Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости Насельники монастыря в Москве каждый вечер будут совершать крестный ход против коронавируса 19.03.2020 14:52 Версия для печати Фото: instagram.com/peter_eremeev Москва, 19 марта. Братия Высоко-Петровского монастыря в Москве решила каждый вечер совершать крестный ход вокруг обители с молебным пением об избавлении от коронавируса. Первый крестный ход прошел 18 марта после вечернего богослужения. Монахи прошли по тротуарам вокруг монастыря с Влахернской иконой Божией Матери на расстоянии друг от друга, передает  Newsru.com «Учитывая посетившее город и москвичей испытание, братия нашего Высоко-Петровского монастыря будет каждый вечер обходить его стены с молебным пением. Окропляя территорию обители и окружающие ее стены святой водой, будем обращаться к Господу, Пресвятой Богородице и святителю Киевскому Петру, Московскому чудотворцу о помощи и заступлении всем нуждающимся», — написал b Insmagram haмecmhuk обители игумен Петр (Еремеев). Он отметил, что церковная традиция совершения крестных ходов в дни бедствий берет свое начало в Византии. «Сегодня все мы нуждаемся в помощи свыше, поэтому братия нашего монастыря единодушно решила усугубить молитву», — добавил игумен. В самом монастыре отменены экскурсии, вместо них в соцсетях запустят виртуальные туры и прямые включения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В X веке реликвия была разделена на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (в Зугдиди) и на Кипре (в монастыре Троодитисса). В Грузию святыню привезла в 1028 году племянница императора Романа III Аргира, который выдал ее замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата. В начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, приняв российское подданство, прислала реликвию в дар императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. Она и сегодня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери. Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы/Фото с сайта sinodmrpc.ru Частицу пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых ее отбили болгары. Позже, в XIV веке, сербский князь Лазарь I Хребелянович подарил ее афонскому Ватопедскому монастырю. Там пояс разделили еще на две части: одну поместили в крест, другую — в ковчег и во время эпидемий выносили к народу. И все-таки Бог не анестезиолог, а мы в большинстве случаев хотим именно«обезболивания»: приложились к святыне, почувствовали — стало легче и… вернулись в свою привычную жизнь, в которой ничего не изменилось. А что дальше? «Ладно, вот слетаем в Иерусалим — на Святой Земле Бог близко, там-то уж наверняка все пройдет!» А ведь вот Он, Бог, вот Его протянутая тебе рука, а ты, прикоснувшись к святыне, этого просто не заметил. Но если этот момент все же меняет нашу жизнь или хотя бы приводит к каким-то переменам — значит, встреча состоялась. Читайте также: Риза Богородицы: что это за великая святыня и где ей поклониться в России Покров. Праздник побежденных Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/pojas-bogorodicy-istorija...

Владимирская (в церкви свв. Захарии и Елизаветы) + Владимирская – во Флорищевой пустыни, 26 августа Владимирская – Знамение, 27 ноября Владимирская, с XII века, 1160 г., 26 августа Владимирская-Красногорская, 1603 г., 21 мая + Владимирская-Ростовская, XII века, 15 августа Владимирская-Флорищевская, 26 августа + Влахернская, 1654 г., 7 июля + Вододательница, 11 октября + Вознесенская-Казанская, 1689 г., 8 июля Вологодская – Знамение, 27 ноября + Волоколамская, 1677 г., 3 марта Воргольская Воронина Одигитрия, 1524 г., 28 июля + Воспитание, 5 марта Вразумившая экклесиарха + Всевидящее Око Божие, 15 августа + Всех Скорбящих Радость, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Вологде, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Воронеже, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Киеве, в лаврской больнице, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Киеве, в церкви Сретения Господня, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Кирсанове, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Нижнем Новгороде, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в селе Ивановском, 24 октября Всех Скорбящих Радость, – в Твери, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Тобольске, 24 октября Всех Скорбящих Радость – в Царском Селе, 24 октября + Всех Скорбящих Радость – в часовне у Стеклянного завода, 24 октября Вутиванская, 2 мая + Выдропусская, XV века, 28 июля Гаенатская, 15 августа + Галатская, 4 июля + Галичская, или Чухломская, 1350 г., 20 июля + Гербовецкая, 30 сентября + Геронтисса, 4 апреля + Глинская – Рождество Пресвятой Богородицы, 8 сентября + Горбаневская, 30 июня + Городецкая, или Галичская, или Чухломская, 1350 г., 20 июля + Гребневская, или Гребенская, 1380 г., 28 июля + Греческая-Андроникова, 1347 г., 22 октября + Грузинская, 1629 г., 22 августа Грузинская-Раифская, 1650 г., 22 августа + Густынская, или Ярмарковая + Далматская, 1644 г., 15 февраля + Дамаскинская, около VIII века, 4 декабря Двинская, 25 ноября + Девнетуровская, 29 февраля + Девнетуровская – в Тамбове, 1833 г., 29 февраля Дектоурская, в неделю Всех святых Дсхтяровская, в 10-ю пятницу после Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В XVI -XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. Примером служит икона «Благовещение с акафистом» Симона Ушакова, обрамленная двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, т.е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патриарх Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.

http://patriarchia.ru/db/text/120654.htm...

Последнее обновление собора лишило его боковых папертей с шестью их приделами; хотя неправильны были сии разновременные пристройки, но они составляли одно целое с главным зданием, которое само по себе разнообразно и не требовало строгой симметрии; между тем, паперти служили опорой для стен, так что больших стоило усилий, чтобы сокрушить прочность камня. Величественна наружность Мцхетского собора, хотя не имеет он легкой простоты Алавердского, но зато превосходит оный обширностью. Его строгие формы, остроконечный купол, крыша из тесаных камней и легкие арки по стенам с лепными украшениями делают из него совершенный тип церкви Грузинской, которая много заимствовала из Византийского зодчества, но имела нечто и свое. Один из посетителей горной Сванетии говорил мне, что ничто столько не напомнило ему образ церкви Грузинской, как исполинский Эльборус, видимый от своей подошвы в верхних долинах Сванетских. Если это справедливо, то сама чудная природа Кавказа дала великолепный образец зодчества тем, которые прислонились к его вековому хребту, и, конечно, нельзя было искать другого образца, более свойственного стране, осененной вершинами Казбека и Эльборуса. На входной паперти меня встретила родственная икона Влахернской Божией Матери, напоминающая нашу Печерскую; она есть почти необходимая Привратница всех храмов Грузии, и не напрасно имя Вратарницы осталось собственно Иверской иконе, ибо ее покрову любили вверять исходы свои и входы благочестивые жители Иверии. Когда же взошел я опять в священную внутренность храма (который простирается на 30 сажень до иконостаса и разделен столбами на три части), я был поражен колоссальным ликом Спасителя на горнем месте; Он виден был из-за стены алтарной, и в сравнении Его все прочие лики казались второстепенными: быть может, это впечатление было целью такого изображения. Священный Столб, пред которым я поклонялся накануне, привлек прежде всего мое внимание с правой стороны; он стоит отдельно, огражденный решеткой, и не имеет никакой наружной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На входной паперти вас встречает фресковая икона Влахернской Богоматери, напоминающая Печерскую Богоматерь в Киеве. Она составляет необходимую привратницу почти всех храмов Грузии. При входе во внутренность, имеющую 30 сажен до иконостаса и разделенную столбами на три части, поражает колоссальный лик Спасителя на горнем месте. Самое же горнее место сохранилось во всем его иерархическом достоинстве: оно имеет три яруса: первый, нижний, идущий вокруг всего алтаря, предназначен был для священников, второй, с 16-ю углублениями в полукружии алтарной стены, – для епископов, и, наконец, третий – для самого католикоса. Внутри храма на стенах и в алтаре сохранились остатки фресковой живописи и в числе их изображения грузинских царей в национальных костюмах; здесь же покоятся останки многих грузинских царей, которые одни только и имели право устроять здесь свои усыпальницы. Наконец, две особенности внутри храма резко бросаются в глаза наблюдателя: это маленький резервуар направо от входа, служивший, вероятно, в былое время местом крещения детей, и балдахин, прикрывающий то самое место, где хранился Хитон Спасителя. Маленькое отверстие у основания балдахина, закрытое небольшой дверью, уже опустело вместе с перенесением Хитона в Персию, а потом в Москву, и только безотчетная вера привлекает сюда еще и доселе целые массы благочестивых поклонников. За прощальным приветом древней столице Грузии, быстрый поезд умчал любителей старины далее по направлению к Кутаису. Среди живописной местности там и сям показывались памятники старины: полуразрушенные замки с неизбежными сторожевыми башнями, скалистые пещеры – обиталища первобытного человека; вот древний город Гори, а затем пещерная армянская церковь в гротах Уплис-Цихе. Наблюдая едва заметную точку в скалистой массе, глаз, привыкший к более или менее грандиозным формам храмовой архитектуры, едва может уловить здесь некоторые признаки присутствия храма. Церковь сложена в скале, имеет с северной и южной сторон глухие галереи, с восточной стороны – возвышенный алтарь и апсиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего». В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте. В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары.

http://azbyka.ru/palomnik/Пояс_Пресвятой...

благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы Богоматери. Немедленно были подняты эти святыни, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря и громко возгласили к воеводам и воинам: «не бойтесь братия! станем крепко, устремимся вкупе на литовскую силу! Богородица к нам грядет с милостью и заступлением и с помощью всех святых!» Этот неожиданный утешительный и ободрительный голос оживил и воодушевил ослабевавших. С мужеством все повторяли: «Богородица к нам грядет, умрем вкупе за веру Христову и за православного царя и не предадим града!» Вслед за этим появилось духовенство, неся мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. Началось молебствие перед самым проломом в виду защитников и осаждающих и продолжилось шествием к Покровской церкви. Это благоговейное зрелище так воодушевило защитников города, что все они единодушно устремились в пролом на неприятелей. Борьба с обеих сторон была жаркая, долговременная и упорная. Уже при наступлении ночи неприятели были вытеснены назад в пролом, сбиты со стен и прогнаны в беспорядке в поле, где они были избиты, a некоторые взяты в плен. Чтобы хотя чем либо загладить свою неудачу, Баторий решился взять Печерский монастырь, где кроме иноков для защиты было только 200–300 воинов, но защитники монастыря мужественно отразили два приступа и взяли в плен трех знатных сановников. Царь Иоанн Васильевич IV облажил чудотворную Псковско-печерскую икону золотом и устроил для нее серебряный киот. Псковско-печерские иноки, в воспоминание своего избавления от Батория, дали обещание ежегодно ходить в Псков с чудотворною иконою в седьмую неделю по пасхе. Геннадий, еп. псковский, в 1601 году утвердил и устав этого хождения с расписанием всего порядка церковных служб. (Слава Богомат. ч. 3, отд. 1, стр. 21–29). О Чухломской иконе Богоматери смотри 20 июля. Влахернские иконы Божией Матери Эта икона находится в Квабтахевском монастыре, в средней Карталинии. Обитель Квабтахевская или Кватахевская основана учениками св. Шио еще при его жизни в исходе V века и означает ущелье пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прошло не много времени и снова случилось событие, засвидетельствовавшее святость Иулиании. В 1617 году один посетитель изъявил желание поклониться гробу св. княжны; его допустили; он, казалось, с большим благоговением приложился к св. мощам. Между тем он воровски снял дорогой перстень с руки Иулиании. Когда похититель вышел из церкви, то закричал странным диким голосом и упал мертвый; при осмотре у него нашли украденный перстень; похититель оказался еретиком социнианином, не верующим в божество Сына Божия и в Св. Троицу; как еретика и как святотатца, его погребли вне церковной ограды. Чудесное наказание святотатца, конечно, взволновало умы слышавших об этом; но затем с течением времени память о святой как-бы стала позабываться. Тогда блаженная явилась во сне архимандриту Петру Могиле и упрекала его за малое внимание к ее гробу. Блаженный архимандрит велел устроить новую раку, приготовить новое лучшее одеяние для св. мощей, и они с торжеством были поставлены па приличном месте. В это же время на гробнице св. княжны написали: «по воле Творца неба и земли живет во все лета Иулиания, помощница и великая в небе заступница. Здесь кости – врачество против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Иулиания, как цветок прекрасный в букете». Мощи святой в настоящее время почивают в Антониевой пещере. (Четьи-Минеи. Слов. истор. о свв. стр. 126–127. Жит. свв. Муравьева). 7-е число Пр. Фомы Малеина. Пр. Акакия. Св преподобномуч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Св. муч. Евангелла. Св. муч. Кириакии. Св. мучч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа. Преп. Евфросинии, в миру Евдокии, Великой Княгини Московской. (Священномучен. Евстафия. Поликарпа нового мучен. Влахернской иконы Божией матери). Преп. Фомы Малеина Время жизни и место подвигов преподобного Фомы Малеина неизвестны. Можно однако думать, что жил он не позже X в., а на основании названия «Малеин» полагают, что местом его подвигов был пелопонесский мыс Малеа, может быть гора Малеон на восточной стороне Афона, или же наконец мыс Малеа на остров Лесбос. Сначала он был воином и славился своею храбростью и богатством. Но все это мало удовлетворяло его. Уединенная жизнь и подвиги благочестия казались ему более привлекательными. Он оставил мир и поселился в пустыне. Народ много говорил о его чудотворениях и посещал его пустынное жилище. (Четьи-Минеи). Св преподобномуч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010