5. Церковная власть 40. Сущность и виды церковной власти 40.1.Природа церковной власти и ее отличие от власти мирской Власть, по общепринятым понятиям, представляет собой господство одного лица (индивидуального или корпоративного) над другими лицами. Такой характер имеет власть родителей над детьми, рабовладельца над рабами, государственная власть любой формы над гражданами и подданными. Безусловная и абсолютная власть над миром, и в частности над человечеством, принадлежит Богу, притом, что люди, имеющие в себе образ Божий, наделенные богоподобным разумом и свободной волей, обладают вследствие этого в устроении своей индивидуальной и общественной жизни, определенной автономией, границы которой положены Божественным всемогуществом, не попирающим свободы человеческой воли даже тогда, когда она устремлена к деланию греха. В Церкви Христовой, которая по своей Божественной природе бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество подчиняется общим условиям земного порядка, полнота власти принадлежит ее Создателю и Главе Господу Иисусу Христу, Который дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, то есть догматы веры и нравственный закон, а вместе с тем и законы, которыми устанавливаются отношения между отдельными частями ее живого организма. Православная экклезиология исключает возможность существования во Вселенской Церкви иного Главы, чем Сам Господь, а также Его заместителя, наместника или викария. Это не значит, однако, что Вселенская Церковь не имеет в себе власти, осуществляемой человеческой инстанцией, что высшая власть в Церкви лежит за пределами, доступными каноническим характеристикам. Как фактическое положение вещей, так и история Церкви свидетельствуют: носителем такой власти является вселенский епископат – преемник апостольского сонма. Возглавляя отдельные церковные общины – местные Церкви, епископы находятся в каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между местными Церквами, хранящими единство православной веры и жизни по вере и осуществляя соборную власть в Церкви. Самым совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата в Церкви являются Вселенские Соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава XXIV. Власть вязать и решить, т. е. совершать таинство покаяния, принадлежит только епископам и пресвитерам I. Св. Иоанн Златоуст : а) «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священннков благодать Духа. Ими совершаются эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасенья нашего. Люди, живущие на земле и еще обращавшиеся на ней, поставлены распоряжаться небесными, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелами, ни архангелами: ибо не ими сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф.18:18 ). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы свявывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? Имже, говорит Господь, отпустите грехи, отпустятся; и имже держите, держатся. ( Ин.20:23 ). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови ( Ин.5:22 ); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам» (т. I, стр. 417–418). б) «Престол священства утвержден на небесах, и священнику вверено устроять тамошние дела. Кто говорить это? Сам Царь небес. Елика аще свяжет на земли, говорит Он, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф.18:18 ). Что может сравниться с такою честью? Небо получает начало суда с земли. Судия сидит на земле, и Владыка следует за рабом; и что последний присуждает внизу, то Он утверждает горе. Священник стоит посредником между Богом и родом человеческим, низводя на нас оттуда благодеяния и вознося туда наши прошения, примиряя со всею природою разгневанного Бога, и нас, разгневавших Его, избавляя от рук Его» (т. VI, стр. 417). в) Я дам тебе. Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы еже свяжеши на земли, будет связано на небесах; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах... Он обещает даровать ему (Петру) то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимую... Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о Самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, давши ему ключи, власть над всем небесным» (т. VII, стр. 555).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Содержание    Что хотим мы делать, братия? Не такое ли что нибудь, чем, быть может, оскорбятся некоторые? Не такое ли что нибудь, за что, быть может, осудят нас некоторые? Правда, суд человеческий не очень важен: суд человеческий может быть далек от истины. Тем не менее надобно заботиться, чтобы не оскорблялась совесть братий нашими поступками, надобно показать, что не мы ошибаемся, а другие. Итак, несколько минут на размышление: что хотим мы делать? что за суд, который хотим повторить?    Спаситель наш Господь Иисус, подавая исцеление больному, прежде чем исцелил его, сказал: отпущаются тебе греси твои. Фарисеи и книжники, услышав слова Его, сказали: сей хулит, кто может отпущати грехи? Книжники были люди ученые; они поняли, и справедливо поняли, что Христос Иисус, усвояя себе власть прощать грехи, усвояет себе то, что принадлежит единому Богу. Сей хулит, богохульствует, говорили они, берет на себя не принадлежащее ему и принадлежащее единому Богу, иначе — похищает власть у Бога. В чем была ошибка книжников? Чего не поняли люди ученые? Они не поняли или не хотели понять, что Христос Иисус есть Сын Божий, также всемогущий, также вседержащий, как и Бог Отец. Дела Его показывали, что Он более, чем сын человеческий, что Он всеведущ и всемощен, как Бог. Но люди были слепы от действия страстей и не видели того. Отец не судит никому же, но весь суд даде сынови, учил еще Сын Божий. Власть судить, власть вязать и разрешать принадлежит Богу, но она же принадлежит и Сыну Божию. Вот кому первоначально принадлежит суд над совестию людей.    Принадлежит ли он еще кому нибудь? Без сомнения может принадлежат тому, кому даст Сын Божий. Дана ли власть Сыном Божиим кому либо на земле? Дана. О том говорит сам Сын Божий. «Аще и церковь преслушает, — учил Он, — буди тебе, яко же язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Что это такое? Спаситель говорил, что если ты увидишь согрешающего брата: то скажи ему о грехе его наедине. Если не послушает, возьми другого брата. Если и после того не исправится: «повеждь церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2971...

III. Попечение православной церкви о некоторых из правоверующих в особенности сообразно их званию в обществе и церковном и гражданском Церковь Православная, благотворно и спасительно осеняя и охраняя вообще всех нас, вступивших в благодатный союз с нею и неизменно пребывающих в послушании ей, из среды нас особенно руководствует и освящает своим Богослужением, сообразно званиям и нуждам нашим, членов государства, клира, семейства, иночества и других членов общества церковного и гражданского. Богослужение для членов Государства Лица Царского дома Государство, подобно нашему телу, состоит из разных членов, соединенных между собою одною властию, одними законами, наречием, обычаями и взаимными выгодами. В теле нашем нет членов лишних и ненужных: так в великом теле Государства ни один член не может сказать другому; ты мне не надобен. Не может око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте ( 1Кор.12:21–22 ). В теле нашем есть члены благообразнии и неблагообразнии ( 1Кор.12:24 ), властительствующие и подчиненные: и в теле гражданском бывают и должны быть члены высшие и нисшие, начальствующие и подчиненные. В теле нашем члены, имея свое частное назначение и деятельность, движутся и служат все, под одним общим управлением, для одной общей цели: и в теле государственном многоразличные члены, имея и сохраняя свое особенное звание и назначение, должны жить и служить для блага общего, по указаниям общего закона и одной Высшей власти, и в служении благу общему обретать собственное. Господь, призвав нас для жизни частно-общественной, глубоко напечатлел в нас чувство долга и подчиненности закону и власти, чем единственно охраняется и утверждается благоденствие частное и общественное. Коренной источник власти и силы в Государстве есть Царь царствующих и Господь господствующих. Как власть и господство над тварями даны Творцем человеку ( Быт.1:28 ): так от Господа же происходит и власть семейная и родительская, церковная и гражданская, например: власть Церкви Божией над человеками ( Быт.27:29 , Мф.18:17 ) власть патриархов, Богом избранных ( Быт.12:7. 27:29; 48:19 .); вождей ( Исх.3:10, 7:1 . Нав.1:5 ); судей ( Суд.2:16 . Деян.13:20 ), и царей у народа Божия ( 1Цар.9:16, 17. 16:1 . Прем. 9:7 ), а равно и у других народов; ибо комуждо языку Господь устроил вождя ( Сир. 17:14 ). Несть бо власть, аще не от Бога: сущыяже власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ). Дана есть от Господа держава Царям и сила от Вышняго (Премуд. 6:3). Князи служителие бо Божии суть ( Рим.13:6 ); слуги царства Божия ( Прем.6:4 ). Судии не человеческий суд творят, но Господень ( 2Пар.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прежде чем говорить о восстановлении православной монархии Еще один ответ всем желающим немедленного прихода царя 23.07.2018 1466 Время на чтение 10 минут Согласно Евангелию, абсолютная власть - власть Божия - означает такое принесение себя в абсолютную жертву, которое сообщает жизнь людям и является основанием их свободы. Бог воплотившийся - Добрый Пастырь, Тот, Кто душу Свою полагает за овцы и молится за убивающих Его. Смысл власти - служение. «Больший из вас да будет всем слуга» - говорит Христос. Кесарю следует отдавать то, что принадлежит кесарю и только то, что ему принадлежит, потому что Богу нужно отдавать то, что принадлежит Богу. Беззаконие, которое искушает власть, легко определить - стать абсолютной властью, покушаясь на всемогущество Божие. Это, по преимуществу, диавольское искушение. Время от времени власть обожествляет себя и требует по отношению к себе идолопоклонства. Эта «тайна беззакония» раскрывается в истории человечества в разные периоды по-разному - от культа римского кесаря, когда пролилась первая христианская кровь, до тоталитаризма XX века, явившего бесчисленные сонмы новых мучеников, и далее путь лежит к зверю Апокалипсиса. Какая новая форма власти, утверждающая христианство без Христа, язычество в ореоле православной сакральности, станет на этом пути решающим этапом? Как можем мы избежать тирании, которая с неотвратимостью проистекает от этого смешения, и которая является алиби для диктатуры? Узурпация, которая определяет такую власть, дает право на массовые убийства: как известно, идолы требуют человеческих жертв, и чем красивее идолы декорированы, тем жертв больше. От древних христиан не обязательно требовали отречения от Христа: достаточно было положить несколько зерен ладана перед статуей императора и потом быть свободным веровать во что угодно. Но всякий, кто ставит Бога выше кесаря, становится для кесаря врагом. Мученики первых веков и новомученики минувшего века пострадали именно по этой причине. Они были законопослушные граждане, как все, но кесарь, милостивый или жестокий, был для них человеком, и только Бог был их Господом. В коммунистическую эпоху было время, когда достаточно было косвенно отречься от Христа, отдав своих детей в пионеры и комсомольцы - организации, в программу которых входил обязательный для их членов атеизм. Во все времена враги Церкви стремились либо стереть Церковь с лица земли, либо разрушить ее изнутри, либо смешать ее с грязью.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1885 года. О самодержавной власти. Не оправдай себе пред Богом и пред Царем не мудрися. ( Сир. 7, 5 ). В этом кратком изречении, со свойственною Библии простотой, выражены две великие истины. Первая: пред Богом не умаляй своей виновности, не извиняй сам себя и не оправдывайся во грехах своих; как всеведущий, Он Сам все видел и видит, и знает тебя и дела твои лучше тебя самого. Вторая: пред Царем, как носителем божественной власти и исполнителем велений Божией правды, – не мудрствуй, не хитри; от исполнения повелений Его не уклоняйся под какими-либо предлогами; определения правосудия принимай с покорностью, как подобает виновному, не представляя в ложном свете своего дела и не извращая смысла закона. Власть Божия и власть царская есть по существу своему одна и та же власть, содержащая в законном порядке жизнь всего мира и рода человеческого; правда Божия и правда царская есть одна и та же правда, преследующая уклонения от законов и правильного течения жизни. Стой пред этою властью и правдою с благоговением, покорностью, внутреннею прямотой и честностью. По потребностям нашего времени и значению настоящего дня мы остановимся с должным вниманием на второй из указанных нами истин. „Мудрить перед Царем“, или вообще судить так и иначе о различных родах власти, ее правах, пределах, способах проявления, неудобствах и недостатках, – это не просто черта или особенность, а это болезнь нашего времени. Кто ныне не почитает себя в праве судить и говорить обо всем этом, тогда как в прежние времена всякие подобные речи почитались для частного человека непозволительными? Откуда же мы взяли себе это право? В успехах просвещения. Мысль, что мы превосходим все прошедшие века образованием, надмевает нас; она соблазняет нас приравнивать себя ко всем людям власть имеющим, и даже ставить себя выше их, судить и порицать их. Мы думаем, что сами все знаем, все можем, не нуждаемся ни в каком руководстве и присмотре; что власть была нужна только во времена невежества, но ныне не только образованные личности, но и целые просвещенные народы могут и должны обходиться без единой верховной власти и управляться сами собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Владимир Петрович Семенко Неожиданная для многих (хотя и не удивительная) смерть Патриарха Алексия – один из многочисленных в последнее время сигналов о каких-то очень существенных тектонических сдвигах, происходящих в метафизической глубине истории. Когда пришла эта весть, многие, слишком многие явственно ощутили, как что-то оборвалось; и Церковь, все последние годы жившая своей особенной (хотя и не отделенной от остального общества) жизнью, вступает в тревожное и неизведанное, быть может, в новую смуту. Смена эпох (ощущаемая всеми более-менее метафизически чуткими натурами) – серьезное дело; тем печальнее пошлая и примитивная возня мелких, низких и непорядочных людей, развязанная вокруг избрания нового Предстоятеля, вокруг предстоящего вскоре Поместного Собора, этих доморощенных и начисто лишенных строгих моральных принципов «новых христиан», с наивной самонадеянностью вдруг возомнивших себя «делателями истории», увлеченно играющих в «выборы». Дабы не опускаться до их уровня, мы не станем называть их имена (тем более, что церковному народу и так все, в основном, ясно), ибо наша тема – совсем о другом. Идеология и метафизика проблемы – вот наш предмет. Не греховное и суетливое кипение страстей и самолюбий, не чуждая духу Писания и Церкви, полная «гнева и пристрастия» безблагодатная борьба и интрига, но видение ситуации сквозь призму Божественной истины – есть единственно верный путь. Вопрос о патриаршестве – есть вопрос о власти. Вопрос о власти для людей Церкви есть вопрос служения Христу и реальной, живой и действенной, связи со Христом. Ибо никогда и нигде никакая земная, человеческая власть не воспринималась Церковью сама по себе, как самодовлеющая. Подлинная власть, власть в собственном смысле есть дело Божие и богочеловеческое, но никак не только человеческое . «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), – говорит Господь. Дело же человека, будь то «начальник, носящий меч» из Послания к Римлянам («тебе на добро», – добавляет апостол) или, тем более, архиерей, предстоятель Церкви, воспринявший от апостолов право «вязать и решить» – есть только служение.

http://pravoslavie.ru/37220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

Об искушениях современности и мирских страхах Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, становится на службу зла, она сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царства. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное – жатва. И обращает Он смех в рыдания и башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе. Западные народы постепенно отпадали от Христа и в последнее время исключили его из всех сфер деятельности – национальных и государственных, ограничили Его присутствие храмом, у Него, Который после Своего славного воскресения из гроба сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), – у Него ослепленные люди отняли всякую власть, и не только власть, всякое влияние в образовании, в обществе, в политике и искусстве, в человеческих и международных отношениях, в науке, в литературе – во всем. Но с Богом не шутят. Всякий раз, когда люди – гости за Божией трапезой, теряли честь, следовало наказание как предостережение Хозяина. Последние мировые войны – вот два страшных предостережения Божия нынешнему поколению. Пусть же христианские народы падут на колени перед оскорблённым Христом и вернут Ему ту власть, честь, славу и поклонение, которые принадлежат только Ему. Так и вы делайте, братья православные, если хотите избежать третьей мировой войны, страшнее двух минувших. Современные науки соревнуются в том, какая сильнее ударит по учению Христа. Это – бунт грубых служанок против своей госпожи, бунт светских наук против небесной науки Христа, так как с абсолютной точностью было сказано апостолом: называя себя мудрыми, обезумели ( Рим. 1:22 ). Психотерапия в наше время вошла в моду на Западе как наука «спасения». Но тут между священниками и учеными снова возникает извечное недоумение относительно силы Божией. С одной стороны, интеллектуалы требовали от Христа в храме знака или чуда, чтобы Ему поверить, а с другой – спрашивали друг друга: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит ( Ин. 11:47 ). Подобным образом ведут себя современные психотерапевты. В то время как некоторые из них в качестве избавления от недугов, рекомендуют самовнушение, другие наряду с ним советуют прибегать и к молитве. Неужели этот вопрос смутит нас, православных? Неужели и мы заслужим укор Господа нашего, обращенный к саддукеям: согрешаете, не зная Писания и силы Божией! ( Мф. 22:39 ; Мк. 12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Берем мы эти слова апостола для беседы с вами потому, что они имеют отношение ко времени, которое приходится переживать нам. Замечательные слова сии дают нам разуметь, что есть в роде человеческом некоторые темные подземные силы, которые ведут скрытую, но упорную и вековечную борьбу со светлыми началами добра, живущими в человеческих обществах. Борьба эта то меньшее, то большее принимает напряжение; ибо есть нечто в самых обществах людских, что сдерживает и ограничивает живущие в них злые начала, и охраняет общественное благо. Но настанет время, когда зло достигнет наивысшей своей напряженности в страшном и таинственном лице антихриста, после чего однако же последует полное его низложение и поражение и откроется новая жизнь человечества на новых и светлых началах. Это будет при конце сего видимого мира и по втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю. По толкованию богомудрых отцов церкви, – то, что сдерживает и тушит зло, таящееся внутри грешных обществ человеческих и рвущееся наружу, есть не что иное, как правительственная власть гражданская; так что по мере ослабления сей власти в обществах людских станет все больше и больше увеличиваться простор для темных сил. Время же антихристово не иначе нужно воображать, как полною анархией и окончательным попранием всякого гражданского права. Не станем гадать, далеко ли мы отстоим от сей ужасной развязки всемирной истории, – это ведомо единому Богу, положившему времена и лета во своей власти, но – повторяем – мы не без намерения поставили во главе нашего слова вышеприведенные слова апостола Павла, ибо тайна беззакония уже в действии, как говорит он. Это мы можем чувствовать отчасти по тем глухим и зловещим отголоскам, которые слышаться время от времени в нынешних обществах людских, проявляются то в виде безбожных и материалистических учений, то в виде разных политических партий – с целию поколебать правительственную власть и низвратить вековечные законы гражданственности. К прискорбию, и в нашем родном крае стали дерзновенно подымать голову тайные деятели противу государственных начал и затеяли распространение этих антихристовых начал по преимуществу в нашем учащемся и только еще созревающем юношестве. Об этом возвестило нам само правительство, и всей читающей России уже известно, что несколько несчастных жертв из отуманенной и заблудшей среды юношества уже потерпели заслуженную кару от правосудия. Мы не имеем возможности определить, на сколько широко и успешно идет подземная работа, подкапывающаяся под наше общественное благо, но довольно и того, что она есть, о чем предупредить и вразумить нас находит нужным сама правительственная власть. Церковь православная не может оставаться равнодушною к этим прискорбным явлениям среди народа православного, и нам-ли пастырям духовным молчать об них, когда прямой наш долг – с словом врачевания и назидания отзываться на все, что может угрожать не только спасению, но даже и внешнему благоустройству наших пасомых?!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010