Владыко Святый, простите, что я Вам это написала, не могу смотреть не как художник. Быть может, Вы найдете возможным и нужным воспользоваться моими заметочками. Я не осуждаю, а просто хочу сказать, как нужно делать и как это обычно делается. Может быть, человек, который будет иметь дело с этими изображениями, не достаточно сведущ в этом, мож[ет] быть, и фотограф, котор[ый] Вам делает снимки, тоже не совсем хорошо знает, что требуется от открыточки. Словом, простите мою дерзость, лезу где меня не спрашивают. За работу обоих этих изображений я бы хотела получить по 250 р[ублей] за каждую. Древние иконы все ковчежные, и я поэтому дала на обоих иллюзию ковчега, как это положено для них. Еще раз прошу прошения за это мое письмо. Прошу благословения и св[ятых] молитв. Грешн[ая] М[ария] Н[иколаевна]. Д. 23. Л. 110–111 об. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 4 октября 1957 г. Дорогой Владыка! Все, кажется, просьбы Ваши относит[ельно] рисунков в календарь я выполнила. В Патриархии их сами оценили по 500 р[ублей], я написала уже счет, включая в него и те, что я Вам послала весной: Б[ожию] М[атерь] Владимирскую и св[ятую] Троицу, поэтому при первой возможности я Вам возвращу те 500 р[ублей], которые Вы прислали мне за две эти иконы цветные, вероятно из Ваших средств: там уже о них хорошо бы не упоминать, чтобы не было путаницы и каких-нибудь недоразумений, а эти недоразумения получаются на каждом шагу, где их и не ждешь совсем. Словом, об оплате уже нет надобности там говорить, я вполне удовлетворена, даже сверх своих ожиданий. Есть только одно «но»... Владыка святый, хорошо бы Вас повидать как-нибудь, и тогда об этом «но» поговорим лично. Потом у меня еще вопрос: Вы мне говорили о своем желании иметь икону нескольких святых, небольшую, для кого-то из Ваших родственников; у меня цела эта записочка, туда входят, кажется, муч[еница] Татьяна, св[ятой] кн[язь] Георгий. Так вот, теперь она еще нужна Вам или, м[ожет] б[ыть], кто-нибудь Вам ее уже написал? Очень прошу мне сообщить, и тогда я или начну ее, или более уже не буду беспокоиться о своем долге.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– Сейчас есть такое мнение, что нет прорывов в современной иконе, потому что либо все копируют, либо ведут поиски чисто интеллектуально, что называется, от головы. – Недавно ребенок дал книжку по фотографии, и там написано, что у человека мозг одновременно воспринимает мир через два параллельных визуальных процесса. Первый – узнавание: «О, это знак, что переход запрещен». «О, это Богоматерь Владимирская, я ее сто раз видел». Второй – тот процесс, который воспринимает цвета, композицию, ритмы, фактуру и так далее – тот, который именно видит, считывает реальность и то, как она на него воздействует. Передо мной стоит зеленый стул. Как зеленый стул на меня воздействует? Как воздействует на меня шкаф с белыми дверцами, в отличие от черного шкафа? Это второй процесс, который далеко не у всех включается, многие просто не подозревают о нем. Большинство иконописцев работают на этом первом уровне, потому что заказчики на нем живут. Пишут то, что четко узнается. Если это будет еще и аккуратно, позолочено, да с драгоценными камнями – вообще отлично! Мы пытаемся включать ту самую вторую составляющую, потому что мы видим: ее включали наши древние предшественники и сегодня включают некоторые современники. Но их мало, потому что этому не учат, а учат как раз узнаванию и узнаваемости. – Так все-таки что в иконе важнее – смысловое содержание или изобразительно-выразительные средства? – Древние иконописцы были очень сильными художниками и работали сразу на многих уровнях. Первое, как говорит моя тетка, художник-авангардист: человек реагирует на пятно. Если мой среднестатистический сосед по подъезду увидит икону, которая обращена лично к нему, он на нее среагирует. Смысловое содержание неотделимо от выразительности. – Иногда кажется, что ваши работы звучат некоторым сознательным противопоставлением тому, что делает отец Андрей, который достигает выразительности несколько иными способами, чем вы, ему в том числе важны детали, ваши же работы крайне лаконичны – так ли это? – Честно сказать, я не умею так делать, как отец. У меня не получается координировать такое большое количество разных характеров, разных выразительных форм и так далее.

http://pravmir.ru/sdelay-kak-byilo-v-xvi...

Но беда в том, что все равно большинство возможных преподавателей " истории религии " будут смотреть на духовный мир со стороны. Что ж, попробуем поговорить о религии как феномене культуры (хотя с тем же успехом можно говорить о музыке Бетховена как о предмете лабораторной работы по акустической физике). Итак, светская школа, оставаясь светской, рассматривает религиозный материал как материал культурологический. Курс " истории религии " в таком случае прежде всего носит характер чисто ознакомительный, культурологический. Молодой гражданин России должен знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет. Но из этого очевидного тезиса вытекает следствие, которое будет весьма неприятно многим из современных " профессиональных плюралистов " . Отсюда следует, что структура курса должна учитывать простое обстоятельство: равенство всех религий перед законом, которое декларируется нашей конституцией, не может означать равенства религий перед культурой и историей России. В культурно-историческом плане религии не одинаковы. Культура России (как, впрочем, и мировая культура) не знает имен выдающихся философов-баптистов или поэтов-адвентистов, равно как и художников-мунитов. Понятно, что для русского человека важнее знать историю своей страны и Православие: ведь именно на Православии, а не на йоге, настояна вся русская история, литература, культура. Задача государственной системы образования - сохранить преемственность культурной традиции народов, создавших и населяющих данное государство. Как сохранит Тибет свой ламаизм - это его проблема. Россия же перед всем человечеством несет ответственность за сохранение своего Православия. Перед лицом всего мира Россия ответственна за сохранение Кижей и соборов Московского Кремля, за Рублевскую " Троицу " и Владимирскую икону Божией Матери. Но ведь зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Значит, государство и общество должны приложить усилия для того, чтобы собственно духовная традиция Православия, та традиция, которая и позволила России своим, неповторимым голосом откликнуться во вселенском хоре народов, могла быть сама собой и дальше. Станет ли мировая культура богаче, если в России исчезнет Православие? Станет ли культурный мир многограннее, объемнее, разнообразнее, если русские начнут верить так же, как и американские протестанты? Задача любой национальной школы - сохранение своего литературного языка. И если российская школа хочет быть действительно национальной, а не абстрактно " политехнической " , она должна найти способ давать детям врасти в мир национальной духовной культуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Но если так серьёзно строго относился высокопр. Филарет к Университету, хотя очевидно по значению изложенного факта, заслуживавшему такие отношения, то другое видим в отношениях его – как Архипастыря к Киевскому Владимирскому не ранжированному Кадетскому Корпусу. В последнем он нередко бывал на экзаменах и по Закону Божию. После одного из этих экзаменов (в 1853 г.) высокопр. Филарет почёл долгом представить свой отзыв об успехах Кадетов при письме Его Высочеству, Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу, в Высочайшем ведении Которого состояли все военно-учебные заведения. Его Высочество со своей стороны, в Своём письме изволил выразить Свою Августейшую благодарность высокопр. Филарету. Вот от слова до слова подлинное содержание этого письма от 24 Июня 1853 г. «Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет!» «С особенным удовольствием усмотрел Я из письма Вашего Высокопреосвященства и из донесения, заведывающего неранжированным Владимирским Киевским Кадетским Корпусом, полковника Вольского, что Вы удостоили своим посещением экзамен воспитанников означенного заведения из Закона Божия. Весьма приятно было мне прочитать лестный отзыв Ваш об успехах воспитанников. Долгом считаю изъявить Вашему Высокопреосвященству искреннюю Мою благодарность за попечение Ваше о малолетней Вашей пастве. Вполне уповаю, что любовью проникнутая пастырская заботливость Ваша возрастит в сердцах юношей плоды благочестия и христианских добродетелей. Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, с отличным уважением пребываю Вам искренно доброжелательный «АЛЕКСАНДР». Наконец, несмотря на немощи свои и не более как за три месяца с небольшим до своей кончины высокопр. Филарет, по особенному расположению к этому заведению, совершил сам освящение храма (30 Августа 1857 года) в новоустроенном для Кадетского Корпуса здании. После освящения храма и совершения в нем Божественной Литургии, он, преподав в благословение Кадетам Икону Успения Божией Матери, обычные для него экспромтом сказал им следующее поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Икону пришлю чрез неделю или две. Пусть высохнет хорошенько». 360 Так мог говорить только близко знакомый с делом того или другого искусства или ремесла и при том изведавший на опыте те или другие случайности и требования дела. С другой стороны, из этих немногих случаев можно видеть, как одухотворяемы были у преосв. Феофана и занятия рукоделием, как из его рук выходили не чувственность лишь тешащие произведения искусства или ремесла, а как бы «дела Божии» все – произведения, более служащие единому на потребу, т.е. спасению, нежели даже невинным, по-видимому, удобством житейским. Не даром он и едва не всякое письмо свое, даже по обыкновенным, обыденным вопросам (как напр. в переписке с родными), заключает словами: «Спасайтесь!» «Милость Божия буди с вами!» и под. Так среди молитвенных подвигов, в церквице и келье совершаемых, среди разного рода умственных занятий и рукоделий у святителя-затворника подлинно не проходило ни минуты без дела. А затем уже не много времени оставалось на удовлетворение телесных нужд сна и бодрствования. Такой великий подвижник духа, каким был святитель Феофан, не нежил своего тела продолжительным сном, роскошными и многими яствами и проч.; напротив, он умерщвлял его всячески, по заповеди св. отцов-подвижников, которую сам же, в русском переводе, предложил ревнующим о своем спасении. «Должно нам смирять и истощать тело свое воздержанием, а не поблажать ему сластьми, чтоб удостоиться Царства небеснаго». 361 Незатейлив был порядок обыденной жизни святителя-затворника, хотя и строго наблюдаем был. Обыкновенно, с вечера, как замечено было раньше, келейник Евлампий заготовлял владыке церковное вино и просфоры, равно как и облачение для служения литургии. По окончании литургии, святитель легким стуком давал знать келейнику о времени утреннего чая. После чая владыка занимался умственными работами, плодами которых были его многочисленные писания и письма. В час дня был у него обед, за которым в последние годы святитель в скоромные дни вкушал только по одному яйцу и по стакану молока.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А еще здесь с XII века выращивали лён высочайшего качества. Известный на всю губернию и на всю Россию Красавинский льнокомбинат стал одним из крупнейших текстильных предприятий не только Вологодчины, но и всей страны. 11 По легенде, именно в Вологде Иван Грозный спрятал свою знаменитую Либерею — одну из лучших библиотек Средневековья А до того, по преданию, Иван III прятал где-то в Вологде сундуки с казной во время своего стояния на Угре. Другие цари хранили в вологодских монастырях государственное добро. Воистину, Вологда стала закромами Родины! Во время нашествия Наполеона в Вологду увезли утварь кремлевских дворцов, сокровища Патриаршей ризницы и чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. После войны все вернули в Москву. Кстати, в Вологде в 1789 году был открыт первый в России общественный банк — тоже высокое доверие и городу, и региону. Видимо, властители в разные века считали вологжан людьми честными и добродушными и полностью им доверяли. 12 Технология производства известнейшего бренда России, «Вологодского» масла, была создана в 1872 году благодаря профессору Николаю Верещагину, создателю новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, брату знаменитого художника Василия Верещагина Особый «ореховый» вкус масла, его кремовый цвет и высокая пластичность — результат использования метода «гретых сливок»: почти закипевшие сливки Верещагин, по примеру парижских маслоделов, выдерживал некоторое время горячими, и горячими же их взбивал. И конечно, имеет значение молоко. Коровы пасутся на заливных лугах Сухоны и ее притоков, Мологи, Шексны, где сочное разнотравье, чистота и самый благоприятный климат для буренок. Маслоделие — исконное занятие вологодских крестьян. Кстати, кроме «Вологодского», есть еще и тарногское масло, и нюксенское, есть маслозаводы и молочные комбинаты в Грязовце и Череповце, Соколе и Шексне, Устюжне и Сазоново… И масло там — не хуже! Вологда: здесь могла быть столица России Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!

http://sever.foma.ru/pochemu-zdes-takoe-...

Однако возможность жить днем сегодняшним одни используют по праву. И живут этим днем в Боге. Другие же также живут одним днем, но девиз при этом другой: грабь, хапай, веселись – однова живем. Надежда Мандельштам: «Один мой заокеанский друг однажды сказал: «Любой наш поэт согласился бы стать вашим поэтом». По-моему, он недооценил последствий», – заключает вдова репрессированного поэта 20 . Странничество Одна из удивительных антиномий православной души – это соединение в одном: и укоренение на земле, неизбывное вчувствование в мистику своей земли, с одной стороны, и здесь же – некая совершенная свобода и несвязанность ничем, в том числе и местом. Оптинсий старец Лев особенно радовался, когда его гнали из зависти из одной келии в другую. Он радостно брал свою икону Божией Матери (Владимирскую) и удалялся куда велели. Юродство как на Руси, так вообще в Православии, по мнению одного из юродивых, ради Христа, устраивалось Господом для того, чтобы посрамить мир. Чтобы показать, что его (мира) ценности во многом ложные, временные и преходящие. А сами юродивые странствовали по свету – свободными и мудрыми. У О. Мандельштама свобода и странничество объединяются в одном слове – посох . Посох мой, моя свобода, сердцевина бытия. Или: Посох взял, развеселился И в далекий Рим пошел. В этом смысле есть два типа странствия. Первое – это безблагодатное Каиново скитание по земле. Человек постоянно куда-то бежит, гонимый чуждой ему силой и боится, а часто и просто не может остановиться. И второй тип – это путешествие с радостным и смиренным знанием, что с Богом везде хорошо. Психология сиротства и русская сказка Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» начинается словами: «Идут двое сироток по далекому пути, по широкому полю. Померли у них отец с матерью, оставили, сиротами дочку Аленушку да сынка Иванушку. Вот и пошли они странствовать по белу свету». Сироты вышли в далекий путь и в широкое поле – все это образы жизненных трудностей. Им будет также трудно, как всем здесь на земле. Но ведь у них при этом еще нет родителей. Перед этой жизнью полнота их беззащитности предельна. И вот здесь у слушателей сказки возникает некая пронзительная и одновременно тихая жалость, которая вместе с тем растворена надеждой, и упованием, и как бы даже спокойствием, что именно в обездоленности и рождается их судьба. И, возможно, все сложится даже и неплохо.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Радуйся, Русь Православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая. Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; радуйся, и наше неможение не отринувшая. Радуйся, утверждение наше незыблемое; радуйся, Надеждо наша непостыдная. Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 13 О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, низпославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяком месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, якоже Самой Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, Ангелов Царице; радуйся, всего мира Владычице. Радуйся, на Небеси присно славимая; радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; радуйся, на спасение человеков тую поставившая. Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; радуйся, молений наших усердная послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 1 Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Молитва О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей ( или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

— Я смеюсь не над любовью, — она сразу посерьёзнела. — Я смеюсь над первым научным объяснением, — и совсем уже холодно спросила: — Надеюсь, над вторым вы не дадите повода смеяться? — А второе объяснение — это русская погода, осень-зима надвигались, а эти два времени года — ох-хо-хо, гибельны для любой армии сами по себе. Печальный опыт Наполеона — типичный пример для тех, кто пренебрегает этим. «А нечего тогда лезть!» — сердито подумала она, и мысль эту явно дополняло «к нам». Опять же, ничего она не знала о вьюжно-морозном штурме астраханских стен прямо с походного марша, но ей казалось неправдоподобным, что среди тёплого августа Тамерлан испугался будущих морозов. Раздавив на Оке неумелых ополченцев Василия Димитриевича, ему б до Новгорода и назал вполне двух недель хватило. Над вторым научным объяснением она смеяться не стала, только усмехнулась и головой покачала. Сколько раз она потом сталкивалась с этим, когда не хотят видеть очевидные вещи такими, как они есть, и не иноземные «короли проповеди», а близкие окружающие подданные, которые подданными быть перестали, а судорожно пилили сук, на котором сидели. Но всё это потом. Вскоре она приехала первый раз в эту страну, хозяйкой которой ей предстояло стать, приехала в гости к Элле и её супругу, Великому князю Сергею. И, оказавшись впервые на литургии, испытала ощущение, которому так и не смогла подобрать названия. Сказать, что она была ошеломлена, значит, ничего не сказать. Видно, в человеке, где-то в потаённых недрах души, сидит ещё одно чувство, до времени не проявляемое, некий сгусток из ошеломления, радости, вдохновенного взлёта всех душевных и интеллектуальных сил, который жив ожиданием, что должно свершиться что-то важное, главное в жизни, и тогда оно, это чувство, заполнит собой и душу, и тело, для которых откроется новая и единственно нужная тайна бытия. И это «что-то», оказывается, только здесь, оно тоже единственное, и называется оно — литургия. То, что она чувствовала в Дармштадте, когда вглядывалась в подарок избранника, бумажную икону Владимирской Божией Матери, сейчас, в этом храме, среди этого действа, называемого литургией, было стократ усилено, её разом, как единое целое, охватило оно всей своей могучестью и реальностью.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.5 из  5) Оглавление 1 У нас не принято говорить с детьми о смерти. Считается, что надо оберегать детскую психику. Как будто с древнейших времен дети не были свидетелями войн и разбоев. Словно детей не уводили в плен, не заставляли непосильно трудиться, и они только играли, пели и радовались… Мы стоим с семилетней дочкой у гроба моей бабушки и читаем заупокойную молитву. Ребенок без страха смотрит в лицо покойницы, и говорит, вздохнув, когда молитва кончается: — Хорошо, что мы ее не отдали в больницу. Хорошо, что она умерла дома среди своих добродетелей, она улыбается, видишь? Дитя имеет в виду — доброжелателей. Дочка знает, как я боялась, что бабушке придется умирать в больнице, где она будет чувствовать себя оставленной теми, кого она любит… Она ведь никогда не лежала в больницах. Я просила Бога: «Господи, когда кончится жизнь моей бабушки Евгении, сделай так, чтобы я сама закрыла ей глаза и чтобы она чувствовала Твою любовь.» И моя просьба была услышана. Бабушка умирала, глядя на Владимирскую икону Богородицы, перед которой горела лампада. Богородица ответила на ее последний взгляд. Бабушка не смотрела на нас. Она вся собралась в молитве. Смерть стояла рядом, когда я только появилась на свет. Первую тяжелую операцию — трепанацию черепа из-за запущенного воспаления среднего уха я перенесла, когда мне не было еще года… Потом началось балансирование между жизнью и смертью, растянутое на много лет. Что-то тянуло меня в тьму небытия, что-то или кто-то выталкивал из боли, беспамятства, слабости в пестрый, движущийся, полный радости мир… Меня некому было беречь в детстве от тяжелых впечатлений, я могла сколько угодно размышлять о смерти и ломала голову над этой загадкой. Впервые я близко увидела смерть, когда мне было пять лет. Я лежала в больнице в Свердловске. Шла война. Все госпитали и больницы были забиты людьми, поэтому умирающего не увозили в отдельную палату, как прежде, не отгораживали ширмой от живых… Бывало, что умершая женщина лежала на своей кровати, укрытая с головою, целую ночь в общей палате. И все больные говорили шепотом, ходячие не шаркали тапочками, входили в палату как-то крадучись. Иногда кто-нибудь особенно смелый подходил к мертвой, отгибал простыню на ее лице и смотрел, приговаривая:

http://azbyka.ru/fiction/bumazhnye-maki-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010