Я просил, чтобы отслужили молебен Матери Божией, в той убогой храмине, где находилась её чудотворная икона, напоминавшая пашу Влахернскую, и когда, после молитвы, прикладывался к её лику, внимательно рассмотрел я сию святыню. Мне кажется, что самое лице было обновлено, потому что, в противном случае, удивительна свежесть красок, густыми слоями положенных, как бы лепная работа, в то время как живопись, под жемчужною ризой, совсем поблекла. Впрочем, и некоторые другие иконы, почитаемые за самые древние в Грузии, нисаны такою же грубою кистью и густыми слоями. В них нет того темного колорита и строгости в чертах, какими отличаются иконы византийского письма. На иконе Цилканской приметно двоякое украшение: одно весьма древнее эмалевое и жемчужное; таковы венец на главе Пречистой Девы и четыре кружка, в коих написаны по эмали мученики Феодор и Димитрий, и бессребренные Косма и Дамиан; по сторонам Богоматери видны два архангела. Второй оклад не столь древний, из чеканного серебра, с драгоценными привесками и с ликом св. Георгия, устроен был в минувшем столетии, князем Иваном Мухранским. Из боковой линии царей Карталинских, которым доселе принадлежит владение Мухрань, недалеко от Цилкана. Дорога наша лежала чрез это обширное селение, где виден дом владельцев, окруженный, на подобие замка, деревянною стеною, с башнями и теремами. Быстрый поток Ксани, давший свое имя Эриставам Ксанским, принял нас в свои бурные весенние воды, часто опасные для путешественников. Близ Самтависа, скучная равнина Карталинская пересечена лесистым оврагом, где иногда кроются хищники осетинские, в голодное время. Селение Самтавис, украшено древнею церковью царя Вахтанга Гург-аслана, почти современного отшельнику сирскому Исидору, который тут основался; она была обновлена в 358 году грузинского хроникона, или в 1673 году нашего летосчисления, князем Димитрием Амилахваровым, как написано на древней иконе Спасителя, внутри храма, и там до ныне погребается княжеский род сей, имеющий возле свои поместья. Их старый замок и монастырь видны на горе; неподалеку селение Чалы, где хранятся, в домовой их церкви, многие древние иконы, перенесенные в смутные времена, из пустыни Шиомгвинской и Мцхета. Род Амилахваровых, один из знаменитых в Грузии, возведен был в княжеское достоинство, потому что предок их пожертвовал своею жизнью, для спасения царя Георгия VIII. Амилахвар есть искаженное слово арабское Эмир-ахор, или великий конюший, звание, которым пользовались старшие из князей сего дома, при двор царском.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Этот образ Божией Матери особенно прославился в 1831 году. В это время неожиданно стала свирепствовать холера, наведшая ужас на все население Фальковицы. Народ обратился за помощью к Богу. Собравшись в церковь, он просил священника совершить вокруг местечка Фальковицы крестный ход с чудотворной иконой Богоматери. Тотчас после крестного хода обнаружилось заступничество Царицы Небесной: смертность прекратилась в этом месте, и слава о чудотворной иконе Богоматери быстро распространилась не только в ближайших селениях, но и в отдаленных краях. Кроме 15-го августа, празднование Фальковичской иконе Божией Матери совершается еще 22-го числа того же месяца. Хахульская икона В 6 верстах от Кутаиса, бывшего некогда столицей Колхиды, находится Гелатский монастырь, основанный в честь Успения Богоматери в VIII веке св. царем Давидом. Хахульская икона составляет замечательнейшую святыню этого древнейшего монастыря. Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Он совершенно сходен с иконой, находящейся в Петербурге, в Зимнем дворце. Богоматерь изображена без Предвечного Младенца и в молитвенном положении. Лик Ее темного колорита. Икона украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы известной грузинской царицей Тамарой. Одно из преданий рассказывает, что Тамара однажды собиралась к литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у ее терема милостыни. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде ее не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления — царскую повязку, и возложила ее на образ Богоматери. В этом же Гелатском монастыре находятся еще две чтимые иконы — Гелатская и Ацкурская. Первая из них, подобно Влахернской, не писана красками, а вычеканена из позолоченного серебра. Принесена она сюда в монастырь царем Багратом и царицей Еленой, в конце X века, в дорогом серебряном киоте очень искусной работы. Гелатская икона Богоматери раньше находилась в г. Пицунде в Абхазии, почему и называется иногда Пицундской. Что же касается второй — Ацкурской иконы Богоматери, то она принесена из г. Ацкура тем же царем Багратом. Предание говорит, что этот образ был принесен в Грузию св. апостолом Андреем.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

На иконах изображается и Роман Сладкопевец , хотя он жил гораздо раньше, в VI–VII веках. О нем предание рассказывает так. Этот добрый, но неученый человек был пономарем в церкви Константинополя и пользовался расположением патриарха. Из зависти другие пономари заставили его однажды петь похвалу Христу, но Роман не смог и получил великое поношение. Когда он остался один, то долго плакал и молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью Она явилась ему во сне – и с тех пор уста его отверзлись, и наполнился он премудрости. Вскоре Роман стал диаконом и сотворил много хвалебных песен в честь Богоматери и Христа. “Покров Пресвятой Богородицы” празднуется 14 (1) октября. Грузинская. Лик Богоматери повернут налево, к Сыну, Который восседает на Ее левой руке и изображен в рост. Правая рука Христа благословляет, левая держит свернутый свиток. Правая рука Богородицы – перед грудью, левая кисть – на одеждах Младенца. Когда в 1622 году персидский царь напал на Грузию и покорил ее, в качестве добычи он взял и эту икону, обложенную золотом и серебром. В Персии приказчик одного ярославского купца увидел грузинскую икону, купил ее за высокую цену и привез в Россию в 1623 году. Здесь икона была помещена в Черногорский монастырь на реке Пинеге Архангельской области, построенный в 1606 году и позднее переименованный в Красногорский. Отсюда пошли ее списки. В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, икона была перенесена в Москву. От иконы совершалось множество исцелений. Известно несколько чудотворных списков Грузинской иконы Богородицы. Празднование установлено 4 сентября (22 августа). Иерусалимская. Иерусалимская икона Богоматери писана, по преданию, святым евангелистом Лукой в пятнадцатое лето по Вознесении Господнем в Гефсимании. В середине V века перенесена из Иерусалима в Константинополь. В VII веке после чудесного избавления от нападения скифов перенесена во Влахернскую церковь . В конце IX века перенесена в Херсонес, а после взятия князем Владимиром города послана им новгородцам, когда те приняли крещение. В 1571 году образ отдан в Московский Успенский собор после завоевания Новгорода Иваном Грозным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видимо, часть мощей Л. попала из Триполи в К-поль. Стефан Новгородец (1348-1349) видел в ц. святых Николая и Приска во Влахернах главу Л. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45, 338). Неясно, какого святого по имени Леонтий имел в виду «Аноним Меркати», указывая, что в ц. вмц. Евфимии рядом с ипподромом хранится «тело святого Леонтия исповедника» (Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В XI в. частица мощей Л. была привезена на Русь. По сообщению Киево-Печерского патерика, Богоматерь явилась во Влахернском храме зодчим и велела им отправиться на Русь для строительства Киево-Печерского мон-ря. Она дала им мощи святых, в т. ч. Л., чтобы они были положены в основание монастырского собора. В Описи Образной палаты 1669 г. числятся 2 частицы мощей Л. (Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 115). В наст. время частицы мощей Л. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пирее, в мон-ре Св. Троицы и в ц. сщмч. Харалампия в Акрате (ном Ахея, Греция), в мон-рях Честного Креста и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Самосе ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Ист.: BHG, N 986-987d; Bedjan. Acta. T. 6. P. 210-217; Грузинские агиогр. памятники: Кимени=(Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena)/Предисл., исслед.: К. С. Кекелидзе. Тб., 1946. Т. 2 (на груз. яз.); Halkin F. Passion et miracle posthume de St. Léonce martyr à Tripoli en Phénicie//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 319-340; Garitte G. Textes hagiographiques orientaux relatifs à saint Léonce de Tripoli//Le Muséon. Louvain, 1965. Vol. 78. P. 313-348; 1966. Vol. 79. P. 335-386; 1968. Vol. 81. P. 415-440; Sever. Antioch. Les Homiliae cathedrales/Éd., trad. M. Brière, F. Graffin. Turnhout, 1969. P. 358-367. (PO; T. 35. Fasc. 3); 1974. P. 558-573. (PO; T. 36. Fasc. 4); SynAlex. Vol. 3. P. 508-509; Vol. 5. P. 672-673; Le synaxaire éthiopien: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911. P. 383-386. (PO; T. 7. Fasc. 3); Idem: Mois de terr/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1990. P. 10-11. (PO; T. 45. Fasc. 1); ЖСв. Июнь. С. 402-412.

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Описывая событие перенесения в новосозданный валдайский Иверский монастырь мощей праведного Иакова Боровичского, свидетельствование которого происходило при митрополите Макарии, Патриарх Никон называет святителя «богопоставленным первопрестольником благорачителным», «опасным стада Христова пастырем». Ο митрополите Московском Макарии известно, что он «многих святых Российских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрой, яко ин архиерей никтоже, яко сей пречюдный рачитель Макарий». Прославление святых Русской Церкви происходило и в Первосвятительство Патриарха Никона. В самом начале Патриаршества по его благословению было совершено открытие мощей и установлено празднование преподобному Даниилу Переславскому, духовному другу святителя Макария. При Патриархе Никоне Русский месяцеслов был пополнен установлением празднований чудотворным иконам Богоматери. В 1654 году в Россию была принесена Влахернская икона Богоматери, которую Патриарх встречал у Лобного места. В 1658 году по благословению Святейшего Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование в честь Грузинской иконы Божией Матери. С Афона была принесена также Иверская икона Божией Матери, о чем сказано выше. При Патриархе Никоне начался исторический процесс объединения Малой России с Великой Россией, приведший позднее к соединению Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вспыхнувшее на Украине в конце 40-х годов XVII столетия патриотическое восстание под предводительством Богдана Хмельницкого нуждалось в поддержке. Сам гетман неоднократно обращался за помощью к Московскому царю и к Патриарху. На Земском Соборе было принято решение о принятии малороссийского наро- да под высокую руку русского государя. Между тем отторжение от Польши исконно русских земель грозило военным конфликтом с польским государством. 25 октября 1653 года в Успенском соборе царь торжественно объявил, что он, «посоветовавшись с отцом, с великим государем Святейшим Никоном Патриархом », решил идти войною на недруга своего – польского короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

Архив Икона Божией Матери Иерусалимская Празднование 12/25 октября Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12/25 октября. Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода — или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, — народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери. Свидетельство очевидца По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

http://pravoslavie.ru/put/051024144602.h...

Чему я научился от мамы? Мама — она печалилась иногда: когда заболела, родственники и друзья немножко забыли о ней. И она вздыхала: «Если человек станет немощным и слабым — он никому не нужен. Никому — кроме Бога». Как бы говорила нам: «Будьте сильными». В Псалтири ещё сказано: Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения (Пс. 145,3). Сейчас я часто вспоминаю глаза мамы — что-то таинственное передавалось в её взгляде, в спокойном и кротком нраве, молитвенном состоянии духа. Воспитанник святых старцев Были и другие обстоятельства. Двоюродный брат моего дедушки, отец Григорий, подвизался монахом на Афоне, в Иверском монастыре, который грузины основали в 980 году. Иверон занимает в святогорской иерархии третье место среди 20 монастырей и имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. В 1924 году греки выгнали грузин с Афона, обвинили их в шпионаже в пользу русских. Эти грузинские отцы потом жили в монастыре в Бетании, среди них были и знаменитые бетанские старцы: архимандрит Георгий (Мхеидзе, в схиме — Иоанн) и архимандрит Иоанн (Мейсурадзе), духовники преподобного Гавриила (Ургебадзе). Моего двоюродного деда, отца Григория, хорошо знали в Грузии, он окормлялся у святого Алексия Шушании, архимандрита Грузинской Церкви, почившего о Господе в 1923 году. Отец Григорий часто приходил в наш дом, и мой папа его хорошо знал. Он мне рассказывал об этом подвижнике, о том, каким отец Григорий был светлым и благодатным человеком, исихастом, делателем Иисусовой молитвы. Мой дед числился в списке мертвых Второй мой дедушка Андрей (старший брат его застал живым, а я нет, но мне о нем много рассказывали) воспитывался в семинарии при монастыре в городе Хоби. В этом монастыре хранилась риза Пресвятой Богородицы (сейчас она в историческом музее в городе Зугдиди, рядом с Влахернским храмом).      В монастыре подвизались известные отцы, сюда приезжал святой праведный Евфимий, человек Божий. Евфимий (Такаишвили), историк, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, спрятал от Советской власти иконы и другие святыни, увез во Францию. Во Франции он жил в тяжелейших условиях. В 1931 году от голода умерла его жена, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода и холода, но не продал ничего из национального достояния и вернул все спасенное на Родину в 1945 году.

http://pravoslavie.ru/101592.html

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Богородиц...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010