Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 90. Вид, в котором судья явится судить Мы должны рассмотреть вопрос о том, в каком виде Судья явится на суд. Относительно этого исследуется три положения: 1) будет ли судить Иисус как Сын Человеческий; 2) появится ли Он как Сын Человеческий в славе Своей; 3) может ли быть видна Его Божественная природа без радости. Раздел 1. Будет ли Иисус судить как Сын Человеческий? Возражение 1 . Представляется, что Иисус не будет судить в человеческом облике. Суд требует от судьи полномочия судить. И Христос имеет власть над живыми и мертвыми как Бог, ибо Он Господин и Создатель всего. Следовательно, Он будет судить в Своей Божественной природе. Возражение 2 . Далее, непобедимая власть необходима судье; написано: «Не стремись быть судьей, если у тебя нет достаточно сил, чтобы искупить беззакония» ( Екл. 7,6 ). Непобедимая власть принадлежит Христу как Богу. Следовательно, Он будет судить в Своей Божественной природе. Возражение 3 . Далее, написано: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5:22, 23 ). Одинаковая почесть, которая есть у Отца, не соответствует Сыну относительно Его человеческой природы. Следовательно, Он не будет судить в человеческом облике. Возражение 4 . Далее, написано: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан. 7,9 ). И престолы символизируют судебную власть, и Бог назван Ветхим по причине Его вечности, согласно Дионисию (Div. Nom. x). Следовательно, Он – Сын Божий на суде, будучи вечен, а не потому что человек. Возражение 5 . Далее, Августин говорит, что «воскресение души – это работа Слова Сына Божьего, а воскресение тела – это работа Слова, сделавшегося Сыном Человеческим по плоти» (Tract. XIX in Joan.). Страшный суд касается более души, нежели тела. Следовательно, Христос будет судить как Бог, а не как человек. Этому противоречит : «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5,27 ). Далее, написано: «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки» ( Иов. 36,17 ), следовательно, согласно толкованию, «причину и суд ты должен восстановить, чтобы ты мог справедливо судить», согласно толкованию. Иисус был осужден Пилатом как человек. Следовательно, Он будет судить как человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: «эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» ( Дан. 7:14–18 ). Каким образом проявляется власть? Она проявляется в том, что из всех народов собирается новый народ Бога, который служит Отцу через Христа, который поклоняется Святой Троице. Вот этот новый народ Бога, из всех народов, племен и языков собираемый, и будет царствовать. Этому народу святые будут приближать царства, и власть его навсегда – вечная власть. Царство Сына человеческого никогда не закончится, как мы и говорим в Символе Веры : «Его же Царствию не будет конца». Это откровение в Символ Веры мы взяли из слов пророка Даниила. Здесь как раз и говорится о возвышении Сына человеческого. Он Ветхий днями, Он же и Сын человеческий, прославленный, идущий на облаках Небесных со славою многою – на облаках сияния, на облаках явления Духа Божьего. На суде у первосвященников, когда они Его судили, Он сказал: «Я Сын Божий» ( Ин.10:36 ). И далее говорит, что Он и есть Сын человеческий, приведенный в славу Бога Отца и Ему поклонятся все народы, племена и языки. Поклонятся Христу абсолютно все люди: и мусульмане, и иудеи, и даже дьявол поклонится Ему. Об этом говорил апостол Павел: «Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). И мы эти слова повторяем на каждой Литургии, когда поем: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Таким образом, мы участвуем в прославлении. Почему же они поклонятся? Одни поклонятся, выражая свою радость от его прихода, а другие поклонятся, потому что будут брошены к Его ногам. Вот и сказано, что все враги будут брошены к ногам Его и Царство Его наступит. Оно наступит не в безмолвии, а с полыхающим огнем, совершающим отмщение, когда каждый получит по делам своим – праведники по праведным делам, а злые по злым делам своим. И вот тогда наступит последнее, окончательное Царство – Бога, Новое Царство, которое никогда не разрушится больше, и это будет власть народа святых, народа праведников. Именно в этом главная надежда христиан, и для этого Господь приходил на Землю – для того чтобы нас ввести в свое Царство, чтобы власть перешла к народу святых, собираемых из всех народов Земли. Поэтому все христиане в первую очередь должны быть членами народа святых. И души нужно класть за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших” (Мф. 9:3-4)? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, — послушай, — что говорит Соломон: “Ты один знаешь сердце” (2 Пар. 6:30), равно как Давид: “испытуешь сердца и утробы” (Пс. 7:10), и Иеремия: “Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его” (Иер. 17:9)? И сам Бог говорит: “Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16:7). И из других мест Писания можно видеть, что одному Богу свойственно знать тайны сердца. Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Богу Отцу, — то, о чем книжники помышляли в себе (а они, опасаясь народа, не смели обнаружить своих мыслей перед всеми), Он открыл и обнаружил, являя и здесь великую кротость. “Для чего, — говорит Он, — вы мыслите худое в сердцах ваших”? Если кто мог негодовать, то разве один больной, как обманувшийся в своей надежде. Он мог сказать: я пришел для того, чтобы Ты исцелил меня от расслабления, а Ты врачуешь другое; чем я могу увериться в том, что мне отпускаются грехи? Но он ничего подобного не говорит, но предает себя во власть Исцеляющего. Между тем книжники по своей гордости и зависти порицают сами благодеяния Его, оказанные другим. Потому-то Спаситель и обличает их, впрочем, с кротостью. Если вы не верите первому доказательству Моей божественности, и почитаете слова Мои тщеславием, то вот Я присовокупляю к нему и другое: открываю ваши тайны. Вслед затем Он представляет еще новое доказательство. Какое же это? Он укрепил тело расслабленного. Когда Он говорил расслабленному, то не ясно обнаружил власть Свою, так как не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но — “прощаются тебе грехи твои”; а когда нужно было уверить в этом врагов, яснее показывает власть Свою, говоря: “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи”. Видишь ли, как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын человеческий имеет нужду в помощи другого, или что Он получил власть от другого, но говорит: “имеет власть”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий , Он же – и воплотившийся Сын Божий, имеет власть даже и теперь, когда он еще на земле , не говоря уже о том времени, когда Он будет на небеси, и теперь Он как Бог имеет собственную власть прощать грехи , – смотрите: Тогда Господь обращаясь уже к болящему, говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой! “Видишь ли, – говорит Златоуст, – как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын Человеческий имеет нужду в помощи другого, но говорит: “имеет власть.” И говорит это не по честолюбию, но для того чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует, делая Себя равным Богу Отцу. И когда в начале говорит расслабленному, то еще неясно обнаружил Свою власть, ибо не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но “прощаются тебе грехи”; а когда нужно было уверить в том врагов, то яснее показывает Свою власть: “власть имею.” Господь везде желает представлять ясные и неопровержимые доказательства; точно так и здесь: в доказательство отпущения грехов больному, укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, чтобы сотворенное Им чудо не сочли за обман. И к общему изумлению слово Его влило живоносную силу в мертвенность больного и расслабленный тотчас исполнил повеление Исцелителя: И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой – бодро пошел сквозь толпу, стеной стоявшего народа. “Можно спросить, – говорит святитель Филарет, – что было радостней для расслабленного: прощаются тебе грехи твои, или услышать: встань и ходи. – Я думаю, что слово прощения было для него столько радостней, сколько душа и ее здравие важнее тела и его здоровья. – Теперь всякий мог видеть, что сотворенное чудо – не мечта: свидетелей болезни Господь делает и свидетелями выздоровления этого человека. Он как бы говорит исцеленному: “Я желал бы через твою болезнь исцелить и тех, которые считают себя здоровыми, а в самом деле больны душой; но поскольку они не хотят этого, то иди в том твой и исправляй тех, которые там находятся.” – Видишь ли, как Господь показывает, что Он есть Творец души и тела? Ибо исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Ответ на возражение 2: Хотя Иисус как человек не имеет непобедимой власти, вследствие естетсвенной немощи человеческого рода, тем не менее, есть в его Человеческой природе непобедимая власть, полученная от Божественной природы: «все покорил под ноги его» ( 1Кор. 15:25–28 ; Евр. 2:8, 9 ). Следовательно, Он будет судить как человек, но властью Его Божественной природы. Ответ на возражение 3 . Иисус не смог бы искупить грехи людей, будь Он обычным человеком. Тот факт, что Он смог как человек искупить грехи человечества, и тем самым получить власть судить, очевидно, что Он Бог и, соответственно, Он почитается равно как и Отец, не как человек, но как Бог. Ответ на возражение 4 . По мнению пророка Даниила, порядок судебной власти ясно выражен. Эта власть в Боге как первоисточнике, и особенно в Отце, Который источник Троицы; отчего сказано вначале, что «воссел Ветхий днями». Но судебная власть была передана от Отца к Сыну не только из вечности в отношении Божественной природы, но также по прошествии времени в отношении человеческой природы, поскольку Он заслужил это. Следовательно, в связи с вышеизложенным далее говорится: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями… И Ему дана власть, слава и царство» ( Дан. 7:13, 14 ). Ответ на возражение 5: Августин говорит о своего рода назначении, с тем, чтобы проследить то влияние, которое оказал Христос на человеческую природу, до причин похожих на них. Поскольку мы сотворены по образу и подобию Бога, относительно наших душ, и мы такие же как и Иисус – человек, относительно наших тел, то он припысывает Божественной природе влияние, которое оказал Господь в наших душах, а тот эффект, который Он произвел или произведет в наших телах, он приписал Его плоти; хотя Его плоть, будучи инструментом Его Божественной природы, также производит впечатление на наши души, как утверждает Дамаскин (De Fide Orth. III, 15). Как следует из послания к евреям, Его «кровь очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9,14 ). Таким образом, «Слово стало плотию» есть причина воскресения душ; согласно Его человеческой природе Он Судия не только телесных, но и духовных созданий TP, Q A ad 1]. Раздел 2. Появится ли Он как Сын Человеческий в славе Своей?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

13:1). Произнося эти слова, апостол Павел имел в виду форму существующей (сущей - по старослявянски) в его время власти, то есть власти царской и самодержавной, а также все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения, прежде всего, за царя и за всех начальствующих, чтобы христиане могли продолжать тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 1-2). Только такую царскую власть имеет в виду другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть всякому, по словам Филарета, от Бога устроенному над человеком начальству) для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр. 2, 13-14). Совершенно неверно, что под апостольскими словами «нет власти не от Бога» понимается наряду с самодержавной царской властью власть народовластная (республиканская, демократическая), справедливо замечает по этому вопросу архиепископ С. Соболев(33). Царская власть в России была основана на глаголах вечной жизни (Ин. 6:68) и потому она есть власть вечная, единственно верная как само Священное Писание. «Слова, которые говорю Я вам, - устанавливает Господь, - суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Перенесенный через тысячелетия на русскую почву обряд помазания на царство проводился при коронации Русского Монарха Русской Православной Церковью. Первый верховный правитель Руси - Великий Князь, на которого был возложен крест царский, венец Мономахов и бармы (ожерелье) Иоанн Васильевич Грозный на Соборе епископов обещал, что будет «утверждать все, чему наставит вас Дух святой...» и просил благословления на свой царский сан от вновь прославленных угодников Божьих(34), подчеркивая тем самым Божественный источник своей царской власти и ее подчинение Воле Божией, которую соборно выражает Церковь. Говоря современным языком, таким путем происходила легитимация Наследника как представителя царственного рода, получившего свою власть от Бога.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 13 Зверь-антихрист и его пособник - лжепророк Под этим " зверем, выходящим из моря " , почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из " моря житейского " , то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим " зверем " понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это — зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него также семь, как и у самого диавола-дракона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадимами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол (ст. 1-2). Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей как дракону, давшему власть, зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24:22). В 6-10 стихах указывается образ действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему не покоряющимися, и " дано ему будет вести войну со святыми и победить их " , то есть силою заставить подчиниться себе, конечно чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что " кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом " , то есть, что антихриста ожидает праведное возмездие (ст. 1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/430700/

II. Св. великомучен. Феодор стратилат и до страданий своих и во время страданий, наприм., почтительно встречая царя и усмиряя народный мятеж, являет собой пример глубокого почитания царя и земных властей во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истинного богопочитания: тогда и словами и делами жизни св. великомуч. Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека. По примеру св. великомученика Феодора стратилата и мы должны повиноваться земным властям. а) Свящ. писание необходимость повиновения земным властям доказывает именно тем, что они установлены Богом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», говорит св. ап. Павел; существующия же власти от Бога установлены. Если таким образом всякая власть от Бога, то тем более власть Самодержавного Монарха, власть, все другие власти под собою объемлющая, власть, которой поверяется участь многих людей или даже целых народов, устанавливается над нами Всевышним Творцом и находится в непосредственной зависимости от Него. От Самого Господа монархи наши получают самодержавие и царствуют над народом по воле Божией: ибо, восшедши на престол, они становятся непосредственными орудиями промышления Божия о подданных. Господом, говорит слово Божие, «цари царствуют и повелители узаконяют правду; им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прч. VIII, 15, 16). Итак каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, – из уважения к Господу: или повинуйтесь ему, как Самому Господу ( 1Nemp. II, 13 ). Так заповедует св. апостол Петр и устраняет все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своих начальников. Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всею Своею земною жизнию. Он – Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшего повода к противлению властелинам земли – рабам Своим; исполнял все обязанности возлагаемые ими, – платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостию и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностию, как агнец безгласный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   При этом некоторые книжники и фарисеи помышляли в сердцах своих: что Он богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? (Мк. 2:7). Спаситель отпустил грехи больному, как имеющий на это полную власть, и показал Свое одинаковое достоинство с Богом Отцом. Книжники, снедаемые злобой и думая обвинить Его в богохульстве, невольным образом прославили Его за исцеление души, говоря, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу. Желая показать, что Он есть Бог, равный Богу Отцу, Спаситель открыл то, о чем книжники помышляли только в себе и чего, опасаясь народа, не смели обнаружить перед всеми. «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» — неожиданно сказал им Господь. Если кто мог негодовать, так разве только больной, как обманувшийся в своей надежде. Он мог сказать: «Я пришел для того, чтобы Ты исцелил меня от расслабления, а Ты врачуешь другое; чем я могу увериться в том, что мне отпутаются грехи?» Но он ничего подобного не говорит, а предает себя во власть Исцеляющего. Книжники же, будучи горды и завистливы, порицают самые благодеяния Его, оказанные другим. Потому-то Спаситель обличает их, впрочем, с кротостью. «Если вы не верите первому доказательству Моей Божественности и почитаете слова Мои тщеславием, то вот Я присовокупляю еще другое — открываю ваши тайны», наконец, спрашиваю вас: что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи твои; или сказать: встань, возьми одр твой и ходи? (Мк. 2:8—9). Первое может сказать всякий, за несуществованием возможности удостовериться — прощены грехи или нет. Но кто может сказать второе выражение, и за его словами последует исполнение, тот, наверное, должен быть облечен на то властью свыше. Если Я одним словом могу исцелить расслабленного, то не ясно ли, что Я имею власть на земле прощать грехи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми одр твой и иди в дом твой (Лк. 5:24). С этим словом возвратились силы в расслабленные члены и мир в разбитую душу; расслабленный мгновенно выздоровел и тотчас встал перед ними, взял одр свой и пошел в дом свой, славя Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом деле, чтобы простить, надо быть личностью, принять личностное решение простить. Карма, отметим это еще раз — не личностна. Закон всемирного тяготения не прощает. Он, собственно, и не наказывает. Он просто действует с механической неотвратимостью. Священное Писание говорит нечто прямо противоположное — в Иисусе Христе, ради Его искупительного подвига, Бог прощает грехи. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22). Здесь мне хочется сделать маленькое отступление и сказать кое-что от себя лично. В свое время наиболее важным толчком к моему обращению послужило слышанное где-то краем уха утверждение, что Христос имеет власть прощать грехи. Именно сознание того, что я нуждаюсь в прощении, побудило меня прийти к Тому, Кто имеет власть это прощение даровать. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк 2:5,10–11). Это поистине “слово благое, слово утешительное” для всех подавленных и удрученных грешников — Иисус Христос имеет власть прощать грехи. Именно эту власть и отрицает за Ним вера в карму. Как уже было процитировано выше, «оно [учение о карме] заставляет его оставить всякий расчет на “прощение”, “искупление”, “высшее милосердие”». Священное Писание говорит о Христе как о нашем Ходатае: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:1,2). Как-то в ходе одной из дискуссий в интернете я заметил, что самый плохонький христианин отличается от самого продвинутого эзотерика тем, что у христианина есть Ходатай, а вот эзотерик Его отверг. Мой собеседник, верящий в карму, обиженно сказал, что он не отвергает Ходатая. Тогда я спросил, перед кем, по его мнению, ходатайствует Христос? Ни он, ни кто-либо еще из моих собеседников, держащихся “кар­ми­ческих” представлений, не смог ответить на этот вопрос. И в самом деле, бессмысленно ходатайствовать перед кармой. Падая с десятого этажа, нелепо надеяться на то, что Ваш друг исходатайствует Вам прощение у закона всемирного тяготения. Действие закона кармы не может быть изменено никаким ходатайством; ходатайствовать можно только перед личностным Судией.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010