Всеблаженнейший и всеславный Тимофей, Апостол Господа Иисуса, родом был из Листры Ликаонийской, отца имел Еллина, а мать Иудеянку. Он сопричислен был к лику учеников Иисуса Христа прежде, нежели Павел пришел в Листру, как повествует Богоглаголивый Лука ( Деян.16:1–2 ). Научен же он был вере во Христа от матери своей, как явствует то из слов Павловых, который писал к нему так: « воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию » ( 2Тим.1:5 ). Сего нашед Павел в Листре, взял его к себе в помощника и сотрудника в проповедании Евангелия. О добродетелях же сего мужа свидетельствуют хвалы, восписуемые ему самим Павлом, который писал о нем к Филипписиям: « искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо со мною поработал в благовестии » ( Флп.2:22 ). К Солунянам еще: « послахом Тимофеа, брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове » ( 1Сол.3:2 ). И к Коринфянам: « Послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно. Блюдите, да никто же его уничижит: дело бо Господне делает, якоже и аз » ( 1Кор.4:17:16:10–11 ). А поелику рукоположен он во Епископа Церкви Ефесской, посему Павел писал к нему два послания о Пастырском правлении. В первом послании, посланном к нему из Лаодикии, поучает его, чтобы завещевал удаляться странных учений, и правильное иметь употребление закона: излагает церковные правила о молитве и молчании жен в церквах, о Епископах, Пресвитерах и Диаконах, о посвятивших себя церквам вдовствующих женах, о целомудрии и браке. Завещевай, говорит ему, богатым да не превозносятся, ниже уповают на богатство их. « О Тимофее », говорит, « предание сохрани », преданием назвав благодать Всесвятого Духа, данную ему « Пророчеством с возложением рук Священничества » ( 1Тим.6:20:4:14 ). Ныне чтенное отделение из сего первого послания повествует о Божии долготерпении, коего силу открывает Богодухновенный писатель, приводя к тому в пример самого себя. А поелику все мы нужду имеем в Божием долготерпении, то со вниманием послушайте толкование чтенного ныне Апостольского слова, да уразумевши дивные оного дела, насладитесь спасением от того происходящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вячеслав Пономарев Таинство Миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомазание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной. Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения. 1 . Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет. 2 . Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения. Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан. Цель совершения Таинства . Протоиерей Александр Шмеман поясняет, что именно получает человек в Таинстве Миропомазания: «…особенность этого Таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы 15 состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну.». Для того чтобы понять как вообще это возможно, необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас и получите дар Святаго Духа ( Деян. 2; 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 6. Таинство Священства § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства Многое из того, о чем следовало бы здесь сказать, уже рассматривалось в разделе, посвященном священнослужителям как совершителям Таинств, а также при истолковании духовного смысла Таинства Покаяния. Теперь следует дополнить сказанное. По слову святителя Московского Филарета, «Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного (кандидата) через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово». 215 По более же пространному определению преподобного Иустина (Поповича) . «Священство есть святое Таинство, в котором Дух Святой через молитву и возложение рук со стороны епископа во время святой Литургии подаст правильно избранному лицу благодать к совершению святых Таинств и руководству стада Христова в вере и благочестии». 216 Чинопоследование Таинства Священства содержится в книге «Архиерейский чиновник» – ведь рукополагать человека в священный сан может лишь архиерей. Священнослужители (христиане, над которыми совершилось Таинство Священства – епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (например, чтецы, певцы, иподиаконы – те, над кем не совершалось церковное Таинство, а лишь была прочитана специальная архиерейская молитва) вместе составляют церковный клир. Они наделены разными иерархическими полномочиями и занимают в Церкви различные должности, исполняют особые служения. Как говорит о богоустановленности церковной иерархии и существовании в Церкви различных даров и степеней благодати апостол Павел, «каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинной любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:7, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Глава 8 Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1-4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5-13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14-25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы (26-40). Гонение на Церковь (8:1-4). Убийство Стефана не осталось единичным фактом: оно было началом великого гонения на Церковь во Иерусалиме, продолжавшегося и потом некоторое время, - как долго, в точности неизвестно. Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан (см. Четьи минеи 28 июля). Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим. Погребли Стефана, по-видимому, не христиане, которые не смели бы этого сделать, а " мужи благоговейные " из иудеев, тайно расположенных к христианству, имевшие мужество, подобно Иосифу Аримафейскому и Никодиму в свое время, придти и похоронить тело мученика. Этим мужам благоговейным Дееписатель противополагает фанатичных гонителей христианства, каковым был Савл, входивший в дома и влачивший мужей и жен в темницы. Видимо Савл был орудием синедриона и был уполномочен им на такой образ действий. В этом он сам признается в послании к Галатам 1:13. Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (8:5-13). Но злоба врагов Христа имела своим последствием еще большее распространение веры Христовой. Рассеявшиеся христиане всюду сеяли семена Христова учения. Из 11:19 видно, что они прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. С самого начала таким образом стало оправдываться замечательное изречение Тертуллиана: " кровь мучеников - семя христиан. " Дееписатель передает прежде всего об обращении самарян в результате проповеди диакона Филиппа. Что это был диакон, а не Апостол Филипп из 12-ти, видно по тому, что после обращения самарян к ним были посланы Апостолы Петр и Иоанн для возложения на них рук и низведения Духа Святого. Кажется Филипп имел дом и семейство в Кесарии и шел туда, а по дороге остановился в городе Самарии, переименованном Иродом Великим в Севастию. Видя чудеса, совершавшиеся Филиппом, народ с радостью внимал его проповеди.

http://sedmitza.ru/lib/text/430529/

Глава XVII. Крещение обдержно совершается иереем I. Правила св. Апостол: а) «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестить, или аще от нечестивых оскверненного не окрестить, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различавший священников от лжесвященников» (47 пр.). б) «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, да будет извержен» (пр. 49). в) «Аще кто епископ, или пресвитер, совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен»... (пр. 50). г) Вальсамон в толковании на 49 пр. пишет: «Об епископах и пресвитерах упомянуто правило потому, что никому другому не дозволено крестить» (Полн. Кормч. вып. 1-й, стр. 93). II. Апостольские постановления: «Мирянам не позволяем мы совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва, или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом ( Евр.5:4 ), потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его себе сам, потерпит наказание Озии. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам или певцам, или привратникам, или служителям, но одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказание кореан» (кн. 3-л, гл. 10 и 11, изд. 1864 г., стр. 112). III. Св. Игнатий Богоносец : «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Посл. к Смирнянам, Писания муж. апост. стр. 305). IV. Св. Иоанн Златоуст : а) «Если никто не может войти в царство небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни ( Ин.6:53 ), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы»? (т. I, сл. 3-е о священстве, стр. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава XXXVIII. Как понимать 8-е правило первого Вселенского собора 1) О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и Апостольской церкви, благоугодно св. и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолической и Апостольской церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолической церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть епископ кафолической церкви, некоторые из них приступять к церкви: явно есть, яко епископ православной церкви будет имети епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Аще же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде» (8 пр. I Всел. соб. Полн. Кормч. 36–37 стр.). 2) Зонара в толковании сего правила: «Правило определяет, чтобы приверженцы его (Новата) ереси, когда обращаются к церкви, были приемлемы с письменным исповеданием, что будут соблюдать догматы кафолической церкви и будут принимать отвергшихся Христа по необходимости, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших... и что будут в общении с двубрачными. – Если они рукоположены во епископов и пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях, если в церквах, в которых рукоположены они, нет других. Как они погрешили не уклонением от веры, а братоненавидением и недопущением покаяния для падших и обращающихся, то поэтому собор принял и рукоположение их, и определил, чтобы они оставались в их степенях, если не будет епископа в кафолической церкви того города»... (Полн. Кормч. стр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

[греч. πολτως χειροτονεν, лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Χειροτονα или προχερησις подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же χειροθεσα означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония ). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешенным» (Анкир. 18, см. также I Всел. 8). Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности (ср. Халкид. 29). Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела» (Антиох. 18). Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на 6-е халкид. прав. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определенного города, но и проч. клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне [XII в.] это совсем оставлено» (...).

http://pravenc.ru/text/62498.html

Е.Н. Никулина Тема 2. Апостолы и равноапостольные Первый лик святых, о котором мы будем говорить, – это апостолы («посланники»). Почему рассуждения о различных путях к святости начинаются с анализа именно апостольского подвига? Как известно, посланническое служение вручено Богом всей полноте Церкви. Церковь призвана быть «закваской» этого мира, ее задача – привести к Богу творение, некогда отпадшее от Него. И в апостольском служении как бы сосредоточиваются все дары, которыми Бог наделил Церковь для выполнения этой задачи. В этом смысле служение апостолов уникально, и именно поэтому они являются основанием Церкви и родоначальниками церковной святости. Последнее особенно важно для агиологии, поскольку апостолы являются начатком спасенного человечества, и в их служении находятся истоки многообразных путей к святости. В каждом лике святых, в каждом виде подвига церковным сознанием выделяется ряд характерных черт, совокупность которых дает нам представление о том или ином пути к святости. При анализе подвигов святых мы, безусловно, в первую очередь будем обращаться к Священному Писанию и его святоотеческим толкованиям. Кроме того, типичные черты каждого вида святости отражают богослужебные песнопения, особенно общие службы отдельному лику святых. Поэтому в описании подвигов святых мы в значительной степени будем ориентироваться и на гимнографию. 2.1. Содержание апостольского служения 102 Апостолы [от греч. apostolos – «посланник, вестник»] – это ближайшие ученики Спасителя, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви 103 . Из Священного Писания мы знаем, что Господь избрал сначала 12 апостолов, потом еще 70, потом призвал апостола Павла. Основателями Церкви и ее священной иерархии являются только 12 апостолов и апостол Павел. Через возложение их рук нисходил Святой Дух ( Деян.8:18, 19:6 ), они получили от Бога власть рукополагать епископов. Семьдесят апостолов – это вестники, посланники в прямом смысле слова, их задачей была проповедь Евангелия, рукополагать они могли только в том случае, если сами были рукоположены. Поэтому в данном разделе, говоря об апостольском подвиге в целом, мы имеем в виду только 12 апостолов и апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

еп. Марк (Головков) Устройство и иерархия Вселенской Православной Церкви Евангелие повествует, как на сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос во славе вознесся на небеса, заповедав своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19–20 ). В этих словах Спасителя мира заключалась главная цель великого апостольского служения, к которому были призваны бывшие галилейские рыбаки. Обращаясь с евангельской проповедью к народам и племенам, населявшим Римскую империю, апостолы начали создавать первые христианские общины. Принцип соборности, т. е. соединенности множества верующих во Христе, лежит в основе существования христианской Церкви, поскольку само слово « церковь » (греч. – εκκλησα) переводится дословно как общественное, народное собрание. Со временем число христиан умножилось. Не имея возможности постоянно лично участвовать в жизни общин, ученики Христовы стали избирать для них из числа новообращенных духовных руководителей – пресвитеров. Над теми, кто посвящал себя служению Богу, апостолы совершали особую молитву с возложением рук, призывая на избранников благодать Святого Духа. Это действие, являющееся одним из семи таинств христианской Церкви, впоследствии получило название хиротонии. Практически с самого начала бытия христианской Церкви в ней складывается трехстепенная иерархия священнослужителей, состоящая из диаконов (служителей вспоможения, являвшихся помощниками пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, являясь носителями высшей духовной власти. Епископам вверено наставление народа в вере, совершение богослужений и управление Церковью . «Правила святых Апостол» – один из древнейших сборников церковных канонов – указывают, что архиерейская хиротония, т. е. возведение в епископский сан, совершается тремя или по крайней мере двумя епископами. Начиная с V века епископами избирались преимущественно представители монашества, которое во все времена в своей массе сохраняло неповрежденным чистоту православного вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010