Зависимость между русским историческим текстом и последовательностью верхнего ряда клейм очевидна, и вряд ли она могла возникнуть ранее создания повествовательной структуры текста «Повести о Темир-Аксаке», но в вопросе о времени возникновения текста имеются различные точки зрения, и в связи с этим необходимо рассмотреть некоторые аспекты взаимоотношений изображения с текстом несколько более подробно. Как уже говорилось выше, современные исследователи «Повести о Темир-Аксаке» разделяют ранние редакции текста на две основные – А (Софийская II летопись) и Б (Московский летописный свод 1479 г.), в которых можно выделить дополнительные группы, и отмечают существование сводной редакции А+Б (редакция Типографской летописи). В. П. Гребенюк определяет время возникновения «Повести о Темир-Аксаке» двумя факторами: с одной стороны, наличием упоминания о пленении турецкого царя Баязида Тимуром, которое произошло в 1402 г., с другой – существованием некоего текста, известного теперь только по выпискам Н. М. Карамзина , в Троицкой летописи. 184 И. Л. Жучкова считает наиболее ранней редакцию Б и связывает ее возникновение с Владимирским полихроном времен митрополита Фотия, то есть с 20-ми гг. XV в.: следующей, по ее мнению, возникла редакция Типографской летописи (70-е гг. XV в.), еще позже – редакция А. 185 Очевидное противоречие последней точке зрения представляет композиционная структура иконы Успенского собора: на иконе изображен пророк Исайя, с которым в тексте связывается уподобление событий 1395 г. библейскому прообразу, но данное уподобление упоминается в редакции А и в редакции Типографской летописи, а в редакции Б отсутствует. По стилистическим особенностям живописи икону «Похвала Богоматери с Акафистом» невозможно отнести не только к 70-м гг. XV столетия, как это было бы, если бы выводы И. Л. Жучковой были верны, но даже и к 10-м гг. XV в., ко времени творений Андрея Рублева, когда не могло возникнуть в московских художественных кругах произведения, столь остро пережирающего константинопольские реалии и столь свободно претворяющего иконографические традиции византийской столицы в новые образы. Кроме того, в сюжетах иконы нашли отражение и тексты греческих уставных чтений, появившиеся в русской литературной традиции около 1397 г. и положенные в основу «Повести о Темир-Аксаке» в гораздо большей мере, чем отмечают это оба исследователя ее текста. Поэтому нижней границей возникновения иконы Успенского собора нужно считать 1397 год, хотя, конечно, между появлением переводов и созданием нового повествования, а вслед за ним или одновременно – иконы прошло некоторое количество времени и, следовательно, необходимо определить верхнюю границу даты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Но вот вернулся отец Сергий. Он собрал сестер и поговорил с ними: он остается! Был отслужен молебен Царице Небесной. С тех пор каждую среду вечером выносили на средину храма икону Божией Матери – сперва Феодоровскую, а потом Владимирскую – и пели Параклис. На эту службу собирались, по возможности, все духовные дети отца Сергия. Мой личный путь к приятию духовного руководства, особенно его начало, был труден и для меня, и для духовного отца. Прошло много лет, пока отношение к духовному отцу стало ровным, пока выросло в душе полное доверие и простота. Поначалу моя душа была замкнута и не умела открываться. Она точно боялась отказаться от убогого замкнутого устроения, боялась всего, что было непонятно уму. Отец Сергий подходил осторожно, никогда не требовал откровенности. Он ждал, а я мучилась и хотела открыться, но не могла. Прочтя жизнеописания оптинских старцев, а также епископа Феофана Затворника «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», я чувствовала необходимость духовного руководства, желая его всей душой. Я не сомневалась в том, что это верный путь, и не хотела другого духовного отца, кроме отца Сергия. Но всего этого оказалось недостаточно. Для получения этого дара пришлось пролить потоки слез. Я хотела быть откровенной и открыть отцу Сергию свою душу, а приходя к нему, молчала. Молчала сперва от смущения, потом – не зная, что сказать. Все становилось ничтожным и пустым. И, наконец, от ужаса, что сама все разрушаю и сейчас уйду, тогда всему доброму наступит конец. Отец Сергий ждал, успокаивал, спрашивал, опять ждал. Какая же это была мука! Я уходила, спросив о каких-нибудь пустяках, с тяжелым сердцем и горькими слезами. Время шло, я научилась описывать свои переживания, писать исповеди. Отец Сергий читал их при мне. Я добавляла – он отвечал. Это во многом помогало. Это была форма, которая облегчала общение. Но подлинное отношение к духовному отцу вырабатывалось иначе. Отец Сергий постепенно вводил меня в свое дело, в дело служения маросейской семье... Когда мы говорили о ком-то, решали то или иное дело, разговаривать было легче. Мы все больше понимали друг друга. Я привыкала, и все легче становилось говорить о себе. Росли доверие и любовь. Послушание отцу Сергию не было трудным. Я радовалась, когда делала то, чего хотел он. А он был так осторожен. Раньше, чем решить какие-нибудь дела, он всегда спрашивал, а как смотрят на это мама и папа, что думаю сама, заставлял высказывать мысли и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Конечно, при всем мужестве и героизме защитников отечества было и у них достаточно грязного и неподобного. Но обесценивает ли это подвиг народа? Нет, как не обесценивают, к примеру, Владимирскую икону Пресвятой Богородицы  многочисленные сколы, трещинки и кракелюры. Вместо послесловия Мы не имеем права на ложь! Мы должны стараться, с Божьей помощью, не допускать ошибок в своих публичных суждениях. Сегодня мы живем в таком информационном потоке, что просто обязаны формировать у нынешней молодежи, у тех, кого называют будущим наших народов и нашей Церкви, не только духовное, но и грамотное, критически-вдумчивое отношение к историческим данным и их источникам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 5 января, 2024 4 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июня, 2023 8 мая, 2023 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/mifyi-i-pravda-voynyi/

Рис. 83. Деталь образа Б. М. в Музее Пизы. В том же IV зале 8 итало-критская XIV века, Одигитрия. Таковы же и 11, 12, 13 – все ранние греко-итальянские иконы Мадонны и Спасителя. 14 – Снятие со креста, местная живопись, грубая. 15 – икона Распятия с замечательными 10-ю миниатюрами тонкого греко-итальянского письма конца XIII века. Икона является разработкою греческих образцов, но по типам совершенно выделяется от разобранной выше иконы Б. М.: стройные худые фигуры, с тонким греческим овалом, напоминающим византийскую живопись IX столетия. Икону скорее всего можно было бы отнести к произведениям Джиунты Пизанского, настолько мастерство ее носит личный характер. Икона 16 – св. Анна с Младенцем Мариею на руках, близка, если не тождественна, с описанною выше иконою Б. М. и лики и цвета носят характер греко-итальянских икон: мантия красная, хитон темно-коричневый, оживленный золотом (асистка). Оливковые тени, светлые мантии. В следующей зале музея обращает на себя внимание большой запрестольный образ – Деисус с Б. Μ., И. Предтечею, св. Николаем и Екатериною итало-критского письма, по всем признакам еще XIV столетия, так как икона эта очень близка по фактуре к иконам Чимабуе и Дуччио. Подобный же запрестольный «Деисус», подписной с именем Деодата Орланди и 1350 годом, является уже совершенно сиенскою переработкою старых икон: первый был темных цветов, иконописный; второй весь светлый, по преимуществу, из голубой и розовой красок – все живопись. И потому этот последний (т. е. 5) нельзя приписывать (а таков этикет Музея), тому же Деодату, так как эта икона приближается к греческой иконописи и представляет Б. М. в черной мантии, хотя Младенец уже написан по флорентийскому образцу. Очевидно, пизанская школа и в XIV столетии удерживала манеру греческих писем (как то доказывается описанным выше Распятием), но равно сохраняла и старый, от XIII века идущий пошиб в серых тонах и темных красках. В шестом зале Музея, под 8 находим замечательную Б. М. «Млекопитательницу», работы Варнавы Моденского, византийской манеры, подписную. 12 дает Умиление, соединяющее иконопись с манерами свободной живописи: Младенец трогает Мать свою за подбородок. И в этом зале целый ряд номеров представляют Мадонн: 21, как мы уже говорили, дает Умиление, типа Владимирской Б. М. Греко-итальянского письма: Младенец обнимает обеими руками скорбную Мать; с небес слетают два ангела, – перевод близкий к Страстной Б. М. 18, 26, 30, 44, 48, 49 представляют исключительно Мадонн итальянского письма, но почему либо близких к письму греческому, так, например, мы нередко находим здесь мафорий темного цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Устные предания относят появление семейных мастерских к XVIII в., однако самые ранние документальные свидетельства их деятельности относятся к 1814 г. В письменных ответах владимирского губернатора А. Н. Супонева министру внутренних дел сообщалось о том, что лучшими мастерами в П. он считает братьев Андрея и Ивана Александровичей Коурцевых, имевших свою мастерскую и наемных работников. В письме Супонев также отмечал разделение труда в мастерской. Икону создавал не один мастер, а как минимум 4: 1-й намечал рисунок, 2-й писал лица, 3-й - платье, а 4-й делал надписи ( Кобеко. 1896. С. 3-5). Первая профессиональная иконописная мастерская организована в П. ок. 1830 г. Л. М. Сафоновым. С самого начала у него работали Евстигней Першин, Петр Баканов, Степан Салаутин, Александр Карпов, Степан и Василий Париловы, Василий Климанов, Александр Козаков, Василий Салапин. Среди постоянных мастеров значились и пришлые - мещане и дворовые люди из Рязани, Шуи, Костромы, Нерехты, Рыбинска и Коврова. Однако они чаще работали «уборщиками» икон, т. е. занимались их декоративным оформлением, мало кто из них освоил технику палехского письма. В 60-х гг. XIX в. с Сафоновыми пытался конкурировать Н. И. Корин (дед художника П. Д. Корина ). В его мастерской, не столь многочисленной, работали в основном мастера «мелочного» письма. Не выдержав конкуренции, мастерская Н. И. Корина закрылась, а его сын, Дмитрий, был вынужден уехать в С.-Петербург, где писал иконы у М. С. Пешехонова. В кон. XIX в. 2-й по значимости в П. стала мастерская Белоусовых, организованная В. Е. Белоусовым после окончания работ в Грановитой палате. В 1893-1894 гг. его дети значительно расширили дело, построили каменную мастерскую, где работали 30 чел. Мастера имели высокую квалификацию, в мастерской получила распространение «фряжская» манера письма. Хозяева и мастера «любили свое дело и относились к работе творчески, как художники» ( Зиновьев. 1968. С. 25). Мастерская Ф. Ф. Наныкина (Солонина) специализировалась на «мелочном» письме. В 1870 г. в ней насчитывалось до 15 мастеров вместе с учениками, нек-рые из них работали на дому. Иконы продавали в местных лавках купцов Коровайковых, Долотовых, Талановых. Дело продолжил сын Финогена - Федор, после смерти к-рого (в нач. XX в.) мастерская закрылась.

http://pravenc.ru/text/2578719.html

Однако крестился я много позже, когда мне лет тридцать исполнилось. К тому времени я был уже успешным предпринимателем - имел тренажёрный зал и кафе недалеко от Смоленского кладбища и часовни св.Ксении Блаженной. Со св.Ксенией у меня была своя история. Как-то после службы во Владимирском соборе я увидел, что из алтаря вышла бабушка. Подошла к солее и говорит: «Молодой человек, дайте мне, пожалуйста, руку». Я подал, она спустилась, спрашивает: «Хотите, я вас благословлю, как ваша святая мать?» Я удивился: «Какая ещё святая мать? Да и не может женщина благословлять, если она не мама, не крёстная, не игумения». Пока я раздумывал, она меня благословила, размашисто перекрестив. И я почувствовал, что меня просто окутала волна благодати, и поцеловал бабушку в щёчку. Её глаза чудесного серо-голубого цвета просияли, и она пошла... Это я рассказываю долго, а произошло всё за мгновения. Когда я пришёл в себя, то решил спросить, кто она такая. Обошёл весь храм - а её нет как нет. Спустя время мне подарили икону блж.Ксении, и я сразу узнал ту бабушку. Была ли то встреча со св.Ксенией? Дерзаю надеяться, что так. Но на что она меня благословила? Быть может, стать священнослужителем? Мне на ум приходит одно соображение по поводу совпадений и даров Божиих. Господь дал мне певческий талант. Помню, я пел в детском хоре на сцене огромного театра в городе Поти в Колхиде, где я родился. Потом оказалось, что театр тот был до революции собором ап.Андрея Первозванного. И пел я, стоя на том месте, где раньше была солея. То есть Господь предопределил мне петь в храме - сейчас я пою на службах в качестве диакона. Воистину в нашей жизни нет ничего случайного - всё промыслительно. И храм в честь ап.Андрея Первозванного меня сподобил Господь устроить. Дело было так. Приехав как-то в гости к родителям в посёлок Качу под Севастополем (там до войны было знаменитое на весь СССР Качинское военное авиационное училище), решил я сделать доброе дело - взять в аренду кинотеатр «Комсомолец», отремонтировать и превратить в культурно-досуговый центр.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

– Вижу, что ничем… А на прием я к вам напросился вот по какому поводу. Государь просит вашего содействия, чтобы Владимирскую икону, главную нашу святыню, не отправлять с фронта. Это равносильно полному его развалу. Проще просто противнику фронт открыть, меньше жертв будет. – Ну уж!.. – произнес генерал с легкой издевкой. – Уж как-нибудь… обойдемся. – Нет, не обойдетесь. И никогда не обходились! – Да, но ято тут причем? – Все-таки от такой просьбы он немало растерялся. – Как я могу содействовать? Я же тут, а икона в Могилёве, там Алексеев хозяин. – Так повлияйте на Алексеева, телеграфируйте ему. Ваше восхождение по службе, так сказать, предрешено новой властью. «Ну что ты пристал ко мне, несносный поп?!» – читалось в изможденных бессонницей генеральских глазах. Отец Афанасий поклонился, развернулся и вышел. И никуда теперь не деться, при исполнении просьбы Государыни, от видения глазами черного пепла и ощущения ноздрями удушливого смрада. Глава 32 Студент-юрист, по партийной кличке Клещ (настоящее имя давно всеми забылось), за день трудовой устал как проклятый. Именно так он сам определил. А труд состоял в определении задач своим подручным по растаптыванию не символов, вроде гипсового двуглавого орла, а самой жизни старой, и выращиванию на ее обломках цветов новой жизни. Именно так он сам определил на собрании, длившемся пять часов. Вполне можно согласиться с первым определением, что от такого собрания вполне реально почувствовать себя проклятым. Завтра собирались начать жизненное топтание с цветочным посевом: ожидают эшелон «братишек», кронштадских и гельсингфоргских из Питера – и контриков потоптать, и посев в своих карманах, богами названных, цветочный произвесть. Студент-юрист Клещ опрокинул свое проклято-усталое тело на кровать, сладко зевнул и еще более сладко вытянул ноги, и вдруг его сладкозевнутое и сладковытянутое тело дернуло и затрясло. Он прыжком переменил положение «лежа» на положение «сидя», и его затрясло еще больше. Он вскочил на ноги, уже не сладковытянутые, и босые ноги пошли стучать чечетку по крашеному дереву и он заорал страшным криком, ибо из-под ног босых, чечетку бьющих, треск-хруст разлетался совсем не такой, как от битого гипса, и тем более, не так стучит пол крашеный. Кости трещали под босыми пятками, пятки жалили острые осколки, на пятках была кровь, не ясно чья: то ли из исколотых пяток, то ли из раздавленных костей. И крик снизу, ор пляшущего перекрывающий: «Больно!» И не остановиться, и во всем существе – ужас: вот сейчас сердце остановится… Но сердце не остановилось, он был скручен и положен обратно на кровать мрачным студентом-математиком, вместе с ним квартиру снимавшим. Мрачный математик сначала, естественно, оторопел, увидав пляску и услышав рев, которые разом выбросили его из постели. Но, математика, в отличие от юриспрудистики, наука сосредотачивающая, а не наоборот.

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

Так она была выставлена в Московском Историческом музее на Красной площади, где должна была, по-видимому, выступать как важный памятник русской истории. В 1930 г. она была перемещена в Третьяковскую галерею, где стала важной вехой исторической перспективы этого художественного собрания, ставившей своей целью познакомить посетителей со стилистической эволюцией национальной живописи от первых свидетельств XI в., вплоть до произведений века XIX. В 1980-х и в 1990-х гг., когда началось усиленное стечение верующих, одушевлённых желанием почтить заступницу всея Руси, руководству музея стало очевидно, что необходимо найти способ сочетания требований благочестия и культурного туризма. Найденное решение оказалось, на мой взгляд, гениальным. Было решено вновь освятить бывшую часовню, устроенную Третьяковым в здании галереи, и использовать её в качестве экспозиционного зала только для Владимирской иконы, сделав её доступной как изнутри, так и снаружи галереи 1174 . Более радикальным было решение, принятое в Новгороде относительно иконы Знамения Божией Матери, почитаемой за знаменитое чудо, обеспечившее независимость города в 1170 г., во время его осады суздальскими войсками, которые она отразила, послав против них их же собственные стрелы 1175 . Государственный музей искусства и истории в этом случае согласился передать икону в пользование находящегося рядом Софийского собора, выдвинув в качестве условия только помещение её в контейнер, который кажется отличным сочетанием кивота и проскинитария. Тем самым обеспечиваются полная обозримость образа и его правильное хранение. В то же время у верующих имеется возможность почитать её возожжёнными пред нею свечами, коленопреклонением и лобзаниями, которые не разрушают живописную поверхность, поскольку уста верующих по необходимости касаются лишь стекла. На этом фоне развернулась научная дискуссия по проблемам истории чудотворных образов, и ясно, что имеет особую важность, между прочим, и по политическим мотивам, строгое определение образов, причисляемых к этой категории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Фройлин» в немецком языке все-таки есть, просто немцы отказываются от употребления этого слова, так что девушка в русском языке — это «фройлин». — Ладно, хорошо. Конечно, хорошо. — Чем опасны эти женщины для Церкви? Ничем абсолютно. — Почему тогда такая бурная реакция? Я думаю… У Вас мама жива? — Да. А папа? — Нет. Папа умер? — Да. Если бы какие-то молодые женщины тридцати лет устроили бы какое-нибудь такое хамское шоу на могиле Вашего отца, потом бы это сняли на пленку, потом подложили бы музыку со словами, оскорбляющими Вашу фамилию, как бы Вам это понравилось? — Я не знаю, потому что этот пример не годится. А Вы представьте. — На могиле никто у нас не будет такое устраивать. В Церкви протестные движения есть, там были такие острые политические речи. У нас так не принято, мы — русские люди, у нас храм — это святыня. Даже неверующие относятся очень благоговейно к храму. Храм — это храм, это уже особое место. Дурной пример заразителен — Как Вам кажется, они получили должное или все-таки приговор был мягким? Надо было им больше дать срок? Понимаете какое дело, больше-меньше — это не очень важно. Желательно, чтобы такие акции прекратились. Если бы их просто оштрафовать, то те люди, которые придумали этот сценарий, просто заплатили бы этот штраф и все, и они бы продолжали деятельность. Дурной пример заразителен. Их надо было изолировать на время, потому что они могут спровоцировать и побоище, то есть у государства тут нет выхода. Если это будет продолжаться, то это кончится тем, что их убьют. Арестовывают же футбольных болельщиков, когда они кидают бутылки на поле? Вот. Так же эта акция. Может быть, для немцев все равно, что выделывают в храме, конечно. У нас в одном храме во Владимирской области, по-моему, облили икону нечистотами, продуктами человеческой деятельности. Это и дальше может продолжаться, потому что испытывают, как власть будет реагировать. Здесь показали, что власть будет этому препятствовать. Я слышал, что в парламенте разрабатывают закон, чтобы это прекратить. «Этот процесс такой смешной»

http://pravmir.ru/prot-dimitrij-smirnov-...

Ове две личности – Петар I и Катарина II се у публицистици, а понекад чак и у остракизму. не можемо да не признамо да су оснивачи Почетак Петар I, Катарина II. владавине било скоро 40 година дворских преврата... наравно, многе народе су били или покорени, или или су примили подаништво, или су ангажовани у делатности Управо Локалне елите народа се у елиту Народи да живе по и законима на су навикли. У владала прилично велика верска Сетимо се да су се на Невском проспекту – улици престонице – налазили храмови различитих и католичка базилика свете Катарине, и протестанска кирха Петра и Павла, и црква... И наравно, величанствена православна Казанска саборна црква као доминанта. Дакле, слика дома за све . и Црква Петар I примио само титулу императора, и оца Тиме истицана и изузетна улога цара – узгред речено, то била нова улога. Сад монарха извор права. То принцип апсолутистичке И да управо 1721. године, неколико месеци пре императорске титуле Петар оснива Духовни – у суштини, званично укида Московски био († 1700), и премда престо преко 20 година био сачуван поредак црквене управе. Сад он Посмртни романтизирани портрет Петра I сликара Пола Делароша. 1838.      Свих ових 20 година Петар спроводио реформе државне управе: уместо прилично незграпних уреда он ствара складан систем – министарстава. И сад овог система довршава Духовни ускоро добио назив Свети синод. Ова реформа Петра I се често само негативно. Да ли то оправдано? Наравно, Црква сад део државног механизма. Али колико пре тога била самостална? Колико самостална била фигура Многи историчари да после Никона само можда имао извесног на државне послове. Он подржавао Петра, бранио права на царски престо. А Позната епизода – учесника у Стрелецком бунту. долази – не на Црвени трг, као што се то обично мисли због тога што тако насликао В.Суриков. у Преображенску слободу, где се крв, где се налазе стратиште и вешала, где Петар и саборци, проверава, секу главе заверницима, правим и Доноси Владимирску икону и моли за чему се Петар веома зачудити. Зато што пре тога човек искористио право да моли за био митрополит Филип (Количев), за време владавине цара Ивана IV Грозног... Државна власт одавно укинула ово право.

http://pravoslavie.ru/87383.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010