Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной философии КИРКЕГОР [Керкегор, Кьеркегор, Кергегор; в лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. также Киргегард, Киркегард, Киркегорд, Киркегаард, Киркегардт, Киркегар] Сёрен Обю (1813-1855), датский религ. писатель, философ, проповедник; предтеча экзистенциализма КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕАНФ (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель стоицизма, ученик и преемник основателя стоической школы Зенона Китийского «КНИГА ПЕРЕМЕН» кит. " книга книг " , наиболее авторитетноепроизведение канонической (цзин) и философской (цзы) литературы , стоящее во главе конфуцианского «Пятиканония» («У цзин») и неоконфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки КОНТ Огюст (1798-1857), французский философ, основатель и крупнейший представитель философии первого (классического) позитивизма, один из основоположников социологии и философии науки, создатель позитивистской «религии человечества» КОНФУЦИЙ (551-479 до Р. Х.), первый кит. философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства КРИЖАНИЧ Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618-12(22).09.1683), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма КУСТА ИБН ЛУКА Константин, сын Луки (между 820 и 840 - ок. 912), христ. философ, математик, астроном, врач, переводчик, знаток античной науки ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729 - 1781), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения

http://pravenc.ru/rubrics/123354_5.html

3. Церковно-исторические сочинения: «Summa totius de omnimoda historia» (Полная сумма всеобщей истории), «Catalogus Romanorum pontificum» (Каталог Римских понтификов), «Liber de haeresibus» (Книга о ересях), соч. «De luminaribus ecclesiae sive De scriptoribus ecclesiasticis» (О светочах Церкви, или О церковных авторах), в к-ром приводится комментированный список христ. писателей, начиная с евангелистов, в конце дается 21 наименование сочинений Г. О. 4. Естественнонаучные трактаты: «Commentarius in Timaeum Platonis» (Комментарий на «Тимея» Платона), «De solis affectibus» (О состояниях Солнца), диалог «Clavis physicae» (Ключ к физике), основанный на соч. «Перифюсеон» Иоанна Скота Эриугены , содержащий схемы и рисунки, на к-рых различные части мироздания и действующие в нем силы часто иллюстрируются олицетворяющими их человеческими фигурами: время - в виде старца, пространство (точнее, место; locus) - в образе женщины. 5. Г. О. приписывается энциклопедия «De imagine mundi» (Об образе мира; или «Imago mundi de dispositione mundi» - Образ мира относительно расположения частей мира). Г. О. не был оригинальным богословом: его богословско-философские взгляды, проникнутые платонизмом, формировались под влиянием наследия блж. Августина, Ансельма Кентерберийского, вероятно, Эриугены. Натурфилософские воззрения Г. О. близки к воззрениям шартрской школы . Принимая авторство Г. О. соч. «Об образе мира» и опираясь на др. его трактаты, можно говорить о его концепции творения, включающей 5 этапов (модусов). Первоначально, до времени (ante tempora saecularia), мир был сформирован в виде идеи в Божественной мысли, что представляет собой «архетип мира» (archetypus mundus). На 2-м этапе по образу архетипа был сотворен чувственно воспринимаемый мир в материи (De imag. mund. I 2), к-рый есть «тень этого архетипа» (Liber duodec. quaest. 1). Затем в течение 6 дней (библейские дни творения) он приобрел отдельные виды и формы. Ныне (4-й этап) мир продолжается во времени, когда каждое существо воспроизводит себя, порождая др.

http://pravenc.ru/text/166153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Философия КИРКЕГОР [Керкегор, Кьеркегор, Кергегор; в лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. также Киргегард, Киркегард, Киркегорд, Киркегаард, Киркегардт, Киркегар] Сёрен Обю (1813-1855), датский религ. писатель, философ, проповедник; предтеча экзистенциализма КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕАНФ (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель стоицизма, ученик и преемник основателя стоической школы Зенона Китийского «КНИГА ПЕРЕМЕН» кит. " книга книг " , наиболее авторитетноепроизведение канонической (цзин) и философской (цзы) литературы , стоящее во главе конфуцианского «Пятиканония» («У цзин») и неоконфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852-3.07.1017), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА КОЗЛОВ Алексей Александрович (8.01.1831 - 27.02.1901), философ, представитель персонализма, создатель первого рус. философского журнала, переводчик КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки КОНТ Огюст (1798-1857), французский философ, основатель и крупнейший представитель философии первого (классического) позитивизма, один из основоположников социологии и философии науки, создатель позитивистской «религии человечества» КОНФУЦИЙ (551-479 до Р. Х.), первый кит. философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства КРИЖАНИЧ Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618-12(22).09.1683), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма КУСТА ИБН ЛУКА Константин, сын Луки (между 820 и 840 - ок. 912), христ. философ, математик, астроном, врач, переводчик, знаток античной науки ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123336_7.html

При этом сборники сентенций Л. ш. отличаются от позднейших классических схоластических сборников вопросов и сумм тем, что в них отсутствуют логические и философские доказательства; все рассуждения ведутся исключительно с опорой на авторитетные суждения церковной традиции. Возможно, именно эта характерная черта богословского метода Л. ш. стала причиной критического отношения к нему со стороны Петра Абеляра, сторонника рациональной философской теологии (ср.: Andr é e. 2005. P. 16). Вслед. свойственной Л. ш. тенденции во всех вопросах опираться на учение Свящ. Писания и сочинения отцов Церкви она воспринималась современниками и последующими теологами XII в. как оплот католич. традиционализма и консерватизма; лишь отдельные представители радикальной монашеской партии, такие как Руперт Дойцский и Герхох Райхерсбергский ( 1169), отвергавшие в целом необходимость обсуждения спорных богословских вопросов в школах, высказывали осторожную критику в адрес Ансельма Ланского и его учеников. Вопрос о том, продолжала ли существовать Л. ш. как центр богословского образования в Лане после смерти Ансельма Ланского, остается дискуссионным. Косвенные свидетельства позволяют предполагать, что Радульф преподавал в Лане до своей кончины, однако ни по талантам, ни по авторитету он не мог сравниться с братом (подробнее см.: Giraud. 2010. P. 406-423). Ок. 1130 г. в Лан прибыл Гвальтер из Мортани ( 1174), впосл. ставший епископом Ланским; с его именем связано начало нового периода богословского образования в Лане. Хотя Гвальтер мог воспринять в Лане нек-рые идеи Ансельма Ланского, он был самостоятельным теологом, по убеждениям близким к представителям Шартрской школы . Т. о., к нач. 30-х гг. Лан перестал быть идейным центром Л. ш. Однако в это же время важным средством распространения идей Л. ш. и поддержания ее авторитета стали сборники сентенций. Вероятно, вскоре после смерти Ансельма ученики начали переписывать подборки его изречений, к-рые пользовались популярностью у монахов и с их помощью распространились по мн.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

время признается анонимным сочинением. В Ирландии в IX в. творил Седулий Скот. В IX-X вв. формировались гимнографические школы в мон-рях Фульда (Валафрид Страбон, Готшальк из Орбе), Сент-Аман (Милон, Хукбальд), Прюм (Вандальберт), Клюни (Одон, Одилон), Санкт-Галлен (Ратперт, Вальдрам, Тутилон, Ноткер Заика, аббат Гартман Младший, Эккехард II и Эккехард IV). С последним мон-рем связано появление и развитие жанра секвенции . XI век считается временем расцвета лат. Г. Среди авторов этого периода наиболее известны Фульберт Шартрский ( 1029), Ордоран Сансский ( 1045), Беренгарий Турский ( 1088), папа Лев IX ( 1054). Герману Согбенному ( 1054) принадлежат тропы, из к-рых впосл. развились мотеты и cantiones. В Германии прославились Арнольд Вобурский ( ок. 1035), Бернон из Райхенау ( 1048), Отлох Санкт-Эммерамский ( ок. 1070). В Англии составлением гимнов занимался Ансельм Кентерберийский ( 1109), в Италии - Видо Иврейский (XI в.), Альберик из Монте-Кассино ( 1105), Альфан из Салерно ( 1085), Петр Дамиани († 1072), к-рому принадлежит rhythmus «Ad perennis vitae fontem» (К источнику вечной жизни). В XII-XIII вв. заметным стало влияние визант. Г., что выразилось прежде всего в подражаниях визант. Акафисту Божией Матери. Наблюдается новый всплеск в поэзии на «народных» языках и паралитургической Г. В частности, развиваются жанры рондо (rondellus) и мотет (mutetus), дальнейшая эволюция к-рых связана с полифонической музыкой. Ок. 1100 г. в мон-ре Сен-Марсьяль в Лиможе появился новый жанр процессионального гимна - conductus, более свободный по форме, чем versus. К паралитургическим гимнам относятся также pia dictamina (нем. Reimgebete) - рифмованные молитвы для частного употребления, появившиеся еще в X в., но широкое распространение получившие с XII в. Они записывались в Молитвословах (Horae). Известный с IX в. жанр historia - ритмическая служба святым, основанная на житиях,- становится популярным в XIII в. в Г. новых монашеских орденов (доминиканцы, францисканцы). Антифонарий.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛАРД БАТСКИЙ [лат. Athelardus Bathensis] (ок. 1070 - после 1146), средневек. философ и богослов англ. происхождения. Прошел курс свободных искусств ( artes liberales ) в школах Нормандии, Тура, Лана (Франция); известность и авторитет получил благодаря знанию «арабских наук», с к-рыми познакомился во время пребывания в Салерно (Юж. Италия), на Сицилии и в Антиохии (Сирия). Именно это побудило его добиваться введения античной натурфилософии с араб. комментариями в европ. систему образования. А. Б. оказал большое влияние на труды Шартрской школы , а также на лит. деятельность Германа Каринтийского, Роберта Честерского, Даниила Морли, переводивших в XII в. с араб. на лат. сочинения античных авторов. Творчество А. Б. представляет собой одну из ранних попыток сочетания богословия и натурфилософии в решении вопроса об универсалиях . В его сочинениях «Questiones naturales» (Вопрошания о природе) и «De eodem et diverso» (О том же самом и об ином) опыт и умозрение выступают в качестве 2 равнозначных взаимодополняющих методов. Разум ставится выше авторитетов. А. Б. перевел на лат. неск. математических и астрономических трактатов, таблицы аль- Хорезми , «Начала» Евклида , оставил собственное сочинение об астролябии. Соч.: Willner H. Des Adelard von Bath Traktat «De eodem et diverso». Münster, 1903. Лит.: Haskins Ch. H. Studies in the History of Medieval Science. Camb., 1924; Thorndike L. A history of Magic and Experimental Science. N. Y., 1958. Vol. 2. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской

http://pravenc.ru/text/63500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕМАН Оливье (1921-2009), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (1885-1948), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации

http://pravenc.ru/rubrics/122394_4.html

– Ты что ж это делаешь, раб Божий Владлен? – Как что? Кирпичи обратно в тачку кидаю! – Нет. Что ты вообще тут делаешь? – Ну, подсобничаю, отец Агапит, ты же знаешь. – А точнее? – Так кирпичи ж наверх вожу! Ты что, не видишь, батя?! Отец Агапит снова головой покачал – и опять, мол, ты не то говоришь, раб Божий Владлен! – А ну, присядем, – сказал он и уселся на штабель деревянных поддонов из-под кирпичей. Сел и похлопал по доске: – Садись, садись, Влад! Остынь и послушай меня. Я тебе историческую притчу расскажу про то, как строили Шартрский собор. Это, знаешь ли, Владик, один из красивейших готических соборов Франции. Ну и притча тоже неплохая, поучительная. Слушай. Некий путешественник оказался в городе Шартре как раз когда в нем строили знаменитый собор. Мимо него рабочие возили на тачках большие камни. Первый тяжело шагал, опустив голову, и вез один камень. «Что ты делаешь, добрый человек?» – спросил его путешественник. «А ты что, не видишь? Камни вожу!» – отвечает рабочий. Следом идет второй, везет два больших камня, но ступает спокойно и бодро. «Что ты делаешь?» – спрашивает и его путешественник. «Я кормлю свою семью!» – солидно отвечает второй рабочий. А за ними шагает, посвистывая, третий и бодро катит тачку с тремя большими камнями. «А ты что делаешь?» – спрашивает его путешественник. «А я строю Шартрский собор!» – гордо отвечает третий рабочий. Понял, чадо? – Ясен пень, понял, батяня! – Ну, то-то же… Отец Агапит поднялся и ушел в храм. Владлен постоял, глядя ему вслед, покрутил головой, усмехнулся и начал аккуратно складывать кирпичи в тележку. А тут и солнышко выглянуло в просвет тяжелых облаков, и все вокруг повеселело. Оживился и Владлен. Только он собрался двинуть нагруженную тачку, как сбоку услышал знакомый голос: – И чем это ты тут занимаешься, Владлен? – А ты что, не видишь? Строю Шартрский собор! – Какой такой «шаткий собор»? Тут только Владлен понял, что окликнувший его голос хоть и был ему знаком, но принадлежал не монахам и не трудникам. Он оглянулся и обомлел, обрадовался и растерялся – все сразу: перед ним стоял старый знакомый из времен его профессионального нищенства. И вроде совсем недавно побирался Владлен по вагонам, а вот теперь показалось ему, что с тех пор прошли годы и годы… Причем не худшие годы его жизни! Поэтому старому знакомому он обрадовался искренне, поставил тачку и бросился к нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Ты что ж это делаешь, раб Божий Владлен? – Как что? Кирпичи обратно в тачку кидаю! – Нет. Что ты вообще тут делаешь? – Ну, подсобничаю, отец Агапит, ты же знаешь. – А точнее? – Так кирпичи ж наверх вожу! Ты что, не видишь, батя?! Отец Агапит снова головой покачал – и опять, мол, ты не то говоришь, раб Божий Владлен! – А ну, присядем, – сказал он и уселся на штабель деревянных поддонов из-под кирпичей. Сел и похлопал по доске: – Садись, садись, Влад! Остынь и послушай меня. Я тебе историческую притчу расскажу про то, как строили Шартрский собор. Это, знаешь ли, Владик, один из красивейших готических соборов Франции. Ну и притча тоже неплохая, поучительная. Слушай. Некий путешественник оказался в городе Шартре как раз когда в нем строили знаменитый собор. Мимо него рабочие возили на тачках большие камни. Первый тяжело шагал, опустив голову, и вез один камень. «Что ты делаешь, добрый человек?» – спросил его путешественник «А ты что, не видишь? Камни вожу!» – отвечает рабочий. Следом идет второй, везет два больших камня, но ступает спокойно и бодро. «Что ты делаешь?» – спрашивает и его путешественник. «Я кормлю свою семью!» – солидно отвечает второй рабочий. А за ними шагает, посвистывая, третий и бодро катит тачку с тремя большими камнями. «А ты что делаешь?» – спрашивает ею путешественник «А я строю Шартрский собор!» – гордо отвечает третий рабочий. Понял, чадо? – Ясен пень, понял, батяня! – Ну, то-то же… Отец Агапит поднялся и ушел в храм. Владлен постоял, глядя ему вслед, покрутил головой, усмехнулся и начал аккуратно складывать кирпичи в тележку. А тут и солнышко выглянуло в просвет тяжелых облаков, и все вокруг повеселело. Оживился и Владлен. Только он собрался двинуть нагруженную тачку, как сбоку услышал знакомый голос: – И чем это ты тут занимаешься, Владлен? – А ты что, не видишь? Строю Шартрский собор! – Какой такой «шаткий собор»? Тут только Владлен понял, что окликнувший его голос хоть и был ему знаком, но принадлежал не монахам и не трудникам. Он оглянулся и обомлел, обрадовался и растерялся – все сразу: перед ним стоял старый знакомый из времен его профессионального нищенства. И вроде совсем недавно побирался Владлен по вагонам, а вот теперь показалось ему, что с тех пор прошли годы и годы… Причем не худшие годы его жизни! Поэтому старому знакомому он обрадовался искренне, поставил тачку и бросился к нему.

http://azbyka.ru/fiction/nechayannaya-ra...

С целью систематической классификации и изучения знаков ранневизант. нотации Флорос предложил более дробное их деление на 7 классов: а) τνοι πλο; б) μτονα или μφωνα; в) γρμματα (буквы); г) τνοι σνθετο; д) «знаки украшений»; е) θτα или θματα; ж) мартирии и фторы (φθοραι). Т. о., можно выделить следующие черты сходства и различия шартрской и куаленской нотаций. 1) Нотации имеют много общих знаков (оксиа, вариа, апостроф, петасти, клазма, ксирон клазма и др.), но в шартрской нотации фонд знаков, особенно «больших», больше, чем в куаленской. 2) Обе нотации имеют знак для повторения звука: шартрская — прямой исон, куаленская — крюкообразный исон. 3) Число присутствующих в той и в др. нотациях знаков γρμματα (буквы, letterae significativae) различается. Обычно γρμματα — это сокращения (чаще всего в виде первых букв слов), описывающие интервальные значения или длительности др. знаков с относительно большей степенью точности. В шартрской нотации можно обнаружить до 9 букв, в куаленской — только 3 буквы. 4) Общей чертой обеих нотаций является присутствие (по крайней мере на ранних стадиях) слогов без каких либо муз. знаков. Более тщательное рассмотрение рукописей с ранневизант. нотацией, начиная с самых ранних (X в.), показывает непрерывную эволюцию нотации в направлении детализации записи мелоса. На протяжении X — 1-й пол. XI в. шартрская и куаленская нотации развивались параллельно. С сер. XI в. шартрская нотация вышла из употребления а куаленская продолжала использоваться, развивалась и трансформировалась к сер. или, возможно, к нач. XII в. в средневизант. нотацию. В ранневизант. нотации существовали 2 основные проблемы, оправдывавшие перманентные попытки по уточнению интервального значения невм и приведшие в конечном счете к эволюции обеих ее разновидностей: адиастематический (неинтервальный) характер «малых» знаков и «стенографическая» природа «больших» знаков. В рамках шартрской нотации удалось решить 1-ю из этих проблем: здесь были изобретены и впервые стали широко использоваться исон и олигон (γρμματαλγον), а благодаря активному использованию буквенных обозначений (γρμματα) уже в ранний период удалось достичь высокой степени диастематической (интервальной) точности.

http://pravenc.ru/text/365723.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010