8). 3-й юноша, о котором сообщается, что это был Зоровавель (2 Езд 4. 13), сказал, что над всем господствуют женщины, родившие «царя и весь народ, который владеет морем и землею» и вскормившие насаждающих «виноград, из которого делается вино» (2 Езд 4. 15-16). Взрослея, «человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене... и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей» (2 Езд 4. 20-21; ср.: Быт 2. 24). Зоровавель говорил о величии власти царя Дария, к-рый, однако, «раскрыв рот», смотрит на наложницу Апамину и, «если... она рассердится на него... ласкает ее, чтобы помирилась с ним» (2 Езд 4. 28-31). Убедив всех в том, что власть женщин сильнее царской власти и власти вина, Зоровавель неожиданно говорит, что вино, царь и женщины неправедны, потому что в них нет истины, и добавляет, что «они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века» (2 Езд 4. 37- 38). Утверждая, что истина сильнее всего, Зоровавель завершает речь словами: «...она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2 Езд 4. 40). Все присутствовавшие признали Зоровавеля победителем, поскольку «велика истина и сильнее всего» (2 Езд 4. 41); после этого царь предложил ему просить все, чего он захочет. Зоровавель просит исполнить обещание, данное Дарием Царю Небесному в тот день, когда он «принял царство»,- отстроить Иерусалим и храм, «который сожгли Идумеи, когда Иудея опустошена была Халдеями» (2 Езд 43-46). Дарий охотно взялся за выполнение обещания и послал письма ко всем местным правителям, военачальникам и сатрапам, чтобы они пропустили Зоровавеля «и с ним всех, идущих строить Иерусалим». Далее перечислены распоряжения Дария о всесторонней помощи в восстановлении Иерусалимского храма, представленные как исполнение воли Кира: «...и все, что велел сделать Кир, и он повелел исполнить и послать в Иерусалим» (2 Езд 4. 57). На казенные деньги должны были производиться не только строительные работы и жертвоприношения, но даже закупка священнических облачений и выплата жалованья «всем, стерегущим город» (2 Езд 4.

http://pravenc.ru/text/189577.html

9 . Ты слышал это первое доказательство, выслушай и другое, также ясное: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс.109:1 ). Господь Господу это говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все ( 1Кор.15:27 ), и проч., да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Единородный Сын есть Господь всех, Сын, Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ) не так, как прежде не имевшему, и Я храню это тщательно, ничего не отнимая у Давшего. 10 . Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:10–11 ). В другом месте некто из апостолов говорит о Нем: Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян.10:36 ). Когда же Он говорит всех, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (см. Кол.1:16 ; Еф.1:21 ), или иное что, называемое апостолами, сотворенных, – все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ), ибо не сказано, что помогали Ему, но: служили Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее... Вот, я сказал вам ( Мф.28:7 ). Как бы так сказал: я не нарушил повеления, подтверждаю, что это вам сказано, потому если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, Сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... и проч., но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

VI. Что же касается слов апостола: «их ... отцы, ... от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки» 70 , то в них прекрасно и выразительно повествуется таинство истины (т т ληФ εας μνστр ιои). Ведь этот, сущий над всеми, есть Бог, так как Он осмеливается говорить: «Все Мне передано Отцем» 71 . Он, сущий над всеми благословенный Бог, рожден и, хотя сделался человеком, но есть (в то же время) Бог во веки. Так действительно и Иоанн говорит: Тот, Кто есть, и Кто был, и Кто имеет прийти – Бог Вседержитель 72 . Прекрасно назвал (апостол) Христа Вседержителем. Ведь в данном случае он сказал то, что, конечно, засвидетельствует ему и Христос. А Христос, свидетельствуя, сказал: «все Мне передано Отцем» 73 . И над всем Христос господствует: Его Отец поставил Вседержителем. В самом деле, и Павел научает, что все Ему передано; он так говорит: «Первенец Христов; потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу; когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. И если сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» 74 . Итак, если все покорено Ему, кроме Того, Кто покорил, то Он над всем владычествует, а над Ним – Отец, чтобы во всем оказался ( φаи ) единый Бог, Которому все покорно вместе со Христом. Христу же Отец все покорил, кроме Себя Самого. Это утверждал и Христос, когда в Евангелии исповедал Своего Отца и Бога. Он сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» 75 . Если же Ноэт осмеливается говорить, что Христос и есть Сам Отец, то к Какому Отцу, – скажет он, – идет Христос по Евангельскому слову? Если он хочет, чтобы, оставив Евангелие, мы поверили его безумию, то напрасно он старается. Ведь должно повиноваться больше Богу, чем человеку 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, – пишет апостол Павел, – покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:20–22 ). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» ( Быт.3:18 ) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения ( Быт.2:19–20 ). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог ( Пс.23:1 ), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» ( Втор.10:14 ), в то время как человек, по выражению святителя  Иоанна Златоуста , есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей ( Быт.1:28 ), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя  Григория Нисского , показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» ( Быт.2:15 ) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. XIII.3. Экологическая этика XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. " Тварь, - пишет апостол Павел, - покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, " терние и волчцы " (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат " небо и... земля и все, что на ней " (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь " домоправитель " , коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – " воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды " , как замечает тот же святой, Бог " разделил между всеми поровну, как будто между братьями " . " Владычествование " над природой и " обладание " землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в " возделывании " и " хранении " (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

XXVI [Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее кончине мира и вечному Царству Христа] (1) ещё яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему было сказано: и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Отк 17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий прийти [Антихрист] трёх из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнём, и предадут царство своё зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. А то, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять [частей], и поэтому Он наперёд уже обозначил раздробление и деление. Даниил же ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором истукана , в которые ударил не руками отсеченный камень, как он говорит: ноги – одна часть железная, а другая глиняная; [ты видел его], доколе не отторгся камень без рук и ударил в истукана, в ноги железные и глиняные, и вконец сокрушил их (2:33-34). Потом в объяснении говорит: так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиной. И пользы на ногах – одна часть железная, а другая глиняная (2:41-43). Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, другие вялы, бесполезны и не согласны (поп consentient), как и Даниил говорит: одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо, смешанное с глиной, то будет смешение в племени человеческом, и одни не будут в сцеплении с другими, как железо не смешивается с глиной (2:43). И как это окончится, он говорит: и в дни царей тех Бог небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет; само же возвысится во веки. Как ты видел, что камень без руки отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то великий Бог через это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его зерно (2:44-45).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

XX. Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но [есть образ] через подражание [и подобие]. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободною волею и владеет способностью управлять. Ибо Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»; и тотчас присоединил: «И да влыдычест­вуют они над рыбами морскими и над птицами небесными». И опять: «И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и обладайте землею " ( Быт.1:26, 28 ), и господствуйте ею. XXI. Четвертый род изображения – тот, ко­гда Писание создает образы, и виды, и очертания невидимых и бестелесных предметов, изображае­мых телесно для слабого [по крайней мере] по­нимания как Бога, так и Ангелов, вследствие то­го, что мы не в состоянии созерцать бестелесных предметов без соответствующих нам красок [или фигур], – как говорит весьма сведущий в боже­ственной области Дионисий Ареопагит . Ведь, что естественно предложены образы тому, что лише­но образов, и формы тому, что не имеет форм, как причину можно было бы указать только одну уместную в отношении к нам аналогию: что мы не в состоянии подниматься до созерцания ду­ховных предметов без [какого-либо] посредства и для того, чтобы возвыситься, имеем нужду в том, что родственно [нам] и сродно. Поэтому если бо­жественное Слово, предусматривая нашу способ­ность к восприятию, отовсюду доставляя нам то, что способно вознести [ум], облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имею­щие образов, то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образами и чего хотя мы и желаем страстно, но что, вслед­ствие своего отсутствия, видимо быть не может? Действительно, и Григорий Богослов говорит, что «ум, сильно стараясь выйти за пределы те­лесного, всюду оказывается безсильным». Но и «не­видимое Божие, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). В тварях же мы замечаем об­разы, прикровенно показывающие нам божест­венные отражения, так что когда говорим о Свя­той Троице, высшей всякого начала, то изобра­жаем себе посредством солнца и света и луча; или – бьющего ключом источника и вытекаю­щей влаги и течения; или – ума и слова и находящегося в нас дыхания; или – ствола розы и цветка и благовония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

XX. Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но [есть образ] через подражание [и подобие]. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободною волею и владеет способностью управлять. Ибо Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и тотчас присоединил: И да влыдычест-вуют они над рыбами морскими и над птицами небесными. И опять: И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и обладайте землею [Бт 1:26, 28], и господствуйте ею. XXI. Четвертый род изображения - тот, когда Писание создает образы, и виды, и очертания невидимых и бестелесных предметов, изображаемых телесно для слабого [по крайней мере] понимания как Бога, так и Ангелов, вследствие того, что мы не в состоянии созерцать бестелесных предметов без соответствующих нам красок [или фигур], - как говорит весьма сведущий в божественной области Дионисий Ареопагит. Ведь, что естественно предложены образы тому, что лишено образов, и формы тому, что не имеет форм, как причину можно было бы указать только одну уместную в отношении к нам аналогию; что мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов без [какого-либо] посредства и для того, чтобы возвыситься, имеем нужду в том, что родственно [нам] и сродно. Поэтому если божественное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляя нам то, что способно вознести [ум], облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов, то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образами и чего хотя мы и желаем страстно, но что, вследствие своего отсутствия, видимо быть не может? Действительно, и Григорий Богослов говорит, что ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным. Но и невидимое Божие, вечная сила Его и Божество, от создания мира рассматривание творений видимы (Рим 1:20), В тварях же мы образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем себе посредством солнца и света и луча; или - бьющего ключом источника и вытекающей влаги и течения; или - ума и слова и находящегося в нас дыхания; или - ствола розы и цветка и благовония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

   1. Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: «и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Отк.17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. Ибо, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять, и потому Он наперед уже означил раздробление и разделение. Даниил также ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором образа, в которые ударил не руками отсеченный камень, и как он говорит: «ноги — одна часть железная, а другая глиняная, — пока отторгся камень без рук и ударил в изображение в ноги железные и глиняные и в конец сокрушил их». Потом в объяснении говорит; «так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиною. И пальцы на ногах — одна часть железная, а другая глиняная». Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, а другие вялы, безполезны и несогласны, как и Даниил говорит: «одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо смешанное с глиною, то будет смешение в племени человеческом и одни не будут в сцеплении с другим, как железо не связывается с глиною». И что это окончится, он говорит: «и в дни царей тех Бог Небесный восставит Царство, которое во веки не сокрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет, само же возвысится на веки. Как ты видел, что камень без рук отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то Великий Бог чрез это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его верно» (Дан.2:33-34,41-45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   1. «Тогда познают все, что вы мои ученики, если будете соблюдать Мои заповеди, — говорит Спаситель друзьям, — шествуя на страдание, имейте мир между собою и со всеми и, смиренно мудрствуя, возвышайтесь; и познав Меня, Господа, воспевайте и превозносите во все веки».    2. «Языческий обычай — господство над собратиями — пусть будет вам делом чуждым, ибо это не Мой жребий. Мое владычество — свободное произволение. Поэтому, кто хочет между вами быть предпочтен пред другими, да будет последним из всех, и, познав Меня, Господа, воспевайте и превозносите во все веки».     Песнь 9. И: «Возвеличил Ты, Христе, родившую Тебя Богородицу, от Которой Ты, Создатель наш, воспринял подобострастное нам тело, в искупление наших согрешений; ублажая Ее, мы все народы Тебя величаем».     Тропари:    1. «Отвергнув всякую нечистоту страстей, примите мудрое познание, достойное царства Божия, в котором вы прославитесь, просветившись яснее солнца, предсказал Ты, Премудрость всех, Твоим Апостолам».    2. «Смотря на Меня, — сказал Ты, Господи, ученикам Своим, — не высокомудрствуйте, но руководитесь смиренными мыслями; вы пьете чашу Мою, какую Я пью, поэтому в царстве Отца со Мною прославитесь».     На 6 часе прокимны.    1. «Когда возвращал Господь плен Сиона».     Стих: «Тогда уста наши были полны веселия» (Пс. 125:1-2).    2. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».     Стих: «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует сторож» (Пс. 126:1).     На вечерне на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Господь, идя на добровольные страдания, говорил в пути Апостолам: «Вот мы идем в Иерусалим и Сын человеческий будет предан, как сказано о Нем в Писании». Поэтому, приходите, пойдем за Ним и мы с чистыми мыслями; распнемся с Ним и ради Него умрем для житейских наслаждений, чтобы и ожить с Ним и услышать Его желанный голос: «Уже не в земной Иерусалим иду Я, чтобы пострадать, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему, и вместе с Собою возношу вас в вышний Иерусалим — в Царство Небесное».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010