уволен от службы по прошению с мундиром. Жил в Царском Селе. В августе 1918 г. арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Расстрелян вместе с двоюродными братьями Дмитрием Константиновичем, Николаем и Георгием Михайловичами во дворе Петропавловской крепости. Подробнее о Великом князе Павле Александровиче см.: Дом Романовых: Биографические сведения. С. 150, 162; Из архива С.Ю. Витте. Т. 2. С. 619.) 137 (Матушка Паисия – Паисия (Плотникова Екатерина Ивановна, 23.10.1833 – до 1918) – игуменья Никитского монастыря. Родилась в г. Серпухове вкупеческой семье. Воспитание получила в семье под руководством старицы Введенского Владычного Серпуховского монастыря схимонахини Онуфрии. С 1858 г. послушница в Спасо-Бородинском монастыре. С 1861 г. келейница игуменьи Антонии (Троилиной) в Страстном монастыре в Москве. В 1871 г. последовала за игуменьей Антонией в Алексеевский монастырь, где с 1882 г. казначея монастыря. С 30.10.1897 г. игуменья Никитского монастыря. Ее стараниями в Никитском монастыре обновили церкви, построили новый келейный корпус, провели водопровод, открыли больницу и церковно-приходскую одноклассную школу, где бесплатно обучались девочки из бедных семей. Подробнее об игуменье Паисии см.: Михайлов К.П. Никитский женский монастырь в Москве: Исторические изыскания по московским древностям ипо Дому бояр Романовых. СПб., 1901. С. 227–234.) 138 (...Каткова, супруга известного М.Н. Каткова. – Каткова Софья Петровна (урожд. княжна Шаликова, ?–1913) вышла замуж за известного журналиста Михаила Никифоровича Каткова в 1852 г., см.: Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848–1896. М., 1991. С. 391. Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – русский публицист. С 1856 г. издатель журнала «Русский вестник» и редактор газеты «Московские ведомости» (1850–1855, 1863–1887). В 1830-х гг. примыкал к кружку Н.В. Станкевича. В 1850-х гг. умеренный либерал, сторонник английского политического строя. Со времени восстанияв Польше в 1863–1864 гг. консерватор, один из вдохновителей контрреформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так провела блаженная целый ряд лет. Постоянным трудом, всякого рода лишениями, неустанной борьбой со слабостями человеческой природы, распиная свою плоть, возводила она бессмертный дух свой, пламеневший любовью к Небесному Жениху - Христу, от силы в силу, от совершенства к совершенству, пока он, достигнув высоты бесстрастия, не почувствовал себя совершенным владыкой плоти. Тогда старица, находя себя уже достаточно подготовленной к высокому молитвенному подвигу, идет в Москву к митрополиту Платону, открывает пред ним сокровенные тайники своей чистой души и просит помочь укрыться от преследовании мира под покровом всегдашней неизвестности. Мудрый архипастырь, предварительно убедившись в искренности ее желания, чистоте намерений и непоколебимой твердости решения, отправляет ее с собственноручным письмом, напутствованным благословением и наставлением под вымышленным именем «дуры Евфросинии» в пре образованный им в 1806 г. из мужского в женский Серпуховской Владычний монастырь к игумений Дионисии (1806-1815 гг.). Здесь принятая игуменьей по письму митрополита очень милостиво блаженная вручила ей и свой вид, в котором она значилась дочерью сенатора. Так водворилась старица Евфросиния в Серпуховском Владычнем монастыре, где и начала она свои великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей. Поселившись сначала в самом монастыре в особой уединенной келий, блаженная старица после целого ряда выпавших ей на долю и перенесенных с глубоким, истинно христианским смирением и терпением тяжелых искушений была вынуждена покинуть монастырь и поселиться вне его - в расстоянии 100 саженей от монастырской ограды в тесной избушке. В этой убогой келий блаженная Евфросиния с еще большим рвением стала предаваться избранному ей роду подвижничества. Здесь каждый предмет ее жизненного обихода составлял часть одного тяжелого креста, добровольно подъятого на себя блаженной старицей. В своей хижине старица держала двух кошек, трех собак - Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам прилетал сюда и ворон, которого матушка кормила. Этот ворон, как впоследствии сама матушка Евфросиния рассказывала многим любившим ее (на любовь коих и она отвечала тем же, называя их или сынком, или дочкой), в годину искушении сам послужил ей.

http://pravicon.com/info-2282

Завершая обзор деятельности св. митрополита Алексия, надо отметить, что он немало способствовал возрождению русского монашества. Уже факт дружбы, существовавшей между Первосвятителем и преп. Сергием Радонежском, говорит сам за себя. Кроме того, св. Алексий основал несколько монастырей, в частности в Москве: Спасо-Андроников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов в Кремле; Алексеевский женский, где подвизались родные сестры святителя. В Серпухове митрополит основал Владычный монастырь. Глава 10. Русская Церковь после кончины св. Алексия. Св. митрополит Киприан. Положение православных в литовской Руси и Польше во 2-й половине XIV – начале XV вв Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, скончался в 1378 г. Это был один из самых замечательных Предстоятелей Русской Церкви. Однако трагизм той эпохи, в которую совершал свой подвиг св. Алексий, заключался в том, что даже столь выдающийся иерарх уже не мог в сложнейшей политической обстановке остановить начавшийся процесс разделения Русской Церкви. Это было обусловлено прежде всего стремлением литовских и польских государей изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополита всея Руси, прочно обосновавшегося в Москве и ставшего активным приверженцем объединительной политики Московских великих князей. В то же время политические амбиции завоевателей западнорусских земель всякий раз опирались на узкий национальный эгоизм представителей Константинополя, озабоченных прежде всего соблюдением интересов агонизирующей Византии. В результате к моменту кончины св. Алексия Русская Церковь оказалась разделенной на три независимые друг от друга митрополии: Московскую, Литовскую (причем возглавлявшие обе эти кафедры архиереи именовались «митрополитами Киевскими и всея Руси») и Галицкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Н. м. посетили: в 1992 г. митр. всея Америки и Канады Феодосий (Лазор) , в 1993, 1999, 2005 гг.- патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 2009 г.- патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) , в 2003 г.- Президент РФ В. В. Путин , в 2011 - Президент РФ Д. А. Медведев . Э. П. Р. Архитектурный ансамбль Архиерейский двор в Коломенском кремле известен по описанию 1577/78 г. Центром его была каменная «полата» с погребом, вокруг находились «келья владычня» из бруса, включавшая комнату, и ок. 12 деревянных построек различного, прежде всего хозяйственного назначения (поварни, казнохранилища), мастерская и конюшенный двор. Оградой служил «замет», св. ворота были створчатыми ( Французова Е. Б., сост. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002. С. 23-24). В 1-й пол.- сер. XVII в. ансамбль был перестроен, о нем можно судить по частично сохранившимся зданиям в основе поздних построек К. Н. м. и по описанию архидиак. Павла Алеппского, находившегося здесь осенью 1654 и зимой 1655 г. ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 226-227). После назначения в дек. 1681 г. на Коломенскую кафедру еп. Никиты (Тотемского) были перестроены кафедральный Успенский собор с колокольней и архиерейский корпус (совр. братский). В XIX в. центром архиерейского двора была летняя ц. Св. Троицы (1705) - небольшое кирпичное здание на высоком сводчатом подклете, с трапезной, 2-этажным наосом с 1 главой и 5-гранным алтарем. Двусветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом и окружен с 3 сторон внутренней галереей-гульбищем, большие арки которой создают эффект величественности внутри небольшого по размеру сооружения. Фасадная декорация выполнена в стиле «нарышкинского барокко» - с пучками пилястр на углах, фигурными наличниками; с запада пристроена лестница с 2 всходами. Внутренняя декорация алтаря в стиле барокко выполнена позднее, чем в остальной части храма. Братский (бывш. архиерейский) корпус построен к западу от Троицкой ц. симметрично первоначальному корпусу архиерейских покоев (ныне семинарскому). Сохранились прежняя вытянутая по оси «юг-север» структура плана, большая часть сводчатых перекрытий в нижнем этаже и лопаток на фасадах. После пожара 1777 г. корпус был отремонтирован под рук. А. Ф. Миронова, судя по нек-рым деталям - в стиле раннего классицизма. Семинарский корпус к востоку от Троицкой ц. также имеет 2 этажа и подвалы (ранее на верхний этаж вели 4 наружные лестницы с рундуками; здание переделано в XIX в.).

http://pravenc.ru/text/1841784.html

Во-вторых, преподобный Сергий без прещения допускал, чтобы в области его являлись некоторые виды мирского великолепия, думаю, потому, что смотрел на них, как на пробегающую тень; и, как таинник Провидения Божия, предоставлял себе в последствии времени открыть здесь иные, духу его свойственные, виды. Внешние обстоятельства Сергиевой Лавры изменяются. Её древнее достояние вземлется от неё, и чрез то снимаются с неё многие мирские обязанности и заботы. 1999 Прежнее великолепие становится не нужным, так как и не возможным. Здешний царский дом и сад делаются местом скромного отдохновения наставников и учеников духовного училища, которое Лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, во дни своего изобилия. 2000 По времени увеселительного дома не стало: сад, уступленный искусством природе, обратился в лес. Таким образом, преподобный Сергий достиг того, что упразднилось здесь мирское. допущенное на время; и, как бы желая вознаградить себя за сие допущение, благоизволил, чтобы здесь водворилось духовное». И далее предлагается кратко уже известная нам из прежнего история основания скита, с его особенным назначением – служить убежищем для усиленных молитвенных подвигов и безмолвия, с перенесением в него старинного храма из села Подсосенье, с увеличением числа скитской братии и т.д., при чем не упускается из виду и назначение освященного теперь в ските храма, нами выше указанное; 2001 а заключается проповедь наставлением из дивных судеб обители извлекать поощрение к добрым подвигам. 2002 Еще года не прошло со времени произнесения проповеди сей в Гефсиманском ските, как святителю Филарету пришлось давать направление, посредством слова проповеди, иной обители, находящейся на другой, почти противоположной, окраине Московской епархии. Близ города Серпухова есть древний, основанный еще в 1376 году святителем Алексием, митрополитом Московским, современником основателя Сергиевой Лавры преподобного Сергия, монастырь, по имени Владычный Введенский, который при митрополите Платоне в 1806 году обращен из мужского в женский. 2003 В этом монастыре в 1861 году была новопостриженной монахиней не задолго пред тем поступившая туда из Московского Алексеевского монастыря Митрофания, в мире баронесса Прасковья Григорьевна Розен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

55 Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. 1996. 4(11). С. 158–172. 56 Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря. Сергиев Посад, 1914. С. 27. 57 Там же. См. также: Троицкий Патерик или Сказания о святых угодниках Божиих под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 339. 58 Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 279–280; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 543; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф (XVI)//СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. Л., 1988. С. 407–408. 59 Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря. С. 30–31; Троицкий Патерик… С. 328. 60 Священник И. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 100. 61 О Митрополите Кирилле см. Архимандрит Макарий. Митрополит Кирилл III (1568–1572)//Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 4. Екатеринбург, 2001. С. 99–106. 63 Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI — начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 79–81. 67 Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 67; Дмитриева Р. П. Варлаам (†1586 г.)//СКиКДР. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 105–107. 68 См. о нем: Архимандрит Макарий. Неизвестные страницы жизни Митрополита Антония//Московский журнал. История Государства Российского. М., 2000. 1. С. 18–19. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

В 1397 г. Исаком Онкинфовым был возведен каменный Богородице-Рождественский храм (НПЛ. С. 388; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 138; Новгородские летописи. 1879. С. 37). В позднейшей Новгородской 3-й летописи возведение церкви датировано 1407 г., строителем назван Исак Онцифорович (Новгородские летописи. С. 251). Видимо, Исак Онцифорович происходил из известного рода Онцифоровичей, живших в Неревском конце города, и являлся сыном Онцифора Лукинича. Во время пожара 1466 г. в Д. м. пострадала ц. Рождества Богородицы с приделом Иоанна Предтечи, сгорели владычные кельи, клети, «келейки» и хозяйственные постройки. Погиб один старец. Во время пожара 1541 г. сгорело «5 келий у черниць да 3 двора» (Там же. С. 70). В нач. XVII в., при захвате Новгорода швед. войсками, Рождественская ц. была «разорена и развалилася», кельи и ограда были сожжены (Опись Новгорода. 1984. С. 127). По челобитной 1618 г. игум. Ефросинии к царю Михаилу Феодоровичу Д. м. был восстановлен, царь одарил мон-рь землями, снабдил церковной утварью и деньгами. К 1632 г. ц. Рождества Богородицы была восстановлена («пение есть»), построена келья. В 1764 г. Д. м. был причислен ко 2-му классу. В 1786 г. из упраздненного новгородского Варварина монастыря в Д. м. были перенесены мощи вмц. Варвары, которые стали одной из главных святынь обители. Подвижницы и именитые посетители В 50-х гг. XVIII в. в Д. м. проживало 9 монахинь, к 1864 г.- 140 сестер (17 монашествующих, 53 послушницы сверх штата, 2 сироты, 68 чел. «по свидетельствам»). Надгробие на месте предпологаемого захоронения послушницы П. Луполовой. Фотография. Нач. XX в. Надгробие на месте предпологаемого захоронения послушницы П. Луполовой. Фотография. Нач. XX в. В 1817 г. при игум. Максимилле (Шишкиной) Д. м. посетила супруга имп. Александра I, имп. Елизавета Алексеевна. Возможно, этот визит был связан с событием, получившим широкий резонанс в российском обществе. Дочь разжалованного офицера, к-рый отбывал ссылку вместе с семьей в дер. Жиляковке близ Ишима, Прасковья Луполова полтора года добиралась из Сибири в С.-Петербург, чтобы испросить за отца прощение у имп. Александра I и вернуть семью из ссылки. Царь, узнав о подвиге девушки, к-рая ради любви к близким проделала такой долгий путь, простил ее отца и выдал ей денежное пособие. Решив принять монашеский постриг, Прасковья поселилась в Д. м. послушницей. 4 дек. 1809 г. П. Луполова скончалась, не успев принять постриг. Эта история легла в основу сюжетов мн. литературных и музыкальных произведений, в т. ч. французских писателей Мари Софи Коттен (роман «Елизавета, или Ссыльные в Сибири»), Ксавье де Местра (повесть «Юная сибирячка» или «Молодая сибирячка») и Н. А. Полевого (пьеса «Параша Сибирячка»).

http://pravenc.ru/text/171770.html

В этом году в основном конкурсе 8 фильмов из 57 было о монастырях. То есть почти каждый седьмой фильм так или иначе рассказывал о монастырском образе жизни. И эта возникшая у сегодняшних авторов документального кинематографа, практически у всех живущих в миру, потребность прикоснуться к такой неведомой и еще до недавнего времени, как казалось, непостижимой реальности, не случайна и симптоматична. И в этом смысле особенно значим фильм Игоря Шадхана " Здесь русский дух... Скит " , получивший главный приз за режиссуру. Автор задает отцу Иову, духовнику Святогорского монастыря, как и другим монахам и послушникам скита даже не неофитские, а то, что называется – " из другого садика " – вопросы. Так что диву даешься, с каким терпением и с каким желанием максимально просто, и максимально правдиво на них ответить, герои фильма пытаются объяснить заехавшим к ним киношникам, что они здесь все – " такие молодые и красивые " – делают и ради чего остаются. Наверное, поэтому в режиссерских вопросах нет привычного для нашего мейнстримовского документального кино провокационного стремления манипулировать сознанием подопытных героев, нет и следа циничного авторского желания вывернуть внутренний мир своих героев кишками наружу, вплоть до психологического эксгибиционизма. Напротив, только уважение к собеседнику и честное желание понять, что же это за люди такие, у которых ведь " в миру столько возможностей " : и университеты тебе, и психоаналитики, да и родные ждут не дождутся... Но к концу фильма становится понятным, что герой – от автора – тоже вслед за неким безымянным (так и оставшимся за кадром) трудником, кажется, тоже начал слышать, как птицы поют, и видеть, что трава растет. То есть, разумеется, знать-то он об этом и раньше знал, но вот, чтобы до сердца дошло, так почему-то вот такое случилось с ним именно здесь. Быть может, поэтому и зрительское подключение к этому фильму оказывается столь безошибочно точным и мощным. В этом смысле фильм " Портреты на фоне монастыря " Татьяны Карповой, который практически обошелся не только без авторских вопросов, но и без закадрового голоса, тоже подключает зрителя к происходящему на экране без особых усилий. Это действительно портреты монахинь, каждая из которых как-то естественно и в то же время скромно делится с нами тем, о чем просто так за столом не говорится. Обычно такого рода откровения случаются только с очень близкими людьми. А тут, видимо, по послушанию сестры перед камерой рассказывают, как они пришли во Владычный женский монастырь города Серпухов и как в нем приняли таинство пострига. Своей непривычной для нашего мирского взгляда чистотой эти лица и немудреная речь героинь просто обезоруживают зрителя. И практически сразу же каждая из сестер как родная.

http://religare.ru/2_91110.html

мон-ря Подольского у. Московской губ. Постриженицей М. И. м. была мон. Леонида (Озерова), служившая настоятельницей сначала серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , а затем московского Новодевичьего монастырей. В 1907 г. игуменией М. И. м. была впервые избрана его постриженица мон. Епифания (Митюшина; † 12 янв. 1931). На должность начальницы Покровского Свято-Троицкого мон-ря Оренбургской губ. была определена насельница М. И. м. мон. Ариадна (Степанова). Вместе с ней в Покровский мон-рь была переведена Раиса Монастырёва (впосл. игум. Иннокентия). В кон. XIX - нач. XX в. М. И. м. был единственной общежительной жен. обителью в Москве и центром почитания св. Иоанна Предтечи. Здесь сложилась традиция надевать на голову прихожан металлический обруч в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Вероятно, этот обруч является мерой главы святого. В 1917 г. в М. И. м. проживали 44 монахини, 33 рясофорные послушницы и ок. 200 послушниц. Летом 1918 г. М. И. м. оказался в центре военных действий, штаб восставших левых эсеров находился поблизости, а на паперти соседней ц. блгв. кн. Владимира в Ст. Садех были установлены орудия. Монахини были вынуждены шить обмундирование для красноармейцев. Мон-рь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фотография. 2012 г. Мон-рь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фотография. 2012 г. В 1918 г. М. И. м. одним из первых в Москве был закрыт; его банковские счета, а также сдаваемые в аренду помещения национализированы, больница закрыта. 10 апр. 1919 г. Президиум Московского совета рабочих и крестьянских депутатов издал постановление о выселении монахинь в 3-дневный срок, но его исполнение было отложено. Тогда состоялся осмотр обители и ее ценностей, на учет Комиссией по охране памятников были взяты 8 икон XVII в. и др. иконы, кадило XVII в., богослужебные облачения и утварь. 23 апр. того же года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан обители (ок. 560 чел.), о передаче им «в бессрочное пользование» соборного храма и больничной Елисаветинской ц.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

В 1806-м году в Москве она добилась встречи с митрополитом Платоном (Левшиным), который благословил её на трудный подвиг юродства. Мудрый архипастырь направил княжну с рекомендательным письмом в Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Вполне возможно, что именно тогда и совершился постриг Евдокии с наречением имени Евфросинии. В письме митрополит поведал игуменье Дионисии о высоком происхождении Евфросинии. Игуменья милостиво приняла новую насельницу и поместила ее в сестринский корпус. Однако вскоре Евфросиния, ища уединения, поселилась в тесной избушке на месте монастырских погребов, где и прожила в полном одиночестве почти 40 лет, подвергаясь со стороны окружающих насмешкам, ругательствам, лишениям и даже побоям, которые она переносила с глубоким, истинно христианским смирением. Старица Евфросиния Святая Евфросиния пребывала в постоянной молитве. Обычно она молилась в часовне, находившейся рядом с монастырем, а на церковные службы приходила в монастырский собор. Исповедовалась монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год, в Великий Четверг. По ночам Евфросиния бродила вокруг монастыря и пела псалмы. В день празднования Крещения Господня ходила вместе с крестным ходом, совершаемым из Серпуховского собора на реку Нару, и погружалась в «иордань» в верхней одежде, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!» Одежда на ней сразу же замерзала, а она, босая, шла в ней в свою убогую келлию. За её смирение и молитвенные труды Господь послал старице дар прозорливости. Так, например, она предсказала февральский переворот 1848 года во Франции, положивший конец правлению короля Луи-Филиппа, и восстановление Империи Наполеоном III (1852), Крымскую войну (1853–1856), оборону Севастополя (1854–1855 гг.). Предсказывала она и многие события из семейной жизни приходивших к ней людей. Обладала блаженная, по милости Божией, и даром исцеления. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. Больных, обращавшихся к ней за помощью, она лечила травами, собранными ею в лесу.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010