До пришествия на землю Сына Божия, те жертвенники, по которым лилась кровь тельцов, овец и других жертвенных животных, как прообразы жертвенника всемирной жертвы, были в глубоком и благоговейном почитании у еврейского народа: они считались предметами святыми. «Жертвенник , говорит Бог Моисею, будет святыня великая, все, прикасающееся к нему (жертвеннику), освятится» ( Исх. 30, 28–29 ). В Новом Завете пред нами жертвенник всемирной жертвы – Крест Господень: по нем текла кровь не тельцов, агнцев или иных животных, но пречистая кровь Сына Божия. Это сравнение жертвенников ветхозаветных с новозаветным внушает нам необходимость почитать Святый Крест Господень. Ведь если жертвенники, облитые кровью жертвенных животных, были почитаемы в Ветхозаветной Церкви за великую святыню, то тем более в Христианской Церкви свят и достопоклоняем крест – жертвенник, обагренный святейшею кровью Спасителя. Если прикасавшиеся к ветхозаветному жертвеннику освящались, то тем более освящаются христиане благоговейно прикасающиеся ко св. Кресту и с любовию лобызающие его. Затем Крест Господень есть орудие божественного прославления его, как уверяет нас в этом Сам Господь в св. Евангелии ( Лук. 24, 26 ; Иоан. 12, 23 ). В 24-ой гл. от Луки разсказывается о том, как Спаситель после Своего воскресения из мертвых обратился к шедшим в Еммаус ученикам Своим со словами: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (ст. 26). – При торжественном входе Своем в Иерусалим за несколько дней до страданий Своих на кресте Спаситель сказал: «пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Иоан. 12, 23 ). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» ( Иоан. 12, 32–33 ). Христос Свое шествие на Крест, принесение Себя в жертву за грехи мира считает за славу, за честь и за неизбежное условие к привлечению в Свое вечное царство всего мира. Отсюда ясно, что Крест есть лествица к славе для Господа Иисуса и знамя победы над диаволом, адом и смертию. Что Бог Отец Небесный возвеличил Сына Своего на кресте, об этом свидетельствует апостол Павел, говоря Филипписеям, что Спаситель смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Филип. 2, 6–9 ). Выражение: посему Бог превознес Иисуса Христа после слов: смерти крестной , показывает что крест был высочайшею ступению неизмеримого Божеского прославления Господа .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Духа – ничто, но раз чрез них действует сила Божия, то мы должны относиться к ним с чувством глубокого религиозного благоговения. Так мы и относимся ко кресту Господню, обагренному пречистою кровью Спасителя. Что касается ссылки сектантов на тексты Св. Писания: Галат. 3:13 и Второзаконие 21:23, то толкование этих текстов сектантами показывает полное убожество их мысли. Во-первых проклятие касается не креста, но висящего на нем. Поэтому сектанты должны проклятие направить не на крест, а на Господа Иисуса. Крест же Христос очистил и освятил Своими страданиями и смертью на нем. «А что Бог очистил, того не должно почитать нечистым» ( Деян. 10:15 ). Через крест Господень явилась правда, а благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. Сол. 14:7). 4) Если крест есть орудие спасения, то все-таки честь нужно воздавать не ему, но Христу. По православному же выходит, что нужно почитать и крест, и гвозди, и молоток, и Иуду, и воинов, которые также являлись орудиями спасения. 4) Крест Христов потому именно и почитается, что он Христов. Христос пострадал на нем, освятил его кровью Своею. Пречистое тело Спасителя прикасалось ко кресту. А мы знаем, что место, где была особое благодатное присутствие Божие, повелевалось Самим Богом почитать. «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, – говорил Бог Моисею, – ибо место, на котором стоишь ты, земля святая» ( Исх. 3:5 ). Вождь воинства Господня сказал Иисусу Навину: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15 ). С точки зрения сектантов Бог допустил ошибку, повелев отнестись с чувством религиозного благоговения к земле, назвав ее святою, когда по их мнению честь нужно воздать не земле, где было особое присутствие Божие, а Самому Богу. Но Господь Вседержитель не повелевает мудрствовать так, как сектанты мудрствуют, а говорит, что свят и тот предмет, на котором почивает Божия благодать. Вот почему псалмопевец пророк Давид предсказывал, что почитать будут св. Крест Христов: «Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию его – свято оно» ( Пс. 98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

е. уничтожил рукописание или список грехов. Но если принятием на Себя людских грехов пречистое тело Господа не осквернилось ( 1Иоан. 3:5 ), если истреблением рукописаний не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, посредством которого уничтожено рукописание и убита вражда. Ибо святость тела Христова уничтожила все нечистое на кресте, и грехи, и рукописания ( Евр. 2:16 ), а честная кровь Господня освятила крест, «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное» ( Колос. 1:20 ). 3) Крест есть позорная виселица, плаха, придуманная для казни злодеев, на которой враги Спасителя бесчестно убили Господа нашего Иисуса Христа. Можно ли чествовать плаху, на которой злодеи убили моего отца или благодетеля? Если нельзя, то нельзя чествовать и креста, на котором враги убили Господа Иисуса Христа. И слово Божие говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Гал. 3:13 ); тело Его не должно ночевать на древе, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, ине оскверняй земли, твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел». ( Втор.21:23 ) 3) Приравнивать Крест Христов, как орудие страданий и смерти Спасителя, к орудию страданий обыкновенного человека – значит извращать значение искупительных страданий Богочеловека. Обыкновенный человек принимает смерть не добровольно. А Крест Христов был орудием, чрез которое Иисус Христос избавил весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Для блага человеческого Премудрость Божия избрала крест для святых дел искупления, как, например, медный змей ( Числ. 28:8 ), крайняя плоть ( Быт. 17:11 ) – были избраны знаками Божественной милости Господа к людям. Значит, крест есть орудие не позора, не зла, но – орудие чести и величайших благ для всего человечества; «И в одном теле примирит обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем» ( Ефес. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

– Жизнь современных родителей превратилась по большей части в скорбь и страдания. Какой смысл в этом? – В скорби и страдании родителей? Смысл есть. Бессмысленна жизнь – когда нет духовной стороны жизни, никаких трудов. Телесные страдания тяжелы бывают, но тяжелее их душевные. Христов Крест – это крест, который Господь понес за наши грехи. Но поскольку Господь избрал Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает через ношение креста. Поэтому и сказал: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха. Потому что есть такое изречение: древо креста вырастает на почве сердца. Несение креста заключается в духовном перерождении души в результате того, что тебе посылается. Часто человеку посылается какая-то скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю пользу духовную. Тогда может Господь даже снять или облегчить крест. Как отец Сергий Орлов говорил: для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. Помните притчу, как один человек пришел к старцу? – Отче! Почему у тебя все ладится, а у меня ничего не ладится? Тот отвечает: – Терпение нужно. – Да что толку. Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить. – А ты дождись зимы… – Батюшка, ждешь-ждешь, а «зимы» все нет: глобальное потепление, наверное… – По сути своей вопрос настолько сложен, что здесь без помощи Божией не обойтись: говорят, когда человек не слушает уже никого, тогда исправление только от Бога. Видимо, при потеплении воду нужно носить своими немощными горстями, понемножку… Рейтинг: 9.9 Голосов: 500 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Михаилъ Погребнякъ 20 февраля 2017, 15:13 Слава БОГУ за все! Спасибо о.Валериану за полезное. Спаси нас ГОСПОДИ и помилуй! Нелли Вишнякова 20 февраля 2017, 12:09 Вроде бы и пожурил нас, мирян, но так мягко это сделал, без обвинений, которые зачастую можно услышать в других статьях. Благодарю.

http://pravoslavie.ru/101185.html

И, неся крест Свой Он вышел на место, называемое Лобное, по–еврейски Голгофа» ( Иоан. 19:17 ); «выходя они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32; Мр. 15:21 ); «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Иоан. 19:25 ). «Спаси Себя Самого и сойди со креста», глумились над Христом враги Его ( Мр. 15:30 ). Всякому понятно, что, когда говорится здесь о кресте Иисуса Христа, то разумеется крест Его не духовный, а вещественный, ибо, напр., Симон, не духовный крест Христа нес, а вещественный, деревянный, на котором Он распят был и при котором стояли Матерь Его и другие. Этим же вещественным крестом Христа, а не одними Его страданиями хвалился и Ап. Павел, об этом же, а вовсе не о духовном кресте говорит св. Апостол, когда учит, что Бог посредством Христа «примирил с Собой все, умиротворив через Него все, Кровью креста Его, и земное, и небесное» ( Кол. 1:20 ), ибо духовный крест не может иметь никакой крови, вещественный же крест имел на себе ту именно Кровь Христа, которая лилась на нем из пречистых ран Его за грехи всего мира. Рассуждая далее не от Писания, а от головы своей, сектанты так говорят о св. Кресте Христовом: 7) Крест, говорят сектанты, это тот же эшафот «виселица», «шибеница»: можно ли чествовать плаху, на которой умер дорогой мне человек могу ли я почитать, напр., кусок дерева, которым убит мой брат или отец? 7) Сравнение креста Христова с «виселицей» или другими орудиями смерти совершенно не удачное. Если бы моего брата повесили или убили за его преступление, то тогда «виселица» или другое орудие его смерти были бы для меня противны не потому, что они нечисты сами по себе, а потому, что напоминали бы мне о тяжком позоре для всей моей семьи, но если бы враги брата моего повесили или убили его за правду или, напр., за родину, за веру, за царя нашего, я бы считал и виселицу и другое какое–либо орудие, каким его умертвили, дорогими для меня предметами, принесшими и убитому, и мне, и моей семье вместе с горем и славу; и если не чтил бы их, как святыню, то только потому, что, допустим, на виселице пострадал хотя и невинно, все же не безгрешный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

— Имеет ли совершенство продолжение после смерти? — Для совершенных имеет. Ибо ты слышал, что говорит Дух Святой: «пойдут [они] от силы в силу: явится Бог богов в Сионе» ( Пс.83:8 ). И души праведных, и Ангелы восходят во век века с одной ступени духовного блаженства на другую, более высокую, всё выше, с духовными видениями всё более высокими. Поскольку Бог не имеет пределов в высоте, во век века восходят и праведники, и Ангелы всё выше, со ступени на ступень, если душа перешла в вечность, в благо. А если человек умирает неисповеданным и в тяжких грехах, то он стремглав летит вниз, пока не достигнет дна адова, от которого Бог да избавит всех. Аминь. Святой крест «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Каждый раз, когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты — как баптисты, адвентисты, евангелисты, пятидесятники, назаряне, кающиеся, жнецы, феодоровцы, свидетели Иеговы и всякие прочие сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова. Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну. Двояк Крест, двояки и значения Креста. Не разумейте Святой Крест так, как эти недалекие умом и неумные, не желающие поклониться спасительному Кресту Христову, как говорит о том святой апостол Павел. Пусть они хулят, ибо сатана помрачил их, наложил им печать на лоб прежде всего, то есть там, где находится головной мозг, чтобы они не веровали. Он наложил им печать на правую руку, чтобы они не поднимали ее ко лбу и не могли осенить себя спасительным знамением пречестного и животворящего Креста Христова. Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест. Разве ты не видишь в человеке одну ипостась в двух естествах? Одна часть видна, то есть тело, другая не видна, то есть душа, потому что она — невидимой природы. Так станем понимать и Крест. Один Крест — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Именно у них, у смиренных, настоящая и подлинная мудрость, мудрость особая, о которой говорил Апостол Иаков. Вот его слова: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак.3:17 ). Этой мудрости были полны все святые. Этой мудрости надлежит и нам, христианам, рядовым и слабым, от Бога искать. Об этой истинной премудрости говорит святой Апостол Павел: «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор.1:25 ). Кого мир считает немудрыми, кого мир не замечает или даже презирает, – это немудрое Божие премудрее всех мудрых человеков. «Немощное Божие сильнее человеков». Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем, гораздо сильнее всей силы человеческой. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» ( 1Кор.1:26 ). Это все вы, простые люди, открывшие сердца свои перед Господом Иисусом Христом, возлюбившие Крест Христов. О вас говорит Апостол Павел, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:27–28 ). Господь знает, в чьих сердцах истинная мудрость. Господь видит тех мудрых, которых люди не замечают. Есть мудрецы Божии среди нас, простых людей, есть они и среди нищих, ничего не значащих в глазах мира. Их считает Апостол Павел подлинными носителями Божией мудрости и силы, ибо они возлюбили всем сердцем Крест Христов, тот Крест, на котором Спаситель наш примирил с Богом весь мир, всё небесное и земное посредством Креста. Все православные христиане, все католики чтут всем сердцем Крест Христов. Но нельзя сказать этого о всех тех, кто именует себя христианами. Разве чтут Крест Христов сектанты, именующие себя евангельскими христианами? Разве можно сказать это о баптистах, молоканах, жидовствующих? Они все враги Креста Христова. К ним относится то, что сказал Апостол Павел: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть» ( 1Кор.1:18 ). Они считают безумием наше поклонение Кресту, они в безмерной дерзости своей, в нечестии своём поносят Крест Христов самым чёрным, самым страшным образом. Они говорят, что Крест Христов должен служить предметом отвращения, презрения. Они сравнивают его с позорной виселицей, они смеются, что мы орудие казни почитаем всем сердцем и превозносим над всем миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Истинный христианин всегда должен пребывать в мире с Богом. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние сие состоит не в словах только: «Прости, Господи, помилуй, Господи!» Но при сем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, т.е.: определенное сознание нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, – сознание своей в том виновности и безответности – без самооправдания, и молитва об оставлении грехов ради Господа. Вера в Евангелие есть то же, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя нашего, – в Его лице и дело, изображенные в Евангелии. Сам Господь сказал о Себе Никодиму: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Вера сия должна быть живая, твердая, непоколебимая, деятельная, поспешествуемая любовию, выражаемая в добрых делах. Покаяние и вера неразрывно связаны между собою, и раздельно, в истинном смысле, существовать не могут; но в сочетании их заключается тайна велика ( Еф.5:32 ). Т.е. когда в одном и том же духе встретятся познание своей бедности, данное покаянием, и познание Спасителя, данное верою, тогда богатство Христово и окаянство кающагося сочетаваются воедино, и от этого сочетания раждается новая тварь – новый человек. О самоотвержении и крестоношении Если кто хочет идти за Мною, – отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ). Вот и еще двойная заповедь Христова для желающих следовать за Ним: отвергнуться себя и взять крест свой. Отвергнуться себя значит оставить все греховное, живущее в человеке; а взять крест свой значит решиться безропотно переносить все бедствия и несчастия, случающияся в жизни нашей постоянно. Так отвергнуться себя уже значит взять крест свой, а взять крест свой есть то же, что отвергнуться себя. Самоотвержение без креста и крест без самоотвержения немыслимы. Принимаемые же в соединении самоотвержение и крест поставляют христианина на путь Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Как человек о себе может сказать, что он несет крест? Христос нес Крест. То, что есть у нас  - мы можем говорить об этом как о кресте, причем совершенно спокойно, уверенно, даже жестко. Что это такое?  Муж пьет, дети ругаются и в храм не ходят, вот то, вот это -  вот такой у меня крест. Друзья мои, а это правда -  крест? Вы представьте себе, Христос Всеведущий, Знающий то, чему надлежит сбыться еще до всякого события, ни разу не сказал, что мне надлежит поднять крест. Так вот,  возьми крест свой и следуй за Мной.   Возьми его  в молчании, пусть никто не видит. А те, кто знает -  самые сердечные друзья, близкие твои знают, какова твоя жизнь, но ни в коем случае ты сам не говори, что есть твой крест - и тогда ты пойдешь за Христом. Что такое сбережение души, о котором говорит евангелист? Это жадное и алчное упрятывание своей души от Христа. Мол, не трогайте меня – я веду религиозную жизнь, не мешайте мне молиться, отойдите, я лучше   без вас. И если это так, то на нас сбывается слово Спасителя. Этот человек  теряет душу. Замечательное слово выработал наш народ для  определения хорошего человека! Мы говорим о таком человеке: «У него душа открытая, он с распахнутой душой». Открытая душа у  человека, который не боится впустить в нее порыв Христовой любви, у которого нет уголка, недоступного для Спасителя. И вот человек   раскрывает душу, и в этой душе гуляет ветер благодати Божией, и человек уже потерял эту душу, у него не остается никакого своего уголка, все Христово -  он  ради Христа и Евангелия душу не теряет, а в действительности сберегает. На таких сбываются слова  Спасителя: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».   -Как следует понимать слова  архимандрита Иоанна Крестьянкина, когда он своим чадам говорил: «Молись так: помоги мне, Господи, без ропота нести крест мой». Что он подразумевал под этим крестом? Конечно, это невозможно сравнить с Крестом Господним, но может быть это  наши скорби, наши печали, наши болезни. Как это понимать? И не мог же он кощунствовать по этому поводу?

http://radonezh.ru/text/mnogie-starayuts...

Константин Великий победоносно вошел в Рим, и весь народ радостно встретил его с великими почестями. Царь же воссылал величайшую благодарность Богу, даровавшему ему победу над мучителем силою честного и животворящего креста, а в память той преславной победы поставил среди Рима на высоком каменном столбе крест, на котором написал: «Сим спасительным знамением град сей освобожден от ига мучителя». В другой раз Константин пошел войною на византийцев, небольшой город которых — Византию основал, назвав своим именем, некий грек Визас во времена Манассии, царя иудейского 3 ]. Дважды побежденный ими, Константин находился в великой печали. По наступлении вечера, возведши очи свои на небо, он увидел сложенное письмо, на котором было написано: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:19). Устрашенный, он снова возвел очи на небо, и увидел как прежде крест на небе, изображенный звездами, и вокруг его надписание: «В сем знамении победишь». После сего, когда в битве был предносим крест, Константин сражался со скифами 4 ] на реке Дунае, опять явилось на небе сие спасительное оружие, и снова, как и прежде, Константин одержал победу. Уразумев из сего силу Распятого на кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый истинный Бог, Константин крестился во имя Его вместе с достохвальною матерью своею Еленою, которую, по ее великому благочестию, послал в Иерусалим с большим богатством для обретения честного креста Господня. Царица Елена, отправившись в Иерусалим, обошла святые места, очистила их от идольского осквернения и изнесла на свет многие мощи святых. Патриархом в Иерусалиме был тогда Макарий, который встретил царицу с подобающими почестями. Блаженная царица Елена, желая найти скрытый иудеями животворящий крест Господень, призвала всех иудеев и просила их, чтобы они показали ей место, где скрыт честный Крест Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знают, царица Елена угрожала им мучениями и смертью. Тогда они показали ей некоего старца, по имени Иуду, говоря, что он может показать царице то, чего она ищет, потому что он — сын уважаемого пророка. Несмотря на продолжительные истязания, Иуда отказывался поведать о месте, где скрыт крест Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его в глубокий ров. Пробыв в нем некоторое время, Иуда, наконец, обещал сказать о том, что знает о зарытом в землю Кресте Христовом. Тогда вывели его из рва и, по его указанию, пришли на место, где был большой холм из земли и камней, на котором царь римский Адриан уже построил храм в честь языческой богини Венеры 5 ] и поставил в нем идола. Иуда показал, что здесь именно скрыт Крест Христов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010