В 1708 г. территория К. и Л. е. была приписана к Смоленской губ., в 1713 г.- к Рижской губ., в 1719 г.- к Калужской пров. Московской губ., в 1776 г.- к Калужскому наместничеству. В 1796 г. была образована Калужская губ., территория К. и Л. е. вошла в ее состав и охватывала Козельский и большую часть Жиздринского у. В 1920 г. Жиздринский у. передали Брянской губ. В 1927 г. Козельский у. был ликвидирован, его территория присоединилась к Сухиничскому у. Калужской губ. В 1929 г. Калужская и Брянская губернии были упразднены, территория К. и Л. е. стала частью Западной обл. В 1937 г. часть территории была передана Смоленской обл., др. часть - Орловской обл. В 1944 г. была создана Калужская обл., в к-рую включили р-ны, составляющие территорию К. и Л. е. В церковно-административном отношении территория края входила в Черниговскую епархию (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), с XV в.- в Крутицкую (Сарскую и Подонскую) (см. Крутицкая и Коломенская епархия ), с 1788 г.- в Московскую и Калужскую (см. Московская епархия ), с 1799 г.- в Калужскую и Боровскую епархию. Козельск периодически выделялся как церковно-административный центр. Некоторые архиереи Крутицкой епархии имели титул «Сарский, Подонский и Козельский». Со 2-й пол. XVIII в. до 60-х гг. XIX в. действовало Козельское духовное правление, ведавшее делами Козельского у. и ближайшей к нему части Жиздринского у. В 1924 г. было создано Козельское викариатство , в 1929 г.- Сухиничское викариатство , оба они были закрыты в 1931 г. В 1996-2013 гг. помощником Калужского архиерея по управлению епархией был викарный епископ Людиновский (см. Людиновское викариатство ). Древнейшими обителями на территории епархии были Оптина пуст. близ Козельска и Вознесенский жен. мон-рь в Козельске. Оба мон-ря, вероятно, были созданы в XV в.; существует версия, что первоначально Оптина пуст. была смешанным, «общим» мон-рем (мужским и женским), что и дало ей название. В сер. XVI в. прп. Герасим Болдинский основал в Брынских лесах жиздринский Свято-Троицкий монастырь. В 1606 г., в Смутное время , Козельск перешел на сторону И. И. Болотникова, в 1611 г. был захвачен и ограблен тушинцами. Из почти 40 храмов города большинство было уничтожено. Пострадали и обители края, которые восстанавливались после окончания Смуты. В 20-х гг. XVII в. в Вознесенском мон-ре была воздвигнута ц. в честь Вознесения Господня - древнейший сохранившийся храм К. и Л. е. В 1997 г. на территории храма проводилось археологическое исследование, была обнаружена часть монастырского некрополя XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

В 1858-1875 гг., при игум. Филарете (Шлиппенбах), представительнице старинного дворянского рода, обитель достигла расцвета. В сент. 1858-1859 гг. по резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии Антония (Амфитеатрова) Никольский собор был разобран, перестроен «в прежнем и надлежащем виде» и обложен кирпичом. Храм стал значительно больше: с зап. стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы, с вост. стороны пристроена ризница, вмещавшая монастырский архив и б-ку. Подведен новый каменный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. Ок. 1860-1861 гг. в Н. Л. м. была возведена 2-этажная гостиница. В 1866-1867 гг. перестроен Варваринский храм, к-рый стал 3-престольным: центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, правый - во имя вмц. Варвары и левый - во имя свт. Митрофана Воронежского. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары были позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4 каменными печками. Настоятельница (1891-1915) игум. Евфалия I (Лебедева; 20 окт. 1915) в связи с большим числом паломников инициировала строительство второй 2-этажной гостиницы, а также нового келейного корпуса. В 1891 г. игум. Евфалия была награждена наперсным крестом, в 1898 г.- серебряной медалью в память царствования имп. Александра III Александровича, в 1900 г.- золотым наперсным крестом, в 1907 г.- крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. К 1908 г. Н. Л. м. владел 103 дес. земли. В обители проживали игумения, 67 монахинь, 13 рясофорных послушниц, 70 указных и 259 временных послушниц. В 1858 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Филарета при игум. Филарете в Н. Л. м. открылось 6-классное духовное жен. уч-ще, где обучались ок. 40 девушек из семей духовного звания и сироты. Уч-ще располагалось в деревянном флигеле с 3 кельями. Кроме Закона Божия и общеобразовательных предметов изучались музыка, пение, нем. и франц. языки. Воспитанницы занимались шитьем одежд и облачений, вышиванием и вязанием, изготовлением декоративных цветов. Для преподавания нек-рых предметов приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1878/79 уч. г. в уч-ще находились 82 воспитанницы, 30 из к-рых - сироты из бедных семей на полном монастырском пансионе. С 1863 г. митр. Киевский Арсений, посетивший Н. Л. м. и уч-ще, выделял 200 р. ежегодно на содержание воспитанниц. По указу Киевской духовной консистории от 16 дек. 1887 г. уч-ще стало 2-классным.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому) . Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича . З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» ( Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь ). Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Ykpaïhcьki nлaщahuцi//Наша bipa: Всеукр. правосл. газ. 2002. 5. Травень.

http://pravenc.ru/text/200039.html

Верейский кн. Михаил Андреевич дал ок. 1486 г. грамоту на с. Тарутинское в Заечкове в Малоярославецком у. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 1. Рубрика 1. 30/4; ДДГ. С. 315). В духовной грамоте (1521) кн. Димитрия Иоанновича Углицкого, брата вел. кн. Василия III Иоанновича , обитель упоминается на 1-м месте среди жен. мон-рей Москвы: «Вознесенье Христово да Рожество пречистые, што были надо Рвом, да Алексеи человек Божьи…» (ДДГ. С. 409). Древнейшие упоминания о деловой активности крестьян из владений М. В. м. относятся к 1549 г., когда в Дмитров была наравлена грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного о содействии сбору таможенных пошлин в связи с отменой монастырских тарханных грамот (ААЭ. Т.1. С. 213. 224). В Дмитровском у. земли М. В. м. соседствовали с владениями Троице-Сергиева мон-ря, согласно «полюбовно» составленной разъезжей в 1553/54 г. (РГАДА. Ф. 281. Дмитров. 81/3794; Антонов. 1997. С. 204, 214). Из духовной грамоты кнг. Евдокии Ивановны, жены кн. Ю. И. Шемякина-Пронского 7073 (1565) г., известно, что она завещала обители свое платье из зеленого атласа (АРГ: АММС. 82. С. 00). В мон-ре хранили акты, удостоверяющие ту или иную собственность отдельных людей. Так по «сказке» боярского сына Б. Кошкина от 27 окт. 1633 г., документы на владения его семьи хранились в М. В. м. у родственницы («у племянницы моей у старицы Маремьяны Кошкиной») и были утрачены в пожаре 7142 (период до сент. 1633) г. ( Корецкий В. И. и др. Док-ты 1-й крестьянской войны в России//СА. 1982. 1. Прил. 10. С. 38). В XVII в. обители принадлежали угодья не только в округе Москвы, но и в др. землях: под 1634 г. упоминается вотчина в Мещовском у., с. Сухиничи в 70 верстах от Калуги, с. Чертень в Мосальском у. (Акты Моск. гос-ва/Ред.: Н. А. Попов. СПб., 1890. Т. 1: Разрядный приказ: Московский стол, 1571-1634 гг. С. 571, 608, 656). В ризнице М. В. м. к нач. XX в. хранились грамота на все монастырские владения времени царя Михаила Феодоровича (1637), выданная игум. Анастасии (Сабуровой), 1-я строка в ней была написана золотом; грамота царя Алексея Михайловича от 13 июня 1651 г. (текст без окончания и гос. печати) на имя игум. Александры, закреплявшая за обителью старинный двор в Кремле и огород за Покровскими воротами Земляного города; 3 выписки из монастырских книг: 2 были даны в 1682 г. игум. Феофании (Пашковой) и подтверждали права мон-ря на земельные владения в Белом городе на Кулишках и за пределами Земляного города Москвы, за Покровскими воротами, последняя выдана в 1688 г. игум. Варсонофии (Бутурлиной) на владение в Хамовниках, полученное в обмен на старинное владение за Покровскими воротами ( Пшеничников. 1894. С. 71-73).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) В янв. 1847 г. Е. был назначен ректором СПбДА. 4 марта того же года наречен епископом Винницким, викарием Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 9 марта в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась архиерейская хиротония, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Антоний (Рафальский) . В СПбДА Е. читал лекции по евангельской истории и о евангелистах. 15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях. 7 апр. того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях. В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии. Е. преобразовал ж. «Христианское чтение» по образцу ж. «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» , организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Кирского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход. 10 дек. 1850 г. Е. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию, 1 апр. совершил 1-ю литургию в Вознесенском соборе Самары, ставшем кафедральным. Особую заботу проявил о ДУ, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его б-ки 300 наименований книг (700 томов), впосл. присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать ДУ в ДС (семинария открылась после его отъезда, в 1858). При нем в 1853 г. был основан бузулукский в честь Преображения Господня монастырь . Е. принял участие в становлении самарской в честь Иверской иконы Божией Матери жен. общины (с 1860 мон-рь), в 1855 г. освятил в ней Иверскую ц. Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по неск. раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

http://pravenc.ru/text/187369.html

От казны обитель получала ежегодный оклад - 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9). Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» - дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада - игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения - игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др. После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер. Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Третья Николаевская церковь – одноглавая, под алтарем устроена кладовая. Эта церковь в 1889-93 гг. реставрирована и по стенам расписана живописными изображениями. В ней сохранилось 2-ярусное литое медное паникадило, вверху его двуглавый орел с короною, на втором ярусе – литые изображения ангелов, внизу было подвешено яйцо «строфокамилово». Кроме этих монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Об этой церкви упоминается в церковных документах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел. На месте этой церкви ныне деревянная часовня. Копия с метрических книг хранится в церковном архиве с 1803 г. Причт Борисоглебского прихода состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: от служб, требоисправлений и от церковной земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Старого и Нового Варижа, в коих по клировым ведомостям числится 696 душ муж. пола и 749 жен. При церкви в селе устроена церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в. Во Владимирской летописи под 1346 годом читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346 г.) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «... в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте». А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 года. Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII веке на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: во имя Вознесения Господня с приделом страстотерпцев Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол предела во имя страстотерпцев Бориса и Глеба освящен в 1681 г. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь страстотерпцев Бориса и Глеба. «У той церкви дворъ попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, въ приходе 5 дворовъ служнихъ, 59 крестьянскихъ и 19 бобыльскихъ; деревня Благовещенское, въ ней 30 дв. крестьянскихъ; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянскихъ и дер. Варежъ, въ ней 32 двора крестьянскихъ и 7 бобыльскихъ». Обитель была обнесена каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=04295

Основание К. м. на замковой земле, подведомственной киевскому воеводе, объясняется не только духовными, но и экономическими причинами. Получение Киевом в кон. XV в. Магдебургского права повлекло за собой выведение из юрисдикции администрации Киевского замка мн. прибыльных объектов, значительно уменьшило влияние воевод и наместников на жизнь горожан, их контроль над торговлей. В то же время церковные структуры независимо от конфессиональной принадлежности пользовались определенными преференциями. Напр., К. м. собирал налог с мещан, торговавших скотом и продовольственными товарами на Подольском рынке (Каталог дokyмehmib з icmopiï XV-XIX ст./Упоряд.: Г. В. Боряк, Н. М. Яковенко. К., 1982. С. 80). На Руси мученики Флор и Лавр считались защитниками от «губительного мора скотов», с чем, возможно, связано нехарактерное для Киева посвящение мон-ря. Т. о., опосредованно, удерживая обитель под своим патронатом, администрация замка сохраняла влияние и на торговлю горожан. Киевский во имя святых Флора и Лавра жен. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский во имя святых Флора и Лавра жен. мон-рь. Фотография. 2013 г. Ситуация вокруг К. м. усложнилась после заключения Брестской унии (1596) и особенно после кончины кн. Константина Острожского (1608), когда администрацию Киевского замка стали возглавлять преимущественно католики. В это время церковный раскол коснулся и семьи владельцев мон-ря. Один из внуков Иакова Гулькевича, бобруйский прот. Федор, присутствовал на Соборе духовенства в Новогрудке (янв. 1596) среди сторонников унии, а другой постригся в монахи с именем Иоанн в Киево-Печерской обители. В 1-й пол. XVII в. фиксируются дарения или перевод монастырей, состоявших в семейном владении, под протекторат печерского архимандрита с целью удержать их в лоне правосл. Церкви. В 1642 г. потомок Гулькевича мон. Иоанн дарственной записью на имя игум. Агафии (Гуменицкой) и сестер К. м. отказался в пользу обители от своих прав с условием «однак при вере старожитний, греческой православнии церкве всходное» оставаться ( Малиженовский. 2010. С. 217), и, как уточнялось в подтвердительной грамоте 1646 г., «законницы регулы святаго Василия вызнаня веры греческой» после смены патрона находились под «протекциею и урядом духовным велебного в Господе Бозе Архимандрита Печерского теперешняго (Петра (Могилы).- Авт.) и за часом будучого» (Там же. С. 223-224). Бывш. владелец отказался от своих прав на монастырь, но вместе с тем обещал ему в случае любого посягательства защиту в судах собственными средствами и, более того, закрепил это обязательство за своими родственниками, гарантией чему стал крупный денежный залог (1 тыс. литов. коп).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

По-видимому, после 1352 г., когда черниговские земли вошли в Литовское великое княжество , территория совр. К. и Г. е. присоединилась к Киевской епархии . Эти земли стали частью гетманства, возникшего в результате освободительной борьбы укр. народа под рук. Б. М. Хмельницкого в сер. XVII в. и состоявшего под патронатом России; в 1708-1764 гг. Глухов являлся столицей гетманства и резиденцией укр. гетманов. В 1658 г. Киевский митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) передал ряд протопопий Киевской епархии на территории гетманства, в т. ч. Глуховскую и Конотопскую, Черниговской кафедре. В 1688 г. Глуховская, Конотопская и Борзенская (Борзнянская) протопопии вернулись в состав Киевской епархии (в царской грамоте Варлааму (Ясинскому) , данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690, этот переход был подтвержден). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. Конотопская протопопия временно не существовала. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. В кон. XVI-XVIII в., особенно активно в период существования гетманства, на территории К. и Г. е. велось строительство деревянных и каменных храмов, создавались монастыри. Мн. храмы и обители на этих землях находились под покровительством укр. гетманов. В 1670 г. в Глухове появился девичий Спасо-Преображенский (впосл. Успенский) монастырь, в 1681 г. обитель была приписана к киевскому Вознесенскому мон-рю (см. Киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женский монастырь ), игуменией которого в кон. XVII в. являлась мать гетмана Украины И. С. Мазепы Марина Мазепа (игум. Мария Магдалина). Она приказала перенести Преображенский монастырь к Успенской ц. в Глухове, построенной ее сыном. Монастырь славился златошвейными мастерскими. В нач. XVIII в. был создан Гамалеевский Харалампиев монастырь, связанный с гетманом И. И. Скоропадским и его семьей и ставший некрополем Скоропадских. На Глуховщине вблизи с. Мутин в 1718 г. по разрешению гетмана Скоропадского была основана муж. пустынь во имя свт. Иоанна Златоуста; тут же на рубеже XVII и XVIII вв. действовала и жен. пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Настоятелем Петропавловского муж. мон-ря близ Глухова в 1694-1699 гг. был свт. Димитрий (Савич (Туптало) ), написавший здесь 2-ю кн. «Житий святых». В Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни был создан особый церковный распев. В 1-й пол. XIX в. прп. Филарет (Данилевский) перенес софрониевский распев (вместе с монастырским уставом) в Глинскую пуст., где он в основных чертах сохранялся до закрытия обители в 1922 г. В Глухове родились выдающиеся церковные композиторы М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825).

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Кубический объем 3-апсидного Георгиевского собора увенчан 3 куполами на барабанах; построен в стиле укр. барокко, по образцу Вознесенского собора киевского в честь Вознесения Господня и святых Флора и Лавра жен. мон-ря . Центральная прямоугольная в плане апсида имеет высоту, одинаковую с основным объемом здания, боковые 3-гранные - значительно ниже. Купола установлены по оси «восток-запад», по традиции укр. деревянного зодчества. Стены фасадов разделены на прясла пилястрами, соответствующими внутреннему делению пространства столбами. Окна обрамлены наличниками с простыми треугольными сандриками. Портал главного входа и барабаны куполов богато декорированы лепным орнаментом: овальными медальонами, в к-рых находились иконы, написанные на металле (Рождество и Успение Божией Матери), изображениями ангелов, гербов, военных атрибутов, аллегорических фигур, элементов растительного орнамента. Остальные плоскости здания оставлены гладкими, что придает орнаментальной лепнине особую выразительность. Иконостас собора был сооружен на средства киевского полковника Е. Ф. Дарагана. В Георгиевском соборе хранились серебряный и деревянный ковчежцы с частицами мощей мч. Трифона и мц. Марины, подаренные игум. Варлааму К-польским патриархом во время русско-тур. войны 1768-1774 гг., а также чудотворная икона вмч. Георгия Победоносца в серебряной ризе, от к-рой в XVIII-XIX вв. происходили исцеления. В усыпальнице собора и к востоку от него находились захоронения настоятелей и благотворителей Г. м.: полковников А. М. и М. А. Танских ( 1742, 1747), Е. Ф. Дарагана ( 1762) и его сродников, кнг. С. Е. Хованской ( 1819), коллежского советника В. С. Барановского ( 1843) и его сродников, капитана В. С. Катенича ( 1843), ген.-майора С. А. Лагоды ( 1876) и др. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца 1741 - 1770 гг. Фотография. 2005 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца 1741 - 1770 гг. Фотография. 2005 г. К XIX в. б-ка мон-ря насчитывала неск. десятков богослужебных книг XVII-XVIII вв., издания «Ключ разумения» (1659) архим. Иоанникия (Галятовского) , «Слова» (1659) св. Григория Богослова , «Труби словес nponobiдhux» (1679) архиеп. Лазаря (Барановича) , «Венец Христов» (1688) игум. Антония (Радивиловского) и др.

http://pravenc.ru/text/164483.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010