1. Иудино лобзание 1 Если вы желаете понять существеннейшие события земной жизни Спасителя и окружающих Его лиц, в частности, события, связанные с судом или взятием кого-либо под стражу, то непременно ознакомьтесь с 17-й главой Второзакония. Отсюда вы узнаете правила, коими должно было руководиться общество при задержании или карательном наказании виновных. Правила эти следующие: Казнь может присуждаться не иначе как по показаниям двух или трех свидетелей ( Втор. 17:6 ср. Чис. 35:30 ). «Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ). Это правило о том, что свидетель должен быть и первым палачом, введено, конечно, для того, чтобы удерживать людей от клеветы, так как, если клеветник окажется и палачом, то подвергает себя сугубой мести от родственников и друзей убитого. Свидетели, предъявляющие обвинение, должны были возложить руку на голову обвиняемого; так и поступили известные нечестивые старцы с безвинной Сусанною. «Оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее» и начали излагать свое клеветническое обвинение, заключив его словами: «Об этом мы свидетельствуем» ( Дан. 13:34, 40 ). Так выполняли они повеление Божие Моисею об известном богохульстве: «выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями» ( Лев. 24:14 ). Повидимому, без этого судебного ритуала, то есть возложения рук обвинителя на голову обвиняемого, нельзя было предать человека суду. Вот почему слова Евангелия: «Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук» ( Ин. 7:44 ) не должно понимать как простой плеоназм в выражении; эти слова имеют такой смысл: Спасителя хотели арестовать, но никто не решился выступить против Него обвинителем и исполнить требовавшийся для сего судебный обряд, то есть возложить свою руку на Его голову. Можно думать, что, кроме этого обряда, от свидетеля требовалось сознание собственной непричастности к греху, подобному тому, в коем он обвинял преступника. Такую мысль можно находить в том же повествовании Даниила о Сусанне; смотрите, каким возгласом юный тогда еще Даниил потребовал себе права третейского суда по сему делу: «он закричал громким голосом: чист я от крови ее!» ( Дан. 13:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

VII. О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА § 238. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия) и его три степени; понятие о священстве, как таинстве Излагая доселе учение о таинствах, мы о каждом из них замечали, что оно может быть совершаемо и преподаваемо верующим только пастырями Церкви, епископами и пресвитерами. Но для того, чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать таинства, Господь учредил еще особое таинство, – таинство священства. Священство понимается в двояком смысле: как особое сословие людей, особое служение в Церкви, известное под именем иерархии (священноначалия), и как особое священнодействие, чрез которое посвящаются и поставляются люди в это служение. В первом смысле священство мы уже рассматривали, и видели: а) что сам Господь учредил иерархию, или чин пастырей 1526 , которых одних только уполномочил быть учителями в Церкви, священнодействователями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего всем верующим (§ 172); б) что в этой иерархии три существенные, Богоучрежденные степени: первая и высшая – степень епископа, архиерея; вторая и подчиненная – степень пресвитера, иерея, священника; третья и еще низшая – степень диакона (§ 173), и – в) что все эти три степени иерархии поставлены в определенном отношении между собою и к пастве, и имеют определенное участие в общем их служении для Церкви (§ 174). Теперь скажем о священстве, как о таинстве. Под именем священства, как таинства, разумеется такое священнодействие, в котором, чрез молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень державной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей. Называется еще это таинство рукоположением 1527 , таинственным рукоположением 1528 , возведением в (священный) сан 1529 , благословением пресвитерства 1530 , таинством святительским 1531 . § 239. Божественное установление и действительность таинства священства

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все семь Богоустановленных церковных таинств группировались в святоотеческой древности около двух таинств, как своих центров. Будучи по существу своему отдельными актами, они примыкали однако к богослужебной практике или к крещению, или к евхаристии, имели с этими двумя таинствами весьма близкую связь или по времени или по цели совершения. 1) По времени совершения соединялись: с крещением – миропомазание, с евхаристиею–публичное покаяние, священство и брак. Миропомазание совершалось непосредственно после крещения, в том же здании, т. е. в ваптистерии. Акт разрешения от грехов в покаянии, которое имело в древности характер по преимуществу публичный, совершался за литургией и состоял в преклонении колен и в возложении рук священника на головы кающихся, после чего они, вместе со всеми верными, допускались к слушанию литургии верных и к приобщению св. Таин. Посвящение в иерархические степени, как и у нас теперь, совершалось также в непосредственной связи с литургиею, так что евхаристия являлась как бы заключением таинства священства. Брак совершался в древности в связи с таинством евхаристии, в которому сочетавшиеся браком, после молитвы и благословения священника, и приступали тут же, т. е. за литургией. 2) Целию и необходимым (хотя и не непосредственным по времени совершения) завершением являлась евхаристия для частного покаяния и для елеосвящения. Так, частное покаяние, хотя и не совершалось за литургиею, тем не менее получившие разрешение от грехов, в ближайший после того день, как и у вас теперь, приобщались св. Таин. Точно также и елеопомазание больных, хотя по времени совершения не соединялось с литургиею, обыкновенно также вело к приобщению 1 ; после елеопомазания больные напутствовались св. Тайнами. Таинство евхаристии являлось таким образом завершением как частного покаяния, так и елеопомазания. Такая тесная связь с крещением и евхаристиею остальных пяти таинств в литургической практике,–связь, которую отвергать нет достаточных оснований, – имела, по нашему мнению, не малое влияние на историческую судьбу как литургической стороны таинств, так и на раскрытие догматического о них учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава XXXIX. Хиротония еретиков второго чина не принималась, а повторялась 1) Вальсамон: «Вопрос 30-й: Аще еретик, иерей или диакон, сподобится божественного и св. крещения, или святым миром освятится, будет ли священнодействуя с первейшею хиротониею его, или другой сподобится хиротонии, аще восхощет священнодействовати? Ответ: Св. Апостол 80-е правило, из языческого правила (от языческой жизни) пришедшие к православной вере, и крестившиеся и епископского достоинства сподоблятися предопределяет. Убо первому иерейству, скверне непщуемой, яко не бывшу вменяемому, аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив, и сый некогда скверный иерей в последнейшем своем житии не осужден возъявится, сподобится не точию иерейского достоинства, но и епископского, обычными всяко степенми на учителъну высоту возводим»» (Севаста, кн. 5-я). 2) Св. Григорий Богослов «Посылаше ко Клидонию пресвитеру, мужу благочестиву, и слузе присному Божию, и инем некиим, яко не приимати губительство еретическое и рукоположения же отметати Аполинарейская, яко неправедна и чуждая соборныя церкве» (В житии по изд. 1665 г., л. 10 об.). «Посылаше писание к Лидонию пресвитеру, мужу благочестиву и угоднику присному Божию, и другим некиим, яко не приимати пагубы еретическия и поставления, и отметати Аполинария, яко странны соборныя церкви» (Ч. Минея, старописьм., Январь, 25-й д.). 3)В одном древнем памятнике (припис. Иустину Философу или Ипполиту) IV века, известном под именем – «Ответы православным» читаем: «Вопрос 14: Если ложно и суетно крещение, преподаваемое еретиками, то для чего православные прибегающего к православию еретика не крестят, но оставляют его при ложном крещении, как бы при истинном? А если он получил от еретиков и рукоположение, то и сие принимают, как твердое? Ответ: у еретика, приходящего к православию, погрешительное исправляется: в лжеучении – переменою образа мыслей, в крещении – помазанием св. мира, в хиротонии возложением рук (хирофесия)» («Иерархия Англик. Церкви» Соколова, стр. 306–307).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовный смысл русской истории К 60-летию победы в Великой Отечественной войне и 625-летию Куликовской битвы 28.01.2005 322 Время на чтение 4 минуты Почти 60 лет назад отгремела Великая Отечественная война - самая кровавая и разорительная, самая катастрофическая в памяти не только нашей многострадальной Родины, но и всего человечества. Чем дальше во времени отстоит от нас эта дата, тем более глубоким, умудренным осмыслением произошедшего, должен быть наш взгляд на события той эпохи, проницающий их внешнюю череду. Что же все-таки случилось? Почему этот апокалиптический ужас воплотился, стал кошмарной явью? Неужели эта небывалая война была неизбежна, необратима? Какие силы привели в движение маховики этого чудовищного злодейства? Человеческих ли рук вообще это дело? Казалось бы, на эту тему написаны горы исследований, изданы сотни томов мемуарной литературы, все расставлено по полочкам и разъяснено. Агрессивные планы гитлеровской Германии пересеклись и вошли в конфликт с геополитическими интересами возглавляемого Сталиным Советского Союза. Формула Клаузевица. Теория Мальтуса. Планы мировой Закулисы... Полные ответы на эти вопросы история хранит от людей, пытающихся вникнуть лишь в сущность политических, экономических и иных вполне материальных причин, не задумываясь о сакральных, таинственных, сокрытых Божьим промыслом мотивах войны. А ведь война - это не только " продолжение политики " , но и следствие, результат политики, проводимой государством. Отвечает ли эта политика задачам, возложенным на народ Творцом Вседержителем? И если нет, то наказание за отступление от Бога будет неотвратимым! Потому, что существуют духовные причины, всегда стоящие за развязыванием войн и конфликтов. Однако Человеколюбец Бог попускает свершиться очередному подготовленному людьми кровопролитию, ради не столько их наказания, сколько последующего вразумления. Не только Вера, но и тысячелетний опыт истории показывают людям, что таков Богом предначертанный путь бытия и развития человечества. Один из авторитетнейших священнослужителей нашей церкви архимандрит Кирилл (Павлов) дает такую оценку событиям тех лет: " Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши. Как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас в беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумления над святынями, за многие наши преступления перед Богом было попущено нам это бедствие. Для того, чтобы остановить нас от полного падения во тьму, греховную пропасть вечной погибели

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Когда Господь шёл с Иаиром к его умирающей дочери, по дороге вдруг случилась заминка: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у неё источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Физически Иисус никак не мог ни увидеть, ни почувствовать этого прикосновения, – и вдруг она слышит Его вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики тоже удивились: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» к тому же и Иаир торопит Его к умирающей, да и саму исцелившуюся зачем бы вытаскивать из толпы, ведь она и так уже получила по вере своей? Но Господь один знал, какую пользу принесёт Он этой остановкой. Примером кровоточивой Он хотел очистить веру Иаира, – чтобы этот человек услышал, как от Господа Иисуса вот так, единым прикосновением с верой, и без всякого возложения рук, можно получить исцеление. Но также и женщина, получив здоровье, получила далеко не всё. Да, она прикоснулась с верой к ризам Иисуса. Но мы знаем, что и приходящие с верой к колдунам зачастую, по-видимому, получают то, что ищут. И с верой носящие амулеты, и с верой произносящие бессмысленные заговоры, – тоже, казалось бы, получают желаемое. Но ведь человеку нужно не просто что-то временное получить, но – всецело спастись, всецело оправдаться пред Богом, всецело соединиться с Ним. Веровать надо не во «что-то» и не в «кого-то». Вера должна быть осмысленной и конкретной; верою мы принимаем конкретную Личность Бога и Человека Господа Иисуса Христа, Его спасительную земную жизнь и Его спасительную смерть. Истинно уверовавший говорит: «…узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа», – уверовали и пришли к Нему, чтобы на веки быть с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ КРОВОТОЧИВОЙ ЖЕНЩИНЫ И ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ НАЧАЛЬНИКА СИНАГОГИ ( Мф. 9:18–26 Мк. 5:22–43 ; Лк. 8:41–56 ) Эти два чуда рассказаны синоптиками в связи одного с другим. Начало одного чуда прерывается повествованием о другом. Связь по времени, возможно, имеет и внутренний смысл, т. к. в обоих случаях – как у Иаира, так и у кровоточивой женщины проявляется исключительная сила веры, следствием которой явились величайшие чудеса. Об этих чудесах, совершенных в Капернауме, позднее Сам Христос с горечью говорил: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы силы, явленные в тебе, были явлены в Тире и Сидоне», (т. е. в языческих городах), «то они давно бы во вретеще и пепле покаялись...» Евангелист Марк дает нам более подробный рассказ об упомянутых чудесах. Он говорит так: «И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним...» Иаир нисколько не сомневался, что Христос возложением Своих рук, может предупредить смерть умирающей дочери, тем более, что он, конечно, знал об недавно происшедшем здесь же, в Капернауме, исцелении Христом смертельной болезни сына царедворца. Но там Христос сказал лишь слово, – заочно исцелил, а здесь Христос лично пошел в дом просителя. Это несомненно успокоило и обрадовало Иаира, но тут случилось неожиданное событие, которое на некоторое время задержало Христа, не вызвав в Иаире, ни тени досады, или нетерпения за промедление. Во время пути Иисуса Христа сопровождало «множество народа, и теснили Его». Всем хотелось быть ближе к Чудотворцу и Наставнику. И вот: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела, от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав о Иисусе, подошла сзади в народе я прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» ( Мк. 5:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной "/> Слово 40. О грехе симонии. В среду 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. ( Деян.8:22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.8:18-25 ) продолжается рассказ о бывшем волхве Симоне, который позавидовал силе апостольского дара и стремился деньгами купить Божественную благодать. Апостол Лука, повествуя об этом в Деяниях, пишет: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Приземленный и меркантильный, он не понимал, что не все в этом мире продается и покупается. За деньги, за жалкий металл, в очах Божиих ничего не значащий, Симон дерзнул начать торг со святыми апостолами и вознамерился купить то, что не продается, потому что принадлежит единому Богу. Когда апостолы возлагали руки на новокрещаемых в граде Самарии, сошествие Святого Духа сопровождалось видимыми знамениями. Это-то обстоятельство и побудило Симона предложить им безумную сделку. Наверное, не было случайностью то, что печать Святого Духа не успела запечатлеться на Симоне, уверовавшем с корыстными помыслами и нечистыми побуждениями. Разве Дух Святой не видит полноту и устремления человеческого сердца?! Как повел себя Симон? Он не стал смиренно ждать своей очереди, полагая, что деньги сделают все за него и для него. Но — не вышло… Ведь ни за какие богатства мира невозможно купить Божественную любовь! Блаженный Феофилакт писал о Симоне, толкуя данный отрывок Апостольского чтения: «Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользовались каким-либо искусством. Потому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться сего дара, он постоянно находился при Филиппе».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скачать epub pdf Слово по случаю введения инвалидов в дом, устроенный князем П.А. и графом Д.А. Зубовыми «Блаженны милостивые» «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» ( Мф. 11:28 ) Господь неба и земли, когда призывает к Себе всех труждающихся и обремененных на земле, обещая им покой небесный, тогда не отвергает ревности человеческой, готовой носить тяготы других, но еще больше утверждает и возвышает ее. Принимая на себя труды и бремена человеческие, Он являет, что милосердие есть дело единой бесконечной благости, и те, которые простирают щедрую руку ближним своим, творят дело Божие. Они и немощными, будучи помощниками немощным, уподобляются Отцу Небесному, так как самый закон милосердия заключает в себе такое величие, даруемое человеку: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный» ( Лк. 6:36 ). Таким образом, и слово Бога, зовущего всех к покою Своему, тогда влагается в уста людей, когда они труждающимся даруют покой и обременным облегчение, хотя их покой есть только телесный и облегчение – только временное. Вы, подвижники покоя нашего, принимаемые под кров этот, слышите ныне глас Божий из уст человеческих: «Придите, все труждающиеся и обремененные», вкусите покой после тягостных подвигов. Нося раны Отечества на теле своем, как бремя, возложенное на вас желаниями и руками нашими, примите ныне облегчение из рук ревностных сынов одного с вами Отечества. Дабы не на ваших только плечах тяготело бремя это – благотворительность, и разделяя его с вами, примет на себя столько, что ваше служение Отечеству вознаградится служением вам. Впрочем, этот голос милосердия не возражает слову Божию, призывающему всех к Своему покою, и предлагаемые дары не воспрещают стяжания даров небесных. Но великие, даже бесчисленные благодеяния человеческие сократились бы в скудную меру ничтожности, если бы они, привлекая к себе сердце человека, отвлекали его от Бога. Если бы вспомоществуемый подобными себе только на их помощь надеялся, отлагая надежду на помощь всесильную и, на время успокоивая тело, не искал вечного спокойствия душе своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010