Крест же Христов принес Спасителю не позор, а великую славу: «Отче, говорит Христос, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Иоан. 17:1 ); «не так ли, говорит после Своего воскресения Спаситель, надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» ( Лк. 24:26 ). Крест не только прославил Христа, но послужил орудием и нашего оправдания перед Богом ( 1Пет. 2:24 ) и спасения ( Еф. 2:16 ; Иоан. 12:32 ), Крест Христов, – великий жертвенник, на котором Христос принес Себя в жертву за грехи всего мира ( Евр. 9:28 ; Исх. 30:28–29 ), обагрив и освятив его Своей пречистой Кровью; и сравнивать кощунственно св. Крест безгрешного Христа с виселицей преступника может только человек неверующий, или неумеющий «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ). 8) Нужно Христа почитать, а не крест. 8) Мы почитаем не только Христа, а и орудие совершенного Христом спасения, как и в Ветхом Завете израильтяне почтили не только Давида, победившего Голиафа, но и тот меч, которым он поразил Филистимлянина; и несмотря на то, что этот меч обагрен был кровью язычника, он, как орудие победы над врагом, сохранялся в храме, завернутый в особую одежду, «позади ефода» – священной одежды ( 1Цар. 18:6–7 и 21:9). Тем более достоин почитания крест Христов, как орудие победы над врагом всего рода человеческого – диаволом. 9) Тогда, говорят сектанты, почитайте не только Крест, а и гвозди, и молоток, и первосвященников, и Пилата, и Иуду, и воинов, ибо и они послужили к прославлению Христа. 9) Всякое дело оценивается не только само по себе, но и по той цели, для которой совершается. Первосвященники, Пилат и Иуда, предавшие на смерть Христа, и воины, распявшие Его, имели целью своих действий не славу Христа, а поругание и смерть Его, проявив во всех своих делах нелюбовь к Нему, а диавольскую злобу. Следовательно, они не прославление заслужили, а отвращение и сожаление, как сознательные мучители и убийцы. Что касается других, бывших на Голгофе, орудий страданий и смерти Христа – гвоздей, молотка, тернового венца и проч., то и они для нас великая святыня, как предметы, прикасавшиеся к пречистому Телу Христа и обагренные святой Кровью Его, но мы не чтим их изображений поклонением, ибо о них не было прообразов, как о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

" Крест и Воскресение - это два столпа православной веры, - сказал владыка в проповеди. - Где вы еще найдете такого Учителя, который с Креста, вися на древе, учит Свой народ, Свою паству? Только в наших православных храмах. Как-то пришли к одному старцу по имени Стефан три монаха в пустыне, чтобы попросить назидания и узнать, как он подвизается. Он сказал им, что днем и ночью смотрит на распятие: " Вот и весь мой подвиг. Здесь я назидаюсь, молюсь и спасаюсь " . Крест Христов - это необычайная жертва любви Бога Отца и Сына к роду человеческому. Мы знаем из Евангелия, как был подписан смертный приговор Христу. Он должен был пострадать именно через распятие на Кресте. Все думали, что это решение Пилата по просьбе иудейского народа, который кричал: " Распни, распни Его! " (Лк. 23:21). Но если внимательно вслушаться в диалог Христа с Пилатом, то увидим другое направление мысли. Прокуратор говорит Христу: " Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? " (Ин. 19:10). " Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше " (Ин. 19:11), - ответил Иисус. Значит, приговор на Кресте был утвержден свыше. Кем? Отцом Небесным. Народ тоже этого не понимал, когда кричал " Распни! " Господь произнес с Креста: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Знали только двое - Отец и Сын. Они знали, как спасти род человеческий - только через смерть. " Смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав " , - поем мы. Господу надо было пройти через эту смерть, чтобы спасти род человеческий. И каждый христианин, который хочет идти за Ним, обязан взять крест, понимая, что его дает сам Отец Небесный. Мы иногда сопротивляемся, не хотим крест нести. Нам кажется, что это люди нас искушают и мучают, что они дали нам этот крест. Нет, это Отец Небесный нашел возможность спасти нас таким путем. Он не хочет нас крестом мучить, но это единственная возможность для нас спастись. Крест для нас - это лестница, помогающая подняться на Небо. Иначе мы не поднимемся. Крест для грешной порочной души - это лекарство " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенном нашим Спасителем. Своей добровольной крестной смертью Господь совершил примирение человечества с Богом, искупил предварительный грех, отторгнувший человека от Бога: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ), «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ). Святой Крест есть жертвенник, на котором, в распятии плоти Своей, Христос принес Себя в жертву за наши грехи ( Рим.8:3 ). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось ( Исх.29:37 ), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем Кровию Непорочного Агнца Христа. Принеся Себя в жертву за грехи человечества, Христос прославил Себя и Отца Своего: «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). Крест является, таким образом, славой Господа и Спасителя нашего. Приняв крестные муки, Господь сошел в ад и победил смерть, победил диавола. Диавол надеялся при помощи креста погубить Господа, но Он Своею Крестной смертью лишил врага рода человеческого власти над людьми, и потому святой Крест явился победоносным оружием Христа в борьбе с искусителем. Каждый христианин, принимающий святое Крещение, сораспинается Христу, чтобы с ним и воскреснуть, чтит, прославляет, поклоняется Кресту, древу нашего спасения. Крест как знамя правды, знамя истины был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», – молил Бога царь Давид ( Пс.59:6 ); пророк Исаия предсказал, что Спаситель «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеяных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ); «Благословенно дерево, – говорит премудрый Соломон, – через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В Священном Писании мы находим много праобразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели ( Исх.12:7–13 ); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом ( Исх.17:11–13 ); медный змий, по повелению Господа выставленный на знамени в пустыне и обезвреживающий гибельные укусы змей. О медном змие, как прообразе Креста, сказал Сам Спастель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Знамение Христово – Крест Его явится на небе перед кончиной мира: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». ( Мф.24, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки. Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов. Католический и православный крест – разница существенна? Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков. И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские). Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: « Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: « Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

http://pravmir.ru/chem-otlichayutsya-kat...

На это протестанты возражают, говоря, что Христов крест один, а православные христиане почитают не только его, но и иные кресты. Обратимся к аналогии: все евангелия были написаны апостолами в одном экземпляре, а затем размножены. Сейчас их миллионы и напечатаны они в обыкновенной типографии, обыкновенными грешными людьми... Евангелие, сколько бы экземпляров его не существовало, остается непререкаемым словом Божиим, точно так же и святой Крест Христов всегда и везде будет образом страданий, победы и славы Спасителя. Обращаясь к словам Священного Писания: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо...» ( 1Пет.2:24 ); «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ), протестанты утверждают – крест есть виселица, и Богом проклят всякий, повешенный на древе ( Втор. 21, 23 ; Гал. 3, 13 ), потому крест почитать нельзя. Призывая обычно толковать Священное Писание в духовном смысле, протестанты на этот раз изменяют себе и видят в словах апостола Петра о вознесении грехов на древо не духовный, а буквальный смысл. Но грехи – это не видимая, ощутимая вещь, не бумага, которую можно взять в руки и пригвоздить к кресту. Апостолы здесь говорят о том, что Спаситель Своей крестной смертью искупил нас от грехов, приняв их на Себя, и тем самым уничтожил рукописание ветхого закона, который люди не могли исполнить. Благодаря крестным страданиям Спасителя, мы уже «не под законом, но под благодатью» ( Рим.6:14 ). Если же понимать слова Апостола по-протестански, буквально, обнаружится и явное богохульство: раз грехами осквернен крест, на котором был распят Спаситель, то осквернено и Тело Его, ибо сказано: «грехи наши Сам вознес Телом Своим!» Но не может быть осквернен, тем более проклят святой Крест, на котором висел не грешник, а Единый Безгрешный, не преступнк, а Спаситель Мира, победитель зла. Прежде крест был орудием казни, ныне стал орудием победы над смертью. Так всякая вещь, в зависимости от того, для каких целей она служит, может быть и проклятой, и благословенной. «Благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ); «превозносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» ( Пс.98:5 ). Ибо, как сказал апостол Павел, «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Не очень далеко ушедшие от времен гонений на Церковь, мы, если не встаем на позицию либерального учения о правах человека, а относимся к страданиям новомучеников по-христиански, способны понять, что на самом деле их страдания для них были их славой, потому Бог их и прославил. Об этом законе жизни хорошо говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: сын мой, не пренебрегай наказание Господне» . Весь корпус новозаветных Книг показывает, что страдания, крест – это залог нашего будущего прославления, но именно будущего, в Царствии Небесном. «Если мы хотим воскреснуть со Христом , – говорит апостол Павел, – то должны и страдать с Ним» . Мы должны разделить с Ним Его Крест, Его Голгофу. И только разделив этот Крест и Голгофу, мы сможем разделить и радость Его Воскресения. Конечно, мера у всех разная. Кто-то может выдержать много, кто-то – мало, но соучастие в страданиях Иисуса Христа, вкушение горечи от мира, незаслуженные гонения, пренебрежения, злословие, физические скорби обязательны. У каждого свой крест, но это страдание человек должен вынести с верой во Христа. По-другому никак невозможно, поэтому Христос и говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши» , а если нет терпения, если все кругом хорошо у нас, то уместно задать себе вопрос: а несем ли мы крест? Участвуем ли мы в крестоношении Христа? А если мы не берем крест и не несем – какие же мы ученики Христовы? Именно от того, что мы больше стремимся достичь в этой жизни какой-то степени комфортности, мы ничего не чувствуем, когда прибегаем к таинствам. Вот, говорим мы, в жизни святых Бог действовал так, что было все очевидно окружающим, почему мы ничего не чувствуем при Крещении, при Миропомазании, причащаясь? Очень редко чувствуем что-нибудь при таинстве Исповеди… Но мы всячески стараемся избегать хоть какого-то страдания ради Христа, избегаем терпения, всячески не хотим терпеть, всячески стараемся облегчить себе жизнь.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. 2 октября, 2010 Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. В неделю по Воздвижении – Мк 8:34 – 9:1 (зач. 37): Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Тиноретто Якопо. Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста.

http://pravmir.ru/nesenie-kresta/

Но также Крест Распятия и Славы Господа пред кончиною этого мира воссияет от края до края небес, возвещая Страшный Суд Божий. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Тогда Крест сей самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целой Вселенной и во свидетельство, что с Его стороны все сделано для людей, что только возможно. Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во Славе Своей и когда сие знамение Креста явится пред Ним светлее самых лучей солнечных». Господом славы святой апостол Павел именует Распятого Сына Божия. Земное прославление ничего не могло добавить к Всеблаженству Всевышнего. Иисус Христос есть Господь нашей славы, славы преображенного Его Крестным Подвигом человечества, славы рода христианского. Спаситель воззвал людей из земного праха и возвел верных к сиянию детей Божиих, к счастью бессмертных Небожителей. Так через Крест и Воскресение Господне сбылось высочайшее предназначение рода людского, которое предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воспоем же со Святою Церковью, со всеми истинными рабами Божиими песнь молитвенную и прославляющую: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею», ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня Еще о крестоношении: Крест и «крестики» И подозвав народ с учениками Своими, сказал им Иисус: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Мк.8:34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Воздадим хвалу Пречестному Кресту Господню! На нем распростер руки Иисус Сладчайший, всех людей призывая в спасительные Свои объятия. Вершиною Крест возносится в Небесное Царствие, пронзая недра земли и преисподней, – убивает смерть и разрушает ад. Восток и запад, север и юг – весь мир освящен благодатными его ветвями. С Креста, сжигаемый зноем, сдавленный удушьем, терзаемый гвоздями, истекающий кровью, умирающий Сын Божий как бы говорит людям: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей ( Ин.15:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

О. Есть. Еще в Ветхом Завете о кресте пророк сказал: «благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В. Почему мы поклоняемся вещественному кресту Христову? О. Потому, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. И пророк Давид предсказал о Поклонении Кресту так: «пойдем к жилищу Его поклонимся подножию ног Его " ( Пс.131:7 ). Подножием ног Спасителя был крест Его. В. Почему мы верим, что от креста Христова бывают чудеса? О. Потому, что всегда бывали чудеса от вещественной святыни, от ковчега и от скинии. Были чудеса и от платков и опоясаний Ап. Павла ( Деян.19:12 ). Тем более возможны чудеса от креста Христова. В. Почему христиане, когда молятся, то с верою смотрят на крест Христов? О. Крест Христов предзнаменовался медным змеем на знамени. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда Евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ.21:8–9 ). Если взиравший с верой на змея на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающий на крест Христов, с верою в Избавителя?! Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое Крестовоздвижение, творила множество, других чудес и прогоняла бесов. Посему христиане всюду изображают крест Христов и постоянно знаменуют себя крестом Господним. В. Почему христиане любят так крест Христов? О. Потому что и Ап. Павел пишет: " Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). В. Почему христиане кладут на себя крестное знамение? О. Потому что не было времени, когда бы христиане не крестились. Прор. Давид молился: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). И в Откровении передается, что на всех спасенных, на челах их были печати «Бога Живаго» ( Откр.7:2–4 ), и «имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

О том, что люди будут ублажать и прославлять Святой Крест Господень, было предсказано еще в Ветхом Завете. «Пойдем к жилищу Его,– восклицал псалмопевец Давид,– и поклонимся Подножию Ног Его» ( Пс.131:7 ). В этих словах под именем Подножия Ног Господних разумеется Св. Крест. Так объясняет св. пророк Исаия, когда говорит, что это Подножие будет состоять из трехсоставного дерева. «Слова Ливана,– пишет Исаия,– продеть к тебе, Кипарис и Певг и вместе Кедр, чтобы украсить место святилища Моего, Я прославлю Подножие Ног Моих» ( Ис.60:13 ). Тот же Исаия говорит далее о прославлении людьми креста: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» ( Ис.60:14 ). Так действительно и случилось. Сначала крест был орудием позорной казни и люди презирали его, но когда на Кресте был распят Спаситель, и крест из орудия позорной казни сделался орудием нашего оправдания и Божия прославления, люди начали покланяться пред Ним, как пред Подножием Ног Господних. Помимо пророчеств о кресте в Ветхом Завете были и прообразы креста. Самым главным прообразом был жертвенник, на котором приносились жертвы. Жертвы знаменовали собою Самого Христа, имевшего, по словам апостола Павла, принести Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих» ( Евр.9:28 ); а жертвенник, на котором закалались жертвы знаменовал собою Крест, на коем пострадал Христос, как «Агнец, заколенный от создания мира». В виду этого жертвенник считался великой святыней: «будет жертвенник святыня великая,– заповедал Господь людям, – все, прикасающееся к жертвеннику осветится» ( Исх.20:37 ). Если же святыней великой считался жертвенник, как знаменование креста, то тем более есть святыня самый пречистый Крест Христов. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы почитаем св. крест. Мы следуем Святому Писанию и исполняем завет Самого Бога. Но вот в последнее время появились люди – сектанты, которые не только не почитают креста, но и поносят его. Поистине на этих людях исполняются слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010