епископ Звенигородский Николай ЦВ 9 (454) май 2011 /  20 мая 2011 г. " В своей жизни вижу непрестанное присутствие Промысла Божия... " 17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Слово архимандрита Николая (Чашина) при наречении во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Ваше Святейшество! Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим, изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Русской Православной Церкви. Сегодня, когда я стою перед вами, ожидая принять через возложение ваших рук благодать Пресвятого Духа, призывающую к высочайшему служению, меня охватывает трепет и страх. Высота служения, ответственность не только за себя, но и за народ Божий, ответственность за слова и поступки, за принятие решений, которые имеют отношение не только к моей жизни, но и к жизни многих людей, есть великая ноша, которая не может быть уравновешена видимыми знаками почтения к архиерейскому сану. Так что на Страшном суде дам ответ не только за свои личные поступки, но и за духовное состояние и целостность вверенного мне стада Христова. Сознавая себя немощным, вспоминаю слова святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24) Взирая на жизнь других людей и сравнивая себя с ними, вижу, как мало я трудился, чтобы развить и приумножить дарованные Богом таланты. Стою, как ленивый и нерадивый раб перед лицом вашим, как перед лицом Самого Бога, более ожидая услышать осуждение, чем слова, призывающие к высокому служению: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). В этом внутреннем смятении души ищу поддержки, обращаясь к Священному Писанию, и слышу слова великого «апостола языков» святого Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27), чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29). Утешением для меня является великое милосердие и человеколюбие Господа, вера в Его всесильную помощь и благодать Пресвятого Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи».

http://e-vestnik.ru/docs/v_svoey_zhizni_...

Епископ Тихон (Доровских) ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  28 января 2011 г. Состоялась хиротония архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского 5 января Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Тихон (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Преосвященный епископ Тихон! Ныне, в неделю по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя соборными молитвами через возложение рук ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа, ты получил апостольский дар вкупе с великой ответственностью, по слову апостола, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Уповая на непрестанное действие Промысла Божия и на помощь Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, верь, что Его сила будет совершаться и через твою немощь. В соответствии с древней традицией в эти священные минуты, обращаясь к тебе со словом назидания, хочу помочь тебе советом, указать путь к достижению единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). Предлежащие тебе труды на ниве Христовой требуют не только напряжения телесных и душевных сил, применения всех способностей и дарований, но прежде всего твердой веры, духовного горения, молитвенного подвига. Сердцевина архиерейского служения — жертвенная любовь и крестоношение. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим, и тем более не для того, чтобы пусто превозноситься. Памятны тебе всегда да будут слова святителя Тихона Задонского, имя которого ты получил в монашестве: «Сан или честь для христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу Божию и пользу ближнего». За годы твоего служения на посту секретаря Южно-Сахалинской епархии в качестве ближайшего помощника правящего епископа Даниила ты приобрел немалый опыт и столь важный для архиерея навык церковно-административной работы.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви (Мф.18:20; 20:22-27; 23:8-12; Мк.9:34-35; 10:42-45; Ин.18:36; 1Пет.5:2-4; Евр.13:20, и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников - епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (1Тим.4:14) В Деяниях св. Апостолов (13:1-3) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь. Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 9 Принятие монашества и монашеские обеты Прп. Нил Синайский Пострижение в монашество в то время, когда жил преп. Нила (то есть в конце IV – начале V веков) представляло собой целый литургический обряд . В трудах преп. Нила он изложен не полностью. Лишь в отдельных произведениях находятся места, в определенной мере указывающие на составные части этого обряда. Преп. Нил, разделяя общераспространенное мнение , рассматривает монашеский постриг как одно из таинств, которое с постриженика совлекает «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22), и облекает его в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10) . Сам же чин принятия монашества, по учению преп. Нила, представляет собой торжественный литургический обряд, имеющий целью излить на постригаемого особую Божественную благодать. Это ясно видно из его письма, адресованного монаху Амфилохию, который, как казалось, ослабевал в духовной брани. Утешая его и укрепляя, преп. Нил указывает ему на Божественную благодать, сопровождающую монаха в его земной жизни и помогающую ему в делах духовного совершенствования. «Запомни, – пишет, в частности, преп. Нил, – что ты, приступив к пречестному монашескому лику, помазан, подобно блаженному Давиду, таинственным елеем… Божественным помазанием называю я благодать Святого Духа» . В другом письме, направленном затворнику Филомену, преп. Нил упоминает и об отдельных актах самого чина пострижения. Здесь он обращается к Филомену с вопросом: «Когда ты облекся в сию честную монашескую одежду? Какой авва возложил на тебя благословляющую руку?» Из этого письма очевидно, что чин монашеского пострига во времена преп. Нила был уже связан с облачением в особую монашескую одежду, с чтением определенных молитв и с возложением рук аввы. Помимо этих действий, чин монашеского пострига, как это отмечено во многих местах в произведениях преп. Нила, включает в себя и монашеские обеты, то есть добровольные обязательства по исполнению всего того, что требует «высокое монашеское достоинство». Сколь непременным считалось хранение обетов, видно из трактата «Слово подвижническое», в котором сам преп. Нил говорит, что «лучше умереть, чем сделать что-либо противное обетам» . Обеты, которые, по учению преп. Нила, суть одно из главных условий для принятия в монашеский чин, в широком смысле слова являются торжественным обещанием того, что постригаемый «возьмет крест и пойдет за Христом, оставив все: отца, лодку, сети и все виды занятий, а вместе с тем расторгнет он всякую родственную связь и даже воспоминание о ней».

http://pravoslavie.ru/3256.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Венецианская святыня: мощи прп. Марии Вифинской 25 февраля святая Православная Церковь празднует память преподобной Марии Вифинской и отца ее Евгения 25.02.2006 471 Время на чтение 10 минут Прп. Мария Вифинская Святая Мария родилась в V веке в Вифинии (на территории нынешней западной Турции) в благочестивой После смерти матери она воспитывалась своим отцом Евгением. Однажды отец открыл ей свое намерение принять монашество для спасения души. При этом Мария становилась наследницей отеческого состояния. Отцу было нелегко убедить дочь в правильности своего шага, и оба они долго доказывали друг другу свою правоту, прибегая к свидетельствам Священного Писания. Наконец, стало ясно, что Евгений не изменит своего решения. Тогда Мария предложила ему свой план: принять монашество им обоим. Мария не захотела оставить отца и решила под видом юноши войти монастырь и жить монашеской жизнью, приняв мужское имя Марин. Они продали свое имение и раздали все деньги бедным, а затем удалились в один Мария в монастыре показала большое рвение в иноческом подвиге, вызывавшее одобрение у игумена и братии. Между тем Евгений несколько времени спустя скончался. Мария же преуспевала в духовном делании, и вскоре получила от Господа дар изгнания бесов и исцеления болезней через возложение рук. В том монастыре жили 40 монахов братии. Согласно очередности каждый месяц игумен направлял четырех монахов на работу, поскольку монастырь заботился еще о скитах, расположенных в той области. Однажды игумен направил " брата Марина " с другими на это послушание. По дороге монахи остановились для ночевки на постоялом дворе. По случаю там же остановился и один солдат. У владельца постоялого двора была дочь, которую этот солдат склонил к греховной связи. Через несколько времени девушка забеременела, и солдат убедил ее указать на молодого монаха, как на виновника ее падения и отца будущего ребенка. И как только отец узнал о том, что она беременна, девушка, действительно, указала на " монаха Марина " . В гневе ее отец отправился в монастырь, и войдя в монастырские стены, кричал: " где этот глупец, этот лжехристианин, которого вы почитаете монахом? " Представ перед игуменом отец девушки сетовал и обвинял Марина за то, что теперь доброе имя его семьи покрыто позором. Игумен пообещал изгнать Марина из монастыря, как только тот вернется с послушания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диаконисы: между монастырем и миром О том, кто такие диаконисы, что их объединяет с современными сестрами милосердия и что отличает от них, мы беседуем с кандидатом исторических наук, автором книги " Очерки по истории общин сестер милосердия " священником Андреем ПОСТЕРНАКОМ 08.07.2005 379 Время на чтение 6 минут - Отец Андрей, что значит слово " диакониса " ? - В буквальном переводе с греческого это значит " служительница " , сначала этот термин не имел специального значения и его можно было перевести как " помощница " , " прислужница " . - Когда появились диаконисы как церковный чин? - Церковного чина диаконис в ранней Церкви, в I-II веках, не существовало, он возник лишь в III веке. Поэтому упоминание о служительнице Фиве (память 3/16 сентября) в Послании апостола Павла к римлянам (около 58 года) не следует рассматривать как устоявшийся термин: " Представляю вам Фиву, сестру вашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому " (Рим. 16, 1-2). Женский организованный диаконат на Востоке впервые упоминается в " Западной Церкви " , каноническом сборнике, составленном в III веке в Сирии или Северо-Восточной Палестине. На основании " Дидаскалии " в IV веке были созданы " Постановления святых апостолов " . Благодаря этим источникам мы и узнаем о служении диаконис. - Чем занимались диаконисы? - В церковной иерархии диаконисы стояли ниже диакона, который являлся их непосредственным руководителем. Новое служение было введено для того, чтобы в Церкви существовали посредницы между мужским клиром и женской частью общин, поскольку диаконисы для соблюдения благопристойности помогали при крещении женщин: после помазания елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса, также она являлась и восприемницей вновь крещаемой. Диаконисы присутствовали при частных беседах женщин со священнослужителями; ухаживали за больными христианками; следили за порядком на женской половине храма; являлись руководительницами вдов и дев; могли выполнять какие-то поручения церковного характера. В эпоху императора Юстиниана определенное количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков - церковнослужителей, не совершавших таинств.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дух гражданина: «Антимайдан» по-русски и патриотизм 3. Памяти жертвенного подвига воинов-освободителей и 79-летию начала Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. 01.07.2020 1563 Время на чтение 57 минут 1 часть 2 часть 3 часть « Neopentacostals » – новозаветный взгляд на новую мутацию христианства В новозаветных Деяниях святых апостолов описан момент очень показательный и в отношении всех современных псевдохристиан-неопротестантов (тоже, что и неопятидесятников, по англ. «neopentacostals»), так называемых «евангельских христиан» с реальным языческим и оккультным подтекстом во всех своих мистериях, закамуфлированных под апостольские чудотворения. Момент, когда некто Симон в городе Самарийском, который, как описано в Деяниях, «перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Так вот он, увидев, что через возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги и говорит: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр (апостол) сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». [Деян 8, 18-23]. Однако, тот ушёл, гордо подняв голову своим путём, как и нынешние харизматики. Они то – кровью Иисуса уже омыты, придя в их «церкви», то бишь спасены, а мы все, те, кто не в их «церквах», неспасённые. Они бы 100% ответили на слова апостола Петра и сейчас, как тот Симон тогда, надменно: «Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» [Деян 8, 24]. Именно о них в ноябре 2015 года вместе с телекомпанией НТВ нами подготовлен и снят из цикла передач «Профессия – репортер» фильм «Повелители бесов» ( http://www.ntv.ru/video/1019540/ ). Это уже взгляд и с точки зрения Церкви, и научный на данное явление, поданное ярко и креативно, в удобозримом формате.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шапочка для Мастера, или Некоторые особенности сделки с нечистым 01.12.2011 3515 Время на чтение 32 минут " Господи! прости им, ибо не знают, что делают " (Евангелие от Луки, гл. 23; стих 34) Разумеется, вы догадались, что речь пойдет о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», где памятна всем читателям лунная дорога, ведущая... Куда она, кстати, ведет? Или Вы помните, главным образом, нехорошую квартирку, сумасшедший дом и первую встречу с воландом на углу у Патриарших? Вне всяких сомнений, роман этот прославил автора более всех других его произведений. Сколько восторгов, обсуждений, споров, опасений он породил. Историки, критики, философы, режиссеры, литераторы, рядовые читатели уже многие годы переосмысливают образы, стараясь приоткрыть завесу таинственных шифров, сочувствуя героям и автору, восхищаясь, страшась и снова восхищаясь, отыскивая ответы на возникающие вопросы в биографии писателя, в трудах его предшественников и современников, в собственном опыте. Читая роман внимательно можно поразиться множеству символов, зашифрованных смыслов, аналогий, метафор и мистических иносказаний. Их перечисление и анализ могли бы составить несколько томов исследований. Мы остановимся лишь на некоторых значимых моментах, намеренно избегая подробного следования сюжетной и философской линии знаменитого романа. Оставим это литературоведам и биографам писателя. Кривое зеркало Вряд ли для кого-то станет новостью, что выигранные Мастером 100 тысяч рублей символизируют известную уже в мировой литературе сделку с дьяволом. При этом обстоятельства встречи с Маргаритой в переулке, который оказался совершенно пустым, не случайно напоминают обстановку беседы Берлиоза и Ивана Бездомного с воландом. При этой встрече тоже «пуста была аллея». Это лишь одно из многочисленных указаний на волю сатаны, соединившего судьбы Мастера и Маргариты. А шапочка, которую носит Мастер? Это чуть тоньше. Головной убор в самых различных религиозных и иных мистических традициях - это знак посвящения. Монашеский клобук, митра, камилавка или скуфья у православных, ермолка (кипа) у иудеев, тюрбан (чалма), тюбетейка или феска у мусульман - это признаки причастности к священству или вообще к религиозной традиции, статусу, посвящению. Передача духовной силы символически связана с головой. Рукоположение (посвящение в сан) происходит именно через возложение рук на голову посвящаемого. Монашество или крещение сопряжено с постригом волос на голове. И тот, кто совершает над твоей головой священное действие, имеет власть над тобой. И еще важнее, что власть имеет Тот, во имя Кого совершается действие.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/02/...

И.П. Ювачев XXI. По городам Галилеи Капернаум. – Нелюбезность католического монаха. – Город Христа. – Пустынность священного края. – Ночью на озере. – Возвращение в Тивериаду. – Горячие ключи. – Еврейство в Тивериаде. – Священные места. – По дороге в Кану Галилейскую. – Чудо превращения воды в вино. – Караван паломников. Когда мы стали подходить к низкому берегу Телл-Хума, усеянному каменьями, солнце уже садилось за галилейские горы. Лодочники пристали напротив католической постройки, огражденной каменным забором. Кроме этого хана, или гостиницы для туристов, других построек не было на всем берегу. Нас встретил католический монах и, увидев бсдуинский костюм одного и русский картуз и сапоги с бутылками другого, не оказал нам особенной любезности. На нашу просьбу воспользоваться их минутным гостеприимством он сухо ответил: – Вы можете располагаться здесь, как вам угодно! И вышел. Другой монах оказался более разговорчивым и показал нам, где предполагают место бывшего Капернаума. Мы остались бы еще побродить немного среди камней древнего города, но наш лодочник Ибрагам настойчиво торопил ехать. Смеркалось. Мы набрали на память несколько камешков, прошлись вдоль берега и, наконец, к удовольствию рыбаков, сели в лодку. Не хотелось нам покидать так скоро берега, где столько было «явлено сил Божиих». В Капернауме Христос исцелил слугу сотника, освободил от горячки тещу Симона, выгнал нечистого духа из бесноватого в синагоге, и вообще возложением рук исцелил здесь множество страждущих различными болезнями, как свидетельствуют евангелисты. А главное – Христос поселился в Капернауме и имел в нем Свой дом, прославленный исцелением расслабленного, спущенного к Нему через крышу. У этого дома теснились толпы народа, чтобы послушать божественного учения. Хотя говорится в Евангелии, что апостолы Петр и Андрей были из Вафсаиды, но в тоже время евангелисты рассказывают о пребывании Иисуса Христа в доме Петра в Капернауме. Может быть, вот тут-то и было призвание первых апостолов. Но как страшно слово Спасителя: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! » И вот что же мы видим: город, в котором жил Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, город, где Он проповедовал и сотворил столько чудес, теперь обратился в прах, в ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга вторая 1. То, о чем следовало сообщить как бы в предисловии к Церковной истории, а именно: о Божестве Слова-Спасителя, о древности догматов нашей веры и евангельски-христианского образа жизни, а также о недавнем Его явлении, о событиях, предшествовавших Его страданиям, и об избрании апостолов – обо всем этом с краткими доказательствами мы рассказали в предыдущей книге. 2. В этой же рассмотрим, что произошло после Его Вознесения, основываясь на Святом Писании и привлекая мирских историков, на записки которых я буду, когда нужно, ссылаться. Глава 1 1. Прежде всего, избран был по жребию апостолом, вместо предателя Иуды, Матфий, который, как сказано, был учеником Господним. Поставлены были апостолами по молитве и с возложением рук на служение общине семеро испытанных мужей, в их числе и Стефан; он первый после Господа сразу же по своем поставлении – словно для этого и был избран – был побит камнями от убийц Господних. Первый из победоносных мучеников Христовых получил он венец – имя его имеет как раз это значение. 2. Тогда же Иаков, называемый братом Господним (ибо он назывался сыном Иосифа; отцом Христа был тот же Иосиф, которому обручена была Дева, и прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого, как учит нас святое Евангелие), – вот этот самый Иаков, которому в древности дано было прозвище «Праведный» за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви. 3. Климент в 6-й книге своих «Очерков» утверждает это и пишет так: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного». 4. В 7-й книге того же произведения он говорит о нем следующее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава». 5. Было же два Иакова: один – «Праведный» – сброшен с крыши и забит до смерти скалкой валяльщика, другому отрубили голову». Этого «Праведного» упоминает и Павел: «Из апостолов я никого не видел, кроме Иакова, брата Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010