22 . Хотел бы я и пример представить вам на сказанное, но знаю, что он будет слаб. Ибо из видимых вещей что может служить примером для изъяснения Божественной и невидимой силы? Впрочем, от слабых для слабых пусть скажу и пример слабый. Как если бы какой царь, имеющий сына царя, желая устроить город, поручил сыну своему соцарственнику устроение города и тот бы, получив план, привел к концу начертанное в уме; так, когда Отец восхотел все создать, Сын по мановению Отца все устроил, так что мановением сим вполне сохраняется власть Отца, да и Сын вместе имеет власть над собственными Его тварями, и как Отец не удален от владычества над Своими тварями, так и Сын царствует над тварями, не другим кем-либо сотворенными, но Им Самим. Ибо не Ангелы, как я сказал, создали мир, но Единородный Сын, рожденный прежде всех веков, как и сказано: Все Им создано, не исключая ни одной твари Его. И сего сказанного мною по благодати Христовой пока довольно. 23 . Обратившись опять к Символу веры , окончим теперь наше слово. Все сотворил Христос – и Ангелов, и Архангелов, и Господства, и Престолы – не потому, что Отец не мог бы Сам создать тварей, но потому, что восхотел, чтобы Сын царствовал над сотворенным от Него, Сам показывая Ему образец творения. Ибо Единородный, воздавая честь Своему Отцу, говорит: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит ( Ин.5:19 ), также: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ), так что нет ничего противоположного в делах производимых. И все Мое Твое, и Твое Мое ( Ин.17:10 ), говорит в Евангелии Господь, что самое ясно можно видеть из Ветхого и Нового Заветов. Ибо Тот, Кто говорил: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ), без сомнения, разглагольствовал с кем-либо находившимся с Ним. Но гораздо яснее сказал псалмопевец: Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились ( Пс.148:5 ). Отец повелевал и говорил, а Сын по мановению Его все творил. О чем и Иов таинственно сказал: Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря ( Иов. 9: 8 ), показывая чрез это разумеющим, что ходивший по морю во время пребывания Своего на земле был прежде того Творец небес. И в другом месте Господь говорит: или Ты, брение взем, от земли создал еси животно, и глаголиваго сего посадил еси на земли? ( Иов.38:14 ); потом: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врага тени смертной? ( Иов.38:17 ), показывая этим, что Тот же, Который сошел во ад по человеколюбию, в начале создал человека из брения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

24–27) и в 10, 11 и 12 видит судьбы богоизбранного народа в связи с историей царств сирийского и египетского. Сектанты большей частью отвергают авторитет священного Предания. По этому, при миссионерском изяснении св. Библии приходится руководиться данными той же библии и общеизвестными данными истории. Этим приемом по мере сил мы и будем руководиться. Даниила 2-ая глава 12 В видении истукана (сам по себе этот истукан может быть рассматриваем, как символ языческих дохристианских царств) Бог открывает царю Навуходоносору будущую историческую судьбу языческих царств, начиная с современного пророчеству вавилонского царства: «ты – это золотая голова», говорит Даниил царю. Серебряная грудь истукана означает по общему мнению толковников царство мидо-персидское; a «третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею» есть царство Македонское (греческое), которое некоторое время господствовало над народами того времени. Четвертое царство есть – по мнению большинства толкователей – царство Римское. 13 Полуглиняный состав царства (смешение чрез брачные узы) указывает на разноплеменность его и в тоже время на позднейшую (к концу ветхозаветного времени) слабость Греко-Римской империи. Праотец Иаков сказал: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). «И вот, зачнешь в чреве», говорит Ангел Пресвятой Деве Марии, «и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:30–33 ). По окончании политического бытия еврейского народа явился Мессия Христос, Царь. Когда Пилат спросил Христа: «Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь» ( Мф.27:11 ; Мк.15:2 ; Лк.23:3 ). Сравнивая ответ Господа Пилату с ответом на вопрос «Ты Сын Божий?» – Лк.22:70 («Он отвечал им: вы говорите, что Я»), можем видеть, что ответ Спасителя Пилату был утвердительный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

26:12). Во всей точности совершится это в будущей жизни. Так научил нас Апостол в Послании к Коринфянам. Ибо, сказав: «Последний враг испразднится смерть» , и: «вся покори под нозе Его» (1 Кор. 15:26—27) напоследок присовокупил: «да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). И хотя сие истолковано нами пространно, но и здесь кратко скажем, что Бог в настоящей жизни во всех, так как естество Его неописанно, однако же не всяческая во всех потому что одни злочестивы, другие беззаконны, а Бог обитает в боящихся Его и в уповающих на милость Его. В жизни же будущей, когда смертность прекратится, даровано будет бессмертие и греху не станет более места, Бог будет «всяческая во всех» . Глава 2 Еф.2:1.   И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим Еф.2:2.   В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. «И вас сущих прегрешеньми мертвых и грехи вашими» , «в нихже иногда ходисте» . Ибо умертвила нас действенность греха; она зачала смерть. «По веку мира сего» . «Миром» называет создания, а «веком» настоящую жизнь. «По князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления» . Ясно научил нас Апостол, что древле диаволу вверена была власть над воздухом. Но, лишившись оной за лукавство, сделался он учителем злочестия и лукавства. Однако же владычествует не над всеми, но над не приемлющими только Божественных вещаний. Ибо их назвал Апостол «сынами противления» , напоминая ефесянам Божие благодеяние, а именно, что сподобил их спасения, когда по причине греха были еще мертвы и находились под властию диавола. А чтобы напоминания о прежней жизни не приняли за обвинение, причисляет к ним и себя самого, показывая, что болезнь сия была всем общая. Еф.2:3.   Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие. «В нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

29 Цари вавилонские, персидские, греческие, римские кесари, обоготворявшие свое царское, достоинство до принятия божеского почитания от своих подданных; владычества, принявшие в основу лживые принципы 1789 г., отвергающие владычество Божие в обществах человеческих, вот царства «мира сего», управляемые князем силы воздушной. 30 Семь глав – это с самых древних времен царственные предтечи антихриста; а десять рогов – современные антихристу властители, имеющие с ним одни замыслы против христианства. 31 Св. Церковь облечена в солнце заслуг Христовых, дающих ей победу над миром, плотью и дьяволом , эмблематически изображаемыми луной, двенадцать звезд – автокефальные церкви: российская, константинопольс­кая, антиохийская, александрийская, коптская, армянс­кая, грузинская, греческая, болгарская, сербская, иеру­салимская, румынская. Столько же церквей римско-като­лических, а именно: миланская, римская, галликанская, британская, ирландская, американская, испанская, португальская, чешская, венгерская, южно-германская. 32 Эмблема царства дракона: зверь багряный, преисполненный именами богохульными с семью головами и десятью рогами св. Иоанн объясняет в том смысле, что семь голов суть семь царей, из которых пять пали (Нимврод. Фараон, Навуходоносор, Антиох Епифан IV, Нерон) один есть (Домициан), а другой еще не пришел, и когда придет не долго ему быть(Юлиан Отступник). 33 Некоторые честолюбивые представители духовной власти на западе старались ради своих мнимых выгод, потрясать основы мирской власти. Отсюда начало всяких внутренних нестроений на западе, грозящих всеобщей анархией и небесными казнями; ибо этой рознью пользуются евреи и постепенно овладевают господствующим положением для разрушения Церкви, общественного строя и порядка. 34 Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить одну волю и отдать царство их зверю( Omkp. XVII, 15,16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

2 . Целью всех Божественных деяний, а в нашем случае попущения бедствий, является покаяние людей. Эта тема занимает центральное место не только в Апокалипсисе, но и во всем Священном Писании. Призыв к покаянию подтверждается божественным всемогуществом, которое готово повернуть ход мировой истории от окончательной катастрофы к возрождению и от смерти к жизни, стоит лишь человеку принять этот призыв. Однако писатель Апокалипсиса далёк от идеализации и с чувством глубокой горечи свидетельствует: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своём, ни в воровстве своём» ( Апок. 9:20–21 ). 3 . Апокалипсис не стремится приукрасить действительность или представить мир и человека в романтическом свете. Напротив, для автора характерно поразительное трезвение в оценке событий, он не пытается игнорировать существование в мире зла. Сатана, который носит также имена диавол, зверь, змей, дракон, со своими приверженцами постоянно сопротивляется делу Божию. И всё это изображается в книге при помощи апокалиптических образов и сцен, которые непривычны современному человеку, чувствующему себя гораздо более уютно и безопасно среди отвлечённых терминов. Апокалипсис действует на читателя чудовищностью разворачивающихся в нём картин, а не тонкими философскими построениями. Зло постоянно растёт и достигает колоссальных размеров, растлевая творение Божие. 4 . Зло может сколько угодно разъедать мир и умножаться, но последнее слово в истории и в мире остаётся всё же за Богом. Бог владычествует как последними временами, так и всей историей мира на всем её протяжении. В последней битве с демоническими полчищами победителем, согласно апокалиптической терминологии, остается сидящее на белом коне Слово Божие, Царь царствующих и Господь господствующих (19, 11–16). Кульминацией последней битвы становится описание «нового Иерусалима», нового неба и земли, где нет уже места для боли, слёз и смерти (гл. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

31, 31). Он простит грехи Израиля и очистит его, и такому внутреннему освящению будет соответствовать и внешнее оправдание перед лицом всех народов. Господь воскресит дом Израиля, выведет из гробов его сынов (Иез. 37), и Он объединит их в один народ под главою одного царя – Давида: «Я буду их Богом, а раб мой Давид будет царем над ними и пастырем всех их»; они будут жить в земле Ханаанской вовеки – они, их дети и внуки, и «Давид», т. е. дом Давида «будет князем у них вечно» (ib.). «Праведная отрасль Давида» «будет поступать мудро и творить суд и правду на земле. Во дни его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно, и вот имя, которым будут называть его: Ягве наша праведность» (Иер. 23, 5 сл.). Иезекииль проповедует  святость Ягве, которая должна явиться перед всеми народами в великолепии нового Иерусалима, в праведности Израиля и во всей теократической организации нового царства, средоточием которого является новый храм священного города с его чудотворным источником (40–48). Персидский период открывается вдохновенною проповедью Второисайи, проповедью утешения, спасения,     –  221  –   прощения грехов, благою вестью искупления (61). Здесь описывается и духовное обновление Израиля, и чудесная слава, благоденствие, преображение нового Иерусалима. Ягве возобновит вовек неизменные милости,  дарованные Давиду (55, 3). Дом Господень станет домом молитвы для всех народов (56, 7), и перед Богом Израиля преклонится всякое колено (45, 23), а сыны Израиля нарекутся священниками Ягве, и им будут служить цари и народы. Но наряду с этими образами грядущей славы мы находим и пророческий образ страдающего Отрока Божия (52, 13– 53, 12) в его искупительном служении – образ, в котором светятся новозаветные черты Искупителя. У Аггея и Захарии, наоборот, в связи с возвращением из плена и построением нового храма при Зерубабеле возобновляются пророчества об избранной «Отрасли», – о славном Сыне Давида. Но земные надежды, связанные с возвращением из плена, не сбываются. Вместо царства Давида наступает суровая дисциплина закона и господство священников и книжников под игом иноземного владычества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

3. И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство 12 и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему 13 , Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов 14 , [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10) 15 . 4. И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек — Царь его — созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем (Мф 13:24) 16 ; также: Царство Небесное подобно зерну горчичному (Мф 13:31) и Царство Небесное подобно закваске (Мф 13:33; Лк 13:21) 17 и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле (Мф13:44) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море (Мф 13:47) 18 ; еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой (Мф 20:1) 19 , и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф 18:23) 20 ; опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф 22:2) 21 ; и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам (Мф 25:1) 22 . 5. Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию 23 ; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

3 . Но иногда Божественный огонь может затухать даже в святых и верных, и послушай, о чем апостол Павел предостерегает тех, кто удостоился получить дары благодати и Духа Святого, говоря: «Духа не угашайте» ( 1Фес.5:19 ). Поэтому об Иакове говорится: «Ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф» ( Быт.45:27–28 ), как будто он испытал нечто подобное тому, о чем предупреждал Павел, и обновился словами, сказанными ему, о том, что сын его Иосиф жив. Следует также отметить, что тот, чей дух разгорается, причем кажется, что дух этот почти угас, зовется Иаковом. А тот, кто говорит: «Велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф» ( Быт.45:28 ), как будто он видит и понимает, что жизнь в духовном Иосифе велика, называется уже не Иаковом, но Израилем, как тот, кто видит в своем уме истинную жизнь, которая есть Христос, истинный Бог . Однако он возгорается не только от того, что ему говорят: «Иосиф сын твой жив», но также и особенно известием, что Иосиф «теперь владычествует над всею землею Египетскою» ( Быт.45:26 ). То, что его сын подчинил Египет своему правлению, поистине велико для него, ибо подавить сладострастие, убежать от роскоши, обуздать и укротить все плотские похотения – все это и означает владычествовать «над всею землею Египетскою». И это то, что Израиль считал великим и чем восхищался. Но если кто-то подчинит себе хотя бы некоторые телесные страсти, но предаст себя другим и покорится им, неправильно будет сказать о нем, что он «владычествует над всею землею Египетскою», но примерно это будет выглядеть так, словно он господствует над одним, возможно, двумя или тремя городами. А Иосиф, над которым не властна была ни одна телесная страсть, был князем и господином всего Египта. Поэтому уже более не Иаков, но Израиль, чей дух снова разгорелся, говорит: «Велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умер» ( Быт.45:28 ). Следует обратить внимание на то, что, как сказано, не душа, но дух, как ее лучшая часть, ожил и разгорелся. Ибо даже если тот яркий свет, который горел в нем, полностью и не погас, когда его сыновья показали ему одежду Иосифа, испачканную кровью козла, и поверил их лжи «и разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни», но сказал: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:31–35 ), даже если тогда, как мы сказали, свет в нем полностью не угас, он в значительной степени померк, потому что его смогли обмануть, потому что разодрал одежды свои, потому что ошибочно скорбел, потому что призывал смерть, потому что захотел сойти в преисподнюю, скорбя. Потому-то теперь его дух ожил и разгорелся, так как логично, что когда он услышал правду, в нем ожил и разгорелся свет, который обман и ложь почти загасили в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

(3) После того, как все это в известное время совершилось с Навуходоносором именно так, как открыл нам блаженный Даниил в своем видении и как согласно с ним рассказал сам царь, — и после того, как власть была отнята в лице Валтасара, когда этот последний за совершенные им дела был убит ночью, — а царство принял ‚Дарий Мидянин, будучи шестидесяти двух лет (5:31), пророк справедливо указывает на другого выходящего [из моря] зверя — медведя, имея ввиду обозначить в данном случае царство Персидское. И три, говорит он, ребра в устах его. Тремя ребрами он называет те три народа, которыми владел это зверь, — то были Мидяне, Ассирийцы и Вавилоняне. Ему было сказано: «встань, ешь мяса много!». И действительно, Персы, восставшие в то время, опустошили и разрушили всю страну, обратив множество людей в рабство. В самом деле, как раз подобным зверю медведю, этому нечистому и кровожадному животному, растерзывающему свою добычу когтями и клыками, оказалось тогда Персидское царство, которое владычествовало в продолжение двухсот тридцати лет. Впрочем, некоторые историки полагали, что оно господствовало двести сорок пять лет до царствования Дария, которого Александр Македонский покорил на седьмом году [своего царствования] и, таким образом, превратил царство Персидское в царство Эллинское. Так об этом говорит и Даниил: видел: и вот другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, в четыре головы были у зверя. Именем барса пророк очевидно обозначает царство Эллинское, которым владел Александр Македонский. Уподобил же он Эллинов барсу потому, что они были остры умом, изворотливы в мыслях и жестоки сердцем, словом, точь-в-точь как и этот зверь красивый на вид, но коварный и кровожадный. Над ним, говорит [Даниил], четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. Этим указывается на то, что после того, как царство Александра возвысилось, возросло и стало известным всему миру, оно распалось на четыре отдельных владычества. И действительно, в конце своей жизни царь Александр разделил свое царство между четырьмя друзьями, своими родственниками: Селевком, Деметрием, Птолемеем и Филиппом, и все они возложили на свои головы короны, как об этом говорит Даниил согласно тому, что написано в Первой книге Маккавейской (1:8—9).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

3. Только созданию человека предшествовал Божественный совет, выраженный в Библии фразой: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). После этого последовал Божественный акт творения: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). При чтении этих фраз создается впечатление, что Бог как бы останавливается перед творением человека и происходит совет Лиц Пресвятой Троицы. Таким построением библейского текста подчеркивается исключительность человека в ряду всех иных творений. Устроению человека предшествует совет, и Художником по начертанию слова предызображается будущее создание, и каково должно быть оно, и какого Первообраза подобие носить на себе, и для чего оно будет, и что произведет по сотворении, и над чем ему господствовать – всё это предусматривает Слово, чтобы человек принял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие 41 . 4. При сотворении Господь Сам вдыхает в человека дыхание вечной жизни, и человек становится душою живою ( Быт. 2:7 ). Среди творений видимого мира только человек приобщен благодати в самом акте творения непосредственно Богом. Единство с Ним становится неотъемлемым условием человеческой жизни. Нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, божественная струя, животворящее присутствие Духа Святого 42 . 5. Человек стал последним, завершающим творением Божиим, и в этом также есть указание на его достоинство. Свт. Григорий Нисский поясняет: «Человек – эта великая и досточестная тварь – не обитал ещё в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того как уготовано сперва владение, следовало показать и царя» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010