341 ...братъ твой Ирикъ оманкою намъ хотлъ дати жену твою Катерину, да и с королевства его сослали... – Старший брат Юхана III Эрик XIV в 1567 г. заключил договор с Иваном IV о разделе Ливонии (основная часть ее должна была отойти к России) и взаимной помощи; по условиям этого договора Эрик обязался отослать к Ивану IV Катерину Ягеллон, сестру польского короля и жену Юхана, в то время арестованного. Договор этот не вступил в силу из-за переворота 1568 г. и вступления на престол Юхана III. 342 ...братъ твой Карло да зять твой арцог Маамусъ. – Герцог Карл Зюдерманландский, третий сын Густава Вазы, будущий король Карл IX, и Магнус, сын германского герцога Саксен-Люнебургского, женатый на дочери Густава Вазы и живший в Швеции. 343 ...крымскому без насъ от нашихъ воеводъ учинилосъ... – В июле 1572 г. русские войска под командованием М. И. Воротынского одержали победу над крымским ханом у села Молоди на р. Лопасне. 344 ...грамоту с полоняникомъ... – Грамота Юхана III была получена через пленника во время похода на северную Ливонию (Пайда) в конце 1572 – начале 1573 г. 345 ...твоя лая... – Текст ответа Юхана III на Первое послание царя не был включен в «Посольские дела», ибо было указано, что он написан «не по пригожею». 346 ...сказываешь отца своего вотчину Свйскую землю, и ты б намъ известилъ, чей сынъ отецъ твой Густавъ и как дда твоего имянемъ звали... – Отец Юхана III Густав Ваза вступил на престол в 1523 г. в результате свержения власти датских королей над Швецией; он происходил из старинного шведского дворянского, но не королевского рода. Грозный поэтому считал шведских королей не равными себе – «прирожденному государю». 347 ...миръ с намсники ноугородцкими... – Поскольку Швеция с конца XIV в. находилась под властью датских королей, русские государи со времени присоединения Новгорода сносились с нею не непосредственно, а через своих новгородских наместников. 348 ...при князе Юръе... – Речь идет о московском князе Юрии Даниловиче, занимавшем в начале XIV в. новгородский престол и ходившем в 1323 г. в поход на шведов (на Неве).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общие труды: Lumbroso, L " Egitto al tempo dei Greci e del Romani, 1882 (устарело). Recherches sur Гесопоппе politique sous les Lagides (1870 – тоже). Hohlwein, d " Egypte Romaine, 1912. Монографии и исследования. По религии: W. Otto, Priester und Tempel im hellenistischen Aegypten. 2 т., 1905 (рецензия М. И. Ростовцева в Getting. Anzeiger, 1909). Junker, Die Stundenwachen in den Osirismysterien. Denkschriften Венской акад., 1910. D. Gotterdecret tiber d. Abaton. Ibid., 1913. Brugsch, Drei Festkalender, 1877. Lafaye, Histoire du culte des divinites d " Alexandre hors de PEgypte, 1883. Drexler, Cultus d. Aegypt. Gotheiten i. d. Donnaulandern. Sethe, Sarapis. Getting., 1913. Тураев, Поздние заупокойные папирусы. Барельефы с изображением божества Туту. Надпись римской эпохи, о священном быке. (Памятники Музея изобразит. искусств в Москве). F. Preisigke – W. Spiegelberg, Die Prinz – Jackim – Ostraca griechische und demotische Beisetzungs – Urkunden fur Ibis und Falkenmumien aus Ombos. Schriften d. Wiss. Ges. in Strassburg (1919). По искусству: Dumichen, Baugeschichte d. Denderatempels, 1877. Sieglin–Schreiber–Bissing, Die Nekropole v. Kdm-esch-Schukafa, 1908. F L. Petrie, Roman portraits, 1911. (Eg. Research Account XVIII). Portofolio of Hawara Portraits (ibid.). Athribis (ibid., 1908). Б. В. Фармаковский, Портрет из Фаюма. Паи. Музея изобр. искусств. М. И. Ростовцев, Расписная стела из Александрии. Там же. В. Ф. Гринеизен, Погребальные пелены египто-эллинистической композиции. Там же. В. К. Мальмберг, Женская статуэтка поздней эпохи. Там же. М.И. Ростовцев, Стеклянная расписная ваза поздне-эллинистического времени и история декоративной живописи. Изв. Арх. ком., 1914. Но праву, торговле и др.: Фрезе, Очерки греко-египетского права. Ярославль, 1912. Хвостов, История восточной торговли греко-римского Египта. Казань, 1907 (рец. М. И. Ростовцева в Журн. мин. нар. проев., 1908). Сингалевич, О составе населения Оксиринха 30 до н. э.– 284 н. э. В. В. Струве, К истории απομοιρα.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В сие время Ливония уже перестала мыслить о сохранении независимости: изнуренная бесполезными усилиями, она искала только лучшего властелина, чтобы спасти бедные остатки свои от плена и меча Россиян. Фридерик, Король датский, хотел Эстонии и купил для своего брата, Магнуса, Епископство Эзельское: сей юный Принц, осужденный быть удивительным игралищем Судьбы, весною 1560 года прибыл в Габзаль с лестными обещаниями для Рыцарства. Король Шведский не показывал властолюбивых замыслов на Орденские земли, но боясь успехов России, дал знать Магистру, что он готов снабдить Ревель воинскими запасами; что тамошние жители, в случае осады, могут прислать жен и детей в Финляндию; что Швеция, забывая неверность Ордена, искренно ему благоприятствует и никогда не согласится на его уничтожение. Так думал старец Густав Ваза, умерший в конце 1560 года. Новый Король Эрик действовал решительнее: представил чинам Эстонским с одной стороны неминуемую гибель, с другой защиту, спасение, и без великого труда убедил их объявить себя подданными Швеции, к досаде Магистра, который находился в тайных переговорах с Сигизмундом. Сие важное происшествие ускорило развязку драмы. Видя, что ветхое здание Ордена рушится, Кетлер, Архиепископ Рижский и депутаты Ливонии спешили в Вильну, где 28 Ноября 1561 года, в присутствии Короля и Вельмож Литовских, навеки уничтожилось бытие знаменитого Братства меченосцев, в силу торжественного, клятвою утвержденного договора, по коему Сигизмунд-Август был признан Государем Ливонии – с условием не изменять ни Веры ее, ни законов, ни прав гражданских – а Кетлер наследственным Герцогом Курляндии, вассалом, или подручником Королевским. В сей достопамятной грамоте сказано, что «Ливония, терзаемая лютейшим из врагов, не может спастися без тесного соединения с Королевством Польским; что Сигизмунд обязан вступиться за Христиан, утесняемых варварами; что он изгонит Россиян и внесет войну в собственную их землю: ибо лучше питаться кровию неприятеля, нежели питать его своею». Возвратясь в Ригу, Кетлер всенародно сложил с себя достоинство Магистра, крест и мантию: Рыцари также, проливая слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Но чтобы стать «вождем декадентства» в России, нужно было его создать. Окончив гимназию и поступив на историко-филологический факультет Московского университета, Брюсов творит его буквально из ничего. С утра до вечера он сочиняет «символические стихи», в которых формальные особенности поэзии Верлена, Рембо и Малларме превращаются в некую «заумную речь». Молодой символист выдвигает «непонятность» как основной признак нового искусства, способный создать ему громкую и скандальную известность. Но одного Брюсова мало — необходима «школа». Ему удается уговорить своего гимназического товарища А. А. Ланга примкнуть к «движению». 10 февраля Брюсов записывает в дневник: «Ура! Вчера был в редакции. Собираемся издавать сборник стихотворений». 18 февраля: «Получил корректурные листы. Полтора года назад это привело бы меня в бешеный восторг, но теперь я слишком измучен жизнью». В конце февраля выходит тощая книжечка «Русские символисты. Выпуск I. Валерий Брюсов и А. Л. Миропольский. Москва, 1894». В сборнике были помещены стихи Брюсова, Вл. А. Маслова (псевдоним того же Брюсова) и А. Л. Миропольского (псевдоним Ланга). В статье «От издателя» Брюсов торжественно прокламирует «новое искусство». Он пишет: «Нисколько не желая отдавать особого предпочтения символизму и не считая его, как то делают увлекающиеся последователи, „поэзией будущего“, я просто считаю, что и символистическая поэзия имеет свой raison d " être. Замечательно, что поэты, нисколько не считавшие себя последователями символизма, невольно приближались к нему, когда желали выразить тонкие, едва уловимые настроения. Кроме того, я считаю нужным напомнить, что язык декадентов, странные, необыкновенные тропы и фигуры вовсе не составляют необходимого элемента в символизме. Правда, символизм и декадентство часто смешивают, но этого может и не быть. Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». «Декадентство» и «символизм», которые часто сливаются, но могут и не сливаться, символизм как поэзия «едва уловимых настроений»— все это в достаточной мере туманно и расплывчато. Но молодой поэт достиг своей цели: о нем заговорили в журналах. В «Вестнике Европы» философ Вл. Соловьев остроумно разобрал стихи Брюсова: Золотистые феи В атласном саду. Когда я найду Ледяные аллеи? Влюбленных наяд Серебристые всплески, Где ревнивые доски Вам путь заградят? Непонятная ваза Огнем озаря, Застыла заря Над полетом фантазии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Витьке принесли чашку, наполненную до краёв лапшой с бульоном. Лапша странная: тонюсенькая, словно нитка, парень видел такую впервые; плавали там же зеленоватые кусочки ламинарии. «Во додумались – водорослей накрошили! А хлеба-то не дали; пожалели, супостаты! И ложку не принесли, забыли что ли? Что ж, попробуем!» Витька попытался поддеть лапшу деревянными палочками, зачем то оставленными тут же, но ничего не вышло – слишком скользкая. Ладно, тогда по-другому: вначале бульон, затем остальное. Витёк пригубил жидкость от края плошки и чуть не взвыл! Парень закашлялся, глаза слезились, во рту разгорался пожар. «Ну и гады! Издеваются над пленным! Специально, видать, столько перцу насыпали, чтобы посмеяться!» Что же делать? На ум пришли два варианта. Первый – в знак протеста объявить бессрочную голодовку. Второй – сделать вид, что всё очень вкусно, просто пальчики оближешь, тем самым привести врага в трепет, доказав, что русскому матросу всё нипочём! Прислушавшись к мнению урчащего желудка, Витька выбрал вариант номер два. Зажмурившись, выпил жгучий бульон, в результате пожар распространился из горла и на желудок. Слёзы текли ручьём, но моряк не сдавался. Лапша оказалась отдельным испытанием. Нескончаемую тонкую верёвочку-лапшину Витька мужественно засасывал в течение нескольких минут, делая иногда небольшой перерыв, чтобы, отдышавшись, остудить горло. Наконец, и эта пытка закончилась. Водоросли же решил не есть, чтобы показать свою непреклонность. «Что я им, корова какая, чтобы всякую пакость жрать?» Миска гордо отодвинута. «А что там в плошке? Какая-то зеленоватая бодяга, чайком немного попахивает, но как-то по-другому. Надеюсь, не отрава. Ладно, придётся выпить, иначе огонь в желудке не потушить». Витька сделал пару глотков. «Эх, отсталая нация. То ли дело – наш нормальный чаёк, да с сахарком вприкуску!» После обеда невозмутимого матроса перевели наверх. Видать специально для него командирскую каюту освободили. Плюсом стали: большой (не чета нашим) иллюминатор и кровать (не подвесная койка, а обычная железная кровать). Но появился и минус в виде наручников, которыми Витьку к той самой кровати и приковали так, что до иллюминатора не добраться. Безжалостно грохнула дверь. Советский моряк огляделся. На стене – полотнище: красные лучи на белом фоне – японский морской флаг; слева от него — огромный цветастый веер; в углу – большая красная ваза с синими бумажными цветами, украшенная птичьими перьями; над кроватью – «картина» (какая-то мазня – иероглифы в рамке). Перед тем как провалиться в сон, увидал Витёк, выглядывающую с палубы через иллюминатор, сосредоточенную рожу японского часового.

http://azbyka.ru/fiction/tixij-okean-lis...

Какую бы область жизни общества, науки, культуры, техники мы ни взяли, все они будут представлены словами трех родов. Следовательно, с точки зрения современного русского языка распределение существительных по трем родам загадочно, необъяснимо. Но тогда каким же образом мы безошибочно узнаем, что, например, стол и стул — слова мужского рода, доска, парта, школа — женского, а окно, стекло — среднего? Ответ прост: в русском языке в подавляющем большинстве случаев род определяется по окончанию: если существительное оканчивается на твердый согласный (школьник, ученик, учебник), то перед нами слова мужского рода; если существительные оканчиваются на а(-я) (школа, ученица, земля), то они женского рода, если на о(-е) (дерево, перо, поле), то эти слова среднего рода. Слова, заимствованные из других языков и имевшие в них другой род, в русском языке получают род в соответствии с тем, какое окончание они получили в русском языке. Так, слова клуб, спорт, вокзал, футбол, баскетбол, трамвай, танк, матч, хоккей и т. п. относятся к мужскому роду, так как оканчиваются на твердый согласный j (орфографически й ). Французские слова, имеющие в конце о или е , в русском языке стали словами среднего рода: бюро, пальто, депо, пюре, кашне, фойе и др. Слова на а(-я) относятся к женскому роду: авиация, атака, революция, партия, ваза, газета и т. п. А как же быть со словами день, огонь, осень, лагерь, дверь, ноготь, кость, рояль, тюль и т. п., среди которых есть слова и мужского и женского рода? Как определить род этих существительных? Для лиц, владеющих русским языком, можно рекомендовать прием вопросов, подставляя к таким существительным местоимения мой, моя, мое или он, она, оно. К словам день, огонь, лагерь, ноготь, рояль можно подставить слово мой, и они будут относиться к мужскому роду. К словам же осень, дверь, кость — слово моя: они относятся к женскому роду. Однако среди таких существительных есть слова, к которым, если точно не знаешь, какого они рода, как будто можно подставить слова и мой и моя, и поэтому этим приемом воспользоваться нельзя. Это, например, слова тюль, картофель, толь, мозоль, табель, шампунь, персоль, лебедь и др. История их родовой принадлежности извилиста и весьма любопытна. О некоторых из них мы расскажем. Но чтобы не ошибиться в определении рода этих и других «трудных» слов, нужно обращаться к словарю.

http://azbyka.ru/deti/zanimatelno-o-russ...

Неприятно было Чарскому с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика; но он очень хорошо понимал житейскую необходимость и пустился с итальянцем в меркантильные расчеты. Итальянец при сем случае обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому, который поспешил его оставить, чтобы не совсем утратить чувство восхищения, произведенное в нем блестящим импровизатором. Озабоченный итальянец не заметил этой перемены и проводил его по коридору и по лестнице с глубокими поклонами и уверениями в вечной благодарности. Глава III Цена за билет 10 рублей; начало в 7 часов. Афишка. Цена за билет 10 рублей; начало в 7 часов. Зала княгини отдана была в распоряжение импровизатору. Подмостки были сооружены; стулья расставлены в двенадцать рядов; в назначенный день, с семи часов вечера, зала была освещена, у дверей перед столиком для продажи и приема билетов сидела старая долгоносая женщина в серой шляпе с надломленными перьями и с перстнями на всех пальцах. У подъезда стояли жандармы. Публика начала собираться. Чарский приехал из первых. Он принимал большое участие в успехе представления и хотел видеть импровизатора, чтоб узнать, всем ли он доволен. Он нашел итальянца в боковой комнатке, с нетерпением посматривающего на часы. Итальянец одет был театрально; он был в черном с ног до головы; кружевной воротник его рубашки был откинут, голая шея своею странной белизною ярко отделялась от густой и черной бороды, волоса опущенными клоками осеняли ему лоб и брови. Всё это очень не понравилось Чарскому, которому неприятно было видеть поэта в одежде заезжего фигляра. Он после короткого разговора возвратился в залу, которая более и более наполнялась. Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна. Все с нетерпением ожидали начала; наконец в половине осьмого музыканты засуетились, приготовили смычки и заиграли увертюру из «Танкреда 8 ». Всё уселось и примолкло, последние звуки увертюры прогремели… И импровизатор, встреченный оглушительным плеском, поднявшимся со всех сторон, с низкими поклонами приближился к самому краю подмостков.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

Автор статьи склонен к отрицанию всякого активного участия преосв. Иннокентия в учреждении в Харькове училища для девиц духовного звания. Сравн. у Буткевича. Цитов. сочин. стр. 264 и след. 296–297. 1179 Напр., в 1863 году им пожертвованы для означенной цели следующие вещи: 1) серебряная – позлащенная чашка с таким же блюдечком и ложечкою в футляре; 2) серебряный позлащенный стакан; 3) чайный прибор из желтого фаянса: 4) столовый прибор из зеленого стекла; 5) фарфоровая чашка с блюдечком и 6) ваза для цветов. На основании подлинной росписям почетного блюстителя училищ Сосновского от 21 июня 1863 года, сохранившейся в архиве преосв. Макария. 1180 Напр., в 1863 году он пожертвовал в пользу училища 200 экземпляров своего «Введения в Православное Богословие» при следующем предложении Харьковской духовной консистории от 16 октября 1863 года: «прилагаемые при сем 200 экземпляров «Введения в Православное Богословие» сочинения моего, отпечатанного третьим изданием в настоящем 1863 году, без перемены, я жертвую в пользу Харьковского училища девиц духовного звания. Объявляю цену каждому экземпляру два рубля, всего на 400 руб. Посему предлагаю консистории разослать эти книги к благочинным Харьковской епархии с тем, чтобы они предложили духовенству или и другим лицам, желающим приобрести оные в пользу свою, или в церковные библиотеки. См. арх. Хар. дух. кон. по описи общим делам за1863г. дело 258. 1182 См. Хар. Еп. Вед. 1867 г. 13. Впоследствии оказалось, что в члены комитета были избраны большинством голосов следующие харьковские священно-служители: протоиереи Чижевский и Федоровский Александр (получившие но 619 1/4 избирательных голосов), священник Вертеловский (370 1/4), прот. Болхаевский (323 1/2) и прот. Галонов (261). Прот. Энеидов (499 1/2) и священ. Лащенков (466 3/4), как имевшие другие обязанности, не были утверждены преосв. Макарием. См. там же за 1867 г. 19. Касательно критических статей «Духовного Вестника», – в которых разбирались сочинения преосв. Филарета Гумилевского , и прежде существовало и теперь еще некоторыми разделяется неправильное мнение, будто автором их был сам преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

– А скажите, пожалуйста… Нет, нет, слава Богу, не про Бангладеш, хотя я почему-то не сомневаюсь, что Людочка и на этот вопрос сумела бы каким-то образом ответить. Ее стали спрашивать о современном кино, о судьбе Гурченко, которая долгое время не появлялась на экране, о композиторах, еще о чем-то. И Людочку «понесло» по изящным коридорам мысли, где она с легкостью отыскивала словесные диковинки. – А что вы скажете по поводу?.. А почему?.. А как вы думаете?.. Комиссии явно не хотелось расставаться с Людочкой: Бангладеш им уже порядком поднадоел. Экзамен постепенно превращается в оживленную беседу, которая захватывает всех преподавателей. И мастер торжествующе поглядывает на них: ну, что я вам говорила?.. – Пять, – растерянно отвечает Людочка жаждущим услышать подробности об экзамене (как потом выяснилось, это была единственная пятерка, поставленная в тот день.) Я многозначительно смотрю на парня в махровой рубашке: «А ты как думал?..» Почему он вдруг решил открыться совсем неожиданной стороной? Почему впервые пригласил в гости «неофициально», накрыв для нас роскошный стол на лоджии, который вместе и сервировали? Поначалу он очень ревниво относился к нашим попыткам помочь ему: «Нет, нет. Я сам», – пока не стал доверять: там, в холодильнике, зелень, там еще что-то. Поразила огромная ваза с листьями базилика. Выложили на стол, а мыть-то не стали. Попросил достать из холодильника – вот и достали, и никакой самодеятельности: послал – принесли. Так потом и похрустывал изредка песочек. Даже допустил до салата из помидоров. – А как нарезать? – Да как хотите. Но стоило только прикоснуться ножом, как он метнулся ко мне: – Да разве можно так резать? Вот как надо! (Так я и знала: сначала «как хотите», а потом – «как надо»). Из лоджии вели двери и на кухню, и в комнату. И мы радостно бегали по этому кругу. И вскоре стол уже поражал обилием... но чего? Конечно, припомнить трудно. Да и какое это имело значение! Изысканная еда, бутылка вина, зелень. Было и «коронное блюдо», по тем временам совсем немыслимое: коньяк «Наполеон». Так и сказал:

http://pravoslavie.ru/131804.html

А ведь вы еще при этом и катнете ему мячик, и толкнете машинку, и дадите «посмотреть» прочитанные вами «Работницу» или «Крокодил». А ваши бесконечные разговоры! Малыш все еще не умеет произносить отдельных слов, но разве его сегодняшнее лопотанье похоже на то, каким оно было месяца три-четыре назад? Это уже явные попытки равноправного разговора! Тем более что какое-то восклицание, какой-то звук или звукосочетание явно приобретают вдруг в болтовне малыша права определенного слова, причем, возможно, первого. «Кых!» — таким было первое слово нашей Катюши. Так восхищенно и энергично она называла игрушечного кота. «Бум-бум» — просьба десятимесячной Женечки, заболевшей впервые, дать ей водички. Месяц десятый Питание и режим После девяти месяцев можно, пожалуй, переходить на совсем взрослый режим: всего лишь дважды укладывать ребенка днем спать. У моих детей в это время режим был таким: подъём — в 7—8 часов; завтрак — грудное кормление (7.30—8.50); первый дневной сон — 9.30—11.30; второй завтрак — 11.30—12.00; обед — 14.30—15.00; второй сон — с 15.30 до 17.30; полдник — 18 часов; ужин — грудное кормление (22 часа). Из чего состоят обед, второй завтрак, полдник, посмотрите в записях прошлого месяца: меню пока практически не меняется. Разве что иногда мясной бульон можно заменять рыбным. Мелко нарезанную рыбу (треска, окунь, хек) варят минут 30—40 и обязательно процеживают через марлю, иначе в бульон проскользнет косточка. «Нельзя» и «Можно» Днем малыш много и активно ползает. И нельзя сказать, что это не осложняет жизнь всей вашей семьи. Ведь он вдобавок научился вставать, и теперь ему требуется потрогать, взять в руки или в рот, потянуть к себе то, что трогать ему никак нельзя: папины бумаги или вазу с цветами в комнате, ведро с мусором — в кухне. Не пытайтесь убедить его словом «нельзя». Оно имеет для ребенка смысл, только если предмет вожделения тут же исчезает из поля зрения, причем взамен предлагается что-нибудь не менее интересное. Вам надо раз и навсегда решить, что для вас важнее: свежая полировка на мебели, новый ковер на полу, хрустальная ваза на журнальном столике — или нормальные и спокойные отношения с маленьким ребенком.

http://azbyka.ru/deti/rastyot-dochka-ras...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010