Наша жизнь полна загадок. То, что мы считаем вредным, зачастую ведет к благу. А то, что считаем полезным, зачастую блага лишает. И даже когда Господь подает очевидное чудо и вразумление, за человеком остается право выбора, подчас такого неожиданного и непредсказуемого. В 2006 году в храм одной южной епархии пришла 85-летняя старушка. Лицо ее, тщательно скрываемое платками, было покрыто страшными язвами. По изначальной своей вере Надежда Ивановна была лютеранка, но долгое время ходила к пятидесятникам, думая там обрести покой своей души. В последние десять лет ее жизни с ней приключилась страшная беда: она заболела проказой (так, по крайней мере, она сама называла собственную болезнь, а справок с нее в храме, естественно, никто не требовал). Сведения эти звучат невероятно, но, вопреки распространенному мнению, на постоянной госпитализации находится лишь 35% больных проказой, остальные лечатся амбулаторно и проходят диспансерное наблюдение – по преимуществу те, у кого уже нет активной формы лепры. Лицо больной было изъедено язвами, уже ничто не помогало – и она решила пойти в православный храм Как бы там ни было, но лицо больной женщины было изъедено заразой, специальные инъекции с трудом сдерживали распространение болезни, некрасивые язвы вводили ее в смущение. Женщина, заметившая страшный недуг слишком поздно, выбилась из сил и пришла в полное отчаяние. Не помогало ничего: ни лекарства, ни личная усиленная молитва, не помогло и возложение рук у пятидесятников, обещавших сообщить ей Божию благодать и даровать быстрое исцеление. Трудно сказать, как в ней родилось желание пойти именно в православный храм. Видимо, отчаявшись в помощи собственной конфессии, она готова уже была пойти куда угодно, лишь бы ей помогли. Но, может быть, на грани безысходности и внутреннего крушения надежд в ней пробудился зов и поиск чего-то более подлинного, не обманчивого, а голос совести, побуждаемый свыше, подсказывал единственно верное решение. Еще она испытывала страх, тот самый страх, который испытывают многие на пороге храма, когда душа искренне жаждет сокровенной встречи с Богом, жаждет благодати, даруемой в Таинствах Церкви, но внутри души словно воздвигнут барьер, мешающий сделать этот решительный шаг, открыться на исповеди священнику, включиться в православное богослужение.

http://pravoslavie.ru/115575.html

необходимо быть учительным не только на словах, но и на деле. Будь милосерден, как и Отец наш милосерд (Лк. 6:36); принимай на себя чужие скорби, боль и страдание; служи опорой для немощных и обездоленных, труждающихся и обремененных (Мф. 11:28). Только так — во всем уподобляясь Учителю и Господу нашему — ты сможешь открыть современникам Божий замысел о мире и человеке, явить им подлинную красоту жизни во Христе. 16 марта 2014 года за Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Григория (Петрова) во епископа Троицкого и Южноуральского (Челябинская митрополия). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Троицкого и Южноуральского Григория на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Григорий! Наитием и благодатию Всесвятого и Животворящего Духа ныне над тобой совершилось великое Таинство: через возложение архиерейских рук ты был приобщен к лику апостольских преемников, став епископом Русской Православной Церкви. Сердечно приветствую тебя от лица собратьев-архипастырей, клира и мирян, молившихся о тебе за Литургией, и поздравляю с принятием сего дара милости Господней. Облеченный полнотою власти вязать и решить (см. Мф. 18:18) и облаченный в святительские одежды, ты стоишь перед нами, ожидая напутствия на предлежащее тебе служение. Внемли же слову, которое я по долгу Предстоятеля обращаю к тебе. Промыслом Божиим тебе в удел определена Троицкая епархия, которая входит в состав Челябинской митрополии. Там, на Уральской земле, тебе предстоит устраивать приходскую жизнь во всем ее разнообразии, реализовывать то, о чем мы сегодня говорим и к чему стремимся. Современные условия бытия нашей Церкви требуют от пастырей и, в особенности, архипастырей решения огромного количества задач. Это и организация богослужебной жизни, и реализация проектов в сфере миссионерской деятельности и катехизации, и развитие системы духовного образования, и социальная работа, и сотрудничество со светскими властями, обществом, представителями других религий. Об этом ты знаешь из личного опыта, ибо ты трудился в центральном аппарате нашей Церкви, а ранее — в Пермском епархиальном управлении.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-zhizn-...

О различных символических действиях, употребляющихся при богослужении Беседа 1. Об обрядах церковных, как средствах к благодатному освящению и спасению христианина I. В нынешнее время среди православного русского народа, как в образованных его сословиях, так и между людьми простыми, заметно распространяется навеянное к нам с Запада ложное мнение о том, будто благодатное освящение и спасение всякому христианину можно получить прямо от Бога, без посредства священнодействий и обрядов церковных. Руководимые таким превратным убеждением, многие из коренных русских людей, в гордом сознании своей мнимой духовности, или совершенно отчуждаются от Матери своей – Церкви Православной, образуя свои самочинные собрания для общественной молитвы, как это делают хлысты, скопцы, молокане, штундисты, – или, наружно принадлежа к Церкви, относятся к богоучрежденным в ней порядкам и чиноположениям холодно и безучастно, не придавая им силы и значения в деле благодатного общения с Богом. II. Какое безумие отвергать видимый порядок церковного благоустройства и воображать Церковь , сущую на земле и состоящую из видимых членов, каким-то учреждением невидимым, мысленным, призрачным? а) Подумайте, как совершил спасение наше Господь наш Иисус Христос ? Одним ли духовным и мысленным образом? Нет, Он, Един Сый от Святыя Троицы, благоволил нашего ради спасения принять духовно-телесное естество наше, пожил на земле как человек, сообщал благодать Свою чрез видимые посредства, чрез возложение рук, чрез прикосновение к Его одежде и благоволительно относился к выражению пред Ним веры и любви через вещественное помазание Его тела миром. Он указал нам образец молитвы и Сам при молитве употреблял внешние обряды, как-то: коленопреклонение, падение лицом на землю, возведение очей на небо. Ради нашего спасения Иисус Христос действительно, а не призрачно, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо. Одним словом, открыв для нас путь спасения, Христос прошел сим путем телесным образом, – ибо «в Нем, – как говорит святой апостол, – обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Можем ли мы, Его последователи, избирать себе путь спасения отличный от указанного Христом, какой-то мысленный, отчужденный от действительности!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О таинствах. Таинство Миропомазания Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной (Православный катехизис). Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27). В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — главным образом в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию. В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др. Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания. ОСВЯЩЕНИЕ МИРА Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом. В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

http://pravoslavie.ru/2112.html

О цели, смысле и сути Петровского поста; о том, как нам соотнести апостольское служение со своей жизнью, апостольский дар слова – с нашими способностями; о необходимости смирять себя словесно и одухотворять все произнесенное нами, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Насколько люди различны между собой, не правда ли? И даже православный народ мыслит и чувствует по-разному. Наступило погожее жаркое лето. За спиной у нас остался, дорогие друзья, светоносный праздник Пасхи. На Троицу , пятьдесят дней спустя, мы собирались с вами в храмах, коленопреклоненно молили Отца и Сына и Святого Духа ниспослать нам обновляющую нас Божественную благодать. И вот Петров пост. Не будем, друзья, роптать на это узаконение Матери-Церкви. Пост ныне совсем не продолжительный, длится всего лишь до 12 июля. Но для того, чтобы нести бремя Апостольского поста, для того, чтобы вместе со всеми боголюбцами радоваться возможности чуток воздержаться от скоромной пищи, давайте уясним для себя цель, смысл и суть этого церковного, а значит – Божественного, установления. Да, правы те, кто говорят, что этот пост установлен всею Соборной Апостольской Церковью несколько позднее, нежели Великий пост. Но по свидетельству преподобного Серафима , всё, что приняла и облобызала наша Мать-Церковь, должно быть достолюбезно каждому ее чаду. Петров пост связан теснейшим образом с даром слова, который мы получили от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия В книге Деяний апостольских мы читаем, что отобранные для благовествования Евангелия двенадцатью учениками христиане постились и молились и после возложения на них апостольских рук разошлись во все концы вселенной, чтобы нести и ближним, и дальним весть о воскресшем Христе. Петров пост, или пост Апостольский, связан теснейшим образом с даром слова, который каждый из нас получил от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия. Тем паче что мы в большинстве своем словене, славяне – такое племя и такой народ, для которого слово является средством прославления Творца. Апостольский пост нам нужен как раз для того, чтобы, слегка утеснив наше чрево – а «сытое брюхо, – как свидетельствует русский народ, – к учению глухо», – мы возбудили в себе дар словесности, чтобы наши мысли – внутреннее слово, обитающее в глубинах бессмертного человеческого духа… так вот, чтобы наши мысли мало-помалу посветлели, и из обрывистых и перекрученных, бессистемных, они, словно светлые нити, устремленные к источнику бытия – Богу, превратились в тайную сердечную молитву.

http://pravoslavie.ru/94625.html

О церковном учительстве I. Основания из св. Писания для православного учения о церковном учительстве Иисус Христос, с самого начала Своего общественного служения, избрал для проповеди о Нем всем народам апостолов: Мк. 3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь . Мк. 16 : 15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ср. Мф. 28:19 . Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине. Деян. 14:23 . Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Деян. 20 : 28 . Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями. 1Тимф. 4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 .О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. 16 .Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 2 Тим. 4:2 . Проповедуй слово, настой вовремя и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2 Тим. 2:2 . И что слышал от Меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить. Верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители. 1 Кор. 12:28 . Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, В третьих учителями. Таким образом, сущность учения православной Церкви по вопросу об учительстве такова: 1) Иисус Христос преподал верующим Божественное учение Свое, необходимое для нашего спасения. 2) Для распространения и утверждения Своего учения Он благоволил избрать особых лиц – апостолов. 3) Апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об обрядах I. Православное учение об обрядах Господь наш Иисус Христос указал нам образец молитвы не только духовной, но и внешней, ибо Сам при молитве употреблял обряды, как-то: коленопреклонение, падение лицом на землю, возведение очей на небо. Он Сам установил в церкви священноначалие и таинства, в которых невидимая сила благодати Божией сообщается чрез вещественные посредства. Так, благодать возрождения подается чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Благодать соединения со Христом сообщается чрез вкушение Тела и Крови Его под видом хлеба и вина. И все прочие священнодействия и обряды церковные, учрежденные св. Апостолами, ведут свое начало от Самого Христа и служат необходимыми, по свойству нашей духовно-телесной природы, посредствами к приятию невидимых благодатных даров и к возбуждению в нас духа молитвенного. Что же делают те, которые суемудренно отвергают все благоучрежденные в Церкви священнодействия. Они лишают Церковь Христову того благолепия, которым украсил ее Сам Христос. Они раздирают Боготканную ризу Христову, от которой для нас исходит благодатная сила освящения и спасения. О сообщении благодати Божией верующим чрез внешние посредства, свидетельствуют записанные на страницах Церковной истории многочисленные примеры чудодейственных знамений, бывших в разное время, например: от животворящего креста, от ризы Спасителя, Богоматери, от чудотворных мощей, икон и от освященных по чиноположению Церкви елея, воды и друг. священных предметов, чтимых православными христианами с верою и усердною молитвою. Итак, какое безумие отвергать видимый порядок церковного благоустройства и считать Церковь , сущую на земле и состоящую из видимых членов, каким-то учреждением невидимым, мысленным, призрачным, как это делают большинство из сектантов? Подумайте, как совершал спасение наше Господь наш И. Христос? Одним ли духовным и мысленным образом? Нет, Он, Един сый от Святыя Троицы,благоволил нашего ради спасения принять духовно-телесное естество наше, пожил на земле, как человек, сообщал благодать Свою чрез видимые посредства, чрез возложение рук, чрез прикосновение к Его одежде и благоволительно относился к внешним выражениям пред Ним веры и любви чрез помазание Его тела миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Ефесянам О послании к Ефесянам. Город Ефес и основание Ефесской Церкви Великий и славный город Ефес находился недалеко от города Смирны. Он был главным городом Малоазийской провинции. Его прекрасное приморское положение сделало его знаменитым древним центром обширной торговли, а также – науки и искусств. Город Ефес был посвящен богине Артемиде (Диане), которая пользовалась здесь особенным почитанием в мистериях. Плутарх и Климент Александрийский говорят о некоторых амулетах, называвшихся Ефесскими граматами. Из книги Деяний св. Апостолов видно, что там было много мастеров, промышлявших выделкою изображений Артемиды и ее знаменитого храма. Среди множества Греков, Евреи здесь мало были заметны. Однако, они имели здесь синагогу. Св. Ап. Павел, возвращаясь из второго своего апостольского путешествия, на пути из Коринфа в Иерусалим, остановился в Ефесе на короткое время, по его слово в синагоге было принято благоприятно, и он обещался нарочно прибыть сюда ( Деян. 18:19–21 ). Дело проповеди, начатое Апостолом, продолжали здесь Акила и Прискилла. Не малое содействие оказал ему и Аполлос, знавший только крещение Иоанново. Ап. Павел, побывавши в Иерусалиме и прошедши Фригию, Галатию и верхние страны, прибыл опять в Ефес. Встреченный с любовию верующими, он объяснил ученикам Аполлоса значение крещения Иоаннова и, по возложении на них рук, низвел на них Св. Духа, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян. 19:2–7 ). Три месяца потом Апостол ходил в синагогу и проповедовал о пришествии Мессии и Царства Божия. Но успеха было мало; поэтому Ап. Павел стал ежедневно проповедовать язычникам в школе некоего Тиранна ( Деян. 19:8–9 ). Два года проповедовал здесь св. Апостол, и Церковь Божия умножилась в Ефесе зело. Успеху проповеди особенно содействовали чудеса, совершавшиеся не только руками Апостола, но и чрез возложение платков и опоясания его ( – 11, 12). Видя силу имени Христова, некоторые заклинатели изгоняли им злых духов; но потом один дух, изгонявшийся из бесноватого, восстал на самих заклинателей и возобладал над ними так, что они нагие и избитые выбежали из дома бесноватого. Между прочим дух говорил: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» После этого обаяние разного рода чародеев исчезло, и чернокнижники сожгли свои книги публично. Число уверовавших все возрастало, и они, сердечно исповедаясь, крестились и с умилением ожидали дара Духа Святого ( Деян. 19:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

под ред. К.А. Максимовича Чины рукоположения вдов и диаконисс История рукоположения женщин достаточно подробно освещена в зарубежной и отечественной литературе 212 . Сохранившиеся свидетельства источников носят крайне мозаичный характер и не позволяют представить в полной мере эволюцию чинов женских посвящений и определить географические рамки их распространения и региональную специфику. В то же время сопоставление сохранившихся чинов позволяет выделить базовые особенности практики рукоположения вдов и диаконисс. Первый такого рода текст содержится в «Апостольских постановлениях»: молитва на поставление диаконисс сопровождается возложением епископом рук на женщину в присутствии священников, диаконов и других диаконисс, а также содержит перечень ветхозаветных праведниц (Мариам, Девора, Анна, Олдама). Молитва свидетельствует о функциях диаконисс, связанных с охранением «святых врат» (очевидно, имеется в виду вход в храм), она сходна с молитвой на поставление вдов из практически одновременного «Постановлениям» «Завещания Господа», а также с нижеприведенными молитвами из поставления диаконисс по грузинским рукописям (XI в.). Период между IV и VIII веками представляет собой лакуну в изучении евхологических текстов, поскольку какие-либо относящиеся к этому времени подробные описания чина поставления диаконисс (как, впрочем, и других священнои церковнослужителей) не сохранились. Именно после VIII века, а может, и ранее, в Восточных Церквах женский диаконат перестает существовать, поэтому последующие рукописные сообщения будут опираться на уже не развивавшийся в рамках живой традиции чин, зафиксированный в различных вариантах. Дж. Уингаардс перечисляет восемь рукописей, сходных по содержанию между собой, делит их на три группы (А, В, С) и указывает на некий несохранившийся прототип (ок. V в.), к которому они восходят. Группа А является наиболее ранней, и именно к ней относится рукопись Барберини (ок. 780), византийский литургический памятник, созданный, вероятно, в Южной Италии 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Исидору (Тупикину), епископу Смоленскому и Вяземскому 17 марта 2013 года за Божественной литургией в Троицком соборе Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Исидора (Тупикина) во епископа Смоленского и Вяземского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Исидора на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Исидор! Ныне, в день памяти благоверного князя Даниила Московского, у его честных мощей, ты был призван к архиерейскому деланию. Возложением на твою главу святительских рук ты получил благодать Духа Утешителя, наставляющего верных служителей Своих на всякую истину (см. Ин. 16:13). Послушание, вверяемое тебе, не только почетно и высоко, но и предельно ответственно. Пусть ни блеск украшений, ни пышность облачений не прельщают тебя. Прежде всего стремись, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), стать епископом своего сердца, приноси Христу в жертву помышления и чувствования, освященные Духом (свт. Игнатий Брянчанинов. Речь при наречении во епископа, 25 октября 1837 г.). Так, ходя пред Господом твоим и непрестанно испытывая свою совесть, обретешь благоволение Небесного Владыки и богатые милости Его в трудах твоих. Тебе предстоит проходить архиерейское поприще в Смоленской епархии. Этот регион хорошо мне известен, поскольку, исполняя волю Божию, на протяжении четверти века я имел попечение об этом уделе. Область сия являет собой образец настоящей русской глубинки, пульс жизни которой ты должен почувствовать и которую ты должен полюбить всем сердцем, ведь без любви к совершаемому делу невозможно достичь сколь-либо значимого успеха. Премудрым промыслом Вседержителя ты был постепенно приуготовляем к трудам в Винограднике Божием. И ныне, несмотря на относительно молодой возраст, ты обладаешь весьма ценным церковным опытом, который, несомненно, поможет тебе и в дальнейшем.

http://religare.ru/2_100305.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010