Думаю, что мои положения подтверждаются и следующим местом (Писания), где об Иисусе говорится: «Христос для того и умер и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:9 ). Из этих слов видно, что Иисус умер, чтобы господствовать над мертвыми, и воскрес затем, чтобы господствовать не только над мертвыми, но и над живыми. И под этими мертвыми, над которыми Христос господствует, Апостол без сомнения разумеет тех именно, о которых он в своем Первом Послании к Коринфянам говорит: «ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными»; а под живыми (он разумеет) тех, которые должны измениться, они отличаются от тех мертвых, которые должны будут пробудиться. Об этих именно (живых) он приводит следующее изречение: «и мы изменимся, -» то изречение, которое приводится вслед за выражением: «мертвые воскреснут наперед». То же самое разделение он предлагает в несколько иных выражениях и в своем Первом Послании к Фессалоникийцам, где он ведет речь, с одной стороны, об усопших, а с другой – о живых. Он говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» ( 1Фес. 4:13–15 ). Как нужно понимать это место, мы показали уже в своем изъяснении на Первое Послание к Фессалоникийцам. LXVII. Таким образом, насколько было в наших силах и как дозволял сделать план данного сочинения, мы дали ответ на следующее возражение Цельса, которое гласит: «если Иисус на самом деле желал показать Свое Божественное величие, то Он должен был бы явиться Своим врагам и судье, который Его осудил, вообще всем без исключения». Но Иисусу совсем не было никакой необходимости являться как судье, так и врагам. Ведь Он желал пощадить и этого судью, и этих врагов своих, чтобы не поразить их такой же слепотой, какой были поражены жители Содома в тот момент, когда они хотели злоупотребить, красотой Ангелов, гостеприимно принятых в доме Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

И будет Он судить народы многие, и решит судьбу народов сильных, в отдаленности; и раскуют мечи свои на лемеши, и копья свои на садовничьи ножи. Не поднимет народ на народ меча, и не будет уже учиться воевать. И будет сидеть каждый под своею лозою, и под своею смоковницею, и никто не будет страшить: ибо уста Иеговы воинств говорят. Ибо все народы ходят каждый в имени бога своего; мы будем ходить во имени Иеговы Бога нашего, во век и вечность» ( Мих.4:1–5 ). Этим величием и всемирным значением Сион будет обязан Мессии, о Котором в это время истинные Израильтяне слышали от пророков своих самые подробные и утешительные предречения. Но и чрез Михея возвещено немало о грядущем Мессии. Будущий Владыка Израиля родится в Вифлееме. Сущий от века, Он, как человек, родится в определенное время. Царство Его будет могущественно, мирно и славно. Израиль под Его владычеством распространит свое господство над всеми народами, и его господство для них будет сколько вожделенно, столько же и страшно. «Вифлеем Евфрафа! ты мал, чтобы быть в ряду с тысячами Иудиными; но из тебя произойдет у меня долженствующий быть Владыкою Израиля; исходища же Его начало, дни вечности. Посему Он предаст их, до того времени, как родит имеющая родить, и прочия братья Его возвратятся к сынам Израиля. Он станет и будет пасти в могуществе Иеговы, в Величестве имени Иеговы Бога Своего, а они будут сидеть спокойно, ибо Он будет ныне велик до пределов земли. И Сей будет мир... И будет остаток Иакова среди народов многих, как роса от Иеговы, как дождевыя капли на траве, которая не ждет человека и не чает ничего от сынов человеческих. И будет остаток Иакова среди племен, среди народов многих, как лев среди зверей в лесу, как скимен в стадах овец, который, когда пойдет, попирает и терзает, и нет избавляющаго» ( Мих.5:2–8 ). Эти отрадные надежды, утешительные обетования и великие откровения были крепкою опорою для всех истинных Израильтян в годину испытаний, тем животворным семенем, из которого возродилась опять угасшая было жизнь народа Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей… могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». [ 22 ] Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание… Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту, является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом. Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле — Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» (1 Пар. 29:11-12). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис. 48:13); Бог «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Культ личности и натурализм ничем ни сдерживались, ни прикрывались. Безбожие каинитства и все то беззаконие, в котором падшая природа человека могла только определять себя, как греховная природа, зараженная злом, сделали воплощение зла во всех его родах и видах, в удовлетворение всех наихудших и зверских инстинктов человека, беспрепятственных и безграничных. К скотоподобному, растленному образу жизни человек, естественно, присоединял, как разумная личность, жестокость и изобретательность своей злой воли, увеличивал злодейство и умножал остроту зла в размерах своей силы, власти, могущества и господства. «Ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег» ( Мф.24:38 ) – вот содержание жизни людей допотопного мира. Очевидно, других интересов и задач не существовало для людей, кроме интересов питания и задач искать способы и средства для удовлетворения своим животным инстинктам. Человек весь и всецело вошел в исключительное служение плоти, внесши, однако, сюда все то ожесточение и всю ту свирепость, которые должны быть свойственны ему, как разумно-свободному озлодействованному существу. Насилие, угнетение, беззаконие и злодейство должны были явиться естественным правом на существование. Св. Писание и отмечает такое направление воли людей, говоря, «что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» , и «что земля растлилась пред Лицем Божиим и исполнилась земля злодеяниями» ( Быт.6:5–11 ). Был век «исполинов», господства и владычества людей сильных, и притом – век безбожия: каким же, следовательно, стоном от угнетения и насилия должна была оглашаться земля? «В то время были на земле исполины, – говорит Св. Писание, – ...это сильные, издревле славные люди». Слово «исполины» на еврейском языке означает: «нападающие, врывающиеся». Выражение: «издревле славные и сильные» заставляет предполагать, что исполинство развилось постепенно, но к концу существования допотопного мира оно лишь приняло ужасающие размеры, на что указывает Св. Писание, говоря о смешении сифитов с каинитами: «В то время , – говорит оно, – были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Послушай, что говорит Исаия о серафимах, которые выше архангелов. “ Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном …. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое ” (Ис.6:1,2), то есть, они закрывали свои лица, потому что не могли вынести блеска, выходящего от престола. Что скажешь? Серафимы предстоят и находятся в таком удивлении и изумлении, и это тогда, как видят снисхождение Божие: ангелы же участвуют с Богом в решении и рассуждении [это говорит Златоуст, конечно, от лица тех, которые представляли ангелов участвовавшими в совете Божием о создании человека]. Но это несообразно. Кто же это, кому говорит Бог: “ Сотворим человека ”?  - Это “ Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ” (Ис.9:6), - Сам Единородный Сын Божий. Ему-то Он говорит: “ Сотворим человека по образу и подобию Нашему ”. Не сказал: “по моему и твоему”, или “по моему и вашему”, но: “ по образу Нашему” , указывая на один образ и одно подобие. А у Бога и ангелов не один образ и не одно подобие. Как действительно может быть один образ и одно подобие у Владыки и у служителей? Таким образом, со всех сторон опровергается ваше понимание; и (под образом) разумеется здесь образ господства, как видно и из последующего. Сказав: “ по образу и подобию ”, присовокупил: “ и владычествуйте над рыбами морскими ” (Быт.1:26); обладание же не может быть одинаковым у Бога и ангелов. Действительно, как (оно может быть одно и тоже) у рабов и у Владыки, у служителей и у Повелителя? Но нам возражают еще и другие некоторые, которые, худо понимая сказанное, говорят, что Бог имеет такой же образ, как и мы. (Писание) говорит не об образе существа, но об образе господства, что мы и докажем из последующего. В самом деле, что Божество не человекообразно, послушай слов Павла: “ Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею] ” (1Кор.11:7,10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Приступая к изложению Нагорной проповеди, я хочу прежде всего постигнуть настроение той толпы, которая теперь окружила Иисуса. Моисей в предсмертном прощании своем с народом еврейским заклинал его исполнять в точности волю Божию, объявленную ему в заповедях Господних; и за точное исполнение этих заповедей он обещал все блага земные, долголетие, богатство, счастье, успех во всех делах и, главное, господство над всеми народами: Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. Сделает тебя Господь... главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня (Втор. 28, 1, 13). В той же прощальной речи своей Моисей призывал на евреев все проклятия, все кары небесные за неисполнение заповедей Господних и предсказал им, что они будут за то рассеяны по всей земле и будут ужасом... и посмешищем у всех народов (Втор. 28, 37). Но современные Иисусу евреи, руководимые своими слепыми вождями, забыли последние предсказания Моисея и думали только о господстве над всеми народами земли. Мечтая о господстве над всеми народами, евреи утратили, однако, свою политическую самостоятельность и сделались подвластными язычнику, римскому императору. Они не хотели понять, что в этом подчинении — начало исполнения второй части предсказаний Моисея. Слишком горды они были, чтобы сознаться в этом. Подчинение чужеземному владычеству было настолько ненавистно им, и они так жаждали скорейшего свержения этого ига, что, думая об Избавителе, Спасителе, Утехе Израиля, они невольно возмечтали, что грядущий Избавитель непременно избавит их от политического порабощения и восстановит царство Израиля. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать пророчества о Мессии; они ждали Его как могучего Царя, который не только освободит их, но и отомстит их угнетателям, и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет на морском берегу в Иоппии и повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища к Своим ногам, что Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями, и будет питать его манной еще более сладкой, чем та, какая посылалась их предкам в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о предстоящем им блаженстве, о счастье в Царстве Мессии; и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но и все евреи; даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он, наконец, объявит Себя Царем Израилевым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

ПРОРОЧЕСТВО ЗАХАРИИ ОТЦА ПРЕДТЕЧИ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ ЭПИГРАММА При ангельского сияния явлении Псалмом прогремел Захария Чтобы тело Пречистой Девы Жемчужиной украсить великой. Благословен Господь Бог Израилев, что посетил (11) народ Свой и сотворил избавление ему. И воздвиг (12) рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего. Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. Спасение 845 (13) нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас. Сотворит (14) милость с отцами нашими и помянуть святой завет Свой. Клятву, (15) которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости иправде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь (16) пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать (17) уразуметь народу Его спасение в прощении (18) грехов их. По благоутробному (19) милосердию Бога нашего, (20) которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить (21) ноги наши на путь мира 846 . СХОЛИИ (11) Через вочеловечение Сына Своего Бог посетил и избавил от господства бесов народ Свой. (12) И восставил нам, народу Своему, Царство и спасительную Силу в дому, или же из дома, то есть, из рода Давида, раба Своего. Сотворил же Он это, как обещал устами издревле бывших пророков. Ведь через них Он обещал восставить сильное Царство в дому Давида, Спасителя Израиля, Который есть Иисус, Коего Сам Бог Слово воспринял и соединил с Собой по ипостаси. (13) Воздвиг же Он этот рог, то есть, спасительное Царство и Силу, как спасение от врагов наших и избавление от владычества и господства ненавидящих бесов. (14) Когда сотворил милость с отцами нашими, или же, помиловал отцов наших, к которым было обращено обетование об упомянутом спасении нашем. И ради них Он вспомнит о нем, чтобы и их души освободить из адовой темницы. Заветом же он называет это обетование, а памятью о нем – его исполнение. (15) Когда Он вспомнил Свое обетование, согласно клятве, которою клялся, то есть, согласно тому подтверждению, которое Он подтверждал перед Авраамом. Подтверждение чего? «Дать нам небоязненно служить Ему в святости и правде во всем дни жизни нашей». Ведь это нужно читать с перестановкой слов (как гипербатон). Затем – то, что посередине: «по избавлении от руки врагов наших» 847 , то есть, не бояться осуждения праотца Адама по причине того, что мы избавлены от приведшего в мир это осуждение диавола и от угнетения человеческого им рода ввиду того, поскольку он выставлял притязание на это. Святостью же он называет благочестие, а праведою – совершенство в других добродетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сотворение человека по образу Божию находится в самой прямой связи и с узаконением Создателем людского владычества над материальной вселенной: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему...» ( Быт. 1:26–27 ). Одно здесь следует из другого: люди творятся по образу Божию и потому царствуют над мирозданием. Человек венчает и завершает творение; он входит в мир последним – как в специально выстроенный и приготовленный для него дворец. Святитель Григорий Богослов говорит об этом так: «Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом; то сие нимало не удивительно; ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей» 185 . Первым домом для человека становится все безграничное пространство земли – ее материки и моря, острова и реки. Крышей царского чертога делаются небеса, стенами – горные хребты, выстланными полами – ковры лесной и луговой травы, пески пустынь и камни скал. В этом дворце находятся самые различные богатства: растения и животные, все, что живет, дышит, чувствует 186 . О царском достоинстве человека ярче всего, пожалуй, говорит ветхозаветный Псалмопевец. Обращаясь к Богу, он восклицает: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» ( Пс. 8:6–10 ). Разумеется, для человека это царственное владычество над мирозданием – не самоцель. Ведь в таком владычестве – как и во всех иных сторонах бытия человеческой личности – должен прежде всего осуществиться обращенный к нам Божественный призыв к богоуподоблению: богоуподоблению по образу бытия Вседержителя и Царя – Бога. Кроме того, человеческое господство над тварью не есть неподотчетная ни перед кем и безраздельная власть во вселенной; для нас это владычество – лишь способ служения Творцу; человек – монарх, но монарх смиренный, царь по послушанию. Ведь свое господство над тварью люди должны осуществлять в согласии с перво-монаршей волей Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

– У меня каждый раз один и то же день повторяется. А эти пьяницы говорят: – А мы так и живем. У нас тоже один день повторяется. С утра просыпаешься, голова болит, выпьешь – полегче стало. К вечеру уже совсем напился. Просыпаешься – опять голова болит… И вот так все и происходит. Это адская карусель. Ужасы ада будут заключаться в том, что там будет все однообразно, там будет одно и то же повторяться все время. А Рай – это не однообразие, там чудесное многообразие, это фантастическое многообразие, непостижимое для нас. Итак, их правление будет на один час. А вы, народ Божий, вы видите духовное возрастание каждого из вас, вы ощущаете, какие процессы происходят внутри каждого из вас. Вот подлинное счастье жизни человека. Стяжать благодать Духа Святаго. А не жить, как бабочка-однодневка: порхает своими розовыми крылышками – один час, и всё, ничего не осталось. И мы читаем далее: «Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» ( Откр.17:13 ). То есть все эти политические системы, все эти политические лидеры служат одному зверю. Зверь – он сатана, как сказано в Писании. Каждый из них думает, что он что-то свое делает, что-то неповторимое, что-то невероятно интересное, а они служат одному, и все это очень и очень банально. И мы читаем: «Они будут вести брань с Агнцем (то есть со Христом, – О.С.) , и Агнец победит их (то есть Господь одержит всецелую победу над силами зла, – О.С.) ; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» ( Откр.17:14 ). Так кем мы хотим быть? Царями-правителями, царство которых на один час, и потом они всё отдают зверю? Или мы хотим быть зваными, избранными и верными? Конечно, мы должны быть верными, избранными и зваными. Потому что Агнец победит дьявола. Он победит сына дьявола, антихриста, убьет его дыханием уст Своих, то есть словом Божьим сокрушит его царство. Наш Господь есть Господь господствующих, то есть Господь над всеми господами. Он есть Царь всех царей, потому что они находятся под Его владычеством. Господь может остановить движение сердца, и человек умирает. Богатый, сильный, образованный человек падает и умирает. Дадут ему два метра, спрячут под землею, как что-то ненужное никому, зловонное. И куда ушла вся слава?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Хорошо раскрыта мысль о подобии пребывания души человека в его теле с пребыванием Бога в этом мире у равви Бермана: «Но ведь и Мир, его контуры – одежда Бога, Его отпечаток [ " силма» (одежда), «цель» (отпечаток) – слова, родственные с «целем» (образ). – Г.Ф.]. И Мир, созданный Творцом, выражает Его в образе... Есть тело Мира, и есть у Мира душа. В макротеле Мира отпечатывается мировая душа [в творении – Творец. – Г.Ф.]. Так же и человеческое тело – это «целем», образ для человеческой души. Тело наше, начиная с лица, есть отображение на материальном уровне нашей души. С другой стороны, тело человека отображает духовную структуру мироздания. В этом – честь и достоинство человеческого тела, его значение» 132 . Образ Божий во владычественном положении человека в мире Учителя антиохийской школы, с их приверженностью буквальному пониманию Писания, в вопросе об образе Божием в человеке избегали отвлеченных рассуждений, придерживаясь самого текста. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Прп. Ефрем Сирин : «Почему же мы – образ Божий? Моисей объясняет сие следующими словами: да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею. Почему в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней, состоит образ Бога, обладающего горними и дольними " 133 . Св. Иоанн Златоуст : «Сказав, сотворим человека по образу Нашему и по подобию, (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – И да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И, в самом деле, Бог сотворил человека воспитателем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью» 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010