В то же время и сам Иисус не желает власти над другими. Он не командует и не требует слепого подчинения. Его отношения с учениками строятся на совершенно других принципах. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20 25). Он никогда не учит тому, что Сам не исполняет, и Его первенство делает Его последним в постыдной и одинокой смерти. Кроме того, Иисус, произнося эти слова, не разделяет «светскую» и «духовную» власть. Именно поэтому любой христианин, облеченный властью, должен всегда иметь эти слова перед своими глазами. В противном случае, если власть не воспринимается как служение и ответственность, она становится лишь способом удовлетворения амбиций, доступом к привилегиям и богатству для себя, членов своей семьи или своих приятелей. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что у страсти есть свойство маскироваться под добродетель. Любовь к власти — именно этот случай. Самые страшные диктаторы и тираны едва ли признавались в любви к власти. Как правило, они были глубоко убеждены в том, что они нужны и полезны для своей страны и народа — даже тогда, когда страна изнывала под их рукой. И слишком часто «христианская власть» не отличалась ни от какой другой. Кроме того, зачастую духовная власть имитировала светскую, и тогда обе они вступали в противоречие с Евангелием. Царство без насилия Совсем недавно произошел курьезный случай, когда священник был направлен на служение в деревню за то, что его жена участвовала в конкурсе красоты. Председатель епархиального суда так прокомментировал это событие: «Что это за священник, если не может своей семьей управлять? Как он тогда собирается управлять приходом, паствой?» Ключевое слово в этой ремарке — это слово «управлять». Это термин, который определяет тождественность Церкви любой другой структуре. В этой парадигме Патриарх управляет епископами, епископы — священниками, священники — прихожанами и женами, те — своими детьми, а дети, видимо — котятами и хомяками. Христос же никем не «управляет».

http://pravmir.ru/vlast-tsarya-kotoryj-e...

Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Иоанна Златоуста , боятся являться перед подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским, и гордым, и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто, и кротко, и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Желал бы аз, грешный и скудоумный, при этом сказать вам нечто полезное и утешительное. Но ничего полезного в настоящие минуты не пришло мне на мысль, кроме слов апостола Павла: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2, 5–10 ). При чтении этих апостольских слов являются три мысли. Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться перед подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским, и гордым, и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто, и кротко, и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают. Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смертиОтцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см. 1Кор. 12, 28 ). Послушание и земному высшему начальству важно, так как через него назначаются различные должности; послушание это начальническое, хотя по-видимому дается не до смерти, но если кто возмалодушествует при каких-либо столкновениях, то нередко некоторых почти приближает к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вот кто свои, которые Его не приняли и чрез это неприятие стали Ему чужими. Были они ветвью масличною, но возгордились и стали отверженными. Весь остальной мир был дикой маслиной, пренебрегаемой вследствие горечи ее ягод. Горечью той дикой маслины пропитан был мир, но за смирение она была привита, а настоящая ветвь вследствие гордости была отрублена (Рим.11:17). Смотри на ветвь гордящуюся и готовую отломиться. «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда... Если бы вы были дети Авраама, — сказал им Господь, — то дела Авраамовы делали бы... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. [Вы считаете себя свободными, но], всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:33-39). Видите, насколько безопаснее для человека быть рабом другого человека, нежели быть в рабстве греховной страсти. Те, иудеи, вследствие гордости, отвергли смиренного. А смотри, как дикая ветвь делается достойной прививки, смотри на сотника не из среды израильтян, а из язычников. «Господи! — говорит он, — я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой... Истинно говорю вам, — сказал Господь, — и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:8, 10). В родной ветви не нашел Я того, что нашел в дикой. Так родная ветвь чрез гордость отсекается, а дикая чрез смирение прививается. Смотри на ветвь прививающуюся и на ветвь отсекаемую: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» — вот дикая ветвь, прививающаяся чрез смирение. А вот ветвь родная, отсекаемая гордостью: «а сыны царства, — говорит Господь, — извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11-12). Почему? Потому что свои не приняли Его. Почему дикая ветвь прививается? Потому что «тем, которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).    5. Ободрись же сердцем своим, род человеческий; дохни дыханием жизни и блаженной свободы. Что слышишь ты, и что обещается тебе? «Дал власть». Какую власть? Может быть, ту, коей гордятся люди, власть жизни и смерти, права приговоров над виновными и невинными? «Дал, — сказано, — власть быть чадами Божиими».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вступим же, братия, в состязание с любите­лем состязаний, постараемся силою истины восстановить пад­ших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: если возможно, да минует . Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно вы­ражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога живого, — тогда Он, имеющий власть над всем, разде­ляющий всем все и подающий все, говорит Моисею: если бы (в русском переводе нет слов: кто даст) сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек (Втор.5:29)? Бог говорит: если бы сердце их было у них таково. Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Да­вид молится Тебе: сердце чистое создай во мне, Боже (Пс.50:12)? Пророки просят у тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: если бы сердце их было у них таково. Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как благий, и сказал так, однако, бла­женный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же тот, кто дает все, говорил: кто даст народу сему такое сердце ? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он чрез Иезекииля: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное , вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иезек.11:19; Иер.31:33)? Подобно тому, как там сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: кто даст , так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18), также отве­чает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава тринадцатая. ЗВЕРЬ-АНТИХРИСТ И ЕГО ПОСОБНИК-ЛЖЕПРОРОК Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диавола-дракона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол ( Откр. 13:1–2 ). Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, «не спаслась бы никакая плоть» ( Мф. 24:22 ). В ( Откр. 13:6–10 ) указывается образ действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему не покоряющимися, и «дано ему будет вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:7 ), то есть силою заставить подчиниться себе, конечно, чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что «кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» ( Откр. 13:10 ), то есть что антихриста ожидает праведное возмездие ( Откр. 13:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Далее: Право судить принадлежит Тому, Кто создал закон. Иисус дал нам закон Евангелия, представ пред нами как Человек. Следовательно, Он будет судить как Человек. Отвечаю: Суд требует, чтобы судья имел определенную власть. Написано же: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» ( Рим. 14,4 ). Отсюда следует, что Иисус должен судить Своей властью над людьми, которым собственно Страшный Суд предназначен. И он наш Господин не только потому, что Он наш Создатель, поскольку «Господь есть Бог, Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы» ( Пс. 99,3 ), но также по причине Искупления, которое относится к Нему, как к человеку. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14,9 ). Но вещи Создания не были бы достаточными для нас, чтобы получить награду вечной жизни, без дополнительного блага Искупления, в счет трудности через грех наших прародителей. Следовательно, поскольку последний суд предназначен для вхождения одних в Царство Небесное, и изгнание из него других, Иисус должен председательствовать на суде как человек, поскольку в этом и сущность Искупления, что человек вошел в Царство Небесное. В этом смысле сказано, что «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10,42 ). И благодаря искуплению человечества Он восстановил не только природу человека, но и всех живых существ без исключения, поскольку все создания становятся лучше через восстановление человека, так как написано: «умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1,20 ), следует, что через страдания Иисус заслужил господство и судебную власть не только над людьми, но и над всеми существами, как сказано в Евангелии от Матфея: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28,18 ) TP, Q Ответ на возражение 1 . Христос, относительно Его Божественной природы, имеет власть господства на всеми созданиями по праву Создателя; в отношении его человеческой природы Он имеет власть господствовать через Свои крестные страдания. Последнее – второстепенное и приобретенное, так сказать, в то время как первое – естественное и вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его — власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и дается ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли, И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю ( Еккл 3:20 ). Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным. И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевел Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий » богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ( Мф.24:22 ). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

Иисус Христос мог передать духовную власть Своей Церкви двояким образом. Он мог передать духовную власть всей общине верующих, предоставив последней избирать для себя лиц, облеченных духовной властью. Но тогда бы эти лица были бы ответственными пред общиной, от которой они избраны и которая могла бы лишать их власти; тогда бы все устройство Церкви зависело бы от общины верующих и могло бы по ее желанию изменяться; тогда церковное устройство теряет свой Божественный характер и становится изменчивым человеческим делом. Но Иисус Христос мог Сам избрать отдельных лиц и им непосредственно от Себя передать свои полномочия независимо от воли верующих. В таком случае эти лица освобождаются от всякой зависимости от общины и ответственности пред ней, потому что свою власть они не от общины получили. В этом случае устройство христианской Церкви является неизменным, Божественным. Господу Иисусу Христу угодно было избрать последний способ, который наилучше устранял несогласия и беспорядки в христианской общине. Иисус Христос установил в Своей Церкви особых священнослужителей и им, а не всей общине верующих, передал духовную власть. Эти священнослужители получили от Него непосредственно троякую власть: учить народ Божественным истинам, освящать его Божественными таинствами, руководить и направлять его к достижению спасения. Установление Самим Иисусом Христом особых священнослужителей для Своей Церкви ясно видно из слов Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Эти слова были сказаны только одним Апостолам, ибо они одни только были. «Не общине, а только Апостолу Петру обещал Иисус Христос, что он должен быть основанием Церкви ( Мф.16:18 ). Только одним Апостолам сказал Иисус Христос: «слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Прежде чем Иисус Христос избрал двенадцать Апостолов, Он всю ночь провел в молитве к Богу: «когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» ( Лк.6:12–13 ). Он сам сказал Апостолам: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» ( Ин.15:16 ). Иисус Христос посылает их в мир, как Он послан от Отца: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ), Иисус Христос сделал Апостолов Своими спутниками и свидетелями всех Своих дел, им открывал истинный смысл Своего учения и все необходимое к устроению царствия Божия ( Деян.1:2–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

К этому пророк прибавляет: судилище село, и раскрылись книги, то есть судилище решило, что время быть суду, и раскрыло памятные записи о том, что сделано каждым; ибо сии записи называет пророк книгами. Если же думает кто, что это означает обетование Господа, которое дал Он апостолам, сказав: поставлено будет двенадцать престолов, и сядете судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28), то в этом нет ничего невероятного, потому что обетование Истины не ложно. Видел тогда, говорит пророк, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. Когда по причине неистовства этого рога был совершен суд, разрушилось тогда, говорит Даниил, и четвёртое царство, и тело зверя предано на сожжение огню. Нужно заметить, что не сказал просто: предан зверь, но тело его предано на сожжение огню. Поскольку под зверем подразумевается все царство, и в царстве одни питомцы благочестия, а другие делатели греха, и, следуя божественному Писанию, мы обыкновенно называем первых духовными, а последних – плотскими , то справедливо сказал пророк, что на сожжение огненное предается не зверь, но тело зверя, то есть люди огрубевшие, плотские, не помышляющие ни о чём духовном. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени. Власть других зверей прекратилась уже, говорит пророк, хотя и многолетний круг времени провели они в обладании, ибо каждому определено известное время для царствования. Когда же совершилось это и другие царства прекратились уже прежде сего, а заслужившие наказание в четвертом царстве преданы были огню, тогда, говорит пророк, Видел я во сне ночном: вот, на облаках небесных шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. Подлинно сейчас может сказать иной Иудеям, что когда-то сказал им пророк: у тебя было лицо блудницы, не постыдилась во всем (Иер 3:3).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Как бы мы ни рассуждали о сем действии, значит ли оно посвящение помазуемаго Богу, или его освящение от Бога, созерцаем ли мы в сем действии таинство, приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, пред очами народа полагающее на Царя несокрушимую печать Вышняго избрания, - если только имя помазанника Божия не есть слово без значения, то оно представляет лице, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения, и потому неприкосновенное»(31). Перед Богом, а не законом отвечает Царь за свои дела по христианскому устроению земного удела своих подданных ради их благочестивой жизни во спасение. Поэтому для Русской Православной Церкви, как и для Союза Русского Народа, не безразлично, какая власть будет в России далее, поскольку никакой другой власти предпочтительнее власти царской, самодержавной в мире не существует. Только самодержавная власть Царя и Помазанника Божия есть власть Богоустановленная. Народовластие, в какой форме бы оно не было, таковой властью не является. Такая власть не от Бога. Тому есть достаточно свидетельств в Священном Писании, об этом неоднократно писали и говорили многие Святые Отцы. Устанавливая Свою власть на земле, «владеет Бог Вышний царством человеческим, и ему же восхощет, даст е» (Дан. 4:22), и вручая ее Царю, «Сам Господь избирает Помазанников Своих, Сам, через угодников Божьих ставит их над народами и Сам помазывает их на царство. «Итак, слушайте, цари, и разумейте... От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытывает намерения» (Прем. 6:1, 6:3). В Первой книге Царств повествуется о том, что начиная с Царя Саула обряд помазания, который совершался ранее только над священнослужителями, теперь совершается и над государями. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним...]» (1 Цар. 10:1)(32). О Богоустановленности власти говорил апостол Павел: «Нет власти не от Бога; существующие (сущие) же власти от Богу установлены» (Рим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010