Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. 2000 г. В 1869 г. игуменья Владычнего монастыря Митрофания основала в Москве Владычне-Покровскую епархиальную общину сестер милосердия. Община была учреждена при храме Покрова Пресвятой Богородицы с приделами прп. Сергия и св. царевича Димитрия (храм построен в 1619 г.). В 1867-72 гг. в обители подвизалась прп. Рахиль (1833-1928 гг.). Именно здесь она была пострижена в рясофор свт. Филаретом. В 1878 г. в монастыре явилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая имеет особую благодать исцеления от недуга пьянства и других вредных привычек. Вскоре после революции монастырь был закрыт. В 1919 г. здесь разместилась школа «красных военлетов», а сестрам пришлось покинуть обитель. Богослужение во Введенском соборе совершалось до 1928 г. Военное училище находилось здесь до 1978 г. Последующие семнадцать лет монастырь оставался бесхозным, местные жители разбирали его по кирпичикам на свои нужды. В мае 1995 г. превратившуюся в руины обитель передали Церкви. Здесь возрожден женский монастырь. 18 мая 2000 г. восстановлено почитание в лике местночтимых святых прп. Варлаам (место его захоронения около Введенского собора). Храмы: Святыни: Источники: Часовни: Подворья: Настоятельница игумения Алексия (Петрова). Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта). Адрес : 142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40. Владычний женский монастырь. т.72-46-25, код 27 из Москвы и Московской обл.; код 0967 — из других городов. Проезд : СЕРПУХОВСКИЙ РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Серпуховский Распятский Монастырь. Первоначально здесь, на пересечении Тульской дороги с р. Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. В 1695 г. по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. В 1701 г. в обители подвизалось 25 стариц, стояла деревянная церковь с «шатровыми главами» и двумя престолами: Рождества Христова и св. Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/1877.html

Торжок. Воскресенский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1501 - 1600. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Красный городок, 22 Координаты: 57.040315, 34.965447 Проезд:в центре города, на левом берегу Тверцы вблизи автомобильного и пешеходного мостов Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В историческом центре города, на левом берегу реки Тверцы, важную роль в облике города играет ансамбль Воскресенского девичьего монастыря, основанного в 16-м веке. Среди всего комплекса построек выделяется Воскресенский собор 1796 года и колокольня 1766 года. На территории монастыря находится также церковь усекновения головы Иоанна Предтечи, постройки архитектора Львова И.Ф. 1840 года. Корпус игуменских келий, 1824 года, корпус сестринских келий - начало 19-го века, часовня Нерукотворного Спаса - 1778 года и фрагменты стен 18-го века. Монастырь закрыт в 1923-1931 годах. В настоящее время в зданиях монастыря находится швейная фабрика. Источник информации: «Краеведческий альманах» 2004 год, г.Торжок. Воскресенский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Торжке. Основан в XVI веке. Монастырский соборный храм Воскресения построен в 1796 году. Здесь замечательна икона Воскресения Христова, деревянного письма, пожертвованная монастырю инокиней царицей Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Федоровича. При монастыре — школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Воскресенский Новоторжский монастырь, женский, в Торжке, на левом берегу Тверцы. Известен с 16 века. В начале 17 века разорен польско-литовскими интервентами. В конце 17 века мон. принадлежали деревни Погорелово, Попово, Свинино, Паника, Вески, Владычня с 466 крестьянами и 482 дес. земли, а также рыболовные угодья на озере Теригощ. Монастырь владел мельницами на реках Логовеж и Тверце. В 1722 по приказу Петра 1 в Воскресенском Новоторжском монастыре начата выработка тканей для нужд армии. Была устроена " палатная " фабрика и школа прядильного мастерства (существовали до 1726). Первоначальные постройки монастыря - деревянные. Во 2-й пол. 18 в. развернулось значительное каменное строительство. В 1842 в монастыре открыта школа для девушек из духовного сословия.

http://sobory.ru/article/?object=08547

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40. Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: «Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему». Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: «В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Он увидел ангелов, держащих обитель на своих плечах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ее помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение. Но оно не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

На глазах серпуховчан, в течении 25 лет, восстала из руин после десятилетий разрухи одна из древнейших святынь России - Высоцкая обитель. Из книги " Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь " . Издательство Высоцкий мужской монастырь, 2009 г. С монастырскими подземельями связано большинство легенд Серпухова. Так, ходят слухи, что в скрытых от глаз гротах хранится библиотека Ивана Грозного и другие ценные вещи, а также монастырская ризница Свято-Высоцкого монастыря. Согласно одной из версий, серпуховские монастыри имели разветвлённую сеть подземных туннелей с тюрьмой-темницей и потайными комнатами. О существовании подземных ходов говорят и священнослужители Высоцкого мужского монастыря. К примеру, северо-западная башня монастыря, согласно летописям, называлась Тайницкой. И спустя несколько веков она оправдала своё название. В советское время сооружение было разрушено, а в начале двухтысячных годов начались работы по восстановлению башни. Рабочие пытались положить монолитный фундамент, но подземный ход под монастырём помешал этому. Выступили с инициативой залить бетоном зияющую пустоту, однако бригадир, а он был метростроевцем, категорически отказался это делать. - Там, говорит, бездна, мы можем сколько угодно бетона вылить, это всё уйдёт в никуда, - вспоминал отец Алексей, Благочинный серпуховского Высоцкого монастыря. - Поэтому решили делать фундамент из блоков. И когда мы рыли котлован, на глубине 1,5-2 метров увидели сводчатую кладку. Вход был завален. Мы сначала туда заложили доски, чтобы не потерять его. Но так как на тот момент не было ни сил, ни ресурсов, то раскопки производить не стали. В результате решили не останавливать строительство и возвели новую башню, а идею с научным открытием " похоронили " . Имеются сведения, что подземные ходы связывали между собой Серпуховской кремль, располагавшийся на Соборной горе, Высоцкий мужской монастырь и Владычный монастырь. Кстати, Владычный женский монастырь раньше, до 1806 года, был мужским. Так что когда-то в Серпухове были две мужские обители. И каждый монастырь имел подземный ход, который вёл к Наре. Предположительно, в случае нападения врагов можно было тайно добраться до реки и переплыть её на лодке. Ходят слухи, что и под самой рекой был проложен подземный ход. Эта версия имеет право на существование. Как известно, все монастыри выполняли функцию крепостей, а подземные ходы использовались для обороны древнего града. Согласно летописям, эта система подземных ходов Серпухова называлась " Замок " . Поскольку это было важной стратегической коммуникацией, ход в подземелье хранился в тайне. И знали об этом определённые люди, воеводы, которые отвечали за безопасность, обороноспособность Серпухова.

http://sobory.ru/article/?object=00621

В XIX веке Владычный монастырь стал женским по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) . С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворного Спаса и Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем. В начале ХХ в. в монастыре были игуменья, 50 монахинь и 326 послушниц. В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком. На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен. В мае 1995 года во Владычном женском монастыре возобновлена монашеская жизнь. После революции подлинник иконы «Неупиваемая Чаша» был утерян. Сейчас во Владычном женском и в Высоцком мужском монастырях города Серпухова находятся списки с иконы, которые также являются чудотворными. В обители находятся чудотворные иконы святого царевича Дмитрия Угличского и святого мученика Иоанна Воина. Перед тремя святынями Владычного монастыря: иконами «Введение Богородицы во храм», «Неупиваемая Чаша» и на надгробии преподобного Варлаама горят неугасаемые лампады. Говоря о Введенском Владычном монастыре, нельзя не сказать о другой обители: Высоцком Зачатьевском мужском монастыре. Высоцкий монастырь расположен напротив Владычного – на другом берегу реки Нары при впадении ее в Оку. Это архитектурное решение делает городское пространство Серпухова уникальным. В 1374 году Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря. В 1381 году Владимир Храбрый возвел первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Не удалось сохранить и Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, при котором действовали церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Монастырь был закрыт уже в 1918 г. С начала 1920-х гг. здесь размещалась табачная фабрика и общежитие, позже – санаторий " Горки Ленинские " [vii]. В 1919 г. был закрыт Владычный Введенский Серпуховский женский монастырь, основанный в XIV в. На его территории размещалась Школа красных военлетов (военных летчиков), затем – среднее военное yчuлuщe[viii]. В 1920 г. прекратил свое существование Успенский Брусенский женский монастырь в Коломне. Большинство монахинь выслали в Сибирь. Оставшиеся в Коломне сестры молились в Воскресенском храме до его закрытия в 1929 г. В Успенском храме бывшего монастыря по решению органов советской власти разместили складские помещения, а в лишенном куполов Крестовоздвиженском храме с 1934 г. – oboщexpahuлuщe[ix]. Немного дольше просуществовали Николо-Угрешский монастырь и Свято-Троицкий Новоголутвинский монастырь в Коломне. В зданиях Николо-Угрешского монастыря после уничтожения обители размещались: детская колония, фабрика-кухня,гостиница, медицинские и спортивно-оздоровительные учреждения. Часть зданий была отдана под жилье. Архитектурный ансамбль монастыря очень сильно пострадал, было уничтожено четыре храма и четыре часовни[х]. До 1926 г. не прекращались службы в Ферапонтовом Лужецком Можайском монастыре. Почти сразу после закрытия началось разрушение храма преподобного Ферапонта с приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, где почивали мощи основателя монастыря. В бывшей православной обители находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудовании, братские кельи были заняты под жuльe[xi]. Таким образом, можно в целом согласиться с исследователями в том, что массовый характер закрытие монастырей в России приняло в 1919 – 1921 гг. в ходе национализации их имуществ. Оно сопровождалось глумлением над мощами св. угодников, а также penpeccuямu[xii].

http://religare.ru/2_97219.html

На базе Коломенской духовной семинарии прошла итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих 1 июня 2022 г. 13:55 30 и 31 мая 2022 года состоялась итоговая аттестация слушателей первого набора 2019-2022 учебных годов курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви на базе Коломенской духовной семинарии. Итоговую аттестацию, в соответствии с Положением о церковной аккредитации курсов, посетила выездная комиссия, сформированная из членов Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. 30 мая выездная аккредитационная комиссия в составе наместника  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря   архимандрита Феофилакта (Безукладникова) и насельниц  Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря  монахини Анувии (Виноградовой) и монахини Феониллы (Харченко) посетила Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь г. Коломны. Зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» сдавали слушатели двух учебных площадок: Ново-Голутвина монастыря и Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова. В Ново-Голутвином монастыре на протяжении трех лет обучались сестры Ново-Голутвина и Казанского женских монастырей Коломенской епархии ; во Владычнем монастыре — сестры Владычнего, Белопесоцкого женских монастырей и Серафимо-Знаменского скита  Подольской епархии . По итогам работы комиссии все 50 слушателей обеих площадок успешно прошли итоговую аттестацию. По окончании зачета председатель выездной комиссии архимандрит Феофилакт (Безукладников) встретился с руководителем курсов, ректором Коломенской духовной семинарии епископом Зарайским Константином . Владыка рассказал о функционировании курсов и поделился своими соображениями об их дальнейшей работе. На встрече присутствовали настоятельница  Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря игумения Ксения (Зайцева) и настоятельница Успенского Брусенского женского монастыря г. Коломны игумения Екатерина (Варфоломеева). 31 мая выездная комиссия в том же составе посетила  Богородице-Смоленский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь , на учебной площадке при котором обучались как сестры самого Новодевичьего монастыря, так и насельницы Спасо-Бородинского и Успенского Колоцкого монастырей Одинцовской епархии , Александро-Невского и Влахернского женских монастырей Сергиево-Посадской епархии . По итогам работы комиссии все 36 слушателей учебной площадки успешно прошли итоговую аттестацию. Всего по итогам двух дней успешно завершили учебную программу 86 слушателей курсов. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5932615.ht...

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм. Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Первоначальный храм Владычнего монастыря, созданный прп. Валаамом, был деревянный. Но в скором времени особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери подвигло прп. Варлаама на новый труд – сооружение каменного храма, который, по сказанию летописи, в 1362 году уже был устроен. Первым настоятелем Владычнего монастыря был основатель его св. Валаам. Пред своей смертью преподобный попросил святителя Алексия прибыть к нему в обитель, освятить новосозданную церковь и предать его тело упокоению. Святитель совершил погребение усопшего и, по завещанию, положил тело преподобного в паперти Введенского храма. Дальнейшая история обители, после смерти прп. Варлаама в 1377 году, представляется темной и неизвестной. Несомненно одно, что при преемниках Валаама обитель все более и более расширялась и процветала, несмотря на бранные тревоги, в которых монастырь должен был принимать участие по самому своему положению. Особенно тревожны были для обители времена междуцарствия. В это время Владычний монастырь принял вид настоящей крепости, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для Владычней обители наступил в начале XVIII столетия, когда монастырь этот был приписан к Заиконоспасской обители в Москва. Хотя вскоре самостоятельность обители и была восстановлена, однако это не поправило ее дел. Дошло до того, что в 1737 году во всем Владычнем монастыре остался один только иеромонах, и тот престарелый. К концу XVIII века Владычний монастырь почти совершенно запустел. Братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря приснопамятный иерарх московский Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и совершено было в 1806 году. И эта мера увенчалась полным успехом. Прошло немного времени, и монастырь Владычний праведен был в благоустройство как внешнее, так и внутреннее. Среди храмов этой обители первое место занимает собор в честь Введения Богоматери во храм. Эта церковь та самая, которую соорудил прп. Валаам и освятил сам святитель Алексий. Несмотря на позднейшие переделки, храм вполне сохранил свою прежнюю архитектуру и характер священной древности. Драгоценнейшую святыню его составляет гроб основателя обители, прп. Варлаама, находившейся в церковной трапезе. Поклонение этой великой святыне служит главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычний монастырь. Сама гробница отличается простотой. Она деревянная, помещается на каменном надгробии и сверху покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоить также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху – гробницу угодника Божия осеняет балдахин на золоченых колоннах. На надгробии существует надпись, высеченная красивой вязью. Она гласит: «Лета 6685, майа в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный, отец строитель и инок Валаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010