Там медь по причине благозвучности языка Эллады, здесь барс по причине весьма большой быстроты нападения. Говорит и о четвертом звере, но не называет по имени, а именует страшным, весьма страшным выше меры; «у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей», бывших прежде его (Дан.7:7); это был страшный зверь; пророк не сказал его имени. Так как это место пророчества должно было быть ясным, — его пророк относил к римлянам, — то, чтобы это царство не подверглось поруганию, он оставляет этого зверя без имени. Когда же, говорит он, я увидел этого четвертого зверя, то испугался и затрепетал, потому что он был очень страшен и ужасен: все попирал, все сокрушал, все пожирал; над всем неограниченно господствовал, — куда отправлялся, там подчинял своей власти. И что говорит пророк? Вдруг я увидел реку огненную: «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; ...тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан.7:9—10), Ветхим днями. «Раскрылись книги» (Дан.7:10), и «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями» (Дан.7:13). И что тотчас произошло? Уже не звери, уже не море, уже не страх перед зверем; но Тот принял власть и Сам стал неограниченно господствовать: «владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет», так как власть Его — до рода родов, (Дан.7:14). «Здесь, — говорит пророк, — конец слова» (Дан.7:28). И пророк таким образом видит четыре царства, как приличествовало ему, удалявшемуся от житейских дел; царь же, как ему приличествовало, видит четыре царства как бы в золоте и серебре, и меди, и железе. Если бы царь увидел царства под видом зверей, а потом истолковал ему Даниил, то было бы странно говорить ему: ты — первый зверь, так как показалось бы оскорбительным для слушателя; но царь видит, как царь, и пророк видит подобное же в другом образе.    3. Итак, «в те дни, — чтоб нам восстановить то чтение, — вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк.2:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христианство говорит: «Ты другой, чем мир, и потому на тебе – большая ответственность и за себя, и за окружающий тебя мир. И эта ответственность – перед Тем, Кто выше и тебя, и мира». Наиболее неприятен экологическим антихристианам стих из начала библейского повествования: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Этот текст отделяет человека от животных, превозносит его над ними и, более того, отношения между человеком и живым миром формулирует в терминах господства: Владычествуйте. Прежде чем перейти к размышлениям о том, действительно ли именно эти древние библейские слова дают ключ к уразумению причин нынешнего экологического кризиса, стоит обратить внимание на то, что эти слова действительно древние. Это – Ветхий Завет. Его священнейшая часть – Пятикнижие Моисеево. Тора. Это означает, что если уж кого и обвинять в экологическом кризисе, так это иудеев: вот, мол, к чему привел ваш Танах, ваша Тора… Но разве кто-то дерзнет так сказать нынешним владыкам прессы? И вот оказывается, что за слова, впервые сказанные иудеями, несут ответственность христиане, но никак не евреи. Такое избирательное толкование Библии означает, что экологические неоязычники не столько занимаются честным поиском причин экологических проблем, сколько участвуют в растянувшейся на столетия широкой антихристианской кампании… Когда очень хочется бросить комок грязи в Церковь – годится любой материал (а редакция придираться не будет: редактора всего «цивилизованного» мира всюду выискивают призраки антисемитизма, а антихристианские мифы и издевки допускается изготовлять в промышленных количествах [ 3 ]). И вот уже читаем: «Бог здесь (в Новом Завете) безжалостен и дает пример тем, кто боится увидеть в нравственном отношении к природе суеверие. Христос засушил дерево – это свидетельствует о неэкологическом образе природы и человека в Новом Завете» [ 4 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Христианство говорит: ты другой, чем мир, и потому на тебе больше ответственность и за себя, и за окружающий тебя мир. И эта ответственность – перед Тем, Кто выше и тебя и и мира. Наиболее неприятна экологическим антихристианам строчка из начала библейского повествования: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28). Этот текст отделяет человека от животных, превозносит его над ними, и, более того, отношения между человеком и живым миром формулирует в терминах господства: «владычествуйте». Прежде чем перейти к размышлениям о том, действительно ли именно из этих древних библейских слов истекает нынешний экологический кризис, стоит обратить внимание на то, что эти слова действительно древние. Это – Ветхий Завет. Его священнейшая часть – Пятикнижие Моисеево. Тора. Это означает, что если уж кого и обвинять в экологическом кризисе, так это иудеев: вот, мол к чему привёл ваш Танах, ваша Тора, ваш Моисей, ваши Иегова… Но разве кто-то дерзнёт так сказать нынешним владыкам прессы? И вот оказывается, что за слова, впервые сказанные иудеями, несут ответственность христиане, но никак не евреи. Столь избирательное толкование Библии означает, что экологические неоязычники не столько занимаются честным поиском причин экологических проблем, сколько участвуют в растянувшейся на столетия широкой антихристианской кампании… Когда очень хочется бросить комок грязи в Христа – годится любой материал (а редакция придираться не будет: редактора всего «цивилизованного» мира всюду выискивают призраки антисемитизма, а антихристианские мифы и издёвки допускается изготовлять в промышленных количествах ). И вот уже читаем: «Бог здесь (в Новом Завете) безжалостен и даёт пример тем, кто боится увидеть в нравственном отношении к природе суеверие. Христос засушил дерево – это свидетельствует о неэкологическом образе природы и человека в Новом Завете» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Что это за ужасная личность, пришествие которой, «по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фес. 2:9–10 ). Эта ужасная личность есть порождение, или олицетворение матери любодейств и мерзостей земных. В конце времен она, т.е. любодейца, оседлает того зверя, который в пророческих видениях Даниила и Иоанна Богослова есть восстановленная в обеих половинах держава древнего Рима. Немудрено, что во время всемирного господства любодейцы (еврейства) один из сынов ее займет первенствующее положение на земле и поставит свое имя на место Имени Божия. Это будет предвозвещенный св. Апостолом Павлом – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог». Время его торжества будет короткое, ибо чрез три с половиной года «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:3–4, 8 ). Св. Апостол Павел, утверждая эту истину, говорит, что тогда наступит «явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Фес. 1:7–8 ). Когда приблизятся последние времена борьбы царства Света с царством тьмы, тогда вконец ослабевшая от раздельности и соперничества своих отраслей держава древнего Рима как бы оживет на время, ибо единство ее восстановится. Вселенная будет дивиться восстановлению древней всемирной державы и признает, что невозможно противиться ей. «И поклонится зверю, ибо кто может сразиться с ним» ( Откр. 13:4 ). Припомним подобное сему в начале XIX столетия владычество Наполеона! Сатана делал опыт для будущего сына погибели. Опыт, конечно, неудачный, ибо конец еще не приспел. Владычество сына погибели, по неотступному ходатайству евреев (предусмотренному в евангельской притче о неправедном судье и просительнице вдове ( Лк. 18:1–5 ), ознаменуется жесточайшим последним гонением на Церковь Христову, которая сокроется тогда в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Это царство Израилю устрояет Бог, Который судит все языки и порабощает их Своему народу. Пророк Даниил в видении созерцает четырех больших зверей – символы языческих всемирных царств. На престоле, как судия, восседает Ветхий днями. Затем – «вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ( ςυς   νθρπον), дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» 609 . Нам знаком уже пророческий образ Сына человеческого, как образ страдающего праведника. В видении Даниила под этим символом разумеется народ Божий, община Его праведников, получающая от Бога внешнее оправдание, хотя ничто не препятствует вместе с тем подразумевать под этим образом и царя этой общины, как ее представителя. Даниилу было изъяснено его видение в том, смысле, что звери означают языческих царей, последовательно получающих всемирную власть. «Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством, вовек и во веки веков... Царство, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, и царство его – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться ему» 610 . Легко понять, почему народ святых изображается у Даниила под образом Сына человеческого: этим обозначалось его угнетенное положение. Этому образу книги Даниила соответствует в книге Еноха символ овцы или овец, страдающих от несправедливых пастырей и полевых зверей. Но «овцам дается великий меч; тогда овцы вы ступают против полевых зверей, чтобы умертвить их, и все звери и птицы небесные разбегаются от их лица» 611 . Овцы – это страдающие праведники, которым дается власть над грешниками 612 . В Прем. Сол. о праведниках сказано, что они будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки 613 . В кн. Юбилеев Израилю дается обетование: «Я дам твоему семени всю землю, которая под небом, и они будут по своей воле господствовать над всеми народами; и после этого они завладеют всею землею и наследуют ее на веки» 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2 . Но фарисеи тоже спрашивали Спасителя о Царствии Божием, когда оно придет. Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). Спаситель не всем говорит: «Царствие Небесное внутри вас есть», так как в грешниках царствует грех, и в нашем сердце без всякой двусмысленности пребывает либо царство греха, либо Царство небесное. И если мы будем внимательно наблюдать за тем, что делаем или говорим или помышляем, то увидим, пребывает ли в нас Царство Божье или царство греха. Проницательный Апостол предостерегает противоречащих, говоря: «Да не царствует грех в смертном вашем теле» ( Рим.6:12 ). 3 . Если кто-то из нас желает Царства Божьего, то оно им и правит; если кого истязает страсть жадности, над тем царствует жадность. В ком царство несправедливости, тот управляется ею; кто подвержен тщеславию, над тем господствует переменчивое мнение толпы. Кто печалится, кто боится, кто любит, кто теряет, над тем господствует соответствующая, овладевшая им страсть. Зная все это и о том, сколь многочисленны эти формы владычества, давайте встанем и будем молиться Богу, чтобы Он удалил от нас царство противника и обрелись бы мы под властью всемогущего Бога, то есть под властью Мудрости, Мира, Справедливости, Истины, которые во всей полноте постигнуты в единородном Сыне Божьем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет4:11 ). Гомилия 37. Евангелие от Луки 19:29–40. На отрывок, где говорится о том, как ученики отвязали осленка 1. В Евангелии от Луки сказано, что когда Спаситель «приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, то послал двух учеников Своих» отвязать «молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился» ( Лк.19:29–30 ). Мне кажется, что в этом простом повествовании заложен более глубокий смысл. Осленок был привязан. Где? Напротив Виффагии и Вифании. «Вифания» означает «дом послушания», а «Виффагия» – «дом челюстей», то есть место священников, так как им по предписанию закона давались челюсти приносимых в жертву животных (ср. Втор.18:3 ). Таким образом, Спаситель посылает Своих учеников туда, где «послушание», где «место, даваемое священникам», чтобы отвязать «молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Впрочем и это открыл нам еще не вполне, потому что еще не сказал нам о создании (мужа и жены), еще не показал, откуда произошла жена, а уже говорит: мужа и жену сотвори их. Видишь, как о небывшем еще он повествует как о совершившемся? Таковы-то духовныя очи! Не столько могут эти телесные глаза видеть видимое, сколько духовные (видят) невидимое и несуществующее. Итак, сказав: мужа и жену сотвори их, (Моисей) к обоим уже относит (Божие) благословение, и говорит: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими (Быт. I, 28). Какое высокое благословение! Слова: раститеся и множитеся и наполните землю сказаны, как всякий знает, и к безсловесным животным и к пресмыкающимся; а слова: господствуйте ею и обладайте только к мужу и жене. Примечай человеколюбие Божие: еще прежде создания жены, Бог делает ее участницею владычества (над тварями) и удостоивает благословения. И обладайте, говорит, рыбами морскими и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли. Видишь власть несказанную? Видишь начальство великое? Видишь, что все твари подчинены человеку? Не думай же низко об этом разумном животном, но помышляя о величии его чести и о благоволении к нему Господа, дивись Его неизреченному человеколюбию. 5. И рече Бог: се дах вам всякую траву отменную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь: и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже иметь в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь: и бысть тако (Быт. I, 29, 30). Обрати внимание, возлюбленный, на точность выражений и неизреченное человеколюбие Божие, и не пропусти ни одного слова без разсмотрения. И рече, говорит, Бог: се дах вам всякую траву семенную, - как будто речь обращена к двоим, и это тогда, как жена еще не была создана. Потом, чтобы понять тебе безмерную благость Господа, смотри, как Он являет свое милосердие и преизобильную щедрость не только относительно мужа и жены, которая еще не была создана, но и самых безсловесных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Господь, ради Которого христиане работают, не таков, не человек, а Бог. Настолько велик, что весь свет перед Ним, как капля перед морем или как ничто. Настолько высок, что нет ничего Его выше, потому-то Он есть и называется Вышний. Он Господь господствующих и Царь царей ( Откр. 17, 14 ). Пред Ним преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних со страхом и трепетом ( Рим. 14, 11 ; Флп. 2, 10 ; Ис. 45, 23 ). Его Царство – Царство всех веков, и владычество Его – во всех родах ( Пс. 144, 13 ); и Он единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете ( 1Тим. 6, 15–16 ). Благость, милость, премудрость, правда и истина Его бесконечна и непостижима, как и Сам Он. Такому великому, высокому, благому, премудрому и милостивому Господу христиане преклоняют колено свое и покоряют главу свою с любовью и охотнейшим послушанием! Поэтому этим высоким титулом святые мученики перед царями и мучителями хвалились: «Мы Христовы рабы: Царю Небесному служим». И хотя им высокие чести и многие богатства мучители и прелестники обещали, чтобы их богопротивной повиновались воле, они все это, как сор, отвергали. Смертью грозили и как агнцев терзали, но ни в чем не преуспели. Всегда от них слышалась сладкая и прекрасная песнь: «Богу живому и бессмертному служим, поклоняемся и почитаем Его: мы Его слуги и рабы; Его повеления слушаем». Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом ( Евр. 11, 16 ). Я Бог Авраама, и Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх. 3, 6 ). 3 . Господа – люди – служение от своих рабов принимают, но им в служении не помогают, а от них во всяких нуждах и случаях себе помощи требуют. Работа христиан не такая. Они Господу Богу своему служат, но Бог Сам им помогает, укрепляет и наставляет, усердие и старание им подает, дух их ободряет, сердце возжигает, ум и разум их просвещает. Поэтому им велено помощи просить: просите и дано будет вам, – и просящие принимают, ибо всякий просящий получает ( Мф. 7, 7–8 ). 4 . Господа – люди – сколь они ни велики и ни сильны, не всегда могут от наветов вражьих защитить, в нуждах помочь им, ибо сами люди немощные: не все человек может, что хочет. Бог Господь не так, Он все может, что хочет, так как всесильный, и хочет, так как благой, помочь и защитить рабов Своих, и знает, как защитить, так как премудрый, и защищает и сохраняет их...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Господь, ради Которого христиане работают, не таков, – не человек, а Бог. Настолько велик, что весь свет пред Ним как капля перед морем или как ничто. Настолько высок, что нет ничего Его выше, потому и называется Вышний. Он есть Господь господствующих и Царь царей (Откр. 17:14). Пред Ним преклоняется всякое колено небесных, земных, и преисподних со страхом и трепетом (Рим. 14:11; Флп 2:10; Ис. 45:23). Его царство – царство всех веков, и владычество Его – во всех родах (Пс. 144:13), и Он единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:15-16). Благость, милость, премудрость, правда и истина Его бесконечна и непостижима, как и Сам Он. Такому великому, высокому, благому, премудрому и милостивому Господу христиане преклоняют колено свое и покоряют главу свою с любовью и охотнейшим послушанием! Потому этим высоким титулом святые мученики перед царями и мучителями хвалились: «Мы Христовы рабы, Царю Небесному служим». И хотя им высокие чести и многие богатства мучители и прелестники обещали, чтобы их богопротивной повиновались воле, они все это как сор вменяли. Смертью грозили и как агнцев терзали, но ничего не успели. Всегда от них слышалась сладкая и прекрасная песнь: «Богу живому и бессмертному служим, поклоняемся и почитаем Его: Того мы слуги и рабы; Того повеления слушаем». Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр. 11:16). Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6). 3) Господа-люди служение от своих рабов принимают, но им в служении не помогают, а от них во всяких нуждах и случаях себе помощи требуют. Христианская работа не такая. Христиане Господу Богу своему служат, но Бог Сам им помогает, укрепляет и наставляет, усердие и старание им подает, дух их ободряет, сердце возжигает, ум и разум их просвещает. Потому им повелено помощи просить: Просите и дано будет вам, – и просящие принимают, ибо всякий просящий получает (Мф. 7:7-8). 4) Люди-господа, сколь ни велики и сильны будут, не всегда могут от наветов вражьих защитить, в нуждах их помочь им, ибо сами, как люди, немощны: не все человек может, что хочет. Бог Господь не таков: Он все может, что хочет, как всесильный, и хочет, как благой, помочь и защитить рабов Своих, и знает, как защитить, как премудрый, и защищает и сохраняет их, как о том сказано выше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве – Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. «Божество неименуемо, – говорит святитель Григорий Богослов . – Не один разум показывает это, но и... мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей... могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». 17 Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание... Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту , является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом . Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» ( 1Пар. 29:11–12 ). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» ( Ис. 48:13 ); Бог «держит все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010