Самуил обещался исполнить эту просьбу, если народ и царь не будут грешить. После этого он сложил с себя власть судьи еврейского, оставшись только первосвященником. Но через несколько времени царь Саул стал развращаться и гневить Господа, так как оказался явным нарушителем и преступником повелений Божиих. Тогда Господь сказал Самуилу: «Я раскаялся что помазал Саула на царство; он отвратился от Меня и не соблюдает слов Моих!» Св. Самуил плакал о Сауле и молился о нем. Но Господь не внял молитве праведника, ибо Саул все более и более погрязал в нечестии и преступлении заповедей Божиих. Вследствие этого Самуил не хотел видеть Саула до своей смерти. Через несколько же времени Господь велел ему избрать другого царя, для чего приказал ему идти в Вифлеем к некоему Иессею. Там, в Вифлееме, Господь избрал царем одного из сыновей Иессея – Давида, св. Самуил помазал его на царство. Возвратившись после этого в город Армафем, св. Самуил вскоре умер. Все евреи сильно плакали о нем и погребли его в его отечественном городе Армафеме. По свидетельству Иеронима, мощи святого пророка Самуила из Иудеи были перенесены в Царьград при императоре Аркадии; по свидетельству пасхальной хроники, это было в 406 году. Феодор чтец пишет: «в его (Аркадия) царствование при патриархе Аттике (406–425) принесены были в Константинополь останки св. Самуила и за 10 дней до июльских календ (22 июня) положены в его храме близ Евдома». Августа 20, вероятно, было освящение храма (1 кн. Царств, гл. 1–25; Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 250). Свв. мучч. Севира и Мемнона сотника и с ними 37 Св. мученик Севир был родом из Фракии; за исповедание Христа он был предан мучениям: его сначала строгали железными гребнями, потом надели на его пальцы раскаленные перстни, опоясали раскаленным железным поясом и наконец отсекли ему голову. Обращенный св. Севиром, сотник Мемнон был растянут между двумя столбами, затем из его тела с головы до ног были выкроены три ремня; наконец растопили большую печь и бросили в нее Мемнона и других 37 мучеников, отрубивши им предварительно руки и ноги. Все эти мученики пострадали во Фракии в 304 году (Пролог). Муч. Фотина, вероятно, самарянка, пострадала вне врат влахернских. Муч. Лукий сенатор усечен мечем на о. Кипре вскоре после 310 года. Мучч. Илиодор и Доса пострадали при Сапоре II в Персии, в 380 году (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, стр. 218). 21-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем мимо шумящей толпы евреев проходили другие христиане и останавливались, любопытствуя узнать причину такого смятения евреев. В числе проходивших был некто Симеон. Узнав, в чем дело, он сказал: «важное дело, что умрет какой-нибудь еврей» Едва только он успел произнести эти слова, как евреи тотчас же схватили Симеона и стали кричать, что это тот самый, который нанес рану их собрату. Они передали его блюстителям порядка, а те представили его визирю; с Симеоном явились к визирю и некоторые жиды с ложными показаниями, что будто бы они своими глазами видели, как Симеон ранил ножом еврея. По приговору судьи, невинный Симеон был заключен на сорок дней в темницу с тем, что, если еврей умрет раньше этого срока, то он должен быть казнен; если же выздоровеет, то, заплатив за лекарство, получит свободу. Еврей жил более сорока дней, в это время было издержано на лекарства двести восемьдесят грошей. Наконец около 50 дня еврей умер; евреи деньгами склонили судей приговорить Симеона к смертной казни. Продажные судьи предложили Симеону для спасения своей жизни принять магометанство, в противном случае угрожали ему неизбежною смертью. Мученик отвечал: «если бы осудили меня и на тысячу смертей, все же не поколеблет меня в вере и любви к Иисусу Христу». Над Симеоном произнесли смертный приговор и передали палачу для исполнения. Палач вывел мученика за город в Бакче-Капу и там повесил на дереве. Это было в 1653 году, августа 14. Тело его погребено на кладбище Беги-Оглу (Христ. мучен. на востоке, свящ. П. Соловьева). 15-е число Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Овиновские иконы Божией Матери. Семигородные иконы Богоматери. Владимирские – Ростовские иконы Богоматери. Крымские иконы Богоматери. Псково-печерские иконы Божией Матери. Чухломские иконы Богоматери. Влахернские иконы Божией Матери. Цилканские иконы Божией Матери. Ацкурские иконы Богоматери. Гаенатгские иконы Божией Матери. Вифлеемские иконы Божией Матери). Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии После вознесения Спасителя на небо, свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам царь и множество народа явились смотреть, как лютые звери будут терзать преступного христианина. Но когда на Пантелеимона выпустили диких зверей, они сделались кроткими и не причинили Пантелеимону никакого вреда; напротив того ласкались к нему и лизали его ноги. Максимиан придумал для мученика новое истязание: он велел привязать его к колесу, усеянному острыми лезвиями. Но хранимый Богом страдалец остался невредим. «Кто научил тебя волшебству?» спрашивал разгневанный Максимиан. «He волшебству, а христианскому благочестию научал меня священник Ермолай», отвечал мученик. Пантелеимон знал, что учитель его Ермолай не побоится умереть за Христа, потому и не считал нужным скрывать его имя. Царь послал самого Пантелеимона за Ермолаем, и святой старец вместе с Ермиппом и Ермократом были преданы казни, как совратители Пантелеимона в христианскую веру. После этого Максимиан, призвавши Пантелеимона и думая обмануть его, сказал ему: «вот ты один не покоряешься моей воле. Учитель твой Ермолай и друзья его поклонились богам и награждены великими почестями. Последуй и ты примеру их». Мученик понял этот грубый обман и сказал царю: «вели призвать их, я бы желал видеть их». «Их нет здесь. – отвечал царь: я послал их в другой город за получением большого богатства». «Ты сказал правду, заметил Пантелеимон. Ты действительно послал их в небесный град, где Господь Бог наградит их несметным богатством». Видя невозможность принудить Пантелеимона к отречению от Христа, Максимиан велел жестоко бить его и потом, казнив мечем, сжечь тело Пантелеимона. Но оно осталось невредимо в огне. Страдания св. мученика происходили в 305 году; христиане похоронили благоговейно тело святого великомученика. Память его издревле особенно чтилась на востоке: церкви, построенные во имя его в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к 4 веку. Мощи его принесены были в Царьград; оттуда большая часть их перенесена в Париж в сен-Дени, а глава его будто бы – в Лионе в 802 году. Но паломник Антоний в 1200 году видел главу его в Софии в Царьграде; по свидетельству же Стефана новгородца (1350 г.), в 14 веке мощи его почивали во Влахернской церкви в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он очень обрадовался их доброму разуму и взял их с собой. Господь готовил ему новую ниву для делания духовного и совершенно не там, где он предполагал. По возвращении в Туринск у него возникли неприятности: любоначалие одной из первых сестер общины, вмешательство посторонних лиц и предубеждения против старца местного епископа воздвигли на него бурю гонений, и он испытал великие скорби. Вследствие всех сих обстоятельств старец решился удалиться от общины, уступая место виновнице всех зол. Но многие из сестер не хотели его оставить и объявили ему, что, куда бы он ни пошел, они будут следовать за ним. Тогда он положил совершенно удалиться из Сибири, возвратиться в Россию и, ежели возможно, постараться в окрестностях Москвы найти место, где бы удобно было ему поселиться со всеми сопровождающими его сестрами. Они прибыли в Москву весной 1826 года за несколько месяцев до коронования покойного Государя Николая Павловича. Господь помог старцу Зосиме: нашлась боголюбивая вдовица Бахметева, которая во имя Божие приняла и старца и всех сестер и поселила их в одном пустом доме, находившемся рядом с тем, в котором сама жила. Она не ограничилась этим: временно переселила старца и сестер в свою подмосковную, верстах в 60 от столицы, а потом совсем уступила им эту землю. И несмотря на низменность места, старец основался там. К земле, пожертвованной Бахметевой, прикупила земли царевна Грузинская и выстроила домовую церковь , которую потом отдала общине. Но этого радостного события блаженный старец не дождался: он еще прежде опочил о Господе в октябре 1833 года. Незадолго до смерти отца Зосимы посетили его два старца из Орловской епархии, и он келейно принял от них образ великой схимы. Первоначальными благодетелями обители были: госпожа Бахметева, дом царевичей Грузинских, но в особенности щедро благотворило благочестивое семейство Лепешкиных, и поныне не оставляющее пустынь своими благостынями. При всей ограниченности своих средств эта пустынь и внутренне и внешне ныне процветает и восходит от силы в силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Начали полунощницу, затем утреню, прочли первую кафизму из псалтыря, потом часть из жития Богоматери Влахернской о том, что Она сделала в Константинополе с Хаканом 487 ; затем прочли вторую кафизму и вторую часть жития. За сим наш владыка патриарх прочел шесть похвал из акафиста, после чего сели. Последовало третье чтение из жития о другом (событии). Встали, и чередной (священник) прочел еще шесть похвал. Сели, и последовало третье (?) чтение о чудесах св. Девы. Потом начали канон. При третьей песне другой священник прочел еще шесть похвал, затем чтец третье (?) чтение. Также при седьмой песне прочли еще шесть похвал в докончание акафиста и сели. Прочли синаксарь этого дня. О кончили канон и первый час и мы вышли из церкви в восьмом часу. В этом месяце марте ночь и день равны. Наш владыка патриарх поехал в царских санях к грузинской царице Елене, вдове Давида, сына Теймураз-хана, за которою, как мы говорили, царь посылал привезти ее с ее сыном Николаем, с целью женить его на своей дочери, – поехал служить у ней обедню. В этот пост она несколько раз приглашала его, но он не находил свободного времени, – так как во вторую субботу поста служил обедню по матери царя, в третью субботу служил в день рождения царя, как мы говорили, в четвертую субботу с царицей случилась извинительная причина – до сего дня, пятой субботы. Она постилась первую неделю поста и желала приобщиться св. Таин из его рук, но для этого ей не представилось удобного случая до сего дня. Грузины веруют, что принятие Таин в день субботний имеет большое преимущество, а потому она желала (приобщиться) не за воскресною обедней, а за субботнею. На этой неделе московский патриарх созвал собор вследствие указаний, которые сделал ему наш учитель, и совета, который он им дал касательно нововведении и разных погрешностей в делах веры: во первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и с надписями, освященном мощами святых, а на куске белого полотна; во-вторых, что они, принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в третьих, что они делают в нескольких словах ошибки в „Верую во единого Бога“; в четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в пятых, не принимают антидора; в шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев; в седьмых, относительно крещения ляхов, ибо они крестят их теперь вторым 488 крещением, и относительно разных дел и обрядов, о коих мы уже говорили и будем говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особым праздником считается Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (Влахерноба; 2 июля), он посвящен также хранящимся в Грузии ризе и части пояса Божией Матери, а также чудотворному списку Влахернской иконы Божией Матери , согласно груз. исторической традиции ( Иоселиани. Описание древностей. 1866) подаренным в VII в. визант. имп. Ираклием груз. царю. Согласно др. сведениям (посольство Иевлева и Толочанова, 1650-1652 - Цинцадзе. 1969), Влахернскую икону и ризу привезли в Грузию в иконоборческий период, а часть пояса Богоматери и Оконскую икону - племянница визант. имп. Романа III Аргира, Елена, первая супруга груз. царя Баграта IV (1027-1072). Паломники, побывавшие на Св. земле, с XV в. называли грузин «христианами пояса» ( Хазарадзе. К истории одной реликвии. 1999; Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов. 1995). В XVIII в. одишский кн. Григол Дадиани передал Влахернскую икону, ризу и часть пояса последнему царю Грузии Георгию XII. После кончины царя его сын Давид перевез икону в Россию, затем она снова вернулась в Грузию. В наст. время Влахернская икона хранится в Гос. музее груз. искусства, риза Пресв. Богородицы - в Зугдидском гос. краеведческом музее. На Влахерноба икона переносится в ц. Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Существует обычай жертвовать иконе отрезы пестрой материи (Гвтисмшоблис Перанги - риза Богоматери), употребление к-рых даже с благими намерениями (напр., раздача неимущим) запрещено. Вторник Светлой седмицы - день празднования Оконской (Оконоба) и Иверской (Ивероба) икон Божией Матери. Оконоба связан с почитанием иконы из церкви в Окони (с. Чихареши, Квемо-Сванети), выстроенной князьями Кипиани (Ивероба отмечают еще и 12 февр.). Праздник Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной (9 дек.) особо отмечается в Зап. Грузии (Рача, Лечхуми, Сванети), где прав. Анну в народе называют «бабушка Рождества» и считают покровительницей девушек, брака, женщин, особенно рожениц. Этот день празднуют и особо отмечают женщины: старшая в семье печет ритуальные хлебцы из пшеничной муки в форме креста, звезды, солнца. Прав. Анну просят о благоденствии семьи, о благополучном исходе родов (если в доме находится роженица), о сохранении света очей, об обильном урожае проса.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Горнее место внутри алтаря на трех ступенях, а над ним лики апостолов и святителей. Под иконою Влахернской Божией матери, Спаситель, вдвойне написанный как в Софийском соборе Киева, приобщает под двумя видами апостолов, подходящих к нему с обеих сторон, и около надпись греческая: «пийте от нея вси». Ниже Вечери тайной представлены в два ряда знаменитейшие святители, но в их расположении не заметно строгой постепенности церковной. Таким образом Иаков, брат Божий, написан в среднем окне, против Сильвестра, папы римского, а между окон Василий Великий и Златоуст; надписи везде греческие и грузинские. В нижнем ряде святителей, начиная от левой руки, можно разобрать имена св. Апостола Тимофея, Акакия, Дионисия Ареопагита , Евсевия Самосатского, Кирилла Иерусалимского , Иакова Низивийского, Афанасия Великого и другого Кирилла, Амфилохия Икопийского, Григория Акраганского, Фаддея Селунского, Павла Цареградского, Петра Александрийского и еще некоторых. На арке алтарной диаконы, со свитками в руках, в которых, грузинскими писменами, начертаны тайно-действенные молитвы. Умилительно стоять, посреди такого сонма угодников Божиих, как будто с нами и за нас молящихся у престола Божия. Жертвенник и ризница, по древнему чину, отделены от алтаря. В тайных покоях, построенных несколькими ярусами над ризницей, укрылись несчастные жители Ахталы, во время нашествия Омар-Хана; но вопль заключенного с ними младенца открыл их убежище неистовым врагам, и все сделались жертвою их ярости. Кругом все стены церкви покрыты также живописью, хотя не столь хорошо сохранившеюся как в алтаре, от действия непогоды чрез обвалившийся купол. Еще видны, однако, две большие картины, рождества и успения Богоматери, которым празднует сия церковь , и замечательны между окон два Симеона Столпника, старший и младший. Их уединенные столпы образованы самим простенком, а кругом написаны все именитые отшельники, греческие и грузинские; это свидетельствует о пустынном незнании обители Ахтальской и о греческих её поселенцах. Многие лики святых уже стерлись, но еще сохранился, в углу трапезы, свежий образ царицы Тамары, в венце и порфире, с двумя ей близкими по сердцу, супругом Давидом и сыном Георгием, которых, однако, можно угадать только по смежности их с царицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На внешней арке, которую поддерживала красная колонна, странно начертаны были нагие женщины, обвитые змеями, вероятно фурии; но как могли мифологические символы найти место в преддверии христианского святилища? Я взошел в церковь и удивился православному её устройству и стенной живописи: на горнем месте видна была Влахернская Божия матерь, с предвечным младенцем на руках; Спаситель приобщал под двумя видами апостолов; а ниже его стояли двенадцать святителей, между коими можно разобрать греческие имена: Николая, Леонтия, Аристагеса, сына великого Григория; на боковых стенах написаны вход в Иерусалим и успение Божией Матери. Замечательно, что все надписи или греческие, или грузинские; армянских вовсе нет. Это было бы довольно странно в армянской столице, если бы сего не объясняла внешняя надпись, иссеченная на алтарной стене: «Церковь сооружена при Атабеге Спасаларе Шагин-Шахе, в 700 году армянского летосчисления» (т.е. в 1251 году) следственно в то время, когда Ани были во владении грузинских царей. Атабег Спасалар Шагин-Шах, т.е. воевода, Князь-Князей, есть титул, который даже обратился в собственное имя внуку великого Саркиса. После ранней смерти отца своего Захарии, он находился под опекою дяди Иоанна, который принял православие при царице Тамаре и, под именем своего племянника соорудил церковь в честь Богоматери: не сам ли Иоанн изображен спящим под её сенью? Время не позволяло мне снимать все надписи, трудные для самих армян; я довольствовался уловить хотя одно имя и год, и переходил таким образом, от памятника к памятнику, на этом обширном поле смерти. Не далеко от церкви к востоку кончался город, о чем свидетельствуют остатки огромных ворот, с прилегавшею к ним стеною. Несколько выше, на пустынной площади, возвышается другая круглая церковь замечательной архитектуры, которая отчасти напомнила мне иерусалимскую мечеть Омара: по двенадцати аркад в каждом из её двух ярусов, и еще сохранилась внутри стенная живопись. Там, где был престол, написан Спаситель, окруженный архангелами, в других углублениях четыре евангелиста и лики святых; надписи все армянские и одна на вратах свидетельствует, что церковь была сооружена в патриаршество Петра, при Иоанн Сумбате, сын царя Гагика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010