоди и священномученику, глас 7 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Пс 63:11а Зачало рядовое и священномученику, зачало 335. Аллилуия Триоди и священномученику, глас 4 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 15. Благоверного царевича князя Димитрия Угличского Прокимен Триоди и святому, глас 7 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Пс 63:11а Зачало рядовое и святому, зачало 292. Аллилуия Триоди и святому, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 19. Благоверного великого князя Димитрия Донского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 20. Обретение мощей святителя Алексия, Московского чудотворца Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 21. Святых равноапостольных царей Константина и Елены Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 200. Если же до праздника Пятидесятницы — зачало 49. Аллилуия, глас 1 Стих: Я возвысил избранного из народа Моего. Обрёл Давида, раба Моего. Стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоём весьма возрадуется. Пс 88:20б–21а; 20:2 В тот же день, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

На «Хвалите» стихиры воскресные Октоиха 4, восточная 1 и Триоди самогласны 3: Глас 2: Блудного сына возглас/приношу Тебе, Господи:/«Согрешил я пред очами Твоими, Благой,/расточил богатство Твоих дарований;/но прими меня кающегося, Спаситель,/и спаси меня!» Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 Глас 4: Как блудный сын пришел и я, о Милосердный,/жизнь всю растратив в пребывании на чужбине;/расточил богатство, данное мне Тобою, Отче./Прими меня кающегося, Боже,/и помилуй меня! Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим,/возвещу все чудеса Твои. Глас 8: Расточил я распутно отеческого имения богатство/и, растратив его, оказался ни с чем,/поселившись в стране бесчестных граждан;/и сожительства с ними больше не вынося,/обратившись, взываю Тебе, милосердному Отцу:/«Согрешил я против неба и пред Тобою,/и не достоин назваться сыном Твоим;/поступи со мною, как с одним из наемников Твоих Боже,/и помилуй меня!» Слава, глас 6: Отче благой, я удалился от Тебя,/не оставь меня, и не яви меня/бесполезным для Царства Твоего./Враг всезлобный обнажил меня и взял мое богатство,/душевные дарования я в распутстве расточил./И вот, восстав, обратившись к Тебе, взываю:/«Поступи со мною, как с одним из наемников Твоих,/ради меня на Кресте руки Твои пречистые простерший,/чтобы у лютого зверя отнять меня,/и в первую одежду облечь меня,/как Единый Многомилостивый!» И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха на 6 и Триоди песнь 6-я, на 4. Прокимен воскресный. Апостол: Первое послание к Коринфянам, зачало 135: 1 Кор 6:12–20. Евангелие от Луки, зачало 79: Лк 15:11–32. Причастен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуия. (3) СУББОТА МЯСОПУСТНАЯ В ПЯТНИЦУ НА ВЕЧЕРНЕ Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших. После предначинательного псалма и обычного стихословия, на Господи воззвах: поставим стихов 6: и поем из Октоиха стихиры мученикам три, рядового гласа, и из Триоди три:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В-третьих, есть мысль о том, что вся природа сопереживает, скорбит о падении человека : «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися» (стихира «Славы» на литии). В-четвертых, в некоторых песнопениях используется интересный художественный прием – персонификация рая , человек обращается к раю с просьбой молиться за него ко Господу (3-я стихира на «Господи, воззвах…», стихира «Славы» на стиховне, заключительная часть икоса). Особенный интерес в этом контексте представляет фрагмент из 3-й стихиры на «Господи, воззвах…»: «Раю всечестн!ый… шумом листвий твоих Содетеля всех моли». Действительно, какой замечательный образ: шум райской листвы воспринимается как образ молитвы за человека! 2) Вступление в Великий пост – вторая тема богослужения, которая кратко обозначена в последней стихире на «Господи, воззвах…», но в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста – «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению». В апостольском чтении (Рим. 13 :11б – 14 :4) особенное внимание привлекают слова о необходимости смиренно нести подвиг поста, не осуждая тех, кто не может поститься или же допускает различные послабления: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». В евангельском чтении с темой наступления поста тесно связаны следующие слова: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Этими словами Господь Иисус Христос изображает идеал поста: во-первых, истинный пост должен быть сокровенным подвигом, известным только Богу, во-вторых, пост следует воспринимать с радостью (вспомним подлинно христианское восприятие поста как весны духовной).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010