«Егда в Риме Петр апостол от Нерона царя пострада и повелеша его пригвоздить к кресту, Петр же глаголаше: не подобает ми подобитися смерти Владыки моего Христа, но учините мя стремглав в распятии моем. Распинатели же поворотиша вверх ногами Петра и в колоду вдолбиша верхний конец креста по прошению (V, 279). «От православных последи поставлен по обычаю, – вверх головою поворотили» (VIII, 223), – отсюда на Петровом кресте – колода, а не титло (V, 278). «Егда же соблудиша римстии людие над церковью, нарекоша имя ей костел, понеже стоит на костях апостола Петра: оттоле же прият и крест с колодкою Петров, а Христов отринуша прочь и стали писать распятие Христово на сеновном, еже есть на четвероконечном кресте» (V, 279). Таким образом, по объяснению Аввакума, и семиконечный крест не есть Христов крест. «И той Петров крест не безчествуем, – добавлял Аввакум, – но в своем его месте держим в церкви» (V, 219). Где же? При решении этого вопроса Аввакум отсылал читателя посмотреть чин освящения церкви в старопечатном Потребнике. «В Потребниках написано, два креста в освящении церковном назнаменани на листах, указано, как престол и алтарь украшать: над антиминсом крест Христов с возглавием назнаменати и антиминс с ним на престол положи... а другой крест без верхнего возглавия, Петров, сиречь водружальный крест, на другом листу назнаменан, как сделать древяной, по тому образу подпись на нем учинить сице: освятися сей алтарь в лета сия, индикта сего и месяца день, и поставить древяный водружальный крест в алтаре, за престолом на стене стоит неподвижно. Гляди на престол и на церковь , и люди Христовы паси, по заповеди Его, якоже приказано тебе». В объяснение своих слов расколоучитель, разумеется, шел искать писания и силы его. Ссылаясь на изречение Христа апостолу Петру у Мф. 16:18–19 : и дам ти ключи царства небесного, – он давал ему следующее толкование, обращая взор читателя к кресту, стоящему за престолом. «Пускай, стереги церковь Христову, на тебе церковь положена, сиречь приказано тебе то дело, верному и доброму пастырю: стой в алтаре пастырь и гляди на всю церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Между водружением Креста на месте будущего престола 22 июня 1658 года и великим освящением церкви Богоявления Господня прошло совсем немного времени. Возможно, храм был возведен за один или два строительных сезона 487 . Однако при сооружении Воскресенского собора с его придельными церквами, расположенными на разных ярусах, ситуация была иной и в каждом случае – особой. Между водружением подпрестольного Креста и великим освящением церкви могло пройти несколько месяцев и даже лет. Водружальный Крест Голгофской церкви В монастырском Музее Патриарха Никона хранился с 1874 года деревянный семиконечный Крест со следующей надписью: Водружен сей Святый Божественный Честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Новаго Иерусалима на Святой Голгофе, благословением Святейшаго Никона Патриарха , во царство благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при сынех его: Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче, Царевиче и Великом Князе Феодоре Алексиевиче. Лето ЗРО (7170. – Г. З.) отеже по плоти Рождества Христова АХВ (1662. – Г. З.) сентября а EI (15. – Г. З.) день на память Святаго Мученика Никиты 488 . Несомненно, это тот «водружальный Крест с подписью», который находился в 1679 году в алтаре Голгофской церкви 489 . Изменение традиционной формулы надписи позволяет предположить, что Крест был водружен не на месте престола Голгофской церкви, освященной Патриархом Никоном в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а на Лобном месте, где впоследствии был поставлен кипарисовый Крест в меру Креста Господня с резным изображением Распятия Христова. Водружение данного Креста 15 сентября 1662 года, на другой день после праздника Воздвижения, совершаемого 14 сентября, свидетельствует, на наш взгляд, о том, что Голгофский придел был освящен позже этой даты. Подтверждение этому находим в истории строительства и освящения Успенского собора Иверского Валдайского монастыря, основанного Патриархом Никоном в 1653 году.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Водружальный Крест из церкви Богоявления Господня Богоявленской пустыни Патриарха Никона В историю Нового Иерусалима этот Крест вошел с названием подпрестольного. В середине XIX столетия он хранился в алтаре Богоявленской церкви, на стене 483 . Впоследствии вместе с другими достопамятностями Богоявленской пустыни Крест был перенесен в монастырскую ризницу, а в 1874 году помещен в музей Патриарха Никона , основанный настоятелем Воскресенской обители, известным церковным историком и археографом архимандритом Леонидом (Кавелиным) . Богоявленская пустынь – одна из первых каменных построек в Новом Иерусалиме. 22 июня 1658 года был совершен чин основания Богоявленской церкви с водружением на месте будущего престола деревянного семиконечного Креста с надписью: Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен Честный Крест сей в церкви Боголепного Его Богоявления в лето ЗPS (7166. – Г. З.) месяца июня в 22 день, при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце и при Святейшем Никоне Архиепископе царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарха. NIKA 484 . К сожалению, упоминание о размерах Креста пока не обнаружено. Престол церкви Богоявления Господня находился первоначально на первом этаже одноименной Пустыни, которая представляла собой в то время двухэтажные платы и примыкавший к ним с востока небольшой четырехстолпный храм. В таком виде Пустынь простояла до весны 1661 года, когда начались работы по ее перестройке, в процессе которой престол церкви Богоявления Господня был перемещен с первого этажа на вновь сооруженный третий. Здание получило облик четырехэтажного «столпа» с плоской кровлей, увенчанной кельей, звонницей и главкой-храмом во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В упраздненной церкви первого этажа апсида и простенки между восточными столпами были заложены. В 1985 году во время архитектурных исследований центральной части апсиды первого этажа обнаружены три белокаменных блока с размерами 23х23х23, 25х27х32 и 31х28х[?] см, лежавшие «Т«-образно на глубине 40 см от уровня сохранившегося пола. Между блоками находился промежуток в 10 – 13 см, не заполненный раствором. Местоположение камней соответствовало престолу на третьем этаже Богоявленского храма 485 . Все это позволило предположить, что находка представляет собой те три камня, между которыми был водружен Крест при совершении чина основания церкви. В Требнике 1651 года читаем: И взем (архиерей или иерей. – Г. З.) три камени, и положит их на место, идеже быти святому престолу, и посреди их потчет крест 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

зде же сила Христова креста не от чувственного, якоже тамо, Фараона избави и избавляет, но от мысленного Фараона, глаголю диавола и бесов его... Ну, слышателю, рассуди: которая земля лучше, – Иерихон ли во обетование, или небо? временное житие, или вечное? Аще ли вечного жития не хощешь, но нынешнего, яко жидовин в обетовании, ищешь: и ты держися четвероконечного креста, да с ними же в пекл пойдеши, в огнь неугасимый. Помянешь тогда, наши нынешние речи» (V, 273–5). Таково было учение Аввакума о виде креста. При сравнительной подробности, с какою было изложено, оно, однако же, не решало всех тех недоумений, какие могли зародиться в голове раскольника. Прежде всего пустозерский расколоучитель трактовал не о всех видах креста. Так, например, у него не было ответа о кресте шестиконечном, хотя и с этою формою креста раскольники могли встречаться очень часто. Потом, уверение, что лишь осьмиконечный крест есть истинный крест Христов, опровергалось теми памятниками древности, из которых легко можно было видеть, что и четвероконечный крест употреблялся равночестно с осьмиконечным, не говоря уже о письменных свидетельствах в этом роде. Далее, толкование о семиконечном кресте должно было разрушиться при первой справке со старопечатным Потребником, на котором оно основывалось, потому что в первом же московском издании Потребника, которое раскольники особенно уважали – филаретовском, водружальный крест был изображен в виде осьмиконечного и с надписями «царь славы Ис. Хс. ника», как и на кресте на антиминсе, и против последнего не имел только «копия» и «трости». 435 А особенно странным и противоречивым являлось суждение Аввакума о кресте четвероконечном. Если этот крест есть символ латинства и его еретичества, то зачем и как он «держится» в православной церкви? И почему здесь в одном случае он зело потребен и – «по преданию святых отец» – служит к благоукрашению священных предметов, а в другом – «мерзок и непотребен и подобает его изринути?» И в представлении о латинской церкви получалась путаница: символом римского костела должен был сделаться собственно крест Петров, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

– Это приятно слышать, сказал я. А лет 35 тому назад, мне пришлось ехать на линейке по Покровке; поравнявшись с храмом Богоявления в Елохове, я перекрестился, а сосед мой, – нет. Я позволил себе спросить его, почему он, как мне казалось, православный крестьянин (христианин), не перекрестился пред Господним храмом, в котором совершается святейшее таинство Евхаристии, на престоле которого всегда хранится пречистое Тело и Кровь Христа Спасителя (запасные Дары)? – Что бы, думали вы, он мне ответил на мое скромно выраженное замечание? – Не знаю, что скажите. – Он дурно обругал меня и тотчас соскочил с линейки на ходу лошадей… – Всяких людей много. Нет, я чту крест; только не знаю, зачем у вас ставится на некоторых церквах двусоставной крест, а не трисоставной. Кажется на древних, до Никона, церквах этого не бывало. Я не хулю и двучастного креста, тем паче не назову его антихристовой печатью, или кумиром, как гаждают беспоповцы, а только рассуждаю, двучастному (кресту) свое место, напр., на облачениях священных, при осенении себя рукой или свещами, но водружальный крест должен быть трисоставной, т. е. с «подножием» и «титлою». – Были ли на храмах древних кресты двучастные или не были, это пусть решают археологи; а мы с вами вспомним евангельские слова: «и нося (И. Х.) крест Свой, изыде на место, нарицаемое лобное»… ( Ин.19–17 ). Здесь слова Евангелиста указывают на крест без титла и может быть без подножия; Евангелист ясно говорит о Господе, что Он нес крест Свой, т. е. тот, на котором был распят. – Вот за это объяснение тебе спасибо. Войдя в свою квартиру, я направился в свой кабинет, за мной вошел и небывалый гость мой. Помолимся, сказал ему я, по древнему обычаю православных, пред св. иконами; вот эта св. икона Знамения Божией Матери очень древняя, не менее 300 лет; ею меня недавно благословило одно высокопоставленное лицо. Старообрядец пристально поглядел на икону и сказал: нет, ей 300 лет не будет, а все-таки она очень хорошего древнего письма; – да, я молюсь, где бываю, пред всякими, т. е. пред иконами нового письма и древнего! Ведь христианин молится не самой иконе, т. е. не дереву или краскам, а молится Господу Богу, Пресвятой Троице, Божией Матери, ангелам и святым; надобно возноситься умом и сердцем к тому, кто изображен на св. иконе. Ведь я не молоканин, не штундист.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

В Муром возвращен в июле 1999 года. Розыск был проведен успешно благодаря скоординированной работе органов УВД Мурома и Нижнего Новгорода. Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Монументальные кресты Нового Иерусалима не были предметом специального исследования. Между тем письменные источники содержат сведения о поклонных, памятных, водружальных и подпрестольных крестах, изготовленных из камня, дерева или керамики и находившихся в храмах и часовнях Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. К сожалению, из них сохранился только деревянный кипарисовый Крест на Лобном месте в Голгофской церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Настоящая статья посвящена преимущественно монументальным крестам XVII века, которые были установлены в первый строительный период обители (1657–1666) основателем Ново-Иерусалимского монастыря Святейшим Патриархом Никоном , а во второй и третий строительные периоды (1679–1685; 1686–1698) – его учениками и последователями. Памятный и поклонный Крест на горе Елеон Один из первых Крестов Нового Иерусалима был водружен Патриархом Никоном к востоку от Воскресенского монастыря на холме, названном в соответствии с палестинской топографией Елеоном. Крест стоял на вершине холма, отмечая место Вознесения Господня. К югу простиралась бывшая деревня Котельниково, переименованная в село Вознесенское, с деревянной церковью Вознесения Господня. Далее к востоку находилась Ново-Иерусалимская Вифания – основанный Патриархом Никоном Новодевичий монастырь с церковью Входа Господня в Иерусалим. Паломник, направлявшийся в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимался, минуя Вифанию и село Вознесенское, на вершину Елеонского холма, откуда открывался великолепный вид на святые места Российской Палестины и наВоскресенский монастырь. Крест, таким образом, имел значение поклонного Креста, который устанавливался обычно в Древней Руси на высокой точке при подъезде к городу. Патриарх Никон целенаправленно и разными средствами созидал Воскресенскую обитель как «святое ограждение», созданное «на видение приснопамятнаго святаго того Иеросалима» 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Излияние то во Христе и благодать того же существа седит на особном престоле: соступив с небесе силою благости своея к нам, весь Чистую Деву вселися, – тверди: весь благостию, а не существом». «Како так явно обманул диявол русских людей бедных, явно идут в пагубу, римскую блядь возлюбивше, крест четвероконечный. А хощеши ли Петров крест разумети? Римляне его любят и почитают, яко же и крыжу честь воздают; и мы его чтем, да не яко Христов, – словет у нас крест водружальной. И ты, слышателю, разумей Христов и Петров крест: у Христова над титлом чибышок, а у Петрова над колодкою чибышка несть, ему же образ сицев». Таково хульное мудрование в тех поучительных словах аввакумовых о Христе и о кресте. Еще же и ины многие срамные речи и неистовные в тех письмах обретаются, ихже слышати мног смех будет, женам же наипаче срамно слышати. Тако бо и Иерофей, поборник тех писем, рече: есть в них иное невежественное, что и насмеесся. Ануфрей же со своими заручили таковая невозбранно держати пользы ради. Святии повелевают несогласное писание отревати, яко плевел бесовский сожигати 491 ; они же таковая положиша не возбранно держати пользы ради. По сему же ведению и по письму, еже рекоша: в письмах что буде обрящется противно божественному писанию, и мы того не приемлем, – по тому всякому тех ануфриян мощно вопрошати: которое же скажут несогласно святому писанию, в тех письмах, – три ли Цари и существа, или то не согласно рекут, еже речено в них о воплощении Сына Божия кроме божественного существа, или ино что скажут несогласно? И слыши ответ и разумей. Тако же и их совета, ведущие писания и не хотящие с ними погибнути, будут вопрошати о вере Ануфрия старца и единомысленников его. Понеже святые отцы повелевают всякому православному християнину о вере вопрошати и отвещати. Обаче не всякому подобает того Ануфрия вопрошати о вере, но ведущим лукавые речи его. Многих бо он прельстил вопрошающих его о существах и о Царях. Понеже в писании каяждо особь ипостась Святой Троицы нарицается: Бог, и Царь, и существо, и Господь; он же, таковая собирая, и показует неведущим писания приличная им, якобы потому мощно глаголати и три существа, и три Цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Подпрестольный семиконечный Крест, вверху которого надпись: Iucyca Христа Сына Божия и в промежутках между слов Х. и С. Б. идет следующая надпись: Освятися престол Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа в церкви во имя и Святителя и Чудотворца Николая, по благословению Святейшего Кир Ioakuмa Митрополита и всея России Патриарха, во царство Благочестивейших Государей, Царей и Великих Князей Ioahha Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодржцев благоусердным тщательством Государыни Благоверныя Царевны и Великия Княжны Татианы Михайловны лета ЗРХЧ (7190. – Г. З.) месяца июля в 31 (17. – Г. З.) день. В конце самого Креста подпись: Во время же Святаго Священия храма сего действова благодать Трисвятаго Духа чрез грешнаго архимандрита Никанора сея Св. Обители Воскресенской 491 . Итак, подпрестольный Крест был водружен в приделе Святителя Николая 17 июля 1682 года тщанием царевны Татианы Михайловны. Надпись «каменного путеводителя» первой половины 1680-х годов сообщала, что « церковь св. Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца не освящена» 492 . Освящение придела было совершено архимандритом Никанором только в 1690 году 493 . Восемь лет водружальный Крест имел значение не только подпрестольного, но и памятного Креста. Неслучайно архимандрит Никанор счел возможным дополнить традиционную надпись на Кресте авторским текстом об освящении храма. Подпрестольный Крест из придела Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных Придел в честь Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, был устроен на первом этаже теплой трапезной церкви Рождества Христова усердием князей Мещерских. Рождественнский храм, сооруженный в период настоятельства архимандрита Никанора в 1686 – 1692 годах, символизировал Вифлеем. На его первом этаже был устроен в XVIIIbeke Святой Вертеп, ясли и четыре придела по Вифлеемскому образцу. Датой освящения придела Избиения младенцев принято считать 1789 год по надписи на антиминсе, выданном в этом году митрополитом Московским и Калужским Платоном 494 . Однако надпись на подпрестольном Кресте, водруженном настоятелем Воскресенского монастыря архимандритом Платоном (Любарским), называет другую дату – 9 мая 1790 года. По-видимому, вскоре после этого события и было совершено великое освящение церкви Избиения младенцев в Ново-Иерусалимском Вифлееме.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В письменных источниках выявлены упоминания о пяти Крестах, водруженных в разное время на месте престолов монастырских храмов Нового Иерусалима. О Кресте, водруженном при основании Воскресенского собора, прямых сведений нет. Однако в той редакции монастырского стихотворного «Летописца» архимандрита Никанора, который опубликован К. Тромониным и архимандритом Леонидом (Кавелиным) , сказано, что Патриарх Никон 18 октября 1657 года Крест, идеже престолу быти, водрузи, И яко на камени основание положи 482 . Списки «Летописца» архимандрита Никанора в должной степени не изучены, и пока трудно судить, какими письменными источниками пользовались исследователи XIXbeka, издавая надпись на белокаменных плитах у южного входа вВоскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Однако представляется вполне вероятным водружение 18 октября 1657 года двух крестов – на место будущего Воскресенского собора и на горе Елеон. В любом случае приведенный нами текст относится к закладке храма. Согласно Требникам середины XVIIbeka, «чин, бываемый на основании церкви», обязательно включает в себя водружение Креста «великого деревяннаго» на месте будущего престола и положение камня в основание храма. В Требнике московского издания 1651 года на листе 21 приведен рисунок водружального Креста, который должен быть семиконечным, со следующей надписью: Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобного, или мученика, в которого имя церковь , или святая или пророка. Лета седмь тысяц РМЗго, или котораго будет лета, такоже и месяц, и день. При благоверном царе и великом князе, имярек, всея Русии. И при патриархе Московском, и вся Русии, имя рек. Или при митрополите или архиепископе града, имя рек. Крест, водруженный при совершении чина на основание храма в честь Воскресения Христова в Воскресенском монастыре, во всем, по-видимому, соответствовал указанному в Требниках образцу. Косвенным подтверждением этого служат другие водружальные кресты Патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Но другое евангелие, печатанное в 1637 году и приложенное в 1640 году собственно в Духов монастырь от царя Михаила Феодоровича 357 , находится теперь в библиотеке новгородского Софийского собора. Современный оклад на нём гладкий сребропозлащенный с чернью. На верхней дске в средине распятие с предстоящими, а по углам Евангелисты. В Михайловской церкви на Софийской стороне евангелие в сребропозлащенном чеканном окладе, печатано 1697 года, а оклад на нём с другого более древнего евангелия, как показывает чеканная надпись на его среднике: «Лта 7145 (1637) году апрля въ 7 день приложилъ Евангелисты въ домъ Пречистые Богородицы честнаго Ея и св. Апостолъ Петра и Павла и Николая Чудотворца въ Конюшенной слобод, что на Могилищахъ, Яковлевъ сынъ Серебрениковъ по своихъ родителехъ». Из описей Хутынского монастыря за 1642 год и Антониева монастыря за 1696 год видно, что евангелия в то время были с окладами басменными, чеканными и сканными, украшенными жемчугом и каменьями. 3. Кресты напрестольные воздвизальные и наперсные В новгородских церквах с давних времён употреблялись, кроме крестов на храмах, кресты разных родов: напрестольные, известные под именем благословенных или благословящих, воздвизальные, употребляемые в день Воздвижения и в крестных ходах 358 , запрестольные или выносные, водружальные, поставляемые при освящении храмов, и наконец малые, к коим принадлежат подвесные к иконам, княжеские, святительские и нательные. Они устроялись большей частью из дерева и окладывались басменным и чеканным, а иногда сканным серебром, были также литые из меди, чеканные из серебра и золота, каменные и финифтевые. Одни из этих крестов остались в Новгороде с надписями, а другие без надписей. 1) Из числа крестов с надписями первое место занимает воздвизальный шестиконечный крест новгородского архиепископа Антония, в длину имеет 1 арш. без вершка, а в средней поперечине 6 вершков. Он устроен из дерева и обложен басменным и сканным серебром. На средине его часть животворящего креста Господня, крестообразно положенная за стеклом. В верхней части креста изображён финифтевой мусией Иисус Христос на кресте с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом. В шести клеймах на лицевой стороне вычеканены изображения Знамения Богородицы, Господа Вседержителя, двух Херувимов и св. Иоанна Богослова, между коими помещения означенные два креста. Надписи сделаны были на боках креста по басменному окладу: «о агиос Петрос, о агиос Павълос, о агиос о агиос Семьонъ», и потом: «Господи помози рабу Антону Новгородьскуму давшюму кръстъ святой Софии». Из надписи этой видно, что крест приложен архиепископом Антонием, бывшим около 1211 года в Царьграде 359 и управлявшим новгородской епархией с 1212 до 1229 года 360 . Но в настоящее время крест сей обложен новым сребропозлащенным окладом, устроенным в 1848 году на иждивение новгородского митрополита Антония 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010