— Из Украинской Православной Церкви, да, это было благословение блаженнейшего митрополита, он встречал Крестный ход… Предполагалось, точнее сказать. Там же вся сложность была в том, что 26-го, когда они подошли к Киеву, там начались сложности, когда министр Аваков, министр МВД сказал, что ничего личного, я в пересказе говорю, он даже в Фейсбуке своем написал, как водится, что мы получили сообщение о заложенных взрывных устройствах, нашли две гранаты и муляж, по-моему, не могу пропустить, мы не пустим в Киев. И предлагали паломникам сесть на автобус, добраться. Там было сложно, по-моему, какая-то часть Крестного хода все равно прошла в Киев гораздо позже, но то, как планировалось — торжественная встреча, молебен на входе в Киев это не получилось. И были опасения, как все будет проходить 27-го. Много было сделано властями, чтобы прошло мирно и спокойно, эксцессов не было. С другой стороны, хочется надеяться, что эта забота о безопасности была единственной причиной, по которой Крестный ход не пустили в Киев, хотя я все-таки полагаю, что это не экстраординарное событие не с точки зрения смысловой, а с точки зрения типологической: понятно, что в современном мире нередко происходят события, связанные с большим количеством людей, которые требуют обеспечения безопасности. Не хочу дальше эту мысль продолжать, понятно, что могли бы, наверное, быть ситуации, когда этот аргумент был бы не воспринят. Но будем надеяться, что действительно была сверхсерьезная угроз, которая помешала. Безопасность людей на первом месте и никто не говорит о том, что надо презреть все эти угрозы и идти. Но на следующий день — Владимирская горка, на которую с Европейской площади собравшиеся должны были перейти, паломники, и помолиться к памятнику князю Владимиру, к месту, где по преданию была крещена Русь. Там то ли было заявлено, то ли это общее место такое, ставят рамки, понятно по соображениям безопасности. И рамок должны были поставить 20, поставили 4. Там, видимо, потом как-то это меняли, может быть, это в одном месте. Дальше пишут люди, это же онлайн, спасибо еще раз социальным сетям, пишет человек, которого я просто лично знаю, что у рамок держат паломников, а противников, видимо, они с плакатами, пропускают мимо рамок, попускают вовнутрь. Это же тоже определенное отношение. Бог с ним. Вы простите, что я… Это все-таки все равно все не важно. Знаете, что потрясало, ведь несмотря на эти попытки провокаций, это ужасное было фото, как один парень из Украины написал, что это невозможно. «Пишу со слезами, чудотворную икону несут, бросают, они отбивают эти яйца, которые бросают в святыню, патриоты, любящие свою родину… Видимо так эта любовь проявляется. Но ведь реакции не было абсолютно ответной. Крестоходцы, как их называют, паломники, они ведь никакой встречной агрессии не проявляли. По крайней мере, нигде никто их не обвинял. Обвиняли в том, что это рука Москвы, но что это рука агрессии нигде была продемонстрирова на.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

    932 По-видимому, об этом самозванце говорит и Феофилакт Болгарский (Gautier, Le discours..., р. 115—116) в речи к Алексею. В. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 110, прим. 2) предполагает даже, что речь Феофилакта послужила одним из источников рассказа Анны. При этом ученый ссылается на лексические совпадения в текстах Феофилакта и Анны. Нам, однако, не удалось обнаружить никаких убедительных совпадений. Писательница здесь, как и в ряде других случаев, начиная повествование о каком-то новом событии, возвращает свой рассказ к «истокам» этого события.     933 Вояка (χαρακηνς). Может быть, следует переводить «житель Харака»? (см. прим. 930). Аналогичное словообразование в среднегреческом языке: καστρηνς (от καστρον «замок», «город»), О значении этого термина см. Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 129—132.     934 Ок. 1092 г. (см. Васильевский, Византия и печенеги..., стр. 111).     935 Примерно в тех же выражениях описывала Анна жестокость манихеев (см. Ал., VI, 14, стр. 201).     936 1084 г.     937 Запечатал (νσημηναμενος). Ε. Доуэс и Б. Лейб в своих переводах опускают это слово. А. Грегуар в рецензии на перевод Е. Доуэс (Byz., 4, р. 691) указывает на его важность в данном контексте. Только благодаря этому слову становится понятным, почему текст таблички воспринимается как глас божий.     938 Так мы переводим τ κορυφαφ παντων. По мнению А. Грегуара (Byz., 4, р. 691), — это патриарх.     939 Аналогичным образом вопрошал Алексей божественную волю и позже (см. Ал., XV, 4, стр. 407; об этом обычае см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 169—175). Интересно, что в России такого типа гадания происходили еще в XIX в. В рукописном дневнике деревенского священника Нижегородской губернии И. Миловского (середина XIX в.) сообщается, как он выбирал себе невесту. Священник положил за икону две записки с именами девушек, долго молился, а затем, не глядя, вынул одну из записок. Та, чье имя стояло в ней, и стала невестой священника (этот факт сообщила владелица дневника Η. Μ. Владимирская).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Прежде всего он предложил обратить внимание на украшение трех икон в нижнем ярусе иконостаса, в виду их важного исторического значения, а именно: храмового образа и рядом с ним – Феодоровской Божией Матери – по правую сторону царских дверей, а по левую – Владимирской Божией Матери. Для сей цели он указывал употребить хранившиеся в оружейной палате без всякого назначения драгоценные каменья и оброны, состоявшие из золотых и серебреных частиц, причем, кроме того, находил необходимым икону Феодоровской Божией Матери, стоявшую до того времени по правую сторону царских дверей, поместить, согласно церковному уставу, по левую сторону, а на место её поставить список с иконы Нерукотворенного Спасова образа, что в Верхоспасском соборе, каковой список уже был сделан художником Петенкиным за 50 руб. 60 От 16 декабря 1852 г. последовало Высочайшее согласие на приведение означенных предположений в исполнение и повелено произвести торги сначала на столярные и живописные работы и на прочие исправления в Рождественской церкви и, только уже по окончании сих работ, войти с новым представлением об утверждении подрядов на устройство самого иконостаса и обложении его серебром, с показанием, сколько потребуется к имеющемуся уже налицо серебру и золоту ассигновать по сим подрядам сумм. Во исполнение сего повеления, архитектор Чичегов на первую очередь представил переделку бывшего иконостаса с клиросами и во всех частях заново, с добавлением недостающего материала, с подделкой снизу царских врат, устройством новых боковых дверей, в иконостасе, клиросов и досок для семи икон и с исправлением и подкладкой старых досок, окраской на задней стороне иконостаса, а также и клиросов и позолотою в последних частях, согласно рисунку, по Гольдфарбе. Смета на все столярные работы была составлена в сумме 14000 р. Что же касается до чеканной работы, то она имела состоять в устройстве на приготовленном деревянном основании серебреного, золоченого иконостаса со всеми украшениями и ризами для икон. Для сей последней цели требовалось серебра 84 пробы до 30 пудов по 840 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сняв эпизод на мараловой ферме, мы объехали и облетели на вертолете многие уголки Горного Алтая. Видели сверху огромный надувной плот, на котором сплавлялась по бурной Катуни большая группа любителей экстремальных путешествий. Это были американцы. Возможно, первый туристический десант на Алтай. Мы с ними познакомились через несколько дней в равнинном селе, где они покинули свое плавсредство. Американцы были в восторге и от реки, и от горных пейзажей, и от местных жителей – им пришлось несколько раз обращаться к ним за помощью. Неподалеку от одного села их плот налетел на острую скалу, и пришлось его чинить. Они провели целые сутки, общаясь с людьми, не знавшими английского языка. Да он и не потребовался. Все удалось объяснить знаками и разнообразными выражениями эмоций. Самый восторженный американец стал уверять меня, что таких красот и разнообразия пейзажей, когда чуть ли не за каждым поворотом Катуни открывается новый вид, он нигде не видел. Хотя объехал полмира. Он искренне уверял меня, что нет ничего лучше алтайских деревянных избушек. В них-де и тепло, и воздух целебный. Он так пламенно восторгался убогим жильем местного люда (некоторые избушки в одно окно по фасаду были совсем крошечными), что мне казалось: нет такой силы, которая вернула бы его обратно в Америку. Однако, он улетел к себе, пообещав приезжать на Алтай каждый год. А еще он грозился рассказать всему миру о том, как прекрасен Алтай. Мы пролетели на вертолете над Телецким озером. К сожалению, оно было закрыто низкими облаками. Потом направились к нашей главной цели - горе Белухе. Вертолет подлетал к ней по распадку между двух хребтов, едва не касаясь вершин высоких елей. А сама гора возвышалась величественной белой пирамидой, с каждой минутой становясь все выше. Перед тем, как приземлиться, мы попросили пилота поближе подлететь к ней. Вертолет сделал круг над живописным озером у самого подножья Белухи. Мы близко увидели белую стену с ледяными уступами, от которых ложились причудливые тени. Когда мы сели у самого берега возле избушки горных спасателей, первое, что нам показали, было темное пятно на белом теле горы, очертание которого напоминало изображение женщины в полный рост. Один из спасателей сказал, что время от времени оно становится очень похожим на икону Богородицы, написанную в Киевском Владимирском соборе. Рериховцы, а их мы встретили немало, медитируют, глядя на это пятно.  Оно им напоминает какое-то языческое божество.

http://radonezh.ru/analytics/altay-11179...

– Как же я радуюсь атмосфере художественной мастерской!.. Вспоминаю и свои мастерские, некогда с любовью обустраиваемые и заменяющие порою родной дом. – Давайте поговорим о сегодняшнем состоянии церковных искусств. Главными в разговоре будут, конечно, духовные реалии, но совершенно ясно, что есть еще и самостоятельный профессиональный план. Церковное искусство – это среди всех церковных служений отдельное служение, начиная со времен апостола Луки, написавшего по преданию Владимирскую [Вышгородскую] икону Божией Матери. Точнее, эта целая совокупность близкородственных, но уже давно обособившихся служений – отдельно иконопись, отдельно церковное зодчество, отдельно много разных прикладных искусств и так далее. Как вы оцениваете нынешнее состояние дел в этой сфере? Что здесь есть важного, замечательного и радостного? А что есть такого, что сподвигает нас к размышлению, озабоченности и даже обеспокоенности? Такой совместной обеспокоенности, которая может побудить нас к совместным действиям. – Для начала я бы сказал, что радостного у нас достаточно, но так, как бывает его достаточно в самом начале пути, когда путник только выходит и начинает движение. Пока ноги целые, но он еще не знает точно, сколько он будет идти и чего достигнет, придет ли к своей цели. Но такая радость начала пути – она существует. Еще существует радость от количественного прирастания храмов, открывающихся в Москве и по всей России, от того, сколько их расписывается, украшается. Я думаю, наша иконопись достаточно давно вступила на собственный путь развития. Это трудный путь, потому что иконопись дело сложное. В связи с этим я бы назвал, прежде всего, архимандрита Зинона , который сначала оттолкнулся от русской иконописи, а потом пошел назад, к византийской традиции, углубился в нее и в каком-то смысле начал с самых истоков. Мы чтим как первоначальника нашей иконописной традиции Андрея Рублева, но его фигура, удаленная от нашего времени на много веков, не может быть для нас начальной точкой. Такой начальной точкой должно быть самое начало христианского искусства. И путь, который прошел архимандрит Зинон, очень показателен. Он на этом пути обрел много выразительности и собственного понимания того, как надо писать иконы. Он почерпнул многое из всего, что мы видим в самых разных местах – в Африке, Сербии, Италии, в Риме, и не только в художественном смысле.

http://pravmir.ru/v-tserkovnom-iskusstve...

Памятуя все доброе, оказанное Вами Холмской духовной семинарии, при расставании невольно в сознании всех нас, учащих и учащихся, является вопрос – что воздадим Вам за отеческую любовь Вашу к нам? Любовь в ответ вызывает любовь, сердечное воспоминание, русское спасибо, сыновне-почтительный поклон – всего этого мало. Одно может сравняться с тем благом, которое Вы явили к нам – это искренняя и усердная молитва , чтобы Всевышний благословил правление Ваше Варшавско-Привислинской паствой благодатию Своею и продлил жизнь Вашу на многие лета в здравии и неизменном благополучии. Благословите, Милостивый и дорогой наш Архипастырь и Отец, при отходе от нас, в последний раз наши труды и занятия, не забудьте эту любящую Вас семинарию в святительских молитвах Ваших и покройте немощи наши архипастырскою любовью, а в знак всегдашнего духовного единения примите от нас сию св. икону святителей Божиих Леонтия и Феодосия, во имя которых посвящены храмы Холмской духовной семинарии, в которых Вы, Архипастырь, возносили вместе с нами молитвы к престолу Всевышнего. Высокопреосвященный Иероним в его отношениях к воспитанникам Варшавского духовного училища Почивший в Бозе Высокопреосвященный Иероним путь жизни своей до последних минуть ее прошел, подвизаясь добрым подвигом. Господь наделил его многоразличными дарованиями – и он, как верный раб, ни одного из талантов, данных ему от Господа, не сокрыл бесплодно в землю, а всю – некратную – жизнь свою приложила, к развитию и укреплению их в себе, и, удвоив их, по завету Господню, употребила, на пользу и утешение ближних. Много людей всех возрастов и состояний облагодетельствовал он, но всего более потоков любви излилось из его дивного сердца на детей и юношей, еще не окрепших возрастно и не пустивших твердых корней в суровой жизни. Любящая, мягкая, заботливая душа покойного измлада искала общения с детьми, которые нуждаются в теплоте, сердечного участия и любви, подобно тому как молодые нежные растения тянутся к свету и теплоте солнечной. Еще на школьной скамье во Владимирской семинарии мы видима, его в обществе малых детей: он состоит старшим и певчих архиерейского хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Русский Дом 2001. Могут ли украинцы называть себя русскими? ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 10,  2001 МОГУТ ЛИ УКРАИНЦЫ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ РУССКИМИ? " Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие " . Александр Сергеевич Пушкин  Уважаемая редакция! Прочитав несколько номеров " Русского Дома " , я решил послать вам свою статью, т. к. тема разделения Украины и России - весьма болезненный и важный вопрос - не оставлена вами без внимания. Меня это очень радует и вселяет надежду, что русский народ не разделится окончательно на русских и украинцев. Это разделение пагубно для обеих сторон, но прежде всего для нас, украинцев. Если принять мысль, что мы - украинцы, в смысле - нерусские, то мы теряем всю нашу тысячелетнюю культуру (т.к. это русская культура), превращаемся в космополитов. Сейчас, могу вам засвидетельствовать, нередко в разговоре люди, когда хотят назвать свою национальность, запинаются и говорят что-то вроде " у нас, у славян " , т. к. " украинцы " - это название официальное и в разговоре оно не всегда употребляется (я имею в виду простой, непринужденный, обыденный разговор). Особенно остро это чувствуется, когда священник говорит проповедь: " Привезли Владимирскую икону на... нашу землю " , - сказать " на русскую " не дерзают, а " на украинскую " - глупо, т. к. тогда не было украинской земли.   Получается, что, внедряя в умы людей мысль о том, что Москва - это заграница, да еще и не самая дружелюбная, нас лишают национального самосознания, делая его каким-то аморфным, лишают нас причастности к русской культуре, и просто разрезают русский народ по живому.   Для меня это очень больной вопрос. Но среди друзей я нахожу не так уж много единомышленников, хотя таковые все-таки есть и с их помощью была составлена эта статья.   Я коренной житель Кривого Рога, вся моя родня из этих мест, я глубоко осознаю себя русским, и это побудило меня написать статью.   О себе могу добавить, что я по профессии иконописец, окончил иконописную школу при Московской Духовной Академии.  

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/12.h...

Конец 90-х – не так уж давно это было, почему такое восприятие? В провинциальных городах негативное отношение к православной вере и к верующим держалось дольше, чем в столице. Но я тогда пошла на хитрость: повесила в кабинете репродукцию известной фрески В. Васнецова из Киевского Владимирского собора, изображающей Божию Матерь с Богомладенцем на руках. А рядом – репродукцию другой картины того же художника – «Три царевны подземного царства». И когда снова пришел тот пациент, увидел икону и недовольно поморщился, я ему сказала: «Понимаете, это репродукция картины Васнецова. Я очень люблю его творчество. А Вы?» Он аж в лице изменился. И ничего не ответил. Да и что тут скажешь, если Виктор Васнецов писал и картины, и иконы? То-то и оно… Вы принимаете пациентов в гражданской одежде? Да. Чтобы стало понятно, почему я не афиширую свое монашество, скажу так. В те времена, когда я крестилась (а именно – в середине 80-х годов теперь уже прошлого столетия), это не было принято. По крайней мере, в моем родном Архангельске. Даже священники ходили по улицам в гражданской одежде и коротко стригли волосы. Понятно, что, согласно поговорке, «попа и в рогожке узнают». В те же времена в соседней Вологде священник мог ходить по улице в подряснике. Но у нас почему-то этого не было. Лишь один человек был исключением из общего правила – инокиня Евдокия (Неверова), в миру Анастасия, впоследствии монахиня Елевферия. Она родилась в Холмогорском районе, в верующей семье. В юные годы вслед за старшей сестрой Евдокией (которая в старости тоже приняла постриг) переехала в Архангельск и выучилась на повара. Послушницей стала в 1937 году. На ношение подрясника, четок и совершение монашеского келейного правила ее благословил иеромонах Игнатий, который отбывал ссылку в нашем городе. Фамилия его неизвестна. Жил он на окраине города, прозывавшейся «Шанхай». Там же был домовый храм, где он служил. Об этом знали немногие горожане. Для большинства отец Игнатий был юродивым, в летнюю пору ходившим по городу в ватнике, с вязаными носками на руках. Его поступки многим казались нелепыми. Смысл их открывался позднее.

http://pravoslavie.ru/111934.html

Праздник Владимирской иконы Божией Матери 23-го июня был днем величайшего восторга для учеников мутноводского духовного училища. К торжественной встрече этого многознаменательного для них дня они начинали собираться не за день, не за два и даже не за неделю... нет – тотчас же по приезде своем в Мутноводск после Пасхи. Лишь только каждый мальчик в это время показывался в свою классную комнату, к нему уже подбегал классический цензор или кто-нибудь из высших учеников в классе, успевших раньше других приехать, и предлагал ему сделать пожертвование «на праздник». Мальчик отыскивал в поданном ему списке свое имя и подписывал на украшение иконы по-своему усердию от 10 до 30 коп. Когда таким образом производимый сбор по подписке оканчивался, мальчики, в каждом классе, отдельно, считали собранную сумму и потом составляли нечто вроде совета, рассуждали о том, что именно нужно будет им сделать к празднику на собранные деньги, соображали все, что следовало бы им сделать и сколько нужно на то денег, и если собранная сумма оказывалась недостаточною, собирали еще по 5 или 10 копеек с человека. И каждый класс при этом старался непременно отличиться перед другим в своем усердии к украшению своей классной иконы Богоматери! Смотришь потом, в одном классе к празднику явилась новая лампадка или паникадило, в другом – новая киота, в третьем новая медно-посеребренная риза: что-нибудь да сделают непременно новое. Каждый курс, так сказать, оставлял по себе память в классе, украшая свою классную икону в праздники, как только было то для них возможно. Сделав пожертвование на украшение своей классной иконы, ученики потом с нетерпением со дня на день ждут своего праздника, и чем он ближе, тем они нетерпеливее ждут его. Но вот пришел канун праздника. Ученики в восторге: они не чают, как бы скорее в этот день кончились «проклятые» на этот раз урочные часы, отвечают уроки рассеянно, потому что голова у них занята не уроками, а близостию праздника. Немилосердно учители наказывают их розгами за плохие ответы, но они на этот раз как бы и не чувствуют боли от сечения их розгами, да и «дневальные» наказывают их рассеяннее, а от того и легче.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Не следует увлекаться различными световыми эффектами, гирляндами лампочек, дневным светом, но разумное употребление светильников необходимо. («Об освещении храмов» было указано в пасхальном послании Святейшего Патриарха Алексия I (см. Церковный календарь за 1947 г. и Богослужебные указания за 1958 г.) В алтаре обязательны лампы: над царскими вратами (желательно с отражателем, бросающим сноп света на Престол), у Жертвенника и свеча-лампа на аналое у Престола. Придают благолепие алтарю небольшая люстра на Горнем месте и верху иконостаса лампа (ртутная) с прожектором, освящающая голубым светом живопись потолка. По примеру Киевского Владимирского собора можно несколько подсвечивать чтимые иконы (лампы не видно, а сноп света освещает икону). Указание о порядке зажигания люстр, если они не включаются в алтаре, священник дает свечному ящику (лучше всего письменно, во избежание путаницы). Примерный порядок зажигания паникадил: Всенощная под воскресение Всенощная под праздник Зажечь на литию Зажечь к началу службы Погасить на шестопсалмие Погасить на шестопсалмие Зажечь на полиелей Зажечь на полиелей Погасить на 1-й час Погасить до конца 1-го часа Литургия: паникадило зажигается на всю службу. Практически удобно, когда зажигание люстр находится в алтаре, а не у свечного ящика. Моментом зажигания будет открытие царских ворот. Гасить следует, когда врата закрываются. Гармоничность действия (закрытие врат) и светового эффекта (погашение люстры) создает сильное впечатление согласованности: открытие царских врат совпадает с зажиганием люстр. Прочие принадлежности алтаря В алтаре на специальной вешалке должны висеть «требные епитрахили» для совершения треб. Брать епитрахиль из комплекта облачений не рекомендуется. Хорошо, когда у каждого батюшки есть свой ящик в комоде или шкафу, где он держит личные вещи. Для кадила и углей хорошо сделать из жести специальный шкафчик с вентилятором и вытяжкой на улицу, в алтаре меньше будет грязи и копоти. (Пример: в г. Т. в нише сделана вытяжная труба, в ней вмонтирован двустворчатый шкаф из жести, в котором с левой стороны умывальник для алтарников, а справа, висят кадила, внизу стоят ведра, щетки и прочее).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010