Этот путь сложен, велика опасность, заключающаяся, по словам Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева , в идеологической увлеченности людей, которые, несмотря на свой опыт, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром». Для таких людей вера становится лишь дополнением или «оформлением» из идей. Поэтому путь к постановке темы дня   — это неизбежно путь между Сциллой корректности и соразмеренности и Харибдой жизненности и новизны. Вести молодежь или следовать за нею? Должны ли СМИ идти за интересом аудитории, или создавать его – этот вопрос так и не получил ответа на обсуждении современных молодежных православных миссионерских изданий. Ряд участников дискуссии (члены редакций «Татьянин день», «Наследник») уверены, что надо обсуждать произведения, волнующие умы молодежи, даже если они далеки от нравственных идеалов и содержат в себе неподобающие сцены. Если молодежь смотрит эти фильмы и читает эти книги, то надо включаться в их обсуждение и стараться дать им христианскую оценку. С другой стороны, как считают сотрудники портала «Правмир», молодежное издание должно уметь заинтересовать молодых людей произведениями, по-настоящему достойными обсуждения, а разговор о книжной или кино макулатуре может стать не более чем качественным пиаром далеких от нравственности произведений. Известно, что именно критический отзыв, привлекает намного больший интерес к предмету критики. Поэтому, обсуждая современные произведение, молодежные издания должны стараться по этическим и моральным соображениям воздерживаться от обсуждения произведений, реализующих художественный замысел с помощью непечатной лексики или непристойных сцен. Для молодежи особенно важно быть в курсе важных для сегодняшнего дня произведений, важно идти в ногу со временем и сверстниками, но чтобы сформировать ту повестку дня, которая будет охотно принята молодыми людьми, несомненно, нужен небанальный талантливый подход и живейший интерес в обсуждаемых вопросах. Компромисс в этой дискуссии найдет не был, однако необходимость обсуждения этого вопроса стала очевидной.

http://pravmir.ru/slovo-nesushhee-veru-o...

— Так значит, ужасные комиссии, которых так боятся «на земле», рождаются здесь, в этом кабинете?! — Нет; но все они по крайней мере предоставляют Святейшему Патриарху отчеты, которые попадают и ко мне. Возникновение епархиальных комиссий было вызвано самой жизнью. Поначалу все проблемы разбирались на заседаниях Епархиального совета. Но с ростом приходов, а главное, с расширением их деятельности к рассмотрению того или иного круга вопросов потребовалось привлекать специалистов. Классическим в этом смысле примером стала Искусствоведческая комиссия, созданная под руководством протоиерея Владимира Силовьева два десятка лет назад первой в Русской Православной Церкви. В нашем городе в массовом порядке реставрировались храмовые здания, и иногда настоятели, полагаясь на местами подводивший их художественный вкус, принимали неверные дизайнерские решения. К примеру, в церкви устанавливались три иконостаса – все в разных стилях. Или в здании, типичном для архитектуры XIX столетия, вдруг возникала роспись и иконостасы XVI – XVII веков. Смотрелось это как на корове седло — абсолютно чужеродно, безо всякого единства восприятия. Благодаря Искусствоведческой комиссии этот процесс удалось привести в норму, эксперты-реставраторы получили полновесный голос при реализации восстановительных работ. Похожий опыт наработали и другие епархиальные комиссии — например, дисциплинарная. Для кого-то наши комиссии, возможно, «страшные», но, думаю, ничего ужасного в их деятельности нет. Наоборот, при правильном ведении дел на приходе они помогают настоятелям в оперативном решении проблем.      — Опишите, пожалуйста, свой обычный день. Каким задачам удается в ходе него уделить время? — Полвосьмого утра, за два с половиной часа до начала рабочего дня в Патриархии, я, как правило, уже в своем кабинете. Разбираюсь с документами, привожу в порядок бумаги, составляю рапорты Святейшему Патриарху. Потом, когда начнется поток посетителей, сделать это уже не удастся. Участвую в заседаниях Епархиального совета или комиссий, иногда — в патриарших и архиерейских богослужениях, в приходских собраниях Центрального благочиния. Бывает, ситуация на моем приходе требует срочной реакции — выезжаю туда, равно когда такая ситуация случается в каком либо приходе. В своем приходе обычно служу по субботам, воскресеньям и праздникам, редко по будням!

http://pravoslavie.ru/117485.html

– С.А. Анохина – руководитель отдела культурного наследия Патриаршего совета по культуре, помощница Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия с докладом о работе с епархиальными древлехранителями. Уже второй год Патриаршим Советом по культуре организуются курсы повышения квалификации для епархиальных древлехранителей. Программа лекций составлялась с учетом различных направлений деятельности как по реставрации недвижимых памятников церковной архитектуры, так и по созданию экспозиций церковных музеев и определению охранных зон памятников. Так же были осуществлены выездные семинары в монастыри и музеи , которые дают слушателям курсов наглядное представление о взаимодействии церковных структур с местными органами государственной власти; – Е.Д. Шеко – заведующая кафедрой иконописи и монументальной живописи ПСТГУ с докладом о важности сохранения и развития православной традиции в церковном искусстве и архитектуре на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Были показаны слайды с образцами храмовой архитектуры несоответствующей церковным канонам и требующим объективной оценки со стороны Экспертного совета для выработки дальнейшего решения относительно их судьбы. Также, на заседании выступили: Иннокентий, Епископ Нижнетагильский и Серовский – архитектор, секретарь Экспертного Совета по Сибири и Дальнему Востоку, протоиерей Владимир Силовьев – руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии, Председатель московской епархиальной искусствоведческой комиссии, С.В. Демидов – директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета при Минкультуры РФ, Л.И. Лифшиц – доктор искусствоведения, Заведующий Сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, член президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ, М.В. Чистякова – Заместитель директора Государственного исторического музея по научно-фондовой работе, В.В. Дмитриев – доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры инженерной геологии РГГРУ, инженер-реставратор, член Научно-методического совета при Минкультуры РФ, М.В. Нецветаева – представитель от Белорусского экзархата

http://pravoslavie.ru/103630.html

Президент РБО протоиерей Александр Борисов говорил об уникальности нынешнего времени: в XIX в. Библия уже издавалась на русском языке, но 80% населения России было неграмотным; в ХХ в. с неграмотностью было покончено, но Библия стала библиографической редкостью, народ опять не мог читать ее. «Только сейчас, впервые в истории России, мы имеем и то, и другое: и народ грамотный, и Библия издается миллионными тиражами», -- отметил о. Александр. Он упомянул о том, что за последние 15 лет РБО издало и распространило около 16 млн. экземпляров Библий, Евангелий, детских Библий, учебной и справочной литературы. Президент РБО подтвердил, что эта организация и сегодня верна цели ее основателей, которая была сформулирована в 1813 г.: «единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии». Директор Синодальной библиотеки Московского патриархата, протоиерей Борис Даниленко говорил о значении российской библеистики, традиция которой была прервана после 1917 г. «Но интерес и стремление к изучению Библии не оскудевало в эти трудные годы», -- отметил о. Борис. Он обратил внимание на самый интересный экспонат выставки -- против ожидания, это не самое древнее издание, а Библия, напечатанная в 1918 г. в старой орфографии. Это уникальный экземпляр, подчеркнул о. Борис, библиографическая редкость, не вошедшая в отечественную библиографию – последнее издание Библии при Советской власти накануне 40-летнего перерыва (до уже упоминавшегося издания 1956 г). Завершая свою речь, о. Борис выразил надежду на возрождение и развитие отечественной библеистики, а также на то, что «каждый россиянин будет считать Библию «книгой В интервью «Благовест-инфо» о. Владимир Силовьев рассказал, что выставка впервые развернута именно в Госдуме, т.к. ее организаторы хотели ознакомить с Библией в России депутатов как «наиболее сознательную элиту общества». В стенах Госдумы экспозиция продлится до 19 мая, а далее с ней смогут ознакомиться все желающие, т.к., по словам о. Владимира, она станет частью экспозиции большой Всероссийской выставки «Русь Православная» в Гостином дворе, которая откроется 30 мая. Далее выставка «Библия в России» отправится в миссионерскую поездку в Уренгой и другие города России, а также побывает в Италии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– Это ведь было ещё до воссоединения двух ветвей Русской Православной Церкви? – Да, до воссоединения Русской Православной Церкви было еще далеко-далеко, а потому гефсиманские и елеонские монахни не общались с горненскими (московскими). Все стояли подчеркнуто порознь. И только когда пели тропари праздника, все три хора сливались в один, и получалось очень дружно и красиво. Меня все теснили и теснили к холодной каменной стене, завешанной какой-то темной клеенкой. По ногам дуло, замерзли нос и руки. Дышать было трудно. А наверху еще и война идет... Через час я уже думала: «А не подняться ли мне ненадолго в верхний храм, хоть погреться немножко да раздышаться?» Но, взглянув на ведущую наверх лестницу, поняла, что из-за народа мне не только не удастся подняться, но даже и подойти к ней. А застывшие ноги уже подкашивались... Рождество Христово      И вдруг в один миг я поняла, что эта ночь очень похожа НА ТУ ПЕРВУЮ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ! Так же трудна дорога в Вифлеем, те же холод и теснота в вертепе, то же напряженное ожидание... И все стало легко и просто, и праздник – да какой, да где! – в душе наступил и просиял. Причастившись на рассвете из рук Патриарха, мы еще потом поехали на Поле пастухов, а там нас принимали и угощали завтраком греки. И все пели, и все было славно, празднично и радостно! – 2013 год был для Вас плохим или хорошим? – Было много и плохого, и хорошего. Нелегкий был год. Я продолжала болеть. Онкология моя то наступала, то поддавалась лечению и отступала. Были и праздники: в мое 73-летие мы устроили пикник на берегу Шпрее, ели уху, песни пели. А тремя неделями раньше ко мне приехали неожиданные гости: главный редактор Издательства Московской Патриархии отец Владимир Силовьев с дочерью и директор моего любимого издательства Алексей Степанович Головин. Отец Владимир вручил мне грамоту и серебряную медаль «За заслуги», присужденные Международным благотворительным фондом «Семья – Единение – Отечество». Медаль эта почти как две капли воды похожа на первую советскую военную медаль «За боевые заслуги», которую давали только за личные подвиги. А я ведь девчонка военных лет, меня это греет...

http://pravoslavie.ru/67324.html

К тому же когда семинарист рукополагается на служение в отдаленном приходе, его личная библиотека, собранная в годы учения, способна стать ему неоценимым подспорьем. Сюда же, то есть к разряду дотируемой литературы, должны быть отнесены и издания богословского характера, в том числе и научно-богословские журналы. А вот что касается апологетической и миссионерской литературы, то она, на наш взгляд, может быть прибыльной, причем исключительно благодаря большим тиражам. Но для того, чтобы эти большие тиражи расходились, нужно соблюдать как минимум два условия. Первое — эти книги должны быть очень хорошо написаны и содержать данные и аргументацию на современном уровне в хорошем смысле слова. В них глубина мысли должна сочетаться с четкостью и доходчивостью изложения, а аргументы «за» и «против» должны быть доступны пониманию и нецерковных людей, для которых, например, фраза «Это не соответствует учению Церкви» малоубедительна. В связи с этим я позволю себе отвлечься на исторический пример. В свое время Мартин Лютер публично дискутировал с авторитетным богословом магистром Экком. Тот закончил свое выступление уничтожающим выводом: положения д-ра Лютера противоречат соборному мнению Святых отцов. Лютер с этим радостно согласился, потому что именно такова была его цель, и оба чувствовали себя победителями. А ведь оба они были опытными полемистами; тем не менее, отсутствие единой понятийной базы, отсутствие четкого понимания того, о чем и ради чего ведется диспут, привело к такому трагикомическому результату. Что касается православной апологетики, имеющей антисектантскую направленность, то досадно бывает видеть в такого рода изданиях обличения баптистов XIX века, потому что с тех пор и баптисты изменились, и возникло множество новых сект, угрожающих духовному, психическому и физическому здоровью человека. Вот о них-то и нужно нам писать. Такого рода издания есть, но в них видится один общий недостаток: основное внимание авторов уделяется разоблачению пороков личности основателя секты, а не порочности самого учения.

http://patriarchia.ru/db/text/425452.htm...

Однако на нашем пути к такого рода норме прибыли нам приходится преодолевать сложности не только экономического характера, о чем я скажу в дальнейшем. Подходя к содержательному аспекту нашей издательской деятельности, я хотел бы обозначить некоторое положение, так сказать, промежуточного характера. Очевидно, одну характеристику деятельности хороших издательств в России и за рубежом (в том числе издательств христианских) нам следует изучить и применить на практике. Дело в том, что желаемая норма прибыли исчисляется как среднее по всей совокупности изданий. При этом издания подразделяются на очень прибыльные (это в первую очередь те, которые издаются большим тиражом и быстро расходятся), самоокупаемые или дающие лишь небольшую прибыль и дотационные, расходы на которые отчасти покрываются из прибыли, получаемой от изданий первого типа, а отчасти должны поступать в порядке спонсирования. Качественно лучшие наши светские издательства наряду с «легкими» и прибыльными проектами предпринимают издание таких книг, которые требуют тщательной подготовки и достойного оформления, издаются небольшим тиражом, но при этом способны стать «лицом» издательства, укрепить его культурный авторитет в глазах знатоков и любителей литературы. Таким образом, положительный опыт, который мы можем извлечь из работы отечественных светских издательств, сводится именно к ранжированию издаваемой литературы по норме прибыли и — возможно — к перераспределению функций среди работников издательства. Говоря же о том, какого рода издания имеют право не приносить доход, мы должны в первую очередь обратиться к опыту инославных Церквей. В основном в эту рубрику попадают учебно-богословские издания, которые просто не имеют права быть дорогими, потому что ни учащиеся духовных учебных заведений, ни сами эти учебные заведения не обладают достаточными средствами. Но следует принять во внимание, что дотируя учебную литературу, мы вкладываем средства в будущее Церкви, способствуем выращиванию поколений богословски образованных и ревностных пастырей и служащих Церкви мирян.

http://patriarchia.ru/db/text/425452.htm...

Но очень важно не упускать из вида еще один аспект личностного характера. Достаточно хорошо известно, что зачастую те, кто впервые переступает церковный порог, принимаются местными, так сказать, «активистами», мягко говоря, невежливо. Парадокс в том, что человек, искренне стремящийся найти свое место в Церкви, воспринимает это как норму и через какое-то время сам начинает свирепствовать в отношении новоначальных. Пожалуй, значительно печальнее то, что люди, не имеющие ни достаточного церковного опыта, ни соответствующих знаний, очень любят поучать, причем непосредственно во время службы. Мне рассказывала одна мирянка, как во время евхаристического канона жестоко препирались две дамы, приставившие себя к свечкам, на тему — можно ли сейчас ставить свечи или нельзя. О том, что необходимо усердно молиться и, во всяком случае, хранить молчание, речи не было. Короче говоря, наши воцерковляющиеся православные, к сожалению, подчас бывают чрезмерно активными в своем незнании. Следует ли бороться с их активностью? — Думаю, что не стоит. А вот просвещать их незнание нужно и необходимо, причем это дело всей Церкви, так как касается всех нас. Именно в этом смысле мы и просим благословения и поддержки священноначалия. И именно в этой связи для того, чтобы разорвать порочный круг, в котором распространение литературы в Церкви в конечном итоге зависит от этих же людей, представляется совершенно необходимым, чтобы вся православная литература, в том числе и полемическая, была выдержана в едином ключе, была бы вся проникнута христианской любовью, потому что только любовь о Господе врачует всяческие нестроения и душевные раны, ибо Спаситель отирает всякую слезу (см. Откр 21:4). Подводя итоги своему выступлению, я хотел бы перечислить те аспекты работы Издательского Совета, в которых нам необходимо оперировать категорией долгосрочного планирования. Нам необходимо повышать уровень редакционной подготовки и полиграфического качества наших изданий с тем, чтобы наша продукция служила образцом книжной культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/425452.htm...

Определенный резон в этом есть, потому что в новых сектах принято обожествлять «гуру», но, тем не менее, хотелось бы видеть в этих книгах результаты более глубокого богословского анализа, пусть даже изложенные доступным образом. Иначе получается, что мы нарушаем православный этический принцип ненавидеть грех, а не грешника. Второе условие — это востребованность апологетической и миссионерской литературы в первую очередь православным клиром, а также сетью духовного образования и просвещения. А это означает, что масштабы миссионерской и апологетической работы должны постоянно возрастать. Мы далеки от намерения не только критиковать соответствующие сферы церковной деятельности, но даже просто их оценивать; мы просто обращаем внимание собрания на эту простую констатацию. И здесь мы подходим к проблеме, чрезвычайно актуальной и в такой же степени болезненной. Издательский Совет может сколь угодно пытаться совершенствовать качество издательской продукции. Однако на прилавок церковной лавки попадает в конечном итоге лишь то, что пожелает стоящая за ним женщина. Обычное правило, согласно которому все, что здесь продается, должно получить благословение настоятеля, нарушается настолько часто, что уже перестает быть правилом. Да и цены определяет не настоятель. Получив у нас литературу по вполне приемлемой цене, оптовик предлагает ее с наценкой до 50%, если не больше. И та же процедура повторяется при розничной продаже. Право же, можно позавидовать тем светским изданиям, которые осмеливаются проставлять рекомендуемую цену, которую можно превысить лишь ненамного! И можно пожалеть отцов настоятелей, которые добросовестно пытаются формировать круг чтения прихожан и слышат категорическое утверждение старосты (бухгалтера, продавца): «Нам это не нужно. У нас это не пойдет». Известны случаи, когда настоятель отстаивает свое мнение, а продавец прячет издание под прилавок и через какое-то время заявляет: «Ну, что я говорила, батюшка, так ни одного экземпляра и не купили». Так что получается, что в конечном итоге, на уровне практической реализации проектов православного просвещения, именно эти люди формируют нашу издательскую политику.

http://patriarchia.ru/db/text/425452.htm...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Репортажи На конференции «Иконология и иконичность» обсуждали фильм «Остров» и проблемы современного иконописания 26.01.2007 21:55 Версия для печати Москва, 26 января, Благовест-инфо. III международная конференция «Иконология и иконичность» состоялась 26 января в Издательском совете Русской Православной Церкви. Инициатор и постоянный председатель конференции – богослов, доктор филологических наук, создатель православной концепции иконичности, автор многих книг Валерий Лепахин (Сегед, Венгрия). Куратор форума – ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. В конференции приняли участие искусствоведы, иконописцы, богословы, историки из разных городов России. Перед началом работы конференции к участникам с приветственным словом обратился председатель Издательского Совета РПЦ, протоиерей Владимир Силовьев. Он отметил, что, хотя Россию и перестали считать «самой читающей страной в мире», но интерес к проблемам философии, богословия, иконописания в нашей стране не угас, о чем свидетельствуют многочисленные научные форумы и выставки. То, что ведущие ученые уже в третий раз собираются, чтобы обсудить проблемы иконичности, свидетельствует не только об их интересе к этой теме, но и о желании внести свой вклад в противостояние массовой культуре, тому без- о бразию, которое через телевидение вторгается в нашу жизнь, считает о. Владимир.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010