Если Господь Бог многие изображения Святых прославляет чудотворениями, то из этого ясно, что самые изображения угодны Ему, употребление их не противоречит Его Слову и достойно Божественной христианской религии. Противники почитания изображений Святых восстают также против почитания креста, к которому православные христиане относятся с особенным благоговением, почитают его и осеняют себя крестным знамением. Слово «крест» употребляется в различных значениях. Мы говорим: Иисус Христос умер на кресте, и словом «крест» обозначаем тот вещественный крест, который Иисус Христос нес на Своих плечах и на котором Он был распят. Мы говорим: православный христианин должен благоговейно осенять себя крестным знамением, или крестом и разумеем то движение правой руки, которым творится крестное знамение на челе, персях и плечах с верою в Распятого на кресте Сына Божия. Мы говорим: каждый человек имеет свой крест и должен нести его терпеливо и этим обозначаем страдания, болезни, неприятности, неудачи, труды и всякого рода бедствия. Основание для почитания креста мы находим в Слове Божием. Святой Апостол Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Только Иисус Христос Своим Божественным всемогуществом мог сообщить кресту такую силу и значение, сделать крест тем, чем он стал для христиан и всего человеческого рода. Крест до страданий на нем Сына Божия считался предметом ужаса и глубокого презрения, ибо на нем распинали самых тяжких преступников ( Гал.3:13 ). Но с тех пор, как Иисус Христос претерпел за нас крестную смерть, крест сделался предметом благоговейного почитания и спасительным знаком победы Иисуса Христа, знаком нашего спасения и источником всех милостей. Мы почитаем вещественный крест, на котором Сын Божий пролил Свою Божественную кровь и принес Себя в жертву за все человечество. Об этом говорит Святой Апостол Павел так: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ). Крест сделался жертвенником Агнца Божия, ибо на нем Агнец Божий пролил Свою кровь для спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Как от дерева познания добра и зла в раю произошли грех , проклятие и смерть, так от крестного древа должны произойти спасение, благословение и жизнь: «ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Крест сделался для всех книгой вечной премудрости; «когда Я вознесен буду (на крест) от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Крест научает смирению, терпению, самоотречению, любви и всем христианским добродетелям, как говорит Апостол Павел: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия. Мы проповедуем Христа распятого для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:18, 23–24 ). Крест сделался судилищем Божественного Судии, ибо пред всеобщим судом на облаках небесных появится знамение Сына Божия – святой крест и тогда увидят Божественного Судию, грядущего с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). После крестной смерти Господа Иисуса Христа, крест сделался единственным оружием для Апостолов, с которым они выступили в мир для проповеди , встречаемые повсюду враждебными иудеями и язычниками. Учение о кресте является, так сказать, зерном учения веры и нравственности христианской. Какое великое учение и какие великие воспоминания связаны с крестом! Он нам всегда напоминает о страданиях и смерти из–за нас Богочеловека, а также и о тех благодеяниях, какие мы получили и получаем через крестную смерть Господа Иисуса Христа. Такое же значение, как вещественный крест, имеет и крестное знамение, совершаемое с благоговением и сознательно. Осеняя себя крестным знамением, мы исповедуем свою веру в Христа Распятого и хвалимся подобно Апостолам крестом Христовым. После всего сказанного о кресте, очевидно, что слишком заблуждаются те люди, которые говорят, что не нужно почитать крест, ибо он причинил Иисусу Христу мучительные страдания и смерть, а никто из нас не любит тех предметов, которые причиняют нам страдания, например, палку, плеть, нож, ружье и т. п. Сравнивают даже крест с виселицей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

«Крест – хранитель всея вселенныя»! Подвиг Самого Спасителя и жизнь Его Церкви по заповедям Божиим – это и есть то, что хранит вселенную. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва». В исполнении заповедей и в верности Богу – красота Церкви. Лишь верностью Спасителю сохраняются христианские державы, и в нашем мире лишь одно страшит демонов – исполнение заповедей Иисусовых. И евангелие сегодняшнего дня становится прозрачным и ясным, если мы будем иметь в виду именно это – наш крест как исполнение заповедей Христа. Сначала обратим внимание на то, что предшествует отрывку, прочитанному в сегодняшнем воскресном евангелии. «Начал учить их (Господь учеников Своих), что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 31–33). Из человеческой жалости Петр предлагал своему Учителю не что иное, как отвергнуть волю Божию. Что на это сказал ему Господь? «Отойди от Меня, сатана (то есть противник воли Божией), потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Часто и в нас голос человеческой жалости к самим себе в первую очередь и ложной жалости к людям затмевает то, что Божие. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Это как раз и означает именно то, что ученик Христов в любых обстоятельствах жизни должен выбирать то, что Божие, а не то, что человеческое; распинать себя, следуя заповедям Божиим, а не рабски потакать своим страстям и требованиям мира сего. Это и есть тот самый крест, который Бог дарует каждому из Своих учеников, вставших на путь в Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/45592.html

Кто из купцов может быть уверен, что он будет счастлив во всю свою жизнь, что никогда не разорится, что ему не грозит никакая беда? И чем больше и шире его торговое дело, тем больше у него заботы и тревог... Нет, незавиден их крест, и не всякому под силу нести его! И особенно тяжел этот крест для человека честного. Тебе, земледельцу, нет случая ни лгать, ни красть, ни обманывать, а торговому человеку то и дело представляются такие случаи. Не напрасно сказано в Писании: «Купец едва может избежать погрешности, а корчемник не спасется от греха ( Сир. 26:27 ). Как посреди скреплений вбивается гвоздь, так посреди продажи и купли вторгается грех» (27:2). Вот как много искушений человеку торговому, как надо быть осторожным, чтобы пред Богом не согрешить и ближнего не обидеть. Нелегко поэтому доброму и честному купцу нести свой тяжелый крест!.. А вот деревянный крест, который ты так легко внес на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей. Твое занятие – земледелие – самое безгрешное; кто знает? Будь ты богат – ты забылся бы в счастье, будь ты славный вельможа – стал бы других притеснять, будь купец – стал бы всех обманывать, а если бы воином был – не понес бы трудов и лишений военного времени, возроптал бы на Бога... Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты загубил бы душу свою, вот Он и дал тебе крест самый смиренный – крест самый легкий – крест деревянный... Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь дает каждому крест по его силам, – сколько кто может снести». При последних словах старца наш простец проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон, который Он ему послал, и с того времени никогда больше не роптал на Бога. Вот, братие, урок для каждого из нас, – чтобы и мы были довольны тем положением, в какое Господу угодно было нас поставить. Поверьте: Он всех нас любит, как чад Своих, и потому всякому дает только то, что ему полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Множество людей, отозвавшись на зов Христа, пошли за Ним, идут за Ним и в этом находят мир и покой душе, и ту радость, которую не могут отнять никакие скорби и испытания земной жизни человеческой. Господь продолжает всех нас звать идти за Собой. И неужели мы, от дней своего детства слыша этот голос Христов, получая в Святой Церкви благодатную помощь и духовную пищу, утоляющую нашу духовную жажду, неужели мы в лености своей погибнем для жизни вечной, неужели оттолкнем ту руку Христову, которую Он протягивает каждому из нас? О пусть же сердце каждого из нас будет отдано одному Господу! Со Христом будем жить до конца своих дней, со Христом уйдем в надземный мир, и с Ним, Сладчайшим, по Его милости, да пребудем в бесконечных веках! Аминь. Господь завещает нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». Господь велит нам «отвергнуться себя», отбросить все, что порочит человека, все, что недостойно священного звания чада Небесного Отца, и стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не дать порокам, греховной грязи обладать этим сердцем. «Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Господь говорит о том, что крест – неизбежный спутник человека в земной его жизни. Он не сказал: «Пусть возьмет свой крест тот, кто его имеет». Он говорит каждому: «Пусть возьмет свой крест», потому что крест есть у каждого из нас. И последователь Христов неизбежно, пока живет, до конца своих дней должен нести свой крест, как Господь понес Крест Своих тяжких страданий и Крест кровавой Голгофской смерти. Этим путем, путем несения креста шли в Царство вечной славы все святые, все верные Господу чада Небесного Отца. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ). Так говорит слово Божие. Таков закон человеческой жизни. Почему таков удел человека? Мы знаем, что болезни, скорби, страдания – это наследие нашего праотца Адама, и каждый из нас приумножает это наследие своими личными грехами. Вот почему земная жизнь, по слову пророка, это «труд и болезнь» ( Пс. 89:10 ). Земная жизнь – это крестоношение для каждого христианина. Да разве это не так? Ведь крест – это наши немощи и болезни нашего тела; это дух наш с его самолюбием, с его гордостью, жаждой мирских сокровищ и земных наслаждений; это наши всякие земные обязанности..., это домашняя жизнь, ибо в ней, наряду с радостями и утешениями, бывает немало и горького, скорбного, неприятного; это наши недостатки, наши нужды, бесчисленные виды наших человеческих скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

О значении К. свидетельствуют слова, к-рыми свт. Кирилл Иерусалимский опровергает мнение докетов, учивших, что страдание Христа на К. было призрачным (мнимым): «...если распятие на Кресте мнимость, а от Креста спасение, то и спасение мнимость. Если Крест мнимость, то мнимость и Воскресение. «А если Христос не воскрес, то мы еще во грехах наших» (1 Кор 15. 17). Если мнимость Крест, то мнимость и Вознесение; а если Вознесение мнимость, то, без сомнения, мнимость и Второе пришествие, и наконец ничего не будет твердого. Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на нем созидай все прочее учение веры» (Ibid. 13. 37-38). Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Отцы Церкви сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Богослов , свт. Иоанн Златоуст и др. проводили параллель между древом познания добра и зла, принесшим человечеству смерть, и древом К., принесшим жизнь: «Через древо поразил диавол Адама; через Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда» ( Ioan. Chrysost. De coemet. et de cruc. 2). Крест Христов отверз заключенный рай и ввел в него благоразумного разбойника (ср.: Лк 23. 42-43), к-рый уверовал в Господа Иисуса Христа на К. (см.: Ioan. Chrysost. De cruce et latrone. I 2). Господь не вознес К. на небо, и при Втором пришествии Он явится в преднесении К. На Страшный Суд Христос принесет с Собой Свой К. и Свои раны как свидетельства того, что Он действительно Тот, Кто был распят. Почитание К. в правосл. традиции имеет многовековую богословскую основу. В Посланиях ап. Павла многократно упоминается К. Проповедь о распятом Спасителе ап. Павел называет «словом о кресте», к-рое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (1 Кор 1. 18). Ап. Павел говорит о соблазне К. (Гал 5. 1), о гонении за Крест Христов (Гал 6. 12), о врагах Креста Христова (Флп 3. 18). О себе апостол пишет: «...я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6. 14). Иисус Христос, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12. 2). Христос примирил человека с Богом посредством К., «убив вражду на нем» (Еф 2. 16; ср.: Кол 1. 20). Бог истребил и пригвоздил ко К. рукописание грехов человеческих (Кол 2. 14). Все творение, земное и небесное, примирилось с Богом через Христа, «Кровию креста Его» (Кол 1. 20). Во всех этих высказываниях «крест» является синонимом распятия - крестной смерти Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление, – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень, – то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест, – древо крестное, свидетельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24:30 ). Что это за знамение? – По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень (См.: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 7. СПб., 1901, с. 767; т. 2. СПб., 1896, с.455). Какое значение в жизни православного христианина имеет Крест, говорят слова св. Иоанна Златоуста : «Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться, – предлагается нам Крест; хотят ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать, – везде предстоит нам этот знак победы. Потому то, мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самих лучей солнечных» (Его же. Творения. Т. 7. СПб., 1981, сс. 558–559).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Почему Иисусу потребовалась помощь Симона? Ранее Он говорил ученикам: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ; Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Однако Свой собственный крест Он нести не мог. Единственной причиной этого должно было быть Его физическое состояние: истощенный после бессонной ночи, изнурительных допросов и жестокого бичевания, Он не мог поднять и нести приготовленный для него крест. Возможно, сначала Он нес крест Сам, но потом упал под его тяжестью. Блаженный Августин , основываясь на отсутствии упоминания о Симоне в Евангелии от Иоанна, считает, что до восхождения на Голгофу Иисус Сам нес Свой крест, Симон же был принужден к этому только при поднятии креста на Лобное место; «таким образом, первую половину пути описал Иоанн, а вторую – остальные (евангелисты)». 477 Так же думает Златоуст : «Когда они вышли из претории, крест нес Христос, а когда прошли вперед, Симон взял у него крест и потащил». 478 В церковной традиции эпизод с Симоном с ранних времен толкуется аллегорически. По словам Оригена , «не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой крест, но следовало и нам нести его... И, принимая Его крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его креста, поскольку Он Сам принимает и несет его». 479 Образ Симона запечатлен на многих иконографических изображениях, а также в памятниках литургической поэзии. Евангелист Лука – единственный, кто упоминает о женщинах, сопровождавших Иисуса к месту казни. Его рассказ существенно дополняет повествование трех других евангелистов о том, что происходило на пути к Голгофе: И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев ( Лк.23:27–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почтим честный Крест Христов – орудие победы и знамя славы Христовой, – исповедав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим приемлю! Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией сделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знаменем славы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которая часто слышится из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимой тяжестью, увлекающей во ад распятого на нем. «Что я сделал?» – вопиет несознающийся грешник и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидев распятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23, 39 ), «сойди с креста» ( Мф. 27, 40 ). Но Господь наш Иисус Христос «волею благоволи плотию взыти на крест и смерть претерпети», 119 чтобы крестом примирить с Богом человечество, смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостолов к великому событию – к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиями и поносной смертью вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведал апостолам, что Ему надлежит быть преданным в руки грешников, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8, 34 ). Господь сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). " " Что значит «крест свой»? Почему этот «крест свой,» то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сектанты обыкновенно говорят, что они, хотя и отвергают видимый крест Христов, однако, любят духовных крест Спасителя, а именно, Его страдания. Почему так оправдываются сектанты? Потому, что они прекрасно понимают, что никто не может проверить этой духовной их любви; и этим своим лживым оправданием они обольщают доверчивых: если бы они любили духовный крест Христов, тогда и видимого, вещественного креста Христова они не отвергали бы. Чтут ли православные христиане духовный крест Христов, т.е. страдания Спасителя? Православные христиане глубоко чтут страдания Господни и в них черпают для себя силы бороться с диаволом, как боролся с ним и Христос Спаситель, не взиравший ни на какие страдания. Почитая видимый крест Господень, христиане тем самым постоянно напоминают себе о страданиях Спасителя и утешаются, вполне убежденные, что, сколько бы диавол не терзал их, все равно мучения их на этой земле никогда не могут сравняться с страданиями Христовыми. Если же Господь, будучи невинным, претерпевал мучения безропотно, тем более мы должны безропотно переносить страдания, являясь всегда виновными пред Богом. Почему христиане чтут крест, как святыню? Крест Христов является священным новозаветным жертвенником, на котором Спаситель принес Себя в жертву. В Ветхом Завете первосвященники и священники приносили «жетвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, Христос же, совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр 7:27 ). Ясно для всех, что Христос принес Себя в жертву на кресте для нашего освящения. «Освящены мы, – говорит Апостол, – единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). " Христос, – говорит Ап. Петр, – грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов жили для правды» ( 1Петр. 2:24 ). Итак, крест Господень явился новозаветным жертвенником. Почему же мы считаем новозаветный жертвенник – крест Господень великой святыней? Ветхозаветный жертвенник, на котором приносились жертвы по закону Моисееву, почитался «великой святыней». Господь повелел помазать священным миром «жертвенник всесожжения и все принадлежности его и сказал Моисею: освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх 30:28, 29 ; ср. Лев. 8 гл). Кровь, взятая с ветхозаветного жертвенника, освящала все. «Возьми крови, – говорит Господь Моисею, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, – и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним» ( Исх 29:21 ). Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились животные, был «великой святыней», и кровь с этого жертвенника освящала все, то не тем ли более является величайшей святыней новозаветный жертвенник, обагренный пречистой кровью Самого Спасителя?!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010