Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст. Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре. Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества. В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Святые [ править править код ] Преподобный Герман Аляскинский Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки. Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки. День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк. Монастыри [ править править код ] Введенский Владычний женский монастырь [ править править код ] Серпухов, Введенский Владычний монастырь в Серпухове Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Сегодня мы живем в эту замечательную эпоху, во время возрождения Руси, когда и власти, и общество понимают, что необходимо воссоздавать и строить новые храмы, потому что духовная энергия народа подталкивает снизу к принятию таких решений. Хотел бы сердечно приветствовать Андрея Юрьевича Воробьева, губернатора Московской области, который очень много делает сегодня для возрождения Православия на Московской земле. Владыка митрополит Ювеналий, будучи старейшим членом Священного Синода, человеком, объединившим в своей личности целые эпохи, помнящий и годы разрушения, и поношения, и первые годы возрождения, сегодня также трудится не покладая рук для процветания Православия на нашей земле. Сердечно благодарю Вас за труды, владыка, и Вас, Андрей Юрьевич, и матушку Алексию». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Алексия, митрополита Московского. Владычний женский монастырь основан в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России, чудотворцем. По преданию, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери святителю: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». К началу XVIII века монастырь имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724-1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь. В 1908-1919 гг. настоятельницей монастыря была игумения Валентина (Лентошникова). Ей довелось пережить закрытие монастыря богоборческой властью. Скончалась в 1936 году. В 1919 году монастырь был закрыт. На его территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано военное летное училище. Монастырь стал называться «Авиагородок», в Георгиевском храме был организован клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов сняты не были. Икона «Неупиваемая Чаша» была перенесена в собор «Николы Белого» г. Серпухова.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

Потом были построены другие храмы, в которых было просторно и удобно, и в этих храмах были другие удивительные Пасхи, но та Пасха в хлеву незабываема! Игумения Алексия (Петрова) Владычнего женского монастыря г. Серпухова: День празднования Пасхи в этом году совпал с датой начала возрождения монашеской жизни в нашем Владычнем монастыре. Невольно мыслями возвращаюсь в то трудное, но благодатное время. Помню, как на Пасху 1995 года приехала в Новодевичий монастырь поздравить игумению Серафиму (Черную). Матушка тепло приняла меня, напоила кофе, и я стала собираться в обратный путь. Неожиданно сообщили, что через час приедет хор из храма Святителя Николая в Клениках, и матушка Серафима предложила мне остаться. Про себя я подумала, что не хочу тратить время на прослушивание не интересующего меня хора. Несмотря на такие мысли, я почему-то осталась сидеть на месте, как будто меня удерживала какая-то сила. Наконец пришел хор, матушка игумения представила меня певчим и назвала монастырь, который мне предстояло возглавить. Вдруг между хористами раздался возглас удивления: «Ах! Среди наших прихожан есть родственница последней настоятельницы Владычнего монастыря игумении Валентины!» Эта встреча, состоявшаяся еще до открытия обители (в 1995 году Пасха праздновалась 23 апреля), соединила разорванную богоборческой революцией духовную преемственность поколений, протянула незримую нить между прошлым и настоящим монастыря. В дальнейшем я не раз встречалась с внучатой племянницей игумении Валентины (Ленточниковой) Ниной Георгиевной Невежиной. Она передала обители много архивных фотографий, а перед смертью завещала монастырю келейную икону игумении Валентины. Для меня Пасха 1995 года была скупа на вещественные подарки, но богата духовными переживаниями. А 5 мая 1995 года решением Священного Синода был открыт Введенский Владычний женский монастырь. Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья праведной Тавифы в Тель-Авив — Яфф: Каждая Пасха Христова особенная, но я хотел бы рассказать о двух, которые запали мне в душу. Одна — это самая первая моя Пасха, которую встречал в священном сане в 1991 году. И другая та, которую мы встречали в служении на Святой земле в 2011 году. В них, по-моему, есть много общего — то, что каждая из них по-своему первая, новые переживания, эмоции и встречи.

http://e-vestnik.ru/interviews/samaya_pa...

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли. С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого. Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Она стала первым богослужением в этом храме после 1922 года, когда Крестовоздвиженский собор был закрыт. По окончании богослужения Митрополит Ювеналий обратился ко всем собравшимся с приветственным словом: — Сегодня для Коломны и для всей Московской Епархии знаменательный день. Мы переступили порог Крестовоздвиженского собора – этой святой обители, совершив здесь первую Божественную литургию после 1922 года. Мы благодарим Господа, что он даёт нам эту милость возрождения порушенных и поруганных святынь. Много потребовалось усилий и средств, чтобы приблизить этот день… Я верю, что и малоимущие, и состоятельные люди в Коломне и в Московской области будут стараться в будущем помогать и материально, и духовно делу возрождения этой древней обители. В 2011 году игуменьей монастыря стала инокиня Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия. Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы. 19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом – избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. Пребывание образа в Коломне, несомненно, стало важным событием в духовной жизни Брусенской обители и города Коломны в целом. Важным свидетельством о роли монастыря в русской духовной истории стала и постоянная экспозиция об истории этой обители, открывшаяся в августе 2008 года в бывшем келейном корпусе монастыря. Успенский Брусенский монастырь сегодня привлекает к себе всё больше и больше многочисленных паломников и туристов посещающих старинный подмосковный город Коломну. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Успенский Брусенский монастырь в Коломне и с сайта: www.ubdm.ru/index.pnp/chronicle/Успенский Брусенский женский монастырь Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Брусенский Успенский монастырь, 3 класса, в городе Коломне. Основан в 1552 году. Здесь находится особо чтимая Казанская икона Божией Матери, которая, по преданию, составляет один из непосредственных списков с явленной Казанской иконы. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». 14 сентября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00036

В Чудовом монастыре, писал Иосиф Волоколамский, блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у Св. Сергия, а других взяв из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу. Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. 22 Около же этого времени (не ранее 1362 г.) Святитель Алексий построил в г. Серпухове монастырь Владычний, в честь Богоматери, как говорит благочестивое предание, по повелению Самой Царицы Небесной, явившейся святителю во сне. В нем был первым строителем и игуменом блаженный Варлаам келейник святителя. 23 Монастырь Владычний был основан на началах общежития, и был мужским до 1806 года. В сем 1806 году митрополит Платон испросил разрешение у Императора Александра I обратить этот монастырь в женский. Около того же времени, когда Св. Алексий с такою ревностью заботился о построении монастырей, и Пр. Сергий и ученики его, прославившиеся добродетелями незаметно как бы, распространяли монастыри, в которых насаждали дух истинной веры и благочестия. Так в 1362 году пр. Мефодий, ревнуя жить в безмолвии, испросил благословение у своего наставника, поселился в пустынном месте за р. Яхромою, и основал вскоре Пешношский монастырь. Примером Мефодия увлекся и другой ученик преподобного, Сильвестр, и основал монастырь Обнорский. Сам Пр. Сергий, будучи послан в Ростов в 1363 году Св. Алексием для примирения князя Константина с в. князем, и, исполнив успешно данное поручение, на возвратном пути по ростовской дороге в глухом лесу, заметил двоих подвижников Феодора и Павла, и по желанию их, положил основание обители Борисоглебской, поставив Феодора игуменом. В 1365 году Пр. Сергию поручено было снова идти в Новгород и в Суздаль к князю Димитрию, который не оставлял заявлять свои претензии на великокняжеский стол, и убедил его отказаться навсегда от ханского ярлыка. В доказательство своей преданности в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стана); И. книги дозорн., переписн. и проч., 193 (игум. Рувим, 1696 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1849 г., XXVI, 427 (опис. м-ря); “Переписн. книги Москвы”, 1665–76 г., 74 (подворье Владичня м-ря, у церкви Пятницы Прощи). 116. Владычне – Покровская , женская община сестер милосердия, духовного ведомства, в гор. Москве, в здании бывшего Покровского дворца. Учреждена трудами игумении Серпухов. Владычного мон. Митрофаниею в конце 1869 г. на пожертвованный капитал жителями города в 90.000 р. В 1870 г. община принята под Высочайшее покровительство Государыни Императрицы. При общине проживают монахини и послушницы Владычного Серпухов. м-ря. “Собр. узак. и распор. прав.”, 1870 г., 41, ст. 424; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 138; 1881 г., 72; 1884 г., 257; 1885 г., 201. 117. Влахернский – Спасский , женский, 3-го класса, при селе Новоспасском-Деденеве, Московской губ., Дмитровского у., в 13 вер., к югу от Дмитрова, при рч. Икше. В 1852 г. дозволено было вдове майора Анне Головиной, урожденной княжне Гагариной, учредить в селе женское общежитие под наименованием Влахернской. В 1861 г. община переименована в общежительный монастырь. В храме м-ря находятся много- чтимыя иконы: Влахернской Божией Матери, устроеннная из воскомастики, и Нерукотв. Спасителя, которою Вел. кн. Василий Дмитриевич в 1391 г. благословил родоначальника фамилии Головиных. “Сенат. ведом.”, 1852 г., 56; 1862 г., 10; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1852 г., 10; 1861 г., 17; “Москов. губ. в.”, 1850 г., 31 (посещение храма в селе митроп. Филаретом); 1854 г., 6–10, 21 (освящ. храма с подробным опис. икон, утвари и ризницы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 300 (воспоминания архим. Пимена); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 150. 118. Вознесенская , женская община, в гор. Кинешме, Костромской губ. В зданиях общины до 1764 г. помещался женский монастырь, неизвестно, когда основанный; по упразднении его при оставшейся приходской церкви была учреждена богадельня для престарелых женщин, которая в 1869 г. переименована в общину. Кроме этого монастыря был еще другой женский Вознесенский мон. “Истор. Росс. Иер.”, IV, 266; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 309; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1869 г., 32, ст. 241; “Костром. губ. в.”, 1856 г., 12 (ист. свед. о бывшем м-ре; отсюда видно, что в 1760 г. дозволено игуменьи Марьи освятить церковь во имя Иоанна Злат. и приведен разбор синодника); “Ярослав. губ. в.”, 1856 г., 16 (синодник быв. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь. Храмы: Часовни: Подворья: Источник: у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник). Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. Святыни: Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта). Настоятель игумен Кирилл Адрес : 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь. Проезд : СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени». Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400. Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

http://pravoslavie.ru/1877.html

Спустя еще пять лет московский митрополит Филарет Дроздов учредил Спасо-Бородинский женский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг и стала первой игуменьей обители с новым именем Мария. Она руководила монашеской общиной до самой смерти в 1852 году. За год до кончины игуменья Мария заложила собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день празднования которой произошло Бородинское сражение. Собор был построен в византийском стиле уже после смерти начальницы обители. В память об основательнице монастыря в восстановленной деревянной сторожке устроен небольшой музей игуменьи Марии – Маргариты Михайловны Тучковой. В Спасо-Бородинском монастыре почитается преподобная старица Рахиль – в миру Мария Короткова. Над могилой монахини воздвигнута бревенчатая часовня с резной иконой внутри. Образ местночтимой святой есть и во Владимирском соборе обители. Мария Короткова родилась в городе Дорогобуже Смоленской губернии в купеческой семье. У мощей преподобного Герасима Болдинского в его Троицкой обители молодая женщина дала обет оставить мир. Решение стать инокиней укрепило чудесное явление преподобного Феодосия Печерского, которое произошло во время паломничества в Киев. Некоторое время Мария жила в Вознесенском монастыре в Смоленске, а потом одиннадцать лет пешком странствовала из монастыря в монастырь, останавливаясь на ночлег в домах крестьян, заброшенных сараях или под открытым небом в лесу. В 1861 году она пришла в Святогорскую пустынь недалеко от города Изюм на Украине, где подвизался в то время старец Иоанн Затворник. Он велел Марии оставить страннический образ жизни и поступить в женский монастырь. В 1867 году Мария пришла во Владычний монастырь в Серпухове, а оттуда в 1872 году перевелась в Спасо-Бородинскую обитель. Здесь она приняла постриг с именем Митродора, а в 1915 году приняла схиму с новым именем Рахиль. После революции и вплоть до кончины в 1928 году старица Рахиль принимала в своей келье посетителей, которые искали у нее совета и утешения. Схимонахиня Рахиль скончалась в глубокой старости в 95 лет, она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=00459

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010