После первой мировой войны храм действовал как приход. На сев. стене наоса церкви в этот период были выбиты имена 169 солдат, погибших в войнах с 1912 по 1918 г. В 1928-1930 гг. вместо деревянного притвора был построен каменный со звонницей. В 1972 г. заменен иконостас: от прежнего иконостаса XVIII в. остались царские врата, Распятие работы С. Лазовича и неск. напрестольных икон, приписываемых Д. Постниковичу и Н. Апостоловичу. В 1975 г. возрожден как монастырь. Вазнесене Вазнесене (серб. муж. мон-рь в честь Вознесения Господня, находится в глубине ущелья, на юж. склонах Овчара. По преданию, древний храм построен в XIV в. Впервые упоминается в 1525 г. под названием Дробняк. В 1570 г. игумен вместе с братией переписал Евангелие. Ок. 1690 г. обитель была полностью разрушена и в 1820 г. еще лежала в руинах. В 1937 г. возобновлена как жен. мон-рь свт. Николаем (Велимировичем), но в 1949 г. сестры покинули обитель и поселились в мон-ре Драгинац. Повторно освящен как муж. мон-рь в 1960 г. Илине Илине (серб. жен. мон-рь во имя прор. Илии, находится на Кабларе, над мон-рем Благовештене, подворьем к-рого является. Основан в 1939 г. монахами из Благовештене по благословению свт. Николая (Велимировича) на месте, где, по сообщению В. Караджича, находилась «башня для переписывания книг» (донжон), вероятно оставшаяся от древнего мон-ря. Храм был построен на фундаменте той башни по образцу ц. Петра и Павла мон-ря Жича . Кадженица Кадженица (серб. часовня, находится в пещере у вершины Овчара, к ней ведет высеченная в скале лестница. В 1814 г. здесь укрылись неск. сотен сербов, в основном старики, женщины и дети, бежавшие из Пожеги от турок после подавления восстания, но турки их обнаружили и сожгли. В 1932 г. экспертиза останков подтвердила, что среди погибших было много детей и людей преклонного возраста. 13 окт. 1940 г. свт. Николай (Велимирович) назвал погибших здесь мучениками и благословил устроить в пещере часовню. Николе Николе (серб. жен. монастырь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца. Находится в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Считается древнейшим мон-рем из О.-К. м. По архитектурным особенностям может быть отнесен к кон. XIV - нач. XV в. Впервые упоминается в тур. описи в 1476-1478 гг. В 1516 г. доходы обители составляли 675 акче. В 1628 г. в ней жили 3 монаха. В кон. XVI-XVII в. здесь действовал скрипторий, в к-ром в 1594 г. Исаия переписал Минею на нояб., а в 1595 г.- Минею на сент., в 1607 г. Тимофей - Типик, в 1616 г. Аверкий - Триодь, в 1618 г. Кириак - Патерик. В 1613 г. поп Мирчета здесь купил Евангелие, а в 1627-1629 гг. патриарх Печский Паисий (Яневац) взял Псалтирь. Более 10 рукописей, хранящихся в серб. архивах, в разные периоды принадлежали обители. Отсюда происходит пергаменное Никольское Евангелие (ныне в частном собрании в Великобритании), переписанное ок. 1404 г. известным писцом Хвалом.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

Ж. м.- крупнейшая по количеству насельниц молдав. жен. обитель. С 1951 г. в Ж. м. проживали мон. Таисия (Яблонская) и 110 насельниц, в т. ч. игумения, схимонахиня и 50 монахинь. Во 2-й пол. 1958 г. Ж. м. возглавляла мон. Сидония, с 10 янв. 1959 г. обязанности настоятельницы исполняла мон. Серафима (Чеботарёва). В 1969 г. в Ж. м. проживали 69 насельниц, в 1978 г.- 57 насельниц. С 1979 г. Ж. м. возглавляла мон. (с 1980 игумения) Александра, с 1999 г. возглавляет игум. Таисия (Стрэину). К 2008 г. в Ж. м. проживали 48 чел. Постройки Старейшая скальная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была высечена в кон. XVII в. Белокаменный фасад храма обрамлен дикой растительностью. В 1851-1853 гг., при игум. Кассиане, церковь была реконструирована, в XX в. пострадала от оползня грунта, в 1995 г. отреставрирована, к 2008 г. в ней совершались регулярные богослужения. В 1820-1825 гг. на средства боярина Константина Андроника была построена каменная летняя ц. в честь Вознесения Господня, в 1911 г. разрушена. На ее месте в 1912 г. был возведен и в 1916 г. освящен новый храм в честь Вознесения Господня квадратной формы; правый придел в честь Преображения Господня, левый - в честь Животворящего Креста Господня. Над главным алтарем храма установлен деревянный позолоченный резной купол, который поддерживают 4 колонны. Купол украшают 12 больших окон и 8 небольших окошек. Пронаос отделен от наоса 2 столпами, к-рые поддерживают купол, алтарь разделен с наосом также 2 столпами. В стенах храма много окон, на 1-м ярусе они большие, на 2-м - поменьше. В пронаосе находится кафаст, стоящий на 2 железных столбах. В Вознесенском храме установлен небольшой деревянный позолоченный 3-ярусный иконостас для 3 алтарей. Храм расписан 8 фресками: над алтарем - изображение Вознесения Господня, под куполом - Господа Саваофа и 4 евангелистов, на 2 столпах - святых Кассиана и Порфирия Газского. Среди святынь храма особое место занимает выполненная в 1910 г. икона с частицами мощей святых. При архим. Кассиане на средства жителя Кишинёва М. Лабы была построена и 30 июня 1849 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Иринархом (Поповым) освящена небольшая теплая ц. во имя арх. Михаила. Храм отличается изящным внутренним убранством; его фасад решен в виде портика со сложным фигурным аттиком и дорическими колоннами. К теплой церкви примыкают невысокие жилые корпуса. В 1-й пол. XIX в. в Ж. м. были построены надвратная 3-ярусная колокольня, кельи. В целом храмы и келейные постройки Ж. м. выполнены в т. н. молдав. стиле, содержащем элементы классического стиля (теплая церковь), эклектики и псевдовизантинизма (летняя церковь).

http://pravenc.ru/text/182181.html

часть построек Д. м. была возвращена Церкви. Решением Свящ. Синода РПЦ от 30 авг. 1991 г. Д. м. был возрожден. В нояб. того же года в нем появились первые насельницы, начались богослужения. К 2007 г. отремонтированы 2-этажный игуменский корпус и 2-этажный келейный корпус с ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построены звонница, новый келейный корпус, хозяйственные службы, баня, ведется строительство надвратной часовни во имя св. Иоанна Предтечи. В 1992 г. был открыт склеп прот. И. Покровского, к 2007 г. ковчег с его останками находился в Тихвинской ц., перед ним ежедневно совершаются заупокойные службы. В 1994 г. мон-рю была подарена икона ап. Иоанна Богослова и прп. Афанасия Афонского, написанная на Св. Горе Афон. В иконе находятся частицы Креста Господня, камня Гроба Господня и мощей прор. Исаии, сщмч. Игнатия Богоносца, святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского, мч. Протасия и неизвестного святого. Д. м. принадлежит подворье в Волгограде - каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи с деревянной часовней. В Д. м. проживает более 40 насельниц, настоятельница - игум. Анна (Ерофеева). Арх.: РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 494; ГАВО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6; Ф. 37. Оп. 1. Д. 520; Ф. 129. Оп. 3. Д. 8; Ф. 342. Оп. 1. Д. 50; ГА Саратовской обл. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3136, 3854, 6060; Ф. 407. Оп. 2. Д. 876. Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1871 г. СПб., 1872. С. 96; 1878. С. 28. Лит.: Посохин П. М. Краткий ист. очерк возникновения и развития Вознесенского жен. мон-ря при посаде Дубовки Царицынского у. Саратовской губ. Саратов, 1916; Борьба. Царицын, 1919. 22 мая; 1922. 6 окт.; Дубовский Вознесенский жен. мон-рь. Волгоград, 1994; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002. С. 103-107, 275-277; Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003; Иванов И. Св.-Вознесенский Дубовский мон-рь//Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. Новомосковск; М., 2004. С. 484-495. А. В. Дубаков, В. В. Серебряная Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180524.html

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Близкий к Патриарху отец Тихон происходил из нижегородской Ямской слободы, в храме которой во имя Вознесения Господня хранились святыни, подаренные ямской церкви лично Патриархом Адрианом. Более того, уже после смерти Патриарха Адриана о. Тихон был прихожанином Вознесенской церкви до своего поступления в Макарьевский Желтоводский монастырь. Иждивением отца Тихона деревянная церковь Вознесения Господня отстроена в камне в 1715 году , то есть в то время, когда в Нижнем Новгороде собирались в дорогу ямщики, назначенные для переезда на Тосненский ям. Летом того же года во время большого нижегородского пожара только что отстроенная церковь вместе со всем убранством сгорела. Хотя храм попечением оставшихся в Нижнем Новгороде ямщиков быстро восстановили, но для отправлявшихся в неведомый край людей это событие было тяжким предзнаменованием, что и подтвердилось жизнью. Надо обратить внимание и на следующее. В Петербург нижегородские ямщики прибыли осенью 1715 года в сопровождении комиссара (именно так назывались петровские уполномоченные) Ивана Мертвого. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». Иван Мертвый по прибытии в Петербург подал доношение в С.-Петербургскую Губернскую канцелярию, «и по тому доношению ямщики смотрены». «По наказу» губернского начальства комиссару Ивану Мертвому «велено» «тем ямщикам на реке Тосне строить дворы, против Казанской губернии ямщиков построенных дворов» . Уже через две недели Иван Мертвый подает в Губернскую канцелярию доношение, что «из… посланных с ним ямщиков в пути и из С.-Петербурга бежало и за болезнями оставлено и померло 57 человек, в остатке только 5 человек». С новыми прошениями комиссар обращается к губернскому начальству 5 января и 9 марта 1716 года, сообщая, что за прошедшее время «Нижегородской губернии ямщикам на реке Тосне 17 квартир построены и те квартиры осматриваны». Но, как оказалось, жить в этих квартирах переселенцы по существу не могли. В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А, судя по вышеприведенному документу, из Нижнего Новгорода на Тосну должно было переехать 62 многодетные семьи (ямщиков посылали «семьянистых»). Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3–4 большие семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Заселение этих мест последователями «старой веры» началось в 60-х гг. XVII в., известно о 7 старообрядческих слободах, но их, по всей вероятности, было больше. В сер.- 2-й пол. XVIII в. вокруг посадов образовался ряд монастырей старообрядцев-поповцев разных согласий (ветковского, епифаньевского, дьяконовского): близ Климова - Покровский мужской (1765-1847), строителем которого был Михаил Калмык , Казанский Климовский девичий (ранее 1787 - 1850); мужские мон-ри близ Клинцов - Красноборский во имя св. Иоанна Предтечи («Дальняя полоса») (60-е гг. XVIII в.- 1928), где жил и скончался И. Г. Кабанов (Ксенос), и Преображенско-Никольский (Пустынский) (1744-1923); близ Злынки - Малиноостровский Рождественско-Богородицкий муж. монастырь (1768-1842), Троицко-Успенская Никодимова жен. обитель (70-е гг. XVIII в.- 1784); в Святском посаде близ Новозыбкова - Свяцковский Покровский муж. монастырь (ок. 1795-1850). В Клинцах в сер. XIX в. были известны девичьи старообрядческие обители Успенская, Тиссейная, Дубачинская, Княжных. Близ Злынки действовали мон-ри беспоповцев- федосеевцев : в 1756 г. иноки разоренной Гудишкской обители создали Норско-Покровский мон-рь, устав и традиции к-рого стали руководством для основанного позже Преображенского кладбища в Москве; в 1798-1852 гг. существовали Покровские Тульегорские мужские и женские обители федосеевцев. Утверждение единоверия в Стародубье в кон. XVIII в. было связано с драматическими событиями. Для подавления сопротивления старообрядцев был направлен Изюмский гусарский полк. В Новозыбкове старообрядцы закрылись в Николо-Рождественском храме, более 3 месяцев защищали его и добились отступления полка (событие получило название «зыбковского сидения»). Возведенные в посл. трети XVIII в. в Клинцах Вознесенский и Троицкий старообрядческие храмы стали единоверческими в сер. XIX в. В 1823 г. в Клинцах был построен ныне действующий старообрядческий храм в честь Преображения Господня. В Клинцах в 1784-1802 гг. работала старообрядческая типография В.

http://pravenc.ru/text/1841431.html

По своей архитектуре Воскресенский собор представляет собой кубический бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом. Основной объем завершают два ряда полукруглых кокошников «вперебежку», гармонирующих с такими же в основаниях постаментов пяти глав собора. Узкие пояски из небольших арочек выложены по верху барабанов, окошки которых имеют фигурные обрамления. Остальное убранство церкви очень сдержано: гладь стен прорезают выступающие пилястры, а под рядами кокошников проходит зубчатый карниз. Из наличников окон сейчас сохранились только некоторые. Так же выдержан и декор шатровой колокольни. К колоколам ведет лестница, выложенная в толще южной стены паперти Очень похоже, но еще более скромно – без кокошников под главками – решена и Богоявленская церковь. Исследователи уже обращали внимание на некоторое сходство обоих храмов с московскими церквями второй половины XVII века При этом упоминались церкви Николы в Пыжах (1670-1672 годы), Святой Троицы в Останкино (1677-1683 годы) и Святой Троицы (преп. Сергия) в Пушкарях (1653-1689 годы). Из них хронологически образцом для Воскресенского собора мог, как мы видим, послужить только последний. К нему можно еще прибавить храмы св. Георгия в Яндове (1653 год) и свт. Николая на Берсеневке (1656 год). Особенно много общего у собора с храмами в Пушкарях и на Берсеневке. Возможно, что мастер «Гаврило Антипьев сын Антоновский» был знаком с московским зодчеством и отчасти находился под его влиянием. Те же предпочтения он передал и своему сыну – Давиду. Тем не менее, следует обратить внимание, что отдельные мотивы, использованные для украшения церквей Воскресенского монастыря, встречаются на Костромской земле уже в середине XVII века. Так, три ряда полуциркульных кокошников «вперебежку», обрамленных бусами, завершали четверик Троицкой церкви в Костроме (они хорошо видны на фотографии С.М. Прокудина-Горского 1910 года), 1645-1650 годов (разрушена в 1935 году). В эти же годы и в более ранний период в Костроме и других крупных городах волжского ареала встречаются трехлопастные завершения храмовых объемов в виде полукруглых кокошников. Как примеры можно привести Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1650-1652 годы), построенный по образцу Успенского собора 1642 года в Ярославле, и церковь Воскресения на Дебре (около 1652 года) в Костроме. Кроме этого, нужно упомянуть собор Михаила Архангела 1631 года (мастера - Лаврентий Семенов сын Возоулин и Антипа Константинов), соборы Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре (1649 год) и Вознесения Господня в Вознесенском Печерском монастыре (1630-1632 годы), церковь Жен Мироносиц (1649 год) в Нижнем Новгороде. В каждом из этих центов данный элемент имел свои характерные особенности.

http://sobory.ru/article/?object=05171

С точностью указать время возникновения прихода нет возможности. Настоящий его состав: село и деревни Ляпуновка, Крутое и половина Владимировки с населением в 1484 души муж. пола и 1496 жен. пола. В настоящее время в приходе каменный храм, но ранее его существовали один за другим два деревянных храма, стоявших на упраздненном теперь кладбище. О времени построения первого храма не сохранилось никаких сведений. Второй был построен в 1774 г. на средства прихожан во имя Покрова Божьей Матери, отчего село некоторое время носило название Покровского, Папоротка тож. Побуждением к построению настоящего каменного храма послужило для прихожан следующее непредвиденное обстоятельство. В 1846 г. приобретен был ими колокол в 155 руд. 13 фунт. и, оказалось, что поднять его на ветхую и малопоместительную колокольню не было возможности. Тогда решено было построить новую каменную колокольню, но епархиальное начальство указало прихожанам на благовременность постройки не одной колокольни, но и храма, так как существовавший храм приходил уже в ветхость. За недостатком средств не было возможности приступить к делу, и для образования денежного фонда на этот предмет продана была крестьянская роща столетних дубов за 7 000 руб., и в 1855 г. началась постройка храма. Но при скудности средств, храм был приготовлен к освящению только в 1870 г. Новый храм устроен во имя Казанской Божией Матери. Деревянный же храм в 1875 г. был разобран, от него сохранилась только трапезная часть, обращенная в кладбищенскую часовню. В 1880 г. в храме на средства прихожан устроен придельный алтарь во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения царской семьи во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. Причт приходский состоит из двух священников, диакона и псаломщика. Церковной земли имеется 36 дес., из них неудобной 8 дес. В приходе с 1893 г. существует церковно-приходское попечительство, с 1876 г. в селе имеется земское училище, а в деревнях школы грамоты. «Приходы и церкви Тульской епархии». Извлечение из церковно-приходских летописей. - Тула, 1895 г. Типография Соколова и Фортунатова

http://sobory.ru/article/?object=06946

Несмотря на судебные тяжбы по поводу нек-рых имений бывш. Вознесенского мон-ря, связанные в основном с приобретениями их в период гетманства Мазепы и игуменства его матери, объединение с мон-рем прибавило к флоровским владениям села Ходосовка, Бугаевка, Берков (Берковец), Русанов, Подгорцы и др. (всего до секуляризации 1786 г. К. м. принадлежало 12 сел и 8 хуторов). На территории К. м. в отличие от др. жен. мон-рей Киева развернулось каменное строительство. Из Вознесенского во Флоровский мон-рь перешли искусные мастерицы-златошвеи. Драгоценные церковные ткани пополнили его ризницу. Часть их сохранилась в музейных коллекциях, и в XXI в. изделия школы золотошвейного искусства обители представлены в экспозиции. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Подчинение К. м. печерскому архимандриту имело большое значение для сестер, искавших монашеского пострига вблизи такой святыни, как Киево-Печерская лавра. До перемещения вознесенских насельниц на Подол самым территориально близким к лавре оставался Вознесенский мон-рь (располагался напротив ее св. ворот), где подвизались монахини из самых именитых родов. С 20-х гг. XVIII в. эту тенденцию следует отнести уже к К. м., состав к-рого пополнили вознесенские монахини. Со 2-й пол. XVIII в. состав К. м. увеличивался за счет поступления в обитель женщин знатного происхождения из Великороссии. Почти одновременно монахинями обители стали кнг. Наталия Долгорукова (в девичестве гр. Шереметева, в постриге Нектария; † 1771) и Татьяна Горчакова (в девичестве княжна Морткина, прапрабабушка Л. Н. Толстого , в постриге Афанасия; † 1781). Не позднее 1760 г. в К. м. приняла постриг прп. Александра Дивеевская (Мельгунова). После реформы 1786 г. в Киевской епархии осталось 4 жен. мон-ря, в т. ч. и К. м. По штату флоровским сестрам полагалось жалованье в 2409 р. 80 к. Из прежних земельных владений за монастырем остались ок. 100 дес. сеножатной земли, мельница в с. Хамбикове и пруд в с. Ходосовка. На рубеже XVIII и XIX вв. решилась судьба киевских Иоанно-Богословского и Иорданского Николаевского мон-рей. Часть монахинь была переведена в Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь Золотоношского у. Однако многие, согласно рапорту митр. Киевского и Галицкого Серапиона (Александровского) от 22 авг. 1808 г., остались в К. м. (РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 642. Л. 1, 4). С 1808 г. до основания киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы женского мон-ря в 1889 г. К. м. был единственным действующим в Киеве жен. мон-рем.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

При настоятельнице (1915-1918) игум. Иулиании (Герасимовой) у Н. Л. м. отняли земли, в кон. 1917 г. закрыли жен. уч-ще. В 1918-1924 гг. мон-рь возглавляла игум. Евпраксия. В окт. 1929 г. обитель была закрыта, а настоятельница (1924-1929) игум. Смарагда, обвиненная в сокрытии 86 пудов пшеницы, не сданной гос-ву, арестована ГПУ. В 1929-1933 гг. в мон-ре размещалась сельскохозяйственная коммуна «Червоный Жовтень», с 1933 г.- «школа-колония» для детей-сирот, в 1941 г. эвакуирована (директор В. К. Вовченко). Надвратная колокольня. XIX в. Фотография. Нач. XX в. Надвратная колокольня. XIX в. Фотография. Нач. XX в. В 1941 г. Н. Л. м. был возобновлен, настоятельницей стала игум. Валентина (Резниченко). К нач. 1945 г. в обители жили 83 насельницы (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 5). В том же году игум. Валентина была арестована и осуждена за «укрывательство бандитского элемента», под к-рым подразумевались участники Организации украинских националистов. Вместе с ней были осуждены неск. послушниц. К нач. 1949 г. число насельниц возросло до 250, т. к. в Н. Л. м. перешли монахини из закрытых мон-рей: Чигиринского Троицкого, Жаботинского Онуфриева, Мотронинского во имя Святой Троицы, полтавского в честь Воздвижения Креста Господня, Козельщинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Козельщинские сестры во главе с игум. Феофанией перевезли в Н. Л. м. чтимый список Козельщанской иконы Божией Матери. Богослужения в обители совершались в теплом Вознесенском (Варваринском) храме. Пели 2 хора: Лебединский (45 певчих) и Козельщанский (25 певчих). Также в Н. Л. м. находилась иконописная мастерская, к-рой руководила инокиня Феонилла из С.-Петербурга. В послевоенные годы Н. Л. м. принадлежали пахотные и сенокосные земли (более 22 га), в т. ч. большой огород и сад. На пахотных землях сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо и овес. Для нужд обители держали 3 пары волов, 2 пары коней, 15 коров, отару овец, а также 50 ульев и т. д. 7 июня 1961 г., при игум. Евфалии II (Прянишниковой; 1962), Н. Л. м. закрыли. Церковная утварь, ризница и архив были вывезены, колокола переданы в музей г. Черкассы. Из 178 сестер только часть смогла разместиться в Красногорском (Золотоношском) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре , остальным пришлось искать пристанища в окрестных селах. До 1972 г. на территории обители размещался туберкулезный диспансер (Лебединская туберкулезная больница), в 1972-1993 гг.- дом-интернат для умственно отсталых детей.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010