Одигитрия – в Вознесенском монастыре В Москве, в Вознесенском монастыре, находилась икона Одигитрии греческого письма, в меру Одигитрии Влахернской. В 1482 году оклад иконы и самое изображение сгорели во время большого пожара, но доска уцелела, и на ней иконописец Дионисий снова написал образ. В древних записях эта икона именуется чудотворною, и поднимали её только наравне с Владимирскою в большие крестные ходы. Теперь она находится в числе местных икон. В 1814 году на эту икону устроена сребропозлащённая риза, но венец с городами и убрус, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, сохранились с древних времён. На затворах сего образа, обложенных серебром, изображены деяния в стиле XVII века. 28.07. Одигитрия Сумельская Одигитрия Сумельская Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сумельской, находится в монастыре Мела, или Сумела, близ Трапезунда в Малой Азии. Икона сия написана св. евангелистом Лукою и прославилась чудотворениями. 28.07. Смоленская – в сл. Никитовке В слободе Никитовке, Валуйского уезда Воронежской епархии, в Преображенской церкви, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Об этой иконе существует следующее предание. В 1803 г. во время и доныне существующей ярмарки один местный маляр вынес для продажи икону Божией Матери Смоленской. Долго не находилось на неё покупателей, и живописец решился идти домой, как вдруг поднялась страшная буря и сильный порывистый ветер мгновенно вырвал из рук живописца икону, которая, поднявшись вверх, опустилась в кружок крестьян, толковавших о выкупе земли, предложенном им помещиком. Неожиданное явление иконы крестьяне приняли за особое чудо и доброе предзнаменование, заплатили за икону живописцу деньги и отнесли её в церковь , и с тех пор она прославилась чудесами, а никитовцы вскоре после сего освободились от крепостной зависимости. 28.07. Смоленская – в Свеаборге Смоленская – в Свеаборге Близ Гельсингфорса, в церкви св. Александра Невского в Свеаборгской крепости, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной позлащённой ризе. На иконе надпись: «Высочайше повелено, в память бомбардирования Свеаборга в 1855 году, совершать 28 июля торжество с пушечною пальбой». На обороте иконы другая надпись: «Усердное приношение коменданта крепости Свеаборга, Генерал-лейтенанта Алексея Сорокина, бывшего начальника артиллерии войск, в 1855 году, в Финляндии расположенных, Генерал-адъютанта Александра Баранова, командира линейного 5 батальона, ныне 3, полковника Алексея Бряколева и чинов всего батальона». 28.07. Смоленская-Белгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Архив Икона Божией Матери Иерусалимская Празднование 12/25 октября Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12/25 октября. Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода — или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, — народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери. Свидетельство очевидца По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

http://pravoslavie.ru/put/051024144602.h...

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибывает во Владивосток 15 сентября 2007 г. 10:57 Российская святыня — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы — в субботу прибывает спецрейсом во Владивосток из Южно-Сахалинска, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии . «Ее доставят священнослужители из Костромской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона останется в Приморском крае с 15 по 23 сентября в рамках дальневосточного крестного хода», — сказал собеседник агентства. По его словам, сразу по прибытии у трапа самолета пройдет молебен Пресвятой Богородице. Затем икона отправится в Свято-Никольский кафедральный собор, откуда в воскресенье начнется большой крестный ход до Покровского храма. Здесь икона останется до 20 сентября. «Оттуда она будет перевезена в Рождество-Богородицкий женский монастырь в село Линевичи, где состоятся торжества в честь праздника Рождества Богородицы. 21 сентября чудотворную реликвию встретят в Покровском храме Уссурийска, а в субботу она вернется во Владивосток», — сказал представитель епархии. В воскресенье, 23 сентября пройдут проводы иконы у железнодорожного вокзала Владивостока. Святыня отправится в вагоне-часовне в Хабаровск. «Эта икона — одна из самых известных в мире, наряду с иконами Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Иерусалимской, Одигитрией Влахернской, о которых Священное Предание говорит, как о написанных апостолом и евангелистом Лукой», — сказал собеседник агентства. По его словам, эти пять святынь — уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства. При этом только Феодоровская икона может быть вывезена из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. «Потому это событие можно рассматривать как уникальное явление в культурной жизни Дальнего Востока», — добавил собеседник агентства. Святыня издавна чтилась на Руси как покровительница семейного очага и подрастающего поколения. Она до 2001 года ни разу не покидала пределов костромской земли. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295216.htm...

Киево-Печерская икона была принесена из Царьграда в 1073 году греками, строителями храма в лавре. Она явилась им перед их отъездом из Константинополя во Влахернском храме. В Киево-Печерской Лавре она была поставлена над царскими вратами главного храма (празднование 3 мая). Икона Владимирская Божией Матери была, но преданию, написана апостолом Лукой. В 5 веке она была принесена из Иерусалима в Царьград, а около 1150 года прислана константинопольским патриархом в дар кн. Юрию Долгорукому. В 1155 году кн. Андрей Боголюбский взял ее с собой на Север и построил для нее храм в селе Боголюбове. В 1160 году икона была перенесена в собор во Владимире и прославилась многочисленными чудесами (празднование 21 мая). Икона Знамения Божией Матери Новгородская прославилась во время осады Новгорода в 1170 году (празднование 27 ноября). Кроме четырех праздников, установленных в честь икон Божией Матери, с середины 12 века был учрежден праздник Покрова Пресвятыя Богородицы 1 октября в память видения Богоматери во Влахернском храме, когда Она своим омофором покрывала людей. В честь св. Николая Чудотворца был установлен праздник перенесения его мощей из Мир-Ликийских в город Бари (в южной Италии), где тогда еще было православное население (1087). Празднование это совершается 9 мая. Особенно чтились в древней Руси чудотворные иконы св. Николая Угодника в Софийском соборе в Киеве и в городе Можайске. Примером христианской жизни в эту эпоху может служить князь Всеволод-Гавриил Псковский, внук Владимира Мономаха . Он всю жизнь стремился к христианскому идеалу, как в своей личной жизни, так и в устроении сперва новгородского, а потом псковского княжества. Он заботился о христианском просвещении, построил много храмов, делил с народом все, что имел и был необыкновенно любвеобилен и милостив. В Пскове он построил собор св. Троицы, где и находятся его мощи (память 11 февраля). Дед его, вел. кн. Владимир Мономах , хотя ему пришлось всю жизнь воевать, являл собой тоже пример христианского благочестия, которым проникнуто его замечательное «Поучение». Христианское просвещение и искусство

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именно после двухвекового пребывания на Афоне Влахернская и попала в Россию. Как сообщают записи XVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Икона была привезена «торговым греком» Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари, прислал же этот дар Гавриил, протосингел иерусалимского патриарха («старший из сингелов» (буквально – «живущих в одной келье (с епископом)», современным же языком – личный секретарь, а часто и будущий преемник архипастыря). На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы. 10 декабря 1654 года тот же протосингел Гавриил, принося благодарность царю за присланную с Руси милостыню, особою грамотою удостоверил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя». Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил». Былая «покровительница Константинополя» вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается написанный Акафист (иных акафистов, помимо главного, обращенного к Богородице, дораскольная русская церковь вовсе не знала), в Успенском соборе ставили в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей», образ Влахернской и читали Акафист именно перед ним. Этот обычай свято соблюдался еще во второй половине XVIII века. Важное место отводилось этой чудотворной и в ежегодном праздновании церковного (иного до Петра опять же не знали) новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы». А ведь сколько еще пребывало в Успенском соборе других, не менее чтимых святынь! Однако к началу XIX века почитание Влахернской видимо ослабло, так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, ее не стали вывозить из Москвы и оставили в Успенском соборе; французы украли ризу и повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Храму было подарено Евангелие. Настоятель поблагодарил владыку за совместную молитву и подарил ему букет цветов. В субботу 5-й недели Великого поста Церковь возглашает благодарственные похвалы Пресвятой Богородице. Праздник установлен в IX веке за избавление Константинополя помощью и заступлением Божией Матери от нашествия врагов. При императоре Ираклии Патриарх Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обходил городские стены и молился о защите от персидских и скифских войск. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Ее покровительницею новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в городе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная евангелистом Лукой. Сначала праздник акафиста совершался в Влахернском храме, где также хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее, позднее он был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского, потом в богослужебные книги, и стал общим для Восточной Церкви. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 2002-2005 годах, архитекторы - Александр Шретер, Антон Головин и Георгий Уралов. Проект был удостоен дипломов " Архитектон-2003 " и " Зодчество-2003 " , а в 2006 году его признали лучшим в номинации " Петербургские традиции синтеза архитектуры и искусства " . Также проектировщики были награждены серебряным дипломом " Архитектон-2007 " . ИА " Вода живая " , 04.04.20 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 7:29 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -7:29 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 20 января 2024 5 января 2024 8 декабря 2023 23 июля 2023 14 января 2023

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Одигитрия Смоленская - описание По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению. После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно, с крестным ходом, возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска, было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.

http://pravicon.com/info-428

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова . Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов. В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτρα τν ουρανν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγλη Παναγα» – «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νσσα» от «ναω» – «жить, обитать; находиться; населять»). Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».

http://pravoslavie.ru/3829.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Иерусалимская " Кроме Иерусалимской иконы традиционной иконографии, существует еще одна разновидность Иерусалимской иконы, где Богоматерь держит скипетр в правой руке, в левой у нее - какая-то трава, а Иисус держит скипетр и державу. Описания иконы Описание иконы Иерусалимская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48). В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы [...] Икона Иерусалимская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, одна из 70-ти икон, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуни (Херсонесе Таврическом). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне. Иконографический тип Иерусалимского образа Божией Матери – «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница). Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы. Один из древних списков с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матер[...]

http://pravicon.com/icon-130

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Тихвинская - описание Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина. С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская " .

http://pravicon.com/info-502

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010