В челобитной, 1650 г. к Государю Царю, певчие писали: «как Бог даровал Царевича князя Дмитрия Алексеевича и нам за крещение дано против прежних дач, пожалуй и ныне нас для своего многолетнего здравия и для царевны Евдокии Алексеевны за крещение, как тебе Бог известит» 81 . Таким образом, ни один труд певчего дьяка, не имевший, повидимому, прямой связи с исполнением богослужебного пения в придворных храмах, не оставался без награды от Царя. Примеры этого, в разных видах, принадлежали к самым обыкновенным явлениям в XVII в. В 1659 г. велено было «дать из Мастерской палаты Государева жалованья его Государевым крестовым и певчим дьякам за то, что они встречали Образ Спасов, что был с боярином, с князем Юрием Алексеевичем Долгоруковым с товарищами; да Образ Пречистой Богородицы, что был на Свейском посольстве с боярином, со князем Иваном Семеновичем Прозоровским с товарищами и тот же Образ и Образ Пречистой Богородицы Владимирской полоцкие провожали с Москвы 82 . В том же году, Царь Алексей Михайлович пожаловал певчего дьяка Ивана Никифорова с казенного двора пять аршин тафты для того, что он поднес ему св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви праздник», т. е. праздничную икону 83 . Вместе с сим Государевы певчие дьяки пользовались от Царя такими наградами, которые могут быть объяснены единственно только царской милостью. При этом, не забывались даже ближайшие родственники певчего, которые сами лично никогда не принадлежали и не могли принадлежать к хору певчих дьяков. Когда брат певчего дьяка намеревался вступить в брак: тогда певчий дьяк получал деньги брату на свадьбу 84 . Также, когда сестра певчего дьяка выходила замуж, певчий опять получал деньги сестре на приданное 85 . Соединяя все разнообразные награды по их видам, должно признать, что они, главным образом, состояли из выдачи приказных денег, а также сукон или приказных, или радостных. 5 . Тот же самый вид царской щедрости, выражавшийся в разных наградах и поощрениях, принимал по кончине певчего особенное значение царской благотворительности. Вдовы певчего дьяка, вскоре по кончине его, получали все заслуженное и еще не принятое им денежное и хлебное жалованье, и годовое сукно 86 , а не редко, также, особые деньги на необходимые расходы при погребении умершего. В 1684 г. на погребение певчих дьяков Луки Алексеева и Куприяна Евтихиева дано было государского жалованья по десяти рублей 87 . Все это делалось, как объясняется в актах, жене на поминок или на прокормление семейства для его бедности 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Но беда в том, что все равно большинство возможных преподавателей “истории религии” будут смотреть на духовный мир со стороны. Что ж, попробуем поговорить о религии как феномене культуры (хотя с тем же успехом можно говорить о музыке Бетховена как о предмете лабораторной работы по акустической физике). Итак, светская школа, оставаясь светской, рассматривает религиозный материал как материал культурологический. Курс “истории религии” в таком случае прежде всего носит характер чисто ознакомительный, культурологический. Молодой гражданин России должен знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет. Но из этого очевидного тезиса вытекает следствие, которое будет весьма неприятно многим из современных “профессиональных плюралистов”. Отсюда следует, что структура курса должна учитывать простое обстоятельство: равенство всех религий перед законом, которое декларируется нашей конституцией, не может означать равенства религий перед культурой и историей России. В культурно-историческом плане религии не одинаковы. Культура России (как, впрочем, и мировая культура) не знает имен выдающихся философов-баптистов или поэтов-адвентистов, равно как и художников-мунитов. Понятно, что для русского человека важнее знать историю своей страны и Православие: ведь именно на Православии, а не на йоге, настояна вся русская история, литература, культура. Задача государственной системы образования — сохранить преемственность культурной традиции народов, создавших и населяющих данное государство. Как сохранит Тибет свой ламаизм — это его проблема. Россия же перед всем человечеством несет ответственность за сохранение своего Православия. Перед лицом всего мира Россия ответственна за сохранение Кижей и соборов Московского Кремля, за Рублевскую “Троицу” и Владимирскую икону Божией Матери. Но ведь зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Значит, государство и общество должны приложить усилия для того, чтобы собственно духовная традиция Православия, та традиция, которая и позволила России своим, неповторимым голосом откликнуться во вселенском хоре народов, могла быть сама собой и дальше. Станет ли мировая культура богаче, если в России исчезнет Православие? Станет ли культурный мир многограннее, объемнее, разнообразнее, если русские начнут верить так же, как и американские протестанты? Задача любой национальной школы — сохранение своего литературного языка. И если российская школа хочет быть действительно национальной, а не абстрактно “политехнической”, она должна найти способ давать детям врасти в мир национальной духовной культуры.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Ю. Б. Владимир призван был стать «старше» Киева. Аналогичный по размаху поход на Новгород зимой 1169/70 г., вызванный конфликтом Новгорода с А. Ю. Б. в Подвинье, где новгородская колонизация сталкивалась с владимиро-суздальской, закончился поражением владимиро-суздальского войска. (Новгород был спасен чудесным заступлением Пресв. Богородицы через ее икону «Знамение»; это событие отражено в иконографическом сюжете новгородского происхождения - «Битва новгородцев с суздальцами».) Тем не менее новгородцы вынуждены были зимой 1171/72 г. признать верховную власть А. Ю. Б., перекрывшего жизненно важный для города подвоз хлеба с юга, и в 1172 г. принять к себе князем его сына Юрия. Чуть раньше, в 1171 г., «старейшинство» владимирского князя признали и Ростиславичи, после чего с разрешения А. Ю. Б. Роман Ростиславич получил Киев. И территориально Владимиро-Суздальская земля приобрела при А. Ю. Б. заметные приращения на востоке за счет сферы влияния Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также на севере, в Заволочье (Подвинье). Вместе с тем в 70-х гг. в типичной для А. Ю. Б. политике военного давления и массовых походов очевидны признаки кризиса. Поход против волжских булгар в 1172 г. не нашел поддержки знати и союзных муромо-рязанских князей; в конце того же года произошло очередное возмущение Ростиславичей, а карательный поход на Киев в 1174 г. огромного войска, включавшего в себя отряды из многих рус. земель, потерпел сокрушительное поражение. По-видимому, корни кризиса следует искать в социальной сфере. Подчеркнуто автократическое правление А. Ю. Б., сопровождавшееся чрезвычайными мерами военного и, очевидно, фискального свойства, привело к расстройству отношений между князем и знатью, причем не только старым ростово-суздальским боярством, но и новым, владимирским, в к-ром справедливо видят целенаправленно создававшийся А. Ю. Б. в противовес родовому боярству класс служилой знати. В 1174 г. князь пал жертвой заговора, главную роль в к-ром играл приближенный к нему боярский род Кучковичей (позднее предание о том, будто из этого рода происходила жена А.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

III. В Семенов день 460 архиепископ служил обедню в Успенском соборе, а после обедни молебен Владимирской Божьей Мате­ри. Он увозил с собою икону. Когда он молвил: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице», народ зарыдал. Лишь только все приложились, вынесли образ в карету архиерея, и толпа бросилась его провожать по Красной площади. Тогда же увезли и икону Иверской Божьей Матери. На другой день, с утра, наше войско проходило Москвой, и солдаты плакали, когда шли, с опущенными знаменами, мимо Кремля. К вечеру Наполеон вступил в город. Его французы стали голодать, лишь только перешли за нашу границу, и кормились одним грабежом. От границы до Москвы они шли около трех месяцев, то и дело приходилось им отстреливаться от наших, и совсем изнурились солдаты. Не вспомнили они себя от радости, когда заняли Москву. Думали бедняки, что тут им готовый провиант и покойные квартиры, и рассыпались по пустым домам. Потаскали они из погребов, что было съестного, наелись досыта и улеглись спать. Да не надолго привел им Бог у нас отдохнуть. В ту же ночь вспыхнул в нескольких местах пожар. На беду поднялся ветер, а на другой день превратился в бурю, так что огонь разлился настоящим морем и стал охватывать улицу за улицей. Наполеон сначала расположился квартировать в кремлевском дворце; но как уж очень разыгрался пожар, то он переехал в Петровский парк. Там он провел трое суток, по ночам не спал, а все смотрел на пламя, и вернулся в Кремль, когда стал утихать пожар, и уже выгорели три четверти города. Жутко было Бонапарту. Он воображал, что, как войдет в Москву, наш царь попросить у него мира, а царь и не думал с ним мириться. Между тем осень наступила, солдаты совсем износились, им нечем было прикрыться, а какая оставалась провизия в Москве – почти вся погибла во время пожара. Стал Наполеон посылать по окрестностям своих полковых начальников, отыскивать пищи людям и корму лошадям. Да наши крестьяне зарывали в землю свои запасы овса и ржи, а сами жили в лесах. Французы к ним захаживали и отбивали у них скотину, да этой малостью прокормиться было невозможно. Опять же наши казаки показывались то и дело около Москвы, нападали зачастую на французов и истребляли их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Яростно перебил Ртищев: — Удар наносило воинство Всех святых, в земле Российской просиявших! Во главе с Ней! Именно в тот момент, когда образ Ее, икону Владимирскую, по приказу Царя повезли на фронт. Из десяти ваших винтовочных выстрелов семь — осечки, а у наших — незаряженные стреляют! Все ваше трехкратное превосходство в тяжелых орудиях — одним залпом в ноль сведено! Наших атакующих пули не берут, а ваши!.. тевтоны!.. от нашего крика уже в обморок падают! И все это только Она!.. — Спокойно, полковник. Вы в самом деле верите, что именно так было дело? — напряженно думая, Гепнер смотрел в глаза Ртищеву. — Теперь — да! — отчеканил тот с таким надрывом, что Гепнер переспросил удивленно: — Что значит «теперь»? А тогда? Теперь воочию, будто на киноэкране, закрыв глаза, смотрел Ртищев на себя тогдашнего, а был он тогда весь из себя — усталая ирония: «Лучше б снарядов подвезли вместо этой иконы». Именно этот термин — «этой» тогда промотался по извилинам. Смутно извилины тогдашнего Ртищева знали про Владимирскую. Снарядов было в преизбытке, но в привычку вошло, в кровь въелось всех тогдашних ртищевых ругать любой шаг Верховной власти и ныть о ее постоянных ошибках, из-за которых того нет, сего нет. Ошибок не было и было — все. Снарядов, как уже было отмечено, хватало, но конкретный Ртищев ныл о том, что их должно быть больше. Соседней батареей командовал поручик N. Имя затерялось, ибо имя им тогдашним было — легион. Поручик N не ныл, он сердито огрызался, он кричал в телефон попу полковому, что не потащит он на молебен обслугу своей батареи, на молебен ко Владимирской и всем Русским святым, что у него более важные дела есть, например, пушечку, из резерва подвезенную, лишний раз почистить, да и вообще лишняя стопка водки перед боем бодрит сильнее и в более нужном русле, чем молебны!.. Не мог видеть поручик N слёз попа полкового на том конце провода и иронично-ухмылистого развода руками в стороны комполка, мол, уж, простите, батюшка, им там, на передовой, виднее… Изрядно взбодрившись лишней стопкой и, не отвлекаясь на ненужное русло, пушечку, из резерва привезенную, хорошо почистили, и при первом выстреле снаряд, во врага направленный, в почищенном стволе взорвался, и пушечка почищенная разнеслась в куски, ранив и контузив всю обслугу во главе с поручиком N…

http://azbyka.ru/fiction/rubezh/

Она и своими трудами старалась помогать другим. Сидя у себя в келий на постели, она готовила корпию для больных или кроила и шила рубашки. Кроме того, она раздавала полотенца, платки, шерстяные чулки, рукавицы, обувь, всякую одежду. Молитва ее никогда не прекращалась. Несмотря на то, что ее в последнее время окружало всеобщее уважение, — она оставалась все той же смиренной девочкой, которая содержала больного брата мытьем белья на речке. Многие из приезжавших в Задонск стремились увидать Матрону Наумовну и поговорить с ней. Один богатый молодой человек удивлялся, как его мать, образованная женщина, всегда посещает старицу, бывая в Задонске. Из любопытства он пошел к ней и остался под таким впечатлением от ее беседы, что продолжал знакомство с нею и благотворил ее делу. В 1863 г. в праздник Сошествия Святого Духа Матрона Наумовна в последний раз была в церкви… По окончании службы и простонародье, и дворяне, и приезжие окружили ее, больную, слабую, в дальнем углу церкви. Сочувственные слова, благодарные взгляды вызывали слезы на ее изнуренном лице. Послушницы на руках вынесли ее из церкви. Но на дому еще можно было видеть ее и получить от нее совет. Ежегодно 9 ноября праздновался день ее рождения и к ней приносили чудотворную Владимирскую икону Богоматери. Народ собирался во множестве. Сидя, молилась тогда старица пред иконою. В глазах ее стояли слезы, но лицо бывало радостно. Когда странники, проходя мимо окна, кланялись ей, она не видела, вся погруженная в молитву, обливаясь слезами. 1 апреля, в день св. Марии Египетской, 1844 г. она приняла тайное пострижение с именем Марии. Снисходительная к другим, она была строга к себе, держа себя в тех же лишениях, в каких началась ее жизнь. Духовность ее и опытность развили в ней прозорливость. Часто ее осторожное слово впоследствии неожиданно сбывалось. До чего она была благодарна, как в ней развито было то чувство, которое можно назвать памятью сердца, видно из следующего случая. Одна из жительниц Задонска должна была покинуть на несколько лет Задонск. Жизнь ее в чужих местах, с братом, который терпел большое горе, была очень тяжела. Известия эти очень печалили старицу, и она сама и сестры, жившие при ней, молились о помощи страдавшей женщине. Схоронив брата, она вернулась в Задонск и, узнав, как много думала о ней во время ее отсутствия Матрона Наумовна, она горячо ее благодарила.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Да благословит Бог наши войска, которые так рвутся в наступление! Морская экспедиция в Черном море прекрасно удалась – высадилась новая дивизия к западу от Трапезунда! Прощай, моя любовь, мое Солнышко, душа моей души! Да хранит Бог тебя и девочек! Нежно целую. Твой навеки Ники. Ц.С. 23 мая 1916 г. Сокровище мое милое! Крепко благодарю тебя за твое драгоценное письмо. Я всегда получаю твои письма по возвращении из лазарета и сразу прочитываю их, а затем позже перечитываю и целую их с чувством безграничной любви. Мы, наконец, имели возможность позавтракать на балконе – идеальная погода, и, наконец, все зазеленело. Я вчера прокатилась со старшими девочками в Павловск, березы божественно благоухали, – сейчас я снова собираюсь покататься с З., а Татьяна едет верхом (завидую ей). Только что принимала Мишу Граббе. Вчера Бетси провела у меня около часа. Говорят, что ты пожелал включить ее в число сестер, отправляющихся в Германию, и это волнует ее, так как она не владеет немецким языком, – кроме того, она утомлена и ей кажется, что она не подходит для этого дела. Я сказала ей, что убеждена, что ты не выбирал ее, но что ее, вероятно, предложили, а ты дал свое согласие, что ты отлично поймешь ее нежелание ехать и что я обо всем этом тебе напишу. Она этим была чрезвычайно утешена. Наш Друг очень просит, чтоб ты не назначал Макарова министром внутренних дел. Этого хочется одной партии, но ты вспомни, как он вел себя во время истории с Иллиодором и Гермогеном, – кроме того, он никогда не вступался за меня, и потому было бы большой ошибкой дать ему подобное назначение. Вчерашний вечер провела в лазарете. Жду melle Шнейдер с докладом. Теперь должна кончить, мой родной. Бог да благословит тебя, мой единственный и мое все, осыпаю тебя поцелуями. Навеки твоя старая Солнышко. Завтра мне минет 44!!! Ц. ставка. 23 мая 1916 г. Моя дорогая женушка! Сердечно благодарю тебя за твое милое письмо. Я передал Фред. бумаги относительно melle Петерсон – она получит эти 2000 р. – Он запросил, почему она была выслана – оказывается, у нее два брата служат в германской армии, и она переписывалась с ними через германских военнопленных и, несмотря на приказание Николаши прекратить это, продолжала все-таки – вот причина! Вчера вечером в саду я приказал Шавельскому написать, чтоб сюда прислали икону Владимирской Божьей Матери.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

У иконописцев М. была явно выражена исторически сложившаяся дифференциация трудового процесса. Редко встречались иконописцы-универсалы, которые могли написать всю икону полностью ( Голышев. 1865. С. 79). Мастера по специализации делились на личников, доличников, листоушников (писали мелкие «расхожие» иконы), уборщиков икон, грунтовщиков, полировщиков, чеканщиков, позолотчиков, киотчиков ( Леонтьев. 1903. C. 30-31). Ряд семейных мастерских мог представлять технологическую цепочку, в каждой из них выполняли только одну операцию, напр. писали только лики или одежду и проч. ( Мельников-Печерский П. И. Нижегородская ярмарка 1843, 1844 и 1845 гг. Н. Новг., 1846. С. 208). Помимо собственно иконного производства в Богоявленской слободе также изготовляли сусальное серебро (к кон. XIX в. там было 5 сусальных заведений; Голышев. 1865. С. 77) и органическую краску бакан ( Добрынин Н. Г. Слобода Мстёра: Стат. очерк//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1864. Вып. 2. С. 168). На 2 фабриках в М. выделывали медную и серебряную фольгу, золотили поталью бумагу, отдельно изготовляли киоты (Отчеты и исслед. по кустарной промышленности в России. СПб., 1898. Т. 5. С. 417). В самом нач. XX в. помимо 14 иконописных в М. насчитывалось 24 фольгоуборочных и 10 ризочеканных мастерских ( Леонтьев. 1903. С. 34). Женщины также были вовлечены в иконный промысел, они шили ризы и изготовляли цветы для икон, покрывали их фольгой. «Уборщица» успевала за день украсить до 50 икон. Фольгоуборочные заведения были наиболее доходными, наименьший доход приносили ризочеканные мастерские. До сер. XIX в. в Богоявленской слободе М. преобладало изготовление дешевых «расхожих» икон, высокий спрос на к-рые существовал гл. обр. в крестьянской среде. Их покупали торговцы-офени и развозили по всей России, а также в зарубежные правосл. страны. Дешевизна работы отражалась на цене икон (до 1-3 р. за сотню образов). Художественным качеством эти иконы не отличались. Именно тиражирование икон упрощенного письма способствовало пренебрежительному отношению к поздней иконописи и стало основанием для того, чтобы считать иконопись М. ремесленным производством «низкопробного товара». Изготовление дешевых икон, изначально представлявшее собой кустарный ремесленный промысел, в дальнейшем превратилось в крупномасштабное производство, труд на к-ром имел все признаки развитой промышленности. Такие иконные фабрики стали характерным явлением в развитии российского хозяйства и экономики с посл. трети XIX в. и вплоть до начала первой мировой войны.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

И действительно после чудесного исцеления дитя мое и до сих пор совершенно здорово“. В благодарность за сию чудодейственную помощь князь устроил драгоценную ризу на икону Богоматери, о чем было здесь выше сказано при описании иконы. 16 февраля того же года покровом и заступлением Богоматери исцелился от болезни крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости, деревни Числавли, Лев Андреев, 43 лет. Три месяца он страдал припадками умоисступления, при чем приходил иногда в такое ожесточение, что домашние вынуждены были сковывать его цепью; во время припадков у него отнимался язык, он рвал на себе волосы и, по словам его, огнем горела у него вся внутренность. Напрасно он обращался за помощью к врачам; ему говорили, что болезнь его неизлечима. После таких жестоких трехмесячных страданий, однажды во сне услышал он голос, говоривший ему: „Ступай в пещеры Гефсиманского скита, поживи там, и будешь здоров“. Он поверил и пошел. Когда пришел он в киновию Боголюбивой Богоматери, что близ скита, то с ним сделался сильнейший припадок умоисступления, продолжавшийся шесть часов; братия киновии с большими усилиями сдерживали его, и дали ему совет немедленно отправиться в пещерный храм. Как он вошел туда, тотчас пал пред иконою Богоматери, и тут возобновился с ним обычный припадок; но когда дали ему святой воды, вдруг все страдания его прекратились и уже более не повторялись. Пробыв некоторое время при пещерах, он отправился в Киев на богомолье совершенно здоровым. В декабре 5 числа того же года он опять был в пещерах, принося искреннее благодарение Богоматери и прославляя Ее милосердие. Свидетелями его исцеления были: той же губернии и уезда, деревни Шаблыкиной, вдова Дарья Евдокимова, дочь ее Матрена Егорова Пузанова и солдатка Прасковья Филиппова. Московской губернии, Звенигородского уезда, деревни Давыдовки, 18-летний крестьянский сын Алексей Иванов Кузнецов полтора года одержим был, по словам его, беснованием и подвергался сильным припадкам, доводившим его до состояния бесчувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010