Владимир Павлович Фемистоклов, с нояб. 1915 г. служивший в обители, 8 мая 1922 г. оказал противодействие реквизиции монастырского имущества, был зверски избит, заключен под стражу, 12 мая перевезен в Пензенский губернский исправительный дом, в июне освобожден, но вскоре скончался. По некоторым сведениям, позднее была замучена и игум. Мария: «подверглась обливанию холодной водой на морозе», пока не превратилась в ледяную статую ( Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007. С. 50-51). Вскоре П. м. был окончательно закрыт, на его территории разместились районная больница, железнодорожные склады и др. В 30-х гг. XX в. были разрушены колокольня, часть ограды, башни, в сер. ХХ в. сломаны деревянные Параскевинский храм и ц. Всех святых у кладбища. В июле 1941 г. в Пайгарму было эвакуировано Смоленское военно-политическое уч-ще. В сент. 1942 г. в мон-ре разместилась войсковая часть медицинского назначения. Ок. 1959 г. «для предотвращения притока паломников» у источника вмц. Параскевы был организован пионерский лагерь. Лит.: Бурлуцкий Н. Параскево-Вознесенская жен. община//Пензенские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. 21. С. 6-15; 22. С. 7-12; 23. С. 12-18; Церк.-приходские школы в Пензенской епархии//Там же. 1885. 2. С. 1-18; Открытие церкви-школы//Там же. 1892. Отд. офиц. 24. С. 373-374; Параскево-Вознесенский жен. мон-рь. Пенза, 1892; Игуменья Параскево-Вознесенского жен. мон-ря Параскева: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1895. 17. С. 646-654; Зверинский. Т. 1. 350. С. 200; Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1896. С. 256; Палладов Ф., свящ. Паломничество учеников Бугро-Ключевской церковно-приходской школы в Пайгармский мон-рь//Пензенские ЕВ. 1901. 14. С. 485-488; Денисов. С. 648; С юными паломниками в Пайгармский мон-рь: Торжество 40-летия Пайгармской жен. обители. Саранск, 1909; Православные рус. обители. С. 389-390; Отчет о состоянии церк.-приходских школ Пензенской епархии в учебном и воспитательном отношении за 1912-1913 уч. г.//Пензенские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова. 29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах. Использованная литература: Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника.  Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями. Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира. Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=00379

Упраздненные: Введенский монастырь (мужской, в 10 км от Красноярского острога, у устья р. Берёзовки, основан в 1639, упразднен после 1764); Знаменский монастырь (женский, в 45 км от Красноярска, основан в 1878, закрыт в 1920); Знаменский скит красноярского Успенского мон-ря (мужской, на территории совр. Дивногорска, основан в 1888, закрыт в 1920); Серафимо-Покровский мон-рь (женский, в Минусинске, основан в 1916, закрыт в 1920); Ачинский Скорбященский мон-рь (женский, в Ачинском у. на оз. Инголь, основан в 1914, закрыт в 1920). Ранее входившие в К. и А. е.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (женский, в Енисейске, основан в 1623, первоначально освящен как Христорождественский, переименован в 1872, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1998); енисейский в честь Преображения Господня мон-рь (мужской, в Енисейске, основан в 1642, первоначально освящен как Спасский, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1990, переименован в 2008); туруханский Мангазейский Свято-Троицкий мон-рь (мужской, в с. Туруханск Туруханского р-на Красноярского края, основан в 1660, 11 дек. 1915 Синод постановил преобразовать его в одноименный жен. мон-рь, жен. монашеская община была создана, но в 1916-1920 продолжала действовать и муж. монашеская община, закрыт в 1920-1921, возрожден в 1996 как мужской); Лосиноборский Спасо-Преображенский мон-рь (Кетская пуст., мужская, совр. с. Лосиноборское Енисейского р-на, основана ок. 1677, упразднена после 1764); Кашино-Шиверский Спасо-Преображенский мон-рь (Спасская пуст., мужская, на правом берегу р. Ангары, близ устья р. Мура, основана в 1696, упразднена после 1764); Матурский мон-рь (женский, на р. Матур в Минусинском у., основан в 1911 (по др. данным, в 1913), закрыт в 1926); Вознесенский мон-рь (жен., в с. Кочаргине, открыт в 2003). Арх.: Архив г. Минусинска. Ф. 147; Ф. 17. Оп. 1. Д. 526, 528; Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 78, 877; Архив Епарх. управления Красноярской епархии. Годовые отчеты. Б/н. 1990-2013 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В советский период в К. м., традиционно посещаемом большим количеством паломников и прихожан, из 12 алтарей, находившихся на исторической территории, осталось 2 освященных в Вознесенском храме: главный - в честь Вознесения Господня и боковой, на месте престола в честь Собора Божией Матери,- в честь Казанской иконы Божией Матери. Последнее переосвящение связано с закрытием большой Казанской ц. В кон. 80-х - 90-х гг. XX в. в рамках гос. программы были проведены ремонтно-реставрационные работы в историческом центре мон-ря, начался процесс передачи в аренду монашеской общине нек-рых сооружений. К нач. XXI в. все церковные и гражданские сооружения, к-рые представляют собой памятники истории и архитектуры, после заключения арендно-охранных договоров перешли в пользование К. м. Ряд бывш. корпусов сев. части мон-ря возвращен в его пользование в аварийном состоянии. Здесь же, в частности на бывш. погосте Казанской ц., остаются строения советских предприятий, возводившиеся без учета структуры архитектурного ансамбля. После канонизации инокини Елены (Бехтеевой) на монастырском подворье в с. Гоголев Броварского р-на Киевской обл. устроен и освящен алтарь во имя прп. Елены Флоровской. В селах Киевской обл. имеется 2 подворья, используемые для хозяйственных нужд мон-ря. К 2013 г. на исторической территории К. м. под рук. игум. Антонии (Филькиной) проживали 193 сестры: 4 схимонахини, 141 монахиня, 2 инокини, 46 послушниц. Святыни Казанская икона Божией Матери с частицей мощей св. Георгия Победоносца, иконы вмц. Варвары, прп. Иова Почаевского и свт. Феодосия Черниговского также с частицами мощей; в алтаре Вознесенской ц. хранится мощевик с частицами мощей преподобных Печерских и др. угодников Божиих; список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери (при входе в мон-рь, на вост. фасаде колокольни); мощи прп. Елены Флоровской в храме Вознесения Господня (обретены 16 авг. 2009). Арх.: ЦГИАК. Ф. 167: Киево-Флоровский Вознесенский жен. мон-рь, 1745-1921. Оп. 1-3; Ф. 59. Оп. 1. Д. 7775, 7594, 2948; Ф.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

В эпитафии на плите, хранящейся в музее Е. м., тоже встречается имя Феодосии, но оно относится к др. лицу и датируется 592 г. (Там же. С. 29, 59). Е. С. Лукьянова, изучавшая елеонскую археологию в 1929-1937 гг., обобщила результаты исследования в виде стройной концепции, согласно к-рой почти все находки архим. Антонина являются фрагментами единого архитектурного памятника времени равноап. Константина I Великого - Елеоны (см. ст. Елеонская гора ). По мнению исследовательницы, это была огромная базилика, сопоставимая по размерам и отчасти по архитектурным особенностям с базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Оспаривая наиболее распространенное среди археологов убеждение, что остатки Елеоны следует отождествлять с фундаментами гораздо более скромного по размерам строения на месте кармелитского мон-ря Pater Noster, Лукьянова попыталась реконструировать план базилики времен равноап. Константина, полностью вписав его в территорию Е. м., действительно весьма близко подступающую с востока к Имвомону - месту Вознесения Господня ( Loukianoff. 1939. P. 38-41). Руины на кармелитском участке принадлежат, по ее мнению, мон-рю прп. Мелании Римляныни Старшей (Ibid. Р. 37). Пока эта гипотеза не нашла подтверждений. В 1895 г., после смерти архим. Антонина, Я. Е. Халеби по просьбе нового начальника РДМ архим. Рафаила (Трухина) купил на его деньги на Елеоне участок размером в 4 дунама (0,4 га), граничащий с участками архим. Антонина, и т. о. округлил владения Е. м. ( Никодим (Ротов). 1997. С. 307). После решения Святейшего Синода о превращении жен. общежития на Елеонской горе в жен. общину и получения благословения от Иерусалимского Патриарха Дамиана 12 авг. 1906 г. (в день рождения архим. Антонина) состоялось открытие общины. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) - мон. Евпраксия (Миловидова), бывшая послушница московского Алексиевского мон-ря. Приехав в 1880 г. в Иерусалим для поклонения св. местам, она долго жила в различных греч. мон-рях, пока, познакомившись с архим.

http://pravenc.ru/text/189769.html

Как в Кремле, так и в Китае улицы запирались решетками, кои в 1611 году изрублены были Поляко-Литовцами и потом вновь устроены под наблюдением решеточных прикащиков. На чертеже Китая 164 , около половины XVII века, на пространстве 34 сажен, от Никольского моста до Воскресенских ворот, видны только на одной стороне: Место под пушками и Земский приказ, а на другой Караульня, Всход на стену, какие были между башнями, пустырь, занимаемый ныне присутственными местами и Съезжий двор, смежный с надолбами, коими огорожен был Казанский собор. У Санапального (оружейного) ряда шли трубы, из рва проведенные. Кроме Богоявленского монастыря, сгоревшего в 1633 году, и Спаского старого, на песках 165 , в Строильной книге Москвы 1626 г. и на чертеже Москвы царствования Михаила Феодоровича значится на Никольском крестце древний монастырь Николы старого, что у крестного целованья, и церкви Жен мироносиц и Успения Богоматери. На площади от Фроловских до Никольских ворот, на пространстве 91 сажени, было 15 церквей с кладбищами, кои ограждались надолбами и решетками. Выпишем здесь из дел Архива оружейной палаты 7165 г. и Писцовой книги 1682 г. и самые название сих давно не существующих храмов, свидетелей жизни народной XVII века Московского мира и, вероятно, указателей событий его: 1) Параскевии Пятницы, 2) Св. Василия Кесарийского , 3) Богоявления, 1) Св. Феодосии девицы, б) Евангелиста Марка, в) С. Иоанна Предтечи, 7) Риз положения, 8) Препод. Сергия, 9) Св. Николая Великорецкого, 10) Рождества Христова, 11) Воскресения Христова, 12) Афанасия и Кирилла, 13) Зачатия Св. Анны, 11) Рождества Богородицы, 16) Всех Святых. В 1680 г. восемь из сих церквей, вместо деревянных, воздвигнуты каменные. Не исчисляя всех церквей срединного города, существовавших и доныне уцелевших, упомянем о Златоверхой церкви Введения Богородицы в Введенской улице, Св. Димитрия Солунского у бывшего Ильинского моста на Ильинском крестце, Вознесения Господня в Ипатьевской улице, Жен мироносиц в Зарядье, которая имела у себя одного только прихожанина – Боярина Ивана Милославского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери//Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником//Смена: Газ. Л., 1967. 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело//Ленинское знамя: Газ. 1969. 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой//Калининская правда: Газ. 1982. 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее//Ленинское знамя. 1992. 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь//ДОМовой. Тверь, 1993. 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании//Вече Твери: Газ. 1996. 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии//Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью//Тверской мирянин: Газ. 2000. 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель//Тверская жизнь: Газ. 2001. 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты//Там же. 2003. 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени//Тверская жизнь. 2010. 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах//Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского//Там же. С. 7-46.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Междугорский Ивановский мужеский, заштатный, Тобольской Епархии, в 8 верстах от Тобольска, между гор; построен в 1663 году. В нем церковь Соборная каменная во имя Усекновения Честные Главы Св. Иоанна Крестителя, с приделом во имя Казанской Божией Матери. Мироновский Богословский, заштатный, близ города Березны, Черниговской Епархии; основан в 1600 году Иеромонахом Мировом, прежде бывший мужеский, а потом с 1750 года девичий. В нем церковь Соборная во имя Св. Иоанна Богослова. Мироносицкая мужеская, заштатная пустынь. Казанской Епархии в 7 верстах от города Царевококшайска, на берегу реки Кокшаги; построена в 1647 году по случаю явления в том году мая 1 дня чудотворные Иконы Святых Жен Мироносиц, иждивением стрельцов и жителей города Царевококшайска. Из сей пустыни бывает ежегодно Крестный ход мая 1 дня с Иконой Святых Жен Мироносиц в города: Чебоксары, Цывильск, Козмодемьянск и Царевококшайск, уставленный в 1677 году Иосифом Митрополитом Казанским. Могилевская мужеская пустыня, Тверской Епархии, в Новоторжском уезде, на берегу реки Могилевки, построена в 1634 году. Молченский Печерский мужеский 3-го класса, Курской Епархии, в городе Путивле, основан по случаю явления Иконы Пресвятой Богородицы на болоте именуемом Молче, которая перенесена в сей монастырь. В нем Соборная церковь во имя Смоленские Пресвятой Богородицы, в которой находится явленный образ Молченской Богоматери; празднество ему совершается апреля 24 дня. Состоит под начальством Архимандрита. Мошногорский Вознесенский мужеский, заштатный, Киевской Епархии, в 20 верстах от города Черкаска, на берегу речки Мошни. В нем Соборная церковь во имя Вознесения Господня. Состоит под управлением Игумена. Небин Троицкий мужеский, 3-го класса, Псковской Епархии, близ Города Торопца, при озере Небине; построен в 1592 году. В нем Соборная церковь двухэтажная: в верхнем этаже храм во имя Св. Троицы; а в нижнем во имя Честного и Животворящего Креста. Неморовский Николаевский, девичий, 2-го класса, в Каменец-Подольской Епархии, в Брацлавском уезде, близ местечка Неморова. В нем церковь Соборная во имя Св. Чудотворца Николая, а вторая во имя Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы были не в состоянии исцелиться, ибо не было и ни доктора, ни лекаря, ни (целебных) напитков, ни помощника кроме Бога, а в особенности потому, что вся вода в этом городе была скверная и вредная. Мы совсем перестали есть, но выпивали глоток воды по утрам в те горькие дни, по той причине, что у нас горели внутренности. Мы готовы были душу отдать за один гранат, пока не нашли привозных из Румелии, по ¼ реала за пару. Мы покупали око миндалю за 1 ½, пиастра, а око сахара за 2 реала. Вследствие этого мы терпели тяжкие страдания. Когда скончался помилованный Богом (наш спутник), во мне, пишущем эти строки, возобновились боли, страх и трепет. Мы похоронили его в (своем) монастыре: были устроены прекрасные похороны, лучше чем у валахов, с обильной раздачей денег. Накануне четверга Вознесения митрополит города прислал приглашение нашему владыке патриарху рано утром отслужить обедню в его церкви, что во имя Вознесения, как мы об этом упомянули выше. Поутру он прислал ему свой экипаж, в котором мы и отправились. Все мы облачились. Когда прибыл господарь, наш владыка патриарх вышел к нему навстречу за врата церковный и окропил его святой водой. Приехала также домина. После обедни ми вышли к трапезе, за которую сел господарь и подле него наш владыка патриарх, а все вельможи сидели в летней столовой, выходящей в сад. Домина и бывшие с нею жены вельмож поместились во внутренней столовой, а солдаты и народ в саду сидели рядами под ореховыми деревьями и им подавали вино в бочёнках. Увеселители, барабанщики, флейтисты, трубачи, тамбуринисты, арфисты и певцы турецкие, вместе с шутами, сидели под навесами столовой в саду, чтобы их мог видеть господарь. Это был великий день, какие можно сосчитать в жизни. К вечеру встали из-за стола и пошли в церковь , где отстояли вечерню. Затем наш владыка патриарх шествовал впереди господаря, пока не благословил при выходе его и вельмож, а также домину и жен вельмож, которые заняли шесть карет. Мы простились с митрополитом и в (том же) экипаже возвратились в свой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010