Валера шел за Георгиевичем и терзал того на предмет зонтика. Мол, зачем ему на Афоне зонтик? Черный мужской зонтик с изогнутой ручкой (может, даже и «Три слона») действительно торчал из модульного рюкзака Владимира Георгиевича. - Я забыл его оставить в Москве. Жалко оставлять. – Хотя если это действительно «Три слона» (известная японская фирма), то Георгиевича можно понять. Тропинка от калитки мимо дощатого сооружения для известных надобностей разматывалась влево вниз. Вскоре мы оказались на дне распадка, на берегу высохшего ручья. Дальше начинался подъем. Было видно, что здесь ходили, возможно, даже такие же, как мы паломники. Сначала было совсем нетрудно – с камня на камень, с уступа на выступ. Но подъемы стали становиться все сложнее. Вспомнилась альпинистская студенческая молодость. Альпинист я был так себе, никакой, но лазить любил. Однажды я должен был вести группу по Центральному Кавказу, но у одного из членов группы случилась свадьба, у другого заболела мама, и остальные по разным уважительным причинам не сумели собраться. В результате группу зарегистрировать не удалось. Но идти в августе на Кавказ очень хотелось, и я уговорил двоих товарищей -  Мирека Сухоцкого и Мишу Брусованика - попутешествовать. Мирек был студентом медицинского института, а Миша – студентом Института Культуры, он по профессии скрипач и гитарист (музыкант из него вышел классный). В таком составе – три человека – идти по Кавказу (один из которых в горах не был) - просто авантюра. И я решил выбрать простой, прогулочный маршрут. Карты того района у нас не было, но «бывалые» члены нашего туристско-альпинистского клуба поделились так называемыми схемами маршрута – кроками. И все бы было хорошо, но мы пришли не на тот перевал - вместо Наура взошли на Магану. Кто был – тот знает. Об ошибке мы узнали, обнаружив в туре (пирамидке из камней) записку группы, которая была здесь до нас.  А назад спуститься не сумели: пришла снизу облачность, и видимость на этой стороне от перевала была нулевой. Пролежав около двух часов на рюкзаках, мы все-таки решили спускаться на обратный склон к реке Южный Псыш. Спуск прошел удачно, хотя не без приключений. Но, оказавшись у реки, мы решили двигаться по склону в сторону селения Псху и далее к озеру Рица. Никто из нас не догадывался, что уготовал нам Бзыбский каньон, куда мы вошли, как гарпун в рыбу, – назад никак. Мы там, легкомысленные студенты, впервые по-настоящему молились. С нами ничего не случилось, Бог хранил, но, когда мы дошли до горного селения Псху, нам показалось, что мы родились вновь. Скалы и непроходимая растительность каньона оставили в душе глубокий след. Особенно запомнились колючие лианы, которые росли на уровне ног, мы их окрестили «Держидерево». Тонкие и прочные, незаметные и злые.

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Памятный крест установлен на месте массовых расстрелов нижегородцев Нижний Новгород, 6 сентября 2004 г. Шествие и водружение памятного креста на месте массовых расстрелов нижегородцев прошло вчера в Нижнем Новгороде. Шествие было посвящено Дню " Красного террора " , объявленного 5 сентября 1918. В мероприятии приняли участие активисты правозащитных организаций, люди пострадавшие в годы советского тоталитаризма, а так же родственники пострадавших, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Участники шествия прошли от здания ФСБ (старого здания НКВД) на улице Малой Покровской до бровки Почаинского оврага, где в годы советских репрессий были расстреляны и захоронены сотни нижегородцев. Шествие завершилось установкой памятного креста с мемориальной доской. Во время возложения цветов к подножию памятного креста все присутствующие пропели вечную память невинно убиенным в годы советского террора. Перед собравшимися выступил Александр Николаевич Лушин, внук расстрелянного в 1918 г. священномученика протоиерея Алексея Порфирьева. «Епископ Лаврентий, мой прадед протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Борисович Лейтгард, которые были прекрасными людьми, были членами городского совета, много делали для губернии – они ведь отдали свою жизнь за религиозную идею, не за политическую», - отметил Александр Николаевич. Председатель Нижегородского регионального отделения «Мемориал» Герман Георгиевич Гофман обратился ко всем собравшимися со словами: " Сначала революционеры взрывали царей и великих князей, потом стреляли министров, когда добились своего в 17-ом году, то взялись за тех, кто представлял опасность новому строю – за офицерство, за казачество, за священнослужителей, за интеллигенцию, т. е. за цвет России. Декрет 18-го года о проведении «Красного террора» " исполнялся неукоснительно " и действительно все указания «великого вождя революции» были исполнены. Он тогда, во время голода, писал: «Именно сейчас, когда дороги голодных губерний усеяны сотнями и тысячами трупов, мы должны обратить всю свою энергию против священнослужителей, мы должны полностью ликвидировать всю утварь церквей, и чем больше мы – по его выражению – попов расстреляем, тем лучше для нашего дела». После Владимира Ильича за дело взялся, как вы знаете, его верный ученик и продолжатель его дела, который пролил крови еще больше, и действительно террор был красным не только потому, что это был большевистский террор, но и просто по цвету пролитой крови». «Сегодня у нас тоже можно сказать антитеррористическая операция», - сказал Герман Георгиевич в завершение.

http://pravoslavie.ru/10973.html

В июне 1811 года семья получила Высочайшее дозволение поселиться в Москве, и 21 августа вдовствующая царица Мария с царевичем Ираклием и двумя царевнами прибыли на московскую землю. Царевичи Илия и Окропил воспитывались в кадетском корпусе с 1804 года и в 1812-м были определены подпоручиками в лейб-гвардии Егерский полк 284 . Царевич Илия участвовал в войне 1812 года, воевал на Бородинском поле и дослужился до чина полковника. Царевич Окропил уволился со службы по болезни в чине поручика 23 мая 1816 года. Царевич Ираклий получил домашнее образование 285 . О царевне Тамаре известно, что с 1813 года начались ее страдания от ревматизма 286 . В 1821 году царевичи Ираклий и Окропил начали (на свои капиталы) строительство собственных домов в Москве. Первые два участка земли, которые купил царевич Ираклий, располагались вдоль «проезда подле Китайгородской стены от Новых Владимирских ворот в Охотный ряд» 287 . А вторую половину квартала вплоть до Рождественской улицы приобрел для своей семьи царевич Окропил. Через год во владения царевича Ираклия вошел соседний участок, что «на канале речки Неглинной» 288 . Сохранились чертежи планов застройки этих участков и фасадов многих домов, построенных царевичами 289 . В начале 1824 года половина дома царевича Ираклия была отделана и ее заняла царица Мария, с ней постоянно жила царевна Тамара. В этих же домах «по проезду Китайской стены 51» жил в 1830-х годах царевич Илья Георгиевич, полковник и кавалер, женатый на Анастасии Григорьевне Оболонской, со своим большим семейством. Царевич Окропил Георгиевич в 30-е годы временами жил то в Москве 290 в доме Ираклия, то в Петербурге 291 . Он был женат на графине Анне Павловне Кутайсовой, позднее его дети наследовали все дома грузинских царевичей на этом участке 292 . Вопрос местопребывания Грузинского дома в Москве для нас непраздный. Вышеперечисленные данные позволяют выяснить, кто именно из царевичей, помимо Ираклия, жил в Москве во времена старца Зосимы, знал и почитал его, где старец бывал и где произошло чудесное исцеление царевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Действия соответствовали обещаниям. Сильная дружина Венгерская окружила Дворец Княжеский, заняла крепости; повелевая именем малолетнего Даниила, грозила казнию внутренним изменникам и распорядила защиту от неприятелей внешних, так что Рюрик, вступив с Ольговичами в Галицкую землю, встретил войско благоустроенное, сражался без успеха, не мог взять ни одного укрепленного места и возвратился с Великим стыдом. Сын Рюриков, зять Великого Князя, выгнал только Ярослава Владимировича, свояка Всеволодова, из Вышегорода, и союзники распустили войско. Рюрик уступил Белгород своим друзьям Черниговским, которые отдали его Глебу Святославичу. Между тем Всеволод Георгиевич спокойно господствовал на Севере: отряды его войска тревожили Болгаров, Князья Рязанские отражали Донских хищников, а Новогородцы Литву. Жители Великих Лук с воеводою, именем Нездилою, ходили в Летгалию, или в южную часть нынешней Лифляндской губернии, и привели оттуда пленников. Новая ссора Россиян с Варягами – вероятно, по торговле – не имела никакого следствия: последние должны были на все согласиться, чтобы мирно купечествовать в наших северо-западных областях. Но Всеволод, будто бы желая защитить Новгород от внешних опасных неприятелей, велел объявить тамошним чиновникам, что он дает им старшего сына своего, Константина, ибо отрок Святослав еще не в силах быть их покровителем. Надобно думать, что Бояре Владимирские, пестуны юного Святослава, не могли обуздывать народного своевольства и что Великий Князь хотел сею переменою еще более утвердить власть свою над Новымгородом. Двадцатилетний Константин уже славился мудростию, Великодушием, Христианскими добродетелями: граждане Владимирские с печалию услышали, что сей любимый юноша, благотворитель бедных, должен их оставить. Отец вручил ему крест и меч. «Иди управлять народом, – сказал Всеволод: – будь его судиею и защитником. Новгород Великий есть древнейшее Княжение в нашем отечестве: Бог, Государь и родитель твой дают тебе старейшинство между всеми Князьями Русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ младшего извода сер. XV в. отмечалось, что «Мариа Всеволожа Щварновна» была дочерью «князя Чешьского» (Там же. 2000. Т. 3. С. 468). Из этого источника версия о чеш. происхождении М. Ш. попала в летописные своды нач.- сер. XVI в. (Там же. Т. 15. Стб. 290; Т. 21. Ч. 1. С. 46, 226-229) и стала общепризнанной в поздних памятниках агиографии, описях некрополя владимирского Княгинина мон-ря XVI-XVIII вв. и справочных изданиях кон. XVIII - нач. XXI в. ( Мальгин Т. [С.] Зерцало российских государей с 862 по 1789 г. ... СПб., 1789. С. 48; Головин Н. [Г.] Родословная роспись потомков вел. кн. Рюрика. М., 1851. С. 14, и др.). Наиболее подробно эту версию происхождения М. Ш. обосновал литературовед Л. С. Кишкин ( Кишкин. 1972; Он же. 1983). Ряд исследователей, опираясь на сообщение Никоновской летописи кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 9. С. 233), выдвинули 3-ю версию о происхождении М. Ш., согласно к-рой вел. княгиня была дочерью киевского боярина и воеводы Шварна (Старшего) († после 1166), который мог носить отчество Жирославич (его племянником был Шварн (Младший) Андреевич († 1166)). Одна из жен Шварна (Старшего), как допускается, могла быть «ясыней» ( Литвина, Успенский. 2006а, 2006б; D browski. 2008; Домбровский. 2015). Тем не менее новейшее изучение останков М. Ш. антропологом С. А. Никитиным подтверждает именно ясское происхождение св. блгв. княгини (исследование готовится к печати). Между 1172 и 1174 гг. М. Ш. вышла замуж за кн. Всеволода Георгиевича, когда он был владельцем Городца Остерского, одного из самых больших городов Переяславль-Русского княжества, расположенного на порубежье с Черниговской землей. По-видимому, этот брак должен был способствовать восстановлению мирных отношений на русско-половецкой границе в Юж. Руси. Здесь население имело тесные торгово-экономические связи с городами Ср. Подонья и Крыма, где компактно проживали многочисленные сообщества алан и яссов, имевшие в XII в. собственных князей ( Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 165-192). В 1174-1175 гг. М. Ш. пребывала в Чернигове при дворе местного кн. Святослава Всеволодовича, который в борьбе за власть в Сев.-Вост. Руси выступал как союзник ее мужа. В конце июня 1175 г., после военной победы над своими племянниками ростово-суздальскими князьями Мстиславом (Иоанном) и Ярополком (Феодором) Ростиславичами, князья Михалко Георгиевич и Всеволод Георгиевич вызвали из Чернигова свои семьи во Владимир-на-Клязьме. До Москвы жен новых сюзеренов Сев.-Вост. Руси сопровождал с дружиной сын правителя Чернигова - кн. Олег (Константин) Святославич (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 602).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Она посетила СПбФ АРАН с ходатайством о допуске к материалам Пчелиной в августе 2016 г. — очевидно, во время собственного отпуска, но также вообще летних отпусков. Последнее не помешало сложиться впечатлению, что руководство уклонилось от контактов, усиленному отказом в ходатайстве, как правило, неприятном для самих работников архива. Тамаре Владимировне была разъяснена нормативная и техническая невозможность допуска к фонду, находящемуся в отдаленном хранилище в микологически небезопасном состоянии. Оставив заявление на имя директора, она встретилась с внуками Е. Г. Пчелиной — Николаем Георгиевичем и Михаилом Георгиевичем (интересно, знали ли они, что их «интервьюируют», а не просто беседуют для знакомства), после чего начала энергичную кампанию с обращениями ко всем возможным лицам, во все органы и организации, которые виделись способными повлиять на ситуацию. Ответы директора учреждения И. В. Тункиной и завотделом обработки М. В. Мандрик на пламенные письма Т. В. Дадиановой в филиал АРАН с известиями о предпринятых шагах, призывами не сидеть сложа руки и сообщать о ходе процесса с. 12–14] с подробным разъяснением причин «простаивания» фонда Пчелиной, объективных трудностей и возможных путей их преодоления воспринимались, по-видимому, чиновными отписками, маскирующими бюрократическую инертность и уклонение от прямых обязанностей по вводу в научный оборот материалов, давно ожидаемых исследователями и остро необходимых в текущий период [там же, с. 14]. Эмоциональные послания Тамары Владимировны в сам филиал и вышестоящие инстанции влекли главным образом дополнительную нагрузку на ответственных лиц и исполнителей, вынужденных готовить развернутые ответы заявительнице и вести дополнительную переписку. Тем не менее, докладывая в связи с обращениями Т. В. Дадиановой о положении фонда директору Архива РАН, после его санкции руководство филиала готово было в порядке исключения обеспечить доступ исследовательнице к фонду, что требовало целого комплекса мер и нарушало плановую работу отдела ОФКиВА (сл. записка от 5 октября 2016 г.). Возможно, стремление Тамары Владимировны увидеть документы Е. Г. Пчелиной к тому моменту несколько остыло, и сложную задачу реализовывать не пришлось.

http://bogoslov.ru/article/6176976

3-го декабря скончался Владимир Карпович Железников – автор знаменитой повести «Чучело» и других произведений для детей 3 декабря 2015 года в Москве в возрасте 90 лет скончался Владимир Карпович Железников, писатель, кинодраматург, сценарист, автор знаменитой повести «Чучело» и других произведений для детей.  Владимир Железников родился 26 октября 1925 года. В 1957 году окончил Литературный институт имени Горького. Дебютная книга – «Разноцветная история» – вышла в 1960 году. Автор и соавтор сценариев ко многим фильмам. С 1988 года – художественный руководитель киностудии «Глобус», выпускающей детские фильмы. Дважды удостоен Государственной премии СССР – за сценарии к картинам «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». Екатерина Соловьева, фотожурналист, вспоминает: В конце октября 2015-го года я получила письмо от сотрудников музея Паустовского в Москве. Они попросили выслать к юбилею писателя фотографии, которые я сделала в Тарусе летом 2009-го года. На них Владимир Железников запечатлен в доме в Тарусе. Я подняла свои записи и архив шестилетней давности… Тем летом мы с коллегой-фотографом гуляли по Тарусе. Я в который раз нашла домик Паустовского и пыталась сфотографировать мемориальную доску, что из-за бурной растительности в саду сделать было непросто. В это время из ворот вышел пожилой человек и, узнав про мой интерес, пригласил пройти в сад. Слово за слово, про дом, про родню писателя… – Я к Константину Георгиевичу не имею никакого отношения, а вот супруга моя – Галина Арбузова – его приемная дочь. От клумбы оторвалась женщина: – Да я-то что, перед вами автор повести «Чучело» – Владимир Железников… Мы осмотрели чудесный ухоженный сад, а потом Владимир Карпович любезно показал мне дом. В доме поддерживают все так, как было при Константине Георгиевиче. Писатель показал и рабочий кабинет Паустовского. На столе – печатная машинка Константина Георгиевича. Сам Железников работает в другой комнате. Писать из-за слабых глаз получается плохо, надиктовывает тексты жене, но говорит, что это не может заменить ручку и бумагу…

http://pravmir.ru/skromnyiy-laureat-gosu...

Нетрезвостию в жизни в древнее время отличались и сами князья, хоторне тем подавали дурной пример и остальному русскому обществу. На старинном языке слово пировать было синонимом слова пить, тем самым означая, в чем преимущественно состояло пирование. Одно это уже, как нельзя больше, показывает, что выражение Владимира Святого: «Руси есть веселие пити» надолго не утратило своего значения. Уже в особенную похвалу внуку св. Владимира – Всеволоду говорится о воздержании его от пьянства. В летописях весьма часты указания на то, что князья пили. Под 1115 годом развязывается, что при перенесении мощей свв. Бориса и Глеба князья «обедоша у Олега и пиша». Под 1150 годом говорится, что при нападении Изяслава Мстиславича, Борис Георгиевич «пьяшет в Белегороде па сеньници с дружиною своею и с попы Белогородьскими». Про Владимира Галицкого (под 1188 годом) говорится, что он «бе... любезнив питию многому», и т. д. 94 Что касается массы народной, то уже в XII веке является возможность пользоваться развитием в ней пьянства для пополнения казны. В грамоте Ростислава Смоленского, между прочим, говорится: «а от корчмов не знаю что получится» 95 . Но самое верное и точное понятие о размерах нетрезвости, существовавшей в древней Руси, можно составить на основании русской проповеди того времени, направленной против пьянства Лука Жидята говорил только: «пе пий без года, но в меру, а не в пияньство» 96 ; а Иаков Черноризец уже прямо говорит против запоя: «блюдися убо запойства, того бо дух святый бегает» 97 . Позднейшие проповедники несравненно сильнее вооружаются против этого порока, что указывает на возрастание пьянства с течением времени. Вот в каких словах митрополит Никифор изображает ужасы пьянства: «Пьянство – вольный бес, пьянство – дщи диавола, пьянство – уму смерть, погубивый бо ум скотины пущи есть... Сия… аз сказал есмь, да не своих посрамлю: да по буди то; како бо я от души люблю? – но да таковое зло отжену от них в постное время – пианство» 98 . В одном старинном поучении весьма замечательно суждение проповедника касательно человека, подверженного пьянству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Сей Князь, по свидетельству современников, был украшением века и России. Другие воевали для корысти: он только для славы и, презирая опасности, еще более презирал золото, отдавая всю добычу Церкви или воинам, коих всегда ободрял в битвах словами: за нас Бог и правда; умрем ныне или завтра, умрем же с честию. «Не было такой земли в России (говорит Летописец), которая не хотела бы ему повиноваться и где бы об нем не плакали». Народная любовь к сему Князю была столь Велика, что граждане Смоленские в 1175 году единогласно объявили его, в отсутствие Романа, своим Государем, изгнав Ярополка Романовича; но Мстислав согласился властвовать над ними единственно для того, чтобы усмирить их и возвратить престол старшему брату. Новогородцы погребли Мстислава в гробнице Владимира Ярославича, строителя Софийской церкви. Надлежало избрать преемника: в досаду Всеволоду Георгиевичу они призвали августа 1180 г.] к себе Княжить Владимира, сына Святославова, из Чернигова. Князь Черниговский, раздраженный пленением сына, хотел не только отмстить за то, но и присвоить себе, счастливым успехом оружия, лестное первенство между Князьями Российскими. Еще Всеволод не имел прав Андреевых, утвержденных долговременною славою; не имел и силы Боголюбского: ибо Смоленск, область Кривская и Новгород не помогали ему. Святослав надеялся смирить его, но желал прежде вытеснить Рюрика и Давида из области Киевской, чтобы господствовать в ней единовластно. Смерть Мстислава Храброго и Олега Северского, их зятя, казалась ему случаем благоприятным: уверенный в дружелюбии Олеговых братьев, Игоря и Всеволода; выдав племянницу за Князя Переяславского, Владимира Глебовича, и называясь покровителем сего юноши, он дерзнул на гнусное коварство, рассуждая, что все способы вредить Мономаховым потомкам согласны с уставом праведной мести и что ближайшие из них должны быть ее первым предметом. Не имея в самом деле никаких причин жаловаться на Ростиславичей – которые жили с ним мирно и вместе отразили набег Хана Половецкого, Кончака – Святослав вздумал схватить Давида на звериной ловле в окрестностях Днепра; сказал о том единственно жене и главному из любимцев, именем Кочкарю; тайно собрал воинов и нечаянно ударил на стан Давидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Владимир Легойда: Марину Журинскую многие могут назвать своим учителем 1 мин., 04.10.2013 Утром 4 октября отошла ко Господу Марина Андреевна Журинская (в крещении - Анна), известный богослов, публицист, постоянный автор «Фомы». Главный редактор нашего журнала Владимир Легойда направил соболезнования супругу Марины Андреевны, Якову Георгиевичу Тестельцу. В тексте соболезнования, в частности, говорится: «Марина Андреевна относится к тем людям, которых многие (и я в том числе) готовы назвать своими учителями. Потрясающая образованность, уникальный личный опыт, настоящая мудрость, любовь к ближнему были известны и уважаемы всеми. Ее вклад в науку и просвещение трудно переоценить. Журнал «Альфа и Омега» многие годы оставался одним из главных оплотов православной мысли, достойно продолжая и развивая вековую традицию «толстых» русских журналов. Неоценимый опыт Марины Андреевны сыграли важную роль в моей жизни. Я знал, что всегда могу обратиться к ней за советом и получить действительно важный и ценный ответ.  Марина Андреевна активно участвовала в жизни журнала «Фома», где выступала как автор и редактор — ее тексты всегда занимали особое место в каждом номере. Для нашей редакции она давно уже перестала быть посторонним человеком. Сегодняшняя новость отозвалась болью в сердце многих моих коллег, на протяжении не одного года работавших с Мариной Андреевной. Мы все искренне молимся об упокоении души Марины Андреевны и о ее скорейшем воссоединении с Господом нашим Иисусом Христом, служению Которому она посвятила многие годы своей жизни.» Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/vladimir-legojda-marinu-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010