История ризы Пресвятой Богородицы неразрывно связана и с русской историей. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда подступил к Константинополю. Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу и всю ночь молился в храме Влахернской Божией Матери. По мере того как опасность приближалась, было принято решение спасать церковные святыни, прежде всего святую ризу Богородицы. После всенародного молебна ризу обнесли с крестным ходом вокруг городских стен, погрузили с молитвой в воды Босфора и перенесли в храм Святой Софии. Вскоре произошло настоящее чудо: Аскольд заключил перемирие и снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную ризу Божией Матери торжественно возвратили в раку Влахернского храма. Это было уже вторым положением святой ризы во Влахернах — и снова 2 (15) июля. Читайте также: Покров. Праздник побежденных После перемирия русским еще предстояло заключить договор «любви и мира» с Константинополем, в котором нашло отражение и желание Аскольда принять крещение. Для этого в 861 году Патриарх Константинопольский Фотий направил в Киев православную миссию во главе с греческим епископом. Вскоре Аскольд принял крещение, а с ним крестилась и его дружина. И хотя сама Русь крестилась только более века спустя, можно смело утверждать, что чудо ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах стоит у истоков Крещения Руси. Не менее известна и Влахернская икона Божией Матери, которая хранилась в том же храме, что и чудотворная риза. Сам образ очень необычный. Икона рельефная, как бы объемная, выполнена с использованием воскомастики, сделанной «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Считается, что именно перед этой иконой молились во время явления Покрова Богородицы. С XII века начали появляться свидетельства о чуде, которое совершалось во Влахернском храме каждую неделю: в пятницу покров, который закрывал икону, сам поднимался и оставался в таком положении до субботы. Влахернская икона не раз терялась из виду: ее пришлось укрывать во время иконоборческих гонений и нашествия крестоносцев.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

В соборном храме Костамонита находится несколько чудотворных икон. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Антифонитриа» (Предвозвестительница). Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона. В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклеси-арху Агафону о том, что Она не оставит обитель Своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам. Икона Богородицы «Портаитисса»: с ней связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872 – 76 годах ездил в Россию собирать пожертвования. Еще один чудотворный образ – икона Божией Матери «Одигитрия» (Костамонитская). Она находилась во Влахернском храме в Константинополе. Принесена же обители Костамонитской в дар сербскою княгиней Анною, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной. Икона святого первомученика Стефана, в память которого и освящен соборный храм этой обители. Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой – подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня и частица Христовой багряницы. Также в обители пребывают частицы мощей: первомученика архидиакона Стефана, апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, равноапостольного Константина Великого, великомучеников Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мучеников Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителей Модеста, Иакова Персиянина и Иоанна Златоуста, священномученика Харалампия, преподобных Фалалея, Парфения, священномученика Власия, святого Артемия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша». Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных. В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона " Похвала Пресвятой Богородицы " Похвала Пресвятой Богородицы - праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы . Празднование также известно как Суббота Акафиста Празднование в субботу пятой седмицы Великого поста Праздник был установлен в IX веке для восхваления Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествий врагов. Среди побед, ставших причиной учреждения праздника, было чудесное избавление города от соединённых сил агарян и персов , которые подошли к Царьграду с моря и с суши, но были во множестве рассеяны и потоплены внезапно поднявшейся ночной бурей. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме , возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную ( " акафист " по-гречески) песнь: " Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице! " Праздник также стал хвалебным воспоминанием о снятии осады с Константинополя летом 626 года. В то время город был осажден аварами и славянами . Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены. Народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, и опасность была отвращена. По этому поводу к уже составленному Великому акафисту Божией Матери был добавлен благодарственный проимий. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечался торжественным пением Великого акафиста в субботу пятой седмицы Великого поста . Иосиф Студит написал канон на Субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили благодарственные молитвы в всесильного воеводства Божией Матери. Сначала праздник акафиста совершался лишь в самом Константинополе , в Влахернском храме , где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесён в уставы монастырей святого Саввы Студийскогои потом в церковные богослужебные книги, таким образом сделавшись общим для всей Восточной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/25968.html

Извод «Н. Р.», вероятно, появился в контексте развития интереса к иконографии святых или мирян, в молении припадающих к Божией Матери или ко Христу, а также изображения чудес от икон и чудесных явлений ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 301). Вместе с тем в его формировании усматривают и литературно-литургическую традицию ( Плюханова М. Б. «Кипение света»: Рус. Одигитрии в литург. поэзии и в истории. СПб., 2016. С. 201-202). Одной из наиболее ранних точно датированных икон «Н. Р.» является образ 1840 г. из храма Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Влахернского мон-ря в с. Деденёве Дмитровского р-на Московской обл. (ныне в ЦМиАР; Рус. чудотворная икона «О Тебе радуется»: Иконы Богоматери XV-XIX вв./Авт. ст.: Н. И. Комашко. М., 2000). Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР) Образ «Н. Р.» включался в свод чудотворных Богородичных икон XIX в. Он присутствует на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 483-485. 1218(147)). В описании гравюры икона «Н. Р.», помещенная без указания дня памяти среди икон, празднование которым совершается в дек., сопровождена комментарием Д. А. Ровинского: «...из книги Руно Орошенное» (Там же. С. 485). «Н. Р.» включена в состав чудотворных Богородичных образов на мн. иконах, напр. на иконе «132 явленных и чудотворных образа Божией Матери» из Благовещенской ц. в Череповце (кон. XVIII - 1-я четв. XIX в., ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 184, 235-236. Кат. 95; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской. М., 1995. Кат. 202-203); на иконе «Распятие и Страсти Господни, с изображением чудотворных икон Пресв. Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове), на иконе «Неопалимая Купина, с явленными и чудотворными иконами Божией Матери» (XIX в., ГМИР) и др.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Тихвинская: русская икона апостола Луки 09.07.2012 439 По преданию, апостол Лука нарисовал первые иконы Пресвятой Богородицы. Среди них был и тот образ, который сейчас мы называем Тихвинской иконой Божией Матери. Почему икона, написанная человеком, который никогда не был на Руси, имеет русское название? Об этом - в праздник Тихвинской иконы. Сначала эта икона находилась в Иерусалиме, в V веке (после того, как христианство было признано государственной религией Византии) она была перенесена в Константинополь. Люди с таким благоговением относились к этому образу, созданному человеком, который видел Деву Марию, что для нее построили храм, названный Влахернским. За 70 лет до того, как Константинополь был завоеван турками, икона исчезла из храма и чудесным образом перенеслась на русские земли. Можно представить себе удивление и радость рыбаков, которые увидели образ Богородицы, парящий над водами Ладожского озера. Наверное, не меньше были поражены и прибывшие в Константинополь новгородские купцы, когда тамошний патриарх поинтересовался, не было ли на Руси слухов о чудотворной иконе. Святейший заключил, что она оставила Византию «за гордость и неправды». На месте, где остановилась икона, был построен деревянный храм. Три раза он сгорал, и всегда образ Богоматери оставался невредим. Потом по желанию великого князя Василия Иоанновича (1505-1533) построили каменный храм. А по повелению Ивана Грозного при храме устроили Тихвинский Успенский мужской монастырь. Верующие, которые молились перед этим образом Богородицы, исцелялись от многих болезней. Помогла эта икона в 1613 году, когда, пользуясь тем, что Русь была ослаблена из-за событий Смутного времени, в нашу землю вторглись шведы. Люди, жившие в окрестностях монастыря, заперлись в его стенах, чтобы защититься от шведов. По велению Пречистой Девы они обошли обитель с чудотворной Тихвинской иконой. В шведских войсках началась паника, и они бежали прочь от обители. Так повторилось два раза. В 1924 году монастырь был закрыт, а чудотворный образ вместе с другими ценностями немцы перевезли в Псков. Во время Второй мировой войны икона вместе с беженцами покинула Россию. Архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс) вывез реликвию в США. Его приемный сын, будущий отец Сергий (Гарклавс), скитаясь по лагерям для депортированного населения, носил икону на себе, чтобы уберечь. Икону привозили в лагеря в Германии, и представители разных конфессий вместе молились перед ней. Потом икона попала в Свято-Троицкий собор в Чикаго.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Тут же, во Влахернском храме, в 910 году, во время всенощного бдения, когда греки горячо и усердно молились Господу Богу и Его Пречистой Матери о ниспослании помощи свыше в борьбе с сарацинами, явилась Божия Матерь, в сонме ангелов, стоя на воздухе, осеняя христиан честным своим омофором, – что удостоились видеть св. Андрей юродивый и Епифаний. В память этого, как известно, установлен праздник Покрова Пресвятые Богородицы. И наш академический храм посвящен Покрову Божией Матери, почему Влахернский храм явился для нас сугубо дорогим. В настоящее время древнего знаменитого храма нет, он уничтожен турками; (чудотворная икона Влахернской Божией Матери, как известно, находится в Москве, в Успенском соборе); осталась лишь незначительная часть стены, недалеко от которой небольшая церковка, сооруженная не особенно давно при посредстве «россов», потомков тех «россов», которые назад тому 1000 слишком лет, вразумленные благодатью Божией, ушли от стен Константинополя. Большая часть и икон пожертвована теми же «россами». Храм небольшой. Под изображением Божией Матери, в юго-восточном углу, находится резервуар с водой, несколько кружек для питья и несколько медных тарелок для «благочестивых» пожертвований. Это и есть агиазма. Влахернский храм содержится грязно и обстановка его убога. При входе в храм, встретил нас какой-то грек, оказавшийся потом псаломщиком; он был одет весьма небрежно, без верхней одежды, в одном жилете, в широких грязных шароварах, нечесаный, и в добавок – с сильным запахом чесноку. Помолившись пред находящеюся над агиазмой иконой Божией Матери с Предвечным Младенцем, испив воды из источника и положив на блюдо, по усердию, мы стали осматривать храм, который, впрочем, не представляет ничего особенного. Псаломщик же в это время, войдя в алтарь, преспокойно отдернул занавес и открыл царские врата для Преосвященного. Такое бесцеремонное небрежное обращение со святыней произвело на нас крайне неприятное впечатление. Впоследствии, впрочем, мы неоднократно убеждались, что это, к сожалению, обычное явление у греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " Описания иконы Описание иконы Тихвинская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505-1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с мес[...] Икона Тихвинская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина. С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинск[...]

http://pravicon.com/icon-317

Список чудотворной иконы Влахернской Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь Москва, 22 июял 2016 г. В XVIII – начале XX века в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря хранился один из трех старинных списков с чудотворной иконы Божией Матери «Влахернская». В настоящее время список, изготовленный по заказу царя Петра Алексеевича в 1701 году, находится в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона в скором времени будет возвращена в Высоко-Петровскую обитель, сообщает сайт Московской городской епархии .      Список с Влахернской иконы Божией Матери повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ выполнен в удивительной технике – воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик. «Не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная», – так описал свое впечатление о чудотворном образе архидиакон Павел Алеппский, писатель, автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, которую он посетил в середине XVII века. Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году образ пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. При советской власти он хранился в запасниках Государственного исторического музея. Еще два чтимых списка с Влахернского образа хранятся сейчас в Третьяковской галерее (ранее – в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) и в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ранее – в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровом). Согласно преданию, Влахернская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя какое-то время она была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и была поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя. Промыслом Божиим, после падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году, икона перешла из Второго Рима в Третий – в Москву, где и сохранилась невредимою до сих пор. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля. 22 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95578.html

С этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами 20 июля. ПРАВМИР. Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского, и преподобного Евфимия Великого. Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста – на пятой седмице Великого поста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010