«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Тихвинская» По церковному преданию, Тихвинская икона Божией Матери написана святым Апостолом и евангелистом Лукой. Апостол Лука передал икону вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим. В V веке супругой византийского императора Феодосия II Младшего (408-450) Евдокией икона перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. В период иконоборчества святая икона была сокрыта от еретиков в обители Пантократора, а затем возвращена во Влахернский храм. Икона эта издревле почиталась как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. Однажды святая икона чудесным образом покинула Влахернский храм и переместилась по морю в неизвестном направлении, но через некоторое время возвратилась на прежнее место. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Тихвинская Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-309-1738) Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии присно избавляются от враг видимых и невидимых. Ты же, Госпоже Небеси и земли, яко милосердая Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогдаже сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице. Икос 1 Ангелов лицы ликовствующе служат Тебе, Владычице, и, почитающе Тя, на руку Твоею носившую Творца видимыя и невидимыя твари, икону Твою с места на место преносят. Мы же, земнороднии, дивящеся чудному явлению иконы Твоея, Ангелы носимыя, вопием Ти сице:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери Москва, 27 января 2015 г. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Синодальный информационный отдел . Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней,с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Справка: Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravoslavie.ru/76812.html

Царь Алексей Михайлович повелел католический костел обратить в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, Смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора. Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тыс. рублей и материалов, план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 августа 1677 г. собор был заложен, и работы сначала шли быстро, а потом, по недостатку средств, иногда и вовсе прекращались, почему только по прошествии почти ста лет от заложения постройка храма вполне была окончена, и 13 сентября 1772 г. преосвященным Парфением собор был освящен. Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его от западных дверей до алтаря 17 саж., от северных до южных ворот 16 саж. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас 14 саж. вышины и 13 саж. ширины работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение 10 лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 руб. Во время нашествия французов собор, благодаря своему величию и ходатайству некоторых священнослужителей, остался невредимым. Наполеон, пораженный его великолепием, дал приказание поставить стражу для его охраны. Собор имеет два престола: главный — во имя Успения Божией Матери и придельный — в честь Божией Матери Одигитрии. Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою областью, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною. По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Вот поэтому-то и спешили ко Влахернскому храму русские богомольцы. «Вблизи городской стены стоит Лахернский монастырь. Здесь лежит в каменном ларце, окованном обручами, одежда Богородицы», — сообщал один из них, побывавший в Царьграде в XIII — начале XIV столетия. Другой русский паломник — Стефан Новгородец побывал здесь вместе со своими спутниками в период 1348–1349 гг. Вскоре после прибытия в Константинополь,русские пешеходы пошли во Влахернскую церковь , «где лежат риза, и пояс, и скуфия, которая на голове Её (Девы Марии. — а. А.) была; а лежат в алтаре на престоле, в ковчеге запечатаны, прикованы железом, ковчег же сделан из камня очень хитро». И еще одно древнее предание связывает Византию и Киевскую Русь. Об этом упоминается в Киево-Печерском Патерике (начало XIII в.), автор которого сообщает об еще одном явлении Божией Матери во Влахернском храме — «со множеством войска окрест Ея». По словам летописца, Пресвятая Богородица явилась в этой церкви четырем греческим мастерам-каменщикам, велела им идти на Русь, в Киев и построить для Нее церковь и дала икону Успения Божией Матери. Мастера исполнили это повеление, отправились на Русь, построили в Киеве церковь во имя Успения Божией Матери, оставив здесь и данную им Божией Матерью икону, по преданию, — ту самую, которая висела над царскими вратами в великой церкви Киево-Печерской Лавры. Правда, сведения насчет местонахождения Влахернской иконы Божией Матери разнятся между собой. Так, один из русских богомольцев в конце XIII — начале XIV в. сообщал, что в константинопольском храме св. Софии «есть теремец, а в теремце икона Святой Богородицы. Эта икона посылала мастеров в Киев ставить церковь Печерскую во имя Св. Богородицы». По другим сведениям Влахернская икона Божией Матери была вывезена из Константинополя в 1204 г. крестоносцами в Венецию и помещена в собор св. Марка. А в «Спутнике православного поклонника в Святую Землю» утверждается, что Влахернская икона «была перенесена на Афон, а с Афона в Московский Успенский собор, где доныне сохраняется». Но, как бы там ни было, ясно одно: весь христианский мир почитает Пресвятую Деву и поклоняется Ее изображениям, восходя «от образа к Первообразу».

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/arh-avgu...

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны. Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы. 20 апреля 2001 года совершилось торжественное открытие Спасо-Влахернского женского монастыря. В рабочем посёлке Деденево, недалеко от северных врат Спасо-Влахернского женского монастыря находится небольшая церковь Божией Матери " Нечаянная Радость " , которая имеет своеобразную архитектуру и древнюю историю. На этом месте, где ныне возвышается каменный храм, в 1795 году по распоряжению помещика, владевшего Деденевым, Василия Васильевича Головина была смонтирована и вновь освящена деревянная кладбищенская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезённая из соседнего села Покровского-Ртищево (там она располагалась на местном погосте). Чем было вызван такой переезд, история умалчивает. Внутри храм был расписан и отделан местными крестьянами-резчиками. Головины заботились о переехавшем храме, всегда снабжали его необходимой богослужебной утварью, книгами, иконами... В 1818 году деревянный Покровский храм сгорел. Долго на этом месте не строилась церковь. Лишь, в 1878 году на церковном месте была срублена небольшая деревянная часовня в честь иконы Божией Матери Смоленская " Одигитрия " - родового образа Головиных. В часовню был подарен и хранился в ней другой образ - почитаемая икона " Спаситель в темнице " . В 1910 году вместо сильно обветшавшей к тому времени деревянной часовни была воздвигнута новая часовня из кирпича, оштукатуренная и выкрашенная в белый цвет. Часовенка была выстроена чуть ближе к северной стене святой обители, на 6 саженей. Проект был разработан архитектором Михаилом Дмитриевичем Холмогоровым в стиле построек знаменитого зодчего А. В. Щусева. Здание является интерпретацией стиля модерн, очень модным в то время в Российской империи. Многие современники утверждают, что храм был выстроен в типично неорусском стиле. Внешние архитектурно-декоративные мотивы навеяны традициями новгородско-псковской архитектурной школы зодчества. Сия часовня был построена на пожертвования разных лиц и московского мещанина В. М. Виноградова.

http://sobory.ru/article/?object=00516

Arhiva La mnstirea stavropighial „Sfântul Mitropolit Petru” din Vysokoe renate o veche tradiie a slujbelor dumnezeieti 30 martie 2017 13:40 Братия Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы возрождает одну из богослужебных традиций допетровской Руси. Эта традиция связана с Влахернской иконой Божией Матери, старинный список с которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  вернул в Петровскую обитель 2 марта 2017 года. 31 марта, в 17.00, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы , в центр Сергиевского храма монастыря будет изнесена Влахернская икона Божией Матери, перед которой совершится торжественное пение Акафиста — первого акафиста, составленного Церковью. «Еще в XVII веке, после принесения в Москву, Влахернская икона Богородицы вошла в литургический обиход " Третьего Рима " . Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается Акафист Пречистой Деве, в Успенском соборе Кремля святой образ полагали в центре храма на аналое, " меж амвона и царских дверей " , и читали Акафист именно перед ним. Эта традиция, символизирующая духовную связь православных столиц — Константинополя и Москвы, прервалась почти одновременно с упразднением Патриаршества», — отмечает игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского монастыря. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в Высоко-Петровском монастыре богослужения пройдут по следующему графику: Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4846334...

В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. До передачи в храм Рождества Пресвятой Богородицы иконы была подробно изучена и описана следующим образом: «Икона выполнена в технике резьбы по дереву, в невысоком рельефе, с оборота имеет дублирующую доску толщиной около 2 см. На резной иконе Высоко-Петровского монастыря венцы и пространство фона исполняли роль мощевиков с ячейками «ковчегами». В ячейки полагались святые мощи. Объем ячеек заполнялся воскомастикой, после чего сверху венцы и фон закрывали деревянными пластинами, плоскими на фоне и рельефными на венцах. Затем икона покрывалась тонким слоем левкаса, золотилась и расписывалась темперой».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4825123...

Славословие великое, и отпуст, и час 1-й. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ БОГОРОДИЦЕ Молитва Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном Богом ныне, и присно, и и во веки веков. Аминь. Тихвинская икона Божией Матери Тихвинская икона Божией Матери, по церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Апостол Лука передал икону вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим. В V веке супругой византийского императора Феодосия II Младшего (408–450) Евдокией икона перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. В период иконоборчества святая икона была сокрыта от еретиков в обители Пантократора, а затем возвращена во Влахернский храм. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. Однажды святая икона чудесным образом покинула Влахернский храм и переместилась по морю в неизвестном направлении, но через некоторое время возвратилась на прежнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Влахернское Чудо " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо Источник: PRAVICON.COM Явление Божией Матери двенадцати строителям великой Лаврской церкви во Влахерне. Антоний и Феодосий Киево-Печерские долгое время молились о строительстве новой церкви в Киеве, так как старая уже не вмещала всех желающих. Когда Антоний умер, Феодосий, усердный ученик Антония, продолжал молиться. Однажды двенадцати строителям было видение, что они должны прийти во Влахерну, где их будет ждать Царица. На иконе изображены среди людей старцы Антоний и Феодосий. Матерь Божия сказала прибывшим строителям: " Вы должны пойти в Киев и там построить церковь в честь Успения " , и передает им икону " Успение " . Строители берут икону, деньги и идут в Киев, находят Феодосия и говорят, " Вы нас наняли, мы пришли строить церковь " . Феодосий не понял, и строители пояснили " Вы же нас наняли, мы видели вас во дворце, с вами еще седой старец стоял " . Феодосий понял в чем дело, приносит портрет Антония, " вот этот? " , говорит. " Да " , отвечают строители, " это он стоял с вами рядом с Царицей " . " Так этот человек у[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Путеводитель по Константинополю. Описание замечательных и святых мест. С 11 рисунками, планом и портретами византийских императоров. Одесса: Издание Иеромонаха Антония; Типо-Литография Е.И. Фесенко, 1884. IX, 252, IV, II с., 13 л. ил., карт. 24,8×16,4 см Файл 33514.jpg:   Размер: 1239x827, 1.02 MPix, 445 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (94) , (1) . Описание: Хромолитография. Богородица вручает зодчим икону Успения. Период создания: 1901 г. Материал, техника: бумага, краска кислотоупорная, хромолитография Размер: 15,0х11,5 см Место создания: г. Одесса Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области " Архангельский краеведческий музей " Файл 33536.jpg:   Размер: 605x800, 0.48 MPix, 138 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (145) , (1) . Описание: Иконный образец. «Чудо во Влахерне». Место создания: Россия. XIX век. 41,8 х 33,5 см. Материал, техника: Бумага, сажа, оттиск. Государственный исторический музей, Москва. Файл 35131.jpg:   Размер: 636x900, 0.57 MPix, 167 Kb. Дата: 2020-11-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (47) , (1) .

http://pravicon.com/icon-65

Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве). Празднование — 7 (20) июля. 838x1346, 439 Kb 2018-08-11 Владимирская Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери. (Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда : С видом обители и 2 чудотворных икон Владимирской и Грузинской божией матери : Из соч. Макария, бывш. еп. Арханг. и Холмогор. СПб: тип. Е.А. Поздняковой, 1895. С.50: Ко времени пребывания в Архангельск иконы Божьей матери Грузинской (на третьей неделе великого поста) преосвященным Нафанаилом 1864 года, установлено ежегодно приносить из Красногорского монастыря и чудотворный образ (список Владимирской Божьей Матери. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003638011#?page=52 640x852, 41 Kb 2018-08-11 Казанская из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова. 463x631, 103 Kb 2018-08-11 650x400, 212 Kb 2018-08-11 Фанеромени (Явленная) почитаемые православные Святыни Греции (о. Родос). Икона Богородица Явленная " Панагия Фанеромени " Ковчег с мощами девяти угодников Божиих: св. Григория Богослова, прп. Иоанна Дамаскина, св. Иоанна Милостивого, Филимона Апостола от 70-ти, вмч. Георгия Победоносца, св. Иоанна Златоуста, св. Сильвестра Папы Римского, муч. Евстратия Севастийского, св. Никона Метанаита. 1245x1708, 474 Kb 2018-08-11 2048x2531, 835 Kb 2018-07-29 2048x2509, 865 Kb 2018-07-29 736x738, 505 Kb 2018-07-29 Одигитрия Смоленская Красностокская Была такая литография " икона Божией Матери местной святыни с. Красносток Гродненского губ. " Может получится вырезать 394x700, 196 Kb 2018-07-29 • Разное (Богородица) • Хромолитография Киево-Печерской лавры.Собственность.Киев 19 ноября 1913г. Название: " ПОДОБИЕ МЕСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,НАХОДЯЩ. В ВЕЛИК.

http://pravicon.com/waitingimages.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010