Члены комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили рабочую поездку по монастырям Московской областной епархии 22 октября 2019 г. 16:42 17-18 октября 2019 года члены комиссии  Синодального отдела по монастырям и монашеству , исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению председателя Синодального отдела  архиепископа Каширского Феогноста  совершили инспекционную поездку по монастырям Московской областной епархии . В состав комиссии вошли пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятельница  Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова). В первый день поездки архимандрит Мелхиседек и игумения Олимпиада посетили несколько монашеских обителей Можайского района: Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов мужской монастырь (один из древнейших монастырей России, основан в 1398 году преподобным Ферапонтом), Спасо-Бородинский женский монастырь (26 августа 1812 года в Бородинском сражении погиб шеф Ревельского пехотного полка генерал-майор А.А. Тучков; вдова генерала М.М. Тучкова решила построить на месте гибели мужа храм, который был заложен в 1818 году; позднее, в 1838 году, он был преобразован в монастырь), Успенский Колоцкий женский монастырь (основан в 1413 году князем Андреем Дмитриевичем Можайским, сыном святого благоверного князя Димитрия Донского, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери Колочской). На следующий день члены комиссии побывали в монастырях Серпуховского района: Высоцком мужском монастыре (основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году), Введенском Владычнем женском монастыре (основан в 1360 году святителем Алексием Московским), епархиальном мужском монастыре Вознесенская Давидова пустынь (обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем). При посещении монастырей членам комиссии были предоставлены сведения об истории создания обителей, укладе внутренней жизни, образовательном уровне насельников и насельниц, социальной и хозяйственной деятельности обителей. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5517335.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННЫЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Новгороде, на Софийской стороне, в Людине конце на Десятине (ныне Десятинная ул.). Название происходит от слова «десятина». Время основания монастыря неизвестно, впервые он упоминается под 1327 г., когда Новгородский свт. Моисей построил «в Десятине» деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 98). Согласно Краткому летописцу Новгородских архиереев, свт. Моисей «украси» храм «и иконами, и книгами» (Новгородские летописи. 1879. С. 136). Вероятно, строительство Д. м. осуществлялось из казны Новгородского архиерейского дома или на принадлежащей ему земле. Об этом свидетельствует также существование в XV в. в мон-ре владычных келий (НПЛ. C. 98; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 218-219). Не случайно Летопись Авраамки 2-й пол. XV в., основываясь на легендах, приписывает учреждение Д. м. первому Новгородскому еп. св. Иоакиму Корсунянину в 998 г., тем самым желая подчеркнуть древность монастыря и связь с домом Св. Софии (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Архим. Макарий (Миролюбов) бездоказательно считал, что Д. м. мог быть основан в XIII в. кнг. Феодосией Мстиславовной, матерью св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 211). Косвенным свидетельством возможного более раннего, чем 1327 г., основания мон-ря является икона «Успение Божией Матери» (нач. XIII в.; ГТГ), происходящая из Д. м. (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 73-75). Однако икона могла оказаться в Д. м. после упразднения соседнего Варварина монастыря, основанного в XII в., или Софийского собора. Предание, отразившееся в Сказании о чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» , связывает само место основания мон-ря с событиями 1169/70 г., когда суздальское войско во главе с блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским осадило Новгород. Икону новгородцы поместили на крепостную стену Окольного города. Произошла битва суздальцев с новгородцами. Новгородцы победили суздальцев благодаря заступничеству Богоматери.

http://pravenc.ru/text/171770.html

(Верующие надевают обруч с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече на голову (известны многочисленные случаи исцеления). В наши дни не иссякает поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами в монастырскую часовню.) Святая обитель нуждается и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. (Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 624–0150 (сестринский корпус), 624–75–21 (часовня).) 3 Женский Серпуховской Владычний монастырь (несколько строк из летописи монастыря). Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери. В 1362 году уже «составлена была каменная церковь » трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1598 – 1609 гг. – полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599 г). 1805–1806 гг. – Монастырь был в самом сильном упадке, и с течением времени клонился к совершенному запустению: братия разошлась, келлии и самые св. храмы, за неимением средств к надлежащему исправлению, пришли в упадок и запустение, Богослужение почти совсем остановилось. 1806 год – монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, испросил у Императора Александра I дозволение преобразовать оный из мужского в девичий. 1919 год – монастырь закрыт, на его территории размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе создано военное летное училище. 1928 год – после закрытия собора утеряны сведения о месторасположении явленной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1886 г. при монастырях было 170 училищ, из них 70 – при мужских монастырях, остальные – при женских. В мужских монастырях обучалось 1350 детей, в женских – 2650. Большинство монастырских школ содержалось на средства обителей, другие – частично на пособия от Синода, местного духовенства, братств, попечительств, частных лиц 470 . Те женские монастыри, в которых не хватало средств на устройство училищ, содержали по несколько стипендиаток в епархиальных училищах. Так, Верхо-Харьковский Николаевский женский монастырь вносил по 200 руб. и содержал двух пансионерок 471 . В 1874 г. настоятельницы монастырей Владычно-Успенского, Суздальского Покровского, Александровского Успенского, Свято-Озерского, Муромского Троицкого и Переславль-Залесского перевели 600 руб. на содержание учениц в епархиальных училищах 472 . Алексеевский монастырь на свои средства содержал бывших выпускниц своей школы, поступивших в епархиальное училище 473 . С конца 60-х годов XIX в. активной просветительской и благотворительной деятельностью отличались прежде всего миссионерские женские монастыри. Особенностью их благотворительной и просветительской деятельности было то, что она отличалась многообразием форм, распространялась на различные слои населения, а не только на духовенство, и в большей степени была связана с мирской жизнью. Организованные в них учебные заведения были многопрофильными, и в них получали образование не только девочки, но и мальчики. При этом миссионерские монастыри в значительно большей степени, чем остальные, финансировались государством. В 1864 г. был основан Виленский Мариинский женский монастырь с приютом для воспитания сирот православного духовенства и дочерей русских чиновников 474 . Приют был открыт 4 февраля 1868 г. Первоначально в приюте было два отделения – низшее и среднее и подготовительный (приготовительный) класс. 22 июня 1869 г. было открыто третье высшее отделение. Таким образом, учеба в приюте была рассчитана на шесть лет. Приют состоял под начальством и руководством архиепископа Макария. Начальница приюта – игуменья Флавиана. В помощь по управлению приютом был учрежден комитет, состоящий из архиепископа Макария, игуменьи, двух протоиереев и почетного «блюстителя по хозяйственной части» московского купца первой гильдии П. И. Губонина. Надзор за поведением воспитанниц в классах, комнатах и на прогулках по монастырским садам был поручен сначала монахине Марии (Шаховой) и послушнице Марии Добромысловой, затем монахине Феофании (бывшей выпускнице Смольного института). За одеждой и «внешним благоприличием» в младших классах следили две «няньки». Наиболее распространенными проступками воспитанниц приюта считались леность, рассеянность, неряшливость, взаимная брань и привычка к воровству. Единственной мерой наказания – «увещание и лишение чего-либо приятного». За воровство воспитанница могла быть исключена из приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По «Царским местам» России пройдет Крестный ход «Духовное возрождение», посвященный 90-летию обретения иконы Божией Матери «Державная». 26 апреля 2007 г. 15:34 По благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа , правящих архиереев других епархий 25 апреля из Курска начался Всероссийский Крестный ход «Духовное возрождение», посвященный 90-летию обретения иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Как рассказал руководитель и организатор Крестного хода Сергей Ракутин, Крестный ход в память об этом событии, начавшийся на родине преподобного Серафима Саровского, пройдет по «Царским местам» России. По словам С. Ракутина, многие из участников Крестного хода «Духовное возрождение» прошли уже ранее не одну тысячу километров. Например: из Курска в Дивеево, из Москвы через Минск в Киев, из Одессы в Троице-Сергиеву Лавру, участвовали в других Всероссийских и международных Крестных ходах. Еще до начала Крестного хода «Духовное возрождение» икона Божией Матери «Державная» из Храма-на-Крови г. Екатеринбурга посетила храмы и монастыри Белгородской области, где их жители смогли помолиться перед чудотворным образом. 21 апреля икона Божией Матери «Державная», а также мироточивый образ святого Царя-мученика Николая II, переданный из США московскому храму Николая Чудотворца в Пыжах, и икона Царственных мучеников из Франции были доставлены в Воскресенско-Ильинский Храм города Курска. Сюда для поклонения во время Крестного хода прибыли и другие святыни — икона «Знамение» Курская-Коренная из Знаменского Собора г. Курска, «Умиление» Серафимо-Дивеевская, преподобного Серафима Саровского из Рождества Пресвятой Богородицы Курской-Коренной пустыни. 25 апреля Крестный ход прибудет в Орёл. 26 апреля Крестный ход посетит Владычный женский монастырь в Серпухове. 27 апреля — Троице-Сергиева Лавра; Годеново, где в 1423 году был явлен нерукотворный Животворящий Крест Господень; Борисо-Глебский монастырь, где подвизался преподобный Иринарх Затворник; Толгский женский монастырь г. Ярославля, где находится чудотворная икона Божией Матери «Толгская» и мощи святителя Игнатия Брянчанинова.

http://patriarchia.ru/db/text/232618.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЕВЯНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 4 верстах от Вел. Новгорода (ныне в черте города), на правом берегу р. Волхов. Назван по речке Деревянице (Деревянке), к-рая впадала в Волхов. История Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Основан как мужской. Впервые упоминается под 1335 г. в связи со строительством по благословению архиеп. Новгородского свт. Моисея каменного храма в честь Воскресения Христова (НПЛ. С. 346), при к-ром он основал мон-рь «на Деревяницы». По инициативе свт. Моисея в Д. м. был построен и 2-й каменный храм - в честь Успения Пресв. Богородицы (Новг. летописи. 1879. С. 136). В 1348 г. по указу Новгородского архиеп. св. Василия Калики Воскресенский собор был расписан (НПЛ. С. 361; ПСРЛ. Т. 16. С. 79). В XIV - нач. XVI в. Д. м. был тесно связан с домом Св. Софии. В монастыре существовали «владычне хоромы» (НПЛ. С. 404) для ушедших на покой Новгородских архиереев. В каменной паперти Воскресенского собора были похоронены святители Новгородские Алексий († 1390) и Иоанн II († 1417), в 1421 г.- Симеон (ПСРЛ. Т. 30. С. 166). В 1424 г. из Д. м. был избран по жребию на Новгородскую кафедру «владычен духовник» мон. Омельян (впосл. епископ Евфимий I ). В 1454 г. еп. Евфимий вложил в монастырь служебную Минею ( Кадыкин. С. 7). Согласно записи на списке Устава Иерусалимского 1498 г., еп. Евфимий был погребен в Д. м. (ИРЛИ. Новгородско-Псковское собр. 89. Л. 296 об.). В 1553 г. в Д. м. принял постриг «владычен сын боярский Василий Борисович Осенин» (Новг. летописи. С. 86). «Владычен огород» близ мон-ря упоминается и в писцовой книге 1582 г. ( Неволин. С. 134). По реформе 1528 г. при архиеп. Новгородском св. Макарии в Д. м. был введен общежительный устав. В связи с Ливонской войной и захватом Швецией территории Карелии в 1581 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/171729.html

31.Серпуховский район Введенский Владычний женский монастырь (г. Серпухов) Основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери Неупиваемая Чаша. К началу XVIII века имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724—1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь, где в 1861—74 гг. настоятельствовала известная Митрофания (Розен). Упразднен в 1920-е годы. Адрес:  Серпуховский район, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40 Телефон: (496) 772-46-25 Официальный сайт:  inokini.ru Святыни монастыря Молитвы Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» Тропарь, глас 4 Днесь притецем вернии/к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/напояющей верных сердца/небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/и людем верным чудеса показующей./Яже мы видяще и слышаще/духовно празднуем и тепле вопием:/Владычице премилостивая,/исцели наша недуги и страсти/молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/спасти души наша. Кондак Бысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Молитва О, Премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей и матерей, и исцели тяжким недугом пиянства одержимых и того ради от матери своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших. О Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози проити непреткновенно воздушная мытарства молитвами Твоими, избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храмы бывшего Михалицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2010 г. Храмы бывшего Михалицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2010 г. Находился на Торговой стороне Вел. Новгорода. Основан в кон. XII в. Согласно новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов), в 1199 г. «на Михалици манастырь» создала жена новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена («княгыни Ярославляя»). На ее средства был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, что положило начало жен. обители («и манастырь устрои»). Первой игуменией стала неизвестная по имени вдова бывш. новгородского посадника Завида (очевидно, Неревинича, представителя Неревского конца, занимавшего должность трижды на протяжении 2-й пол. 70-х - сер. 80-х гг. XII в., в 1186 бежавшего в Смоленск; «игумению поставиша Завижюю посадника» - НПЛ. С. 44; ср.: Там же. С. 238). Обитель возникла в урочище Плотники к северу от Федоровского ручья (на территории буд. Плотницкого конца и его Молотковской ул.) и до 2-й пол. XIII в. ( Дубровин. 2016. С. 15-16), по всей видимости, являлась пригородным мон-рем. По мнению ряда исследователей, с. Михалицы к кон. XII в. уже существовало, и, т. о., М. м. возник рядом с загородным поселением ( Красов И. О местоположении древнего Новгорода. Новг., 1851. С. 119; Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 331; Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли: (Древнеслав. деантропонимные образования). Вел. Новг., 2005. С. 347; Дубровин. 2016. С. 14-15). По позднейшему преданию (опубл.: НовгорЛет. С. 198-200), сохранившемуся в составе цикла новгородских сказаний и повестей в рукописной традиции (старший список РГБ. Волок. 659, 30-е гг. XVI в.; см. также: Дмитриев. 1973), основать М. м. повелел Новгородский архиеп. Мартирий (1193-1199). Это произошло после того, как архиерею сообщили о чуде от просфоры на месте буд. обители: некий благочестивый человек, неся просфору, полученную от священника после пира у своих знакомых, по дороге утомился и уснул; просфору, завернутую в платок, хотели вырвать из его рук собаки, но от нее неоднократно исходил огонь и опалял псов (на месте, где от просфоры исходил огонь, согласно сказанию, впоследствии была поставлена монастырская трапезная). По другому, более позднему преданию, зафиксированному в монастырской Молотковской летописи (XVII в.), а также в Забелинской летописи (не позднее 1681; см.: Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII в. Новг., 1960. С. 123-125; Солодкин Я. Г. История позднего рус. летописания. М., 1997. С. 143), М. м. был основан после явления кнг. Елене во сне прп. Михаила Малеина ( Игнатьев. 1849. 33. С. 151; Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 333. Примеч. 226).

http://pravenc.ru/text/2563820.html

О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт. Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам». Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми. Почитание В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию. К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама. Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII - XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

http://drevo-info.ru/articles/4228.html

В 1153 г. Ладогу посетил еп. Новгородский свт. Нифонт и заложил там ц. св. Климента. С кон. XIII в. в Ладоге существовало наместничество новгородских архиепископов (сохр. печати владычных наместников). В сер. XV в. длительную поездку по епархии совершил архиеп. Новгородский Евфимий II , на о-ве Коневец его встречал прп. Арсений Коневский . На рубеже XV и XVI вв. на территории буд. Л. о. насчитывалось не менее 16 муж. и 5 жен. мон-рей. Среди старейших обителей края - Антониев Дымский мужской монастырь , тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь , Александров Свирский в честь Св. Троицы мужской монастырь , Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь , Зеленецкий во имя Св. Троицы мужской монастырь , Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской монастырь , староладожский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь и староладожский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь , а также Елисеева и Макариевская пустыни. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. В кон. XVI - нач. XVII в. в пределах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, Приневье и часть юж. побережья Финского зал.) существовала Корельская и Орешская епархия . Пребывание западных районов Л. о. под швед. владычеством в 1583-1595 гг. и по Столбовскому мирному договору с 1617 г. до нач. XVIII в. негативно сказалось на положении Православия в регионе (упразднение мон-рей, уменьшение числа церквей, нек-рые были превращены в кирхи, отток части населения, насаждение лютеранства): часть финно-угорского населения края начала исповедовать лютеранство. Правосл. население переданных Швеции территорий в церковном отношении оставалось в подчинении Новгорода. В 1702-1704 гг. Ижорская земля (Ингерманландия) была отвоевана в ходе Северной войны, и на ней сразу же началось восстановление и строительство правосл. храмов (первый был освящен в нач. 1703 в освобожденном несколькими месяцами ранее Орешке (Шлиссельбурге)). В «новозавоеванный край» духовенство присылалось из Новгорода и Москвы. Митр. Новгородский Иов неоднократно посещал С.-Петербург и выезжал в др. места совр. Л. о., он же в 1706 г. основал в Новгороде ДУ. С 1708 г. земли Ингерманландии по настоянию Петра I в церковном отношении перешли под управление архим. Феодосия (Яновского ; впосл. митрополит Новгородский), назначенного администратором духовных дел. 20 февр. 1712 г. он стал 1-м настоятелем основанного Петром I Александро-Невского мон-ря в честь Св. Троицы (датой основания считается 1713, с 1797 лавра; см. Александро-Невская в честь Святой Троицы лавра ). В 1712 г. должность администратора духовных дел в С.-Петербурге стала постоянной.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010