Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: «и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр. 11:19; 12:1). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молний, громов, голосов, землетрясения и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей, мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое «знамя, [дал Господь боящимся его], чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59:6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбью сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные — от нашей плоти, противоборствующей духу; иные — от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: «если [кто] не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими»  [ 7 ] (Пс. 7:13–14). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, — покров Пречистой Преблагословенной Девы. Покрываемые как щитом Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: «шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных»  [ 8 ] (Песн. 4:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Многочисленные примеры из предания церковного да утвердят вас в силе той же молитвы. Родители блаженной Феофании-царицы, супруги Льва Премудрого, желая иметь чадо, пламенно молились Пресвятой Владычице Небесной, каждый день приходили к храму Ее, бывшему во Фракии, и изливали перед Нею сердца свои в прилежном молении со словами: «О, Госпоже мира, неплодствие наше да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да примем от Создателя Твоим милосердием». И поскольку с верой просили, то и получили. И благодатью Той, Которой усердно молились, приняли своего неплодства разрешение и родили дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами (Четьи Минеи, 16 декабря). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, который стал впоследствии великим защитником Православия и венца мученического сподобился (Четьи Минеи, 28 ноября). Вот и вы, жены, к такой же молитве прибегайте, и она, несомненно, будет услышана. Но, может быть, скажете: «Прибегаем, да, видно, не принимает молитвы нашей Бог». В таком случае усугубите ее, и если она была кратка и не полна, то дополните ее. Чем? Обещанием Господу, что вы не для своей утехи земной просите себе детей у Него, а для того, чтобы их Ему же отдать и в них как бы продолжать свое служение Ему. Такие обеты давали Господу и упомянутые жены. Мать Самуила говорила: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). И мать Пресвятой Богородицы так же говорила: «Тогда, Господи (то есть в случае исполнения прошения), рожденное чадо мы приведем в дар Тебе, благословляя, воспевая и славя Твое милосердие». И мать святого Стефана Нового, прося у Царицы Небесной сына, тоже обещала, если такого дара сподобится, принести сына в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Нее, Пречистой, воплощенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Но вы любите врагов ваших, – продолжает Господь, – благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, – это дело легкое, – ибо Господь помогает верующему во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров. Но кому взаймы давать, не ожидая ничего? Людям бедным, несостоятельным, для которых возвращение долга крайне трудно и часто – невозможно. А люди состоятельные должны непременно возвращать долг, и заимодавцы нимало не погрешают, если ищут получения долга честным способом или судом. В противном случае было бы вредное потворство людям недобросовестным, думающим легко разжиться на чужой счет. Итак, будьте милосерды, сказал Господь, как и Отец ваш милосерд. От христиан, Своих чад по благодати, Господь требует милосердия, подобного милосердию Отца небесного. И в самом деле, если христиане чада Отца небесного, искупленные кровью Сына Его, и им обещаны нетленные, бесконечные блага в небесном отечестве, то они должны являть в этой жизни братии своей любовь и милосердие, соответственные величию к ним любви и милосердия Божия и беспредельному величию обещанных им нетленных благ, величайших почестей и венцов небесных. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог; то и мы должны любить друг друга 351 , говорит святой апостол Иоанн Богослов. Аминь. Небесная Заступница Слово в день покрова пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Кондак праздника) С начала десятого века, в 910 году по Р. Х., при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Терасии, во Влахернской константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: Противники, вы подчиняетесь Первому Никейскому Собору, поэтому должны подчиняться и Второму. Если же вы им пренебрегаете, то пренебрегаете и Первым, и тем самым придерживаетесь арианского нечестия. Второй вывод Соборной Церкви Христовой должно обязательно повиноваться и слушать ее, потому что Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). И еще: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). И еще: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ), – говорит Павел. Но Вселенские Соборы, в частности, Второй Никейский Собор, Седьмой Вселенский и святые Отцы, вселенские пастыри, собиравшиеся на Соборы по всем правилам, образуют и представляют Соборную Церковь Христову. Соборная же Церковь Христова есть не что иное как собрание правоверных, а особенно пастырей стада Христова, заботящихся о благосостоянии Святой Церкви и верно понимающих Слово Божией истины. Поэтому им должно обязательно повиноваться и всячески следовать их постановлениям. Третий вывод Первый Апостольский Собор гласит: угодно Святому Духу и нам ( Деян. 15, 28 ) Этого же правила придерживались и прочие Вселенские Соборы, глася: угодно Святому Духу и нам. А поскольку мы прислушиваемся к Первому Апостольскому Собору, то и прочие Соборы, а особенно Вселенские, должны слушать, как наставляемые Святым Духом. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ: они говорят, что их Собор, который был собран Гноеименитым Копронимом в Церкви Влахернской, и есть Святой Седьмой Вселенский Собор, поскольку именно так его назвали иконоборцы. Поэтому подобает придерживаться решений этого собора, отвергающего иконы. ОТВЕЧАЮ: Не все то золото, что блестит, не всякое сборище является Собором, а особенно Собором истинным и праведным, Святым Вселенским. Вы же знаете, что и у тех, кто распинал Христа, также был Собор, где шла речь о Христе. Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа на Помазанника Его ( Пс. 2, 2 ). У нечестивейших ариан были разные течения о единосущии Христа: и в Антиохии, и в Аримене; подобные течения были и у диаскоряне, и у евтихиан в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Покров смирения ...Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем... Лк. 1: 46–53 «Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся». О чем молилась Пресвятая Богородица, когда во Влахернской церкви Константинополя святой Андрей созерцал Ее во время совершения Всенощного бдения? Множество других людей также видели там Пречистую Божью Матерь. Когда Она закончила молитву, то сняла со Своей головы покрывало и покрыла им всех молящихся в храме. Так о чем же Пресвятая Богородица молила Своего Сына, нашего Бога? Каков был характер и каково значение этой молитвы для нас и что представляет собой праздник Покрова Пресвятой Богородицы, столь почитаемый только в Русской Церкви (в Греции, например, этого праздника нет)? Объясняя это, полагают, что Андрей происходил родом из славян, но исторически подтвердить это невозможно. Богородица сняла со Своей головы тот покров, которым с древнейших времен женщина покрывала голову, когда входила в Божий храм. Какой смысл этого действия? Женщина скрывает внешнюю человеческую красоту, убирая свои прекрасные волосы под покрывало, и только тогда может молиться в церкви. В православных храмах до сих пор соблюдают эту традицию, которую можно глубоко осознать и осмыслить как благочестивый и духовный обычай. То покрывало, которым покрывается голова женщины, необходимо воспринимать как покров смирения. «...Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1: 38 )-таков смиренный ответ дочери израильского народа, когда Ей через Ангела было предложено осуществить невиданную вещь – родить Бога. «...Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – спросила Она Ангела ( Лк. 1: 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Пюльца), внутри которых или под которыми были устроены могилы. Последние – в баптистериях при Западной базилике (четыре гробницы под полом), «храме с ковчегом» (одна гробница под полом), храме Богоматери Влахернской (склеп и в баптистерии (две поздние гробницы, – наземная, пристенная, и на месте купели). Устройство крещальни вместе с могилами или вблизи кладбищенских погребений, рядом с мартириями вполне объяснимо настойчиво проводимой христианской идеей ассоциации «образа могилы и источника жизни», воды крещения и крови мучеников, мистического погребения Христа и Его Воскресения к жизни вечной, что убедительно демонстрируют неоднократно звучавшие в проповедях слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим: 6: 3–5) 1088 . Подвиги мучеников, по преданию, здесь похороненных, должны были особенно вдохновлять принять крещение именно среди «святых могил» (in tumilis sanctorum). Поэтому в большинстве случаев видно стремление сблизить место крещения и алтарь, а также крещальню и место отправления мемориального культа, мартирий – сооружение для почитания мучеников, поминальную часовню, что обуславливалось глубинной, ментальной символикой, представлением о мистической связи Крещения и Воскресения и было общей практикой 1089 . Как верно отметила Л. Г. Хрушкова, это вытекало из дидактических намерений и интересов паломничества, поскольку среди тех, кто приходил к местам чтимых захоронений было немало именно катехуменов или новокрещеных 1090 . Отсюда же поразительное совпадение архитектурных форм баптистериев и мартириев и встречающееся уже среди раннехристианских памятников совмещение крещального и мемориального культов в рамках одного сооружения 1091 . Подчас это обстоятельство вносить путаницу в интерпретации исследователей, как это произошло, к примеру, с баптистерием («часовней Б») при Западной базилике: вырубленную в полу его апсиды десятигранную, облицованную мраморными плитками купель глубиной чуть меньше метра, с обязательной ступенькой-сходом с востока до сих пор пытаются связать с мощехранительницей 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 239. Вид на храм Богоматери Влахернской с юга. Рядом с крещалъней – ниша в стене для наливания воды в купель. Раскопки 1902 г. Строительство ее еще и вблизи кладбищенских погребений вполне объяснимо христианской идеей сближения крещения и смерти, что демонстрируют слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим: 6: 3–5). Кроме того, подвиги мучеников, по преданию, здесь похороненных, должны были особенно вдохновлять принять крещение именно среди «святых могил» 462 . Рис. 240. Оформленная в виде сводчатой ниши приспособление для наливания воды в купель, расположенную с внутренней стороны стены. Раскопки 1902 г. Помещение баптистерия, как и положено в символике крещения, купольное, было вымощено, как и соседствующая алтарная часть, мраморными плитами, имело две двери, переделанные из прежде находившихся в этом крыле креста окон, и два окна, одно над купелью и другое в южной стене. Не подлежит сомнению, что оно было построено позже самого храма, поскольку его пристраивали к последнему и это сопровождалось устройством двух окон и двух дверей 463 . В то же время, очевидно, это, как и сооружение алтаря, произошло в скором времени после возведения храма, поскольку в характере и технике кладки стен здесь не наблюдалось никакого различия от кладки остальных частей храма 464 . Узкий простенок со сводчатой небольшой нишей выше уровня купели, через которую с внешней стороны здания наливали воду, был выложен из отдельных камней для удобства ремонтов водопроводного канала путем извлечения этих камней с последующей постановкой их на прежнее место. Вместе с изменением конструкции перекрытия центрального квадрата здания, закладкой бутом на извести трех входных дверей (восточной, северной и южной), переделкой в восточной части, устройством алтаря, богатой напольной мозаики в западной, северной и южной ветвях креста, все это демонстрирует изменение первоначального замысла, вылившееся в достройки, что было свойственно византийской форме проектирования 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смотри, как Она сироту Татьяну матерински помиловала, лютого мучителя отогнала от нее и здоровье ей подала. И кто не сможет возложить надежды на благоутробие Ее, видя Ее, столь милостивую и чадолюбивую? Слышали ли о неясыти, растерзывающей свою утробу ради птенцов? То же видите в Голубице райской, Пречистой Богородице. Пощажена ли утроба Ее возлюбленная, говорю, Сын сладчайший? Не растерзан ли люто страданиями? «Расхищали Его все проходящие дорогою» (Пс. 88:42), так ради нас был Сын Девический замучен, чтобы нам от смерти избавиться. И кто здесь Ту Деву не наречет Матерью себе, видя Единородного Сына Ее растерзанного, чтобы мы усыновление получили, чтобы нам «дать власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Кто не читал об орле, очень преданном своим чадам? «Орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими» (Втор. 32:11). Но Матери нашей Преблагословенной даны были «два крыла большого орла» , уповаем, что Она покроет нас «под кровом крыльев Своих» (Откр. 12:14; Пс. 60:5). Извещаемся о покровительстве Ее святым Андреем юродивым. Он видел Ее во Влахернской церкви, людей покрывающую, — такое имеет о чадах Своих прилежное попечение. Не забудь же и меня, хоть и негодного, о Матерь всепетая! Нравоучение Добра к нам Матерь Пресвятая Богородица, значит, нужно, чтобы и мы были Ей не злыми сыновьями. Не не ведаем, какого человека Господь Матери своей Преблагословенной под Крестом усыновляет на Голгофе: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26—27). Девственника — Деве, чистого — Пречистой, любимого ученика — любимой Родительнице дает за Сына. Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной. Попечемся о грехах наших (по силе нашей очистить их) и, отложив всякую скверну, целомудренно поживем. Для этого учениками Божиими сотворимся, покоряясь заповедям Господним и храня их, «потому что не слушатели, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Схиархимандрит Софроний пишет: «Бог по благодати Своей благоволит соединиться с человеком настолько тесно, что человек становится Богом, подобно Богу-Творцу по образу бытия Своего. Те, кто не верят этому и не молятся Святым, не познали, как много любит Господь человека и как возвеличил его». Итак, избранники Господни получают от Господа и Его славу и принимают участие в устроении Им Своей Церкви. При этом такое почетное служение Господу начинается для многих святых еще здесь на земле и продолжается по преставлении их. Для некоторых из святых (например, многих мучеников) оно осуществляется лишь за гробом. В Откровении говорится про святых: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресенье. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр.20.4–6 ). История Новозаветной Церкви свидетельствует о непосредственном участии почивших в Бозе святых в царствование Христа. Самое ближайшее участие принимает в нем Царица Небесная – Матерь Божия – Приснодева Мария. Безчисленны свидетельства и рассказы о Ее покровительстве, заступничестве и предстательстве за весь христианский род, Матерью которого Она стала через Своего Сына – Христа. Величественная и трогательная картина Ее служения на земле отображается в празднике Покрова Божией Матери: «Долго молилась Она во Влахернском храме за константинопольских христиан, обливая лицо свое слезами, и под конец сняла с Себя блиставшее как молния покрывало и распростерла его над всем стоящим народом», «Во успении мира не оставила еси», – поет про Нее Церковь , и хотя она стала Царицей Неба, бедствующая земля была, есть и будет постоянным уделом Ее забот, покровительства и предстательства христиан. Когда святому Андрею юродивому был показан рай, он не нашел там Царицы Небесной. Удивленному этим святому Андрею ангел объяснил: «Ты хочешь увидеть Царицу сил Небесных? Ее здесь нет. Она ушла в много-бедствующий мир помогать людям и утешать скорбящих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Так что же, если даже врата адовы не одолеют Церкви Его, малого стада Его, то чего нам смущаться, чего тревожиться, чего скорбеть?! Незачем, незачем! Малое стадо Христово, подлинное стадо Христово неуязвимо ни для какой пропаганды. Вера малого стада, его любовь к Господу Иисусу Христу так тверды, что даже врата ада не сокрушат эту веру. Так чего же бояться, если мы друзья и даже братья Христовы, как сказал Он о Своих апостолах, если читаем у великого евангелиста Иоанна Богослова такие всерадостные для нас слова: «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими». Мы приняли Его, мы не отверглись Его, как народ иудейский: мы приняли Его, и потому дает Он нам власть быть чадами Божьими. А для чад Божиих неужели страшна какая-либо пропаганда, неужели возможен отказ от веры?! Нет, нет! Совсем не возможен. Пресвятая Владычица наша Богородица в день сего великого праздника явилась с множеством ангелов и святых не среди белого дня, не в многолюдном народном собрании, а в четыре часа ночи во Влахернском Константинопольском храме, и своим блистающим, как молния, омофором покрыла малое стадо Христово, коленопреклоненно молившееся. Так вот, все дело в том, чтобы быть вам подлинными членами малого стада Христова. И если будете ими, никакая пропаганда вас не коснется, не заденет вас — будете неуязвимы. Коснется она только тех, кто и прежде не был во дворе овчем, в Церкви Христовой, и будет иметь большой успех среди них. Кто же принадлежит к малому Христову стаду? Те, к которым относятся слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Вот видите, чтобы быть во дворе овчем, чтобы принадлежать к малому стаду Христову, надо только возлюбить всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа, надо написать на сердцах своих заповеди Его святые и всем сердцем хранить и исполнять их. Вот тогда, когда будем мы — все мы, все вы, слушающие меня, — когда будете в малом стаде Христовом, только тогда нам не страшно ничто, не надо тревожиться ни о чем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010