Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАСКЕВА Преподобноисп. Параскева (Матиешина). Икона из иконостаса Николо-Сольбинского жен. мон-ря. 10-е гг. XXI в. Преподобноисп. Параскева (Матиешина). Икона из иконостаса Николо-Сольбинского жен. мон-ря. 10-е гг. XXI в. (Матиешина Параскева Федоровна; 28.10.1890 (по др. данным, 1888), Каменец-Подольский у. Подольской губ.- 4.12.1953, дер. Бирлово, ныне Дмитровского городского окр. Московской обл.), преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из семьи крестьян. Грамоте ее обучил по Библии дед Амвросий, впосл. она хорошо знала Свящ. Писание. Когда девочке исполнилось 8 лет, умерла ее мать, затем не стало деда и младшей сестры. Она осталась единственной помощницей отца. У нее рано появилось желание уйти в мон-рь, однако против была бабушка. В 1907 г., получив благословение от родных, Параскева и ее подруга были приняты послушницами в Теолинский Спасо-Преображенский жен. мон-рь Августовского у. Сувалкской губ. (ныне пос. Сопоцкин Гродненского р-на и обл., Белоруссия). В 1912 г. перешла в число сестер Покровского женского мон-ря в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. (ныне Турковице Хрубешувского повята Люблинского воеводства, Польша). В 1914 г., во время первой мировой войны, мон-рь эвакуировался в Москву, затем в г. Дмитров Московской губ. По окончании войны, в 1918 г., мон-рь возвратился в Турковицы, П. была оставлена в Дмитрове для отправки монастырского имущества. Однако вскоре мон-рь был закрыт и Параскева осталась в Дмитрове, сняла жилье в с. Подлипичье Дмитровского у. (с 1932 в черте г. Дмитрова Московской обл.) и прислуживала в местной Казанской ц. К ней стали приводить девочек с просьбой обучить их чтению и церковному пению. Со временем численность хора достигла 60 чел. Параскева не только преподавала пение, но наставляла учениц в Законе Божием. В 1920 г. Параскева познакомилась с Дмитровским еп. сщмч. Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. 7 мая 1921 г. еп. Серафим постриг ее в рясофор без перемены имени и определил во Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский мон-рь Московской епархии в с. Деденёве Дмитровского у. Вскоре на имя еп. Серафима поступило прошение прихожан Казанской ц. Подлипичья вернуть П. для продолжения обучения детей их прихода чтению и пению. Они обещали обеспечить ее квартирой и всем необходимым. 25 июля того же года еп. Серафим направил П. для миссионерской работы в Подлипичье, оставив в числе сестер Влахернского мон-ря. 27 нояб. того же года еп. Серафим посвятил П. по древнему чину в диакониссы. С этого времени она стала прислуживать в Казанской ц. Подлипичья, в т. ч. в алтаре. В 1924 г. П. была вызвана в местный отдел ОГПУ, где ей приказали прекратить занятия с хором. После выселения в 1928 г. монахинь из Спасо-Влахернского мон-ря она продолжала прислуживать в Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/2579010.html

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с возращением в Россию из Америки чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Ныне сердца всех, любящих и почитающих Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, исполнены особой радостью, ибо по милости Божией мы стали свидетелями долгожданного и чудного возвращения в Россию великой православной святыни - Тихвинской иконы Божией Матери. Русский православный народ отличается особым благоговейным и трепетным отношением к Царице Небесной. В тяжкие годины испытаний именно к Ней обращались люди в горячей сердечной молитве, и Пресвятая Дева неизменно простирала свой благословенный покров над Отечеством нашим, являя через свои чудотворные образы великие милости и утешения. Каждая почитаемая и чудотворная икона Божией Матери имеет в истории и духовной памяти народа свое неповторимое житие, раскрывающее глубокую и неизреченную тайну личности Пресвятой Богородицы, ее славы и величия. Такое «житие» имеет и чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Девы Марии и первоначально пребывал в Иерусалиме. В V веке икона была перенесена в Константинополь, где специально для нее была возведена Влахернская церковь. Здесь святой образ пребывал более девяти столетий, окруженный благоговейным почитанием православного народа. В 1383 году почитаемая святыня чудесно «перенеслась на Русь» и впервые явилась в сиянии над водами Ладожского озера. Отсюда начала она свой путь по северным пределам Русской земли. Постепенно передвигаясь, все дальше по воздуху, она остановилась «в болотистой и неровной» местности у речки Тихвинки. Здесь, в честь ее явления был построен деревянный храм Успения Божией Матери, в котором и нашла свое земное пристанище святая икона.

http://pravoslavie.ru/10260.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1. В 1560 году на берегу реки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы земли русской и путеводительницы православных христиан. История монастыря неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, святым апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, в V b. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий. В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху, скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом со Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. На берег реки Тихвинки пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать и затем начали искать повсюду икону. И – о, чудо! – икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филермская икона Божией Матери - утраченная «гатчинская святыня» 17.01.2014 766 Время на чтение 16 минут О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен. Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX - начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор отмечается «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что «оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге» . Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России - Филермской иконой Божией Матери. Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Когда слава о пустынных подвигах преподобного Дионисия достигла Устюга, Амфилохий, будучи уже в священном сане, в 1417 году перешел в Глушицкую обитель, желая быть учеником святого Дионисия. Трудности пустыннической жизни, которые испытывал преподобный Дионисий, не смутили пришельца, и подвижники решили не расставаться друг с другом до тех пор, пока останутся на земле. Преподобный Амфилохий дал обещание в точности исполнять устав обители и стал самым надежным помощником и верным послушником своего духовного наставника. Двадцать лет провел в Глушицкой обители преподобный Амфилохий, стараясь во всем подражать своему учителю, и по его кончине стал преемником по настоятельству. В течение пятнадцати лет он управлял монастырем и преставился в глубокой старости 12 сентября 1452 года. Тело его было погребено, согласно завещанию, рядом с преподобным Дионисием. В этот день совершается память других Глушицких преподобных: Макария, Тарасия и Феодосия. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери , по древнему преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-е лето по Вознесении Господнем, в самый год Успения Пресвятой Богородицы. В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в Царьград императором Львом Великим и поставлена в храме Богородицы Пигии (т. е. Источника); затем долгое время пребывала во Влахернской константинопольской церкви и прославилась многими чудесами. В 988 году царь Лев VI Философ подарил икону святому великому князю Владимиру, покорившему город Корсунь, и принявшему там Крещение. Святой Владимир отправил эту святыню новгородцам, по обращении их в христианство . Святая икона находилась в Софийском соборе до покорения Новгорода Иоанном Грозным, который в 1571 году перенес ее в Москву, в Успенский собор. Иверская икона Пресвятой Богородицы Иверская икона Пресвятой Богородицы . Святая Гора Афон, осененная особым благословением Пресвятой Богородицы, издревле является духовным средоточием православного подвижничества и святыней всего православного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тихвинская икона: приключения, парадоксы и возвращение Она не только исцеляла больных, но и помогала в военных и дипломатических проблемах 23.06.2004 814 Время на чтение 5 минут Сегодня в Москву из Чикаго проездом через Ригу прибывает Тихвинская икона Богоматери. Ее судьба загадочна, ее значение для истории нашей страны особенное, ее почитание в Церкви и народе трогательно. Обо всем этом наш корреспондент беседует с профессором Московской духовной академии, ведущим научным специалистом Института мировой литературы РАН Владимиром КИРИЛЛИНЫМ. - Давайте так, Владимир Михайлович: чтобы не увязнуть в многочисленных деталях и ответвлениях истории Тихвинской иконы, порой фольклорных и спорных, я буду вкратце пересказывать то, что почерпнул из энциклопедических источников, в том числе и из ваших рассказов, а там, где это необходимо, вы поправите и прокомментируете. Итак, нам из Америки возвращают ту самую икону, которую написал апостол Лука, то есть человек, который лично видел и Иисуса Христа, и Деву Марию, а потому ценность образа особенно высока. Эта икона, согласно преданию, до V века находилась в Иерусалиме, а потом была перенесена в византийскую столицу Константинополь, где для нее специально построили Влахернский храм. Однако затем она таинственным образом исчезла оттуда, как бы предваряя падение Константинополя, и не менее чудесным образом явилась над водами Ладожского озера в 1383 году. Там, где икона опустилась на землю, и был поставлен храм Успения Божией Матери, а впоследствии - Тихвинский монастырь. Впрочем, известны и другие варианты Тихвинской иконы. Но именно та, что возвращается к нам из Чикаго, самая первая? Как прозвучало на днях: первообраз Тихвинской иконы Божией Матери. Это так? - Нет. Первообраз - это сама Богородица. Что же касается иконы, которую мы встречаем, то она, несомненно, уникальна и чудотворна. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, что значит: путеводительница. По преданию, икону именно такого типа написал евангелист Лука, который был и врачом, и художником. Но категорично утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за тысячу с лишним лет до этого, - достаточно сложно. Живописная техника этих времен заметно отличается. Исходя из здравого смысла и данных науки, можно предположить, что между работой апостола и Тихвинской иконой все-таки были промежуточные копии. Но истинность такого почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этой иконы с первоисточником, заложенным святым апостолом Лукой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Филермская " Описания иконы Описание иконы Филермская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов. Икона Филермская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы написана евангелистом Лукой. В V веке греческая императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. После падения Константинополя в XIII веке, икона досталась рыцарям ордена иоаннитов, которые переправили её на остров Родос, а затем на Мальту. В 1798 году Мальта была оккупирована армией Наполеона. Покидая остров иоанниты увезли христианские святыни, в числе которых были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, иоанниты передали их российскому императору Павлу I, который к тому времени уже был магистром Мальтийского ордена. 12 октября 1799 года в Гатчине святыни были торжественно переданы российской стороне. Во время российской революционной смуты святыни были перевезены в Данию, где в то время проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Через некоторое время после смерти императрицы мальтийск[...]

http://pravicon.com/icon-344

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был установлен в IX веке в память о неоднократном избавлении Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву своей покровительницей. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: " Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице! " С того времени в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Деревянный шатровый храм был построен в 1913-1917 годах (архитектор - Павел Мульханов). Освящен 28 июля 1917 года. В 1937 году храм закрыли, через год верующие добились возобновления богослужений. Совершались они и во время блокады. В 1951 году был освящен второй, малый престол святителя Николая Чудотворца. " Вода живая " , 01.04.17 Поделиться Упоминания в новостях 16 января 2024 9 января 2024 9 декабря 2023 27 июля 2022 5 апреля 2022 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010